Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 32 страница



Вся же остальная луговая черемиса, в тот же день узнав о взятии великого своего города, повыходила из острогов своих: и старейшины их и сотники, кто еще не был взят в плен. И когда собралось их много, пришли они в Казань к царю-самодержцу с большим смирением и покорностью, и покорились ему все, и назвали его своим новым царем. Он же полюбил их и пожаловал, на обеде своем накормив их и напоив, и раздал им семена, и коней, и волов для вспашки земли; некоторым же и одежду дал, и понемногу серебра. Они же радовались милосердию его. И отпустил их по своим местам, чтобы жили они без страха, наказав воеводам приказать своим воинам ничем их не обижать. И переписали их, оставшихся в живых после войны, девяносто три тысячи семьдесят пять. И с того дня прекратили разорять казанские земли.

И вскорѣ восхотѣ благовѣрный царь обѣщание свое исполнити, еже обѣщася пред образомъ Спасовымъ, х Казани пошед: мечети поганыя раскопати и святыя церкви воздвизати на мѣстех их. И повелѣваетъ всѣмъ воеводамъ и воемъ на плещах своих от лѣса древие носити, самъ преже рукама своима древо секирою посѣче и от лѣса на плещу свою принесе.

И вскоре захотел благоверный царь исполнить свое обещание, которое дал перед образом Спаса, пойдя на Казань, разрушить поганые мечети и воздвигнуть на их месте святые церкви. И повелевает он всем воеводам и воинам на своих плечах носить из леса бревна, прежде же других сам своими руками подсек секирой дерево и принес его на своем плече из леса.

И во единъ день созда храмъ соборный Благовѣщение пресвятыя владычицы нашея Богородицы на мѣсте краснѣ, на площадѣ близ царева двора, предѣла два имущи. И единемъ стояниемъ сотворены церкви же предѣлныя: велицы страстотерпцы руския Борис и Глѣб и новоявленныя чюдотворцы муромския князь Петръ и княгини Феврония. Вторую же церковь постави Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, 3-ю церковь святых великомученикъ Киприана и Устины, 4 же — за градом, на пожарѣ, противу врат градных, на торговищи, нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, пятую же — великаго чюдотворца Николы монастырь общежителный учини. Потомъ же многи церкви от християн во имяна святых воздвигнуты быша в похвалу имяни Христа, Бога нашего.

И за один день в красивом месте — на площади возле царского дворца — возвели соборный храм Благовещения пресвятой владычицы нашей Богородицы, имеющий два придела. И одновременно построены были придельные церкви: в честь великих страстотерпцев русских Бориса и Глеба и новоявленных чудотворцев муромских князя Петра и княгини Февронии. Вторую же церковь поставили в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; третью церковь — в честь святых великомучеников Киприана и Устины; четвертую же, в честь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, — за городом на пожарище, напротив городских ворот, на рынке; пятым же построили общежительный монастырь великого чудотворца Николы. После этого много было церквей воздвигнуто христианами в честь святых, во славу Христа, Бога нашего.

И наведе же богатых жителей царь князь великий в Казань из области своея, из селъ и из градов, и наполни град людми своими, десятерицею старого болѣ. И великим богатством Казань воскипѣ, и необычною красотою восия. И забываше всякъ человекъ иноземец, видѣвше царство то, отца своего и матерь, и жену, и дѣти, и племя свое, и друзи, и землю свою, и жити в Казани, и не помышляющи воспять во отечествие свое обратитися.

И привел царь великий князь в Казань богатых жителей из владений своих, из сел и городов, и наполнил город своими людьми в десять раз больше прежнего. И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотою. И, увидев то царство, забывал любой иноземец отца своего, и мать, и жену, и детей, и родственников своих, и друзей, и землю свою и оставался жить в Казани, не помышляя возвратиться назад, в отечество свое.

