Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 34 страница



Царица же христолюбивая Анастасия приготовилась встретить царя-самодержца, по царскому обычаю, у входа в палату с благоверными женами, княгинями и боярынями; и от радости проливали они слезы на землю, и была царица словно печальная горлица, увидевшая, что снова прилетел супруг ее, с которым давно была в разлуке, к ней, первой подруге своей. И перестали оба они плакать и тосковать и так обрадовались, увидев друг друга, как если бы прекрасная заря узрела, что входит в земные владения ее с востока пресветлое солнце, прогоняя темное облако уныния и печали, прежде омрачавшее ее, светлостью лица своего и веселым взглядом и делая его невидимым, словно дым.

О ПИРЪШЕСТВѢ И ВЕСЕЛИИ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ 3 БОЛЯРЫ И ВОЕВОДЫ ЕГО И О ДАРОВАНИИ ЕГО К НИМ, И О МИЛОСТИ ЕГО КО ЦАРЮ КАЗАНСКОМУ. ГЛАВА 96

О ПИРШЕСТВЕ И ВЕСЕЛИИ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ С БОЯРАМИ И ВОЕВОДАМИ, И О ЕГО ДАРАХ ИМ, И О МИЛОСТИ ЕГО К КАЗАНСКОМУ ЦАРЮ. ГЛАВА 96

И тогда повелѣ царь князь великий пиршеству велию по 40 дней сотворятися, посажая с собою перваго дни на пиру преосвященнаго отца своего митрополита Макария и весь с нимъ собор святительский, и священницы, и диаконы со всего града Москвы; и в прочии же дни вся опоясанныя воинством князи и воеводы, и боляре, и велможи.

И тогда повелел царь великий князь в течение сорока дней устраивать пиры, в первый день посадив с собою на пир отца своего — преосвященного митрополита Макария и с ним весь святительский собор, и священников, и дьяконов со всего города Москвы; в другие же дни — всех князей, и воевод, окруженных воинами, и бояр, и вельмож.

И доволно царскимъ веселиемъ повеселися, учрежая и одаряя князи и воеводы, и вся благовѣрныя и до менших всѣх: овымъ грады в кормление дая, овымъ в вотчину селъ прибавляше, овѣмъ же злата и сребра, и свѣтлая портища, и добрыя кони подаяше, кои чего достоинъ есть.

И вдоволь повеселился он царским веселием, угощая и одаривая князей и воевод и всех благоверных людей до самых захудалых: одним города отдавая на кормление, другим прибавляя в вотчину села, третьим раздавая золото, и серебро, и нарядную одежду, и добрых коней, — что каждый заслуживал.

Веселящу же ся ему и быша в веселии велицѣ, и воспомяну о казанскомъ царѣ, плененом имъ и в заключении сѣдящемъ, посла к нему самодержецъ нарѣчие: «Аще прокленет вѣру бахмичю и вѣрует в распятаго Сына Божия, въ Господа нашего Иисуса Христа, в рускую нашу святую вѣру, еже, русь, мы вѣруемъ, от грекъ приемше, то избавится ото одержания сего и прииметъ от мене честь и славу велию, и будетъ, яко единаго мы отца и матери рожденныи, ми брат любимый, а не яко плѣнникъ мой и сопостат; аще тако не хощет, то злѣ умрети имать в заточении нужнемъ, в горцей темнице, во узах тяжких и во оковѣх».

Когда же пировал он и был в большом веселье, вспомнил он о казанском царе, своем пленнике, сидящем в заключении. И послал к нему самодержец с такой речью: «Если проклянет он магометанскую веру и уверует в распятого Сына Божия, в Господа нашего Иисуса Христа, примет русскую нашу святую веру, в которую мы, русские, веруем, переняв ее от греков, то избавится он от заключения, и примет от меня большую честь и славу, и будет мне любимым братом, как если бы рожден был от одних со мною отца и матери, а не пленником моим и супостатом; если же не захочет он этого, то умрет страшной смертью в тяжком заточении, в горькой темнице, в тяжелых цепях и оковах».

Косну же ся въ сердце казанскаго царя благостная искра Святаго Духа, и восхотѣ прияти нашу истинную вѣру православную и бысть христианин. Посланный же боляринъ, пришед от казанскаго царя, и вся реченная царемъ сказа своему царю самодержецу. Царь же князь великий повелѣ скоро его привести пред ся в полату пред вся велможи своя, на пришествие его сѣдящая с ним.

