ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                                403 23 страница



Явления Ц. в этой феноменологически-оиисат. плос­кости становятся предметом особой теоретпч. дисцип­лины — аксиологии, к-рая классифицирует их со­гласно традиционно сложившимся представлениям о сферах обществ, жизни: материальные и духовные Ц., ценности производств.-потребительские (утили­тарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Попытки в рамках аксиологии выяснить природу Ц., взятых самих по себе, безотносительно к социальным механиз­мам, их порождающим, приводят к объективно-, субъективно-идеалистич. или натуралистич. толко­ванию Ц. С этих т. зр., Ц.— это внепространственно-временные «сущности», потусторонние миру предмет­ного существования, либо лишь проявления эмоций и расположений людей, либо же естеств. характери­стики одних предметов в их функциональном отноше­нии к др. предметам. Марксизм подчеркивает спе­цифически обществ, природу всяких Ц. и потому счи­тает их предметом изучения социологии и философии, поскольку те исследуют социально-предметную де­ятельность человека. Предметные Ц. лишь внешне выражают деятельную потребность человека, по­скольку она направлена на противостоящий ему объ­ект; они являются «знаками» опредмеченных во внеш­них объектах человеч. способностей и возможностей и символизируют последние в виде «значения» пред-


ЦЕРЕТЕЛИ—ЦЕТКИН


463


 


метов (их «полезности», «достоинства», «Ц.»), получив­шего социальную санкцию. Субъектные же Ц. служат нормативной формой ориентации человека в социаль­ной (а также природной) реальности, такой формой, к-рая, еще не раскрывая индивиду предметного со­держания объектов и законов его деятельности, «ко­дирует» это содержание в виде готовых рег5глятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в слож­ной социальной действительности, следуя сложившим­ся стереотипным формулам и установкам. В более широком историч. плане ценностная ориентация вы­ступает в виде суждений о «смысле» историч. процес­са, его «должном» направлении, она лежит в основе множества утопич. предсказаний будущего и программ обществ, переустройства. Переход к науч. анализу историч. законов, осуществленный марксизмом, спо­собствует изживанию в теории чисто ценностного взгляда на историю. Становление обществ, сознатель­ности и поднятие ее до науч. уровня предполагает «снятие» ценностных форм сознания и в индивидуаль­ном мышлении. Однако это «снятие» означает вовсе не устранение явлений Ц. как таковых, а лишь выход за пределы одной только ценностной ориентации и рас­крытие социально-историч. содержания, выраженного в ценностных представлениях. Изучение ценностных ориентации занимает важное место в совр. социологии и социальной психологии. Предметные и субъектные Ц. сохраняются на уровне повседневных практич. отношений и обыденного сознания как система об­ществ, знаков и готовых формул, запечатлевших в сокращенно-обиходной форме социально-историч. опыт поколений.

В этом плане и решается традиц. филос. проблема «Ц.» и «истины»: это —лишь две различные формы обоб­щения социального опыта и осознания законов об­ществ, бытия.

Лит.: Тугаринов В. П., О Ц. жизни и культуры, Л., 1960; его же, Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; Василенко В. А., Ц. и оценка, К., 1964; 3 д р а в'о-м ы с л о в А. Г., Я д о в В. А., Отношение к труду и цен­ностные ориентации личности, в сб.: Социология в СССР, т. 2, М., 1965; Л е в а д а Ю. А., Сознание и управление в обществ, процессах, «ВФ», 1966, JM5-5; Проблема Ц. в философии. [Сб. ст.], М.-г- Л.', 1966; Дроби ицкий О. Г., Мир оживших предметов. Проблема Ц. и марксистская философия, М., 1967. См. также лит. при ст. Аксиология. О. Дробницкий. Москва.