О ПОСТАВЛЕНИИ В КАЗАНИ АРХИЕПИСКОПА И ПОХВАЛА ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ. ГЛАВА 89

О ПОСТАВЛЕНИИ В КАЗАНИ АРХИЕПИСКОПА И ПОХВАЛА ХРИСТУ, БОГУ НАШЕМУ. ГЛАВА 89

Минувшима же по взятии Казани лѣтома двѣма, и Божиимъ промысломъ, изволениемъ самодержца и проразсужениемъ великаго святительскаго собора святиша новаго архиепископа граду Казанскому перваго, Гуриа[193] именемъ, игумена бывшаго честныя обители Иосифовы, да в новомъ царстве, в Казани, устрояетъ и утвержает, и исправляетъ слово истинныя вѣры, и во скрепление граду, и от измѣнных лстец, и во блюдение христоименитымъ людемъ, живущимъ во граде и в селех, духовне и всячески да не прелщаются людие, сходящися с поганою черемисою, яко русь литовская с ляхи, и да ни женятся, ни посягают с ними, ни ядят, ни пиют у них и ни к себѣ да взывают их. И учини быти царь князь великий казанскаго архиепископа под Ноугородцкою архиепископию, третияго в Руси.

Когда же минуло два года после взятия Казани, Божиим промыслом по желанию самодержца и по решению большого святительского собора впервые для службы в городе Казани поставлен был новый архиепископ — бывший игумен честной Иосифовой обители по имени Гурий, для того чтобы в новом царстве, в Казани, проповедовал он, и утверждал, и насаждал слово истинной веры, а также для очищения города от льстивых изменников и для наблюдения над христианами, живущими в городе и селах, дабы духовно и всячески не прельщались люди, сходясь с поганой черемисой, так же как литовская русь с ляхами, и не переженились бы с ними, и не посягали на них, не ели бы и не пили у них, и к себе бы их не приглашали. И определил царь великий князь казанского архиепископа под начало Новгородской архиепископии третьим на Руси.

Но, о великих тѣх чюдес, Христе, кое благодарение о сих мы, грѣшнии, тебѣ принесем? Точию: «Слава неизреченнымъ судбамъ твоимъ, Владыко! Слава человеколюбию и милосердию твоему к намъ! Слава неизреченной ти благости! Велий еси Господи, и чюдна дѣла твоя, и ни едино же есть слово доволно наше к похвалению чюдес твоих!» И паки: «Велий Господь наш и велия крѣпость его, и разуму его нѣсть числа! Кто возглаголетъ силы Господни и слышаны сотворит вся хвалы его? Слава единому Богу нашему, творящему дивная и преславная чюдеса, еже видѣста очи наши!»

Но, Христос, какое благодарение можем мы, грешные, принести тебе за великие те чудеса? Разве только: «Слава непостижимым замыслам твоим, Владыка! Слава человеколюбию и милосердию твоему к нам! Слава непостижимой твоей благодати! Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и ни одно слово наше не достойно восхваления твоих чудес!» И еще скажем: «Велик Господь наш, и велика сила его, и разуму его нет предела! Кто расскажет о могуществе Господнем и сделает слышимыми все похвалы ему? Слава единому Богу нашему, творящему дивные и преславные чудеса, которые видят глаза наши!»

ПОХВАЛА ГРАДУ КАЗАНИ. ГЛАВА 90

ПОХВАЛА ГОРОДУ КАЗАНИ. ГЛАВА 90

О, блаженъ еси нынѣ, градѣ прекрасный Казань, и от Бога благословен еси, зѣло радуйся и веселися паче всѣх руских градов! Вся бо Руская земля и градове издавна от благодати Святаго Духа просвѣщение прияша, ты же нынѣ ново православиемъ просветися и Божественными храмы обновися и, яко младенецъ, породися, избѣгъ темныя вѣры суетства, и всяко нечестие потреби, и поганую бахмичю вѣру до конца погуби. Яко солнце красное от темных облакъ произшед, от прелести тоя провосия, всю страну ту лучами благовѣрия просвѣщаеши. И сего ради не унывай, но паче ликоствуй и свѣтло торжествуй, и красуйся! Отъят бо Господь от тебе неправды твоя, бывшая от зачала в тебѣ, избави тя от варварскаго державства и жертвъ служения сквернаго Бахмета. И воцарися Господь посредѣ тебе, и той сохранит тя, яко сѣницу ока десницею своею покрыет, и заступит тя от враг твоих, и не узриши зла к тому ни от кого же, яко новорожденнаго младенца, и мир Божий на тебѣ до вѣка временных пребудет!

