ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 403 24 страница
Концепция А. Тойнби отличается от теорий Данилевского и Шпенглера. Выделяя отд. Ц., Тойнбп стремился к «метафизическому», «метаисторическому» их исследованию. Всемирная история, по Тойнби, есть
некое целое, части к-рого мы искусственно «изолируем» в виде отд. Ц. для конкретного изучения.
В основе нек-рых синтетич. определений Ц. лежит материалистич. интерпретация развития науки и техники. Так, напр., амер. социолог Л. Уайт считает, что Ц., или культура, детерминирована тремя компонентами: развитие техники определяет социальную организацию и философию (см. L. A. White, The science of culture. A study of man and civilization, N. Y., 1949). Близкая концепция Ц., в основе к-рой идея техноло-гпч. детерминизма, принадлежит У. Огборну. Т. о., немарксистские п бурж. концепции Ц. не раскрывают природы Ц., движущих сил ее развития.
Лит.: Маркс К., Конспект кн. Моргана «Древнее общество», Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Арзаканьян Ц. Г., Культура и Ц. Проблемы теории и истории, «ВИМК», 1961, .4 3; его ж е, Трактовка гуманизма в совр. бурж. концепциях культуры и Ц., в сб.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; М а р-карян Э. С., О концепции локальных Ц., Ер., 1962; Строительство коммунизма и проблемы культуры. Сб. ст., М., 1963; Строительство коммунизма и духовный мир человека. Сб., М., 1966; Коммунизм и культура, М., 1966; А р т а н о в-ский С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологич. анализ совр. за-рубеж. концепций, Л., 1967 (рец. журн. «ВФ», 1969, № 1); The cultural approach to history, Wash., 1940; В a u r I., Die Geschichte des Wortes «Kultur» und seiner Zusammensetzung, Munch., 1951 (Diss.); Kroeber A. L., The nature of culture, Chi., 1952; Benveniste E., Civilisation. Contribution a l'histoire du mot, в кн.: Eventail de 1'histoire vivante, v. 1, P., 1953, p. 47—54; Callot E., Civilisation et civilisations. Recherche d'une philosophie de la culture, P., 1954; В i с k e 1 L., Kultur, Z. — Konstanz, 1956; Marcuse H., Eros and civilization. A philosophical inquiry into Freud, L., 1956; N e f J. U., Cultural foundations of industrial civilization, Camb. (Mass.), 1958; В i d n e у D., Theoretical anthropology, 3 ed., N. Y., 1960; Landmann M., Der Mensch als Schopfer und Geschopf der Kultur, Geschichts-und Sozialanthropologie, Munch. — Basel, 1961; E m g e K. A., Die Frage nach einem neuen Kulturbegriff, Meinz, 1963; Jaeger M. A., Die Zukunft des Abendlandes. Kulturpsychologi-sche Betrachtungen, Bern — Munch., 1963; Sauvy A., Mythologie de notre temps, P., 1965; Mead M., Continuities in cultural evolution, 2 ed., New Haven — L., 1965; Die Frage nach dem Menschen, Freiburg — Munch., 1966.
|
|
ЦЙГЕН (Ziehen), Теодор (12 нояб. 1862—29 дек. 1950) — нем. психолог и философ. Проф. психиатрии в Иене, Галле, Берлине, проф. философии и психологии в Галле (1917—30). Филос. воззрения Ц. на область психологии во многом сходны с позицией Маха в области физики. Исходным положением для Ц. служит «принцип имманентности», невозможность выйти за пределы данного в опыте. Это «первично данное» психофизически нейтрально, но в своем становлении может выступать как физическое, подчиненное законам каузального типа, и как психическое, подчиненное законам параллельного компонента (Parallelgesetze), посредством к-рых «первично данное» трансформируется в индивидуальный опыт, служащий «субъективным компонентом» физиологпч. процессов.
|
|
С этих позиций Ц. выступал против «мифологизирующих» психология, школ — учения Вундта об апперцепции, позднее — против учения Фрейда. Им он противопоставлял основанную на физиологии экспериментальную систему ассоциативной психологии. Ц. известен работами по физиологич. психологии и психологии юношеского возраста. Как психиатр, был одним из пионеров изучения «пограничных состояний», в частности психопатич. конституций у детей. Им разработана одна из первых практич. схем исследования умств. развития.