ЦЕРЕТЕЛИ, Георгий Ефимович (14 мая 1842— 12 янв. 1900) — груз, писатель и публицист, обществ, деятель. Учился в Петерб. ун-те, где участвовал в радикально-настроенном груз, студенч. кружке. Вместе с Н. Николадзе и др. членами кружка увле­кался идеями Чернышевского, принимал участие в идейно-политич. деятельности И. Чавчаеадзе. За уча­стие в студенч. выступлениях подвергся аресту и за­ключению в Петропавловскую крепость. После окон­чания ун-та уехал в Швейцарию для пополнения свое­го образования. Вернувшись в Грузию, развернул большую обществ.-политич. и лит.-публицистич. дея­тельность. С 1893 издавал еженедельный журн. «Квали» («Борозда») и ряд др. журналов, газет. По своему мировоззрению был сторонником естеств.-науч. материализма. Объективный мир, по Ц., может быть познан человеком; источником познания являют­ся ощущения, однако ими не исчерпывается многооб­разие познават. деятельности. Науч. познание осу­ществляется посредством рацион, обобщения чувств, данных. Задача науч. исследования — раскрыть объ­ективные законы материальной действительности. Материализму Ц. свойственны элементы диалектики, но в целом его.мировоззрение может быть охарактери­зовано как механистическое и метафизическое. При­менительно к истории и социологии взгляды Ц. носи­ли просветит, характер. В этой связи ведущую роль в жизни общества он отводил интеллигенции. В своей лит. деятельности Ц. выступает как писатель-реалист,


поборник реалистич. эстетики. В конце своей деятель­ности Ц. провозгласил себя сторонником учения Марк­са, однако в действительности он был далек от марк­сизма и больше склонялся к бурж. демократизму.

Соч.: Поли. собр. соч., Тб., 1931 (на груз, яз.), в рус. пер.— Соч., т. 1—2, Тб., 1950 — 51.

Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 713—17.

ЦЕРЕТЕЛИ, Савле Венедиктович [19 янв. (1 февр.) 1907—9 авг. 1966] — сов. философ,1 д-р филос. наук (с 1958), профессор (с 1958). Член КПСС с 1940. Окончил Тбилисский гос. ун-т (1930) и аспирантуру (1934). В 1946—48 — зав. отделом логики и диалек-тич. материализма в ин-те философии АН Груз. ССР. Директор ин-та философии АН Груз. ССР (1948—53 и 1957—66). В 1948—58 — зав. кафедрой истории философии в Тбилисском гос. ун-те. Область научной деятельности — диалектич. логика, история филосо­фии.

Соч. на груз яз.: О диалектич. природе логич. связи, Тб., 1956; Рациональное зерно в теории умозаключения Ге­геля, Тб.. 1959; Начало доказательства, Тб., 1963; Диалектич. логика, Тб., 1965.

ЦЕТКИН (Zetkin), Клара (5 июля 1857—20 июня 1933) — деятель герм, и междунар. рабочего дви­жения. Род. в дер. Видерау, Саксония, в семье сель­ского учителя Эйспера. С конца 70-х гг.— участник нем. рабочего движения. С 1881 — член с.-д. партии Гер­мании. В 1889 участвовала в работе Учредит, конгресса 2-го Интернационала, высту­пала с речью о роли женщин в пролет, движении. С 1892 в течение 25 лет бессменно воз­главляла газ. для работниц «Gleichheit» («Равенство») и превратила ее в боевой орган женского пролет, движения всего мира. В герм, с.-д-тии наряду с Р. Люксембург, К. Либкнехтом, Ф. Мерингом явилась одним из руководи­телей левых, вела последоват. борьбу против ре­формизма и правого ревизионизма во 2-м Интерна­ционале. Ц. участвовала в организации «Союза Спарта­ка» — прообраза будущей компартии Германии. Один из основателей компартии, Ц. с 1919 до конца жиз­ни являлась членом ее ЦК. С 1921 Ц.— член ИККИ и Президиума ИККИ, возглавляет междунар. жен­ский секретариат Коминтерна. С 1925 руководит ЦК МОПР. С 1920 Ц.— депутат рейхстага. В авг. 1932 тяжело больная Ц., жившая в то время в Москве, по­ехала в Берлин, чтобы в качестве старейшего депутата открыть заседание вновь избранного рейхстага. В рейх­стаге Ц. выступила с пламенной речью против фашизма, в к-рой призвала нем. народ к единому фронту борь­бы с фашизмом. Речь в рейхстаге — это политич. заве­щание Ц.