О прекрасный город Казань, достойный похвалы и Богом благословенный, радуйся и веселись больше всех русских городов! Ведь вся Русская земля и города ее еще в давние времена просветились благодатью Святого Духа, ты же теперь внове православием просветился, и обновился Божественными храмами, и, словно младенец, народился, избежав обмана темной веры, и истребил всякое нечестие, и окончательно разрушил магометанскую веру. Словно красное солнце, выйдя из-за темных облаков, засиял ты, освободившись от того заблуждения, просвещая всю страну лучами благоверия. Поэтому не унывай, но еще больше ликуй, и светло торжествуй, и красуйся! Ибо освободил тебя Господь от неправды твоей, которая изначально была в тебе — избавил тебя от варварского правления и жертвоприношений скверному Магомету. И воцарился в тебе Господь и теперь сохранит тебя: словно зеницу ока, прикроет он тебя десницею своею, и, как новорожденного младенца, защитит от врагов твоих, и ни от кого не увидишь ты теперь зла, и пребудет в тебе мир Божий на долгие века!

Древле бо ты злобами и неправдами великими наполняшеся и кровию многою рускою, и горкими слезами, яко реками, кипяше, и всяцеми сквернами и нечистотами преизобиловашеся, и тѣх ради многих беззаконей твоих великою славою словяше, яко доходити славѣ твоей и до самаго царя вавилонскаго, и другу ему именоватися, и почитаему быти от него, и любиму, и славиму, от руских людей всегда поношаемь и проклинаемь бываше, и к Богу своему со слезами моляхуся, да воздастъ ти Господь по дѣломъ твоимъ, еже и восприял еси; нынѣ же от них вмѣсто проклятия благословениемъ веселишися и похвалами ублажаемь, прославишися и седмерицею паче перваго славнейши сотворися, не до Вавилона, но от конец до конец земли.

Если в давние времена был ты наполнен злобою и большими неправдами и кипел, словно реками, многою кровью русскою и горькими слезами, и изобиловал всякими сквернами и нечистотами, и далеко прославился теми многочисленными своими преступлениями, так что доходила слава твоя до самого царя вавилонского, и другом ему называли тебя, и был ты им почитаем, и любим, и прославляем, в то время как русские люди всегда поносили тебя, и проклинали, и Богу своему молились со слезами, чтобы воздал тебе Господь по делам твоим, что и случилось; то теперь вместо проклятия получил ты благословение от них и веселишься, и, похвалами их ублажаем, прославился ты и в семь раз известнее стал — не до Вавилона, но от одного конца земли до другого.

Мы же, истиннии християне и не лестнии поборницы вѣре Христовѣ, како не удивимся нынѣ Божию человеколюбию на нас: идѣже царство темное и нечестивое бѣ, и ту царство благочестивое процвѣте, идѣже умножися грѣх, ту преизобиловаше Божия благодать. И кто ся не почюдит, и кто не прославит Бога о семъ? Токмо еретик и невѣрных иноземцевъ — тии бо суть едини не ради християнскому добру: распыхахуся сердцы своими, завистию снедаеми, видяще Христову вѣру разширяющюся и их вѣру изчезающю силою Христовою, и Рускую землю продолжающуся и разширяющуся, и народа людми умножающюся.

Мы же, истинные христиане и нелицемерные поборники Христовой веры, как не подивимся теперь Божьему человеколюбию, нам показанному: там, где было царство темное и нечестивое, процвело царство благочестивое; там, где умножался грех, воцарилась Божья благодать. И кто же не удивится и не прославит за это Бога? Только еретики и неверные иноземцы — они одни не рады христианскому благополучию: разъярились сердца их, снедаемые завистью, когда увидели они, что Христова вера распространяется, а их вера уничтожается Христовою силой и что Русская земля растет и процветает и народ в ней умножается.

Иже иногда слышахуся и видяху во граде Казани мѣрзости и запустѣния мечети варварския стоящи, нынѣ же на тѣх мѣстех видяхуся церкви Божия християнския, пресвѣтло сияюще; иже иногда злосмрадныя сквары воздух оскверняющи, бѣсомъ требовахуся, нынѣ же кандило и благовонный фимиянъ в воню благоухания Христу приносится; иже иногда животная закалахуся, безсловесная скоти и птицы, нынѣ же самый агнецъ Христос за вся вѣрныя закалается, и безкровная и чистая жертва Богу выну о грѣсѣх наших приносится; иже иногда тимпаны звяцаху, и арганы восклицаху, и рожны вопияху,[194] и сурны возглашаху, и трубы шумяху, вои казанския собирающи, симъ подобающи имъ вѣсть, да готови будут на едование плоти и пролити крови крестьянския, ныне же доброгласныя трубы вопияху, рекше, звонения церковная, уши оглашающи, не страх и боязнь подающи, но веселие и умиление вѣрнымъ людем въ сердца влагая и возбужающи от сна, и созывающи богобоязнивыя мужи и жены на духовный подвиг во церкви Божии, на молбы и моления, и на Божественая славословия.

