ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 479 4 страница
На рубеже 19 и 20 вв. в связи с развитием рабочего движения в словацкую культуру проникают идеи науч. социализма.Их пропагандисты — Ф. Тупи (1862—1946), Э. Борек (1880—1924) и др. — выступают в первых со-циалистич. журналах. Популяризируя взгляды Маркса п Энгельса, борясь против феод.-клерикальных и бурж.-либеральных теорий, они не смогли, однако, достигнуть уровня творч. марксизма, а в политич. практике, отмеченной стихийностью и оппортунизмом, оказались не способны решать насущные вопросы словацкого нац.-освободит, движения.
Распад Австро-Венгрии и возникновение ЧСР (1918) радикально изменили условия для развития философии. Основанный в 1919 в Братиславе ун-т
ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ—ЧЖОУ ДУНЬ-И
487
им. Я. А. Коменского становится центром академич. философии, ориентированной в позитивистском и критическн-реалистич. направлениях. Словацкая фи-лос. мысль благодаря деятельности С. Штура (р. 1901), И. Грушовского (р. 1907), С. Фельбера (1905— 1956) и др. быстро осваивает совр. фнлос. проблематику. Грушовский и Фельбер переходят на позиции марксизма. Представителем марксистской линии в философии в Словакии с 20—30-х гг. является Санто. Внесению марксизма в словацкую культуру и политическую практику способствовали т. н. дависты (группировка вокруг журн. «ДАВ», 1924): В. Клементис (1902—52) и Л. Новомескнй (р. 1904), а затем и Си-рацкий.
Для непродолжит, этапа т. н. Словацкого гос-ва (1938—45) характерна официально пропагандируемая философия неотомизма и интуитивизма (в связи с деятельностью Лосского и его сторонника Йосефа Диешки в Братиславском ун-те), вытесняемая после 1945 развивающейся марксистской философией, которая в дальнейшем становится в ЧСР господствующей.
|
|
Марксистская философия творчески развивается, особенно с сер. 50-х гг. Значит, успехи достигнуты в области истории философии (особенно в изучении истории словацкой философии), в области логики и методологии науки, в разработке фнлос. категорий и законов диалектики, марксистской теории познания, историч. материализма и социологии.
В последний период в словацкой философии эти проблемы рассматриваются гл. обр. в связи с процессами современного обществ, развития, научно-тех-нич. революцией, развитием кибернетики и т. д. Словацкие философы и социологи уделяют также большое внимание марксистской интерпретации проблемы человека и аксиологич. вопросам. Позитивно решая эти проблемы, словацкие философы и социологи преодолевают интерпретации, чуждые марксистско-ленинскому мышлению. Результаты исследований публикуются не только в монографиях, но и в журналах «Filozofia», «Slovensky sociologicky casopis» и теоретич. журналах К ПС*.
|
|
Статья подготовлена в Ин-те философии. Братислава.
Чехословацкие философы-марксисты, преодолевая догматич. упрощения, вместе с тем выступают против правооппортунпстич. ревизии марксистской идеологии, подвергают резкой критике различного рода отступления от марксизма-ленинизма, проявившиеся в работах нек-рых чехословацких философов и социологов. Под руководством КПЧ они борются за последоват. проведение ленинского принципа классовости, партийности в философии, за утверждение принципов интернационализма в обществ, жизни.
Лит.: История философии, т. 2, М., 1957; т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европ. социалистич. странах, М., 1965; О b e г-weg P., Grundriss der Geschichte der Philosophic, 12 Aull., Tl 5, В., 1928; Kapitoly z dejin slovenskej filozofie, Bratislava, 1957; Filosofie v dejinach ceskeho naroda, Praha, 1958; Antologie z dejin deskoslovenske lilosofie, dil 1, [Praha], 1963; Prchl'ad dejin slovenskej filozofie, Bratislava, 1965; Topical problems of Chechoslovak sociology, Prague, 1969.
ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ (bratfi cesti) — представители релит, секты, возникшей в сер. 15 в. после поражения таборитов — одного из течений гусизма. Придерживаясь учения Хелъчицкого, Ч. б. требовали возвращения к простоте раннего христианства, отвергали военную и гос. службу, проповедовали непротивление злу. Первонач. радикализм Ч. б. уступает место в конце 15 в. более умеренным течениям внутри секты («Братское единение» во главе с Лукашем Пражским). Последним епископом Ч. б. был Коменский. Общпны Ч. б. были разгромлены после Белогорской битвы 1620, а члены секты, спасаясь от преследований, эмигрировали в Польшу и Германию.
|
|
Лит .: Go 11 J., Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der Bohmischen Briider, v. 1—2, Prag, 1878—82; P e-schke E., Die Theologie der Bohmischen Briider in ihrer Frtihzeit, Bd 1—2, Stuttg., 1935—40. См. также лит. при ст. Лукаш Пражский.
ЧЖАН ЦЗАЙ (1020—77) — кит. философ-неоконфу-цпанец; вслед за Чжоу Дунь-и стремился в обстановке идейной борьбы с буддизмом философски обосновать конфуцианские этич. принципы. В качестве единого начала, объединяющего всю Вселенную, Ч. Ц. выдвинул ци (материальную силу), к-рая в ходе циклич. вибраций то распадается, возвращаясь к великой пустоте, то концентрируется, образуя весь видимый мир. Теория Ч. Ц. направлена и против буддийского подхода, утверждавшего иллюзорность видимого мира, и против даосизма, провозглашавшего, что бытие произошло пз пустоты, к-рая, будучи бесконечной, выше конечной материальной силы. Задача человека в мире, по мнению Ч. Ц., заключается в том, чтобы, поняв ход циклич. изменений, действовать в гармонии с нпм, а не в том, чтобы поставить себя вне этого процесса (как учили буддисты) или, подобно даосам, при помощи магпч. средств пытаться уйти от неизбежного распада. В оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие неоконфуцианской мысли «Западной надписи» Ч. Ц., в соответствии с провозглашенным им принципом единства Вселенной, так формулирует этич. кредо: «То, что наполняет вселенную, я рассматриваю, как мое тело, то что ее направляет — как мою природу, всех людей — как моих братьев и сестер, а все живые существа, как моих товарищей» (цит. по кн.: Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 496). Нек-рые философы видели здесь влияние буддизма с его идеей милосердия, распространяющегося на все мироздание, но большинство неоконфуцпанцев рассматривало провозглашенный здесь взгляд как дальнейшее развитие традиционного конфуцианского понятия жэнъ (гуманность). В основе социально-политич. взглядов Ч. Ц. лежало утоппч. стремление осуществить выдвинутый раннеконфуцпанскимп мыслителями идеал равного распределения земли среди крестьян.
|
|
Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения
(О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1906,
с. 210—12; Я н Ю н - г о [и др.], Цзяньмин Чжунго сысянгпи
(Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 110—
115; Хоу В а й-л у [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяныни
(Краткая история китайской философии), Пекин, 1963, с. 288—
290; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philo
sophy, Princeton, 1963, p. 495—517; Sources ot Chinese tra
dition, сотр. by de W. T. Bary et al., v. 1, N.Y., 1964, p. 403—
406, 465—70. В. Рубин. Москва.
