Материалы и требования к организации игры



Необходимые материалы:

- занавес, разделяющий зал пополам;

- карточки с описанием свойств «мужского» и «женского» миров;

- предметы для оформления «мужского» и «женского» миров;

- бумага, мелки, карандаши;

- большие куски разноцветной ткани;

- магнитофон;

- музыка (медитативная, торжественная, «Баллада о любви» В. Вы­соцкого);

- 2 листа ватмана;

- микрофон;

- -емкость для сжигания;

- 6 чистых карточек.

Участники: Подростки 14-16 лет (не больше 30 человек), двое ведущих. Можно проводить эту игру в смешанном коллективе детей и взрослых.

Сценарий игры:

Разминка, проводимая вначале, должна подготовить ребят к игре, но можно обойтись и стандартным набором упражнений, которые разогреют участников.

Группа юношей и группа девушек останавливаются у разных входов в помещение, где будет проходить игра, здесь их встречают ведущие. До определенного момента группу юношей и группу девушек сопровождают в игре разные ведущие, задавая необходимые инструкции, синхронизируя время работы на каждом этапе.

Ведущий – Вы попали в удивительный фантастический мир. Здесь существуют люди только одного пола, т. е. вашего. Вы обладаете тремя уникальными способностями.

Каждая группа получает таблички с указанием способностей, которыми наделены ее представители. У юношей это: вечная жизнь, неиссякаемая физическая и интеллектуальная сила, доступность любого научного знания. У девушек – возможность рождения ребенка с такими данными и способностями, которые пожелает мать, неувядающая до самой старости и смерти красота, способность поддерживать в доме постоянный покой и уют («Вечный очаг» – так именовалась эта способность на карточке).

Ведущий – Предлагаю вам войти в зал и организовать в нем свою жизнь с учетом своих пожеланий и тех свойств, которые присущи вашему народу, на это дается 20-30 мин. Вы можете оформить этот мир, как считаете нужным.

Участников отделяет непрозрачный занавес, а в центре каждого пространства сложены разнообразные предметы, которые традиционно связываются в нашей культуре с женскими или мужскими интересами. У девушек это – игрушечные младенцы, предметы обихода, посуда, одежда, косметика, украшения, шарфы, сумочки и многое другое.

Для юношей можно приготовить игрушечные машинки и мотоциклы, оружие, удочки, банкноты, мужские аксессуары и т. д. Для изображения тех предметов и сфер жизни, которые не представлены реальными вещами, каждой группе предлагается бумага, мелки, карандаши и большие куски ткани. Группы с энтузиазмом погружаются в создание собственного мира. Необходимо дать им для этого достаточно времени.

Ведущий – Приглашаю ваш народ на общий сбор, на котором вы можете обсудить, кто как себя чувствует в обустроенном пространстве.

Участники собираются, еще раз осматривают и обсуждают результаты своего труда, делятся впечатлениями и чувствами, которые они пережили во время этого процесса.

Ведущий – А теперь закройте глаза и представьте себе: вы живете в этом мире, который вы только что создали, уже много лет. Это действительно – ваш мир, вы в нем родились и прожили много счастливых дней. Представьте себе один из этих дней: как и где он начинается, какими делами и радостями наполнен, как вы проводите вечер, ночь. Участники под негромкую музыку представляют день, прожитый в их мире, а затем делятся своими фантазиями друг с другом.

Ведущий – Когда-то очень давно ваш мир имел короткий, необычный контакт с другой цивилизацией (соответственно: миром мужчин или женщин). Было в такие далекие времена, что документальных свидетельств об этой встрече не осталось. Только лишь слухи, легенды, мифы. Вообразите, что вы собрали все эти странные, полумифические воспоминания и решили создать картину, на которой запечатлелись бы все ваши представления о той встрече, о том неведомом мире.

Каждой группе предлагается лист ватмана и восковые мелки для того, чтобы коллективно нарисовать картину, аллегорически изображающую ту далекую встречу двух миров.

