ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 479 3 страница
Соч.: Alternatives to Zermelo's assumption, «Trans. Amer.Math. Soc». 1927, v. 29, № Л ; On the law ot excluded middle, «Bull. Amer. Math. Soc», 1928, v. 34, N° 1; Aset ol postulates (or the foundations of logic, «Ann. Math.», 1932, ser. 2, v. 33, №. 2; 1933, ser. 2, v. 34, №4; The Richard paradox, «Amer. Math. Monthly», 1934, v. 41, №6; A proof of freedom from contradiction, «Proc. Nat. Acad. Sci.», 1935, v. 21, № 5; An unsolvable problem of elementary number theory, «Amer. J. Math.», 1936, v. 58, №2; A note on the Entscheidungsproblem, «J. Symb. Logic», 1936, v. 1, N° 1; Formal definitions in the theory of ordinal numbers, «Fund. Math.», 1937, t. 28 (совм. с S. G. Kleene); The constructive second number class, «Bull. Amer. Math. Soc», 1938, v. 44, №. 4; A formulation of the simple theory of types, «J. Symb. Logic», 1940, v. 5, № 2; The calculi of lambda-conversion, Princeton, [1951]; Some theorems on definability and decidability, «J. Symb. Logic», 1952, v. 17, Ns 3; Special cases of the decision problem, «Revue philosophique de Louvain», 1951, v. 49; 1952, v. 50; Binary recursive arithmetic, «J. Math, pures et appl.», 1957, t. 36, N° 1; в рус. пер.— Введение в математическую логику, т. 1, М., 1960.
В. Донченпо. Москва.
ЧЕСНОКОВ, Дмитрий Иванович (р. 7 нояб. 1910) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1951), профессор (с 1952). Действит. член АПН СССР. Член КПСС с 1939. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1931). С 1931 ведет науч.-педагогич. работу. В 1946— 1959 —на парт, и гос. работе: в 1946—секретарь Свердловского горкома партии, в 1956 — секретарь Горь-ковского обкома. На XIX съезде КПСС избирался членом ЦК КПСС и на Октябрьском пленуме ЦК (1952) — членом Президиума ЦК. В 1958—59 возглавлял Гос. комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. В 1949—52 — гл. редактор, с 1968 — член редколлегии журн. «Вопросы философии». С 1968 — проректор АОН при ЦК КПСС. Область науч. исследований Ч.— история рус. философии, проблемы историч. материализма (в т. ч. теория социалистич. гос-ва), общеметодологич. вопросы марксистской социологии.
|
|
С о ч.: Мировоззрение Герцена, М., 1948; Советское социалистич. гос-во, М.. 1952; Историч. материализм, 2 изд., М., 1965; Обострение идейно-политич. борьбы и совр. филос. ревизионизм, «ВФ», 1968, N° 12.
ЧЕСТЕРТОН (Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874—14 июня 1936) — англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противопоставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоззрение его, очень близкое томизму, сложилось много
раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтоло-гич. зла не существует: бытие, добро и порядок — одно и противостоят небытию — хаосу. Зло начинается в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего,— в непризнании абс. ценности каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения — детективы (рассказы о патере Брауне, 1911—35), филос. романы («Шар и крест» — «The ball and the cross», L., 1909), эссе (сб. «Правоверие» — «Orthodoxy», L.— N. Y., 1908; «Потрясающие пустяки»—«Tremendous trifles»,L.,1909, и др.), апологии («Вечный человек» — «The everlasting man», L., 1925, и др.), поэтич. «защита бытия» как великого блага сочетается с воинств, вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди— способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т. е. детской радости (ей у Ч. противопоставлены уныние и самодовольство, но не страдание). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслоения привычных мнимостей (лит. аналог феноменоло-гич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апология игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьезности (по существу — гордыни), отделяющей человека от др. людей и порабощающей его мнимым ценностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность лич-ностп и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у «обычного человека» (common man), чаще всего — крестьянина. Христиански окрашенное почвенничество сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на «новое средневековье» и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман «Возв-ращение Дон Кихота»— «Returnof DonQuixote», L., 1926). Как мыслителя и католич. апологета его ценят неотомисты, особенно Э. Жильсон.
|
|
|
|
С оч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.—N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (N. Y.), 1956.
