Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 37 страница



[81] ...златоструйный Тигръ... — В данном случае речь идет о р. Тигр, которая, согласно Библии, являлась одной из четырех рек, орошавших рай (Быт. 2, 14).

[82] Воеводам же началнымъ бѣ имена: князь Иоанъ Бѣльский... — Иван Федорович Бельский (ок. 1490—1542), князь, боярин. С 1522 г. — один из ближайших бояр царя Василия III. Участник походов на Казань 1524, 1530, 1532 гг. После смерти Василия III был брошен в темницу из-за побега брата Семена Федоровича в Литву, но в 1538 г. освобожден. После смерти Елены Глинской и И. Ф. Овчины-Оболенского — фактически правитель государства. В 1542 г. был свергнут Шуйскими и сослан на Белоозеро, где и умер насильственной смертью.

[83] ...Михайло Глинский, сынъ Лвовъ... — Михаил Львович Глинский (ум. в 1534 г.), князь, дядя царицы Елены Васильевны, жены Василия III. Пользовался большим влиянием в последние годы правления Василия. В 1534 г. организовал заговор против фаворита Елены И. Ф. Овчины-Оболенского, был схвачен и умер в заточении.

[84] ...князь Иван Оболенский Овчина... — Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский (ум. в 1539 г.), князь, боярин с 1534 г. Играл большую роль в правительственных делах при Василии III; при Елене Глинской стал фактическим правителем государства. После смерти царицы по распоряжению захвативших власть Шуйских брошен в тюрьму, где и умер.

[85] ...малаго градца гуляя 80 городень и в них 7 пушекъ. — Гуляй-город — древнерусское подвижное боевое сооружение, применявшееся при осаде городов. Имел вид многоярусной самоходной крепости, внутри которой помещалась команда, вооруженная орудиями и пищалями.

[86] ...и с того бою... в Крым утече... к брату своему Сап-Кирию... крымскому... И бѣ тамо... лѣто и шесть месяцъ. — Свое первое изгнание (около четырех лет — до 1535 г.) Сафа-Гирей провел не в Крыму у Сахыб-Гирея, а в Ногайской Орде.

[87] И царя на Казань прошаху — брата Шигалиева меншаго, царевича Геналея... — Касимовский царевич Джан-Али (Геналей) был приглашен на престол «московской партией» в Казани после изгнания Сафа-Гирея в 1531 г.

[88] ...царевича суща пятинадесяти лѣтъ... — Относительно даты рождения Джан-Али у историков нет единого мнения. М. С. Худяков указывает на 1516 г., Г. 3. Кунцевич относит его к более раннему времени, так как уже в 1521 г. Джан-Али управлял касимовскими татарами.

[89] ...Даниилъ митрополитъ... — (1522—1539) — ученик и последователь Иосифа Волоцкого (о нем см. т. 9 наст. изд.); послушный исполнитель воли великого князя; поддержал развод Василия III с Соломонией Сабуровой и венчал его с Еленой Глинской.

[90] ...лѣто едино тихо живше с нимъ... — Правление Джан-Али в Казани продолжалось около пяти лет (с 1531 по 1535 г.).

[91] ...и восташа, и убиша его без вины... — Одна из версий, объясняющая убийство Джан-Али казанцами, известна по переписке ногайского мурзы Юсуфа с дочерью Сююн-Бике (Сумбекой), ставшей женой хана Джан-Али. Узнав из письма дочери, что муж ее не любит, Юсуф отдал приказ убить Джан-Али, а Сююн-Бике вернуть домой (Моисеева Г. Н. Казанская царица Сююн-Бике и Сумбека «Казанской истории». — ТОДРЛ, т. XII, 1956, с. 175).

[92] И паки же прияше царя Сап-Кирия... — Второе правление Сафа-Гирея в Казани продолжалось с осени 1535 по 1546 г.

[93] ...Георгий... простъ сый и несмысленъ... — Георгий Васильевич (1533—1563), сын Василия III, брат Ивана IV, углицкий князь. Его характеристика автором «Казанской истории» совпадает со словами А. М. Курбского: «...был без ума, без памяти и бессловесен». Георгий поэтому не рассматривался как возможный наследник престола даже во время болезни Ивана Грозного в 1553 г.

[94] О семъ же... великий салтанъ турский похвалная восписа ему... — Во Львовской и Никоновской летописях содержится рассказ о том, как Иван IV получил письмо из Царьграда через купца Мустафу-Челобея от турецкого султана Сулеймана, сына Сюлюма, в котором он поздравлял русского государя с принятием титула самодержца. Этот же легендарный факт приводит и автор «Казанской истории».

