ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ                                                                    479 1 страница




С оч.: De causis errorum, pt 1—3, L., 1645; De religione gentilium, Amst., 1663; The life of E. H. of Cherbury, written by himself, Strawberry Hill, 1764; A dialogue between a tutor and his pupil, L., 1768.

Лит .: R ё m u s a t Ch. de. Lord H. de Cherbury, sa
vie et ses oeuvres, P., 1874; Guttler C, E. Lord H. von
Cherbury, Munch., 1897; Scholz H., Die Religionsphiloso-
phie des H. von Cherbury, Giessen, 1914; Kottich R. G.,
Die Lehre von den angeborenen Ideen seit H. von Cherbury,
В., 1917 (Diss-).                              Б. Быховский. Москва.

ЧЕРЕМНЫХ, Павел Семенович [р. 16 февр. 1899] — сов. философ, доктор филос. наук (с 1968), профессор (с 1939). Член КПСС с 1919. Окончил педа-гогич. ф-т 2-го МГУ (в 1928) и Ин-т красной профес­суры (в 1931). С 1927 — на преподават. работе. Про­ректор Курсов марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (в 1932—33). Зав. сектором историч. материализма Ин-та философии АН СССР (в 1934—38). Зав. секто­ром ИМЭЛ при ЦК КПСС (в 1939—41). Зав. кафед­рой диалектич. и историч. материализма Высших военно-политич. курсов (1945). Зам. директора ВПШ (1946), зам. ректора АОН при ЦК КПСС (в 1946—48); с 1948 — профессор кафедры философии там же. Осн. работы Ч. посвящены разработке проблем историч. материализма и науч. коммунизма, ленинского этапа марксистской философии, критике механистич. и идеа-листич. направлений в философии и социологии.

Соч.: Механисты и правый уклон, «Революция и куль­тура», 1930, Ms 19—20; О ликвидации эксплуататорских клас­сов в СССР, «ПЗМ», 1936, Я» 11; Победа социализма в СССР и диктатура рабоч. класса, там же, 1937, № 10; Классы и клас­совая борьба, в кн.: БСЭ, т. 33, М., 1938; Осн. типы произ­водств, отношений, «ПЗМ», 1938, № 11, 12; О стирании клас­совых граней в СССР, «Большевик», 1939, К° 20; Бурж. уче­ния об обществе до Маркса и Энгельса, М., 1941; Расцвет социалистич. демократии в СССР, «Большевик», 1950, № 2; Буржуазия, в кн.: БСЭ, 2 изд., т. 6, М., 1951; Разработка В. И. Лениным вопросов историч. материализма в годы первой рус. революции, «ВФ», 1956, № 2; Как возникли классы и почему происходит классовая борьба, М., 1954; Что такое диктатура пролет., М., 1958; От диктатуры пролет, к обще-нар. гос-ву, М., 1963; Совр. проблемы марксистско-ленин­ского учения о классах и классовой борьбе, М., 1967.

ЧЕРКЕСОВ, Виталий Иванович [р. 3(16) авг. 1906] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1965). Член КПСС с 1939. Окончил МГУ (1929) и аспирантуру Ин-та фи­лософии АН СССР (1949). С 1930 преподает марксист­скую философию; с 1948 — на филос. ф-те МГУ. Науч. исследования ведет в области диалектич. материализма. Соч.: О логике и марксистской диалектике, «ВФ», 1950, № 2; К вопросу о логике и ее изучении, «Большевик», 1952, ЗМЬ 11 (совм. с М. Алексеевым); Логика, в кн.: БСЭ, т. 25, М., 1954; Нек-рые вопросы теории понятия в диалектич. логике, «ВФ», 1956, № 2; О предмете марксистской диалектич. логики, в сб.: Проблемы диалектич. логики, М., 1959; Мате-риалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962; Проблема отображения движения в мышлении, в кн.: Материалы к технической конференции «Проблема противо­речия в диалектич. логике», М., 1967.

ЧЕРНОВ, Виктор Михайлович (1876 — 1952) — один из лидеров и идеолог партии правых эсеров. После Февр. революции 1917 — министр земледелия Временного пр-ва.