Лит .: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chester
ton, Wash., 1966. H . Трауберг. Москва.
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Историч. обзор чешской философии. Нач. период чеш. философии связан с подъемом антифеод. сил в гуситской революции. Реформация в Чехии, представляющая первую волну европ. Реформации, в своем апогее (в идеологии гусизма и учении Комен-ского) породила гуманистич. философию с характерным для нее рационалистич. мышлением. Гуситское мировоззрение было подготовлено богатой культурной традицией, развивавшейся в течение 500-летнего существования чеш. гос-ва и достигшей высшего подъема в 14 в. В 1348 был основан важный культурный центр-Карлов ун-т в Праге, из к-рого вышли первые чеш. мыслители — предшественники гусизма: Томаш Штит-ни (ок. 1331 —1401), Матвей из Янова и Милич из Кромержижа. Рационалистич. аитисхоластич. мышление было характерно для Гуса, идеолога антифеод, революц. движения, к-рый через гуманистич. интерпретацию «закона божьего» создал систему ранней демократпч. идеологии, воспринятой самым влият. течением гуситского движения — т. и. бюргерским гусизмом. К последователям радикального течения гуситской идеологии принадлежит Микулаш из Пель-гржимова и вождь революц. Праги Я. Желивский (ум. 1422). Гл. представителем крест.-плебейского гусизма является Гуска, мировоззрение к-рого содержит значит, элементы натурализма и пантеизма. Из требова-
|
|
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
485
ния полного равенства всех людей и отрицания феод, строя исходит социальная философия Петра Хелъчиц-кого, предвосхищающая утопии Мора и Кампанеллы. У истоков реформац. традиций берет свое начало религ. секта чешских братьев, к-рая становится куль-турно-просветит. центром нац. жизни. Ее гл. идеологами были Лукаш Пражский, ЯнБлагослав (1523—71) и Коменский. Влияние идей Возрождения ярко выражено у Григория Грубого из Елени (ум. 1514), переводчика трудов Эразма Роттердамского, и у Викторина Корнеля из Вшегрд (ок. 1450—1520), основоположника чеш. правоведения. Тяга к естеств. наукам, пробудившаяся в эпоху Возрождения, получила выражение в трудах астронома и математика Тадеаша Гаека из Гайка (1525—1600), рационалиста, приверженца гелиоцентрич. взгляда на мироздание, сотрудника Кеплера и Тихо Браге, и в трудах врачей и натурфилософов Яна Есениуса (1566—1621) п Яна Марка (1595—1667). Рационализм и возрожденч. гуманизм этого периода достигают своей кульминации в обществ.-филос. системе Коменского, гл. идеей к-рой было требование исправления и гармонич. согласования обществ, отношений между людьми на основании просвещенного разума, развития образования и воспитания всего человеч. рода в духе всеобщей гармонии. Большую роль в гуманистич. философии Коменского играло понятие природы человека и мысль о сущности человека как об активной, творч. силе. Учение Коменского как бы прокладывает дорогу в эпоху Просвещения.
Антиреформаторское течение, появившееся после 1620, совпавшее с длит, культурным и нац. гнетом, стало причиной того, что в эпоху распада феодализма и становления капиталистич. отношений в Чехнп на рубеже 18 и 19 вв. филос. мысль вынуждена была начинать свое развитие почти заново. Хотя просветительский рационализм не достиг зрелой формы, он все же сыграл важную роль, будучи основой антиклерикального мировоззрения (напр., в трудах основоположника слав, филологии Добровского).