ЧЖОУ ДУНЬ-И (1017 — 73) — кит. философ-неоконфуцианец, первым сделавший попытку подвести онтология, и космологич. основу под конфуцианские этич. принципы. Для этого Ч. Д.-и использовал идеи даосизма, а также понятия, содержащиеся в «И-цзине». В оказавшем огромное влияние на развитие неокон-фуцпанской мысли трактате «Объяснения к схеме „Великого предела"» (тайцзи) Ч. Д.-и пишет, что беспредельное, являющееся в то же время великим пределом, порождает инь п ян (в понимании Ч. Д.-и — покой и движение). Взаимодействие этих начал приводит к возникновению пяти элементов (воды, огня, дерева, металла и земли), к-рые вступают в таинств, союз с сущностью инь и ян и с беспредельным. Отсюда появляются мужской (небесный) принцип и женский (земной, равноправный небесному), к-рые и порождают «десять тысяч вещей», непрерывно себя воспроизводящих. Человек выделяется тем, что, получая эти начала в наиболее совершенном виде, представляет собой самое разумное существо, чье сознание вырабатывает нравств. принципы и отличает добро от зла. В духе даосизма и в противоположность буддизму, настаивающему на иллюзорности мира, Ч. Д.-и стремится обосновать его реальность и познаваемость; он также пытается утвердить традиционную конфуцианскую
488
ЧЖОУ ЯНЬ—ЧИЖЕВСКИЙ
мысль о примате человека в мироздании. Во второй работе Ч. Д.-и, специально посвященной интерпретации «И-цзина», понятие чэн (искренность, честность, цельность) поднимается до значения космологич. принципа, пронизывающего все мироздание.
Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн : Запад и Восток, М., 1966, с. 205—10; Ян Ю н - г о [и др.], Цвяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 104—106; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяныпи (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923, p. 128—31; Fung Y u-1 a n, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 434—51; N e e d h a m J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 464—70; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 360—80.
В. Рубин. Москва.
ЧЖОУ ЯНЬ — см. Цзоу Янь.
ЧЖУАН-ЦЗЫ (прибл. 369—286 до н. э.) — др.-кит. философ, один из основателей даосизма и составителей трактата «Чжуан-цзы». О жизни Ч.-ц. известно очень мало. Установлен факт, что Ч.-ц. принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей.
Трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, коротких новелл и диалогов, носящих полемич. характер и направленных против осн. положений конфуцианства и моизма (см. Моисты). Начиная со вскрытия ограниченности и относительности категорий, к-рымп оперируют эти учения, Ч.-ц. затем распространяет свою критику на все человеч. понятия, представления и чувства. Так, жизнь, согласно Ч.-ц., не что иное, как сновидение; великое пробуждение приходит лишь в результате слияния с дао — с некоей цельностью, присутствующей во всем, но ничем конкретным не исчерпывающейся, не познаваемой разумом и не выражаемой в словах. Даосское философствование Ч.-ц. выражается в форме диалектич. игры, выявляющей принципиальную идентичность казалось бы противоположных понятий и показывающей их переход друг в друга в процессе всеобъемлющих природных круговращений.
Природа, в к-рой находит воплощение дао, противопоставляется Ч.-ц. как нечто естественное человеку как существу искусственному. Ч.-ц. бесповоротно осуждает человека с его построенным на насилии гос-вом, культурой, нравственностью, оторвавшегося от природы и погрязшего в никчемном умствовании. Но, в отличие отЛао-цзы, Ч.-ц. не верит в то, что какая-либо сознат. деятельность может способствовать возвращению «золотого века». Из тупика изолгавшейся цивилизации он видит два выхода: либо бегство от нее, либо разгром, наспльств. уничтожение в апока-липтич. взрыве общества и его культуры. Имеющаяся у Ч.-ц. мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз идеологически оформлявшей в ср. века крест, революционность с ее отчаянием, исступлением и эс-хатологич. мечтами.
Соч.: Чжуан-цзы цзи ши («Чжуан-цзы» со сводом комментариев, сост. Го Цин-фанем), в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 3, Пекин, 1957; The writings of Kwang-Zse, в кн.: The Sacred books of the East, v. 39—40, Oxf., 1891 (v. 39, p. 164—392; v. 40, p. 1—232); Chuang Chou (Dsehuang Dsi), Aus dem Chinesischen verdeutscht von R. Wil-helm, Dusscldorf—Koln, 1951; в рус. пер.— Атеисты, материалисты, диалектики Др. Китая, вступ. ст., пер. и коммеят. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.
