ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ                                                                    479 2 страница



Опыт революций показал Ч., что в жизни каждого народа бывают «минуты энергических усилий, отваж­ных решений», когда невежеств. массы поднимаются на самоотверженную борьбу. Каким бы кратким по вре­мени ни был революц. период, чем бы он ни завершил­ся, именно этим минутам обязано общество своим движением вперед (см. там же, т. 6, 1949, с. 11—12). Революц. периоды для Ч.— это время историч. твор­чества, когда «...делается девять десятых частей того, в чем состоит прогресс...» (там же, с. 13). Вместе с тем мысль Ч. напряженно работает над разгадкой пара­докса историч. прогресса, когда после кратковремен­ного успеха массы прокладывают путь господству нового эксплуататорского класса. События итал. Рисорджименто и победа партии Кавура убедили его в том, что «люди крайних мнений... работают не в свою пользу». Хотя общество продвигается вперед именно усилиями решит, прогрессистов, плоды победы, как правило, достаются «умеренной партии». Верный сво­ему антропологич. принципу, он усматривает причину этого явления в господстве «рутины» над жизнью боль­шинства (см. там же, т. 7, с. 670—71). Революция тре­бует инициативы и огромного духовного напряжения, к чему не привыкло большинство. В результате — уста­лость, апатия массы благоприятствуют победе людей типа Кавура — людей «партии рутины». Наиболее ра­дикальные деятели скоро утомляют массу своим ак­тивизмом и «сложностью» и отбрасываются ею как «...не соответствующие неопределенности ее тенден­ций, вялости ее желаний» (там же, с. 672).

Понимание Ч.«парадокса революций», однако, не при­водит его к пессимистич. прогнозам. Сложный, маят-никообразный характер историч. прогресса, движе­ние с рецидивами, с громадной растратой сил, когда «грошовый результат достигается не иначе, как рас­тратой миллионов», служит для Ч. основанием для трезвого — «сурового взгляда» на течение историч. дел п «перспективы близкого будущего».

Теория общинного социализма. Социализм как ведущая тенденция всемирно-историч. развития, по Ч., представляет собой фокус современности. В 19 в., пишет он, уже невозможно одновременно считать себя современным ученым и «...сомневаться в окончатель­ном торжестве нового стремления к союзному произ­водству и потреблению...» (там же, т. 4, с. 741). С этой новой т. зр. меняется значение общинного землег владения, сохранившегося в России вследствие ряда объективных неблагоприятных обстоятельств и исто­рич. неподвижности нации. «...Общинное владение


ЧЕРНЫШЕВСКИЙ


оказывается очень выгодным для благосостояния рус­ского народа» (там же, с. 346), с одной стороны, как средство против безграничного действия «принципов агломерирующих», с другой — как «удобное и про­сторное основание» для будущего переустройства жизни на социалистич. началах. Возможность стать исходным пунктом обновления России, подчеркивает Ч., коренится, однако, не в крест, общине как таковой, а в том обстоятельстве, что она является современни­цей крупного машинного произ-ва на Западе. Крупное фабричное произ-во — залог экономпч. прогресса в передовых европ. странах; равным образом и в зем­леделии крупное х-во имеет «гораздо лучшие средства к успешному ведению дела», «лучшие орудия», лучшее «распределение земель». В этих условиях общинное владение оказывается единственным «...разумным и полным средством соединить выгоду земледельца с улучшением земли и методы производства с добросо­вестным исполнением работы» (там же, т. 5, 1950, с. 378). Переход русской крест, поземельной общины к высшей социалистич. форме развития не противоре­чит закономерному ходу истории, поскольку при бла­гоприятных условиях процесс «...прямо с первой сте­пени пробегает к последней, не останавливаясь на средних...» (там же, с. 381). Однако, счптая перспек­тиву некапиталистич. развития России реальной с т. зр. науки, Ч. ставил ее осуществление в зависимость от степени цивилизованности страны (см. там же, т. 7, с. 617).

