Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой 4 страница



Как поведать по порядку о трудах и подвигах его, о том, что претерпел он в Брынском лесу от разбойников и злых людей, причинявших ему лютые беды, и от зверей опасность, ибо место то было безлюдное, кругом лес! И был на том месте притон разбойников, так же как и в сей пустыни, и даже больше. Если же подробно писать, то не смогу окончить я повести до конца дней моих. Но разумным и богобоязненным людям довольно будет и того немногого, что прежде я рассказал на пользу слышащим и разумеющим о том, как пришел преподобный на безлюдное место в Дорогобужский уезд, где лежат ныне честные и целебные мощи, и как страдал он от врага дьявола, от разбойников, от жителей тех мест, от проходивших мимо людей и от городских наместников. Тому же подобное испытал старец и в Брянском уезде в Брынском лесу на реке Жиздре. Все скорбное он терпел, но все это скорбное силой Христовой миновало по слову псалмописца: «Сеющие слезами радостью пожнут».

В тѣ же времяна во граде Дорогобуже бысть городовой приказчик имянем Лаврик Соколов, вражиимъ навѣтом негодоваше на преподобного монастырь на Болдин и старца поношаше и укоряше, яко един от безумных. И случися сыну его, имянем Леонтию, впасти в недуг за неисправление отчее: и ума иступившу, бесящуся, и злѣ страждущу, и не можаху его укрепити ужема желѣзныма, сокрушаше бо ужи желѣзныя и бияшеся. Овогда убо живый в нем бѣсъ поверзаше его на землю и бия его, и зубы скрежеташе, овогда, яко мертвъ, лежаше на долгъ час. И приведоша его в монастырь на Болдино. Преподобному же Герасиму не сущу ту в монастыри, бѣ бо, якоже рѣхом, строящу монастырь на Жиздре рекѣ. Священицы же и вся братия пояху молебны о беснующем и много молиша Бога о нем. Бесновавый же нимало уцеломудрися, зелно беснующеся. Немало же время живяше в монастыри, и не облегчающу ему нимало болѣзнь его.

В те времена в городе Дорогобуже был городовой приказчик именем Лаврик Соколов, и дьявольским наущением ругал он монастырь преподобного Болдин и старца бранил и укорял, как безумный. И случилось так, что сына его, именем Леонтия, за прегрешения отца постиг недуг: лишившись ума, бесился он и тяжко страдал, и не могли связать его железными узами, ибо даже железные узы он сокрушал и бился. Иногда вшедший в него бес повергал его на землю, и било его так, что зубы скрежетали, а иногда он, как мертвый, лежал долгие часы. И привели его в монастырь Болдин. Преподобного же Герасима не было тогда здесь в монастыре, ибо, как прежде мы сказали, строил он в то время монастырь на реке Жиздре. Священники и вся братия пели молебны о беснующемся и много молили Бога о нем. Больной же в свой разум никак не приходил и сильно бесновался. И много времени жил он в монастыре, но болезнь его нисколько не облегчалась.

Преподобному же спешащу в монастырь на Болдино, не скончав дѣла своего. Ученицы же его дивляшеся о сем, воспросити же не смѣяху. Святый же глагола им: «Ныне убо подобает нам поспешити посетити приведенаго к нам». Они же почюдишася, что скоро спешит святый в Болдин монастырь, они же глаголам преподобного не разумѣша. Идущу же ему и близ монастыря бывшу преподобному, и се видяше от монастыря злѣ бесящаго. Святый же стрѣтив человека того и ем его за руку, он же умолча. И возврати его преподобный паки в монастырь и введе его в церковь, и помолися Богу о нем со слезами. Он же в той час смысленно глаголати начат и припадая к ногам преподобного, моля его, дабы о нем помолил Бога. И бысть здрав, яко николиже болѣвъ, и поживе время доволно в разуме истинне. И отпустив его, преподобный глагола ему: «Не повеж, чадо, сего никомуже и живи по заповедех Господних, якоже подабает крестияном жити». Он же оттоиде в дом свой, радуяся и славя Бога, и угодника его, преподобного Герасима, блажаше вкратце.

