Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой 5 страница



О посещении преподобного отца нашего старца Герасима о созданных ему своя монастыри еже о Христе и всю братию

О посещении преподобного отца нашего Герасима созданных им монастырей и всей братии о Христе

Посеща же преподобный Герасим монастыря своя выну, иже созда по пустыням и во граде, укрепляя и наказуя братию, глаголя им: «Не обленимся, братия, к подвигу постному. Плачемся нынѣ грехов своих и не устрашимся маловремяннаго сего подвига постнаго, да страшнаго Геонскаго мучения избѣгнем и получим от Господа милость в день Судный». И паки глаголаше: «Братие и чада, не унывайте и не оскорбляйтеся, но вниманием почитания Божественных Писаний утешайтеся, попомните реченное: „Брань воину мала, а иноку — до отшествия своего яже к Богу, ибо лутче есть в трудѣ умрети, нежели в падении жити”».

Посещал всегда преподобный Герасим монастыри свои, что создал он по пустыням и во граде, укрепляя и поучая братию, говорил им: «Не поленимся, братья, совершать подвиг поста. Поплачем ныне о грехах своих и не убоимся кратковременного сего постнического подвижничества, зато от страшного мучения в Геенне огненной избавлены будем и получим от Господа милость в день Суда». И еще говорил: «Братья и чада, не унывайте и не скорбите, но утешайтесь слушанием чтения Божественного Писания и помните изреченное: „Быстротечна битва для воина, а для инока — до отшествия его к Богу, ибо лучше в трудах умереть, нежели в грехопадении жить”».

О бдѣнии же преподобного и молитвах и трудѣхъ мало выше воспомянухом, ныне же о разсудителном его воздержании воспомянем. Ядяше бо преподобный единою днем, и бѣ ему кормля хлѣбъ и соль и питие вода едина, и сие вмѣру, но по вся дни аки начало имый воздержанию.

О бдении преподобного, молитвах его и трудах мы уже вспоминали, теперь же вспомним о мудром его воздержании. Вкушал преподобный один раз в день, и были ему пищей хлеб и соль, а питьем — одна вода, и все это умеренно, ибо всегда основой всего было у него воздержание.

О преставлении преподобного Герасима

О преставлении преподобного Герасима

И поживе убо преподобный Герасим лѣта довольна по пустыням. По сем разумѣ отхожение свое к Богу, и созывает братию изо всѣх монастырей своих в болшей монастырь Болдин, идѣже лежит честное его тѣло. И егда снидошася братия из монастырей, и начат святый глаголати к братии: «Се уже, братия, конец жития моего приближается, и аз убо отхожу от вас, а духом с вами неотступен буду. О сем да будет вам разумно, аще обретохом благодать пред Богом, то монастырь сей по моем преставлении ничимже не оскудѣет, но паче разпространится; и прочих монастырей, ихже з Божиею помощию создах, — аще и скорбная восприимут, но скорбь в радость претворится, и ти не оскудѣют ничимже, аще любовь будет между вами».

Прожил преподобный Герасим в пустынях лет довольно. Поняв, что скоро отойдет к Богу, созвал он братию изо всех монастырей своих в большой монастырь Болдин, где ныне лежит честное его тело. И когда собрались братья из монастырей, стал святой говорить им: «Вот уже, братья, конец жизни моей приближается, и я ухожу от вас, но духом с вами неотступно буду. И пусть будет вам известно, что если обрели мы благодать пред Богом, то монастырь этот после моей смерти ничем не оскудеет, но еще увеличится; также и другие монастыри, которые я с Божией помощью создал, — если и постигнут их несчастья, то беда эта в радость обратится, и те монастыри не оскудеют ничем, если любовь будет среди вас».