И коснулась сердца казанского царя благостная искра Святого Духа, и захотел он принять нашу истинную православную веру и быть христианином. Посланный же боярин, вернувшись от казанского царя, передал все сказанное своему царю-самодержцу. Царь же великий князь повелел быстро привести его к себе в палату, чтобы предстал он перед ним и перед всеми вельможами, собравшимися здесь по поводу его прихода.

О СМИРЕНИИ КАЗАНСКАГО ЦАРЯ И О ПРЕЛОЖЕНИИ ВѢРЫ ЕГО КО СВЯТОМУ КРЕЩЕНИЮ. ГЛАВА 97

О СМИРЕНИИ КАЗАНСКОГО ЦАРЯ И О ПЕРЕМЕНЕ ВЕРЫ ЕГО СВЯТЫМ КРЕЩЕНИЕМ. ГЛАВА 97

Введену же бывшу со страхомъ и трепетом казанскому царю въ златую полату, и восташа противу его вси князи и воеводы московския, овии же встрѣтиша его на полатных лѣствицах, овии же на площади. И вшед царь в великую полату, и пад на колѣну свою, мил ся дѣя царю самодержцу и рабом его неизмѣннымъ называяся, подвизая на печалование к нему братию его, князя Георгиа, князя Владимира и вся предсѣдящия князи и боляре, и воеводы его, в порфирная и златая одѣянных, слезы горкия точа ото очию своею и моляся быти христианин и не погибнути в заключении горкия темницы от безчеснаго видѣния того, срама и студа исполнена: самъ себѣ преже царь и господинъ бѣ, и самому ему служаху мнози уланове и князи, и мурзы, той, яко злодѣй осуженикъ, со страхомъ великимъ предстоя пред очима всѣх, по руцѣ от приставникъ держимъ, во одежах худых, умилению и слезам достоит.

Когда же введен был казанекий царь, испуганный и трепещущий, в золотую палату, поднялись ему навстречу все московские князья и воеводы, некоторые же встретили его еще на палатных лестницах, другие — на площади. И вошел царь в большую палату и упал на колени, прося милости у самодержца и рабом его себя называя, стремясь вызвать сострадание у братьев его, князя Георгия и князя Владимира, и у всех находившихся там князей его, бояр и воевод, в пурпур и золото разодетых, и проливал он из глаз своих слезы горькие, клянясь стать христианином, дабы не погибнуть в заключении в горькой темнице от позорного этого зрелища, полного срама и стыда: тот, кто сам себе был прежде царь и господин и кому самому служили многие уланы, и князья, и мурзы, теперь, словно злодей осужденный, стоит перед всеми в большом страхе, в плохой одежде, удерживаемый за руки стражниками, вызывающий жалость и слезы.

И вси князи и воеводы, веселящеся в полате, прослезишася о немъ и восплакашася, зрящи его худа стояща. И паки же воспросити его, токмо предо всѣми, повелѣ царь самодержецъ, аще истинно и нелестно вѣрует во Христа. Царь же крѣпляшеся стоя и неложно обѣщевашеся вѣровати во Христа и креститися.

И все князья и воеводы, пировавшие в палате, прослезились о нем и заплакали, видя его в таком унижении. И повелел царь-самодержец снова спросить его, теперь уже перед всеми, действительно ли и искренне верует он в Христа. Царь же стоя подтвердил это и обещал без обмана веровать в Христа и креститься.

О КРЕЩЕНИИ КАЗАНСКОГО ЦАРЯ И О ЧЕСТИ И ЛЮБВИ К НЕМУ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, И О ЦАРѢ ШАГАЛѢЕ, И О ЦАРИЦЕ КАЗАНСКОЙ, И О СЫНЕ ЕЯ. ГЛАВА 98

О КРЕЩЕНИИ КАЗАНСКОГО ЦАРЯ, И О ПОЧЕСТЯХ И ЛЮБВИ, ОКАЗАННЫХ ЕМУ ЦАРЕМ И ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ, И О ЦАРЕ ШИГАЛЕЕ, И О КАЗАНСКОЙ ЦАРИЦЕ, И О СЫНЕ ЕЕ. ГЛАВА 98

Царь же князь великий, слышавъ от казанскаго царя Едигера Касаевича истинное слово и обѣщание его, и рад бысть о семъ велми паче всея казанския побѣды: радость бо бывает всѣмъ апостоломъ на небесѣх о единомъ грѣшнице, кающемся на земли. И повелѣ сѣтовныя порты сняти с него и омыти его в бани от скверны, и облещи в ризы своя царския, и вѣнецъ возложити на главу его, и гривну златую обѣсити на выи ему, и перстня воздѣти на руцѣ его. И сѣсти ему велѣ близ себе и пировати, и веселитися с собою, но не из единех сосудов, яко еще бѣ не крещенъ. И не велѣ ему от мимошедших скорбну быти и печалну, но радоватися паче и веселитися, яко быти сие изволение о немъ Божиими судбами.