Преподобный же, не окончив дела своего, поспешил в Болдин монастырь. Ученики его удивлялись этому, но спросить не смели. Святой же сказал им: «Сегодня должны мы поспешить, чтобы посетить приведенного к нам». Подивились ученики, что так скоро спешит святой в Болдин монастырь, сказанного же преподобным не уразумели. И вот, когда шел преподобный и был уже близ монастыря, увидел он сильно бесновавшегося, (ведомого) от монастыря. Святой, встретив человека того, взял его за руку — и тот замолчал. Вернул его преподобный опять в монастырь, ввел в церковь и помолился Богу о нем со слезами. И больной тотчас осмысленно говорить начал и, припав к ногам преподобного, стал просить его, чтобы помолил Бога о нем. И выздоровел он, будто никогда и не болел, и прожил долгое время (в монастыре), не теряя разума. Отпуская же его, сказал ему преподобный: «Не рассказывай об этом, чадо, никому и живи по заповедям Господним, как христианам следует жить». И ушел тот домой, радуясь, славя Бога и угодника его, преподобного Герасима, кратко восхваляя.

О езере Абрамовскомъ[23]

Об озере Абрамовском

Бысть убо вмале монастыря езеро, Обрамовское словуще, пространством невелико бѣ, только глубоко добрѣ; и сквозь его рѣчка мала течаше, зовома Озеречка, бѣ же в ней множество рыб. От селян же ту живущии много ходяще рыб ловити во езеро то. И кто убо приидет на ловитву или кто, мимо ходя, на помощь Бога призовет, и тому быша на езере том многия мечты вражия и страхования велия, и пакости, — овех утопающе самех, овех суденцы разбивающе и у овех же мрежи в водѣ погибающе, а иным болѣзни приходяще на озере том. И отнюдь никтоже не обреташе рыб во езере том з Божиею помощию. А котории убо невѣгласи ходяще на езеро то без Божия помощи с волшеством, и тѣ убо здрави бывающе и много рыб имаше доволно.

Было недалеко от монастыря озеро, называемое Абрамовское, по величине небольшое, но очень глубокое; и протекала через него маленькая речка, называемая Озеречка, и было в ней много рыбы. Жившие тут поселяне много раз ходили ловить рыбу на то озеро. И если кто приходил на лов или мимо шел и на помощь Бога призывал, то случались с ним на том озере наваждения дьявольские, великий ужас и беды — одни сами тонули, у других лодки разбивало, у третьих сети в воде пропадали, на иных же болезни находили на том озере. И с Божиею помощью никто никогда не обретал рыбы в озере том. Но те невежи, которые приходили на озеро без Божией помощи, а с колдовством, всегда здоровы бывали и много рыбы ловили.

Преподобный же Герасим сия слышав и оскорбися зело. И много своих ловцов посылаше з Божиею помощию, такоже им мечты бываше — ничтоже и николиже имаше рыб, но токмо пакости приемлюще многи. Преподобный же на долго время о сем моля Бога со многими слезами, дабы победил мечты вражия, и восхотѣ преподобный сам итти на езеро то с ловцы монастырскими. И повелѣ в церкви пѣти молебен, сам же преподобный много моляся со многими слезами, и в нощи той моляся Богу, а наутрие итти ко езеру.

Преподобный Герасим, узнав об этом, очень огорчился. Много своих ловцов посылал он с Божией помощью, но и с ними также случались наваждения — никогда не могли они наловить нисколько рыбы, а только напасти испытывали многие. Долго преподобный со многими слезами молил Бога о том, чтобы победить козни дьявольские, и захотел он сам идти на озеро то с ловцами монастырскими. Повелел преподобный петь в церкви молебен, а сам долго со слезами молился, и ночью молился Богу перед тем, как наутро идти к озеру.

Бѣ же близ езера того монастырская весь, Абрамово зовомо. И абие в нощи той слышаху жители веси тоя во озере шум велик зело и вопль, и стонание необычно и ужасошася велми, яко преже того не слышавше нигдѣже такова шума и кричания. Наутрия же бысть день той тих и красен зело от утра и до вечера. Преподобный же Герасим приде с ловцы своими и виде в той час во езере том волнение зелное, а вѣтру не бывшу в том часѣ. Святый же, став у езера того, нача молитву творити на долгъ час со многими слезами. По совершении молитвы преподобного бысть звук во езере том, и аки гром страшен возгремѣ на многъ час, яко всѣмъ ту сущим устрашитися от зелнаго гремения. И абие пойде гром той изо озера вниз по рѣчке той, яже течет сквозь езеро то Абрамовское. Преподобный же паки начат молитися со слезами. И потом бысть тишина велия во езере том. Преподобный же возрадовася велми, благодаряше Бога, прогнавшаго мечты вражия, и призывая Бога на помощь, и повелѣ ловцем своим во езере неводы метати. И бысть ловитва стройна, и уловиша рыб множество безчисленно. И оттуды преста конечно волнение, мечтание вражие во езере том — молитвами преподобного Герасима и з Божиею помощию ловяхуть рыбу на монастырь доволно, и никакоже пакости и до сего дня не бысть запрещением святого.