И паки глаголаше игумену Иосифу[33] и всей братии: «Братие и чада, молю убо вас, якоже при мнѣ не бысть хмелнаго пития во обители сей, тако и по моем преставлении никакоже да не будет; и миряном бы со братиею во единых кѣлияхъ не жити никогдаже; и имѣния по кѣлиям не держати, кромѣ одежда и обуища, и то бы было все общее; а пищи по кѣлиям не держати, питатися трапезною пищею, чем Богъ пошлет, а пища бы была равна всей братии. А приходящих братий из монастыря не изжденути, а ропотником и расколником не попущати, смиряти их монастырским смирением и наказывати их в кротости, а непослушающих наказания от обители отгнати, да и прочии страх имут таковая не творити. А спутников и нищих не оскорбляйте, накормите их и на путь подайте, чем Богъ пошлет. И игуменов ваших почитайте и повинуйтеся о Бозе во всем, якоже пишет: „Иже аще повинуется старѣйшине, рекше, игумену, сей ангелы подражает, а противляяся дьявола веселят в себѣ”. А учнет игумен жити не по мѣсту и не по чину монастырскому, и вы бы его, игумена, не обещестили, послали в кѣлию незлобиво в кротости. А игумен бы без соборных старцов,[34] опричь духовного дѣла, совѣта ничего не дѣлати, а соборных бы старцов было у вас дванадесят непремѣнно, кромѣ игумена. А старцом такоже без игумена ни о каковѣ о монастырском дѣле не соборовати, но всѣм вмѣсте, опричь того, которой будет во отъѣзде на монастырской службе. А игуменов бы своих пострижеников держали, занеже закон вѣдают в пустыни. А хто Живоначалныя Троица в пустыни сей закон поруших, игумен или соборныя старцы которой ни буде, то судятся со мною пред Богом. Аще ли, господине, поживете по сему нашему закону, ино, господине, васъ Богъ направит на путь ко спасению».

И еще говорил игумену Иосифу и всем братьям: «Братья и чада, молю вас, как при мне не было хмельного пития в этой обители, так и после моей смерти пусть не будет; мирянам в одних кельях с братьями никогда не жить; и имущества в кельях не держать, кроме одежды и обуви, и то бы было все общее; и пищи в кельях не хранить, а питаться в трапезной общей пищей, чем Бог пошлет, и пища должна быть одинакова для всех братьев. Приходящих братьев из монастыря не изгонять, тем же, кто ропщет и вносит раскол, не уступать, а смирять их монастырским смирением и кротко поучать, если же не слушают наказания — из обители изгонять, чтобы и другие страх имели и так не делали. Путников и нищих не обижайте, накормите их и на путь подайте, что Бог пошлет. Игуменов ваших почитайте и повинуйтесь по воле Бога им во всем, ибо написано: „Повинующийся старейшине, то есть игумену, ангелам подражает, а противящиеся дьявола в себе веселят”. Если же станет игумен жить не так, как в этом месте следует, и не по правилам монастырским, вы его не позорьте, а отошлите в келью кротко, без злобы. Игумен же без совета с соборными старцами ничего, кроме духовного дела, делать не должен, а соборных старцев пусть будет у вас неизменно двенадцать, не считая игумена. И старцы также без игумена ни о каком монастырском деле пусть не совещаются, но все вместе, если только какой нибудь старец не окажется в отъезде по монастырским делам. А игуменов выбирайте из своих пострижеников, потому что они порядок обители этой знают. А кто в обители Живоначальной Троицы этот порядок нарушит, игумен или из соборных старцев кто нибудь, те будут судиться со мною перед Богом. Если же, братья, будете жить по этому нашему закону, то направит вас Бог на путь спасения».

И паки рече: «Братие и чада, якоже преже глаголах вам, и паки глаголю. Се убо отхожу от жития сего, а вас оставляю в руцѣ Божии и Пречистыя Богородица, и преподобного Сергия чюдотворца, и в руцѣ государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Руси самодержца, и преосвященного Макария,[35] митрополита Киевского и Московскаго и всеа Руси, занеже, господине, бил есми челом царю государю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Руси и преосвященному митрополиту Макарию о брежении монастырском от находящих скорбей по преставлении моем. И царь государь и митрополит пожаловали, изустную памятцу взяли у меня о брежении монастырском. И будет, господине, которыя скорби постигнут вас, — и вы бы есте о всем уповали на Бога и на Пречистую Богородицу, и на помощь бы естя призывали Сергия чюдотворца, и били бы есте челом царю государю и великому князю, имярекъ, и преосвященному митрополиту о всяком брежении монастырском».

