Диагностические возможности игры



Игра позволяет дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей задачи, их понимание необходимости выполнять разные, даже не престижные работы.

Типичные трудности

Данная игра достаточно богата по своим возможностям, поэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры и потерять главную линию игры – обеспечение конкретных потребностей для выживания. Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения: хочешь сказать – подними руку, один говорит – все молчат.

Перспективы использования игры

Вариациями данной игры могут быть дополнительные усложнения инструкции: «…на острове существует дикое племя, с которым необходимо поддерживать контакт», «…случайно обнаруженные на острове орудия труда и механизмы, которые нужно наиболее эффективно использовать» и т.д.

При наличии большого количества времени, в ходе игры можно обсуждать соответствие качеств учащихся требуемым работам и даже организовывать игровые группы «подготовки кадров».

 

«ЦЕПОЧКА ПРОФЕССИЙ»

 

Цель: упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной- двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в кругу. Число участников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут.

Основные этапы:

1.  Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.».

2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар – мясник – слесарь (тоже – рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например: что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в час пик через салон троллейбуса проходит?). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

«СОТВОРЕНИЕ МИРА»

 

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

1. Участники вместе рисуют мир. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

- описать доставшуюся часть созданного мира;

- дать всему необходимые названия;

- подчеркнуть характерные особенности;

- государственный строй;

- сферы деятельности;

- предметы импорта и экспорта;

- приблизительная численность населения;

- чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

- есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

- культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания – 30 минут.

2. Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

3. По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

ПРОГРАММА ПОГРУЖЕНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

 

Погружение проводится в течение 2-3 дней, занимает по 3-4 астрономических часа. Процедура проводится для школьников 10 класса, поэтому цель процедуры – не только выбор школьниками профессии, но, даже в большей степени – проблематизация школьников. Главное, чего мы добиваемся, - чтобы десятиклассники поняли, что их жизнь находится только в их руках и что приступать к строительству жизни надо сейчас.

Остальные аспекты профориентации:

- определение собственных жизненных целей и приоритетов,

- выявление склонностей и способностей,

- построение плана действий для достижения поставленных целей,

- анализ рынка труда – также включены в процедуру.

Материальным результатом процедуры является наличие у каждого ребенка плана его собственных действий на ближайший год и на более отдаленный период, расписанный как план-график, по месяцам.

Погружение рассчитано на большое количество участников, от 20 до 100 человек. Если участников более 12, то их необходимо разделить на группы, так, чтобы количество участников не превышало 10-12 человек. В каждой группе работает ведущий.

Ведущим может быть не только психолог, но и педагог, классный руководитель, который прошел подготовку под руководством специалиста.

У каждого школьника имеется специальный бланк, в который он вписывает информацию о себе по мере прохождения профориентационных процедур.

Пункты бланка соответствуют последовательности действий погружения. Далее приводим перечень процедур, содержание которых раскрывается дальше.

1. общее собрание, формулирование целей, режима и условий работы.

2. две жизни. Тренинг определения жизненных приоритетов.

3. тесты «Карта интересов», ДДО.

4. игра «профессиональная консультация», формулирование своих требований к профессии.

5. «бюро найма»

6. «газета» — поиск вакансий в газетах.

7. подготовка инсценировок «презентация профессии»

8. «дядюшкино завещание» – игра на определение умения пользоваться ресурсами

9. индивидуальная работа «построение траектории образования на 5 лет вперед» и на будущий год

10. обрание классов – формулирование заказов к ШК:

Две жизни

Тренинговая процедура

Цель – выявление собственных жизненных приоритетов, ценностей.

Условия проведения: рабочая группа не более 10-12 человек. Каждый участник тренинга имеет лист бумаги, ручку. Может проводиться в школьном классе, расстановка мебели стандартная, школьная, обеспечивающая возможность индивидуальной работы для каждого участника.

Ориентировочная длительность процедуры 2 часа.

Ход работы:

Ведущий говорит о том, что приходя к знакомым в гости или размышляя о своих знакомых, мы иногда делаем вывод о том, что «и я хотел бы жить так же…». Или, напротив, «я ни за что не хотел бы, чтобы у меня была такая жизнь».

Я прошу вас вспомнить и рассказать нам о человеке, жизнь которого кажется вам наиболее удачной счастливой. И вы могли бы пожелать себе похожей жизни. Пять минут на воспоминания, затем расскажите об этом человеке. (Участники тренинга рассказывают, ведущий старается зафиксировать жизненные ценности этого человека, проявляющиеся в его видении и оценке другого).

Сейчас я попрошу вас вспомнить и рассказать о знакомом вам человеке, жизнь которого вам ни за что не хотелось бы повторить. Прошу вас вспомнить отнюдь не преступника, алкоголика или другого представителя дня общества, а совершенно нормального человека – но что-то в его жизни вас категорически не устраивает. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке, не называя его имени (теперь ведущий фиксирует внимание участников на «антиценностях» - на том образе жизни, которого школьник хочет избежать).

После рассказов ведущий говорит: сформулируйте и запишите в бланке свои «цели-плюс» и «цели-минус» - то, что вы хотели бы, чтобы произошло в вашей жизни – и то, что вам решительно не хочется. Можно записывать в зашифрованном виде, главное, чтобы вы помнили, что вам необходимо в жизни, что для вас ценно, а что – неприемлемо.

Профконсультирование

Тренинговая процедура

Цель – на основании имеющихся представлений школьника о собственных ценностях (процедура «Две жизни»), интересах (Карта интересов), склонностях (ДДО) – выбор профессии, отвечающей запросам участника, определение своих требований к профессии.

Условия проведения: рабочая группа не более 10-12 человек, помещение с несколькими «консультационными пунктами», которые представляют собой стол с двумя стульями, стоящими напротив друг друга.

Оборудование: тест «Перекресток» Е.С. Пряжниковой, перечни профессий, бумага, ручки.

Ход работы:

Ведущий – Сейчас вы сами попробуете себя как в роли клиента, так и в роли сотрудника профконсультации. Сейчас половина из вас будет консультантами, остальные – клиентами. Затем клиенты становятся консультантами. Клиент имеет право выбора консультанта, может и вообще сам выбирать свою профессию. Консультант должен помочь клиенту определится с будущей профессией. Вы можете пользоваться психологическими методиками, помощью специалистов по тестированию Ваша работа считается оконченной, когда клиент знает, какая именно профессия его устраивает.

Ребята проводят консультирование, меняются ролями.

Когда все участники определили, какую именно профессию они хотели бы иметь, просим написать их требования к этой профессии по следующей схеме:

Мои требования к профессии:

Заработная плата Тип выполняемой работы (творческая/интеллектуальная/…) Условия труда Льготы Обязанности Что-то еще…

Бюро найма

Цель игры – встреча «запросов к профессии» и жизненных реалий:

· осознание участниками игры требований, предъявляемыми выбранной профессией к человеку;

· сравнение имеющихся личностных ресурсов, необходимых для овладения избранной профессией;

· анализ востребованности профессии.