[95] ..агаряном, внуком Измаиловымъ... — Так в средние века именовались восточные народы. Согласно Библии, они — потомки Измаила, сына Авраама и его наложницы Агари. Дети Агари — агаряне, потомки Измаила — измаилтяне.

[96] ...и тафии на главы своя украшаху... — Тафия — шапочка татарского образца, надеваемая под шапку.

[97] ...Давыдски слезами своими постелю свою омакаше... — Давид, согласно церковной традиции — автор Псалтири, в своих покаянных псалмах со слезами раскаивался в прегрешениях.

[98] И воста в Казани... смятение велико, воздвигоша бо крамолу вси... на царя... Сат-Кирея... — Речь идет о восстании 1546 г., в ходе которого Сафа-Гирей был во второй раз изгнан из Казани. Сафа-Гиреем были недовольны казанские феодалы (царь пытался передать крымцам некоторые наследственные права и привилегии казанской знати) и простые люди, терпевшие двойной гнет казанских и крымских феодалов.

[99] И побѣжавъ... Сат-Кирей... къ заяицкому князю Исупу... — Ногайский мурза Юсуф был потомком эмира Едигея. Занимал двойственную позицию по отношению к русскому государству, то поддерживая с ним союзнические отношения, то выступая на стороне его врагов. Переписывался с Иваном Грозным, информируя его о событиях в Казани.

[100] ...и дщерь у него взя... — Речь идет о Сююн-Бике (Сумбеке). В действительности она стала женой Сафа-Гирея намного раньше: вскоре после того, как он вторично (в 1535 г.) захватил власть в Казани.

[101] И возлюби ю зѣло, паче первыхъ женъ... — Из переписки Ивана Грозного с отцом и братьями Сююн-Бике явствует, что Сафа-Гирей взял ее насильно («в полон за себя взял, и многую ей соромоту учинил, как писати непригоже». — См.: Моисеева Г. Н, Казанская царица Сююн-Бике и Сумбека «Казанской истории», с. 175).

[102] И вложи Богъ милосердие о царѣ... въ сердце... Чюры Нарыковича... — Чура Нарыков — казанский вельможа. В 1545 г. считался одним из руководителей «московской партии» в Казани. Его внешнеполитическая ориентация была неустойчивой: в летописях упоминается о его набегах на Русь. В 1547 г. Чура был казнен ханом Сафа-Гиреем, вернувшимся на казанский престол, за участие в заговоре против крымской группировки.

[103] ...идоша казанцы в Нагаи... и молиша царя Сап-Кирея, да изыдетъ... на Казань царемъ... — Возвращение Сафа-Гирея в Казань осуществилось благодаря военной помощи Юсуфа. Из грамоты братьев Сююн-Бике Ивану IV явствует, что, подойдя к стенам Казани, они намеревались перебить всех крымцев во главе с Сафа-Гиреем, перейти на сторону Шах-Али, выдав за него замуж Сююн-Бике. Но Шах-Али покинул Казань до прихода ногайско-крымского отряда. Простояв у Казани восемь дней, Сафа-Гирей вошел в город.

[104] И царствова напослѣдок два лѣта, и злѣокаянную свою душю изверже. — Сафа-Гирей умер в 1549 г.

[105] ...приказа царство... меншей царице... — Сююн-Бике.

[106] Царь же Шигалий из Казани на Коломну прибѣжав... И втай наедине возвѣсти ему... о себѣ... — Летописи сообщают, что Шах-Али, бежав из Казани, с дороги послал великому князю грамоту об измене казанцев и воцарении Сафа-Гирея.

[107] Царь же... повелѣ трех своих боляр... казни предати. Четвертый же... зелием опився уже после ихъ. — В летописях под 1546 г. сообщается о казни Иваном Грозным в июле трех князей: Ивана Кубенского, Федора и Василия Воронцовых и ссылке на Белоозеро И. Ф. Петрова. Причиной казней и опалы называется «извещение» дьяка Василия Захарова, что они «многие мзды в государстве его взимаху».

[108] И на другое лѣто... посла... казанския земли воевати... князя Семиона Микулинскаго... и князя Василья Оболенскаго Сребренаго... — Поход князей Микулинского и Серебряного-Оболенского на Казань относится к 1545 г., т. е. еще ко времени второго правления Сафа-Гирея в Казани, до кратковременного царствования и бегства из Казани Шах-Али.