Ц. умерла под Москвой, в Архангельском. Урна с ее прахом .захоронена в Кремлевской стене.

Ц.— автор мн. статей, книг и брошюр, блестящий пропагандист учения Маркса и Ленина, историк и теоретик женского революц. движения, лит. критик. Работы Ц., посвященные этой проблематике, не поте­ряли своей актуальности. Ц. оставила воспоминания о В. И. Ленине, в к-рых приводятся высказывания Ле­нина по вопросам лит-ры и иск-ва, что делает эту не­большую брошюру ценным документом ленинской, эстетич. мысли (см. Воспоминания о Ленине, М., 1959).

Соч.: Geistiges Proletariat, Frauenfrape und Sozialismus, В., 1902; Die Frauen und die Kommunistische Partei, Lpz., 1921; Gegen Faschismus und imperialistischen Krieg, В., 1955; в рус. пер.: Женский вопрос и рабочий класс, М., i917; Очерк


464


ЦЕШКОВСКИИ—ЦИ


 


истории возникновения пролет, женского движения в Гер­мании, пер. с рукописи, М., 1929; О лит-ре и иск-ве, М., 1958. Лит.: Клара Цеткин (5 июля 1857—20 июня 1933). Сб. ст. и мат-лов, М., 1933; Крупская II. К., К. Цеткин, [М.], 1933; Боярская 3. С, К. Цеткин, М., 1959.

ЦЕШКОВСКИИ (Cieszkowski), Аугуст (14 септ. 1814—14 марта 1894) — философ-гегельянец, эконо­мист, политич. деятель, представитель т. н. националь­ной (мессионистской) философии. В своих «Пролего­менах к историософии» («Prolegomena zur Historio-sophie», В., 1838) подвергает критике систему Гегеля, обвиняя его в созерцательности. В качестве основы бытия и истории Ц. вводит «действие», «поступок», сближаясь тем самым с фихтеанством; критикует ге­гелевскую историософию за абсолютизацию и аполо­гетику современности. Будущее философии Ц. пред­ставлял себе как синтез нем. идеализма и франц. уто-пич. социализма. Критика гегельянства Ц. послу­жила одним из источников развития младогегель­янства и нашла отклик также в России (у Стан­кевича и Герцена — ср. письмо Герцена к Витбер-гу от [28] июля 1839 — см. Собрание сочинений, т. 22, 1961, с. 38). Однако в последующих работах Ц. «философия действия», очерченная в «Пролегоменах» только в самом общем виде, обнаруживала сближение с тенденциями правого крыла гегельянства и роман­тизмом позднего Шеллинга. Носителем действия, осу­ществляющего моральные идеалы христианства, яв­ляется, по мысли Ц., славянство, в особенности поль­ский народ. С концепцией Ц. полемизирует Дем-бовский в своей «философии творчества».

С оч.: Gott und Palingenesie, Tl 1, В., 1842; Ojcze-nasz, t. 1, P., 1848.

Лит.: Нарский И. С, Мировоззрение Э. Дембов-
ского. Из истории подьск. филос. 19в., LM.], 1954; К op ню О.,
К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., М., 1968; КйЬве "VV.,
Graf A. Cieszkowski, Lpz., 1938; Kroiiski Т., Rozwazania
wokoi Hegla, Warsz., 1960.                               Б. Б. ПНР.

ЦЗОУ ЯНЬ (конец 4 — нач. 3 вв. до н. э.) — др.-кит. философ, занимавшийся гл. обр. вопросами на­турфилософии. Работы Ц. Я. не сохранились, и све­дения, содержащиеся в др.-кит. источниках о нем и о его учении, носят фрагментарный характер. Большей частью его взгляды реконструируются на основании трактата «Хун фань» («Великий план»), входящего в «Шуцзин», классич. «Книгу истории», но поскольку в этом трактате имя Ц. Я. не упоминает­ся, подобная реконструкция может быть лишь гипо­тетической. Ц. Я., по-видимому, дополнил учение инь и ян теорией пяти элементов (усин), согласно к-рой все явления природы и общества развиваются путем борьбы и взаимной смены элементов земли, де­рева, металла, огня и воды. Каждый из них переживает подъем, расцвет и упадок, а затем в определ. порядке сменяется следующим (вода побеждает огонь, огонь преодолевает металл и т. д.). Ц. Я. перенес натурали-стич. циклизм в сферу истории, связав теорию пяти элементов с историч. движением и провозгласив, что каждому элементу соответствует определ. династия, к-рая с неизбежностью действия естеств. закономер­ности сменяется следующей. Император Цинь Ши-хуан (221 — 209 до н. э.) сделал учение Ц.. Я. частью офиц. идеологии и апеллировал к нему как к доказа­тельству в пользу установления своей династии.

