ГлоВо 6. Этика проведения исследования..



123

Врезка 6.2

Этические проблемы на начальном этапе исследования с помощью интервью

• Каковы положительные последствия исследования?

Как исследование может улучшить жизненную ситуацию людей? Кто приобретет в первую очередь потенциальные выгоды — человек, ко­торый участвует в исследовании? Или его группа? Или потенциальная выгода будет заключаться в получении обобщенного знания, которое по­влияет на условия жизни людей?

• Каким образом можно получить от респондентов осознанное согласие на участие в исследовании?

Нужно ли получить осознанное согласие устно или следует составить письменный контракт?

Кто должен давать согласие — респонденты или их начальники? Сколько информации следует давать перед началом исследования и какая информация может подождать до беседы после интервью? Как поступать с осознанным согласием в тех исследовательских про­ектах, в которых сам исследователь имеет очень слабое представление о том, как будет проходить интервью?

• Как можно обеспечить респондентам конфиденциальность? Насколько важно сохранение анонимности респондента? Кто будет иметь доступ к материалам интервью?

Как обеспечить невозможность идентификации респондента? Можно ли ожидать возникновения юридических проблем, связанных с за­щитой анонимности респондентов?

• Каковы последствия проекта для участвующих в нем людей?

Может ли потенциальный вред для респондентов перевесить потенциаль­ные выгоды?

Будут ли затронуты в интервью терапевтические вопросы, и если будут, то какие предосторожности нужно принять?

Какие последствия для самих респондентов и групп, которые они пред­ставляют, может повлечь за собой публикация исследования?

• Какова будет роль исследователя в проекте?

Как исследователь может обеспечить научную квалифицированность ис­следования и защитить его независимость?

Как исследователь может избежать или противостоять давлению сверху — от спонсоров?

Как исследователь может избежать или противостоять чрезмерной иденти­фикации с респондентами и, соответственно, утрате критического взгля­да на получаемые знания?

Часть III . Семи этапов исследований с помощью интервью

цессе развития современных общественных наук образовалась пропасть между фактами и ценностями, между дескриптивным и нормативным, меж­ду тем, что есть, и тем, что должно быть. Эта дихотомия очень заметна в позитивистской философии, с ее очень резким делением на объективную научную и субъективную человеческую стороны исследования. Моральные аспекты исследования, принадлежащие к ценностному полюсу этой дихото­мии, отнесли к второстепенным и стали считать проблемой лишь професси­ональных этических кодексов и личным делом исследователя.

Пропасть между фактическими знаниями и этическими ценностями сейчас обсуждается как проблема (например, у Хабермаса, в его очерке вза­имодействия между человеческими интересами и научными знаниями — см. глава 3, «Герменевтическая интерпретация», а также в феминистских исследованиях — см. глава 4, «Феминизм и качественные исследования»). С утратой веры в идею Просвещения об освобождении посредством знания и веры в прогресс человечества посредством прогресса науки цели и сред­ства научных исследований стали подвергаться тщательному анализу, в ко­тором моральной стороне исследования придается такое же значение, как и научной.

Этические теории обеспечивают нас системой координат для раз­мышлений о конкретных моральных проблемах исследования. Они содер­жат более широкий контекст осмысления этического выбора, чем частные принципы, выделенные выше. Существуют три глобальные философские этические позиции: принципиальная этика долга, утилитарная этика по­следствий и нравственная этика умений (см., например, Eisner , Peshkin , 1990; Kimmel , 1988).

Принципиальная этика долга, еще называемая деонтологической и ин-тенциональной позицией, выносит суждение о поступке независимо от его последствий. Нравственным считается такой поступок, который соответ­ствует принципам — таким, как честность, справедливость и уважение к личности. Этика долга выражена в максимах Канта «Обращайся с любым человеком как с целью, но не как со средством» и «Поступай так, как если бы правила твоих действий могли бы по твоей воле сделаться универ­сальным законом природы». Эти общие этические принципы могут быть конкретизированы в этических правилах для различных типов исследо­ваний. В предельной форме интенциональная позиция может обернуться моральным абсолютизмом, требующим соответствовать абсолютным прин­ципам правильного действия, независимо от того, каковы человеческие по­следствия поступка.

Утилитарная позиция, также называемая телеологической позицией, делает акцент на последствиях действия: о действии прагматично судят по


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!