Комплекс профилактических занятий по профилактике компьютерной зависимости подростков в условиях общеобразовательной организации



Не секрет, что число детей, страдающих компьютерной зависимостью, возрастает с каждым годом. Безусловно, данная проблема требует решения. И одно из таких решений проведение психолого-педагогической профилактики школьным психологом. Трудность состоит в том, чтобы выявить критерии оценки уровня выраженности этой зависимости у личности, выявить ее симптомы. Среди исследователей не наблюдается особого единодушия в этом вопросе. А просьбы родителей «сделать что-нибудь, чтобы ребенок смог спокойно отойти от компьютера» педагог-психолог слышит все чаще.

Поэтому предлагается действовать путем профилактики основных причин формирования компьютерной зависимости у подростков – путем развития личности и принятия ею себя.

Комплекс профилактических занятий психолого-педагогической профилактики компьютерной зависимости направлена на:

1) развитие видов деятельности индивида, а именно: развитие умений эффективного общения;

2) формирование возрастно-психологических новообразований, а именно: позитивного образа «Я» и формирование адекватной самооценки.

Комплекс профилактических занятий: комплекс короткой, частной психокоррекции личностных и поведенческих аспектов. В рамках его реализации предполагается проведение профилактиких занятий в групповой форме с помощью следующих методов: моделирование ситуации, проективный тест, мозговой штурм, дискуссия. При этом комплекс основывается на следующих принципах: единства диагностики и профилактики; нормативности развития; принцип «снизу вверх»; системности психологической деятельности и деятельностный принцип психокоррекции.

Цель данного комплекса – формирование и развитие навыков принятия себя и коммуникативных умений, как показателей снижения или полного отсутствия компьютерной зависимости у индивида. Задачи комплекса профилактики компьютерной зависимости:

* снятие эмоционального напряжения у участников группы;

* формирование и развитие навыков принятие себя адекватной позитивной самооценки;

* формирование и развитие умений активного слушания и невербальной коммуникации.

Сущность процесса психолого-педагогической профилактики заключается в том, чтобы личность с той или иной степенью компьютерной зависимости осознала возможность удовлетворения актуальных для нее социальных потребностей (например, потребности аффиляции и принятии, уважении) в реальной действительности, а не виртуальном мире.

Данный комплекс профилактических занятий рассчитан на профилактику проявлений компьютерной зависимости у подростков (женского и мужского пола) в возрасте от 13 до 17 лет, обладающих следующими чертами компьютерного аддикта: склонность к непринятию себя, замкнутость, «уход» в виртуальную действительность, неуверенность в себе в реальной действительности.

Предполагается, что реализацию комплекса в условиях среднего общеобразовательного учреждения во время занятий с психологом, в группе, оптимальное число участников которой 12 человек. При этом весь процесс профилактики разделен на восемь занятий, продолжительность каждого из которых: 1 аудиторный час. Таким образом, весь процесс профилактики рассчитан на 8 аудиторных часов.

Краткое содержание комплекса:

Занятие 1.

Цель занятия: снятие эмоционального напряжения участников группы и формирование их сплоченности; осознание участниками особенностей образа «Я».

Для реализации этой цели предлагается использовать, например, упражнение «Солнце светит для каждого, кто…», продолжительностью 15-20 минут

Описание и инструкция. Группа работает в кругу. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы» Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. Например: «Солнце светит для каждого, кто: любит проводить отпуск на море; терпеть не может курильщиков; питается по вегетариански» и т. п. Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях. По окончании подводятся итоги.

Занятие 2.

Цель занятия: диагностика и развитие умения и навыка принятия себя, осознания положительного образа «Я»; развитие сплоченности группы.

Для реализации цели занятия предлагается использовать несколько упражнений, например, упражнение «Брачное объявление» [2]. продолжительностью 25-30 минут.

Описание и инструкция. Каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются в шапку. Далее ведущий зачитывает по очереди объявления. После упражнения проводится обсуждение.

Занятие 3.

Цель занятия: диагностика и развитие умения и навыка принятия себя, осознания положительного образа «Я»; формирование адекватной самооценки.

Для реализации цели занятия предполагается проведение дискуссии, с использованием проективной методики «Коллаж». Подробнее о данной методике можно узнать в соответствующем литературном источнике. Отметим лишь, что обсуждение строится по следующей схеме: а) каждому участнику предоставляется возможность выйти и рассказать остальным о своем коллаже; б) при этом ему рекомендуется сосредоточиться па таких вопросах: 1) Какие чувства он испытывал, создавая его? 2) Какие чувства он испытывал, когда на его произведение смотрели другие? 3) Что он почувствовал, когда видел другие коллажи и сравнивал их со своим? 4) Всегда ли совпадали его представления об авторе коллажа с тем, кем оп оказывался на самом деле? 5) Что нового узнал о себе? 6) Что нового узнал о других?

Занятие 4.