[109] Подле же обою рѣкъ, Звияги и Волги... — Свияга — правый приток Волги, течет почти параллельно ей, но в противоположном направлении, иногда приближаясь к руслу Волги на расстояние трех-четырех километров.

[110] ...двѣ бо черемисы в Казанской области, языки ихъ три, четвертый же язык — варварский и той владѣяше ими... — Горная черемиса — чуваши, населявшие гористый правый берег Волги; луговая черемиса — марийцы, жившие по левому, низменному берегу Волги; кокшайская и ветлужская черемиса — марийцы бассейна р. Кокшаги и р. Ветлуги; третий народ, здесь не названный автором, упомянут им в другом месте (см. сноску 32) — «остяки» — т. е. удмурты; «варварский народ» — татары.

[111] ...о поставлении Свияжского града. — Свияжск (первоначально названный Иван-городом в честь Грозного) — крепость близ устья р. Свияги.

[112] ...яко и древле царю Константину... — По легендарному преданию основателю Константинополя (Царьграда) императору Константину I (285—337) место, где должен быть построен город, было указано в видении. См.: «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» (т. 5 наст. изд.).

[113] ...везуще с собою готовый град древяный... —- Детали будущего города были изготовлены в Угличском уезде под руководством дьяка Ивана Выродкова.

[114] ...на великих лодиях бѣлоозерскихъ... — «Белозеркой» (или дощаником) называлось судно, имевшее в длину от кормы до носа тринадцать сажен (приблизительно 27 метров).

[115] ...и приидоша... на рѣку Свиягу... месяца майя въ 16 день, в субботу седмую по Пасце. — В летописях называется другая дата — 24 мая, «в неделю Всех святых».

[116] ...июня въ 30 день. — По летописям — 21 июня.

[117] ...преподобнаго Сергия чюдотворца. — Сергий Радонежский (1314—1392), основатель Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра в г. Сергиев Посад Московской обл.), поддержавший Дмитрия Донского в его борьбе с монголо-татарами.

[118] ...Сивилла Южская царица... — Речь идет об упоминаемой в Библии (3 Цар. 10, 1—10) мудрой царице Савской (государство на юге Аравии), отождествленной автором «Казанской истории» с Сивиллой (пророчицей у древних римлян).

[119] ...мал градецъ пустъ... бѣсовское городище. — Так называемое «Чертово городище» некогда находилось недалеко от современного г. Елабуги.

[120] ...и родися царевич от нея, именемъ Мамш-Кирей... — Царевич Утемыш-Гирей (Мамш-Кирей) родился в 1549 г. вскоре после смерти отца. Позднее был крещен и получил имя Александр. Умер на Руси в 1566 г.

[121] Владяше же царица Сумбек... пять лѣтъ... Казанским царством... И брежаху Казань с нею уланове... в них же бѣ первый... Кощакъ. — После смерти Сафа-Гирея власть в Казани захватила крымская группировка во главе с уланом Кучаком (Кощаком). Она провозгласила ханом малолетнего сына Сафа-Гирея, а регентшей — его вдову, мать Утямыша, Сююн-Бике. Правление Сююн-Бике продолжалось с марта 1549 по август 1551 г.

[122] О любви блудной со царицею Кощака... — Этот сюжет «Казанской истории» не находит подтверждения в источниках. Автор представляет связь Сююн-Бике с уланом Кучаком как внезапно вспыхнувшую непреодолимую страсть. Возможно, это был политический шаг, вызванный необходимостью найти опору в крымском лагере, который мог стать враждебным: на престол был возведен не один из старших сыновей Сафа-Гирея, живших в Крыму, а сын Сююн-Бике (см.: Моисеева Г. Н. Казанская царица Сююн-Бике и Сумбека «Казанской истории», с. 174—187).

[123] ...взявъ брата своего, и жену свою, и два сына своя... — Летописи сообщают, что Кучак бежал из Казани один, оставив семью в городе.

[124] ...бѣжаща меж двою рѣкъ... Доном и Волгою... — По летописным данным, Кучак был схвачен русскими при переправе через р. Вятку.

[125] ...И поби всѣх бѣжащих с нимъ 5000... Самого же... Кощака... жива взяша... и с ним 300... воинъ... — По летописям, Кучак захватил с собою всего 300 крымцев; вместе с ним в плен было взято еще 45 человек.