Лит.: Быков Ф. С, Зарождение общественпо-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с.162—69; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 645—56; Fung Yu-Lan, A history ol Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 159—69.

В. Рубин. Москва.

ЦЗЮНЬЦЗЫ (кит.—благородный человек) — термин ^конфуцианской философии, означающий высоконрав­ственную и гармонически развитую личность. Пер­воначально этот термин означал сына государя или знатного человека, но Конфуций придал ему новое со­держание. Появление концепции Ц. было ответом на


обостряющийся интерес к проблемам нравств. ориен­тации и внутр. мира человека. Осн. качество Ц., по Конфуцию, гуманность (жэнъ). Подчеркивая первен­ствующую роль моральных ценностей, Конфуций го­ворил о том, что Ц. сам должен решать, как ему по­ступать в конкретной ситуации: он не орудие и не винтик гос. машины. Гармонически сочетая с высокими нравств. качествами широкую культуру (что указы­вает на близость понятия Ц. с понятием калокагатии), Ц. выражает идею «среднего пути», свободного от мак­симализма, фанатизма и нетерпимости. Найти этот путь помогает знание древних традиций и соблюде­ние принятых в цивилизованном обществе обычаев и правил.

Концепция Ц. подверглась критике со стороны Мо-цзы и последователей школы фацзя, стремившихся к созданию всеобъемлющей и эффективной гос. ма­шины и не допускавших мысли об автономии лично­сти. Даосы, призывавшие вернуться к простоте в бе­зыскусственности природы, также отвергали эту кон-, цепцию, ибо она немыслима без отрицавшихся ими ценностей морали и культуры.

Лит .: Forke A., Geschichte der alten chinesischen
Philosophie, Hamb., 1927; Granet M., La pensee chinoise,
P., 1934.                                                  В. Рубин. Москва.

ЦИ (букв.— воздух, пар, дыхание) — одно из осн. понятий кит. натурфилософии, означающее материаль­ный субстрат в виде мельчайших, находящихся в по­стоянном движении частиц, к-рые то концентрируются, то рассеиваются, определяя тем самым появление и ис­чезновение всех явлений и вещей многообразной дей­ствительности. Сюнъ-цзы говорил, что Ц. свойственно не только всему живому, но и огню и воде; в «Гуань-цзы» Ц. выступает как причина жизни; близок к это­му и взгляд Чжуан-цзы, утверждавшего, что человеч. жизнь происходит от сгущения Ц. Дун Чжун-шу, свя­зывая Ц. с категориями инь и ян, писал, что человек постоянно погружен в Ц. этих двух начал подобно тому, как рыба погружена в воду. Здесь, т. о., Ц. сно­ва сближается с воздухом. Даосский трактат «Ле-цзы» рассматривает небо как концентрацию Ц. Первосте­пенное значение приобретает понятие «Ц.» в философии неоконфуцианства. Чжан Цзай рассматривал Ц. как объединяющее всю Вселенную материальное начало, к-рое в ходе циклич. вибраций то возвращается к ве­ликой пустоте, то сгущается, образуя весь видимый мир. Чэн И и Чан Хао дополнили понятие «Ц.» понятием «ли» (принцип), причем, «ли» в их системе заняло гла­венствующее место, а Ц. отодвинуто на второй план и выступает как материал для воплощения «ли». Этой т. зр. придерживался и Чжу Си.