Царь же великий князь, услышав от казанского царя Едигера Касаевича правдивое слово и обещание его, сильно обрадовался этому, больше, чем казанской победе, ибо и апостолы на небе радуются хотя бы одному грешнику, кающемуся на земле. И повелел он снять с него печальные одежды, и отмыть его от скверны в бане, и облечь в царские одежды, и венец возложить ему на голову, и гривну золотую повесить на шею, и перстни надеть ему на руки. И повелел ему сесть возле себя, и веселиться, и пировать вместе с собой, но не из тех же сосудов, ибо был он еще не крещен. И велел ему не скорбеть и не печалиться о случившемся, но радоваться и веселиться, ибо все это произошло с ним Божьими судьбами.

И по пяти месяцѣх крестити его повелѣ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крести же самъ преосвященный митрополит Макарий на Москвѣ рекѣ со епископы и со архимариты, и со игумены, и с презвитеры, и з дьяконы честно месяца марта въ 5 день, на память преподобнаго отца нашего Герасима. Прият же его от купѣли породныя самъ царь князь великий. И нареченно бысть имя его во святомъ крещении Симеон. Иже иногда бывъ лютый волкъ и хишник, и кровопийца, нынѣ же явися кроткое и незлобивое агня Христовы ограды живоносныя, паствы благия.

И спустя пять месяцев повелел он крестить его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крестил же его с честью в Москве-реке сам преосвященный митрополит Макарий с епископами, и архиепископами, и игуменами, и пресвитерами, и дьяконами месяца марта в пятый день, в день памяти преподобного отца нашего Герасима. Восприемником же от купели был сам царь великий князь. И дано было имя ему в святом крещении Симеон. И тот, кто некогда был лютым волком, и хищником, и кровопийцей, стал кротким и незлобивым ягненком живоносным Христова стада, благой паствы.

И толма возлюби самодержецъ, яко и братом его назва себѣ, и отецъ ему по духу бысть. И даде ему грады и земли во одержание и во отечество, и всю царскую казну его отда ему же, еже в Казани вся, и до единыя мѣдницы. И приведе ему невѣсту от славна и от велика рода болярска, и обогати его златомъ и сребромъ, и многоцѣнными вещми драгими одари его, да живет без печали на Руси, служа самодержцу, и да не унывает, и не тужит по вѣре своей срацынской и по царстве Казанскомъ, и по странѣ земли отечества своего.

И так полюбил его самодержец, что братом своим назвал его и стал ему отцом. И дал ему в вотчину города и земли и всю царскую казну, которую захватил в Казани, вернул ему до последнего медяка. И привел ему невесту из славного и знатного боярского рода, и обогатил его золотом и серебром, и одарил многоценными и дорогими вещами, дабы жил он без печали на Руси, служа самодержцу, и не унывал бы, и не тужил по вере своей сарацинской, и по царству Казанскому, и по родной своей земле.

Царица же Казанская, преже плѣненая жена Сап-Кирѣя, царя казанскаго, преже бывши много добром нужена бысть крещение прияти и не крестися, и отдаде ю за царя Шигалея, аки замуж за инаго царя ни за коего же не восхотѣ поити, аще не царь Шигалей поимет ю, якоже обѣщася ей и клятву даде, аще и смерть прияти ей от него, то бо есть царь великороден сый и отечествомъ болши всѣх царей, и старѣйший мѣстом и честнѣиший служащих самодержцу.

Царицу же казанскую, ранее взятую в плен жену Сафа-Гирея, царя казанского, которую долго принуждали добровольно принять крещение, но она не крестилась, отдал он замуж за царя Шигалея, поскольку ни за какого другого царя, если бы царь Шигалей не взял ее, как обещал ей и поклялся, не захотела она идти, от него она готова была даже смерть принять. Ведь царь этот знатного рода, и по рождению своему выше всех других царей, и из всех, служащих самодержцу, — самый старый и честнейший.

