Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой 6 страница



[18] Бысть же в Вязме нѣкто царской посланик о Цареве дѣле... — Царевым делом, государевым делом называлось преступление против личности государя. Возможно, житийный рассказ является глухим упоминанием об одной из кровавых репрессий, которыми было ознаменовано царствование Ивана Грозного. Во всяком случае, многие представители рода связанных с Вязьмой князей Телепневых-Оболенских подверглись опале. После смерти Елены Глинской (ум. в 1538 г.) был заточен в темницу и замучен конюший боярин Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский: а в 1546 г. казнены братья князя Иван Дорогобужский и Федор Овчина-Телепнев-Оболенский.

[19] Властелем подобает доволным быти оброки своими... — Ср.: Лк. 3, 14.

[20] «Ничтоже творите не от повелѣннаго вам». — Ср.: Вт. 5, 32.

[21] ...в пустыню в Брыньскомъ лесу, о Жиздриньском монастырь... — Основанный Герасимом Троицкий Жиздринский монастырь находился на реке Жиздре, левом притоке Оки. Жиздра протекает по Калужской области и имеет извилистое течение. В Жиздру впадает река Брынь, вокруг которой тянулись большие дремучие леса, известные под названием Брынских и упоминающиеся в русских былинах об Илье Муромце. Позднее в этих лесах укрывались в скитах старообрядцы. Основанный Герасимом монастырь, видимо, просуществовал недолго — о его истории ничего неизвестно.

[22] «Сѣюще слезами радостию пожнут». — Пс. 125, 5.

[23] О езере Абрамовскомъ. — Абрамовское озеро находилось в четырех верстах от монастыря (см.: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 299).

[24] ...о Сверковомъ монастырь... — Свирколуцкий Рождества Богородицы монастырь основан преподобным Герасимом ок. 1545 г. Существование монастыря поддерживалось благотворителями до 1803 г., когда монастырь был упразднен.

[25] Яков Андреевич Салтыков — боярин при царе Иване IV, умер в 1571 г. (см.: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруким. СПб., 1855. Ч. 2. С. 70).

[26] ...влитовщину... — Смоленские земли с 1404 по 1514 г. входили в состав Великого княжества Литовского. Отвоеванные войсками Василия III, эти земли в 1618 г. вновь отошли к Польше и окончательно были присоединены к России только в 1667 г. по Андрусовскому перемирию.

[27] Особный монастырь — монастырь, не имеющий общежительного устава, предписывающего полное обобществление имущества, обязательное участие монашествующих во всех службах, работах и т. п.

[28] Давид — второй царь еврейский, правивший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Давид упрочил внутреннее управление страной и расширил победоносными войнами Израильское царство. Считается автором Псалтири.

[29] «Человекъ, в чести сый не разумѣ, приложися скотом несмысленным и уподобися им». — Ср.: Пс. 48, 21.

[30] Силный и силнейши истязай будет. — Ср.: Лк. 12, 48.

[31] Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. — Иак. 4,6; 1 Пет. 5,5.

[32] Симеон — игумен, управлял вяземским Иоанно-Предтеченским монастырем 34 года; при нем была построена деревянная Вознесенская церковь и вся обитель обнесена деревянной стеной.

[33] Иосиф — преемник Герасима по игуменству в Болдинском монастыре, получил прозвание Краснописец благодаря своему искусству переписчика книг. Сохранился переписанный им сборник Поучений Иоанна Златоуста (ГИМ, собр. Уварова, 110—1 °). Запись на первых листах этой рукописи сообщает: «Списание трудолюбезно бывшаго игумена Иосифа Герасимова монастыря, еже именуется по месту Болъдин, лѣта 7077-го (1569)» (см.: Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. С. 125—131; Леонид. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 287—292). Иосиф Краснописец, возможно, является автором составленного в 1559 г. в Болдинском монастыре учебного руководства для царевича Ивана Ивановича, которое известно под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение к фониаде въкратце». С большой долей вероятности Иосифу атрибутируется также Послание митрополиту Макарию о составлении алфавитов и «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот...» В публикуемом тексте Жития отсутствует рассказ о назначении Иосифа Краснописца игуменом Болдинского монастыря, и упоминание его имени оказывается не подготовленным предшествующим повествованием. Это является одним из аргументов в пользу того, что издаваемый текст является Второй редакцией Жития, автор которой подверг сокращениям текст Жития, написанного Антонием. Рассказ об избрании Иосифа игуменом Болдинского монастыря есть и в завещании-уставе Герасима, и в Первой редакции Жития, составленной Антонием.

