Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 33 страница



И после этого возвратился он в отечество свое, на Русскую землю, одержав светлую победу над супостатами своими. В большом веселии и с великою радостью шел он из Казани в ладьях многажды упоминавшейся прежде великою рекою Волгой к Нижнему Новгороду, здоров и невредим, со всеми русскими силами, храним Божьей благодатью, с великой славой, и со многим богатством, и с огромной добычей, низложив противников своих и ведя с собою живым взятого в плен супостата своего — казанского царя и с ним бесчисленное множество уланов, и мурз, и князей казанских с женами и детьми.

Царя же Шигалея со всею его силою отпусти полем великим в вотчину его, в Касимов, тѣм же путем, им же ѣхалъ сам Шигалей х Казани. Царевичев же азстороханских — болшаго брата Дербыш-Алея с честию, одарив, и отпустив его во Орду; и по лѣте едином от нагай убиен бысть; меншаго брата, Кайбулу, с собою к Москвѣ взя, да служит ему на Москвѣ, и даде ему вотчину Юрьевъ-градъ Поволский.

Царя же Шигалея со всею его силою отпустил он идти через поле в вотчину его в Касимов тем же путем, каким сам Шигалей ехал в Казань. Из двух же астраханских царевичей старшего брата, Дербышалея, одарив, с честью отпустил он в Орду, и был он спустя год убит ногайцами; младшего же брата, Кайбулу, взял с собою в Москву, дабы служил он ему в Москве, и дал ему в вотчину город Юрьев Поволжский.

Протчая же воя вся идяху за нимъ из Казани к Василю-граду землею Казанскою по нагорней странѣ и по лугувой не проходными пути чрез высокия горы и дебри, и блата, блудяще пѣши по пустынямъ. И мнози з гладу помроша, не доставше пищи у них, и инии же конину и звѣрину, и мертвечину ядоша. И коней без числа паде, яко мало их выведоша на Русь: кииждо бо князь или воевода 1000 и 2000 водяше коней, и у того 10 или 5 остася. И у всѣх такоже, у силних и у несилных, и вси пѣши на Русь приидоша.

Все же остальные воины пешими шли за ним из Казани к Василю-городу по Казанской земле, по нагорной стороне и по луговой, непроходимыми дорогами через высокие горы, и овраги, и болота, плутая по безлюдным местам. И многие умерли с голоду от недостатка пищи; некоторые же ели конину, и звериное мясо, и мертвечину. И коней пало бесчисленное множество, так что мало их довели до Руси: каждый князь или воевода вел тысячу или две тысячи коней, осталось же у них по десять или пять. Так же и у остальных: и у богатых, и у бедных. И все пешими возвратились на Русь.

И егда бысть в Нижнемъ в Новѣ градѣ царь князь великий, и оттоле поѣде на конех, шествие пути творя сквозь грады и села з братомъ своимъ со княземъ Владимиромъ и со всѣми князи, и с воеводы к царствующему граду Москвѣ. И встретаху его священницы и мниси с народомъ, со кресты исходящи из градов и ис селъ, стоящих по пути ему, с молитвами и похвалами, и с веселиемъ великимъ.

Царь же великий князь, дойдя до Нижнего Новгорода, пошел оттуда на конях с братом своим, князем Владимиром, и со всеми князьями и воеводами сквозь города и села к царствующему городу Москве. И с большой радостью, с молитвами и похвалами встречали его вместе с народом священники и монахи, выходя с крестами из городов и из сел, стоящих у него на пути.

И прииде в великую обитель живоначалныя Троицы, в лавру Сергия чюдотворца, и доволно игумена и з братьею напита ядениемъ и питиемъ, и милостыню вда. И ту всрѣти его, пришед с Москвы, брат его, князь Георгий Васильевичь, с князи и з боляры. И пойде царь князь великий изо обители Сергиевы вкупѣ з братьею своею къ преславному граду Москвѣ.

И пришел он в великую обитель живоначальной Троицы, в лавру Сергия-чудотворца, и вволю выделил для игумена и братии еды и питья и раздал милостыню. И здесь встретил его, придя из Москвы, брат его Георгий Васильевич с князьями и боярами. И пошел царь великий князь из Сергиевой обители вместе с братьями своими к преславному городу Москве.

