Дидактическая игра как форма контроля исторических знаний и умений школьников на уроке истории



Дидактическая игра – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры[39].

Сущность дидактической игры заключается в том, что ученики решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую - это повышает его познавательную активность.

Повышение интереса к игровому обучению вызвано следующими ее педагогическими возможностями: во-первых, игра способствует развитию мотивации познавательной деятельности, во-вторых, она носит многофункциональный характер, отражая в своем содержании и структуре особенности реальной профессиональной деятельности, в-третьих, вовлечение учащихся в игровую деятельность в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адаптивных качеств личности к реальной жизни. В-четвертых, методически правильно организованная дидактическая игра способствует систематизации теоретических знаний, развитию практических умений и навыков[40].

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне, а также ее можно использовать как форму контроля знаний и умений школьников на уроке истории.

Контроль – это наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин[41]. Основная цель контроля знаний учащихся – определить качества усвоения ими учебного материала, также уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программами по истории.

Большинство методистов выделяют следующие функции контроля[42]:

1. Контролирующая функция заключается в том, чтобы выявить состояния знаний и умений учащихся, изучить степень усвоения приемов познавательной деятельности.

2. Обучающая функция - совершенствовать знания и умения учащихся, а также их систематизация.

3. Диагностическая функция заключается в том, чтобы получить информацию об ошибках, пробелах в знании учащихся и причинах их затруднения овладения учебным материалом.

4. Прогностическая функция - получить опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе учебного процесса.

5. Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностях. 

6. Ориентирующая функция заключается в получении информации о степени достижения цели обучения, как отдельными учащимися, так и всем классом в целом.

7. Воспитывающая функция - формировать у учащихся ответственное отношение к учебе, дисциплине, аккуратности, умению работать в группе.

Перечисленные функции контроля помогают учителю определить степень усвоения учеником изучаемого материала и при необходимости корректировать его. Они так же направлены на формирование у учащихся личностных качеств и интереса к изучению истории.

В педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый[43].

Предварительный контроль знаний проводится с дидактической целью перед изучением новой темы, в начале года или четверти. Цель его заключается в том, чтобы ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся к предмету.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе, выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Его назначение в получении объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.

Тематический (периодический) контроль – выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках.

Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, раздела или полного курса. Тематический контроль применяется, если проверяется материал по системе уроков, который охватывает определенную тему. В ходе такой проверки учащиеся приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать, выделять главное.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения курса.

Некоторые выделяют: рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. И заключительный контроль – выпускные экзамены в школе[44].

Делание на виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый позволяет учителю на протяжении всего курса проверять знания школьников и корректировать свою работу.

На практике выделяют несколько форм контроля:

1. Индивидуальный контроль, когда каждый ученик получает свое задание, которое ему необходимо выполнить без посторонней помощи.

2. Групповой контроль, когда класс делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся), которым дается проверочное задание.

3. Фронтальный контроль дается всему классу, для проверки правильного восприятия учебного материала, в выявлении ошибок в работах и ответах учащихся.

    Таким образом, дидактическую игру можно использовать со всеми видами и формами контроля при проверке умений и знаний школьников. Применение игры зависит от цели, содержания, методов преследуемых учителем. На наш взгляд применение дидактической игры при проверке знаний будет наиболее эффективным. Использование приведенные формы контроля в игре позволит учителю, как в проверке знаний всего класса и каждого учащегося в отдельности, так и в организации коллективной работы в формировании коммуникативных умений.

Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой учащиеся используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит успех игры. Наличие правил создает условия для самоорганизации учащихся, а это в свою очередь является основой для формирования отношений содружества и взаимодействия, так как большинство игр являются коллективными.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!