[34] Соборный старец — монах, являющийся членом собрания (собора) монастырских духовных властей. В монастырях обычно бывает 12 соборных старцев (по числу апостолов).

[35] Макарий (1482—1563) — постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1526 г. архиепископ Новгородский, с 1542 г. русский митрополит.

[36] «Господи, в руцѣ твои предаю духъ мой». — Лк. 23, 46.

[37] Заутреня — утреннее богослужение, входящее в суточный круг ежедневных служб.

[38] «Придѣте ко мнѣ... и аз покою вы»... — Мф. 11, 28.

[39] ...в седмый час нощи. — По нашему счислению в первом часу ночи.

[40] Васьян Шваль — старец Васьян Шваль упоминается в рассказе о первом посмертном чуде Герасима в тексте Первой редакции Жития. Рассказывается о том, как один монастырский работник был наказан болезнью за «творение неправды лукавым злым обычаем». Работник принял постриг от руки игумена Иосифа и стал иноком Александром. Но это не избавило его от недуга. Тогда «поущениемъ нѣкоего благоискусна мниха Васияна, именуемаго Шваля» Александр начинает молиться у гроба преподобного Герасима и получает исцеление. Таким образом, Васьян Шваль является современником игумена Иосифа, назначенного Герасимом своим преемником.

Житие Герасима Болдинского сохранилось в двух редакциях. Первая редакция Жития была составлена игуменом Болдинского монастыря Антонием не позднее 1586 г., когда Антоний стал Вологодским епископом (умер Антоний в 1588 г. и был погребен в Вологодском Софийском соборе). При работе над Житием Антоний использовал ценный исторический источник — завещание-устав самого Герасима, в котором преподобный кратко рассказывает об основании четырех монастырей и предписывает правила жизни в обителях; правила эти типичны для общежительных монастырей. Из завещания-устава Антоний взял точные даты и некоторые обстоятельства основания монастырей, имена назначенных Герасимом игуменов; текст монастырского устава Герасима почти без изменений вошел в Житие в качестве предсмертного поучения святого. Составляя Житие Герасима Болдинского, Антоний продемонстрировал достижения Макарьевской агиографической школы и одновременно сумел соединить высокую стилистику с реальной основой содержания большинства эпизодов Жития. Первая редакция Жития сопровождается рассказами о семнадцати посмертных чудесах святого. Текст Первой редакции сохранился всего в двух списках XVII в. (РГБ, ф. 310, № 600, л. 142—210 об.; РГБ, ф. 236, № 94, л. 165—220).

Вторая редакция Жития Герасима Болдинского составлена неизвестным автором спустя непродолжительное время после труда Антония. Автор Второй редакции переработал текст антониева Жития, исключив целый ряд основанных на риторике фрагментов и составив более простой и лаконичный рассказ о жизни святого. Многие житийные эпизоды предстают отражением реальных картин монастырского быта. Перерабатывая более абстрактное повествование антониева Жития, автор Второй редакции конкретизирует рассказ, уточняет разного рода детали, выявляет реальные причинно-следственные связи. Он старается более точно цитировать завещание-устав Герасима (текст его он несомненно имел перед собою при работе над Житием). Наиболее значительным отличием содержания Второй редакции является отсутствующий в антониевом Житии рассказ об основании Герасимом монастыря в Свирковых Луках. Эта часть текста Второй редакции наиболее ярко отражает творческую манеру неизвестного автора, которая характеризуется стремлением к реальности повествования наряду с упрощением стиля и приемом литературной разработки рассказа. Во Второй редакции Жития нет тех семнадцати рассказов о чудесах, которые имеются в Первой редакции; ее сопровождает рассказ о другом чуде, но сохранилось лишь начало этого рассказа. Текст Второй редакции известен только в одном списке XVII в. (РНБ, собр. Погодина, № 711), повествование в котором обрывается после нескольких начальных фраз рассказа о посмертном чуде преподобного Герасима.