О ВСРѢТЕНИИ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АРХИЕПИСКОПОВ ДВУ И ВСЕГО НАРОДА МОСКОВСКАГО И О КРАСОТѢ ОБОЛЧЕНИЯ ЕГО. ГЛАВА 93

О ВСТРЕЧЕ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДВУМЯ АРХИЕПИСКОПАМИ И ВСЕМ МОСКОВСКИМ НАРОДОМ И О КРАСОТЕ ОБЛАЧЕНИЯ ЕГО. ГЛАВА 93

Слышанъ же бысть на Москвѣ царский приход его, и выѣхаша посланнии от митрополита епископы 3, и встрѣтиша его от града Москвы за 12 верстъ в царскомъ селѣ его в Тонинскмъ со архимариты и игумены: Ростовский архиепископъ Никандръ и Тверский епископъ Иоакимъ, и Сава, епископъ Крутицкий, миръ и благословение носяще от преосвященнаго отца Макариа митрополита. И поклонився ему, и благословивше его, и скоро назад возвратившеся от него. Приближающися ему к посаду града, и пусти ведома впереди себе далеко с приставником воеводою казанскаго царя со знамениемъ его и с пленеными казанцы, полкъ великъ до 50000.

Когда же услышали в Москве о приходе царя, выехали навстречу ему три посланных митрополитом епископа: Ростовский архиепископ Никандр, Тверской епископ Иоаким и Савва, епископ Крутицкий, и встретили его с архимандритами и игуменами в двенадцати верстах от города Москвы, в царском его селе Тонинском, принеся ему мир и благословение от преосвященного отца митрополита Макария. И, поклонившись ему и благословив его, вскоре возвратились от него назад. Когда же стал он приближаться к городскому посаду, то послал далеко впереди себя ведомого воеводою-стражником казанского царя со знаменем его и с большим полком пленных казанцев — около пятидесяти тысяч.

И по звоне весь великий град Москва изыдоша на поле за посад в срѣтение царя великаго князя: князи и велможи его, и вси старейшины града, богатии и убозии, юноши и дѣвы, и старцы со младенцы, и чернцы и черницы, и спроста — все множество безчисленое народа московскаго и с ними же вси купцы иноязычныя: турцы и армены, и нѣмцы, и литва, и многия странницы. И встрѣтиша за 10 верстъ, овии же за 5 верстъ, овии же за 3, ови же за едино поприще, оба полы пути стояще со единаго и угнетающеся, и теснящеся. И видѣша самодержца своего идуща, яко пчелы матерь свою, и возрадовашася зѣло, хваляще и славяще, и благодаряще его, и побѣдителя велика его нарицающи, и многа лѣта ему восклицающе на долгъ великъ час, вси поклоняхуся ему до земли.

И по колокольному звону весь большой город Москва вышел на поле за посад навстречу царю великому князю: князья его, и вельможи, и все старейшины города; богатые и бедные, юноши и девушки; старцы с младенцами и чернецы с черницами; попросту же сказать — все бесчисленное множество народа московского и среди него — все иноземные купцы, турки, и армяне, и немцы, и литовцы, и множество странников. И встречали его одни за десять верст, другие — за пять верст, иные же за три или за одно поприще от города, стоя одновременно по обе стороны пути, давя друг друга и тесня. И, видя, что идет их самодержец, сильно радовались они, словно пчелы, увидевшие матку свою, и кланялись ему до земли, восхваляя, и славя, и благодаря его, и победителем великим называя, и долгое время выкрикивали ему пожелания многих лет жизни.

Онъ же посреди народа тихо путем прохожаше, на царстемъ коне своемъ ѣздя со многимъ величаниемъ и славою великою, на обѣ страны против поклоняшеся народом, да вси людие видяще, насладятся велелѣпотныя славы его, сияющия на немъ, бяше бо оболченъ во весь царский санъ, яко на свѣтлый день Воскресения Христа, Бога нашего, во златная и сребряная одежда: и златый вѣнецъ на главѣ его с великим жемчюгом и камениемъ драгимъ украшен, и царская порфира о плещу его, и ничтоже ино видѣти и у ногу его развѣ злата и сребра, и жемчюга, и камения многоцѣннаго. И никто же таких вещей драгих нигдѣ же когда видѣ, удивляют бо сия умъ зрящих на нь.