Взаимоотношения понятий «Ц.» и «ли» интерпрети­руется специалистами по истории кит. философии по-разному. Распространен взгляд, сближающий «ли» с формой, в отличие от Ц.— материи (см. Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Prin­ceton, 1953, p. 508); к этому же взгляду по существу примыкает А. А. Петров, толкующий «ли» как разум­ную форму, а Ц. как материальное содержание (см. «Очерк философии Китая», см. сб. «Китай», М.—Л., 1940, с. 266). А. Форке возражает против этого, счи­тая необосиованным отождествление понятий неокон­фуцианства с понятиями философии Аристотеля (см. A. Forke, Geschichte der neueren chinesischen Philoso­phie, Hamb., 1938, S. 171). Дж. Нидем, поддерживая Форке, доказывает, что между аристотелевскими по­нятиями материи и формы и неоконфуцианскими кате­гориями Ц. и «ли» имеются принципиальные отличия, ибо, во-первых, Ц. не является потенциальным «ли» и, во-вторых, у неоконфуцианцсв нет понятия бога как чистой формы. Указывая на то, что неоконфуциан­ские философы рассматривают Вселенную как некое органич. целое, Нидем толкует Ц. как единство мате-


ЦИВИЛИЗАЦИЯ—ЦИГЕН


465


 


рии и энергии, а «ли» как принцип организации. Этого же взгляда придерживаются Э. Р. Хьюз п О. Граф.

Лит.: Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материа­
лист и просветитель, М., 1954, с. 59; Конрад Н. И.,
Философия кит. Возрождения (о Сунской школе), в его кн.:
Запад и Восток, М., 1966, с. 201—39; Быков Ф. С, За­
рождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае,
М., 1966, с. 159—60; X о у В а й - л у [и др.], Чжунго сысян
тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 531—36;
N е е d h a m J., Science and civilisation in China, v. 2,
Camb., 1956.                                          В. Рубин. Москва.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), синоним культуры; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историч. развитии. Маркс и Энгельс употребляли понятие Ц. для обозначения ступени обществ, разви­тия, следующей за варварством. Энгельс писал, что Ц. «...является той ступенью общественного разви­тия, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе» («Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва», 1963, с. 195). В своих трудах основоположники марксизма проанализировали дви­жущие силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому, высшему ее этапу — коммунистнч. обществу. В марксистской лит-ре понятие Ц. обозначает также материальную культуру.

Понятие Ц. появилось в 18 в. в тесной связи с по­нятием культура. Франц. философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. Ц. обозна­чала высокий уровень развития материальной и духов­ной культуры зап.-европ. народов и была частью кон­цепции европоцентризма. Одновременно понятие Ц. употреблялось как характеристика капитализма в целом.

В широком плане различные совр. интерпретации Ц. в немарксистской лит-ре можно разделить на анали­тические и синтетические. Аналитич. интерпретация Ц., в к-рой по существу описывают элементы Ц., характерна для трудов историков и этнографов, вы­двинувших десятки определений Ц. и культуры, в к-рых эти понятия рассматриваются как идентичные [см., напр., В. Malinowski, A scientific theory of cul­ture and other essays, N. Y., 1944; A. L. Kroeber, С Cluckhohn, Culture: a critical review of concepts and definitions, Camb., (Mass.), 1963].

В числе синтетич., т. н. интегральных, определений можно выделить различные интерпретации Ц. (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Уайт, У. Огборн и др.). Так, Н. Я. Данилевский выдвинул теорию общей типологии культур, или Ц., согласно к-рой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц., имеющих индивиду­альный замкнутый характер; при этом внутр. меха­низм всех Ц. одинаков. В этом же русле находится концепция О. Шпенглера, согласно к-рой Ц.— это «предел, заключит, стадия развития любой культуры. Ее характерные признаки: развитие индустрии и тех­ники, деградация искусства и лит-ры, возникновение огромного скопления людей в городах-громадах, пре­вращение народов в безликие «массы». Европ. Ц. есть поэтому показатель гибели зап. культуры. Такие же стадии проходят все другие народы. Концепциям Данилевского и Шпенглера близок ряд романтпч. тео­рий, в к-рых Ц. как эпоха деградации и упадка об­щества противопоставляется целостности, органич­ности культуры.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!