Вниманию читателей предлагается Вторая редакция Жития Герасима Болдинского. Поскольку текст ее сохранился в единственном списке, дефектные чтения в необходимых случаях исправлены по тексту Первой редакции (по списку РГБ, ф. 236, № 94) или по завещанию-уставу Герасима, текст которого дошел до нас только в одной рукописи (РГБ, ф. 310, № 301, л. 126—128а об.).

ПЕРЕВОД

МЕСЯЦА МАЯ В 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, ЧУДОТВОРЦА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ, ЧТО В ГРАДЕ ДОРОГОБУЖЕ В СМОЛЕНСКИХ ПРЕДЕЛАХ

Сей убо преподобный отецъ нашъ Герасимъ родися во граде Переславле Залѣском[2] от родителю благочестиву, от отца нарицаемаго Михаила и от матери имянем Марьи, иже бѣста Божии угодницы, правдиви пред Богом и пред человеки и всяческими дѣлми исполнени же и украшени, якоже Богъ любит. И егда же родися отроча, и нарекоста имя ему во святом крещении Григорей. И тако абие отроча ростяше прочее время по обычаю телеснаго возраста, преуспевая душею и тѣлом и духом исполняяся, разумѣ страха Божия, — и милости Божии бѣ на нем. И живяше во всяком послушании родителей своих, бѣ же смирен и кроток велми, на игры ко сверстником своим никакоже приставая, но хожаше по вся дни в церковь ко всякому пѣнию и внимаше божественное пѣние, писание, и тужаше духом, помышляше, маловремянное сие житие суетное како вскоре преходит.

Сей преподобный отец наш Герасим родился в граде Переславле Залесском у благочестивых родителей, отца именем Михаила и матери именем Марии; и были родители его Божьи угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добрыми делами преисполненные и украшенные, как Бог любит. Когда же родилось дитя, дали они имя ему во святом крещении Григорий. И росло дитя со временем как обычно, возрастая душою и телом и духом наполняясь, уразумевая страх Божий, — и милости Божии были на нем. И жил Григорий, во всем слушаясь родителей своих, был весьма смирен и кроток, к сверстникам своим для игр не присоединялся, но ходил каждый день в церковь ко всем службам, слушал божественное пение и чтение и печалился духом, размышляя о том, как скоро проходит кратковременное сие житие суетное.

И начат приходити в Даниловъ монастырь,[3] и видя старца Данила и прочих старцов, и внимаше мыслию, како к Богу подвизаются. И любляше Данилов монастырь паче дому родитель своих; и старца Данила смотря, дивляшеся и любя паче родителей своих, и прочих старцов любляше паче сродникъ своих. И многажды же хождаше Григорей в монастырь той, размысляше, како бы отрещися мира сего суетнаго. И егда бысть треюнадесят лѣтъ возраста своего, приде, припаде к ногама святого старца Данила и начат молитися со слезами, дабы его постриг во иноческий образ. Старецже Данило возбраняше ему, глаголя: «Чадо, юну ти сущу, како имаши подвизатися? Много убо требе терпѣнию во иноческом образе». Он же моля старца, от ног его не востая, слезами землю омочая, глаголя: «Отче святый, не отрыни мене, грѣшника, от твоея святыни, молитвами твоими надѣяся вся полезная тобою сотворю, точию не отрини мене от своея святыни». Старец же Данило, видев его толики слезы и желание сердечное к Богу, остриже его и нарече имя ему во иноцех Герасим.

