ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 403 26 страница
Занятия историч. науками, гегелевской п после-гегелевской философией изменили прежний пдеали-стич. подход Ч. к философии истории. Истолкование рус. истории приобрело у него более конкретный науч. характер. Напр., установление в России крепостного права он уже не связывал с введением православия, а объяснял необходимостью «положить конец бродячей жизни крестьянина» (Из неопубл. письма к А. И. Тургеневу, 1843). Ч. осознавал историч. обусловленность деятельности великих личностей (в частности Ивана Грозного и Петра I), придавал существ, значение географич. условиям, татарскому завоеванию, борьбе социальных групп.
Идея «истинного патриотизма», составляющая пафос «Философических писем» и «Апологии сумасшедшего», развивается и в работах Ч. 40—50-х гг. «По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему...». «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее,— только бы ее не обманывать» (афоризм... 149, 107). Ч. полемизировал со славянофильской «философией» своей колокольни, препятствующей «создать из человеческого рода один народ братьев» (см. афоризм 141, ср. 193).
Эволюция филос. взглядов Ч. в 40— 50-х гг. характеризуется уменьшением роли религ. моментов в его мировоззрении (см., напр., афоризмы171, 173), утратой веры в способность религии вести народы к социальному идеалу («религиозные чувства . . . -более не могут овладеть массами» — афоризм 221). Ч. со все возрастающим интересом изучает развитие нем. классич. идеализма, в к-ром он видит эволюцию от кантовско-фихтевского субъективизма, абсолютизации «Я» к объективно-пдеалистич. идее единства «Я» и мира, тождества бытия и мышления (у Шеллинга и особенно у Гегеля). Первоначально неприязненное отношение к гегелевской философии (см., напр., Соч. и письма, т. 2, с. 239—40) сменяется у Ч. осознанием ее величия как блестяще выполненной «последней главы современной философии» (афоризм 195-а и 197). Выдвигая на первый план проблему слияния философии с действительностью, Ч. в сущности шел по пути младогегельянцев, усматривая недостатки философии Гегеля в абстрактности его системы, приверженности к ср.-век. схоластич. манере мыслить, «к узкой логомахии» (игре словами) и считая, что Гегель, «очевидно, не понял своего века, века столь поглощенного идеей практической» (афоризм 217).
|
|
Идеи Ч. способствовали формированию двух осн. направлений во взглядах на рус. историю и будущее России — славянофильства н западничества. В условиях сословной замкнутости в крепостнпч. России Ч. построил социальную утопию, основанную на идеях объективной историч. необходимости, единства необходимости и свободы, равенства и единства всех людей и народов, развил антииндивидуалистич. эти-
|
|
ку нравств.-совершенной и истинно-свободной личности. Правда, реальное значение идей Ч. оказалось, в силу запрета ему с 1836 печататься, меньшим, чем могло бы быть, если бы они приобрели публичную известность, хотя Ч. и оказал непосредств. историч. воздействие на Пушкина и Лермонтова, на западничество и славянофильство, на В. Соловьева и др.
Историография. В лит-ре о Ч. еще в 19 в. сложилось два направления. Первое направление рассматривало Ч. как деятеля рус. освободит, мысли; основоположниками его были Герцен (см. Поли. собр. соч., т. 1—30, по имен, указателю; особенно — «Былое и думы», гл. «Не наши»; «О развитии революц. идей в России») и Чернышевский (см. Полн. собр. соч., т. 12, М., 1960, ст. «Апология сумасшедшего»). Статьи и публикации Герцена, осуществленные за рубежом, выход в 1862 первого издания соч. Ч. (на франц. яз.), публикация писем и соч. Ч. в 60—70-е гг. и воспоминаний о нем (М. Н. Логинов, Воспоминание о П. Я. Ч., «Рус. вестник», 1862, № 11; Д. И. Свербеев, Воспоминания о П. Я. Ч., «Рус. архив», 1868, кн. 6; его же, Записки Д. И. Свербеева (1799—1826), т. 1—2, М., 1899; М. Жпхарев, П. Я. Чаадаев, «Вестн. Европы», 1871, т. 4—5) вызвали к жизни лит-ру о Ч., в общем примыкавшую к герценской традиции (статья
|
|
A. Григорьева, Западничество в рус. лит-ре, «Время»,
1861, № 2; две анонимные статьи — «Санкт-Петер
бургские ведомости», 1871, № 194 и «Отечественные
заппскп», 1874, № 8; А. Пышш, Характеристики лит.
мнений, СПБ, 1909).
