Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой 3 страница



О преподобнем отцѣ нашемъ Герасиме

О преподобном отце нашем Герасиме

Ниже сие умолчано будет о преподобнем Герасиме.

Пусть и это не сокрыто будет о преподобном Герасиме.

Бысть убо нѣ в кое время преподобному идущу в Переславль град Залѣский, в Данилов монастырь, посетити братию. Идущу же ему путем, а с ним три ученика его, с ними же точию едина лошадь в санех. Обычай же бѣ преподобному Герасиму всегда пѣшу ходити, аможе потреба будетъ, на конех же никакоже не ѣздяше до скончания живота своего, бѣ убо крѣпокъ и силен велми, якоже выше рекохом. Ученицы же его трие отсташа на лошади подалее от преподобного. Идущу же ему в Переславской области, хотя нѣкую весь минути путем своим. И абие обыдоша его пси мнози, хотяху его разтерзати. Людие же веси тоя, стояще, смеяхуся и ругающеся преподобному, и понужающе псов своих на преподобного. Ученицы же его едва наѣхаша на нь и начаша бранити людем тѣмъ, глаголюще: «Что тако творите?» Святый же запрети учеником своим, глаголя: «Чада, не браните, не видят бо ся, что творятъ». И глагола преподобный людем тѣмъ: «Господие, увидите, яко не от нас убо насытятся пси ваши, но от скот ваших, и сий смѣхъ вашъ обратится на плачь по сих ваших». Они же, несмыслении, мечуще на святого укоризны и поругание. Преподобный же Герасимъ иде в путь свой со ученики своими, и абие по отшествии преподобнаго в веси той внезапу вси скоти их изомроша. И уразумѣша, что бяше им глагола преподобный, и начаша каятися о согрешении своем ко преподобному.

Пошел однажды преподобный в город Переславль Залесский, в Данилов монастырь, навестить братию. Шел он по дороге, а с ним три ученика его, и была у них только одна лошадь с санями. Имел преподобный Герасим обыкновение всегда пешком ходить, куда нужно было, на лошадях же никогда он не ездил до скончания дней своих, ибо был он крепок и силен, о чем мы и прежде сказали. А три ученика его на лошади отстали и ехали в отдалении от преподобного. И когда шел он уже по Переславской земле, проходил он одно селение по пути. И вдруг обступило его множество псов, готовых его растерзать. Жители же селения того стояли, смеясь и оскорбляя преподобного, и натравливали псов своих на него. Ученики преподобного, как только доехали до него, стали укорять тех людей, говоря: «Зачем так делаете?» Святой же запретил ученикам своим, сказав: «Чада, не браните их, ибо не ведают они, что творят». И сказал преподобный тем людям: «Хозяева, увидите сами, что не нашей плотью насытятся псы ваши, но вашей домашней скотиной, и этот смех ваш обратится в плач о том, что делают ваши псы». Они же, неразумные, бросали преподобному укоры и оскорбления. А преподобный Герасим продолжил путь с учениками своими, и тотчас же по отшествии преподобного в селении том вдруг вся домашняя скотина пала. И поняли тогда жители, что им сказал преподобный, и начали раскаиваться в согрешении своем.

Преподобный же пребысть в Данилове монастырѣ время доволно и паки пойде во свой ему монастырь. И приближающися к веси той, в нейже пси хотяще его разтерзати, людие же увидевше издалеча преподобного Герасима, изыдоша во стрѣтение ему з женами и з детми и падоша на ногу святого со слезами, глаголюще: «Отче святый, прости нас Бога ради, грѣшных. Согрешихом предтобою во оно время безумием своим». И повѣдаша преподобному случьшаяся скотом и псом их. Преподобный же прости их и наказав их ктому не глумитися иноческому чину и не укоряти, и не поношати, — «Да паки умножатся вам скоти ваши паче прежняго».

Преподобный же, пробыв в Даниловом монастыре достаточное время, пошел назад в свой монастырь. И когда подходил он к тому селению, в котором псы хотели его растерзать, жители, издалека увидев преподобного Герасима, вышли навстречу ему с женами своими и детьми, и пали к ногам святого со слезами, и сказали: «Святой отец, прости нас, грешных, Бога ради. Согрешили мы пред тобою тогда из за безумия своего». И поведали преподобному все, что случилось с их скотиной и собаками. Преподобный же простил их и дал им наказ впредь не оскорблять иноческий чин, не укорять и не унижать, (и прибавил): «И тогда еще больше прежнего будет у вас скота».