Обычно после нескольких уточняющих вопросов ребята увлеченно начинают выполнять задание, они ничего не знают о мире, который построила другая группа, но им это не мешает. Они рисуют самые разные картины, например, одна группа девочек представила мужской мир в виде военной баталии, изобразила самые разные виды оружия и военной техники.

После того как работа закончена, ведущий предлагает группе снова сесть в круг и еще раз посмотреть на рисунок. Он задает уточняющие вопросы, просит участников поделиться чувствами, которые они испытывали, когда рисовали картину, и рассказать, почему они изобразили именно то, что изобразили.

Далее звучит громкая торжественная музыка и голос невидимого ведущего.

Ведущий – Спустя 10 тысяч лет ваши миры на 5 минут снова стали открыты друг для друга. Сейчас откроется занавес, вы увидите на полу две параллельные черты. Их переступать нельзя. Можно смотреть, можно задавать вопросы. Прикасаться друг к другу нельзя, иначе контакт прекратится.

Занавес впервые расходится, и глазам участников представляется другой мир, не похожий на тот, в котором они живут. Они не могут удержаться от вопросов, комментариев, недоумевающих восклицаний, особенно много вызывает вопросов картина-фантазия об их мире. Надо дать возможность группам пообщаться друг с другом, только внимательно следить за соблюдением правила черты. Потом занавес снова закрывается, и ведущим часто даже не приходится предлагать участникам поделиться впечатлениями друг с другом. Занавес не успевает закрыться, а между ними уже начинается эмоциональный обмен мнениями. И снова голос ведущего произносит в микрофон.

Ведущий – Вы видели друг друга, теперь вы знаете, что не одни во Вселенной. У вас есть возможность изменить положение вещей. Можно выбрать один из трех вариантов общения с другим миром: просто видеть друг друга, не имея возможности взаимодействовать; встречаться несколько раз в год на общих праздниках; слиться друг с другом в новый единый мир. Но за все нужно платить. Если вы выбираете первый вариант, вам придется отказаться от одной из трех способностей, присущих вашему народу, и привести один веский аргумент в пользу своего выбора. Второй вариант требует отказа от двух способностей и наличия двух серьезных аргументов. Третий – отказа от всех трех способностей и трех аргументов. Можно вообще не контактировать и жить по-прежнему.

Каждая группа принимает решение самостоятельно, за закрытым занавесом. Нередко оно проходит очень бурно, вызывает много споров, и вот решение принято. Занавес еще закрыт, группы сообщают о своем решении в микрофон и могут слышать, как реагирует на их решение и аргументы «другой мир». (Способности, от которых группа отказывается, заносятся в карточки и отдаются ведущему сразу после объявления решения группы).

Как дальше пойдет игра, зависит от решения участников. Если, например, одна группа выбрала слияние, а другая – видеть друг друга, миры остаются в пределах видимости, но общаться не могут.

При выборе первого варианта жизнь обоих миров не меняется. Ведущие предлагают участникам вернуться к повседневной жизни: девочки воспитывают младенцев, обустраивают очаг, можно провести общее домашнее чаепитие и т. д.; мальчики тоже продолжают заниматься теми делами, что и до встречи. Миры могут наблюдать друг за другом – занавес открыт, но ведущие внимательно следят, чтобы не было разговоров через черту и чтобы никто из участников не переступил ее.

При выборе второго варианта обеим группам предлагается про­вести один из ритуальных праздников, присущих их миру. Группы устраивают празднование, приглашая жителей другого мира в гости. Сначала праздник проходит в одном мире, затем в другом, возможно, игроки придумают общее завершение праздников. Затем занавес закрывается, миры расходятся до следующего года.

При выборе третьего варианта в последний раз открывается занавес, и под «Балладу о любви» народы начинают совместно обживать новый мир. Миры объединились, перемешались, необходимо прожить эту ситуацию. В новом мире все устраивается по-новому, ребята вместе обустраивают «дома», вместе проводят досуг. Новый народ получает шесть чистых карточек, на которых пишет шесть ценностей, которые приобрел их новый мир. Конечно же, появляются «любовь», «взаимопонимание», но они звучат из уст ребят по-новому и с надеждой.