Оборудование: большое помещение, в котором оборудовано несколько «консультационных пунктов». В каждом из пунктов работает специалист, представляющий собой «отдел трудоустройства» по конкретной специальности.

Каждый пункт имеет несколько газет с разделом «требуются».

Участники должны приходить в зал не одновременно, чтобы не создавать очереди. Поэтому «бюро найма» проводится после других тренингов, у которых нет фиксированного времени окончания.

Помещение оформлено стендами, на которых представлены:

- рейтинги востребованности профессий

- список вступительных испытаний для поступления в ВУЗы на нужные школьнику специальности;

- проходной балл для поступления на те или иные специальности

- профессиограммы наиболее престижных профессий

- Перечень специальностей – пунктов трудоустройства:

юриспруденция

экономика

психология

общественные отношения

журналистика

другие специальности

Ход работы:

На входе в зал ведущий объясняет условия игры: каждый из вас сейчас может устроиться на работу в одном из «отделов по трудоустройству» по интересующей вас специальности. Для этого необходимо подойти к нужному вам пункту и пройти собеседование со специалистом.

Специалист «бюро найма» задает каждому претенденту вопросы по заготовленной схеме:

Профессия Необходимое образование Способности (оценки по соответствующим предметам) Профессионально важные качества Профессионально неприемлемые качества
         
         
         

И проставляет плюсы и минусы в соответствующие разделы «анкеты». Специалист и школьник вместе решают, велики ли шансы школьника приобрести данную профессию исходя из тех ресурсов (отраженных в таблице), которыми обладает школьник в данный момент.

Затем консультант дает школьнику задание произвести анализ периодики: просмотреть газеты, в которых есть раздел «требуются» и выписать все варианта работы по избранной школьником специальности.

По выполнении просмотра вакансий в газетах школьник выбирает ту конкретную работу, которую он хотел бы выполнять – и разрабатывает план реальной летней практике по данной профессии.

Практика по выбранной профессии будущим летом:

1. Я собираюсь работать в качестве ___________________

В организации (предприятии) _________________________

В сроки с __________________ по _____________________

Чтобы устроиться на эту работу, я _____________________

Дядюшкино завещание

Цель – проблематизация школьников: организация условий для осознания школьниками своего способа распоряжения ресурсами (временем).

Оборудование: помещение для работы группы любого объема. Стены оформлены «прейскурантами», рекламами.

Ход работы:

Ведущий – ваш дядюшка был очень необычным человеком. Он скончался и оставил вас своим наследником, завещав вам 500 тысяч рублей, но с одним необычным условием. Вы должны в течение одного часа решить, на что вы потратите свои деньги и записать все это в вашем бланке. Для того, чтобы вам было легче решать, мы даем вам информацию о стоимости тех или иных услуг, возможности помещения денег. Вы не ограничены нашими предложениями, можете покупать все, что сочтете нужным, придерживаясь современного курса цен.

Участники в течение часа решают, как распределить деньги, записывать свое решение в таблицу:

Дядино завещание, 500 тысяч рублей

Стоимость
     
     
     
     
     
     
     
     

Ведущий – Деньги – это ресурс, это возможность получить то, что вам нужно, чего хотелось бы. Но деньги, которых у нас нет, – это не единственный наш ресурс. У нас есть другой ресурс – время. 500 – это количество дней, которые у вас остались до начала вступительных экзаменов в следующем году (в зависимости от времени проведения игры, можно называть другую сумму, или другой масштаб перевода денег во время).

А теперь проанализируйте, на что вы потратили ваш ресурс: вложили ли вы его в удовольствия, конкретные вещие, образование, недвижимость, ренту? Напишите, результат вашего анализа под табличкой с вашими тратами – сформулируйте, что явилось главной ценностью при планировании расхода денег.

Считаете ли вы, что инвестировали деньги правильно?

Как именно вы собираетесь распорядиться ресурсом времени, который не мал, но и не слишком велик?

Далее, при работе с личным планом, постарайтесь учесть опыт работы со своими ресурсами.

Приложение

Образец бланка

ФИ _____________________________________________ класс _______

Через несколько лет я хотел бы, чтобы в моей жизни:

Было Не было
   
   
   
   

Карта интересов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48.
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72.
73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96.
97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120.
121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144.
ф м х а б м с л ф ж и и г г о п т п р с и э и э
+                                              

Наиболее интересны для меня сейчас:

Мои склонности на данный момент (подчеркнуть область):

Природа Техника Человек Знак Художественный образ
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а   20б    
         

«Профконсультация»

Мои требования к профессии:

Заработная плата Тип выполняемой работы (творческая/интеллектуальная/…) Условия труда Льготы Обязанности  
           

Бюро найма. Соответствую ли я выбранной профессии:

Профессия Необходимое образование Способности Профессионально важные качества Профессионально неприемлемые качества
         
         
         

Какую работу по данной специальности предлагают газеты:

1.

2.

Практика по выбранной профессии летом:

1. Я собираюсь работать в качестве ___________________

В организации (предприятии) _________________________

В сроки с __________________ по _____________________

Чтобы устроиться на эту работу, я _____________________

Дядино завещание, 500 тысяч рублей

  Стоимость
     
     
     
     
     
     
     
     

План моей жизни:

Возраст -18 18-20 20-25 25-30 30-40 40-50 50-60 60-
События                

План жизни на следующий год:

Цель в жизни (может быть несколько) Что для этого необходимо Ресурсы (что у меня есть) Дефициты (что нужно приобрести) План действий Сроки
           
           
           
           
           

Исходя из своих целей, я понял, что в следующем году буду:

1. учиться в 11 ________________________ классе

2. поступать в ______________________________________________

3. сдавать вступительные испытания: 1.           2.                   3.

4. сдавать в июне ЕГЭ по предметам: 1.            2.                  3.

5. запишусь на курсы по подготовке к поступлению (какие, где именно) ___________________________________________________________

6. посещать лабораторию ____________________________________

7. посещать спецкурсы ______________________________________

8. попрошу ввести спецкурсы / факультативы ___________________

«ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН»

 

Эта игра позволяет ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить сои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учебным процессом, связанные с школой. Учащиеся учатся понимать, что разные люди могут иметь разные ценности в жизни, разные человеческие качества, учатся понимать, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности.

Продолжительность игры вместе с обсуждением: 40 минут.

Ход игры:

Ведущий предлагает младшим подросткам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем предлагается представить волшебный магазин, где каждый является продавцом. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.

Таким образом, все желающие могут побывать в любой из ролей.

Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но также учатся выражать свои мысли, доказывать свое мнение. Учатся слушать и слышать друг друга, учатся быть терпимее друг к другу. Важная роль в этой игре отводится ведущему, так как его главная задача – направляющая и анализирующая.

Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.

 

«КОРОЛЕВСТВО»

Эта игра развивает взаимопонимание в группе, ребята учатся понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания. Кроме того, определяется статус учащихся в классе, выбираются роли и функции, которые они хотели бы выполнять. Младшие подростки знакомятся с принципами ведения спора, дискуссии, осмысливают трудности общения между людьми, непонимание людьми друг друга.

Продолжительность игры: 40 минут.

Ход игры:

1. Весь класс делится на группы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Ребятам ведущий объясняет, что в игре участвует вся группа. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить роли сам, попробовать сделать так, что все будет зависеть только от него.

2. Один из добровольцев становится «Королем». Он может набрать себе всех подданных- Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и т. д. Каждому, кроме ролей Король раздает поручение.

3. Следующим этапом является проигрывание ролей.

4. Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него, или почему, он не согласен с Королем, почему его роль ему не нравится.

5.  Каждому участнику игры дается возможность внести свои коррективы в «Королевство», что-то изменить, повысить или понизить кого-то в должности, или, вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки.

6. Когда «Королевство» создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.

Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свои выборы, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.

 

«КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

 

Эта игра помогает детям представить и смоделировать свое поведение в экстремальной ситуации. Проанализировав это, ребята могут переносить деятельность на реальные сложные жизненные ситуации, на сложности взаимоотношений, на взаимоотношения в семье и т. д.

Продолжительность игры: 30-40 минут.

Ребятам на группы потребуется лист писчей бумаги.

Ход игры:

1. Проходит деление класса на группы. Необходима помощь ведущему.

2. Каждой группе дается инструкция: «Представьте, что в результате кораблекрушения все жители созданного на прошлом занятии Королевства попали на необитаемый остров. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать себе условия, которые могли бы вас всех удовлетворить.

Вы можете:

- освоить остров, организовав в нем хозяйство;

- наладить на нем социальную жизнь;

- установить правила и нормы совместной жизни;

3. Среди групп детей происходит обсуждение.

Результатом эффективности работы является то, что дети начинают представлять возможности реальной жизни, когда очень многое зависит именно от них самих. Ребята приходят к выводу о том, что ран или поздно многое им придется решать самим. Младшие подростки учатся планировать свою деятельность, доказывают логичность выбранной деятельности, кроме того, научаются приходить к единому мнению, тем самым - вести переговоры.

Ребята обосновывают свое решение, проигрывают эту вымышленную ситуацию в реальной действительности, и просто, учатся фантазировать, но реально.

Для того чтобы работа в классе в целом и по группам шла продуктивно, необходимо:

- создать в классе атмосферу доверия;

- развивать навыки общения, которые способствуют открытости, честности, ответственности за чувства и убеждения;

- планировать игры так, чтобы они способствовали принятию решений и развитию других жизненно необходимых умений;

- предлагать учащимся простые модели работы, близкие и понятные им.

 

«МОЯ ЖИЗНЬ/ВАША ЖИЗНЬ»

 

Эта игра позволяет ребятам лучше узнать друг друга, заглянуть в свое будущее, вспомнить прошлое, попытаться проанализировать свое настоящее. Ребята приходят к выводу о том, из судьбы каждого человека складывается судьба всего поколения. В процессе выполнения этой игры ребята делятся своими мыслями с окружающими.

Время: 25 минут.

Для игры понадобиться каждому участнику 1 лист писчей бумаги, а для групповой работы - 1/2 листа ватмана, разноцветные мелки или карандаши.

Ход игры:

Ребятам предлагается сложить свои листки вчетверо и на каждой части написать события, которые с каждым из них были, или как они надеются, будут важными в их жизни или же изменят их жизнь в будущем. Для выполнения этого задания ребятам дается 15 мин. (см. Табл.3).

Таблица 21

Моя жизнь

Моя жизнь 10 лет назад Моя жизнь 5 лет назад
Моя жизнь сейчас Моя жизнь через 10 лет

Затем они делятся на группы по 4-5 человек в каждой и пытаются прогнозировать жизнь своего поколения (см. Табл.4).

Таблица 22

Жизнь моего поколения

Жизнь моего поколения 10 лет назад Жизнь моего поколения 5 лет назад
Жизнь моего поколения сейчас Жизнь моего поколения через 10 лет

«ЧЕМОДАН»

В этой игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, учатся сравнивать, доказывать, убеждать, учатся быть терпимее друг к другу.

Для работы потребуются конверты.

Продолжительность игры: 40 минут.

Ход игры:

Обязательно желание каждого участника.

1. Один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан», то есть те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими; но обязательно указываются и отрицательные качества, над которыми надо работать. Затем каждое качество обсуждается, голосуется большинством. Должно быть 5-7 характеристик.

2. Затем все зачитывается тому, кто выходил. Он имеет право спросить только один вопрос, если что-то непонятно.

3. Так продолжается, пока есть желающие.

4. В конце игры тот, кто узнал информацию о себе, отвечает на вопросы:

- что нового о себя я узнал во время занятий группы?

- что нового я узнал о других людях?

- что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

- каким образом я собираюсь это сделать?

5. Ответы на эти вопросы записываются и помещаются в конверт, который подписывается и отправляется адресату через месяц.

«ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ»

 

Эта игра позволяет ребятам побывать в роли человека, от которого многое зависит. Учит старших школьников принимать решения и отвечать за них, учит прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения, если это необходимо.

Ход игры:

Ребятам предлагается подумать самостоятельно, затем объединиться в группы по 5-6 человек и создать проект.

Предлагается представить каждого, что он обладает неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием. Одно ограничение – время. Каждому представляется возглавить Всемирную комиссию по улучшению жизни человечества, а может быть и по его спасению от губительного воздействия цивилизации. Посоветуйтесь друг с другом, какие меры следовало бы точно предпринять и как это можно организовать.

В процессе работы нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, дайте ему возможность почувствовать, что он прав. Постарайтесь посмотреть на мир глазами вашего собеседника. Постоянно задавайте себе вопросы, почему у него такое мнение. Если вы не согласны с собеседником, если решение этого вопроса у вас лучше, постарайтесь вызвать его на соревнование. Вы должны постараться договориться, прийти к единому мнению, прослушав разные точки зрения. И если мнение других все же лучше, и вы с этим согласились, то нужно отдать вам должное, что вы в какой-то мере признали себя побежденным, одновременно отдавая долг умению и эрудиции напарника.