Паки же нѣ в кое время преподобный Герасим посла инѣхъ ученикъ своих в Данилов монастырь нѣкоего ради орудия. И случися им в той же веси препочити. Людие же тѣ покоиша их добрѣ и почесть им воздаша велию, и повѣдаша им подробну вся сия о преподобнем. И отпустиша их, с великою радостию глаголюще: «Господие наши, повѣдайте старцу вашему о нас, яко дарова нам Богъ его молитвами умножение скотом и всякого обилия паче перваго». Ученицы же, пришедше в монастырь, повѣдавше преподобному. Преподобный же запрети им и не повелѣ повѣдати никомуже. Они же тогда умолкоша, по преставлении же преподобного вся сказаше и дивишася, како Богъ творит полезная угодники своими.

Однажды преподобный Герасим послал других своих учеников опять в Данилов монастырь по некоему делу. И случилось им в том же селении заночевать. Жители же те приняли их хорошо, почесть великую им воздав, и поведали им подробно все это о преподобном. Провожая же их, с великой радостью сказали: «Господа вы наши, расскажите старцу вашему о нас, что даровал нам Бог его молитвами умножение скота и изобилие всего больше прежнего». И ученики, придя в монастырь, поведали преподобному. Преподобный же велел им никому ничего не рассказывать. И они тогда об этом умолчали, а после преставления преподобного все рассказали, удивляясь, какие Бог творит полезные дела угодниками своими.

О обретении татьбѣ нѣкоему селянину

О том, как некий поселянин обрел украденное у него

Бысть в нѣкое время, в не же землю воздѣловаху ради плодов житных, и украдоша у нѣкоего селянина во области монастырской трое лошадей. И много ему ищущу по лесом и по полем, и по многим мѣстам и не обретше, и бывшу ему в велицей печали, понеже нивы его не воздѣланы суть, и монастырския нивы такоже, еже ему уреченное дѣло. Он же о сем горко плакаше, розмышляше в собѣ, глаголя: «Чѣмъ хощу дѣлати монастырское и свое, чѣм впредки питатися!» Сице ему скорбящу и в недоумѣнии ходящу, и въ седмый день по украдении лошадей тѣхъ притече ко преподобному Герасиму и припаде к ногама его, плачася, и повѣда святому случишаяся ему. Старец же не поскорбѣ о том нимало и рече ему: «Человече, не скорби о сем, тлѣнном, ни о чем, но скорби о гресех своих и пекися о спасении душа своея, и остави всяку неправду, и буди нищелюбив, и молися Богу и Пречистой Богородице, и о всем возложи упование на Бога и на Пречистую Богородицу, и призывай на помощь преподобного отца нашего Сергия чюдотворца, — и утѣшит тя Богъ от скорби сея. Иди с миром в дом свой и обрящеши свое». Он же иде в дом свой.

Однажды, в то время, когда возделывают землю, чтобы сеять хлеб, украли у одного крестьянина из монастырской вотчины трех лошадей. Долго искал он лошадей по лесам, полям и многим другим местам и не нашел, и был в великой печали, потому что нивы его остались невозделанными, также и монастырские нивы, назначенные ему на обработку. И горько плакал крестьянин об этом, размышляя про себя: «Как теперь я буду делать монастырскую работу и свою и чем впредь кормиться!» Так он сокрушался, пребывая в растерянности, и на седьмой день после кражи лошадей пришел он к преподобному Герасиму, припал к ногам его, плача, и поведал святому о случившемся с ним. Старец же нисколько не огорчился и сказал ему: «Человек, не скорби ни о чем этом, тленном, но скорби о грехах своих и заботься о спасении души своей, оставь всякую неправду, будь нищелюбив, молись Богу и Пречистой Богородице, возложи надежды все на Бога и на Пречистую Богородицу и призывай на помощь преподобного отца нашего Сергия чудотворца, — и избавит тебя Бог от скорби этой. Иди с миром в дом свой и обретешь свое». И отправился поселянин домой.