С 1-й пол. 19 в. в чеш. философии получают распространение идеи нем. классич. идеализма, начинается их критич. усвоение. В лице Б. Больцано (1781—1848) чеш. философия получает мыслителя и математика ев-роп. масштаба. Больцано последовательно разграничивает логическое от психологического, считая, что логика имеет дело не с психич. процессами, а с истинами, понимаемыми как идеальные предметы (см. «Wissenschaftslehre, Bd 1—4, Salzbach, 1837; neue Aufl., Bd 1—4, Lpz., 1929—31). Больцано явился одним из основоположников феноменологии, предшественником Ф. Брентано и Гуссерля, а также Кантора (в разработке теории множеств). В своей социальной утопии Больцано предлагает распространение идеи общего блага, как высшего морального принципа («О nejlepsim state», [s. 1.], 1831). Динамич. принципы в понимании природы, в противовес просветительскому механицизму, развивают в это время крупные чеш. ученые-физиологи И. Прохаска (1749 —1820) и Ян Пуркине (1787—1869), открывший клеточное строение живой материи. Обществ.-политич. проблемы и особенно проблемы нац. самосознания разрабатываются в трудах филолога И. Юнгмана (1773—1847) и поэта Я. Коллара (1793—1852), развивавшего идеи Гердера о славянстве. С критикой романтич. упований, связанных с нац. жизнью и с проповедью «трезвого» реализма, выступал К. Гавличек-Боровский (1821—56), придерживавшийся философии «здравого смысла». Философию чеш. истории создает Палацкий, согласно к-рому история демонстрирует борьбу двух принципов: славянского, олицетворяющего демократию и свободу, и германского, воплощающего власть и авторитет; кульминацию чеш. истории представляет
гуситская революция, и возрождение ее идей должно стать смыслом нац. жизни.
Радикализация умов, охватившая Европу в связи с революциями 1848—49, сопровождалась в Чехии распространением левогегельянства, к к-рому близко стоял Сметана. Он выступает против гегелевского универсализма и панлогизма, в к-ром индивидуальное поглощается общим. В философии истории Сметана придерживался т. зр. «славянского исхода», согласно к-рой слав, народы призваны осуществить идеал нового, справедливого общества, социализма. Нек-рые идеи левогегельянства лежат также в основе теории утопич. социализма Ф. М. Клацеля (1808—82). В обществ.-политич. сфере революц. настроение выражала группа радикальных демократов: Э. Арнольд (1800— 1869), К. Сабина (1813 — 77), Й. В. Фрич (1829—91) и в определ. период К. Сладковскпй (1823—80). Наиболее последовательный из них, первый чешский проф. революционер Арнольд выдвинул требование безвозмездной передачи помещичьей земли беззем. крестьянам, создание независимой республики и т. п.
После подавления революции 1848—49 и почти до конца 19 в. доминирующее положение в чеш. мысли занимает философия Гербарта, к-рая отвечала бурж. социальным и идейным требованиям как благодаря своему конформизму, враждебности к романтич. настроениям, так и своим стремлением к овладению точными науками. Чеш. гербартизм в лице его гл. представителей И. Дастиха (1835—70), И. Дурдика (1837— 1902), Г. Линднера (1828—87), О. Гостинского (1847 — 1910) дал опред. импульсы к разработке ряда филос. и науч. проблем: оказал влияние на развитие эстетич. мысли в направлении структурализма (Дурдик, Гос-тинскпй), содействовал разработке педагогики, социальной психологии и социологии и др. (Линднер). К этому же времени относится деятельность философа и эстетика М. Тырша (1832—84). Исходя из принципов дарвинизма, а также представлений античности и Возрождения о гармоничном человеке, Тырш создал законч. концепцию морально и физически здорового народа, воспитанию к-рого должно содействовать создание массовой гимнастич. орг-ции.
Самым влият. философом с конца 19 в. вплоть до 2-й мировой войны был Масарик, идеолог бурж. реформизма и видный политич. деятель. Масарик начал с разработки нек-рых позитивистских положений о науч. обосновании философии, но в дальнейшем сосредоточивает внимание на проблемах человека в условиях всеобщего кризиса ценностей, преодоление к-рого Масарик видит в обновлении моральных ценностей, связанных с европ. христианской, в частности протестантской, традицией, а также в реформах бурж. обществ, системы.