[126] А жену его крестиша... — О судьбе жены Кучака в летописях сведений нет.

[127] И воспечалися... салтанъ, яко все свое злато египетское погубль... — К середине XVI в. турки установили господство над огромной территорией от Гибралтара до восточного побережья Средиземного моря. В состав Османской Порты как одна из провинций входил и Египет, присоединенный к ней в 1517 г. султаном Селимом І.

[128] И совѣщав казанцемъ оболстити царя... воеводам московским... и возвести на него измѣну велику... — В действительности причины удаления Шах-Али из Казани были иными: Шах-Али не мог выполнять требований русского правительства, так как казанские феодалы ему не подчинялись; к помощи русских войск он прибегнуть не захотел, надеясь привлечь на свою сторону знать Казани. Не справившись с создавшимся положением, Шах-Али в феврале 1552 г. покинул Казань и уехал в Москву.

[129] И измѣниша казанцы царю... великому князю... — После ухода Шах-Али из Казани Грозный предпринял попытку присоединить Казань мирным путем: по соглашению с казанцами Иван IV объявлялся казанским ханом, а управление в городе передавал русским воеводам. Наместником в Казани был назначен князь Семен Микулинский. Но когда в сопровождении русских войск и казанских вельмож наместник приблизился к Казани, казанские князья Исмаил, Кебек и Алике Нарыков из свиты Микулинского поскакали в город и заявили, что русские будут избивать население. В городе вспыхнул мятеж, и Микулинский был вынужден вернуться в Свияжск.

[130] ...приведоша... на царство царя из Нагайския земли... Едигея Касаевича... — Едигер (Ядигар) — Мухаммед — астраханский царевич, сын хана Касима, внук Сейид-Ахмета. В 1542 г. приехал на службу к Ивану IV, в 1550 г. участвовал во втором походе Грозного на Казань. В конце 1551 г. стал казанским царем.

[131] И с ним прийде в Казань 10000 варваръ... — По словам «ногайского человѣка» Янгары-богатыря, приведенным в летописях, с Едигером в Казань пришли только 500 человек.

[132] ...во свою вотчину... в Касимовъ... — Касимов — ранее Городец-Мещерский — главный город удельного татарского княжества, основанного в 50-е гг. XV в. Василием II Темным и служившего проводником московских влияний в Казанском ханстве. Находилось в северо-восточной части современной Рязанской обл. по р. Оке. Первым ханом был царевич Касим (ум. ок. 1469 г.), сын золотоордынского, позднее — казанского хана Улу-Мухаммеда (Улу-Ахмета). «Цари» и «царевичи» Касимовского княжества назначались из числа татарской знати, принявшей русское подданство. Просуществовало до 1681 г.

[133] ...и князя Владимира... — Владимир Андреевич Старицкий (1533—1569), двоюродный брат Ивана ІѴ, один из последних русских удельных князей. После мятежа, поднятого в 1537 г. отцом — Андреем Ивановичем, три года провел в заключении. Позже был приближен царем Иваном, принимал участие в военных походах. После 1553 г., когда во время болезни Грозного прочился в цари (в случае смерти Ивана), попал в опалу. В 1569 г. казнен вместе с женой и детьми.

[134] ..яко Елезванъ, ефиопъский царь, на омиритского царя Дунаса жидовина... —- Елезван (Элесбоа) и Дунас (Зу-Навас) упоминаются и в переписке Ивана Грозного. Элесбоа — негус Эфиопии, был союзником императора Юстиниана (VI в.) и воевал против царя Зу-Наваса. После одержанной победы принял монашество и жил аскетической подвижнической жизнью. Легенда входила в Великие Минеи-Четьи.

[135] ...ревнуя... Святославу Игоревичю... — Святослав Игоревич (ок. 945—972), великий князь киевский. Прославился своими воинскими деяниями.

[136] ...со благородных грек, побѣдивших древле Трою предивную и прегордаго царя... Скерска... — Рассказ о взятии греками Трои (нач. XII в. до н. э.) был известен русскому читателю из «Хронографа», куда он попал из «Хроники Иоанна Малалы». Основой повествования о Троянской войне в «Хронике» был не текст «Илиады» Гомера, а перевод латинской переработки греческого романа I—II вв. н. э., приписывавшегося Диктису Критскому, мифическому участнику войны с Троей (см.: Творогов О. В. Древнерусские Хронографы. Л,, 1975, с. 15). О победах греков над Ксерксом (ум. в 465 г. до н. э.), сыном Дария I, царем Персии, русский читатель мог узнать из «Хронографа» или из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Побед над персами греки добились под предводительством Фемистокла в двух морских сражениях: у острова Саламин (480 г. до н. э.) и у мыса Микале (479 г. до н. э.) и в битве сухопутных войск при Платеях (479 г. до н. э.).