Идущу же ему по пути лѣсом, и узрѣ против себе ѣдущи дву человекъ на его краденых лошадех. И абие сметавшеся с лошадей, скоро противу его течаху. Он же устрашися их, мня, яко хотят его убити. Татие же, пришед, поклонишася ему до земля, глаголя: «Человече, прости нас Бога ради, яко украдохом у тебя лошади сия. И много трудиховеся седмь дней, хотѣхом вдаль ѣхати от мѣста сего, и не возмогохом, и пути не обретохом, — возбраняюще нам молитва старца вашего. Человече, возьми свое и отпусти нас». Он же с радостию взят лошади свои и смирися с ними. Татие же идоша в путь свой стройне, дивишася и блажаще старца.

Когда же шел он по дороге лесом, вдруг увидел двух человек, ехавших ему навстречу на украденных его лошадях. Вдруг сошли они с лошадей и быстро направились к нему. Испугался поселянин, решив, что они хотят убить его. Воры же, приблизившись, поклонились ему до земли и сказали: «Человек, прости нас Бога ради за то, что украли мы у тебя этих лошадей. Семь дней мы изо всех сил старались, чтобы уехать подальше от этого места, и не смогли, и дороги не нашли, — запрещает нам молитва старца вашего. Человек, возьми свое и отпусти нас». И поселянин с радостью взял своих лошадей и помирился с этими людьми. И пошли воры своей дорогой беспрепятственно, удивляясь и восхваляя старца.

Человек же той с великою радостию возвратися к старцу Герасиму, глаголя: «Отче святый, по проречению твоему обретох лошади». И сказа все по ряду, како бысть и како татие пути не обретоша седмь дни. И начят селянин с великою радостию блажити старца. Преподобный же, ненавидя славы человеческия, глаголя: «Человече, прелстился еси, — како единому дву одолѣти?» Он же наипаче клятвою глаголати, яко тако бысть. Старец же запретив ему много никомуже повѣдати сего, глаголя: «Аще сия кому повѣдаеши, велию беду к себѣ наведеши». Он же убоявся и отъиде в дом свой, радуяся и славя Бога, и втайне блажаше преподобного Герасима.

А поселянин с великой радостью возвратился к старцу Герасиму и сказал: «Святой отец, по пророчеству твоему обрел я лошадей своих». И рассказал по порядку все, как было и как воры не могли найти дороги семь дней. Затем стал крестьянин с великой радостью восхвалять старца. Преподобный же, ненавидя славу человеческую, сказал: «Человек, обманулся ты, — как один может двоих одолеть?» Поселянин же еще более с клятвами стал заверять, что так и было. Тогда старец строго наказал ему никому про это не рассказывать и сказал: «Если кому нибудь поведаешь про это, большую беду на себя наведешь». И, устрашенный, ушел поселянин домой, радуясь и славя Бога, втайне прославляя преподобного Герасима.

О Предотечеве монастырѣ[16] в Вязме и о посланице цареве

О Предтеченском монастыре в Вязьме и о царском посланнике

Бывшу нѣкогда преподобному Герасиму во граде в Вязме, строящу ему монастырь Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и Усекновение честныя главы святого и славнаго пророка и Предтечи Иванна.

Пребывал некогда преподобный Герасим в городе Вязьме, ибо строил он там монастырь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Усекновения честной главы святого и славного пророка Иоанна Предтечи.

Воспомянем же нѣчто мало, что бысть прежде того на мѣсте том. Бысть убо мѣсто то пусто, лѣсъ, зовомый Олешняго, на рѣчке на Бебреи. Бѣ же на мѣсте том преже сход корчемником и зерныциком, и блудником, и съѣздъ разбойником, и прочим играм бѣсовским, и душегубство великое, и убийство, и кровопролитие.[17] Аще убо подробну начну писати, что бысть на мѣсте том и каковы скорби подъят преподобный сей муж, то постигнет мя лета повести дѣюще. Но мало нѣчто реку на увѣрение и на ползу слышащим.