Некогда можно было слышать и видеть в Казани в мерзости и запуст-нии стоящие мечети варварские, теперь же на их месте видны церкви Божии христианские, пресветло сияющие; там, где некогда оскверняли воздух злосмрадные воскурения, приносимые бесам, ныне благовонный фимиам кадилами воссылается ко Христу ароматом благоуханным; там, где некогда животных закалывали, бессловесный скот и птицу, — теперь сам агнец Христос закалывается за всех правоверных, и бескровная и чистая жертва приносится всегда Богу за грехи наши; там, где некогда звенели тимпаны, и взвизгивали органы, и вопили рожки, и сурны оглашали воздух, и шумели трубы, собирая казанских воинов, — так узнавали они, что подобает им быть готовыми на съедение плоти и пролитие крови христианской, теперь гремят, достигая ушей, благозвучные трубы, то есть звоны церковные, внушающие не страх и боязнь, но веселие и умиление влагающие в сердца правоверным людям, пробуждая ото сна и созывая в Божьи церкви богобоязненных мужей и жен на духовный подвиг — на молебны, и моления, и Божественное славословие.

О ПОСЛАНИИ С ВѢСТИЮ К МОСКВѢ, ИЖЕ МОЛИТИСЯ ГОСПОДУ БОГУ И ИИСУСУ ХРИСТУ, И О РАДОСТИ ЛЮДСТѢЙ. ГЛАВА 91

О ПОСЛАНИИ В МОСКВУ С ВЕСТЬЮ, ЧТОБЫ МОЛИЛИСЬ ГОСПОДУ БОГУ ИИСУСУ ХРИСТУ, И О ЛЮДСКОЙ РАДОСТИ. ГЛАВА 91

Православний же царь князь великий посылает тогда скоро со благодарною вѣстию к Москвѣ наперед себе велика бо воеводу благовѣрнаго болярина, шурина своего, Данила Романовича к брату своему, ко князю Георгию, и ко отцу своему святѣйшему митрополиту Макарию, и ко царице своей Анастасии, и веля имъ повѣдати царское свое здравие и всѣх князей и великих воевод, и всѣх благочестивых вой его и бывшую ему помощъ и великую побѣду над казанцы, и како взя столный град Казань, и самого казанскаго царя изыма. И прииде вѣсть к Москвѣ октября въ 9 день на память святаго апостола Иакова Алфеова.

И вскоре посылает православный царь великий князь впереди себя в Москву с благой вестью знатного воеводу, благоверного боярина, шурина своего Данилу Романовича к брату своему, князю Георгию, и к отцу своему, святейшему митрополиту Макарию, и к царице своей Анастасии, веля поведать им о царском своем здравии и здравии всех князей, и великих воевод, и всех своих благочестивых воинов, и о пришедшей к нему помощи, и о великой победе над казанцами, и о том, как взял он стольный город Казань и взял в плен самого казанского царя. И пришла весть эта в Москву девятого октября, в день поминовения святого апостола Иакова Алфеева.

Благовѣрный же князь Георгий и преосвященный Макарей митрополит, слышавше от царева посла, и скоро потекоша в великую соборную церковь пресвятыя владычицы нашея Богородицы и со всѣми епископы, иже бяху во царствующемъ градѣ Москвѣ, кииждо давно их пришедши от епископия своего и ждущи из Казани возвращения царева, и со всѣми презвитеры своими, и диаконы, и с клирики, повелѣвше на площади во вся тяжкая звонити, такоже и по всему граду Москвѣ, по всѣмъ церквамъ святым звонити и пѣти благодарственныя молбы, пѣти всю неделю.

