Глава 6. Этика проведения исследования...



125

тому эффекту, который оно производит. В конечном итоге именно резуль­тат действия определяет его правильность. Конечной целью может быть величайшее благо для всех; то есть благо определяется тем, насколько уве­личилось счастье, здоровье или знание. В предельной форме утилитарной позиции цель оправдывает средства.

Противоречивость реальных следствий из положений этики долга и утилитарной теории можно прояснить на следущих крайних примерах:

Пациент говорит терапевту по телефону: «Я собираюсь прыгнуть в озеро Сортедамсен и утопиться». Терапевт отвечает: «Что ж, прыгай!».

Пациент несколько дней спустя подает жалобу на терапевта в Этический комитет Датской психологической ассоциации, обвиняя его в подстрекатель­стве к самоубийству и, тем самым, отсутствии должного уважения к его чело­веческому достоинству.

Похоже, в данном случае терапевт спонтанно действовал, исходя из утилитарной позиции выживания, и, отвечая пациенту по телефону, ис­пользовал парадоксальную технику. Пациент, которому, очевидно, прагма­тичная интервенция терапевта пошла на пользу, занял позицию долга — принципа абсолютного уважения к своей персоне, который, согласно его жалобе, нарушил терапевт.

И утилитарная этика последствий и интенциональная этика долга по­рождают вопрос о том, существуют ли универсальные этические принци­пы, или же все они зависят от ценностей конкретной группы людей.

Третья позиция, идущая от аристотелевых концепций добродетели и практического суждения, предполагает этическую позицию, зависящую от контекста. Этическое поведение видится не столько как применение общих принципов и правил, сколько как интернализация исследователем мораль­ных ценностей. Принципиально важна в данном случае личностная це­лостность исследователя, взаимодействие с изучаемым сообществом и от­ношение к этическим ценностям этого сообщества. Акцент делается на этической интуиции исследователя, его чувствах и умениях, а также на отношениях между действующими лицами в конкретном сообществе. Учиться этике исследовательского поведения приходится в течение всей жизни, основываясь на нравственных правилах отдельной профессиональ­ной культуры. Набираясь практического опыта, общаясь с более искушен­ными коллегами по профессии, возможно в форме отношений ученик-учи­тель, новичок постепенно приобретает чувствительность к контексту и Мудрость зрелого этического поведения.

Философии долга, пользы и добродетели делают упор на разных аспек­тах этического выбора. Эти подходы могут приводить к принятию различ-

Часть III . Семь этапов исследования с помощью интервью

ных решений по конкретным вопросам, таким, например, как введение рес­пондентов в заблуждение. Этика интенционального долга будет под­черкивать честность как абсолютный принцип и, таким образом, отвергать любой обман в отношении респондентов в интересах высшего блага. Ути­литарная позиция может одобрить обман с точки зрения его позитивных последствий — получения знания и улучшения жизни людей, которые мо­гут быть достигнуты в результате исследования. Позиция контекстуально­го блага будет основываться на практических этических умениях исследо­вателя и обосновании им своих поступков, а кроме того, в случае, если возникнет сомнение, — на диалоге с другими людьми из соответствующей группы.

X. Дрейфус и С. Дрейфус ( Dreyfus , Dreyfus , 1990) защищают контексту­ально-этическую позицию, возможную при феноменологическом рассмот­рении развития этической искушенности. Авторы описывают пять ступе­ней лестницы научения — от новичка до эксперта (см. глава 5, «От метода к мастерству») — и заявляют, что с ростом опытности писаные правила и обоснования становятся фоном для практических умений или привычек. Моральное сознание в повседневной жизни проявляется в бессознательных реакциях на межличностные ситуации, и авторы предполагают, что мы на­чинаем наше исследование этического опыта на уровне этого спонтанного решения. Высшая форма этического поведения представляет собой способ­ность сохранять включенность наряду с обостренной интуицией. Этичес­кий выбор не обязательно остается на уровне индивидуального спонтанно­го выбора; в случаях разногласий мудрец, принимающий решения, вступит в диалог с теми, кто пришел к иным выводам.

Л. Лёвли в рамках этической концепции блага попытался преодолеть противопоставление эксплицитных и имплицитных умений посредством использования образцов. Образцы могут быть в форме притчи, аллегории, мифа, саги, морализаторской пьесы, истории случая или личного примера. В качестве головоломок для контекстуальной интерпретации берутся фраг­менты текста, которые нужно интерпретировать. «Оказывается, что при­менение морального знания и мудрости подчиняется как рефлексивному суждению, так и следованию правилам и приложению умений» ( L 0 vlie , 1993. Р. 76).

В следующих двух главах я обращаюсь к получению знания в ситуации интервью и в главе 8, «Этика интервьюирования», вновь вернусь к некото­рым поднятым здесь вопросам этики, в частности к последствиям взаимо­действия в интервью для интервьюируемого и сходству исследовательско­го интервью с терапевтическим.

ГлоВо 7.

Ситуация интервью

В интервью знание создается взаимодействием точек зрения интер­вьюера и интервьюируемого. Интервью с опрашиваемым — самая увле­кательная стадия всего исследовательского проекта. Личный контакт и проникновение в жизненный мир собеседника делают интервьюирование восхитительным обогащающим переживанием. Различные формы ведения беседы в интервью обсуждались в главе 2, и там же был описан способ по­нимания в качественном исследовательском интервью. В этой главе я бо­лее детально коснусь некоторых схем и техник проведения интервью и приведу иллюстрации из интервью об оценках.

Беседа В интервью

Цель качественного исследовательского интервью выше была опреде­лена как получение качественных описаний жизненного мира собеседника с учетом интерпретации их смыслов. Здесь рассматривается полуструкту­рированная форма интервью — в нем предусмотрена последовательность тем, которые необходимо затронуть, и предполагаемые вопросы. В то же время допускаются изменения последовательности и формы вопросов, что обеспечивает возможность следовать за полученными ответами и про­слеживать развитие историй, которые рассказывает собеседник. Рассмот­рим взаимодействие в процессе интервью, сообразно способу понимания, описанному выше (в соответствии с 12 аспектами интервью: жизненным миром, смыслом, качественностью, описательностью, специфичностью, намеренной наивностью, фокусом, двусмысленностью, изменением, сен-зитивностью, межличностной ситуацией и позитивным опытом — см. врезку 2.1 в главе 2).

Открытый феноменологический подход к обучению у интервьюи­руемого очень хорошо представлен в следующем отрывке из работы Дж. Спрэдли:

«Я хочу понять мир с твоей точки зрения. Я хочу знать, что ты знаешь, так, как ты это знаешь. Я хочу понять смысл твоего опыта, влезть в твою шкуру, чувствовать так, как чувствуешь ты, объяснять так, как ты объясняешь. Ста­нешь ли ты моим учителем и поможешь ли ты мне понять?» (Spradley, 1979. Р. 34).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!