Филос. взгляды Масарика оказали влияние на мно. гих чеш. философов. К ним принадлежит видный представитель позитивизма Крейчи, развивавший, в частности, этику и психологию, логик И. Тврды (1877 — 1942), историк философии Й. Краль (р. 1882), социологи Э. Халупны (1879 — 1958), Ф. Файфр (1892 — 1969) и др. В то же время антропологич. взгляды Масарика и его философию истории в антипозитивистском духе развивают Э. Радл (1873—1942), Я. Б. Козак (р. 1888) и Й. Л. Громадна (1889—1970).
В период между двумя мировыми войнами в чешской философии получают развитие различные теории структурализма: в области философии и теоретической социологии его принципы разрабатывал Й. Фишер (р. 1894), в области социологич. исследований —■ И. Блага. Под влиянием феноменологии Гуссерля, самостоятельно продолжая его учение о естеств. мире, находился Наточка. В связи с нормативной теорией права построил свою телеологич. систему К. Энглиш (1880—1961). К иррационалистич. направлениям при-
486
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
надлежат: Ф. Мареш (1857—1941), К. Воровка (1879— 1929), В. Гоппе (1882—1931). Особое место в чеш. философии занимает Л. Клима (1878—1928), предшественник экзистенциализма, радикальный, анархистский критик бурж. общества. В области эстетики и теории иск-ва значит, роль играли Ф. К. Шальда (1867—1937), К. Тейге (1900—51) и Я. Мукаржовский (р. 1891), к-рый от структурализма постепенно переходит к марксизму.
Марксистские идеи проникают в Чехию с 70-х гг. 19 в. вместе с развитием рабочего движения, но долгое время популяризируются в довольно упрощенном виде. Первым крупным марксистским теоретиком был Б. Шмераль (1880—1941), основатель КПЧ (1921), постепенно перешедший от австромарксизма к ленинизму. О развитии марксистско-ленинской философии можно говорить лишь в связи с деятельностью КПЧ. Выдающуюся роль в распространении и применении марксистско-ленинской идеологии сыграл деятель чехословацкого и международного коммунистического движения К. Готвальд. Видными марксистскими теоретиками предвоен. периода являются также: Я. Кабеш(1896—1964), популяризатор молодого Маркса; Л. Свобода (р. 1903), автор первого труда по истории сов. философии; Конрад, работавший в области методологии, историографии и лит. критики; Я. Швер-ма (1901—44), теоретик по нац. вопросу; Э. Урке (1902—42), признанный исследователь филос. наследия В. И. Ленина; Б. Вацлавек!(1897—1943), социолог иск-ва.
Марксистско-ленинская философия послевоен. периода развивается в борьбе с бурж. и мелкобурж. филос. направлениями. Гл. заслуги в победе марксизма в стране принадлежат Неедлы, Л. Штоллу (р. 1902) и др. На родину из СССР возвращается Колъман (р. 1892), к-рый развивает широкую педагогия, и науч. деятельность. К марксизму приходят принадлежавшие раньше к др. течениям Ригер, Бенеш, М. Новак (р. 1901), Попелоеа-Отаглоеа, О. Зих (р. 1908) и др., сыгравшие важную роль в распространении марксизма и известные своими науч. трудами.
Чеш. марксистская философия развивается творч. образом, особенно с сер. 50-х гг. Разрабатываются вопросы отечеств, и мировой истории философии, категории диалектики, филос. проблемы практики и понимания человека, семиотика, логика и философия науки; проводятся соцпологич. исследования, широко развертывается изучение проблем науч.-технич. революции и т. д. В наст, время филос. работа ведется прежде всего средним поколением чеш. марксистов, к-рые работают гл. обр. в Ин-те философии и социологии ЧСАН в Праге, на филос. фак-тах ун-тов в Праге и Брно, в Высшей партийной школе при ЦК КПЧ и др. учреждениях. Гл. печатными органами чеш. философов-марксистов являются «Filosoficky casopis» (с 1953), «Sociologicky casopis» (с 1965) и «Nova mysl» (с 1946).