Он же тихо продвигался среди народа, восседая на царском своем коне в величии и славе, и на обе стороны кланялся народу, дабы все люди, увидев его, насладились прекрасным сиянием его славы, ведь на нем надет был весь царский наряд, как в светлый день Воскресения Христа, Бога нашего: золотые и серебряные одежды, на голове — золотой венец, украшенный крупным жемчугом и драгоценными каменьями, а на плечах — царская порфира, ноги же его невозможно было разглядеть из-за золота, и серебра, и жемчуга, и драгоценных камней. И никто никогда не видел таких дорогих вещей, которые поражают ум смотрящего на них!

За нимъ же яздяху братия его, князь Георгий и князь Владимир, такоже и тии в вѣнцах златых и в порфирная, и златыя одѣяна, за ними же и круг их — вси князи и воеводы, и благородныя боляре, и велможа идяху, по тому же в пресвѣтлая и драгая оболчены, и коемуждо на выях их повѣшены чепи и гривны златыя, яко забыти в той час всѣмъ людем, на такия красоты на царския зрящимъ, вся домовная попечения своя и недостатцы.

За ним же ехали братья его, князь Георгий и князь Владимир, также в золотых венцах и в пурпурных и золотых одеждах, а за ними шло все их окружение — князья, и воеводы, и благородные бояре, и вельможи, тоже облаченные в пресветлые и дорогие одежды, навесив каждый на шею себе золотые цепи и гривны, так что забыли в тот час все люди, глядящие на такую царскую красоту, все свои домашние заботы и нужды.

Прилучиша же ся тогда и послы нѣкия, с честию и з дары пришедше от далних странъ[195] на болшую славу самодержцу нашему: вавилонскаго царя посолъ,[196] сеит царства его, муж зѣло премудръ, и взят бысть из Казанскаго царства за 25 лѣт, удал, и нѣсть бывал от тоя земли преже сего на Руси посол; и послы нагайския,[197] и послы польского короля,[198] и послы дацкаго короля,[199] и послы свицкого короля,[200] и посол волоский,[201] и купцы Англиския земли.[202] И тии вси послы же и купцы тако же дивляхуся, глаголюще, яко: «Нѣсть мы видали ни в коих царствах, ни в своих, ни в чюжих, ни на коемъ же царѣ, ни на королѣх сицевыя красоты и силы, и славы великия!»

Случилось тогда быть там и некоторым послам, с честью и с дарами пришедшим из дальних стран, чтобы еще более прославить самодержца нашего: послу вавилонского царя, сеиту царства его, смелому и мудрейшему человеку, взятому двадцать пять лет назад из Казанского царства, — прежде ведь никогда не бывало на Руси послов от той земли; и ногайским послам, и послам польского короля, и послам датского короля, и послам шведского короля, и валашскому послу, и купцам из Английской земли. И все те послы и купцы также дивились, говоря: «Не видали мы ни в каких царствах, ни в своих, ни в чужих, ни одного царя или короля в такой красоте и силе, и великой славе!»

Овии же народи московстии, возлѣзше на высокия храмины и на забрала, и на полатныя покровы, и оттуду зряху царя своего; овии же далече напред заскачише и от инѣх высот нѣких, лепящеся, смотряху, да всяко возмогут его видѣти. Девицы же чертожныя и жены княжия и болярския, имъ же нелзѣ есть в такая в позорища великая, человеческаго ради срама, из домов своих исходити и ис храминъ излазити не полезно есть, гдѣ седяху и живяху, яко птицы брегоми въ клѣтцах, ови же сокровенне приницающи из дверей и из оконецъ своих и в малыя скважницы глядаху, и наслаждахуся многаго видѣния того чюднаго, доброты и славы блистающияся.

Некоторые же жители московские, взобравшись на высокие дома и заборы и на крыши дворцов, смотрели оттуда на царя своего; другие же, забежав далеко вперед, облепляли какие-нибудь возвышения, лишь бы увидеть его. Девицы же, живущие во дворцах, и жены княжеские и боярские, которым не подобает выходить на такие многолюдные зрелища из домов своих и не пристало комнаты свои покидать на посрамление людям, тайком приникали к дверям и окнам в жилищах своих, где сидели они, как птицы, запертые в клетках, и подсматривали в узкие щелки, наслаждаясь чудным тем зрелищем — блеском славы и богатства.