И взем ю за себя царь Шигалей, казанскую царицу, и не любляше красоты ея, хотѣ бо его в Казани былием отравным уморити, якоже преже сказася о ней. И живяше она, во отлученней у него и несвѣтлей храмине заключенна, аки в темнице, и спати с нею не схожася, и един раб его, варварин, з женою своею, старый, вѣрный ему, приставлен кормити и служити ей, да токмо не смѣяше ю живу уморити, слова ради к нему о ней самодержцева.

И взял царь Шигалей в жены казанскую царицу, но не любил он ее, несмотря на ее красоту, ибо хотела она его в Казани уморить отравленным кушаньем, как рассказано было раньше. И жила она у него, запертая, в отдаленной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать, и только благодаря заступничеству за нее самодержца приставлен был к ней один преданный ему старый варвар с женой, раб его, прислуживать ей и кормить ее, так чтобы только не умерла с голоду.

А царевича младаго, сына ея, Мамш-Кирея, повелѣнием самодержцевым крестиша. И наречено бысть имя его во святом крещении царь Александръ. И изученъ бысть руской грамоте гораздо, и препираше многих в бесѣде, от книг истязающихся с нимъ, никтоже може препрѣтися с нимъ.

А царевича юного, сына ее Мамш-Кирея, по повелению самодержца окрестили. И дано было имя ему в святом крещении царь Александр. И хорошо овладел он русской грамотой, и побеждал в беседе многих, кто состязался с ним в книжных спорах, и никто не может его переспорить.

О ВЗЯТИИ КАЗАНСКОМ И О ТРУДѢХ, И О СКОРБѢХ ЦАРЯ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ И ВОЕВОД, И ВОЙ ЕГО, И О НУЖЫ ЗЕМСКИХ ЛЮДЕЙ. ГЛАВА 99

О ВЗЯТИИ КАЗАНИ, И О ТРУДАХ И ПЕЧАЛЯХ ЦАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, И ВОЕВОД, И ВОИНОВ ЕГО, И О НУЖДАХ ЗЕМСКИХ ЛЮДЕЙ. ГЛАВА 99

Взятъ же столны и великий град Казань благовѣрный царь князь великий Иван Васильевичь Владимирский, Московский, и Великоновогородцкий, и Псковский, и всея великия Росии великий самодержецъ християнский лѣта 7061-го году октября во 2 день, на память святых великомученик Киприана и Устины, в день недельный, въ 3 часа дни, много подвизася за свою богохранимую державу, за Рускую землю, за православныя люди, день и нощъ сердцемъ боля и стоня душею, и сокрушаяся, и никогда же царских брашен сладких в сытость и в сладость насыщашеся до побежения казанцевъ. И печаль ему о Казани всегда веселие пресецаше, по всяк час слыша овцы своя, люди руския, от волкъ казанцевъ разганяемы и похищаемы, и снедаемы.

Взял же стольный и великий город Казань благоверный царь великий князь Иван Васильевич Владимирский, и Московский, и Великоновгородский, и Псковский, и всей великой России великий самодержец христианский в год 7061 (1552) октября во второй день на память святых великомучеников Киприана и Устины, в воскресный день, в три часа дня, много потрудившись для своей богохранимой державы, для Русской земли, для православных людей, день и ночь болея сердцем, и стеная душой, и сокрушаясь, и никогда до победы над казанцами не наедался он досыта и всласть сладкими царскими кушаньями. И всегда печаль о Казани прерывала ему веселье, ибо ежечасно слышал он, что овцы его, люди русские, волками-казанцами разгоняются, и похищаются, и съедаются.

И скорбь велика обдержаше много лѣт все христианство Русския земли, убогих и богатых, и воин, и воевод, князей и боляръ, и всѣх людей простых, изнемогаху бо земския люди простыя с частых податей и великих и не успѣваху, дающи царския оброки; воеводы же и воини, не опочивающи, во бранѣх тружахуся, борющеся с погаными за християны, и с коней своих не слазяще, и оружий своих не снимающи, подворей своих и женъ, и милых своих малых дѣтей не знающе, гостем толко прихажаху на час, являющися домови к женам своим и к дѣтемъ.

И много лет сильная скорбь владела всеми христианами Русской земли: бедными и богатыми, и воинами, и воеводами, князьями и боярами, и всеми простыми людьми, ибо изнемогли простые земские люди от частых и больших податей, не успевая платить царские оброки, воеводы же и воины без отдыха трудились на войне, сражаясь с погаными за христиан, с коней своих не слезая и не снимая оружия своего, не зная подворий своих, и жен, и милых своих малых детей, гостями только приходя на час к женам своим и детям.