Статья подготовлена в Ин-те философии. Прага.
История, обзор словацкой философ и и. После продолжит, периода господства схоластики со 2-й пол. 15 в. в Словакию проникают новые идейные течения, характерные для периода Возрождения и Реформации. Философия Ф. Бэкона нашла своего продолжателя в лице представителей т. н. прешовской школы: Я. Байера (1630—74) иИ.Цабана (1658—1707) — сторонника корпускулярной теории материи Гассенди. Для обоих мыслителей характерны пристрастие к естеств. наукам, к новой методологии и логике, критика схоластики и стихийное тяготение к материализму. Передовые в то время естеств.-науч. взгляды разделяли также мыслители Трнав-ского и Кошицкого ун-тов: М. Сентивани (1633—1703), Й. Хорват (1732—1800), А. Яслинскп (1715—84), Й. Иванчич (1722—84) и др. В области гносеологии они находились частично под влиянием эмпиризма.
Дальнейшее развитие словацкой филос. мысли связано с эпохой Просвещения — образованием науч. об-в и деятельностью нар. просветителей: О. Плахи (1755—1810), П. Михалко(ум. 1825), Я. Фейша (1764— 1823), С. Тешедика (1742—1820), Й. Фандли (1754— 1811) и др. Борясь за просвещение народа, против суеверий и предрассудков, против религ. и нац. нетерпимости, они пропагандируют новые науч. знания, подчеркивают значение разума и самостоятельности мышления. Особое внимание словацкие просветители уделяли этике, логике и гносеологии. В нач. 19 в. в Словакию проникает кантианство (М. Штейгель, 1769 — 1829; Г. Шулек, 1788—1827; 3. Карловски, 1772—1821).
Во 2-й пол. 19 в. в обстановке усиления нац.-освободит, движения словаков в Венгрии философия начинает играть роль возбудителя идей и катализатора нац. самосознания — она обращается к проблемам нации и ее псторич. развития. Поэт и мыслитель Кол-лар под влиянием нем. философии истории, особенно взглядов Гердера, развивает идеи слав, единства, гуманизма и свободы, формулируя филос. концепцию словацкого нац. возрождения. Теоретич. завершение этой программы стало делом Л. Штура и его последователей из т. и. штуровской школы: Й. М. Гурбана (1817—88) и др. Штур разрабатывает концепцию Коллара на основе гегельянства, к-рое становится господствующим в словацкой философии в течение почти полувека. Точка зрения историзма и диалектики, развиваемая Штуром в области истории, иск-ва, языка и т. д., означала значит, теоретич. прогресс в словацкой филос. мысли. Штур обосновывает право словацкой нации на всестороннее свободное развитие; исследуя родовую структуру славянства в духе панславизма, он делает вывод об его особой историч. миссии в истории всего человечества. В революц. годы (1848—49) Штур вырастает в политич. вождя словаков, содействует узаконению словацкого лит. языка, основанию первой словацкой политич. газеты. С революц.-демократич. критикой феодализма выступает и поэт Янко Краль (1822—76), взгляды к-рого характеризуются мелкобурж. утопизмом, идеализацией и патриархальных отношений.
После поражения революции 1848—49 идеи словацкого нац.-освободит, движения переживают кризис. Словацкое гегельянство превращается в мессианскую исторлко-фплос. теорию, идеи слав, активности выливаются в панславистские мечтания. Идеолог этого направления — С. Г. Ваянский (1847 —1916). Возрождение словацкой нац. и социальной жизни, происходившее в конце 19 в., связано с группой т. н. гласистов (группировка вокруг журн. «Hlas» — «Глас», 1898): В. Шробар (1867 — 1950), П. Благо (1867 — 1927), А. Штефанек (1877 — 1964), М. Ходжа (1878—1944) и др., воспитанных гл. обр. на идеях Масарика, особенно его теории конкретизма, активизма и «малых дел», ктрую гласисты противопоставили псторизму Штура, романтич. философии истории и пассивной концепции славянства (Ваянского).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!