[137] Поревнова... великому князю Владимиру... како взя великий град Корсунь... — Имеется в виду великий князь киевский Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.) и его успешный поход в 989 г. на Корсунь (Херсонес).

[138] ...позавидѣ Владимиру Манамаху... — Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125). С 1113 г. — великий князь киевский. С 1093 г. вел ожесточенную борьбу с половцами, был организатором и участником удачных походов 1103, 1107, 1111 гт. Автор «Поучения» (см.: т. 1 наст. изд.), в тексте которого содержится рассказ о его походах. С Фракией, Халкедонией и Грецией войн не вел.

[139] ...на греческаго царя Констянтина Монамаха... — Константин Мономах, император Византии с 1042 г., действительно вел войны с Русью. В 1043 г. был заключен союз между Византией и Русью, скрепленный браком родственницы Константина (возможно, даже дочери) со Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Владимир Мономах, родившийся от этого брака в 1053 г., не мог вести войну с императором Константином, умершим в 1055 г.

[140] Посылает к нему с великим смирением... — Рассказ о посольстве императора Константина с дарами (царским венцом, скипетром, багряницей и сердоликовой крабицей Августа) заимствован из «Сказания о князьях владимирских» (см.: т. 8 наст. изд.).

[141] ...празновав царь... пятдесятный день по Пасце... и всю ту неделю Пянтикостную... — В 1552 г. Пятидесятница (Троица) приходилась на 5 июня. Пянтикостная неделя — первая неделя после Пятидесятницы.

[142] ...митрополиту Макарию. — Макарий — инок, позже — архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. С 1526 г. — архиепископ Новгородский (не по избранию новгородцев, а волею великого князя Василия III). После низложения Шуйскими митрополита Иоасафа в 1524 г. был призван на митрополичий престол, который занимал 22 года. Венчал на царство Ивана Грозного в 1547 г. При нем и под его непосредственным началом были созданы Великие Минеи-Четьи и Степенная книга царского родословия.

[143] ...миръ и любовное целование царице своей Анастасии... — Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 г.), первая жена Ивана IV Грозного, дочь окольничьего при Иване III Васильевиче Романа Юрьевича. Была обвенчана с царем в феврале 1547 г. Мать Ивана Ивановича и Федора Ивановича, последнего из Рюриковичей на русском престоле. К первой жене Иван Грозный относился с искренней нежностью, чему есть много исторических свидетельств.

[144] ...предо образомъ... Богородицы, юже евангелистъ Лука написа... — Согласно преданию, Владимирская икона Богоматери, о которой здесь идет речь, была копией с иконы, написанной евангелистом Лукой. В XII в. икона была привезена из Византии в Киев, затем увезена князем Андреем Боголюбским во Владимир, а оттуда в 1382 г. — в Москву. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

[145] ...Петру и Алексѣю и Ионе... —Петр — русский митрополит с 1305 по 1326 г.; деятельность его была тесно связана с политикой московского великого князя Ивана Калиты (деда Дмитрия Донского), направленной на усиление и рост Москвы. После смерти Петра митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву, что имело большое значение для выдвижения Москвы на первое место среди других русских княжеств. Скончался Петр в 1326 г. и был погребен в заложенном им самим Успенском соборе. Он стал первым московским святым, канонизирован как общерусский святой в 1339 г., день памяти — 21 декабря. Алексей (в миру Елевферий Бяконт) — продолжатель дела митрополита Петра, второй русский по национальности митрополит в Москве (с 1355 г.), основатель многих монастырей, опекун малолетнего князя Дмитрия (Донского), при котором практически выполнял функции регента-правителя. Умер в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре. Канонизирован как общерусский святой в 1447 г. Дни памяти — 12 февраля и 20 мая. Иона — первый русский митрополит, поставленный без санкции Константинополя в 1448 г., преемник митрополита Фотия, усердно помогал Ивану III в борьбе за объединение Руси. Умер в 1461 г. Почитание его было установлено в 1472 г., а общерусская канонизация — в 1547 г., день памяти — 15 июня.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!