 

«ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНАМ»

 

Эта игра показывает различное понимание духовных ценностей. В ней ребята демонстрируют свое умение критически мыслить, принимать решения и решать проблемы. Ребята научаются влиять на образ мышления других людей, оценивают важность многообразия идей и подходов. Старшие школьники демонстрируют навыки эффективного общения, обобщаю, делают выводы

Продолжительность игры: 40 минут.

Ход игры:

Весь класс делится на несколько команд, где каждая команда представляет выбранную страну. Идет работа в группе, где ребята получают отличную возможность дискутировать и высказывать различные мнения.

Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны, того народа, который она представляет, отражает неповторимость и своеобразие выбранной страны. Все другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни, особенности данной национальности и т. д.

Каждая страна рассматривается с нескольких позиций. Эти позиции ребята определяют в самом начале игры, еще до деления на группы – страны.

Затем эти особенности вносятся в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти точки соприкосновения - те ценности, которые неизменны, не зависят от страны, от национальности; и пытаются это анализировать.

Следующий этап игры – дискуссия. Свобода самовыражения создает атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате этой работы ребята лучше узнают друг друга и себя.

 

«БИЗНЕС-РИСК-МЕН»

 

В шутливой, ироничной форме игра позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности современных российских предпринимателей, связанной с риском, неизбежными нарушениями закона, возможностью оказаться за решеткой, а также с так называемой «благотворительностью», как ее понимают большинство бизнесменов... Все это важно для разговора с подростками о профессиональном и личностном самоопределении, ведь не секрет, что сейчас многие просто мечтают о том, чтобы стать бизнесменом и поскорее начать разъезжать в «Мерседесе», забывая, что за все приходится расплачиваться...

Игра проводится сразу со всем классом (группой) и с каждым человеком в отдельности. Ведущий-психолог активно использует доску, а остальные участники играют с ведущим на своих бланках.

Вся игра занимает около 20—30 минут.

Процедура предполагает следующие этапы:

1. Ведущий рисует на доске бланк (табл. 23) и одновременно очень кратко объясняет смысл игры, о чем он еще неоднократно будет напоминать игрокам в ходе самой процедуры, а участники рисуют такой же бланк на своих листочках в клеточку.

2. Смысл и основные правила игры:

За 15 игровых ходов необходимо заработать как можно больше «миллионов», как можно меньше побывать в тюрьме да еще умудриться сделать побольше благотворительных взносов сиротам и нуждающимся.

Коммерческие сделки можно заключать только на суммы в 100, 300 и 500 миллионов (каких-то или таких-то денег), см. вторую колонку в бланке (таблица 1). Например, игрок хочет в 1 -и свой ход заключить сделку на 300 миллионов, и тогда он должен во второй колонке, напротив 1-го хода, проставить цифру 300.

Поскольку в современной России сложно обойтись в бизнесе без нарушения законов, то у каждого игрока будет возможность для подстраховки: не более 5 раз обратиться за помощью к юристу. Но за каждое такое обращение придется отдать юристу 50 % от всей суммы сделки за данный ход. Например, если за 1-й ход игрок заключил сделку на 300 млн., то обратившись к юристу, он должен отдать ему 150 млн., а оставшиеся 150 млн. сразу записать в графу «Ю», напротив 1-го хода. Если игрок к юристу не обращается, то соответственно записывается прочерк («-»).

Ровно 5 раз в игре ведущий скажет «ревизия!». Если игрок обратился за данный ход к юристу, то ему нечего бояться и он продолжает игру в обычном порядке. Но если он решил на юристе сэкономить, то наверняка у него имеются серьезные проблемы с законом (ох уж этот «ди­кий рынок» в России!) и тогда ему придется отправиться в «тюрьму». Во-первых, у него конфискуется вся сумма за данный ход (игрок сам ее просто зачеркивает в своем бланке). Во-вторых, срок пребывания в тюрьме определяется суммой сделки: за 100 млн. беззакония – 1 год (пропускается 1 – данный – игровой ход), за 300 млн. – 3 года (пропускается 3 хода), за 500 млн. – 5 лет (пропускается 5 ходов). В колонке «тюрьма», напротив номеров соответствующих ходов проставляются буквы «Т», означающие, что игрок в данных ходах не участвует. В-третьих, за данные ходы игрок не может ничего больше делать, кроме как ждать окончания срока. Каждый раз ведущий должен записывать на доске, в колонке «ревизия» букву «Р» (всего за игру – ровно 5 букв «Р»).

Для тех, кто не сидит в «тюрьме», есть возможность не более пяти раз за всю игру сделать благородное дело для больных, сирот и всех нуждающихся. Если игрок делает благотворительный взнос, то в графе «благотворительность», напротив соответствующего хода проставляется вся оставшаяся за данный ход сумма (в млн.). Например, если после обращения к юристу у игрока осталось 150 млн., то он обязан отдать сиротам их все2. Если он к юристу за данный ход не обращался, то он мог бы отдать все 300 млн., например.

Иногда для большей «реалистичности» игры мы разрешали подросткам, отбывающим в такой «тюрьме» наказание, вполголоса петь соответствующие песни (естественно, без каких-либо нецензурных выражений). Данное шутливое условие позволяло переключать активность подростков на игру, поскольку, оставшись не удел, они могли со скуки (пока остальные играют) начать с помощью неумных острот мешать проведению игры. Хотя данная игровая методика сама по себе (по заложенной в ней идее) несет большой эмоциональный заряд и некоторые провокационные моменты, заставляющие многих быть очень даже неравнодушными к затрагиваемым в ней проблемам.

Отдавать нуждающимся какие-то проценты от данной суммы не следует, поскольку это сразу приведет к утомительным и путанным расчетам, которые лишат игру ее легкости и понятности для учащихся.

Ведущий за всю игру должен ровно 5 раз произнести слова «Спасибо за милость Вашу!» и соответственно выписывать на доске букву «С» (за игру – ровно 5 букв «С»). Если кто-то за данный ход (когда ведущий это произнес) сделал свой благотворительный взнос, то считается, что он все точно рассчитал («не ошибся»), и тогда сумма этого взноса, выписанная ранее в колонку «благотворительность», утраивается, игрок ее сразу же выписывает в колонке «Итого». Например, если взнос составил 150 млн, то в итоге пишется уже 450 млн! Но если игрок за данный ход никаких взносов не делал, то в колонке «Итоги» он пишет просто оставшуюся у себя сумму (не утроенную!).

Конечно, произнося слова «Ревизия» и «Спасибо за милость Вашу!», ведущий должен ориентироваться на настроение аудитории и все-таки не просто «говорить» эти слова, а именно играть с классом, иногда даже интригуя и как-то комментируя свои высказывания. Важно не ошибиться и назвать «Ревизия» и «Спасибо…» ровно по пять раз. Для более интересного обсуждения результатов мы рекомендуем так рассчитать свои высказывания, чтобы последняя «Ревизия» произошла на предпоследнем (14-м) ходу, а последнее «Спасибо…» было сказано на 9-10-м ходу (тогда многие школьники, поняв, что благотворительностью заниматься уже невыгодно, окажутся перед внутренней проблемой, что важнее, «прибыль» или «помощь ближнему», о которой так любят поговорить по телевизору коммерсанты).