Благоверный же князь Георгий и преосвященный митрополит Макарий, услышав это от царского посла, быстро пошли в большую соборную церковь пресвятой владычицы нашей Богородицы со всеми епископами, которые находились в это время в царствующем городе Москве, ибо каждый из них давно пришел из своей епископии и ожидал возвращения царя из Казани, и со всеми пресвитерами своими, и дьяконами, и клириками, повелев на площади звонить во все большие колокола, также и по всей Москве по всем святым церквам звонить и петь благодарственные молебны всю неделю.

И начаша молебная совершати преосвященный митрополитъ со епископы, и у всѣх рѣки слез от очию на брады и на перси проливахуся и на землю течаху. Небо и земля, и вся тварь тогда дивящеся вкупе и радующися со человѣки, славящи и величающи творца своего, всесилнаго Бога, даровавшему слузѣ своему, благочестивому царю, дивную побѣду на варвары. И всей Рустей земли — во градѣх и в селѣхъ, и во всѣхъ людехъ радость и веселие бысть велико на долго время.

И начал преосвященный митрополит с епископами совершать молебен, и потекли у всех из глаз на бороды и на грудь реки слез, и стекали на землю. Небо, и земля, и все живое тогда дивилось и радовалось вместе с людьми, славя и величая Творца своего, всесильного Бога, даровавшего слуге своему, благочестивому царю, дивную победу над варварами. И долгое время было во всей Русской земле, во всех городах и селах, во всех людях великое веселие и радость.

Православнии же християне, иноцы и мирстии, и вси полатнии сановницы с ними — и что убу не глаголаху, и что ли не творяху, побѣдная плещущи, и веселящися, и борзо течение ко святымъ церквамъ творяще, и состизающися и другъ со другомъ, сами у себе пытающися, и повѣющи, како ихъ самодержецъ казанцы злыя побѣди и градъ Казань взя с крѣпкими стенами и людми его, отецъ же его и дѣды, и прадѣды, по многа лѣта доступающи, и никий же от нихъ тако не возможе взяти.

Православные же христиане, иноки и миряне, а с ними и все палатные сановники чего только не говорили и чего только не делали: и победно махали руками, и веселились, и спешили к святым церквам, стремясь обогнать друг друга, и расспрашивали друг друга, и рассказывали один другому о том, как самодержец победил злых казанцев и взял город Казань с крепкими его стенами и людьми, в то время как отец его, и деды, и прадеды в течение многих лет осаждали его, но никто из них так и не смог его взять.

О ВОЗВРАЩЕНИИ К МОСКВѢ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ. ГЛАВА 92

О ВОЗВРАЩЕНИИ В МОСКВУ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ. ГЛАВА 92

Царь же князь великий пребысть в Казани, взявъ градъ, 15 дней, устрояя и увѣряя, и уряжая. И дву великих воеводъ в себѣ мѣсто во градѣ намѣстники остави: князя Александра Горбатаго да князя Василья Сребренаго судити людемъ и войская попечения творити; с ними 60000 вой на все лѣто в собълюдение царству; а в Свияжскамъ градѣ два же воеводы: князя Петра Шуйскаго и болярина, именемъ Бориса Салтыкова, и 40000 вой, добрѣ разчинив.

Царь же великий князь, взяв город, оставался в Казани пятнадцать дней, все устраивая, проверяя и налаживая. И оставил он вместо себя наместниками в городе вершить суд между людьми и наблюдать за войсками двух знатных своих воевод: князя Александра Горбатого да князя Василия Серебряного и с ними на весь год шестьдесят тысяч воинов для охранения царства; и в Свияжске оставил двух воевод: князя Петра Шуйского и боярина, по имени Борис Салтыков, и сорок тысяч воинов, умело распределив их.

И тако возвратися ко отчеству своему Руския земли, свѣтлу побѣду поставль надъ супостаты своими. В веселии мнозѣ и в радости велицей грядяше ис Казани в ладияхъ прежде реченную многажды великою рѣкою Волгою к Нижному Нову граду, здрав и невреженъ, со всѣми рускими силами, Божиею благодатию хранимъ, с великою славою и со многимъ богатьством, и з бесчисленною корыстию, низложивъ сопротивоборцов своих и ведяху с собою жива супостата своего, царя казанскаго, плѣнивъ, и многих с нимъ улановей и мурзы, и князей казанских з женами и з дѣтми безчисленно в плѣнъ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!