«Синтетическое» миросозерцание Ч.— эклектиче­ский синтез идей народнического социализма и эмпи­риокритицизма {махизма). Идеи, по Ч.,— «...психоло­гическое выражение накопленной в мозгу человече­ства потенциальной энергии...», субъект — «...мерило истины...» («Философские и социологические этю­ды», М., 1907, с. 29, 371). Общий предмет логики, пси­хологии и гносеологии — «человеческий опыт и его обработка». Внутр. источники обществ, развития, по Ч., заключены во взаимодействии роста населения и внешней природы. Деление историч. явлений на эко­номические и идеологические, по Ч., является услов­ным: «экономическое есть в значительной мере психи­ческое»; поэтому, заключает Ч., нельзя говорить о «примате материального над идеальным в истории». Теорию Маркса и учение о диктатуре пролетариата Ч. считал неприменимыми к условиям «сельскохозяйст­венной России».


С о ч.: Социалистич. этюды, М., 1908; Интернационал и война. Сб. ст., П., 1917; Конструктивный социализм, т. 1. Прага, 1925.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 129—46; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 591 — 93; 3 айдель Г., «Конструктивное» убожество,. «Воинств, материалист», 1925, кн. 3.

В. Клушин. Петродворец.

ЧЕРНЫШЁВ, Борис Степанович [11(23) аир. 1896 — 4 сент. 1944] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1942), профессор (с 1938). Член КПСС с 1940. Окончил исто-рнко-филологнч. ф-т МГУ (1920). В 1924—28 — аспирант исследовательского Ин-та науч. философии (РАНИОН). С 1919 вел н.-н. и педагогич. работу в ряде вузов; с 1934 — в Моск. гос. ин-те истории философии и лпт-ры (МИФЛИ). Зав. кафедрой истории, филосо­фии МИФЛИ с 1940 (с 1942 — филос. ф-та МГУ), старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Декан филос. ф-та МГУ (в 1943). Гл. направления науч. исследований Ч.— история антич. философии,, нем. идеализма п совр. буржуазная (итальянская) философия. Ч.— один из осн. авторов труда «История философии» (т. 1—3, М., 1940—43). Ч. принадлежат переводы с др.-греческого, латинского и немецкого языков ряда крупных филос. произведений.

Соч.: Социологич. мотивы в эстетике Гегеля, «Искусство», 1927, [т. 3], кн. 4; Софисты, М., 1929; Совр. идеолог фашизма (Дж. Джентиле), «ПЗМ», 1931, Л"в 4—5; Предисл, к переводу, в кн.: Бауэр Бруно, Трубный глас страшного суда над Геге­лем, М., 1933; О книге Кассирера «Философия просвещения», «ПЗМ», 1934, J6 3; История философии, т. 1, М., 1940, разд. 2, гл.З; разд. 3, гл. 1, 2, 4; О логике Гегеля, М., 1941; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 5, с. 224—60; Бенедетто Кроче-и диалектика, «ВФ», 1958, Лгв 8.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович [12(24) июля 1828 — 17 (29) окт. 1889] — рус. социалист-уто­пист и революц. демократ, экономист, философ и социо­лог, писатель и лит. критик.

Род. в Саратове в семье свя­щенника. Учился в Саратов­ской духовной семинарии, за­тем — на псторико-фплос. от­делении Петерб. ун-та (1846 — 1850), где познакомился с ра­ботами Герцена, Белинского, Гегеля, Фейербаха, а также франц. утопии, социалистов и англ. экономистов. Был близ­ко знаком с петрашевцем А. Ханыковым. Революц. события 1848—49 вызвали интерес Ч. к социализму. В 1851 —53 пре­подавал русскую словесность в саратовской гимназии. В 1855 защитил дисс. «Эс-тетич. отношения нск-ва к действительности». Сде­лавшись одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революц. крест, демократии. В «Современнике» напе­чатаны важнейшие работы Ч., в т. ч. основное филос. соч. «Антропологпч. принцип в философии» (1860). Рев.-демократич. публицистикаЧ., разоблачавшая гра­бительский характер крест, реформы и пропагандиро­вавшая идеи социализма и революции, филос. мате­риализма и атеизма, вызвала тревогу в лагере по­мещичьей реакции. 7 июля 1862 Ч. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В крепости им написаны романы «Что делать?» и «Алферьев». После двухлетнего пребывания под следствием, при­говора п унизит, обряда гражд. казни (19 мая 1864) Ч. был отправлен на каторгу в Кадаю Нерчинского округа, а затем в Александровский завод. По оконча­нии срока каторжных работ Ч. перевели в ссылку в Внлюйск, и только в 1883 ему было разрешено пере­ехать в Астрахань. Последние годы жизни Ч. занимал­ся гл. обр. переводами. Незадолго до смерти ему было разрешено поселиться в Саратове.