И еще сказал: «Братья и чада, как прежде говорил вам, так и опять говорю. Вот уже отхожу от жизни этой, вас же оставляю в руках Божиих и Пречистой Богородицы, и преподобного Сергия чудотворца, и предаю в руки государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и преосвященного Макария, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, потому что, братья, бил я челом государю царю всея Руси и великому князю Ивану Васильевичу и преосвященному митрополиту Макарию о том, чтобы после смерти моей берегли они монастырь от находящих бед. И царь государь, и митрополит изволили записанное с моих слов прошение о защите монастыря взять у меня. И если, братья, случится, что какие нибудь беды постигнут вас, — надейтесь во всем на Бога и на Пречистую Богородицу, призывайте на помощь Сергия чудотворца да бейте челом царю государю и великому князю, который в то время править будет, и преосвященному митрополиту о всяческой защите монастыря».

И тако наказав их преподобный и от Божественнаго Писания немало и дав братии послѣднее целование о Христе, и одарив их молитвами своими, и воздвиже на небо руце, и молитву сотворивъ, конечное слово изрекъ: «Господи, в руцѣ твои предаю духъ мой».[36] Бѣ же в то время пояху заутренню[37] и праздноваху преподобному Пафнотию Боровскому чюдотворцу. И егда начаша чести Святое Евангилие, и чтуще: «Придѣте ко мнѣ, вси труждающеся и обременении, и аз покою вы»,[38] — и тако предасть честную свою душю в руцѣ Божии в лѣто 7062 году месяца маия въ 1 день в седмый час нощи.[39] И абие храмина исполнися благоухания велия, и бысть лице его светлѣе живаго. И тако погребоша его честно, с кандилы и со свещами, в созданнем от него монастырѣ у Живоначалныя Троицы, зовомо Болдино, у предѣла Сергия чюдотворца от полуденныя страны. И тако братия разыдошася с миром по своим монастырем, гдѣ кои живяше.

И так, немало поучив их по божественному Писанию и последнее целование братии о Христе подав, одарил их преподобный молитвами своими, воздел руки к небу, сотворил молитву и последнее свое слово изрек: «Господи, в руки твои предаю душу мою». В это же время пели заутреню, и был день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. И когда начали читать Святое Евангелие, во время чтения слов: «Придите ко мне, все утружденные и обремененные, и я дам вам покой», — предал преподобный Герасим честную душу свою в руки Божии в год 7062 (1554) в первый день месяца мая в седьмом часу ночи. И тотчас келья наполнилась благоуханием сильным, и было лицо преподобного светлее, чем у живого. Погребли его с честью, с кадилами и свечами, в созданном им самим монастыре Живоначальной Троицы, называемом Болдино, у придела Сергия чудотворца с южной стороны. И разошлись братья с миром по своим монастырям, кто где жил.

Поживе же преподобный Герасим в различных пустынях двадесят шесть лѣтъ, а пострижеся трехнадесяти лѣт, а у старца в кѣлие поживе двадесят лѣт, а в кѣлие шесть лѣтъ; убо преставися преподобный Герасим, а братии было тогда во Болдине монастырѣ живущих сто двадесят седмь братов, живяста же по заповедех Господних и по обещанию преподобного отца нашего Герасима, славяще Бога и в молитвах призывающе преподобного Герасима чюдотворца; поживе лет всех 65.

Прожил же преподобный Герасим в разных пустынях двадцать шесть лет, а постриг принял в тринадцать лет, у старца своего в келье прожил двадцать лет и в (своей) келье шесть лет; и когда преставился преподобный Герасим, было братьев, живущих в Болдинском монастыре, сто двадцать семь человек, жили же они по заповедям Господним и по завету преподобного отца нашего Герасима, славя Бога и преподобного Герасима чудотворца в молитвах призывая; прожил же он всего шестьдесят пять лет.

Чюдо преподобного отца нашего Герасима о старце Васьяне Швалѣ[40]

Чудо преподобного отца нашего Герасима о старце Вассиане Швале

Бысть по преставлении преподобного Герасима в Вязме в монастырѣ его строении у Предтечи, и спорушилися часы в том монастырѣ, починити их нѣкому.Иприѣхал из болшаго монастыря з Болдина в Вязму к Предтече в монастырь починивати часов ученик преподобного Герасима имянем Васьян, прозвище Шваль. Бѣ же с ним два коня болших. Татие же тѣ кони украдоша у него. Он же много искавше и не обретоша лошадей. И бывшу ему в скорби и печали...