Вспомним же немного о том, что было прежде на месте этом. А было это место безлюдное — лес, называемый Олешник, на речке Бебри. И собирались там прежде барышники, игроки в кости, блудники, сходились разбойники, и были там игры бесовские, душегубство великое, убийство и кровопролитие. Если подробно начну писать о том, что было на этом месте и какие страдания пережил преподобный сей муж, то не хватит мне дней моих, чтобы окончить повесть. Поэтому только немного расскажу на уверение и на пользу слышащим.

Устроил бо бѣ преподобный Герасим около монастыря того слободку, с нея же никоторыя царския подати не даяше царским жалованием, ни намѣстники, ни посланики царския ни в чем не вступаютца. Бысть же в Вязме нѣкто царской посланик о цареве дѣле[18] до всего града, и восхотѣ ту монастырскую слободку привлещи к посаду в царском дѣле. Емше же от жителей тоя слободки и повелѣ их бити. Преподобный же Герасим посла к нему с великим молением о сем с любовию и смирением. Он же, свирѣпъ, старцовых послаников отосла бездѣлны, и старца поношаше и укоряя, жителей же слободки тоя повелѣ бити без милости, ругающеся преподобному и укоряюще. Пришедше же послании в монастырь и повѣдаша преподобному свирѣпство и немилосердие посланничие. Преподобный же рече: «По мале убо имамы здѣ видетися с ним, ту и оправдимся». И паки посла к нему преподобный с молением, сам же святый ста на молитве на долгъ час плачася.

Устроил преподобный Герасим близ монастыря того слободку, и с нее никаких податей в казну не платили по царскому пожалованию, и ни наместники, ни посланники царские ни во что там не вмешивались. И был в Вязьме один царский посланник с розыском по царскому делу по всему городу, и захотел он эту монастырскую слободку вместе с посадом привлечь к розыску. Взял он несколько жителей той слободки и приказал их бить. Преподобный же Герасим с любовью и смирением отправил к нему посланцев с большим прошением за них. Тот же, свирепый, старцевых послов отослал ни с чем, самого старца оскорбляя и обвиняя, а жителей слободки той велел бить без милости, чтобы унизить и укорить преподобного. Пришли посланцы в монастырь и поведали преподобному о ярости и жестокости царского посланника. Преподобный же сказал: «Вскоре должны мы будем увидеться здесь с ним, тут и оправдаемся». И опять послал преподобный к нему с прошением, сам же встал на долгую молитву с плачем.

И егда приидоша посланнии от преподобного и видяще жителей, биемых без милости, слободки тоя, и начаша глаголати от преподобного с молением. Он же, свирѣпый, нача укоряти преподобного. И абие в той час найде на него недуг тяжек зело: и начат его бити о землю на долгъ час, и пѣны тещи, и зубы скрежеташе, и лежащу же ему много, аки мертву, и людем зрящим на нь, и всѣмъ ужасающимся, и тот очутися и не смысляше, злѣ бесящеся. И ведоша его к преподобному Герасиму в монастырь прощения ради. И яко бысть в монастырѣ, иабие свирѣпый он образумися, но ослабѣ всѣми уды своими и не можаше ничѣм двигнутися, но токмо языком мысленно глаголя, и, плачася горко, глаголаше: «О, преподобный, прости Бога ради, согреших к Богу и к тебѣ невѣдением». Преподобный же глаголаше: «Богъ простит тя, господине, не твое се дѣло есть, но старого ненавистиника врага дьявола, ненавидящаго добра роду человечю». И начат его преподобный наказывати, глаголя: «Во святом Евангелии пишет: „Властелем подобает доволным быти оброки своими,[19] а не лихоимствовати, и над смиренными не возноситися". А во ином пишет: „Ничтоже творите не от повелѣннаго вам”».[20] И ино много наказав его от Святаго Писания тихо и кротко, и введе его в церковь, и помоли Бога о нем со слезами. Он же укрепися от ослабления и бысть здрав, яко лев, и начят блажити преподобного. Преподобный же запрети ему никомуже повѣдати сего славы ради человеческия и рек: «Аще ли повѣси, то болши того болѣзни имаши терпѣти». И отпусти его с миром. Он же, радуяся, идяше, и славя Бога, и блажаше преподобного Герасима вкратце, и дивяся кротости и милосердию преподобного о исцелении своем.