И мнози тогда худоумные человѣцы или, прямо рещи, безумныя и тщедушныя, негодоваху и роптаху на самодержца своего, яко самому ему землю свою губящу и паче злѣе ратных, и не щадящу, и не брегущу людей своих. Онъ же, предобрый в самодержцех, не похвалы тлѣнныя себѣ взыскуя, да славен будетъ в родѣх мужествомъ, якоже и Макидонский Александръ, до край земли дошед и смерти не убѣжа, или преже его бывый Ликиний царь, до четырех градов дошед и столпове тамо постави, и свое имя в писаниих. — Сей же не о таковѣй славе подвизашеся, но о своем царствии тружашеся, общаго ради составления мирскаго, о благостоянии святых церквей и устроении земскомъ, и о тишинѣ всего православнаго християнства, да не паки бы поработитися поганым, якоже при царѣ Батые бысть.

И многие тогда глупые люди, или прямо сказать безумные и слабые духом, негодовали и роптали на самодержца своего, что сам он больше, чем войны, губит землю свою и не щадит и не бережет людей своих. Он же, добрейший из самодержцев, не тленных похвал себе искал, чтобы прославиться мужеством у потомков, как, например, Александр Македонский, дошедший до края земли и смерти не избежавший, или до него царь Ликиний, дошедший до четырех городов и поставивший там столпы, где записал свое имя. Этот же не о такой славе заботился, но для своего царства трудился ради общего мирского благополучия, ради благосостояния святых церквей и порядка земского, и тишины для всего православного христианства, дабы снова не поработиться поганым, как было при царе Батые.

И в день убо царская строяше, нощию же по церквам святым и по монастырем, близ града стоящим, яздяще и молящеся къ человѣколюбцу Богу и ко пречистой Богородицы, обливаяся слезами, помиловати и ущедрити согрѣшившая рабы своя и до конца смирити, и покорити ему поганыя казанцы со всею многою черемисою их.

И днем он справлялся с царскими делами, ночью же ездил по святым церквам и по монастырям, стоящим возле города, и, обливаясь слезами, молил человеколюбца Бога и пречистую Богородицу помиловать и пощадить согрешивших своих рабов и до конца смирить и подчинить ему поганых казанцев со всею многочисленной их черемисой.

Не презрѣ же Господь моление раба своего и увидѣ смирение и сокрушение сердца его, и вѣрное прошение его, и воздыхание с рыданиемъ услыша, и сотвори с нимъ по вѣре его великую свою милость, и даде ему милосердый Богь желание сердца его, и вся подвиги и труды его благих исполни, и предаде его в руцѣ, яко малу и худу птицу, великое царство Казанское, на час его от прародителей его убреже ему.

И не отверг Господь моления раба своего, и увидел смирение и сокрушение сердца его и правоверное прошение его, и услышал вздохи его и рыдания, и послал ему по вере его великую свою милость, и дал ему милосердный Бог то, чего желало его сердце, и всем стараниям его и трудам ниспослал удачу и предал ему в руки, словно маленькую и бедную птицу, великое Казанское царство, сохранив его для него от прародителей его.

И тако Казань державы царския до конца отпаде и великому царству Московскому работати и нехотя повинуся, и Руская земля совершеннаго мира от казанцевъ насладися.

Так и перестала Казань окончательно быть независимым царством и против своей воли подчинилась великому царству Московскому, и Русская земля насладилась полным миром с казанцами.

О ХОЖЕНИИ X КАЗАНИ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ И О КОЛИЧЕСТВѢ ИЗБИЕННЫХ ПОГАНЫХ, И О ШЕСТВИИ ЕГО ВО ГРАД. ГЛАВА 100

О ПОХОДЕ НА КАЗАНЬ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, И О КОЛИЧЕСТВЕ УБИТЫХ ПОГАНЫХ, И О ШЕСТВИИ ЕГО В ГОРОД. ГЛАВА 100

Дважды бо бѣ самъ ходил х Казани со всѣми силами рускими, дважды же царя Шигалея посылал и великих воевод своих с нимъ, такоже со всѣми вои рускими. Всего же было хожения при нем х Казани в лѣте, в зимѣ седмью в девять лѣт: пятью бо ходиша до Казанскаго взятия, дважды же после взятия — нижния черемисы плѣномъ и сѣчью до конца показнити за измѣнство их, что предавшеся и паки скоро измѣниша того же лѣта.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!