Таблица 23

Пример заполненного бланка для игры-шутки «Бизнес-риск-мен»

№ ходов £ сделок: 100 млн 300 млн 500 млн Юс5 Юрист -50% Р = 5 Ревизия Т – за: 100-1 300-3 500-5 (лет срока) Бс:5 Благотв. -100% за данный ход Спасибо – сумма взноса хЗ ИТОГО:
1 300 150 -   150 С 450
2 100 - Р Т - - -
3 300 - Р Т - - -
4 - - - Т - - -
5 - - - т -   -
6 500 250 - - - С 250
7 300 -   - 300 С 900
8 300 150 Р - 150 - -
9 100 - - - 100 - -
10 300 - - - - с 300
11 100 - Р т   - -
12 300 - - - - с 300
13 500 250 - - - - 250
14 500 250 Р -   - 250
15 500 - - - - - 500
Итог всей игры:       700   3300

3. Подведение итогов игры начинается с того, что каждый подсчитывает, сколько он всего заработал «миллионов». Если у кого-то окажется больше 4—4,5 миллиардов, то это неплохой результат. Можно поинтересоваться у участников, кто больше всех провел времени в «тюрьме», а кто там почти не был и как это соотносится с заработанными миллиардами. Наконец, если Вы все же произнесли последнее «Спасибо за милость Вашу!» на 9—10-м ходу, можно спросить, кто из игроков делал благотворительные взносы после 10-го хода, когда ведущий уже исчерпал свой запас слов «Спасибо…» и когда благотворительные взносы уже не утраивались. Если такие игроки все-таки найдутся, не следует сразу хвалить их за то, какие они «добрые». Поинтересуйтесь, почему они делали эти взносы – быть может, некоторые просто не успели сообразить, что выгоды больше нет.

Опыт проведения данной игры свидетельствует о том, что дети прекрасно все понимают (в том числе, и весь цинизм современного российского бизнеса), поэтому при подведении итогов ведущий должен поменьше морализировать и просто вовремя остановиться.

 

«Я – КОМПАНЬОН»

 

Данная бланковая игра предназначена для рассмотрения в полушутливой форме некоторых особенностей коммерческой деятельности, связанных с взаимоотношениями между компаньонами. В игре моделируется справедливость в распределении различных благ, получаемых коммерсантами-бизнесменами. Вопросы, связанные с коммерцией и быстрым обогащением, на сегодняшний день являются одними из наиболее популярных (актуальных) среди подростков, поэтому педагог-психолог должен иметь возможность также по-своему затрагивать их (в меру иронично, но и без «передергиваний»). Методика проводится с группой (классом), где ведущий, используя доску, играет одновременно со всеми и с каждым в отдельности. Время на игру — примерно 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

Ведущий-психолог показывает на доске, как оформляется игровой бланк (см. Табл. 6), а учащиеся рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку. При этом сами таблички бланка («прибыль», «тюрьма» и «загранкомандировки») пока не заполняются.

Общая инструкция: «Каждый из Вас будет в игре «бизнесменом», который вместе со своим условным товарищем-компаньоном будет делать большущие деньги. Но если отношения между Вами и Вашим компаньоном сложатся несправедливо, то есть все блага от совершаемых сделок (прибыль и т.п.) будут распределяться не по затраченному каждым из Вас труду, то это приведет к выяснению отношений, к «разборкам», а может, даже и к гибели кого-то из вас (большие деньги – большие неприятности…). По условию игры, все распределение будет в основном зависеть от Вас (насколько Вы обладаете чувством справедливости или хотя бы самосохранения…)».

Далее ведущий предлагает начать игру и осваивать конкретные правила уже по ходу дела (на первых 2-3 ходах все обычно становится понятным).

Начинается игра с первой таблички - «прибыль». Всего за 14 игровых ходов (сделок) игроки получат на двоих 14 миллиардов (таких-сяких денег). Напротив цифры 1 (первой сделки) в средней колонке таблицы каждый игрок проставляет либо букву «Я» (означающую по правилам игры, что всю прибыль за данный ход получит только он сам), либо букву «К» - компаньон (означающую, что всю прибыль за данный ход получает компаньон). Какая именно прибыль получается за первый ход (первую сделку) сообщает ведущий. В нашем примере (см. табл.) прибыль за первый ход составила 2 миллиарда. Эти 2 миллиарда игрок сразу же выписывает напротив цифры 1 (первого хода) либо в колонку «Я» (если он определил ранее, что вся прибыль за данный ход отдается самому себе), либо в колонку «К» (вся прибыль – компаньону). Аналогично совершаются все 14 ходов.

Далее определяются итоги распределения прибыли между компаньонами. По каждому столбику («Я» и «К») игрок подсчитывает суммы баллов и выписывает их внизу. Но этого мало для оценки справедливости, поэтому необходимо еще учесть, у кого сколько было возможностей много заработать, поэтому игрок подсчитывает в средней колонке отдельно буквы «Я» и буквы «К», выписывая результаты под суммами миллиардов соответственно. После этого отдельно для «Я» и для «К» подсчитываются обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем при­мере, по «прибыли» получается в итоге: для «Я» - 12 обобщенных баллов (6 + 6 = 12), а для «К» - 16 (8 + 8 ~ 16). Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12 – 16 = -4 и результат -4 балла выписывает ниже). Такой разрыв в получении благ может привести компаньона к некоторым неприятностям.

Таблица 24

Бланк для игры-шутки «Я — компаньон»

На примере показан порядок заполнения бланка во время игры

 

Прибыль

 

Тюрьма

 

Заграница

 

(14 млрд.

 

(14 лет

 

(14 поездок

 

на двоих)

 

на двоих)

 

на двоих)

 

Я

к   Я

К

  Я  

к

1   к 2 1   к _ I   к 1  
2   к 2 я   2 2 я    
3 я   3 3 я   3 я    
4   к 1 4   к 1 4 я    
5   к 1 5   к 5   к I  
6 3 я   6 1 я   6 2 к  
7   к 7   к 2 7 2 я    
8 я   8   к 8   я    
9   к 2 9   к 2 9   к I  
10 1 я   10 1 я   10   к 1  
11   к 1 11   к 2 11   к 1  
12 2 я   12   к 12 2 я    
13   к 13 1 я   13   я    
14   я 1 14   я   14   к 1  
блага

6

8 .; 7

7

  8  

6

возм.