Конкретная формула некапиталистич. развития, предложенная Ч. (патриархальная община+достиже­ния науки-)-крупная машинная индустрия), не могла не быть утопичной в ту историческую эпоху. Чтобы стать элементом социалистич. переустройства России, община нуждалась в серьезной поддержке извне, со стороны победоносной социалистич. революции на За­паде. Внутри же самой России капитализация нром-стн и связанные с этим социальные процессы прямо пред­определяли разрушение общины. Однако реальное значение крест, социализма Ч. выходило за рамки обычной социальной утопии — это была блестящая попытка нащупать оригинальный, сокращенный исто-рич. путь приобщения к цивилизации стран, подобных России, путь, соответствующий интересам трудящихся масс. Именно по этой причине социализм Ч., неизбеж­но неразвитый, утопический, выражал, однако, дей-ствит. требования века неизмеримо полнее и глубже, чем «трезвые», свободные от утопизма теории тогдаш­них русских «манчестерцев».

Политическая программа. По мере продвижения крест, реформы 1861 политич. программа Ч. претер­певала существ, эволюцию; в своем конечном виде она приобрела революционно-демократич. характер. По­литич. талант Ч. позволил ему разглядеть характер обществ, сил, определявших исход освободит, борьбы в России еще в эпоху реформы, задолго до их размеже­вания и открытого проявления.

Доказывая на страницах «Современника» необходи­мость освобождения крестьян с землей, Ч. скоро убеж­дается, что эта мера сама по себе недостаточна для того, чтобы обеспечить независимость и" благосостояние крестьян. Если крестьянин получит землю в «ни на что не годном количестве», если его разорят выкупом,— это будет бедствием для России. Ч. ставит целью до­биться максимально выгодных условий выкупа, со­образных «с силами крестьян», убеждает «принять на себя весь выкуп государству». Действит. предпосыл­кой успешного экономич. обновления России Ч. счи­тает уничтожение «азиатского устройства общества», «азиатского порядка дел». Инициатива освобождения крестьян «сверху», силами царизма и бюрократии, создала необычную, по существу уникальную, поли­тич. ситуацию: «...Власть принимала на себя исполне-


ние чужой программы, основанной на принципах, не согласованных с характером самой власти» (там же, т. 10, 1951, с.99). Вначале Ч. еще не ясны возможные перспективы реформы «сверху». Однако первые же акции пр-ва Александра II показали Ч. его неспособ­ность по-настоящему провести освобождение крестьян. Шаг за шагом реформа обнаруживала свой крепостнич. характер, и прежние иллюзии Ч. относительно воз­можности реформ в условиях самодержавно-бюрокра-тич. режима постепенно исчезают (см. там же, т. 13, 1949, с. 140). Ч. выдвигает перспективу крест, револю­ции, идею насильств. свержения царского самодержа­вия и его институтов, видя в этом единств, путь дей­ствит. преобразования России. «До сих пор история не представляла ни одного примера, когда успех полу­чался бы без борьбы,—пишет он теперь. — ...Крайность может быть побеждаема только другою крайностью» (там же, т. 5, с. 649).

В этой связи борьба с либералами приобретала принципиальное значение (см. там же, с. 216). Впервые в рус. лпт-ре Ч. определяет либерализм как одно из течений внутри идеологии господств, классов, враж­дебное по своей сути устремлениям «низших со­словий». «Вез них, без этих людей,— писал Ч.,— так прочно и добросовестно утвердивших за собой репута­цию либералов и демократов, реакционеры были бы бессильны» (там же, т. 7, с. 697). Оберегая зарождав­шееся демократич. движение от «идеологич. язвы» ли­берализма, Ч. разоблачает бесхарактерность и холоп­ство либералов, пх боязнь революц. движения масс.

Понимание настоят, необходимости революции, го­товность отдать всего себя революц. делу и одновре­менно предчувствие невозможности революции при данных условиях — этот трагизм окрашивает все поли­тич. миросозерцание Ч. Как историк, он знал, что ре­волюция предполагает громадную политич. энергию нар. масс. Как политик, он не имел ответа на вопрос о том, какие конкретно силы способны пробудить и организовать в разобщенном и темном народе его кол­лективную волю, направить ее в нужное русло. Одна­ко, даже понимая, что дело революции еще не созре­ло, Ч. систематически и терпеливо готовил револю­ционеров, способных оказаться на высоте историч. за­дачи, когда ход событий подведет массы к непосредств. наступлению на самодержавие и помещиков. В этом смысле роман Ч. «Что делать?» сыграл уникальную роль, воспитав неск. поколений беспримерных по цель­ности и силе духа борцов за социализм.