После преставления преподобного Герасима случилось так, что в Вязьме в Предтеченском монастыре, построенном преподобным, сломались часы, починить же их было некому. И приехал из большого монастыря из Болдина в Вязьму в Предтеченский монастырь для починки часов ученик преподобного Герасима именем Вассиан, по прозвищу Шваль. Было же при нем два больших коня. И украли у него тех коней воры. Долго искал он лошадей и не нашел их. И в то время как пребывал он в скорби и печали...


[1] Троицкий Болдин монастырь — основан преподобным Герасимом в 1528 г. в 19 км к востоку от Дорогобужа по старой Смоленской дороге. В конце XVI в. был возведен каменный монастырский ансамбль — Троицкий собор, колокольня, трапезная, укрепленные стены. Строительство велось под руководством «церковного мастера» Терентия, упоминания о котором сохранились в расходной книге Болдинского монастыря за 1591 г. (РЯБ. Л., 1924. Т. 37. Стб. 117—118). Монастырские расходные книги отражают проведение подготовительных работ к строительству — постройку печей для обжига кирпича, доставку дров, изготовление кирпича, подвоз камня на известь (РИБ. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 300—302, 304, 305, 308). С Болдинским монастырем был связан известный древнерусский зодчий Федор Конь, возводивший стены Смоленска, — приходные книги хранят записи о значительных денежных вкладах зодчего в монастырь (РИБ. Л., 1924. Т. 37. Стб. 198,244). Архитектурные памятники Болдинского монастыря были взорваны оккупантами в 1943 г. Сохранилась только одна угловая башня. Многолетние реставрационные работы велись под руководством П. Д. Барановского. Ныне монастырь возобновлен.

[2] Переславль Залесскш — город на берегах реки Трубеж, основан не позднее 1152 г. суздальским князем Юрием Владимировичем. До 1302 г. город имел своих князей, в XV—XVI вв. являлся вотчиной московских князей.

[3] Данилов монастырь — Троицкий Данилов монастырь основан преподобным Даниилом в Переславле Залесском в 1508 г. Даниил родился ок. 1460 г. в Переславле, принял постриг в Пафнутьевом Боровском монастыре. Через 12 лет он вернулся в Переславль, поселился сначала в Никольском, а затем в Горицком монастыре, в котором провел тридцать лет. Особое попечение Даниил имел о погребении нечаянно умерших людей, тела которых находили на дорогах. На месте их погребений Даниил построил храм во имя всех святых. Вокруг этого храма стали строить кельи, и вскоре образовался монастырь, настоятелем которого стал Даниил. Умер Даниил в 1540 г., открытие его мощей состоялось в 1652 г., тогда же преподобный Даниил был канонизован; память празднуется 7 апреля, 30 декабря, 28 июля (все даты здесь и далее по старому стилю). Житие Даниила Переславского, составленное тридцать лет спустя после его кончины, сохранило упоминание о его ученике Герасиме Болдинском и донесло до нас интересную подробность, о которой не сказано в Житии Герасима, — Герасим был «кожествец», шил изделия из кожи.

[4] ...имѣяше же в себѣ за чало премудрости — страх Господень... — Пр. 1, 7; 9, 10.

[5] Пустынь — безлюдное место в лесу, в горах и т. п., пригодное для монашеского уединения.

[6] ...бѣ убо блаженый Данило ученик преподобного Пафнотия чюдотворца Боровского... Сергия чюдотворца. — Сергий Радонежский — святой, основатель Троице-Сергиевой лавры, преобразовал монашество на Руси, возродив общежительный монастырский устав. Умер в 1392 г., канонизован в 1452 г., память 25 сентября. См. его Житие и комментарии к нему: наст. изд., т. 6, с. 254—411; 555—564. Пафнутий Боровский — основатель монастыря Рождества Богородицы близ Боровска; умер в 1478 г., канонизован в 1547 г., память празднуется 1 мая. См. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского и комментарии к нему: наст. изд., т. 7, с. 254—285; 519—521. Никита Переславский — русский чудотворец, избравший редкий путь подвижничества, — он был столпником. Был убит в 1186 г. разбойниками, решившими, что вериги подвижника сделаны из серебра. Никита был погребен в Переславском Никитском монастыре, память 24 мая. Указание Жития о том, что Пафнутий Боровский был учеником Никиты Переславского, не соответствует действительности. Наставником Пафнутия был ученик Сергия Радонежского игумен Покровского Боровского монастыря Никита, который не имел никакого отношения к Переславлю Залесскому.