6

8   6

8

  7  

7

 

12 -

16   13

- 15

  15 -

13

.-'

-4

     

+2

    +2

 

 

 

     

= 0

     

 

 

 

Всего в итоге (алгебраическая сумма):

 

 

 

 

  (-4

+ (+2) + (+2)

= 0,    

 

 

 

то есть пока все по справедливости.

 

 

При переходе к следующей таблице – «тюрьме» – ведущий дает примерно такую инструкцию: «Поскольку бизнес в современной России часто сопряжен с нарушениями законов, то вам с компаньоном придется отсидеть в «тюрьме». По условию игры, на вас двоих полагается 14 лет «сроков». Посмотрим, насколько справедливыми окажетесь Вы в этом случае. Но вместо 15 ходов-сделок здесь Вам будут предложены 14 ходов-следствий».

Ведущий также предлагает игрокам проставлять в средней колонке буквы «Я» или «К», зачитывая потом по шпаргалке, каким сроком заканчивается каждое следствие. После этого также подсчитываются результаты и по разнице обобщенных показателей также определяется, справедливо ли распределились антиблага, связанные с «тюрьмой» и «следствиями». Но если в случае с прибылью для каждого из компаньонов более привлекательными были положительные результаты (хоть деньга и мерзость, но без них сложно, то есть это благо), то для «тюрьмы» более привлекательными являются отрицательные показатели (тюрьма – это все-таки антиблаго, то есть как бы со знаком минус). Поэтому после определения разности между своим обобщенным показателем и показателем компаньона необходимо сразу же поменять знак на противоположный. В нашем примере (табл. 14) эта разница составила для игрока (для его «Я»): 13 – 15 = -2, но с учетом того, что это антиблаго, знак меняется на противоположный и в итоге получается +2. Таким образом, при «разборке» между компаньонами вдруг выясняется, что один из них хоть и получил меньше денег, но зато и в «тюрьме» находился меньше…

При работе с табличкой «загранкомандировки» ведущий дает игрокам примерно такую же инструкцию, добавив при этом, что в России поездка за границу (особенно в «валютные» страны) до сих пор считается большим «счастьем» и из-за этих поездок-командировок часто возникают склоки, обиды, в общем - «разборки». В нашем примере (см. таблицу 14) итоговая разница между обобщенным показателем игрока («Я») и компаньона («К») составила: 15 – 13 = +2.

Можно подвести общий итог по первой части методики, подсчитав алгебраическую сумму по результатам «прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок», то есть сложив: (-4) + (+2) + (+2) – 0. Иными словами, в целом отношения между компаньонами с учетом главных со­ставляющих коммерческой «деятельности» относительно справедливые, что должно быть учтено при неизбежных разборках между ними…

Для работы со второй частью игры-шутки необходимо на обратной стороне этого же листочка нарисовать еще один бланк. Ведущий на доске сразу же выписывает во вторую колонку бланка различные качества и характеристики человека.

Учащимся дается задание: в третьей колонке таблицы пометить, какие качества требуются для успешного бизнеса в условиях современной России (помечаются знаком «+»), какие не требуются или даже мешают работе безнесмена (помечаются знаком «-») и какие имеют неопределенное значение для бизнеса (помечаются вопросом «?»). Желательно, чтобы вопросов было как можно меньше (не более 1-2) – их можно проставлять только совсем уж в крайнем случае, поскольку они в дальнейшем будут только мешать.

В первой (левой) колонке под буквой «Я» каждый игрок должен по 10-балльной шкале оценить, насколько каждое из выписанных качеств у него развито.

В четвертой (правой крайней) колонке под буквой «К» каждый игрок, используя 10-балльную шкалу, должен расписать идеального лично для себя «компаньона», с которым он хотел бы работать вместе. Например, кто-то хотел бы, чтобы «физической силы» у такого компаньона было примерно на 6 баллов, «интеллекта» — на 2 балла и т.д.

Таблица 25

Бланк (вторая часть) для игры-шутки «Я — компаньон»

Я Качества Необходимость качеств для «бизнеса» К
5 Физическая сила + 7
6 Интеллект + 8
—4 Доброта - -5
3 Уверенность в себе + 3
5 Воспитанность ? 6
—5 Простота (во всем...) - —2
2 Внешняя привлекательность + 5
4 Хитрость + 5
3 Везение в жизни + 4
—1 Честность - -5
6 Ответственность + 9
8 Жизненный опыт + 6
4 Воля, решительность + 4
7 Чувство прекрасного ? 4
£я=+22     £к=+39

На примере показан порядок заполнения бланка во время игры. Выделенное серым цветом при подсчетах не учитывается. Баллы подсчитываются легче, если сначала сосчитать все положительные значения, затем – отрицательные, а потом вычесть из большего меньшее.

Далее каждый игрок должен знаки, проставленные в третьей колонке таблицы (о важности качеств для бизнеса), перенести (проставить) перед соответствующими баллами в колонке «Я» и в колонке «К» (умножить эти баллы на данные знаки). Если против каких-то качеств стоит знак «?» («ни то, ни сё» - ноль), то все соответствующие баллы по данному качеству просто вычеркиваются и в дальнейшем не учитываются (поэтому вопросов должно быть как можно меньше!).

После этого ведущий предлагает каждому подсчитать алгебраические суммы баллов по каждой колонке («Я» и «К») с учетом измененных знаков и результаты вы­писать внизу соответствующих колонок. В нашем примере (табл. 15) под колонкой «Я» результат составил +22 балла, а под колонкой «К» оказалось +39 баллов. При сопоставлении этих результатов получается, что компаньон гораздо в большей степени готов по своим качествам к успешной коммерческой деятельности. Но тогда возникает вопрос, является ли справедливым распределение между компаньонами всех благ («прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок» - см. выше), если один из коллег-бизнесменов (в нашем примере - «компаньон») рабо­тает гораздо лучше?.. Если справедливости в этом нет, то вполне возможны «разборки» с привлечением наемных «хулиганов», «телоохранителей» или просто «убийц» (ведь деньги-то большие!).

Конечно, результаты данной игры являются очень условными (потому и названа методика «игра-шутка»), но подростки часто с большим интересом начинают обсуждать эти результаты и даже готовы к более серьезным разговорам (к откровениям) с психологом о еще привлекате­льном для многих «бизнесе».

Данную игровую методику можно использовать не толь­ко для моделирования особенностей коммерческой деятельности. При некоторой модификации (изменении инструкций и некоторых заданий) вполне можно рассмотреть и другие профессии, которые интересны в настоящее время для большинства подростков

Например, компаньоны выясняют друг с другом отношения. Один говорит: «Что же ты получил больше, чем я? А другой отвечает: «Но ведь у тебя же возможностей было гораздо больше, я ведь постоянно тебе уступал, именно ты должен был бы получить много денег». «Да, действительно», - мог бы ответить первый и потасовки (мордобоя) в итоге не случилось бы.