Лит.: Го М о - ж о, Философы Др. Китая, пер. с кит.,
М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политич.
и филос. мысли в Китае, М., 1966; F о г k e A., Geschichte
der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; Fung Y u-
1 a n, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952;
Creel H. G ., Chinese thought from Confucius to Mao-
Tze-tung, L., 1962. В. Рубин. Москва.
ЧЖУ СИ (1130—1200) — кит. философ, создавший рационалистич. систему неоконфуцианства, оказавшую огромное влияние на китайскую, корейскую п япон. философию. Учился у Ли Туна (1088—1158), последователя Чэн И и Чэн Хао. Большую часть жизни провел в бедности; неоднократно занимал высокие
посты, с к-рых увольнялся за выступления против правительств, политики. Бесстрашие Ч. С. вызвало ненависть к нему придворных, добившихся того, что в 1196 учение Ч. С. было запрещено и он был отстранен от всех должностей; в 1199 был реабилитирован, но служить отказался.
Объединив концепцию «великого предела» (тайцзи), выдвинутую Чжоу Дунъ-и, с понятием принципа (ли), взятым из философии братьев Чэн, Ч. С. интерпретировал «великий предел», воплощающий высший принцип, как единство принципов всех существ и вещей Вселенной. Причастные «великому пределу», они относятся к нему не как части к целому, а как отражения луны в реках п озерах к луне на небе — в каждом из них луна отражается целиком. Для реального существования Вселенной недостаточно, однако, «великого предела», тождественного принципу (ли), необходимо еще п материальное начало (ци). По сравнению с «ли» это материальное начало вторично, но именно оно дает возможность объяснить разнообразие всего существующего, изменения, к-рым оно подвержено, и наличие в человеке добра и зла. Оттого что принцип воплощается в материальном начале, он не может быть воплощен до конца и полностью. Человеч. принцип («ли») Ч. С. сравнивал с жемчужиной в мутной воде эгопстнч. желаний. Путь к внутр. освобождению и к просветлению подобен очищению жемчужины от грязи. В этом плане Ч. С. вслед за Чэн И придавал особое значение заимствованному из трактата «Да сюэ» понятию «исследование вещей». Поскольку принцип (ли) объединяет человека со всей Вселенной, исследуя вещи и познавая их принципы, человек, согласно рационалистич.-просветительской позиции Ч. С, познает самого себя и избавляется от эгопстнч. желаний. Хотя в системе Ч. С. «исследование вещей» было в основном средством для нравств. самоусовершенствования, то значение, к-рое ему придавал Ч. С, сыграло известную роль для развития науки в Китае. Однако в основном «вещи», к исследованию к-рых призывал Ч. С, понимались как человеч. дела, т. е. проблемы морали, политики и т. п. Изучение того, что выходило за пределы гуманитарных знаний, неоконфуцианцев не интересовало, поэтому естеств. науки не получили в Китае значит, развития.
Неоконфуцианский синтез, разработанный Ч. С, после его смерти превратился в ортодокс, идеологию кит. бюрократии. С 1313 ответы на гос. экзаменах должны были основываться на комментариях Ч. С. к конфуцианским классич. книгам. Став офиц. догмой, неоконфуцианство чжусианского толка в течение почти 700 лет, вплоть до начала 20 в., сковывало филос. мысль в Китае и тем самым способствовало тенденциям к стагнации, к-рые привели в новое время к отставанию Китая от Европы.
Соч.: Чжу-цзы да цюань (Полное собр. соч.), Шанхай, 1936.
Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения
(О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966,
с. 201—39; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши
(Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 120—25;
Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяныпи (Краткая
история китайской философии), Пекин, 1963, с. 294—99;
Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Fung
Y u - 1 a n, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton,
1953, p. 533—71; Chang C, The development of Neo-
Confucian thought, v. 1, N.Y., 1957, p. 243—332; S с h r o-
k a u e г СМ., Chu Hsi's political career: a study in ambiva
lence, в кн.: Confucian personalities, Stanford, 1962, p. 162—88;
Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy,
Princeton., 1963, p^ 588—653. В. Рубин. Москва.
ЧИЖЕВСКИЙ, Александр Леонидович (26 янв. 1897—20 дек. 1964) — сов. ученый, биофизик, историк, один из основателей космич. биологии. Один из первых показал, что развитие биосферы протекает под непосредств. воздействием физич. факторов космоса и что космич. ритмы влияют на процессы в живой при* роде на всех уровнях организации биологич. систем —>
ЧИЛЯЕВ—ЧИЧЕРИН 489
от индивидуальных организмов до популяций и сообществ. Ч. установил корреляцию между циклами деятельности Солнца и целым рядом явлений в биосфере, в т. ч. миграций животных, эпидемий, пандемий, эпизоотии, эпифитий. Поскольку нервно-психич. система человека чутко реагирует на изменения солнечной активности, последние отражаются на психич. возбудимости человеч. коллективов, повышая или понижая их реактивность. Ч. исходил из того, что физич. поля планеты и ее окружения должны учитываться в числе осн. причин, влияющих на состояние биосферы. Работы Ч. явились важной вехой в развитии космич. естествознания.
С о ч.: Физич. факторы историч. процесса, Калуга, 1924;
Эпидемич. катастрофы и периодич. деятельность Солнца, М.,
1930; Теория гелиотараксии, М., 1930; Структурный анализ
движущейся крови, М., 1959; Аэроионификация в нар. хозяй
стве, М., 1960; Солнце и мы, М., 1963; статьи в сб.: Земля во
Вселенной, М., 1964. Л. Голованов. Москва.
ЧИЛЯЕВ, Егор Гаврилович (14февр. 1790—30-е гг. 19 в.) — рус. философ и правовед, представитель демо-кратич. крыла школы естественного права. Исходя из традиционных антитеологич. предпосылок метафизич. материализма, Ч. доказывал, что познават. способности человека (как и сам человек) произведены природой (см. «Начертание права природного», СПБ, 1812, с. 14, 16—19, 21), они обеспечивают человеку познание мира, а результаты процесса познания обладают практич. значимостью.
По мнению Ч. (см. там же, с. 31), отличному от взглядов большинства представителей естественного права, люди никогда не жили вне общества; т. о., рассмотрение общества с позиций «робинзонады» является для Ч. методологическим, а не историч. принципом.
Цели человеч. общества и его движущие силы Ч. видел в удовлетворении естественных «природных нужд» (в пище и др.) абстрактно взятого индивида (в т. ч. гарантия самосохранения, увеличение благосостояния); на этом основываются «...взаимные соотношения людей...» (см. там же, с. 22). К числу «взаимных отношений» Ч. относил «общежитие», «труд», «просвещение», «личную» и «земельную» собственность. Труд, по Ч.,— первейшая необходимость; все виды собственности правомерны только как результаты личного труда, отсюда — «все люди равны между собою по личной собственности и по свободе...» (там же, с. 42). Равенство и свобода должны быть основой взаимных договоров между членами правильно устроенного общества (см. там же, с. 44). Отсюда— радикальный вывод Ч. о праве человека «...отражать силою всякое нападение, угрожающее его личной собственности и его свободе» (там же, с. 37). Этот и нек-рые др. выводы Ч. делают его предтечей социологич. идей декабристов; однако сам Ч. не только не перевел их в план практически-политический, но и не развил их в теоретич. отношении. После 1812 Ч. вошел в масонскую ложу (см. Масонство) и прекратил собственно филос. деятельность.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!