Соч.: Psychotherapie, W., 1898; Die Ideenassoziation des Kindes, Abhandl. 1—2, В., 18Р8—1900; Psychophysiolo-gische Erkenntnistheorie, 2 Aufl., Jena, 1907; Die Grundlagen der Psychologie, Buch 1, Lpz,—В., 1915; Die Geisteskrankheiten des Kindesalters, В., 1915—17; Lehrbuch der Logik auf posi-tivistischer Grundlage, Bonn, 1920; Grundlagen der Naturphi-losophie, Lpz., 1922; Die Prinzipien und Methoden der Bega-bungs-insbesondere der IntelHgenzprufung, 5 Aufl., В., 1923;
466 ЦИГЕНФУС—ЦИОЛКОВСКИЙ
|
|
Vorlesungen iiber Asthetik, Tl 1—2, Halle, 1923—25; Die Grundlagen der Charakterologie, Langensalza, 1930; Erkennt-nistheorie, 2 Aufl., Tl 1—2, Jena, 1934—39; Das Seelenleben der Jugendlichen, 5 Aufl., Langensalza, 1943, в рус. пер.— Физиологическая психология, М., [1909].
Лит .: F 1 u g е 1 О., Ziehen und die Metaphysik, Langen
salza, 1912; U 1 r i с h M., Der Ziehensche Binomismus und
sein Verhaltnis zur Philosophie der Gegenwart, «Kant-Studi-
en», 1920, Bd 25, S. 366—95. А. Медведев. Москва.
ЦИГЕНФУС (Ziegenfufi), Вернер (р. 16 окт. 1904) — нем. философ и социолог. Издатель двухтомных «Социологи1!, словаря» («Handbuch der Soziologie», Bd 1—2, Stuttg., 1955—56) и «Словаря философов» («Philo-sophen-Lexikon», Bd 1—2, В., 1949—50). Ц. стремится синтезировать различные традиции нем. социологии в идее т. н. живой социологии, предмет к-рой —раскрытие многомерной целостности обществ, жизни в единстве ее полярных моментов. В центре внимания Ц.— процесс формирования обществ, жизни «изнутри», поскольку оно осуществляется только «через личности». По Ц., из изначального стремления людей к совместной жизни путем воспитания и творч. инициативы отдельных выдающихся личностей возникают общност-ные («товарищеские») группы и права этих групп, регулирующие совместную жизнь, что лежит в основе др. социальных образований. Как эстетик — последователь Дессуара и Г. Майера, развивал феноменологпч. теорию эстетич. переживаний (1928).
|
|
Соч.: Der Mensch und die Gestaltung der Wirtsehaft,
Stuttg,—В., 1943; Augustinus, В., 1948; Lenin, В., 1948;
G. Hauptmann, В., 1948; Die Genossensclialten, В., 1948;
Die burgerliche "Welt, В., 1949; Die Oberwindung des Gesch-
maeks, Potsdam, 1949; J.-J. Rousseau, Erlangen, 1952;
Gesellscbaftsphilosophie, Stuttg., 1954; Wesen und Formen der
Soziologie, в кн.: Handbuch der Soziologie, Bd 2, Stuttg.,
1956, S. 121—246. II . Добронравов. Москва.
ЦЙГЛЕР (Ziegler), Леопольд (30 апр. 1881 — 1958) — нем. философ, близкий, к т. н. философии жизни. Рано испытал влияние Древса и через него Э. Гартмана. Учился в Гейдельбергском ун-те; д-р философии (с 1905). Был близок к Зиммелю и к кружку Кейзерлинга (т. н. школа мудрости). С 1923 и до конца жизни вел уединенную жизнь свободного литератора. К 70-летию получил звание почетного проф. Фрейбургского и Мар-бургского ун-тов.