В концепции революц. действия Ч. отсутствуют к.-л. жесткие схемы, имеющие тенденцию позднее превра­титься в категорически предписываемую политич. тактику. Обобщая опыт революций, Ч. формулирует осн. правила для политич. партии, желающей быть эффективной силой. Такая партия должна прежде всего опираться на действие масс, поддержку к-рых можно завоевать лишь при условии, если партия вы­ступит за радикальный переворот в материальных от­ношениях. Тактич. линия, подчеркивает Ч., должна строиться на учете действит. интересов классов и партий, а не обманываться выставляемыми напоказ лозунгами. Политич. деятель, ссылающийся в оправ­дание своих неудач на предательство союзников, «...обнаруживает только собственную неприготовлен-ность к ведению важных дел» (там же, т. 6, с. 345). Революционер не должен идеализировать народ, к-рый состоит из обычных людей, способных под влия­нием страсти увлекаться, впадать в крайности. Тот, кому «...отвратительны сцены, неразрывно связанные с возбуждением народных страстей...» (там же, с. 418), не должен браться за ремесло революционера; рево­люция имеет свою логику, и революционеры должны быть готовы «...не колеблясь, принимать такие меры, какие нужны для успеха», не обольщаясь относитель-


ЧЕРНЫШЕВСКИЙ—ЧЕРТКОВ


483


 


но средств, требуемых этим делом, равно как и «...яв­лений, какие могут вызываться этими средствами» (там же, с. 417).

В своей этической т е о р и и Ч. стремится создать новую мораль, к-рая явилась бы активной силой, направляющей поведение «новых людей». Осн. идея принципа «разумного эгоизма» у Ч. заключалась в том, что поступки человека должны строго согла­совываться с его внутр. побуждениями. Разнообраз­ные мотивы часто толкают людей к узкому эгоизму. Но тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья нет»,поэтому его естеств. стремление к счастью осуществится лишь в том слу­чае, если он будет бороться против всего, «что небла­гоприятно человеческому счастью». Развитого чело­века, «разумного эгоиста» его собств. личный интерес толкает на акты благородного самопожертвования; он свободно, без всякой мысли о долге, жертве и воз­даянии делает все, что нужно для торжества избран­ного им идеала. Ч. понимал, что революционерам в России предстоят величайшие жертвы, вероятнее всего, почти верная гибель. Этика «разумного эгоизма» была призвана внушить каждому революционеру, что иного пути к счастью нет.Ч. хотел, чтобы каждый воспи­тывал себя по высшему образцу, а потом поступал бы так, как побуждает его личная воля. Как этич. система теория «разумного эгоизма» носила рационалпстич. характер и не выходила за рамки идеализма. Однако, будучи уязвимой в формально-теоретич. смысле, концепция «разумного эгоизма» была истиной в ус­ловиях своего времени, она верно схватывала обществ, потребность, правильно нащупывала характер и иде­алы «новых людей», способствовала превращению их в силу, изменяющую действительность.

Эстетика Ч. Отстаивая объективность, «фак-тич. реальность» красоты, Ч. формулирует тезис «пре­красное есть жизнь» и выводит тем самым категорию прекрасного из действительности (сущего). Вместе с тем, уточняя понятие «жизни», выступающей в каче­стве основы прекрасного, Ч. определяет ее «...такою, какова должна быть она по нашим поня­тия м» (разр.— Ред.) (там же, т. 2, с. 10). Т. о., уже не сама действительность, но представление о ней (идеал, должное) оказывается основанием красоты. Стремясь обосновать эстетпч. идеал, Ч. становится на т. зр. антропологизма — он считает, что «в глазах человека» нечто становится «...прекрасным только потому, что служит намеком на прекрасное в человеке и его жиз­ни...» (там же, с. 13), выдвигая, т. о., природу челове­ка в качестве мерила красоты. С др. стороны, Ч. утверждает социальную обусловленность эстетпч. идеалов: согласно Ч., они формируются в конкрет­ной жизненной среде и поэтому различные классы имеют различные представления о прекрасном. Сам Ч. встает на сторону народного крест, идеала.

«Формальную» красоту произв. иск-ва Ч. ставит бес­конечно ниже «реальной» красоты. Иск-во не может со­перничать с «живой действительностью», оно относится к ней, как копия к подлиннику — гравюре или картине. Понимание худож. красоты как отражения красоты природных форм не дает возможности Ч. понять, как возможна содержат, красота в продуктах человеч. труда, в таких видах иск-ва, как архитектура и т. д.