Часто обсуждение начинается еще во время обустройства нового мира, но если миры не соединились, их надо собрать вместе на обсуждении. Что за чувства испытывали участники, как принимали решение – все это необходимо обсудить, дав слово не только игрокам, но и ведущим.

Таблица 19

Общая схема игры «Мальчики – девочки»

Этапы игры Действия ведущих Действия участников Необходимые материалы Время
Введение в игру Двое ведущих (по количеству групп). Введение в ситуацию   6 карточек 10 мин
«Обживание» мира Организация всеобщего обсуждения «Обживание» мира. Обсуждение и представление жизни в своем мире Предметы для обустройства миров, бумага, фломастеры, цветные медки, медитативная музыка 45 мин
Создание картины «Встреча с незнакомой цивилизацией» Инструкция Совместный рисунок 2 ватмана, цветные мелки 15-20 мин
«Драма» Встреча миров: инструкция. Текст о разных вариантах общения между мирами. Организация проживания последствий выбора Вопросы, обсуждение. Групповая дискуссия: совершение выбора. Проживание выбора   35 мин
Обсуждение игры Организация обсуждения     15-20 мин

Что даёт игра:

Игра представляет собой комбинацию ситуации «проживания» и ценностного выбора. Она может проводиться как в классном коллективе, так и в сборной группе. В первом случае она, прежде всего, способствует развитию отношений внутри класса, во втором – личностному развитию участников.

Игра дает участникам возможность осознать себя «мужчинами» и «женщинами», почувствовать свою природу. Она также помогает взглянуть на противоположный пол, как на загадочный, привлекательный, незнакомый «народ», живущий по своим законам, обладающий своими традициями и обычаями. Как правило, после игры участники начинают относиться друг к другу с большим уважением, нежели до этого, и становятся более терпимыми.

«ПЕРСПЕКТИВА»

 

Время игры — 1 час 40 минут.

Место проведения: актовый зал.

Возможности игры:

Основная цель игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего.

Оптимальным временем для проведения игры «Перспектива» является начало – середина десятого класса, время, когда старшеклассникам необходимо определиться с планами по продолжению образования после окончания школы.

Содержание игры и игровая цель:

Старшеклассникам предлагается уникальная возможность почти за 2 года до окончания школы ощутить себя выпускником, студентом, начинающим специалистом, попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего.

Игровая цель: попробовать спланировать свое будущее, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Материалы и требования к организации игры.

Необходимые материалы:

- 3-4 набора восковых мелков, фломастеров, маркеров различных цветов;

- ручки всем участникам;

- бумага формата А4 (в том числе заранее разрезанные пополам листы по количеству участников);

- бланки «зачетных листов» (см. Приложение) - для каждого участника;

- текст теста с помеченными цветами ответов (см. Приложение, таблица) – для каждого участника;

- таблички с перечнем целей студенчества (см. Приложение);

- плакаты с перечнем видов деятельности студента – 6-7 экземпляров (см. Приложение);

- листы ватмана с перечнем жизненных целей, на каждом листе – 1 цель (см. Приложение);

- по 1 листу цветной бумаги (формата А4) следующих цветов: желтый, красный, зеленый, синий, коричневый;

- магнитофон;

- музыкальная запись «Школьные годы чудесные»;

- воздушные шары.

Участники:

Эта игра – для учащихся десятых классов (она вполне может проводиться для учеников одной параллели, не являющихся одноклассниками). Необходимо участие классного руководителя и психолога. Должно быть не менее двух ведущих: два психолога или психолог и классный руководитель.

Сценарий игры:

Тематическая разминка и погружение в игровую ситуацию проводятся ведущими в отдельном помещении (желательно, чтобы это место нравилось участникам).

Ведущий – Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. У вас будет возможность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе». А сейчас я прошу всех пройти за мной.