Цель занятия: диагностика и развитие умения и навыка принятия себя, осознания положительного образа «Я»; формирование объективной самооценки.

Для реализации цели занятия предлагается использовать несколько упражнений и проективный тест «Я такой, какой есть»

Занятие 5.

Цель занятия: формирование и развитие умений и навыков постановки вопросов как одной из техник активного слушания.

Для реализации цели занятия предлагается использовать несколько упражнений, например, упражнение «Пум-пум-пум» [4], продолжительностью 25 минут. Подробнее о данной методике можно узнать в соответствующем литературном источнике. Отметим лишь, что вначале загадывается «легкий» пум-пум-пум, некий внешний признак, который сразу бросается в глаза – например, пум-пум-пумом может быть пиджак или брюки.

Занятие 6.

Цель занятия: диагностика и развития коммуникативных умений и навыков активного слушания.

Для реализации этой цели хорошо подойдет упражнение «Передай сообщение», которое, в принципе, повторяет игру в глухие телефончики. Или упражнение «И это хорошо, и это плохо», которое направлено на диагностику и развитие умения и отработку навыка использования техники повторения, сказанного партнером в процессе общения.

Занятие 7.

Цель занятия: диагностика и развитие умений и навыков невербальной коммуникации.

На этом занятии предлагается использовать разнообразные упражнения, например, упражнение «Стеклянная дверь». При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует также обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.

Занятие 8.

Цель занятия: осознание возможности удовлетворения актуальных социальных потребностей без использования компьютерной техники и формирование объективного отношения к ней.

Для реализации этой цели предлагается использовать метод «Мозгового штурма».

Мозговой штурм «Для чего мне нужен компьютер».

Цель: осознание возможности удовлетворения актуальных социальных потребностей без использования компьютерной техники и формирование объективного отношения к ней.

Средства: чистые листы бумаги и ручки.

Продолжительность: 40 минут.

Порядок выполнения и инструкция. Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих слишком увлекаться компьютером. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе бумаги, поощряя к активности всех участников. В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью компьютера и есть ли другие способы достичь того же эффекта.


 

Приложение 3

Сценарий занятия

«Компьютерные игры – добро или зло?»

Компьютерные игры - добро или зло? (дебаты)

ЦЕЛЬ: научить эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере.

ЗАДАЧИ: Расширить общекультурный кругозор. Развивать интеллектуальные способности. Развивать исследовательские и организационные навыки. Развивать коммуникативные умения. Развивать ораторские способности. Развивать умение работать в команде.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: Выбираются 2 команды по 5 человек в каждой. Жетоны – красные и зеленые.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего.

 (5 минут) Добрый день! • Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…

• Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры. Сейчас у нас состоятся дебаты.

Тема: «Поколение рунет – выбирает интернет» В игре принимают участие две команды: Команда утверждения, и Команда отрицания. Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте. Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?» Приветствуем их: Главный судья, Члены судейской коллегии.

Уважаемые судьи, вы на основе приведённых аргументов и качества презентации (звучания голоса, чёткости и различных ораторских приёмов) вынесете своё решение от том, кто выиграл. По ходу игры Вы будете заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ доказательства этих аргументов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает Следит за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет Дебатский Таймкипер. Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры. И помните: главное не победа, а участие

2. Разминка

Начнем с разминки. Я задам Вам вопрос, а вы на него отвечаете экспромтом. И так вопрос: «Что такое компьютерная игра? И какие виды компьютерных игр вы знаете?

3. Выступление участников – заявление позиций.

Тема дебатов: «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?» Для выступления Вам отводится 4 минуты. За это время вы должны высказать свою позицию по данному вопросу.

4. Перекрёстные вопросы (10 минут)

Нам Ваши позиции ясны, переходим к перекрестным вопросам участников друг другу. Каждая команда задает вопросы соперникам, времени на обдумывание ответов у вас нет, но, Ваш ответ не должен превышать одной минуты. (по 3 вопроса)

5. Вопросы гостей в аудитории

Переходим к следующему этапу наших дебатов это вопросы гостей – есть желающие задать вопросы нашим командам?

6. Оппонирование, т.е. оспаривание аргументов оппонента по 2 минуты

Переходим к следующему этапу. Оппонировать – Выступать с возражениями кому-либо в публичной беседе, на диспуте. Выступать с критическим разбором чего-нибудь,

7. Заключительное слово участников (1 мин.)

Слова ведущего: «Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений».

8. Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов. У Вас есть красные и зеленые жетоны. Проголосуйте за победителей дебатов. Если вы считаете компьютерные игры вредн, то в ящик опустите красный жетон, иначе – дайте зеленый свет играм.

9. Объявление решения судей.

Слово для оглашения итогов предоставляется главному судьи. Слово для оглашения результатов зрительского голосования предоставляется.

10. Заключительное слово ведущего.

Слова ведущего: «Ребята! Вы сегодня были на высоте! И не важно кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из Вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают. Удачи вам! Спасибо за игру!


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!