В истории домарксистской обществ, мысли никто, как Ч., не подошел так близко к науч. социализму. Маркс и Энгельс называли его «социалистическим Лессингом», Ленин выделял его как мыслителя, от произведений к-рого «...веет духом классовой борьбы» (Соч., т. 20, с. 224). На последовательной демократиче­ской, антилиберальной традиции, заложенной Ч., вос­питывалось не одно поколение рус. революционеров.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—16, М., 1939—53; Избр. филос. соч., т. 1—3, М.— Л., 1950—51.


Лит.: Ленин В. И., Соч.; 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 247—48); Федоров К. М., Жизнь рус. великих людей, Н. Г. Ч., 2 изд., СПБ, 1905; Памяти Н. Г. Ч., СПБ, 1910; Антонов М., Н. Г. Ч. Социально-филос. этюд, М., 1910; Пажитнов К., Н. Г. Ч., как первый теоретик кооперации в России, 2 изд., М., 1916; Коган П. С, Н. Г. Ч. в рус. освободит, движении, П., 1917; Ильинский В. Г., Н. Г. Ч., как мыслитель и революционер, в кн.: К юбилею Чернышевского. Нижне-Волжская краевая комиссия по празднованию 100-летия со дня рождения Н. Г. Ч., Саратов, 1928; К а ц е н б о-ген С. 3., Филос. воззрения Н. Г. Ч., в кн.: Н. Г. Ч. 1828—1928. Неизданные тексты, мат-лы и статьи, Сара­тов, 1928; Невский И. А., Н. Г. Чернышевский, «Изв. Северо-Кавказского гос. ун-та», 1928, т. 3; Штра­ух А. Н., К вопросу о генезисе социальных воззрений Н. Г. Ч., «Научи, труды Индустр.-педагогич. ин-та им. К. Либкнехта. Серия соц.-экономич.», 1929, вып. 9; К и р-потин В. Я., Идейные предшественники марксизма-лени­низма в России, М., 1930; В о р о н и ц ы н И. П., Н. Г. Ч. и религия, М., 1933; Горев Б. И., Н. Г. Ч. мыслитель и революционер, М., 1934; Левин Ш. М., К вопросу об историч. особенностях рус. утопич. социализма, в сб.: Исто-рич. записки, М., 1948, № 26; Розенталь М. М., Филос. взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Булатов Г. П., Н. Г. Ч.— критик бурж. политич. экономии, Ставрополь, 1948; 3 а м я-тнин В. Н., Экономич. учение Н. Г. Ч., Воронеж, 1948; Покровский С. А., Гос.-правовые взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Григорьян М. М., Мировоззрение Н. Г. Ч., в кн.: Ч. Н. Г., Избр. филос. соч., т. 1, М., 1950; Евгра­фов В. Е., Филос. взгляды Н. Г. Ч., в сб.: Из истории рус. философии, М., 1951; [его же], Филос. и обществ.-политич. взгляды Н. Г. Ч., в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; И о в ч у к М. Т., Материалистич. мировоззрение Н. Г. Ч.—■ высшее достижение домарксистской философии, «Уч. зап. Уральского гос. ун-та», 1952, вып. 12; е г о ж е, Н. Г. Ч.— великий рус. ученый и революционер, «Коммунист», 1953, J4» 11; е г о же, Мировоззрение Н. Г. Ч., М., 1954; 3 е-в и н В. Я., Политич. взгляды и политич. программа Н. Г. Ч., М., 1953; Богословский Н. В., Н. Г. Ч. 1828 — 1889, М., 1955; его же, Жизнь Ч., М., 1964; Африканов А. А., Ч. и нац. вопрос, «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», 1955, т. 46, вып. 1; Баскаков В. Г., Мировоззрение Ч., М., 1956; Галкина А. П., Борьба Н. Г. Ч. против агностицизма, «Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та», 1956, т. 8; История философии, т. 2, М., 1957; Г л а з м а н М. С, О характере материализма Ч., «Уч. зап. Сталинабадского пед. ин-та. Серия обществ, наук», 1957, т. 22, вып. 3; Р а з-мустов Б. А., Проблема долга в этике Н. Г. Ч. и Н. А. Добролюбова, «Тр. Воронежского гос. ун-та», 1957, т. 60, вып. 1; Трофимов В. Г., Социалистич. учение Н. Г. Ч., Л., 1957; Корниенко А. А., Воззрения Н. Г. Ч. по крест, вопросу, Л., 1939; Луначарский А. В., Статьи о Ч., М., 1958; Габараев С. Ш., Осн. черты мате­риализма Н. Г. Ч., «Изв. Юго-Осет. н.-и. ин-та», 1958, вып. 9; Супруненко Н. М., Борьба Н. Г. Ч. против либе­рализма, Смоленск, 1958; Боборыкин А. Д., Социа­листич. взгляды Н. Г. Ч., «Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та. Кафедра политич. экономии», 1958, т. 191, вып. 2; Н. Г. Ч. в воспоминаниях современников, т. 1—2, Саратов, 1958—59; Тулин М. А., Н. Г. Ч. об основных этапах развития об-ва, Л., 1960; Азнауров А. А., Этич. учение Н. Г. Ч., М., 1960; Рюриков Б. С, Н. Г. Чернышевский, М., 1961; Астахов В. Г., Г. В. Плеханов и Н. Г. Ч., Стали-набад, 1961; Велик А П., Эстетика Ч., М., 1961; Пан-тин И. К., Материалистич. мировоззрение и теория поз­нания рус. рев. демократов, М., 1961; Мороз И. А., К вопросу об оценке К. Марксом и Ф. Энгельсом выдающегося рус. философа Н. Г. Ч., «Сб. науч. трудов Днепропетровского инженерно-строит. ин-та», 1961, вып. 17; Коган Л. И., Ч. о гипотетич. методе исследования и движущих силах об­ществ, развития, «Науч. зап. Ташкентского йн-та народного х-ва», 1962, вып. 18: Розенфельд У. Д., О рус. источ­никах антропологизма Н. Г. Ч., в сб.: Вопросы философии и психологии, Л., 1965 (Сб. работ аспирантов филос. фак-та ЛГУ, вып. 1); История философии в СССР, т. 3, М., 1968; Бригадиров Н., Классики рус. философии 19 в. Ука­затель лит-ры, Ростов н/Д., 1945; Соколова Л., Н. Г. Ч. Указат. лит-ры к 120-летию со дня рождения, Фрунзе, 1948; Изучение Н. Г. Ч. в Саратове за сов. период. Библиогр. сост. П. А.,Супоницкая, Саратов, 1960. И. Пантип. Москва. ЧЕРТКОВ, Виктор Петрович (р. 20 янв. 1910) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1938. Окончил МИФЛИ (1937) и аспирантуру там же (1940). В 1941 — 50 — на парт, работе в ЦК партии Туркменистана. В 1950—67 — на науч. работе в Ин-те философии АН СССР и кафедре философии АН СССР. С 1967 — науч. сотрудник Ин-та Дальнего Востока АН СССР. Область науч. исследо­ваний Ч.— диалектич. материализм, в частности диалектика обществ, прогресса.