Игру следует провести хотя бы ради того, чтобы лишний раз сказать об этом позоре для страны.

 


Раздел IV. ГЛОССАРИЙ

 

Адаптация социальная — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.

Адекватный — ровный, вполне соответствующий, тождественный.

Акмеология (от греч. а kmeвершина, острие) – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его духовной и социально-профессиональной зрелости при достижении наиболее высокого уровня развития.

Активное слушание – средство повышения эффективности коммуникации, состоящее в использовании высказываний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.

Альтернативы принятия решений – любые варианты выхода из проблемной ситуации (выбора различных вариантов), субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Антиципация – форма опережающего отражения действительности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых или возможных событий.

Аттестация – (от лат. Attestatio – свидетельство) процесс оценивания соответствия кого-либо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество оценки. Различают следующие виды аттестации: аттестацию персонала, учащихся, студентов, слушателей; рабочих мест, продукции, товара; учебных заведений и т.д.

Биографические методы – способы исследования жизненного пути человека. Помимо ретроспективного описания прошедших этапов жизни включают анализ предполагаемых в будущем событий.

Внешняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности не связанных непосредственно с её содержанием, лежащих вне неё.

Внутренняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях её выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Возрастные особенности — каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Они-то и составляют возрастные особенности, т. е. то, что отличает один возраст от другого.

Воображение – способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее.

Выбор профессии — определение человеком области прило­жения физических и духовных сил в конкретной сфере трудовой деятельности.

Гениальность – высший уровень проявления творческих способностей, является общественной оценкой достижений личности

Готовность к труду – активно-положительное отношение к трудовой деятельности, социально ценный профессиональный выбор и практическое включение в труд, способность к активному овладению профессией. С психологической точки зрения трудовое обучение и воспитание – формирование знаний и умений, развитие качеств характера и способностей, трудовой мотивации, обеспечивающих реализацию готовности к труду.

Деформация личности профессиональная – изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполняемой профессиональной деятельности.

Дивергентный (способности, -ое мышление) – «ветвящийся, расходящийся» – термин, введенный Дж. Гилфордом как психометрическая характеристика творческого мышления, которому присуща множественность, вариативность в поиске путей решения проблем. Противоположно конвергентному мышлению

Должность – это реальное фиксированное место, занимаемое сотрудников в организации, с определёнными для него правами, обязанностями, функциями и полномочиями (компетенцией).

Задатки – врожденные особенности нервной системы или отдельных анализаторов, являющиеся предпосылками развития способностей

Идеал — высшее совершенство.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком или объектом действительности.

Идентичность – условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных ситуациях и соответствующим требованиям (принадлежащим) к большой социальной группе.

Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Имидж — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо, например учителя, профессии, товара.

Индивидуальный стиль деятельности – целесообразная, опосредованная индивидуально-личностными особенностями субъекта система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается поставленная цель (результат).

Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая способность к любой деятельности и лежащая в основе других способностей

Карьера – успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности.

Квалификация это уровень профессионального мастерства работника, фиксируемый как в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, так и в реальных показателях.

Клиент – это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться. В этой связи запрос на помощь состоит в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию. В качестве клиента консультирования может выступать как отдельный человек, так и организация в целом или ее структурное подразделение.

Коллективное самоопределение – особая форма самоопределения, направленная на избирательное отношение, взаимодействие с членами конкретной социальной группы, степени принятия групповых норм, ценностей, смыслов и др.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия.

Компетентный — знающий, сведущий в определенной области.

Конвергентные способности – способность правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта.

Конвергентный – «сходящийся» – характеристика такого типа мышления, которое стремится свести проблему к одному единственно верному решению. Противоположно дивергентному.

Консультация психологическая – одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Контроль социальный — форма и способы воздействия, при­меняемые социальными группами для регулирования поведения их членов.

Конфликт личностно-ролевой — ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли.

Конфликт межролевой — ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью.

Конформность – степень «податливости» чужому мнению. Конформист «идет на поводу» других людей, причем обычно против своего желания. Конформность указывает на внутреннюю противоречивость человека: он не очень-то хочет действовать «за компанию», но и боится (при отказе) потерять авторитет или лишиться доверия.

Коэффициент интеллекта (IQ) – показатель интеллектуального развития, определяется специальными тестами.

Креативность – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом.

Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета.

Лидерство — способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительности личности, осознаваемое как «значение для меня».

Личность — совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта.

Манипуляция – вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить односторонний выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей.

Межличностные отношения — вид общественных отношений, в которых люди выступают как целостные личности, например отношения симпатии и антипатии, уважения и пренебрежения, дружбы и вражды и т. д.

Менеджер по работе с персоналом — специалист, занимающийся отбором, определением профпригодности и разви­тием персонала, оценкой его профессиональной эффективности и прогнозированием карьеры.

Метод профессиональной пробы – один из способов профессионального отбора, заключающийся в исследовании поведения испытуемого (например, абитуриента) в условиях искусственного включения его в предполагаемую будущую профессиональную деятельность.

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивы выбора профессии – причины, побуждающие человека выбирать ту или иную профессию.

Мышление — психический процесс обобщенного, опосредо­ванного отражения объективной действительности.

Напряженность психическая — это особое психическое со­стояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью психологических и физиологических процессов в результате воздействия стресса. Н.п. определяется индивидуальным своеобразием восприятия и оценки воз­действующих на человека факторов и условий ситуации, особенностей выполняемой деятельности.

Настроение — психическое состояние, определяемое комп­лексом чувств, объединенных цельностью и устойчивостью их переживания.

Негативизм — сопротивление внешним влияниям. Пассивный Н. — невыполнение требований, активный Н. — поведение, противоположное требуемому.

Норма социальная — общепринятые правила поведения лю­дей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Обучаемость – одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений, навыков.

Общая одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий возможность достижения успеха в широком диапазоне деятельностей.

Общительность — одна из коммуникативных черт характера человека, связанная с высшей нервной деятельностью (ВНД), темпераментом, а также такими качествами, как контактность, экспрессивность, инициативность в общении и др.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни индивида качество психики, определяющее возможность достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Ожидание социальное — подразумеваемые требования, предъявляемые окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым в той или иной ситуации.

Оптант — человек, озабоченный вопросами выбора или вы­нужденной перемены профессии и делающий этот выбор. Очень точных хронологических границ здесь нет.

Оптация – принятие решения о выборе пути профессионального развития и начало осуществления этого выбора.

Ответственность — понимание необходимости, обязанности отвечать за свои действия и поступки.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение, ха­рактеризующееся более или менее грубыми нарушения­ми социальных норм, отклонением от правил ролевого по­ведения и требующее социальных санкций.