Традицию Герцена — Чернышевского в оценке Ч. развил с марксистских позиций Г. В. Плеханов (Пессимизм П. Я. Ч., в его сб.: Критика наших критиков, СПБ, 1906; его же, Чаадаев, «Совр. мир», 1908, № 1) и сов. марксисты (см. В. Ф. Асмус, О новых «Философич. письмах» П. Я. Ч., в кн.: «Лит. наследство», т. 22— 24, М., 1935; В. С. Соловьева, Ч. и его «Философич. письма», «ПЗМ», 1938, № 1; 3. А. Каменский, П. Я. Ч., М., 1946; М. К. Афанасьев, Обществ.-политич. взгляды П. Я. Ч., «Тр. Воронеж, гос. ун-та», 1947, т. 14, вып. 2; Ф. И. Берелевич, П. Я. Ч. и революция 1848 г., «Уч. зап. МГУ», 1940, т. 2, вып. 61; е г о же, П. Я. Ч. и декабристы, «Уч. зап. Тюмен. гос. пед. ин-та», 1958, т. 5, вып. 2; История философии, т. 2, М., 1957, с. 258—61; М. М. Григорьян, Ч. и его филос. система, в кн.: Из истории философии, вып. 2, М., 1958; П. С. Шкуринов, П. Я. Ч. Жизнь, деятельность, мировоззрение, М., 1960 (библ.); Л. А. Филиппов, Релпг. утопия П. Я. Ч. и совр. теологи, «История СССР», 1961, № 6; А. А. Галактионов, П. Ф. Никан-дров, История рус. философии, М., 1961, разд. 5, гл. 1; А. А. Лебедев, Чаадаев, М., 1965 (библ.); Н. Дружинин, П. Я. Ч. н проблема индивидуализма, «Коммунист», 1966, № 12; 3. В. Смирнова, П. Я. Ч. п рус. обществ, мысль первой половины 19 в., «ВФ», 1968, Л"» 1; История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (с. 260—76 и др. по указат.).
|
|
Второе направление в оценке Ч. развилось в прямой полемике с Герценом и его единомышленниками (П. Щебальскпй, Глава из истории нашей литературы, «Рус. вестник», 1884, № И; П. Милюков, Гл. течение рус. историч. мысли 18—19 столетий, «Рус. мысль», 1885, № 12; Н. Пузанов, П. Я. Ч. и его миросозерцание, «Тр. Киев. Духовной Академии», 1906, № 5—6; отд. изд., К., 1906 и М. Гершензон, П. Я. Ч. Жизнь и мышление, СПБ, 1908). Эта традиция была воспринята рус. бурж. литературой, ставшей после 1917 эмигрантской,— Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский,
B. В. Зеньковский (История рус. философии, т. 1—2,
М., 1956, гл. 2), Н. О. Лосский (История рус. фило
софии, М., 1954, гл. 3, § 1), и в значит, мере определи
ла характер зарубежной литературы о Ч., особенно
послеоктябрьской.
472
ЧАВЧАВАДЗЕ—ЧАНЬ
Соч.: Письмо к И. Гагарину, «Временник Об-ва друзей рус. книги», 1928, т. 2, с. 71; Письмо П. Я. Ч. кн. П. А. Вяземскому, «Старина и ноЕизна», 1916, т. 20; Письма Б. Свер-бсевой, Воскресная беседа сельского священника..., Отрывок из рассуждений о России, «Вестн. Европы», 1918, М 1—4; Два письма к С. П. Жихареву, в кн.: Жихарев С. П., Записки современника, т. 2, М.— Л., 1934, с. 515—17; Неопубликованная статья Ч., «Звенья», 1934, кн. 3—4; Три письма [Письма Гагарину и Шеллингу], там же, 1935, кн. 5; Письма Ч. к Ф. И. Тютчеву, там же; Oeuvres choisies..., P.—Lpz., 1862; Schriften und Briefe, Munch., 1921; Philosophische Briefe, в кн.: Ostliche Christentum, Dokumente, IBd 1], Munch., 1923.