Ведущие уводят старшеклассников в холл перед актовым залом, где уже звучит музыка «Школьные годы чудесные». Раздаются «зачетные листы», ребята по одному заходят в актовый зал, дверь за ними громко захлопывается и закрывается на замок. Музыка обрывается.

В зале все присутствующие садятся в круг на стулья.

Первый ведущий – Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади. Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.

Первый ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения второй ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры.

Первый ведущий – Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обозначить его в «зачетном листе».

Отметив цвет чувства, участники возвращаются в круг, ведущие раздают каждому по половинке листа А4.

Первый ведущий – Напишите каждый на своем листочке основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.

Второй ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, второй ведущий предлагает им объяснить свою позицию.

Первый ведущий – Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чьи взгляды вам близки или интересны.

Ребята объединяются в группы.

Первый ведущий –Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он так важен.

Группы представляют списки своих аргументов. Второй ведущий организовывает дискуссию с обсуждением принципиальных мировоззренческих позиций: что важнее – обеспечить достаток семье или реализовать себя, нравственно ли приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. Если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им аргументировать свою позицию.

Первый ведущий – Еще раз подумайте о принципе, следуя которому, вы выбираете профессию. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе? Участники переходят.

Первый ведущий – Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».

Второй ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

Первый ведущий – Я зачитываю вслух текст теста, а вы выбираете варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.

Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает на стендах или стенах большие листы (А 4) цветной бумаги.

Первый ведущий – Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.

Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала, красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний, зеленый – активная студенческая жизнь, синий – устройство личной жизни, коричневый – карьерные устремления. Важным моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей – превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Первый ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую чья цель кажется более верной. (Участники переходят) Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».

Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участники представляют и записывают свои цели.

Первый ведущий – Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача - выбрать из перечня дела и занятия студента, который учится в институте с той же целью, что и вы.

Ведущие раздают группам по плакату (см. Приложение), дети составляют список дел студента. Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необходимых для достижения поставленных целей.

Первый ведущий – Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.

Второйведущий –Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?

Первый ведущий организовывает обсуждение, в конце которого участникам, не удовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу.

Второй ведущий – Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

Первый ведущий – У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего – счастливая семья, для кого-то – успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями.

Второй ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей (см. Приложение).

Первый ведущий – Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу – например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

В зале задернут сценический занавес, за ним ведущими были заранее развешаны листы ватмана с написанными жизненными целями (на каждом листе – одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него участников, определившихся с выбором цели жизни. Участники проходят за занавес и встают около листов.

Первый ведущий – Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представляется наиболее важной?

Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущие организовывают обсуждение.

Первый ведущий – Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачетный лист».

Второй ведущий – А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Быть может, есть какие-то несогласования?

Ребята делятся полученными результатами.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все подобные случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.

Второй ведущий – Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «зачетные листы», встречаемся через 10 минут в кабинете для обсуждения игры.

Ребята расходятся, ведущие готовятся к обсуждению, для которого желательно организовать другое помещение (это помогает ребятам быстрее выйти из игровой ситуации).

Первый ведущий – Наша игра окончена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!

Что даёт игра:

Эта игра позволяет увидеть, какие у старшеклассников возникают трудности в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных устремлений. Она дает психологу и классному руководителю диагностический материал для дальнейшей индивидуальной или групповой профессиональной ориентации учащихся.

Игра очень четкая, структурированная и «живая»: в зависимости от готовности детей могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции. Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих принципиальные позиции. Игра крайне насыщена эмоционально и интеллектуально. Игра формирует ценности и создает мотивации для дальнейшей серьезной учебы: десятиклассников увлекает возможность попробовать себя в роли студентов, они вдохновенно работают над выстраиванием учебной стратегии, поражаются объему труда, который надо вложить в свое профессиональное становление.

Одной из центральных задач игры является формирование позитивного отношения ребят к своему будущему, для чего (ведущими и дается возможность его изменять на каждом этапе действия).

Приложение


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!