480


ЧЕРНЫШЕВСКИЙ


 


Экономич. взгляды и социализм. Под влиянием социалпстич. доктрин, роста стихийной освободит, борьбы крестьян, а также первых самостоят, выступле­ний рабочего класса Ч. сформировался как идеолог крест, демократии, один пз основоположников рус. народничества. Социализм был для Ч. единственно последоват. формой демократизма. Продолжая ре-волюц.-демократич. традиции рус. обществ, мысли, программа Ч. представляла собой попытку, вслед за Герценом, найти решение нац. задач России на пути некапиталистич. развития. Отличаясь шпротой ц ра­дикализмом в постановке «российской проблемы», концепция Ч. во многом предвосхищает те вопросы социальной теории и политпч. практики, к-рые были научно разработаны в марксизме.

Ч. отмечал сдвиги в социальной ситуации сер. 19 в. по сравнению с эпохой бурж. революций, когда еще можно было говорить о единстве интересов народа и «среднего сословия» — буржуазии. В 19 в. интересы «среднего сословия» полностью разошлись с интере­сами «простолюдинов», так что в Англии они уже ведут себя «...как две разные партии», а во Франции «...не­нависть между простолюдинами и средним сословием... произвела в экономической теории коммунизм» (Полн. собр. соч., т. 7, 1950, с. 39). Изучение полптич. эконо­мии и новейшей истории приводит Ч. к мысли, что корни противоположности между бедными и богаты­ми, «высшим сословием» и «простолюдинами» в совр. обществе лежат в каппталнстнч. частной собственно­сти. Имея в виду экономич. работы Ч., Маркс назвал его великим рус. ученым и критиком, мастерски вы­явившим несостоятельность бурж. политэкономии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 17—18).

Критикуя бурж. политич. экономию, Ч. устанавли­вает относительный, исторически ограниченный ха­рактер капиталистич. произ-ва (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1949, с. 412—13). Крупное произ-во, меняющее коренным образом «характер производительных про­цессов», а вместе с ним и «характер труда», вскрывает несоответствие «формы наемного труда» потребностям экономич. развития общества. Изменить ситуацию можно лишь путем трансформации существующей эко­номич. структуры произ-ва в направлении «формы товарищества». Социализм для Ч.— это формула на­иболее эффективного устранения пороков существую­щей экономич. формы, однако, будучи социалистом-утопистом,Ч . рассматривает социализм не как обществ, закономерность, а лишь как рацион, экономич. устрой­ство, выгодное для большинства общества.

Философская и социологич. концепция. Новый подход к вопросам истории и общества Ч. связывает с антропологич. материализмом Фейербаха, к-рого счи­тает отцом новой философии. Преодоление Фейерба­хом гегелевской системы представляется Ч. наиболее полной и радикальной критикой идеализма и метафи­зики. В лице Фейербаха класснч. нем. философия со­вершила самоотрицание, «...сбросила свою прежнюю схоластическую форму метафизической трансцен-дентальности и, признав тождество своих результатов с учением естественных наук, слилась с общей теориею естествоведения и антропологиею» (там же, т. 3, 1947, с. 179). Видя заслугу классич. нем. философии в том, что она сформулировала прежде всего идею единства законов, Ч. считает, что совр. естествознание доказы­вает это единство уже не умозрительно, а «...посред­ством самого точного анализа фактов...» (см. там же, т. 7, с. 254). Применительно к антропологии единство законов природы означает, по Ч., единство «натуры человека», признание того, что явления «материально­го порядка» и «нравственного порядка», несмотря на их различие, не противоречат друг другу.