ВСРѢТЕНИЕ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ МИТРОПОЛИТОМ МАКАРИЕМЪ И ПОУЧЕНИЕ ЕГО К НЕМУ. ГЛАВА 94

ВСТРЕЧА ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ МИТРОПОЛИТОМ МАКАРИЕМ И НАСТАВЛЕНИЕ ЕГО КНЯЗЮ. ГЛАВА 94

Входящу же ему в болшая врата граду, зовомыя Фроловския,[203] и всрѣте его ту, изшед, преосвященный митрополит Макарий со архиепископы и епископы, со архимариты и со игумены, и презвитеры, и з диаконы, и с клирики, и со всѣм священнымъ соборомъ, и со множеством великим народа московскаго, носяще честныя кресты и святыя чюдотворныя иконы, с кандилы и со благовонными фимияны, и со свѣщами горящими, яко воистинну царю побѣдителю почесть носяще, и благодарственныя хвалы многи воздаваху ему. Онъ же, егда узрѣ собор святительский, и борзо скочи с коня своего и цѣлова честныя кресты и святыя иконы. И достойная поклонения святительскому собору давъ, и пѣшъ пойде за честными кресты и за освященнымъ соборомъ в великую церковь пресвятыя Богородицы, стелющим по пути ему красныя ковры срацынския от врат градных и до дверей церковных и до полатных лѣствицъ его.

Когда же входил он в большие городские ворота, называемые Фроловскими, встретил его, выйдя из них, преосвященный митрополит Макарий с архиепископами и епископами, с архимандритами и игуменами, с пресвитерами и с дьяконами, и с клириками, и со всем священным собором, и с великим множеством народа московского, неся честные кресты, и святые чудотворные иконы, и кадила с благовонным фимиамом, и горящие свечи, как и подобает оказывать почести истинному царю-победителю; и воздал он ему многие благодарственные хвалы. Тот же, когда увидел святительский собор, быстро соскочил с коня и поцеловал честные кресты и святые иконы. И, поклонившись, как подобает, святительскому собору, пошел он пешком за честными крестами и за священным собором в большую церковь пресвятой Богородицы по красным сарацинским коврам, которые стелили ему под ноги от городских ворот до церковных дверей и до дворцовых его лестниц.

И вшед, слуша в соборной церкви велицѣи святыя литургии, лице свое слезами моча и моляся, благодарствуя Бога, яко не тще быша труды его и подвизи, и восприях от Господа, его же по многа лѣта просил есть. И цѣлова руку со слезами Петра чюдотворца, такоже и мощи святителя и чюдотворца Ионы. И егда соверши преосвященный митрополит соборне Божественую литургию со всѣмъ освященнымъ соборомъ святительским, и сшед от олтаря, и вдастъ самодержцу святую просфиру, и глагола ему слово духовно и учително, всему святительскому собору стоящу ту и честнымъ велможамъ царевымъ, и боляром великим, и воеводамъ.

И, войдя в соборную церковь, слушал он великую святую литургию, обливая слезами лицо свое и в молитвах благодаря Бога за то, что не тщетными были труды его и старания и получил он от Господа то, о чем просил его в течение многих лет. И целовал он со слезами руку Петра-чудотворца и мощи святителя и чудотворца Ионы. И когда отслужил преосвященный митрополит вместе со всем священным святительским собором Божественную литургию, спустился он с алтаря, и дал самодержцу святую просфору, и сказал ему в присутствии всего святительского собора и почтенных вельмож царских, и знатных бояр, и воевод духовное и поучительное слово.

И рече преосвященный митрополит: «О господине, духовный сыне мой, державный царю, не скорби, ни тужи, ни печалися, но радуйся паче и веселися, славя Бога, иже спасение и побѣду подадѣ тебѣ на противныя! И буди бо намъ всегда великая Божия благодать, яже у тебѣ нынѣ бысть; проси бо с вѣрою и взя, иский обрѣтеся, и удари — отверзеся. И то убо печалнымъ спомогай и нищимъ, и алчющим пища сподавай, и нагимъ — одежа, боляре же и велможи своя честны имѣй и обогащай их, да не будут скудны ничимъ же, и ко всѣмъ слугамъ своим, к малымъ же и к великимъ, любовь тиху показуй и потребная имъ подавай по апостольскому словеси, да с радостию тебѣ служат, а не воздыхающе; повинных же не скоро смертию осужай, но со испытанием великимъ, аще будут достойни за дѣла своя казнь прияти смертную, но и то с милостию и с пощажениемъ, и отпущати и дважды, и трижды, да покаются и престанут от злоб своих к тому не творити ихъ».