Лит.: Богучарский В., Три западника 40-х годов,
СПБ, 1902; И в а н о в-Р а з у м н и к, История рус. об
ществ, мысли, т. 1, СПБ, 1907, гл. 8; Л е м к е М., Ч. и На-
деждин, «Мир Божий», 1905, № 9—12; его же, Николаев
ские жандармы и лит-ра 1826—1855, СПБ, 1909, гл. 3; Ста
сов В. П., П. Я. Чаадаев, «Рус. старина», 1908, т. 133;
Ковалевский М., Ранние ревнители философии Шел
линга в России. Ч. и Киреевский, «Рус. мысль». 1916, т. 12;
Голицын Н. В., Ч. и Е. А. Свербеева, «Вестн. Евро
пы», 1918, с. 233—54; Шаховской Д., Якушкин и
Ч., в сб.: Декабристы и их время, т. 2, М., 1932; его же,
П. Я. Ч.— автор «Философич. писем», в кн.: «Лит. наслед
ство», т. 22—24, М., 1935; его ж е, П. Я. Ч. на пути в Рос
сию в 1826 г., там же, т. 19—21, М., 1935; Усакина
Т. И., Памфлет М. Н. Загоскина на П. Я. Ч. и М. Ф. Ор
лова, в кн.: Декабристы в Москве, М., 1963; Чертков
Л. Н., Неотправленное письмо П. Я. Ч. к А. И. Тургене
ву, «Рус. лит-ра», 1969. jYi3; Frank V., Russisches
Christentum, Paderborn, 1889; M a s a r у k T h. G., Zur
russischen Geschichts- und Religionsphilosophie, Bd 1, Tl 2,
Jena, 1913, Кар. 9; Hurwicz, P. J. Caadaev, Rus-
sische Geschichtsphilosophie, «Preufiische Jahrbucher», 1920,
Bd 181, H. 2, August; Winkler M., P. J. Caadaev,
В., 1927 (ред. см. Mehlitz О., «Zeitschrift fur slavische
Philologie», 1927, Bd 4, Doppelheft '/t); Quenet Ch.,
Tchaadaev et les Lettres philosophiques..., P., 1931 (под
робная библ.); Schelting A., Rufiland und Europa im
russischen Geschichtsdenken, Bern, 1948; Schultze В.,
Russische Denker. Hire Stellung zu Christus, Kirche und Pap-
stum, W., 1950; К о у г ё A., Etudes sur l'histoire de la pensee
philosophique en Russie, P., 1950; Hare R., Pioneers of
Russian social thought, Oxf., 1951; F a I k H., Das Weltbild
P. J. Tschaadajews nach seinen acht «Philosophischen Briefcn»,
Munch., 1954; Scheibert P., Von Bacunin zu Lenin,
Leiden, 1956; Walicki A., Paradoks Czaadajewa, «Studia
filozoficzne», 1962, № 2 (сокращенный пер. на рус. яз. см.
там же, 1964, JVs 2) 3. Каменский. Москва.
ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич (27 окт. 1837— сентябрь 1907) — груз, мыслитель, публицист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. Род. в кахетинском селе Кварелп в княжеской семье. Учился в Петерб. ун-те (1857—61); в студенч. годы испытал сильное влияние идей рус. революц. демократов, гл. обр. Чернышевского. Участвовал в студенч. движении, в связи с чем в 1861 был вынужден оставить ун-т. Вернувшись на родину, Ч. возглавил группу революц. демократов и развернул большую обществ.-политич. деятельность. В 1877— 1902 под редакцией Ч. выходила лит.-полнтич. газ. «Иверия». Прогрессивная деятельность Ч. вызвала ненависть пр-ва; Ч. был убит агентами охранки.
Обществ, идеал Ч.— демократич. республика (Грузия), связанная с Россией экономически, но независимая во внутренне-нац. отношении. До 80-х гг. путь для осуществления этого идеала Ч. видел во всенар. восстании всей России, после 80-х гг.— в создании нац. единства как действ, силы в борьбе за социальное и нац. освобождение.
Филос. взгляды Ч. характеризуют его как материалиста. Отмечая объективный характер реальной жизни, Ч. подчеркивал определяющую роль экономики в обществ, отношениях. Человек, по Ч., способен не только познать реальность, но п преобразовать ее в соответствии с социальным идеалом. Материализм Ч. содержит элементы диалектики.
Ч.—основоположник груз, демократич. лит-ры и нового лит. языка, а также матерналистич. эстетики в Грузии. Вплоть до момента распространения в Грузии марксизма прогрессивное движение, возглавлявшееся Ч., способствовало благородной миссии политического и гражд. воспитания передовой части груз, общества. В 80-х гг. Ч. познакомился с марксизмом и с этого времени будущее Европы он видит
в социализме. Отдавая должное Марксу как ученому, Ч., однако, не стал марксистом, а марксистский социализм считал неприемлемым для слаборазвитых России и Грузии, к-рые должны, по Ч., учесть опыт Европы и найти собств. пути и формы социального прогресса, избавляющие от классовой борьбы.
С о ч.: Полн. собр. соч., т. 1 —10, Тб., 1950—57 (на груз, яз.); в рус. пер.—Избр. произв., М., 1950; Избр. соч., т. 1—2, Тб., 1957.