Проблемы теории познания разрабатываются Ч. ■(особенно в 70—80-х гг.) гл. обр. в связи с критикой аг-


ностицизма. Сторонник Фейербаха, Ч. утверждал, что как формы чувств, восприятия, так и законы мыш­ления сходны с формами объективно-реального суще­ствования предметов. Понимание Ч. практики как критерия истинности знания — важный шаг вперед в матерпалистич. гносеологии сравнительно с тео-ретико-позиават. концепциями Герцена и Белин­ского. Ч. ценит общее «...всей немецкой философии со времени Канта...» воззрение на истину как на «...верховную цель мышления» (там же, т. 3, с. 207) п даже усматривает в диалектич. методе Гегеля свод правил научного, объективного познания, бла­годаря к-рым «...являлось полное, всестороннее исследование и составлялось живое понятие о всех действительных качествах предмета» (там же); однако диалектика как логика, как теория познания остается за пределами его теоретич. интересов.

Социологич. учение Ч. исходит из антропологиче­ского принципа в его применении к «нравственным», т. е. обществ, наукам. «...Основанием всему, что мы говоримо какой-нибудь специальной отрасли жизни,— писал он,— ...должны служить общие понятия о на­туре человека, находящихся в ней побуждениях к дея­тельности и ее потребностях» (там же, т. 9, с. 829). Согласно этой установке индпвпд есть первичная ре­альность, несущая в себе все свойства «человеческого», а общество представляется как множество отд. людей, взаимодействующих друг с другом. Законы существо­вания общества выводятся как производные от законов частной жизни людей. Критерий эффективности об­ществ, системы — возможность для индивида реализо­вать изначальные устремления своей «натуры». Исходя из этих идей, Ч. критикует современную ему социаль­ную науку за отвлеченный морализм и односторонний психологизм, игнорирование материальных человеч. потребностей, имеющих «великую важность» (см. там же, т. 4, 1948, с. 740). Разрешение противоречия между потребностями человека «вообще» н социальными усло­виями его деятельности для Ч. не просто акт теоретич. разума, но прежде всего практич. необходимость изме­нить условия присвоения благ, реформировать отно­шения собственности. Антропологич. принцип высту­пает у Ч. принципом критики и теоретич. преодоле­ния бурж. науки, хотя Ч. и не в силах еще последова­тельно провести метод историзма, преодолеть точку зрения абстрактной «нормы», субъективного должен­ствования.

Антропологизм впервые, как кажется Ч., дает всеоб­щий критерий науч. построения, к-рый Ч. усматри­вает в соответствии теории с «требованиями челове­ческой природы», с интересами «человека вообще», «без всяких подразделений». Общечеловеч. интерес, по Ч., находит свое воплощение в интересе большинства об­щества, т. е. в требованиях «простолюдинов», трудя­щихся классов. Т. о., «антропологич. принцип» в «нравственных науках», по мысли Ч., при последоват. его проведении совпадает с принципами социализма.

Ч. полагает, что принадлежность людей к миру природы достаточно жестко детерминирует «сущность» человека, равно как и «сферу человеческих побужде­ний к действию». Никакой иной «натуры» кроме той, к-рая подразумевается биопсихич. конституцией ин­дивида, у людей нет и быть не может. Принципиальным свойством человеч. «натуры» Ч. вслед за франц. про­светителями 18 в. и Фейербахом считает стремление к удовольствию. В своей повседневности человек руко­водствуется выгодой, «расчетом пользы», и из этой установки рождается воля к действию. Иначе говоря, какие бы цели человек ни выставлял на передний план в своих действиях, он верен собств. «натуре» — «...поступает так, как приятнее ему поступать, руко­водится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения


ЧЕРНЫШЕВСКИЙ


481


 


большей выгоды, большего удовольствия» (там же, т. 7, с. 285). Принцип интереса, «расчета», «обычая» Ч. кладет в основу нового, антропологич. понимания ис­тории, к-рое кажется ему последовательным преодоле­нием идеалистического. Однако на деле антропология Ч. оставалась, по словам Ленина, лишь неточным, сла­бым «описанием материализма», не поднявшим­ся до анализа обществ, природы человека и обществ, стимулов его деятельности (см. Соч., т. 38, с. 72).

