Людовик XIII называл действия протестантов



 незаконными и уместными только в республике.

 

Установление короной

монополии на свои прерогативы

сопровождалось внедрением в умы подданных

теории божественного права королей.

 

 

Божественное право предполагало

существование божественного знания.

 

«Таинство монархии», бывшее

основой французской системы управления, означало, что

 решения короля в делах высокой политики безошибочны.1

 

Эдикт 1641 года

запрещал парламентам

вмешиваться в государственные дела,

пока их не пригласят

высказать свое мнение.

 

Заседания с личным участием короля

должны были становиться

форумом для рассмотрения

спорных случаев,

а выражать протест судьям

разрешалось - после регистрации закона,

а не до нее.

 

Гранды были окончательно

лишены возможности

попасть в королевские советы.

 

 

Их попытки отомстить Ришелье и

убрать его с дороги

давали последнему повод в очередной раз

указать королю на недостойное поведение грандов.

 

Сам же кардинал

ускользал от козней придворных группировок подобно Гудини.

 

Ришелье не обошел вниманием и

 другие проявления оппозиции.

 

Он решительно искоренял

характерное для феодального периода мнение,

будто верность короне

зависела от того,

насколько подданные были довольны ее политикой.

 

 

Это не отменяло

контрактных обязательств короны,

но теперь подданные

не могли ничего сделать в случае,

если она (корона) их не выполняла.

 

 

Они обязаны были

подчиняться при любых обстоятельствах.

 

 

 Повиновение приказам правительства

мы воспринимаем как данность,

В то время как

француз XVII столетия –

Так не считал.

 

 

Гранды, особенно те,

кто обладал международными связями,

любили напоминать своим монархам о том, что

их обязательства взаимны,

периодически меняя господина.

 

Бегство оскорбленного Конде

в Испанию во время Фронды

— самый яркий пример.

 

 

Многие дворяне не понимали, почему

именно за королем должно оставаться

последнее слово

в конфликте с подданными.

 

Известные с XIV века

фрагменты римского права

одновременно –

напоминали об идее верховной власти,

 принадлежавшей народу,

а также о том, что

корона требовала

от подданных

абсолютного и безусловного повиновения.

Ришелье был первым, кто

довел это требование

до логического конца, и его методы были ужасны.

Оружием кардинала стал

закон об измене, или

об оскорблении величества (lèse‑majesté).

 

 

Ранее этот закон

сурово карал грандов только в Англии,

где его жертвами пали, например,

 Говарды.

 

 

Конде, который встал

во главе испанской армии

против своего монарха во время Фронды,

Был прощен

и восстановлен в правах.1

(Это как – если бы – Власова простили !!!).

 

 

Измена, за которую

был обезглавлен Монморанси в 1632 году,

была похожа на дело об измене Бурбона в 1523 году:

оба считали, что были осуждены несправедливо.

 

 

Но Бурбону удалось

использовать старые представления о чести и обязательствах,

подорвать репутацию Франциска I на международной арене

 и выжить.

 

Больше такого не случалось.

 

 Под действие закона

попадали даже неосторожно сказанные слова

и случаи нарушения субординации:

 

так, Ришелье обезглавил

министра Марийяка и пропагандиста де Морга

исключительно за критику

действий кардинала.

 

Оправданием ему служил

государственный интерес (raison d'état).

 

 

Эта давно возникшая идея гласила, что

государственная необходимость

принуждает правительство

иногда - использовать средства,

которые могут вызвать

негодование у щепетильных людей.

 

Облик самого кардинала, холодного как лед,

 его пристрастные суды над «врагами государства»,

ночные экзекуции в chambre de l'arsenal (арсенале),

специальные комиссия по преступлениям lèse‑majesté и

выносимые без суда приговоры, взятые вместе,

делали его режим одним из самых зловещих во французской истории.2

 

Хотя при создании образа злодея в кино и на сцене

были допущены некоторые преувеличения.

 

 

Людовик XIV, конечно, обходился и

 без таких театральных приемов

при отправлении правосудия.

 

 

Режим Ришелье следует рассматривать

не как истинное лицо абсолютной монархии,

а, скорее, как

деспотическую интерлюдию

в легитимном режиме Бурбонов.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!