И сказал преосвященный митрополит: «О господин, духовный сын мой, державный царь, не скорби, не тужи и не печалься, но лучше радуйся и веселись, прославляя Бога, подавшего тебе спасение и победу над врагами! И пусть всегда будет над нами великая Божья благодать, как теперь над тобой; ибо просил ты с верою — и получил, искал — и нашел, ударил — и открыли тебе. Ты же помогай страдающим и нищим и подавай пищу алчущим, а нагим — одежду, бояр же и вельмож своих содержи в чести и обогащай их, дабы ни в чем они не нуждались, и всем слугам своим, малым и большим, оказывай тихую любовь и подавай им необходимое по апостольскому слову, дабы служили они тебе, радуясь, а не вздыхая; виновных же не спеши осуждать на смерть, но сначала хорошо узнай, заслужили ли они за дела свои принять смертную казнь, но и тогда будь милостив и снисходителен и прощай до двух и до трех раз, дабы раскаялись они и перестали совершать злые свои дела».

О МИЛОСТЫНИ К НАРОДУ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И О СТРѢТЕНИИ ЦАРИЦЕЮ ЕГО. ГЛАВА 95

О МИЛОСТЫНЕ, КОТОРУЮ РАЗДАЛ НАРОДУ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, И О ВСТРЕЧЕ ЕГО ЦАРИЦЕЮ. ГЛАВА 95

И поученъ бысть надолзе от митрополита царь самодержецъ, и поклонся до земли отцу митрополиту на духовномъ поучении его со многим смирениемъ и страхомъ, яко от Божиих устъ наказание от него приимъ. И обѣщася ему та творити и быти, якоже поучи его отецъ митрополит.

И когда закончил митрополит долгие свои наставления, поклонился царь-самодержец до земли отцу митрополиту за духовное его поучение с большим смирением и страхом, словно принял наказ из самих Божьих уст, и пообещал ему во всем поступать так, как учил его отец митрополит.

И многу того дне милостыню нищимъ и по монастырем чернцемъ, и по градцкимъ церквамъ иереемъ вда, и всѣх осуженных на смерть и в темницах сѣдящих на волю испусти, и земския дани своя людемъ облегчи, и милостыню разосла по всей державе своей: и по градомъ, и по селомъ, и по монастыремъ по всем, по малым же и по великим, и по пустыням; и по всем церквам святымъ, гдѣ есть, свѣща и просвира отправляти, и да молятся прилѣжно Богу о тѣлесномъ здравии его и о душевномъ спасении игумени и попы.

И раздал он в тот день большую милостыню нищим и чернецам в монастырях и иереям в городских церквах, и отпустил на свободу всех осужденных на смерть и сидящих в темницах, и облегчил людям земские подати, и разослал милостыню по всей своей державе: и по городам, и по селам, и по всем монастырям, и по малым и по большим, и по пустыням, по всем же святым церквам, где бы они ни были, разослал свечи и просфоры, чтобы молились прилежно Богу игумены и попы о телесном здоровье его и о душевном спасении.

И поиде благовѣрный царь из великия церкви соборныя на сѣни своя, во церковь пресвятыя Богородицы Благовѣщения и в той такоже помолися и молебны пѣвъ. Ис тоя же церкви пойде во царския полаты своя.

И пошел благоверный царь из большой соборной церкви к себе на сени, в церковь Благовещения пресвятой Богородицы и в ней также молился и пел молебны. Из той же церкви пошел он в царские свои покои.

Царица же христолюбивая Анастасия въсрѣтити уготовася царя самодержца по царскому обычаю своему, на преддверие полатное изшед со благовѣрными женами, с княгинми и з болярынями, и веселия полны, на землю проливающи слезы, яко печалная горлица, супруга своего видѣвъ давно разлучившимся от себе и паки прелетѣвшу к первому подружию своему. И вопль их и тоскование обою преста, и радостна быста зѣло, другь друга видѣвше, или рещи, яко красная денница пресвѣтлое солнце, на вселенную с востока в полаты своя входяща, узрѣ и помраченный облакъ уныния и печали, преже бывшие и по немъ, свѣтлостию лица своего и веселым зрѣниемъ на ню прогоняя от нея, и невидимъ, яко дымъ, сотвори я.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!