Стал отрок приходить в Данилов монастырь, и, видя старца Даниила и других старцев, наблюдал, как они служат Богу. Полюбил он Данилов монастырь больше родительского дома; видел старца Даниила, удивлялся и полюбил его больше родителей, других же старцев — больше родственников своих. Много раз ходил Григорий в тот монастырь, размышляя, как бы отречься от мира сего суетного. И когда достиг тринадцатилетнего возраста, пришел он, припал к ногам святого старца Даниила и стал молить со слезами, чтобы постриг его в иноческий образ. Старец же Даниил запрещал ему, говоря: «Чадо, юн ты еще, как будешь в лишениях трудиться и служить Богу? Много требуется терпения в иноческом образе». Отрок же молил старца, от ног его не вставая и орошая слезами землю: «Святой отец, не отвергай меня, грешника, от твоей святости, надеюсь, что сделаю я все на пользу благодаря тебе и твоим молитвам, только не прогоняй меня от своей святости». И тогда старец Даниил, видя его слезы и устремление сердечное к Богу, постриг его и нарек имя ему во иноках Герасим.

Взят же его старец Данило к себѣ в кѣлию под начало. И бысть добронравен зело во всем, живяше же у старца в послушании добродѣтелном, имѣше старца, аки Бога, и братию, аки ангели. А смирением своимъ и послушанием, и труды, и подвиги, и зелным воздержанием, и молитвами ту сущих удиви, яко и самому старцу Данилу дивитися, въ младе возрасте мудрость мужественная бываше; и многажды о нем старцу Данилу Бога молящу, дабы ему дал Богъ терпѣние и крѣпость до скончания жития. Живе же у старца Данила в кѣлие двадесят лѣтъ во всем богоугождении и в послушании. Видив же его старец Данил во всемъ живуща по заповедех Господних и по обещанию иноческому, дастъ ему кѣлию особную и повелѣ в ней жити. Преподобный же ни в чем преслушася старца своего, но во всем волю его творяше во благо и вменяше старче повелѣние, аки Божие повелѣние. И егда начат жити себѣ в кѣлии, начат труды к трудом прилагати и подвиги к подвигом, в посте и в молитве безпрестани день и нощь бес сна пребываше. Бѣ же смирение имѣя зело и любовь ко всѣмъ, и целомудрие, и в прочих добродѣтелех, имѣяше же в себѣ зачало премудрости — страх Господень,[4] а о земном мимоходящем тлѣнном житии сем не радяше и презираше.

Взял его старец Даниил к себе в келью под духовное руководство. И проявлял Герасим свой добрый нрав во всем, жил же у старца в послушании добродетельном, почитая старца, как Бога, а братию, как ангелов. Смирением своим и послушанием, трудами и подвигами, строгим воздержанием и молитвами пребывающих в монастыре удивил, так что и сам старец Даниил дивился, как в таком молодом возрасте мудрость зрелая может быть; и много раз старец Даниил молил о нем Бога, чтобы дал Бог Герасиму терпение и крепость до конца жизни. Так прожил Герасим у старца Даниила в келье двадцать лет во всяческом послушании и угождении Богу. Затем старец Даниил, видя, что Герасим живет во всем по заповедям Господним и по обету иноческому, дал ему отдельную келью и повелел в ней жить. Преподобный же ни в чем не перечил старцу своему, но во всем волю его исполнял во благо, и принимал повеление старца как повеление Божие. И когда начал он жить в своей келье, стал труды к трудам прилагать и подвиги к подвигам, в посте и молитве беспрестанно день и ночь без сна пребывая. Было у него смирение великое и любовь ко всем, целомудрие и прочие добродетели, и имел он в себе начало премудрости — страх Божий, о земной же проходящей тленной жизни сей не заботился и презирал ее.