Отражение чувств – форма высказывания в субъект-субъектном общении, состоящая в сообщении одним партнером другому о своем понимании переживаемых им чувств.

Ощущение – психический процесс отражения свойств предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Потребности самоактуализации – потребности развития, связанные со стремлением человека к творчеству, созиданию, самоутверждению.

Потребность — состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность.

Предмет труда это система свойств и взаимоотношений вещей, явлении, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). Эти взаимосвязи могут принадлежать пяти основным типам предметов труда, которые определяют, по классификации Е. А. Климова, тип профессии: биономические специальности (предмет труда — природа, живые организмы), технологические (технические системы, материалы, энергия), социономические (люди, группы, коллективы), сигнономические (знаковые системы), эргономические (художественные образы или их элементы).

Престиж — мера признания обществом заслуг индивида; ре­зультат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данном обществе.

Привычка — автоматизированные действия, выполнение ко­торых в определенных условиях стало потребностью.

Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по стоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека.

Профессионал — человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела.

Профессиональная информация – форма профессионального просвещения. Представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и соках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста.

Профессиональная консультация при расстановке кадров – деятельность, обеспечивающая наиболее оптимальное распределение имеющихся работников по рабочим местам.

Профессиональная ориентация — система научно обосно­ванных психолого-педагогических и медицинских меро­приятий, направленных на подготовку молодежи к выбо­ру профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.

Профессиональная пригодность – полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретной работой.

Профессиональная социализация — присвоение специалис­том групповых норм, ценностей, правил профессиональ­ного поведения; идентификация себя с профессией.

Профессионально важные качества (ПВК) – свойства субъекта деятельности, необходимые для её нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним её параметром.

Профессиональное обучение – искусственно созданная система обучения конкретной профессии.

Профессиональное самоопределение — активный и долго­временный процесс выбора профессии и результат этого процесса.

Профессиональное самоопределение – особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала; активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка.

Профессиональные деструкцииэто постепенно накапливающиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Профессиональный профиль — совокупность критериев оценки личности специалиста.

Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы. Название профессии определяется, исходя из применяемых орудий труда (машинист, крановщик), предметов труда (машиностроитель), способа воздействия на предмет труда (сверловщик, штамповщик), или характера и содержания труда. Другие определения: Область приложения сил человека, рассчитанная на производство полезного для общества продукта. Общность людей, выполняющих близкие трудовые функции. Длительно существующий комплекс трудовых обязанностей (К.М.Гуревич). Некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности. Типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой требуется определенный комплекс знаний, умений, навыков, особенностей личности и норм поведения.

Психические профессиональные способности – оптимальная степень соответствия между психическим складом человека и психологической профессиограммой его работы.

Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация представляет собой циничное отношение к труду и объектам своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, субъективное ощущение неуспеха в ней.

Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности.

Психобиография — метод психологического анализа конк­ретных лиц, их профессионализма.

Психограмма— характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Психологическая коррекция — активное психолого-педаго­гическое воздействие, направленное на устранение от­клонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.

Психологическая реабилитация — процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при обеспечении необходимых условий во внешней среде (социальной, психологической, природной). Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Психологический отбор кадров – поиск человека, особенности, личности которого максимально соответствуют требованиям профессии.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанными с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. С другой стороны, нередко понимаемый синонимично термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется к методам работы, осуществляемых профессиональными психологами, направленными на решение глубинных личностных проблем человека.

Психологическое сопровождение — создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации.

Психотехника – первое научное направление, в котором произошло оформление знаний о психологических аспектах труда.

Развитие личности — процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку

Референтная группа — круг лиц, на которых ориентируется индивид в своих ценностях и поведенческих установках.

Роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межлич­ностных отношений.

Роль социальная — совокупность требований, предъявляемых в обществе к лицам, занимающим роли (инженера, мастера, токаря и др.).

Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самооценка — оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Саморазвитие – сознательное изменение или сохранение в неизменном виде Я – самости, выбранными личностью способами.

Самосознание — оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.

Самость – проявление неосознаваемых, индивидуальных особенностей, оцениваемых другими людьми. Проявление самости – «прислушивание» к внутренним сигналам, это внутренний голос личности.

Самоутверждение — стремление человека к сохранению вы­сокой самооценки и подтверждению ее справедливости в оценках других людей, а также вызванное этим стремле­нием поведение.

Санкции социальные — средства социального контроля, при­меняемые к членам общества для обеспечения одобряемого поведения. Различаются позитивные санкции (поощрение, вознаграждение) и негативные санкции (осуждение и наказание).

Социальная ситуация развития — специфическая для каж­дого возрастного периода система отношений субъектов в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социально-профессиональная идентификация (от лат. identificacio — отождествление). В психоанализе это процесс, в результате которого индивид бессознательно или частично бессознательно, благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он был тем человеком, с которым данная связь существует; в социальной психологии это отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом.

Специалист — человек, знающий основательно какое-либо дело, представитель какой-либо специальности (научной, художественной, технической и т. п.), человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специаль­ного труда.

Специальность — 1) род занятий человека, в котором он достиг больших знаний, умений и опыта; 2) профессия; 3) определенная область труда, знания.

Специальные способности: 1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов.

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Средства трудане только обработочные инструменты, но любые средства, усиливающие способности человека распознать особенности объекта труда и воздействовать на него.

Статус — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Статус социально-психологический — положение человека в системе межличностных отношений в коллективе.

Статус социальный — положение человека в системе социальных отношений.

Стресс, или общий адаптационный синдром – комплекс физиологических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Стресс – неспецифический ответ организма на любое воздействие – стрессор.

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Типы интеллектуальной активности – субъективно специфичные и относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик природного, вербального и регулирующего уровней интеллекта.

Трансспектива – психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности

Тревожность — склонность индивида к переживанию, тревоге, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Трудовой пост – исторически сложившаяся и объективно существующая область приложения сил человека, направленная на создание общественно полезного продукта, включающая систему технического оборудования, прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности.

Трудоспособность (пригодность к труду) – физические и психические способности, позволяющие трудиться вообще (термин скорее медицинский, чем психологический).

Уровень профессиональной зрелости – степень самостоятельности субъекта в решении проблем профессионального развития.

Установка социальная — предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями.

Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Цель труда – результат, которого требует или ожидает от человека общество

Ценности — объекты разного рода, способные удовлетво­рять человеческие потребности (предметы, занятия, отно­шения, люди, группы и др.).

Ценностные ориентации — субъективное, индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Эгоцентризм — это — «Я» в центре. Отношение к себе самому, как к центру Вселенной.

Эмансипация — освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, от предрассудков, вообще от всего устаревшего.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого человека.

Я-концепция – относительно устойчивая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!