Соч.: Диалектич. материализм, М., 1954 (соавтор); Единство советского об-ва и борьба нового со старым, «ВФ»,


484                                                     ЧЁРЧ—ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ


1955, № 6; Неантагонистич. противоречия при социализме, М., 1957; Возможность и действительность, М., 1958; О взаимо­связи законов диалектики, «ВФ», 1959, № 1; О нек-рых вопро­сах теории диалектики, там же, 1963, 5; Ядро диалектики, М., 1963; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1963 (соавтор); О любви, М., 1964.

ЧЁРЧ (Church), Алонзо (р. 14 июня 1903) — амер. логик, философ, математик, проф. Принстонского ун-та (с 1947). Работы Ч. относятся к различным об­ластям логики. Он развил (высказанную ранее сов. математиком М. И. Шейнфинкелем) мысль об отделе­нии понятия функции от понятия множества. Такое отделение Ч. осуществил посредством введения опера­ции функциональной абстракции (Я-операцип, см. Функция); на этой основе Ч. построил логич. исчисле­ние — исчисление Х-конверсии, с помощью к-рого ввел понятие 1-определнмости (см. Определимость). В 1936 Ч. выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т. и. тезис Ч.): каждая эффективно вычисли­мая функция является общерекурсивной (см. Рекур­сивные функции и предикаты). В 1935 Ч. первым в истории логики привел пример неразрешимой массо­вой проблемы, а в 1936 доказал, что разрешения проб­лема для (чистого) предикатов исчисления неразрешима. Эти результаты Ч. оказали большое влияние на раз­витие математич. логики. Совместно с Дж. Россером Ч. установил существенную неразрешимость элемен­тарной арифметики. Ч. сыграл важную роль в разви­тии логики комбинаторной; ему принадлежат иссле­дования в области логической семантики и модальной логики.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!