Ц. сформировался как мыслитель в той характерной для начала века специфич. среде эзотерич. интеллигентских кружков, для к-рой Р. Вагнер и С. Георге создали идеал тайного художественно-духовного братства «рыцарей Грааля», Ницше — идею обновления культуры и жизни на основе нового мифа («Mythos Atheos»), Э. Гартман — метафизику бессознательного, Древе — проекты модернизированной, «атеистической» религиозности. Как для Кейзерлинга, Клагеса и др. эпигонов романтизма, так и для Ц. целью творч. деятельности представляется преодоление непомерно разросшейся науч. рассудочности во имя целостно-интуитивного жизнеотношения. Такое отношение, по Ц., может быть только религиозным; однако пути назад к церковному христианству и вообще к теизму нет, да этот путь и не нужен, ибо «истинная», адекватная совр. уровню сознания религиозность должна быть «атеистической» (точнее, пантеистической). «Где бог есть это или то, где бог вообще есть еще нечто, он всегда имеет также внеположное себе и потому не есть еще бог» («Gestaltwandel der Cotter», Darmstadt, 1920, S. 48). Продолжая пантеистические и деперсонализирующие традиции нем. мистики и нем. романтики, а также идею Гегеля о самосознании бога в человеке, Ц. стремится построить всецело имманентное и неличное представление о боге, осуществляющемся в культурно-нсторич. творчестве человека; это представление о «безбожном боге» («Theos-Atheos») интерпретируется как исконно германское, что окрашивает философию Ц. в тона национализма («Das heilige Reich der Deutschen», Bd 1—2, Darmstadt, 1925). Начиная с 30-х гг. Ц. под влиянием мистич. археологии Бахофена, сравнит, рели-
гиеведения Фрейзера п «глубинной психологии»-Юнга работает над материалом мифа и обряда, стремясь выделить из этого материала «вечное духовное наследие человечества». Более позитивным становится его отношение к хрнст. традиции («Menschwerdung», Bd 1—2, Olten, 1948), хотя он стремится дополнить, ее элементами греч. язычества и буддизма. В целом Ц.— характерный представитель позднеромантич. умонастроения, внутренне исчерпавшего себя в период, между двумя войнами.
Соч.: Zur Metaphysik des Tragischen, Lpz., 1902; Der abendlandische Rationalismus und der Eros, Jena, 1905; Der deutsche Mensch, В., 1917; Zwischen Mensch und Wirtschaft, Darmstadt, 1927; Der europaische Geist, Darmstadt, 1929; Vom Tod, Lpz., 1937; Von Platons Staatheit zum christlichen Staat, Olten, 1948; Oberlieferung, 2 Aufl., Munch., 1949; Die neue Wissenschaft. Universitas Aeterna, Munch., 1951; Aus dem Kreis geschnitten, Konstanz, 1956; Lehrgesprach vom all-gemeinen Menschen in sieben Abenden, Hamb., 1956; Briefe 1901 — 1958, Munch., 1963.
Лит.: X ю б ш е р А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 90—93; Dienst an der Welt. Zur Einfuhrung in die Philosophie L. Zieglers, Darmstadt, 1925.
С . Аверинцев . Москва.
ЦИММЕРМАН (Zimmermann), Роберт (2 нояб. 1824—31 авг. 1898) — нем. философ и эстетик, последователь Гербарта. Проф. философии в Праге (1852— 1861) и Вене (1861 — 95); член Венской Академии наук. Один из первых историков эстетики. Полемизировал с Ф. Т. Фишером п гегелевской традицией «содержательной» эстетики и развил (в духе Гербарта) идеи «формальной эстетики»: прекрасное коренится не в идее, а в формальных соотношениях представлений (гармония, симметрия, ритм). Гербартовское учение о «реалах» (монадах) Ц. соединял с атомистикой; в отличие от Гербарта, он считал, что не отдельные, единичные ощущения сами по себе, а их определ. сочетание вызывают эстетич. чувство.
Соч.: Leibnitz und Herbart, W., 1849; Philosophische Pro-padeutik fur Obergymnasien, W., 1853; Ober das Tragische und die Tragodie, W., 1856; Geschichte der Asthetik als philosophische Wissenschaft, W., 1858; Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, W., 1865; Studien und Kritiken zur Philosophie und Asthetik, Bd 1—2, W., 1870; Anthroposophie im TJmriss, W., 1882.
Лит .: J о d I F., R. Zimmermann, в его кн.: Vom Lebens-
wege, Bd, 1, Stuttg.. 1916. Ал. В. Михайлов. Москва.
ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. хтдченгбе — учение киников) — нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда — к общепризнанным и офпц. догмам господств, идеологии, выраженное в форме издевательского глумления. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это «Ц. силы», характерный для практики господств, групп, осуществляющих свою власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами и средствами. Элементы идеологии такого рода в разное время формулировались теоретиками иезуитизма (см. Иезуиты), макиавеллизма (см. Макиавелли), ницшеанства (см. Ницше), а в наиболее антигуманной и реакц. форме проводились в жизнь и проповедовались фашизмом и расизмом. Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе наибольший гнет несправедливости и бесправия, идеологическое и моральное лицемерие господств, класса, но не видящих выхода из своего положения, потерпевших банкротство своих идеалов и повергнутых в состояние духовной опустошенности. Такая чисто негативная оппозиция офпц. идеологии отразилась, в частности, в раннем эмотивизме.
_ О. Дробпицкий. Москва.