[7] ...бысть жилище разбойником... и до смерти убивающе. — Это сообщение Жития, опирающееся на указание самого Герасима в его завещании-уставе, имеет, скорее всего, реальную основу. Герасим пришел в Дорогобужский уезд в 1528 г., т. е. всего через несколько лет после того, как в 1514 г. эти прилегающие к Смоленску земли, находившиеся более ста лет во владении литовских князей, были возвращены России. Вполне возможно, что здесь, в еще не обжитых местах, находили пристанище разбойничьи шайки, промышлявшие на большой Смоленской дороге.

[8] «Блаженни милостива, якоти помилована будут». — Мф. 5, 7; Притч. 14,21.

[9] «Честна милостыни во время недостатка». — Лк. 9, 5.

[10] «Аще не приемлют вас... во свидѣтелство им». — Мр. 6, 11; Лк. 9, 5.

[11] Правило — положеные по уставу молитвы, совершаемые иноками келейно.

[12] ...и многажды его виде у государя, приходяща ис Переславля Залѣского от старца Данила. — Великий князь Московский Василий III (1479—1533) глубоко почитал переславского старца Даниила. В 1530 г. Василий III пригласил Даниила крестить своего сына, будущего русского царя Ивана Грозного. Вполне вероятно, что ученик Даниила Герасим бывал в Москве, выполняя поручения старца.

[13] ...и бия челом царю... Ивану Васильевичю всеа Руси, прося строити монастырь на мѣсте том. — Иван IV Васильевич Грозный (1530—1584), великий князь всея Руси с 1533 г., русский царь с 1547 г. Очевидно, что Герасим испрашивал позволение на строительство монастыря (первый монастырский храм построен в 1530 г.) не у Ивана Грозного, а у его отца Василия III. Временное несоответствие в тексте Жития объясняется, скорее всего, тем, что образ Ивана Грозного приобрел в агиографической литературе устойчивую функцию покровителя монастырей. В Первой редакции Жития Герасима этот анахронизм также имеет место. Агиограф жертвует исторической правдой ради убедительности рассказа.

[14] «Славящая мене прославлю». — 1 Цар. 2, 30.

[15] «Богъ дал — Богъ и взял». — Иов. 1, 21.

[16] Иоанно-Предтеченский монастырь — был основан преподобным Герасимом в юго-западном конце посада города Вязьмы близ речки Бебря в 1543 г. (дата основания монастыря указана самим Герасимом в завещании-уставе). До наших дней в Вязьме сохранился каменный монастырский храм Иоанна Предтечи, построенный в 1635—1638 гг. Церковь увенчана тремя каменными шатрами, поставленными в один ряд. В России сохранился еще только один памятник подобной архитектуры — Дивная церковь в Угличе.

[17] Бѣ же намѣсте том... и кровопролитие. — Не лишено реальной исторической основы и это сообщение Жития. В Вязьме имел большой дом и владел поместьями конюший боярин князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, бывший фаворитом Елены Глинской, вдовы Василия III и правительницы русского государства при малолетнем наследнике престола Иване. Многочисленная княжеская прислуга устроила свой притон в юго-западном конце города, «за посадом», где «боярские дети», не гнушавшиеся и грабежей, устраивали кулачные бои и азартные игры (см.: Памятная книжка Смоленской губернии за 1859 год. Смоленск, 1859. С. 58). О том, что разбои были обычным явлением в Вязьме, свидетельствует грамота 1622 г. царя Михаила Федоровича вяземским воеводам Волынскому и Урусову, в которой говорится о мерах для того, «чтоб на посаде и по слободам и в уезде разбою и татьбы и иного никоторого воровства, и корчем и зерни ни у кого ни было» (см.: АИ. Т. 3. № 116).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!