И когда пришли посланные от преподобного и увидели, что жителей той слободки бьют без милости, стали они говорить от имени преподобного с молением. Тот же, свирепый, начал обвинять преподобного. И вдруг в тот же час нашел на царского посланника тяжкий недуг: начало его бить о землю, и долго это не проходило, и пена текла, и зубы его скрежетали, и долго лежал он как мертвый, а люди смотрели на него и ужасались все, а когда очнулся он, то ничего не смыслил, сильно беснуясь. Тогда повели его к преподобному Герасиму в монастырь за прощением. Когда же оказался он, свирепый, в монастыре, вдруг пришел в себя, но ослабел всеми членами своими и не мог ничем пошевелить, только языком осмысленно говорил, и, горько плача, сказал: «0, преподобный, прости Бога ради, согрешил я перед Богом и тобою из за неведения своего». Преподобный же ответил: «Бог простит тебя, господин, ибо не твое это дело, а старого ненавистника врага дьявола, не желающего добра роду человеческому». И стал преподобный его поучать, и сказал: «Написано в святом Евангелии: „Властителям подобает довольствоваться оброками, а лихоимства не допускать и над смиренными не возноситься". А в другом месте написано: „Ничего не делайте из того, что не велено вам"». И иных много наставлений дав ему от Святого Писания тихо и кротко, повел его преподобный в церковь и помолил о нем Бога со слезами. И тот оправился от слабости и стал здоров, как лев, и начал восхвалять преподобного. Преподобный же, не ища славы человеческой, запретил ему рассказывать об этом и сказал: «Если же расскажешь, то будешь еще больше страданий претерпевать». И отпустил его с миром. Тот же, радуясь, пошел, славя Бога и восхваляя кратко преподобного Герасима, удивляясь исцелению своему и кротости и милосердию преподобного.

Сказание вкратце <о приходе> преподобного отца нашего Герасима в пустыню в Брыньскомъ лесу, о Жиздриньском монастырѣ[21] и о городовомъ приказчике дорогобужьскомъ

Краткое сказание о приходе отца нашего Герасима в пустынь в Брынском лесу, о Жиздринском монастыре и о дорогобужском городовом приказчике

Преподобный же Герасим любляше пустынное безмолвное житие, отходит от обители Пресвятыя Троица в пустыню на Брынской лѣсъ, растояниемъ от Болдина монастыря триста верстъ, или мало или и болши сего. И з Богом устрояет монастырь на рецѣ на Жиздре во имя Пресвятыя и Живоначалныя Троица и Пречистыя Богородицы, честного и славнаго ея Введения, и преподобного Сергия чюдотворца, и братию собираетъ.

Возлюбив отшельническое безмолвное житие, уходит преподобный Герасим из обители Пресвятой Троицы в пустынь в Брынский лес, расстоянием от Болдина монастыря в 300 верст, а может быть, меньше или больше этого. И с Божией помощью устраивает он там на реке Жиздре монастырь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, честного и славного Введения во храм Пречистой Богородицы и преподобного Сергия чудотворца, и братию собирает.

Труды же его и подвиги како исповѣмъ по ряду, яже приял на Брынском лесу от разбойников и от злых человекъ, наносящих ему лютыя скорби, и от зверей страшилище, бѣ бо мѣсто пусто и отвсюду лѣсъ! На том же мѣсте бѣ вертепъ разбойником, бысть подобно по всему пустыне сей и пущи сего. Но аще подробну писати, постигнет мя лѣта повести дѣюща. Нодовлѣет разумным и Бога боящимся человеком и мало сие изображение на ползу слышащим и разумевающим, яже преже сего изъявихом, како приде на мѣсто пусто в Дорогобужской уѣздъ,идѣже лежат честныя и многоцелебныя мощи, и како страдаше от врага и от разбойников, и мѣста того жителей, и от мимоходящих человек, и от намѣстников градских. Сице убо подобно тому же терпяше во Брянском уѣзде на Брынском лесу на рекѣ на Жиздре. Вся скорбная терпяше, но вся скорбная силою Христовою мимо идоша по псалмописцу: «Сѣюще слезами радостию пожнут».[22]


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!