Учение об и стор и ч. процессе. Исто-рич. наука для Ч. не исчерпывается простым объясне­нием отд. фактов в строго детерминированном ходе событий. Знание законов истории он стремится пре­вратить в программу практич. деятельности, разраба­тывает на его основе политику и мораль. Социальный оптимизм обосновывается у Ч. наличием в истории постоянно действующих законов, сопоставимых с за­конами естествознания. Таков «закон прогресса», к-рый, по Ч., является «чисто физической необходи­мостью». Ритм социального развития подразумевает, правда, и регрессивные периоды, но они становятся «...все менее и менее продолжительными...» (Полн. собр. соч., т. 9, с. 616). Прогресс Ч. связывает с раз­витием науки: «...создаваемое ею знание ложится в основание всех понятий и потом всей деятельности человечества, дает направление всем его стремлениям, силу всем его способностям» (там же, т. 4, с. 5). Однако, переходя к анализу механизма конкретных историч. ситуаций, Ч. задумывается о том, что эгоизм, тщесла­вие, узкокорыстные интересы, традиции и закостенев­шие догмы, пожалуй, влияют на ход событий гораздо больше, чем разум и добрая воля, что во всемирной истории действовали до сих пор по преимуществу сле­пые стихийные силы, к-рые только должны еще по­лучить рацион, направление.

Выдвинув «расчет личной выгоды» в качестве одного из «главных руководителей человека», Ч. преодолевал границы традиц. миросозерцания, принимавшего вы­ставляемые напоказ идеальные побудит, мотивы за конечные причины историч. событий. В своих историч. трудах (Предисловие к рус. переводу «Всемирной ис­тории» Шлоссера, «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X», «Франция при Людовике-Наполеоне», «Июльская монархия», «Граф Кавур» и др.) Ч. вскрывает подлинные пружины политич. событий, показывая, насколько мало действит. стрем­ления партий определялись их офиц. лозунгами. Ч. сумел рассмотреть классовое деление современного ему общества и в столкновении интересов эксплуата­торов и эксплуатируемых, капитала и труда увидеть самый глубокий мотив обществ, борьбы. Выступление пролетариата в 1848, несмотря на его кратковремен­ность, знаменовало для Ч. начало новой эпохи в исто­рии — эпохи самостоят, действия нар. масс. Впервые у «массы простонародья» или, по крайней мере, «...у довольно больших отделов ее...», констатирует Ч., проявились еще неясные, неосознанные тенденции «...к коренному ниспровержению существующего эко­номического порядка, тенденции, казавшиеся сход­ными с коммунизмом» (там же, т. 9, с. 348). Трезвый мыслитель, Ч. понимал, что в лице «работников» европ. народы делают самые первые шаги в борьбе за новое экономич. устройство, что «...главная масса еще и не принималась за дело, ее густые колонны еще только приближаются к полю исторической деятельности» (там же, т. 7, с. 666). Объем работы, связанной с вве­дением в жизнь социалистам, начал, настолько гро­маден, что нельзя обольщаться надеждами на скорое торжество нового обществ, строя. Тем не менее, счи­тает Ч., начало уже положено: движение масс стало реальным фактором, к-рый историч. теория должна осмыслить и постоянно учитывать. Превратить эти догадки в стройную науч. концепцию Ч. не может:


его мысль непрерывно наталкивается на противоречия, связанные с трудностью понять в российских усло­виях специфич. природу пролетариата и выделить в нерасчлененности российского социального целого гл. субъект историч. процесса. Образуется порочный круг: Ч. знает, что гл. источником бедствий масс является эксплуататорский строй, обрекающий боль­шинство народа на темноту и невежество. Однако движение масс только тогда может добиться успеха и уничтожить существующий порядок, когда «низший класс» приобретет «привычку мыслить», способность судить о вещах «своим умом по своим интересам». Пытаясь разорвать эту замкнутую цепь причин и следствий, Ч. обращается к просвещению и постули­рует решающую роль науч. знания в историч. процес­се; в то же время он признает, что «...мысль сама по себе слишком слаба перед тяготением действительно­сти, убеждение в огромном большинстве людей оказы­вается бессильно перед житейскими надобностями» (там же, т. 9, с. 483). Эти трагич. противоречия отра­жали не столько личную непоследовательность Ч., сколько (и гл. обр.) бессилие всего домарксовского материализма решить проблему историч. деятельности масс вне и помимо классовой борьбы пролетариата.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!