Виды дидактических игр в процессе обучения истории



В настоящее время растет интерес к игре. Увеличивается количество классификаций и видов игр, и ориентироваться в их разнообразии становится сложнее.

Игра на уроке истории – это активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация. Эффективным средством развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках – дидактическая игра[20]. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей[21].

Проблема классификации игр представляет большой интерес, особенно в настоящее время. Ранее предложены различные классификации игр, основанные на ряде общих признаков, позволяющих проводить деление на виды и типы игр. Так, например, в начальной школе игры классифицируют по основным признакам учебного предмета, формирующим представления ученика об общих понятиях предмета, таких как счет, форма, цвет. В средней школе разделение игр чаще всего производится по учебным дисциплинам или по дидактическим задачам, стоящим перед учителем[22].

М. Г. Ермолаева в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, их можно представить как игры тела, игры ума, игры души.[23]

Некоторые исследователи выделяют классификацию игр по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические. Данная классификация позволяет проводить игры на предметах со смежными темами.

Выделяют классификацию игр по виду деятельности учащихся. Можно сгруппировать следующим образом: Игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Рассмотрим предложенную классификацию подробнее, так как их можно использовать на уроке истории для учащихся 6 класса.

Игры-путешествия отражают реальные факты или события, через загадочное, интересное. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей[24]. В данной дидактической игре применяются разнообразные умения учащихся: мыслить, чувствовать, переживать, поиска активных способов решения игровой задачи, взаимодействию детей в игре.

В основе игр-поручений лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-либо сделать[25].

Игры-предположения: «Что было бы...?» или «Что бы я сделал ...?». Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии[26]. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность состоит в том, что дети учатся думать и слушать друг друга.

Игры-загадки, использовались для проверки знаний. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок. В настоящее время загадки рассматриваются, как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок является логическая загадка. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка[27]. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение с другими. Отличительными его чертами являются непосредственность, заинтересованность. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действие, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное и высказывать свое мнение[28].

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от учащихся определенной умственной работы, хотя и воспринимается ими как игровая. Применение данной классификации игр на уроке истории помогут учителю в формировании у детей способности логически мыслить, причинно-следственным связям, рассуждению.

Так же выделяют классификацию игр по сущностной игровой основе:

игры с правилами, ролевые игры, комплексные игровые системы. Данные виды игр можно использовать на уроке истории при проверке знаний учащихся. Рассмотрим их подробнее.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, которые являются непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания. В играх с правилами учащихся привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата. Но данный игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку). В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, прослеживается их воспитательное значение. Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и результаты с действиями и результатами других.

Ролевая игра - является одной из уникальных форм обучения, позволяющей сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению нового материала[29].

Ролевая игра на уроках истории и обществознания – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы или современности. Цель игры - создать игровое состояние, эмоциональное отношение к исторической действительности и жизненной ситуации, с которой придется столкнуться в будущем[30]. Ролевая игра строится на развитии определенного сюжета, который задается вводными данными как основа отношений между реальными людьми в заданной ситуации, а развитие событий зависит от инициативности, фантазии и жизненного опыта участников.

Данный вид игры основан на разыгрывании определенных ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого.

Принято выделять несколько подвидов ролевых игр:

1. Театрализованные представления имеют четко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления, представителей различных социальных слоев[31].

2. Театрализованные игры отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху[32]. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут участвовать все ученики данного класса.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы (дискуссия участников). Роль учителя сводится к постановке проблемы и промежуточных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопределяется, может быть предложено несколько решений или не принято не одного. Главное в игре – участие каждого ученика в обсуждении проблемы.

На наш взгляд данную классификацию можно использовать при проверке знаний и умений школьников. Но эти игры требуют большой подготовки и занимают длительное время на уроке при проведении. У данных видов игр есть плюсы: они приближенны к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Применение ролевой игры помогает развивать навык общения, способствует эффективному восприятию языкового материала, обеспечивает практическую направленность обучения.

Методисты выделяют также отдельно классификацию исторических игр. Признаки исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем.

Например, В. Г. Семёнов выделил: интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевой игры); неинтерактивные (индивидуальные игровые задания)[33].

Г. К. Селевко предлагает несколько классификаций педагогические игры:

1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

2. По характеру педагогического процесса: обучающий тренинг, контроль, обобщение;

3. По игровой методике: предметные, сюжетные, деловые;

4. По предметной области: математические, химические, трудовые, литературные, военно-прикладные, обществоведческие музыкальные, театральные, технические, спортивные, и другие;

5. По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные; компьютерные, телевизионные, с использованием ТСО; технические, со средствами передвижения;

Г. К. Селевко разделяет учебные игры  на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.

В приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл; они показывают, прежде всего, различие между играми с чёткими внешними заданными правилами (или чётко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделирующего процесса. Эти игры существенно различаются не только целями и содержаниями, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников[34].

Т. М. Паша предлагает классификацию исторических игр:[35]

1. Деловые игры:

1.1. Игры-обсуждения;

1.2. Игры-исследования;

2. Деловые игры с элементами ретроспективности;

3. Ретроспективные игры;

3.1. Ролевые игры;

3.1.1. Театрализованные представления;

3.1.2. Театрализованные игры;

3.1.3. Проблемно – дискуссионные игры;

3.2. Неролевые игры:

3.2.1. Конкурсные игры;

3.2.2. Маршрутные игры;

Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического персонажа).

Выделяют два подвида деловых игр: игры-обсуждения и игры-исследования.

В процессе игры-обсуждения воссоздаётся воображаемая ситуация нашего времени – диспут, симпозиум, «круглый стол». В своей обучающей основе такие игры очень близки к дискуссиям, целиком строятся на учебном диалоге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определённую программу, план.

Игра-исследование строится на воображаемой ситуации. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности её «героя», который пишет очерк, письмо, статью в газету, научный доклад[36].

В ходе ретроспективной игре моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Главные признаки ретроспективной игры – эффект присутствия. Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время.

И. В. Кучерук предлагает все ретроспективные игры разделить на несколько подвидов:

1. Формально-реконструктивные игры, иллюстрирующие исторические события, документально воссоздающие обстановку определённой исторической эпохи (другое название – театрализованное представление);

2. Формально-конструктивные игры, герои которых в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладываются их собственные оценки, учитывающие их жизненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называются также театрализованными);

3. Неформально-конструктивные игры, которые могут отступить от чёткого сюжета и регламента, дают простор воображению и творческой деятельности участников (другое название – ролевые игры дискуссионного характера)[37].

С учётом современного опыта проведения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие происходит в далёкую эпоху. Неролевые игры можно подразделить на несколько подвидов:

1. Конкурсные игры - моделируют ситуацию прошлого, в которой люди определённой эпохи демонстрируют своё мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность проверить знания учащихся, а участники игры применить эти знания.

2. Маршрутные игры (воображаемое путешествие, экскурсия) – это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое, в определённую среду (прогулку по древнему городу, плавание по реке и прочее). Они чётко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии[38]. Особенность ретроспективных игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

Проанализировав работы учителей-практиков по данной теме, мы выявили некоторые причины редкого использования игра на уроках истории. Во-первых, на данный момент существует не так много приспособленных дидактических игр для проведения их на уроке истории. Многие из описанных игр в литературе незнакомы большинству учителей. А те, что известны, сложны в исполнении, требуют длительной подготовки, многие по времени не укладываются в урок, некоторые не сочетаются с учебным материалом и поэтому малоэффективны в работе.

Еще одной из важнейших причин заключается в том, что некоторые педагоги считают игру ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте и не рассматривают ее использование в учебном процессе.

Для решения этих причин необходимо наряду с простыми видами игр, которые занимают мало времени на уроке, но являются результативными. Разработать игры, которые рассчитаны на весь урок, но при этом не требуют сложного оформления и оборудования и решают педагогические задачи поставленные учителем.(НЕ ЗНАЮ НУЖНА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ В ЭТОТ ПУНКТ ИЛИ НЕТ ИЛИ ЕГО ЛУЧШЕ ВСТАВИТЬ В ВЫВОД К ЭТОМУ ПУНКТУ? После того как я говорю о том, что «множество из них не адаптировано для проведения на уроках истории»?)

Проанализировав литературу, мы выявили, что на сегодняшней день существует множество разнообразных классификаций и виды дидактических игр, которые можно использовать в процессе обучения истории. Применение игр в учебном процессе помогают учителю решать такие задачи, как: формировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля; развивать познавательную активности, направленную на поиск, обработку и усвоение информации; воспитывать ответственность перед коллективом. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Использование большинства дидактических игр не возможно, так как они не адаптированы для проведения на уроках: не учитывают возрастные особенности учащихся, занимают длительное время при подготовке и проведении, не учитывают особенности развития детей разных классов.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!