Лит.: Ратиани П. К., И. Ч. Филос. и социально-
политич. воззрения, М., 1958; И. Чавчавадзе. Юбилейный
сборник, Тб., 1939 (на груз, яз.); Ингороква П., И. Ч.,
Тб., 1957 (на груз. яз.). В. Гагоивзе. Тбилиси.
ЧАГИН, Борис Александрович (р. 23 марта 1899) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1946), проф. (с 1948), член-корр. АН СССР (с 1960). Член КПСС с 1920. Окончил ИКП по философии. С 1922 — на преподавательской работе. С 1963 — зав. кафедрой истории философии Ленингр. ун-та, старший науч. сотрудник ленингр. кафедры философии АН СССР. В течение ряда лет был членом редколлегии журналов «Вопросы философии», «Филос. науки», редактором «Вестника Ленингр. ун-та». Осн. направления н.-и. работы: история философии, гл. обр. марксистско-ленинской философии, историч. материализм. Ч.— автор обобщающей монографии о мировоззрении Плеханова, один из редакторов его «Избр. филос. произведений» и «Филос. лит. наследия». Он также один из авторов 6-томной «Истории философии», 1-го т. «Истории КПСС», «Краткого очерка истории философии» и др.
С о ч.: Филос. и социологич. воззрения Ф. Меринга, М.— Л., 1934; Борьба Ленина за марксистский материализм в 90-х гг., М.—Л., 1940; Борьба марксизма-ленинизма против филос. ревизионизма в конце 19—нач. 20 вв., Л., 1959; Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; Ленинский этап в развитии марксистской философии, Л., 1960; Из истории борьбы против филос. ревизионизма в германской социал-демократии. 1895 —1914,М. —Л., 1961; Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М.— Л., 1963; Развитие Марксом и Энгельсом теории научного социализма после Парижской Коммуны, М.— Л., 1964; Ленин о роли субъект, фактора в истории, Л., 1967; Субъект. ,фактор. Структура и закономерности, М., 1968.
ЧАЛОЯН, Вазген Карпович (р. 7 янв. 1905) —сов. философ, д-р филос. наук (с 1945), член-корр. АН Арм. ССР (с 1965), заслуженный деятель науки (с 1967). Окончил фак-т обществ, наук Ереванского гос. ун-та (1926) п филос. аспирантуру МИФЛИ (1935). С 1938 по наст, время Ч.— науч. сотрудник АН Арм. ССР; преподает философию в Ереванском гос. ун-те. Ч. — один из пионеров изучения истории арм. философии в СССР; ему принадлежат переводы и издания текстов важнейших представителей арм. филос. мысли, а также историко-филос. исследования.
Соч. К вопросу об учении Езника Кохпеци, арм. философа пятого века, Ер., 1940; Философия Давида Непобедимого, Ер., 1946; Роль восточ. народов в истории развития филос. мысли, «Изв. АН Арм. ССР», 1950, № 10; Осн. вехи развития филос. мысли в Армении (5 —18 вв.), Ер., 1950; Основные черты философии Иоанна Воротнеци, «ВФ», 1956, Л"» 5; Естеств.-науч. воззрения Анания ГДиракаци, «Византийский временник», 1957, т. 12; О философии Степаноса Львовского, «ВФ», 1958, Л"» 9; К вопросу об оценке феодального направления арм. философии 17"—18 вв., «Историко-фи-лологич. журн. АН Арм. ССР», 1958, № 1; История арм. философии, Ер., 1959; Представления о природе в трудах Иоанна Ерзынкаци Плуза, в сб.: Вопр. истории естествознания и техники, вып. 13, М., 1962; Арм. Ренессанс, М., 1963; то же, Ер., 1964 (на арм. яз.); Восток — Запад,.М., 1968; Проблемы истории философии эпохи феодализма, «ВФ», 196 8, № 4.
ЧАНЬ (в япон. произношении Дзэн) — одно из течений дальневосточ. буддизма. Само слово «чань» — кит. транскрипция санскр. термина «дхьяна» (медитация, самоуглубление). Ч. сложился в Китае, в 6—7 вв. под сильным влиянием даосизма. Для Ч. характерно пренебрежение к установленным нормам разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художеств. языка Ч.— лаконичный намек и ритмич. пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Ч. стихийно продолжают традиции гротескной мысли даосов и могут быть
ЧАРВАКА—ЧАРЫЕВ 473
поняты как своеобразное выражение свободы духа в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское.