И егда начат жити себѣ в кѣлие, начат помышляти оттоитти во ино мѣсто, в пустыню,[5] единому безмолствовати. И повѣдаше помышление свое старцу Данилу. Старец же не повелеваше ему и браняше ему о такове помысле. Преподобный же Герасим, моляся Богу со слезами безпрестани, день и нощь без сна пребываше, глаголя собѣ втайне: «Господи, якоже ты волиши, устрои вещь, твоя воля, а не моя». И пребысть в том помышлении шесть лѣт, но и паче желанием сердечным распалаем, еже оттоити в пустыню, и начат старца молити со слезами, глаголя: «Отче, отче, не презри своего чада, даруй прощение рабу своему, отпусти Бога ради и даруй мнѣ молитвы своя, спутьшествующими и спребывающими во вся дни до скончания живота моего». Видев же старецъ Данило неуклонна его от таковаго помысла, и возложи вещь такову на Бога, и глаголя: «Воля Господня да будет». И отпусти его с миром, и огради его крестом и молитвою вооружи, и наказав его о всем, и благослови его, рекъ: «Буди, чадо, на тобѣ Божия милость и Пречистая Богородица во всем тебѣ помощница и заступница, и молитвы преподобного отца нашего Сергия чюдотворца и старца моего преподобного Пафнотия, чюдотворца Боровскаго», — бѣ убо блаженый Данило ученик преподобного Пафнотия чюдотворца Боровскаго, Пафнутий же — ученикъ старца Никиты Переславского чюдотворца, Никита же — ученик преподобного Сергия чюдотворца.[6] И тако отпущает его, с радостными слезами рекъ: «Миръ тебѣ, чадо, мужайся да крепися на невидимых врагов ополчение». Прирекъ же нѣчто пророчески, глаголя: «Много бо, чадо, имат ти быти от врага искушение и злых человекъ, наносящих ти лютая скорби. Но убо сила их и не крепится противу милости Божия». И тако отпусти его.

Когда же Герасим начал жить в своей келье, стал он помышлять об уходе в другое место, в пустыню, чтобы одному безмолвствовать. И поведал он о своем помышлении старцу Даниилу. Старец же не велел ему и ругал за такое намерение. И стал преподобный Герасим молиться Богу со слезами беспрестанно, день и ночь без сна пребывая, и думал про себя втайне: «Господи, устрой все, как ты изволишь, твоя воля, а не моя». Прожил преподобный Герасим с этим помыслом шесть лет, и, еще более распаляясь сердечным желанием уйти в пустыню, стал он старца молить со слезами, говоря: «Отче, отче, не презирай своего чада, подай прощение рабу своему, отпусти Бога ради и даруй мне молитвы свои, чтобы стали они сопутствующими и пребывающими со мною во все дни до скончания жизни моей». Старец Даниил, видя, что Герасим непреклонен в своем намерении, возложил все на Бога, сказав: «Воля Господня да будет». И отпустил его с миром, оградил его крестом и вооружил молитвою, дал наказ обо всем, благословил его и сказал: «Да будет, чадо, на тебе Божья милость, а Пречистая Богородица во всем тебе помощница и заступница, и молитвы с тобою преподобного отца нашего Сергия чудотворца и старца моего преподобного Пафнутия, чудотворца Боровского», — ибо был блаженный Даниил учеником преподобного Пафнутия чудотворца Боровского, Пафнутий же — ученик старца Никиты Переславского чудотворца, а Никита — ученик преподобного Сергия чудотворца. И так отпуская его, сказал старец Даниил с радостными слезами: «Мир тебе, чадо, мужайся и крепись перед ополчением невидимых врагов». И еще пророчески добавил: «Много будет тебе, чадо, от дьявола искушений и от злых людей, которые принесут тебе лютые беды. Но сила их немощна против милости Божией». И с тем отпустил его.

Преподобный же Герасим отъиде от старца Данила и не виде пути от многаго плача. И начат обходити пустыни, гдѣ бы ему сѣсти безмолствовати. Сего же аз не возмогох увѣдати, колико время преподобный Герасимъ хожаше по пустыням, токмо обретох, в кое время приде в пустыню, идѣже ныне лежат честныя и многоцелебныя мощи его, идѣже множество иночествующих собра, ко спасенному пути настави. Мы же предлежащѣя возвратимся.

И ушел преподобный Герасим от старца Даниила, не видя дороги от многих слез. И стал он обходить пустынные места, где бы ему можно было поселиться безмолвствовать. Сколько же времени преподобный Герасим ходил по пустыням, я не смог узнать, только обрел, когда пришел он в пустынь, где ныне лежат его честные целительные мощи и где он множество иноков собрал и наставил на путь спасения. Мы же к прежнему возвратимся.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!