ЦИОЛКОВСКИЙ, Константин Эдуардович (17 сент.. 1857—19 сент. 1935) — рус. мыслитель и ученый, основатель отечеств, космонавтики и ракетоплавания. В 1880 экстерном получает диплом учителя математики, и по 1920 работает в школах гг. Боровска и Калуги. Ц. научно обосновал применение реактивного принципа
ЦИОЛКОВСКИЙ
467
для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космич. скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет (см. его классич. труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубл. в 1903 и многократно дополняемый впоследствии), дал математич. разработку идеи многоступенчатых ракет («Космические ракетные поезда», Калуга, 1929). В конце 20-х гг. Ц. приобретает мировую известность и становится признанным главой нового науч. направления — ракетодинамики и астронавтики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наряду с науч.-технич. аспектами освоения космоса Ц. в философско-худож. эссе, часть к-рых была издана в Калуге самим автором, а большинство хранится в архиве ученого (Моск. отдел. Архива АН СССР, ф. 555, он. 1, ед. хр. 369—557), разрабатывал «космическую философию» — собств. вариант натурфилософии. Центр, ее доктрину Ц. назвал «монизмом», противопоставляя ее как религ. дуализму с его разделением бытия на «посюстороннее» и «потустороннее», так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни. Хотя Ц. представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-науч. эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувств, материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и ор-ганич. материн,— Ц. выдвигает идею «атома» как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями моек, физико-математич. школы, 1880—1917), чем с представлением о фнзич. атомах, подверженных естеств. распаду. «Атомы» Ц. бессмертны и претерпевают различ. судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В т. ч. и человеч. организм Ц. считал гос-вом атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеч. эмоциональности. Как раз в этом пункте Ц. видел превосходство своей научно фундированной оптимистич. доктрины над «обычным» материализмом п над неосновательными религ. утешениями. Из этого имперсоналистич. «монизма» вытекает этич. построение Ц. (детально разработанное им под названием «космической этики» на случай контакта с инопланетянами, см., напр., «Научная этика», Калуга, 1930). Ц.— эвдемо-нист и апеллирует к разумному эгоизму: «истинное себялюбие» состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит,— обо всем мировом целом, в к-ром они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравств. круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных «переселений». Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Ц., благом, а процессы нивелировки и упрощения — злом. Т. о., представления о добре и зле получают у Ц. онтологич. обоснование. Представляя эволюцию космоса циклически, Ц. выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Ц. «Второе начало термодинамики», Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физич. явлений, родственное мифо-филос. концепции «вечного возвращения», известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхища-
ющее совр. научно-космологич. теорию «пульсирующей вселенной». Смысл каждого эволгоц. цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химич. элементов до разнообразных разумных существ на многочисл. планетных системах. Творч. потенции Ц. чаще всего приписывает самой материи (жизни и «игре» атомов), но иногда в духе теизма постулирует «Причину космоса» (Калуга. 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, но мнению Ц., о торжестве творческих «антиэнтропийных» сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой коемнч. материи к абс. организации, что означало бы «конец мира». Здесь Ц. выступает как предшественник нек-рых идей кибернетики (созвучных и др. рус. мыслителю Флоренскому). Разумные существа, к-рыми населен космос, по гипотезе Ц., давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космич. этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе поло-жнтельно преобладает счастье. Земля с ее муками би-ологпч. и социального развития является одним из немногочисл. исключений, своего рода генетич. заповедником для естеств. обновления жизн. форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна.
Ц. был первым идеологом и теоретиком космич. экспансии человечества. Когда человечество, к-рое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюц. лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным числ. возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в пром. сырье для космич. колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Т. о., выйдя из своей колыбели — Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам. В виде отдаленной цели перед Ц. маячила полная перестройка биохимич. природы порожденных Землей мыслящих существ — образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т. е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизн. источник радик. устремлений Ц.: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинц. Калуге, длившиеся вплоть до нач. 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Ц. о «деятельной нирване» («Нирвана», Калуга, 1914).
Свои социальные проекты Ц. ставит в зависимость от намеченных им планетарных преобразований. Он создает проекты консолидации и новой администра-тивно-хоз. организации человечества — централизов. управления, трудовых армий, строжайшей нравств. дисциплины н регламентации, евгенич. мероприятий, общечеловеч. азбуки. После него остались планы общежитий типа фаланстера социалистов-утопистов, но вместе с тем он считал обладание земельным наделом непременным условием личной независимости. В целом, в его социальных утопиях причудливо смешались черты платоновского «Государства», идеальной крест, общины народников, «философии общего дела» Федорова. Руководителем людей в этих преобразова-
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!