Легендарный основатель Ч.— Бодхидхарма, проповедовавший в Китае в 6 в. Но окончательно оформился Ч. только после Хуэй-нэна (7 в.), к-рый учил простому, не требующему никакой подготовки, внезапному взгляду на целостность бытия. Проповеди Хуэй-нэна помогли освободиться от штампов пнд. буддизма, но очень скоро возникли новые, чаньские каноны, приемы психотехники, к-рые легли в основу различных сект Ч. Так, в секте Риндзай осн. методом психотехники является решение иррацион. загадки, размышление над алогичным вопросом (кун-ан, в яп. произношении коан). Невозможность найти ответ вызывает отчаяние, погружение в к-рое приводит к полному крушению веры в разум, к «смерти» «Я» и к послед, воскрешению по ту сторону логич. мышления, в экстатич. переживании и понимании единства бытия (сатори). Ч.— это стиль жизни; он создается спе-цифич. ритмом дня в монастыре, медитацией, созерцанием природы и иск-ва. Творч. акт интерпретируется в Ч. как релит, акт. Ч. оказал огромное влияние на кит. живопись, каллиграфию и поэзию периода Сун (10—13 вв.), а затем на япон. культуру, особенно с периода Муромати (14—16 вв.).
Интерес к Ч. (дзэн) на совр. Западе свидетельствует о кризисе господств, культуры, о «чувстве дрейфа» (вовлеченности в неосмысленный поток событий). Своеобразный, очень вульгаризированный вариант дзэн процветает среди «битников», стремящихся просто повернуться спиной к цивилизации. Влияние дзэн ощутимо в творчестве Дж. Сэлинджера, П. Керу-ака и др. амер. писателей. Знакомство с подлинным дзэн — одно из необходимых условий понимания культур Дальнего Востока и составляет часть диалога между Востоком и Западом.
Лит.: Померанц Г. С, Дзэн и его наследие, «На
роды Азии и Африки», 1964, №4; Завадская Е. В.
и Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока
в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, № 3;
Конрад Н. И., Восток и Запад, М., 1966; Humph
reys Т. С li., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. Т.,
Zen and Japanese culture, 2 ed., L., 1959; D u m о u 1 i n H.,
Zen. Geschichte und Gestalt, Bern, 1959; Zenga. Malerei des
Zen—Buddhismus, Munch., 1960; Watts A., The way ot
Zen, N.Y., 1957; его же, The spirit of Zen, N.Y., 1960;
В 1 у t li R. H., Zen and Zen classics, v. 1—4, Tokyo, 1963—
1966; L u K'u a n Y u, The secrets ot Chinese meditation, L.,
1964. Г. Померанц. Москва.
ЧАРВАКА — атеистич. и материалистич. школа в инд. ср.-век. философии. Ч. относится к неортодоксальным учениям, отрицающим авторитет священных книг — Вед. Традиция относит истоки Ч. к глубокой древности, к учению мудреца Брихаспати; до наших дней учение Ч. дошло лишь в пересказах буддийских, джайнпстских и ведантских авторов (если не считать недавно обнаруженной работы Джаяраши Бхатта «Таттвонаплавасимха», 7—8 вв.). Наиболее полное изложение взглядов чарваков содержится в отд. главах ср.-век. трактатов, посвященных описанию фнлос. систем (напр., Madhava acharya. The Sarva Darsana— Samgraha or Review of the different systems of Hindu philosophy, trad, by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882). Чарваки отрицали самые основы ведийской и брахманистской религии — карму (воздаяние), сан-сару (круг земных рождений) и мокшу (освобождение), что вызывало обвинения их в безнравственности со стороны почти всех пнд. философов. Школу Ч. называют еще локаятой, что означает «мнение обычных людей». Ортодокс, буддийские философы третировали материализм Ч. как примитивное, нефилос. учение, ссылаясь также на отсутствие строгой системы онтологии, этики и теории познания.
Чарваки (локаятпки) представляли весь мир образованным из четырех (реже — пяти) первоэлементов —
воздуха, огня, воды, земли, нек-рые добавляли к ним эфир. Опираясь на материалистич. принципы, Ч.-локаята отрицала догматы о существовании сверхъес-теств. сил, богов, демонов, о пользе жертвоприношений и т. д. «Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада» — так излагает учение чарваков Шанкара (Sarvasiddhantasam-graha, Calcutta, 1929). Религ.-идеалистич. проповеди о бренности всего земного, о греховности удовольствий чарваки противопоставили этику, прославляющую естеств. чувства и радости людей: «Мудрость состоит в том, чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий... Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием,— но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой п только?» (Madhava acharya,. The Sarva Darsana Samgraha, I, 29—42).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!