Неподалеку же от того озера было монастырское село, называемое Абрамово. И той ночью вдруг услышали жители этого села в озере сильный шум, вопль и стоны необычные и очень испугались, ибо прежде нигде не слыхали такого шума и крика. Наутро же было тихо, и день был хороший с утра и до вечера. Пришел преподобный Герасим с ловцами своими и увидел на озере сильное волнение, хотя ветра в тот час не было. Тогда святой, встав у озера, стал молиться долго со слезами. И после завершения молитвы преподобного был шум в озере, и будто страшный гром гремел долго, так что все, кто там находился, испугались сильного грома. И вдруг пошел этот гром из озера вниз по речке той, которая течет через то Абрамовское озеро. Тогда преподобный опять стал молиться со слезами. И после этого настала тишина великая в озере том. Возрадовался преподобный очень и восславил Бога, прогнавшего козни дьявольские, и, призывая Бога на помощь, велел ловцам своим в озере неводы бросать. И была ловля благополучна, и наловили бесчисленное множество рыбы. С тех пор прекратилось навсегда волнение и козни дьявольские на озере том — молитвами преподобного Герасима и с Божией помощью ловят на монастырь рыбы довольно, и никаких наваждений не бывает до сего дня запрещением святого.

Сказание вкратце о Сверковомъ монастырѣ[24] и о боярине о Якове Салтыкове[25]

Краткое сказание о Свирковом монастыре и о боярине Якове Салтыкове

Обычай убо имѣя преподобный Герасим по пустыням ходити, занеже безмолвию ревнитель. Ходяй же по пустыням, обрете не в проходимом лесу мѣсто на рекѣ на Днепрѣ при болшей дороге, зовомыи Сверковы Луки, ростояние имѣя от Болдина монастыря сорок верстъ, а от Дорогобужа сухим путем трицать верстъ вниз по рекѣ Днепру. Мѣсто невелико, окатно; преже бо того бысть в литовщину[26] ту монастырекъ особной,[27] толко двѣ кѣлии, и выше того на другой сторонѣ реки Днепра — другой монастырек, особной же. И как государю Богъ поручил грады Дорогобуж и великий град Смоленескъ, и тѣмъ мѣстом почал владѣти государевъ боярин и воевода Яков Ондрѣевич Салтыков. Преподобный же Герасим обрете и возлюби мѣсто то, занеже потребно есть монастырь устроити. И повѣдаша преподобному, како тот государевъ боярин, Яков Андрѣевичь Салтыков, ѣздит тѣшитися на звериную ловлю по обычаю своему, как у них обычай имат, бѣ бо лѣсъ пустыня непроходимая, угодно добрѣ к ловитве звериной. И егда лучашеся ему на пустыни той ловитвы ради обночитися, он же заѣхав во особнячок тот, в трапезу монастырка того, начевати, и с собаками, занеже мѣсто пусто, добрѣ стати нѣгде. Преподобный же услыша такое дѣло и оскорбися велми, яко таковый великий боярин в православной вѣре нечестивых дѣло творяше — с собаками в трапезе начевати.

Был у преподобного Герасима обычай ходить по безлюдным местам, ибо любил он безмолвие. И вот, ходя по пустыням, обрел он в непроходимом лесу на реке Днепре при большой дороге место, называемое Свирковы Луки, было оно в сорока верстах от Болдина монастыря, а от Дорогобужа сухим путем в тридцати верстах вниз по реке Днепру. Место небольшое, с покатыми склонами к реке; прежде, в литовщину, был здесь монастырек особный, только две кельи, а на другой стороне Днепра выше по реке — еще один монастырек, тоже особный. С тех пор как Бог поручил государю город Дорогобуж и великий град Смоленск, той землей стал владеть государев боярин и воевода Яков Андреевич Салтыков. Преподобный же Герасим обрел место это и полюбил его, ибо пригодно оно было для строительства монастыря. И поведали преподобному, как тот государев боярин, Яков Андреевич Салтыков, ездит развлекаться на звериную ловлю по своему обыкновению, как имеют обычай бояре, ибо были там леса непроходимые, весьма подходящие для охоты на зверей. И когда случалось ему на охоте в тех местах ночевать, он, заехав в особный этот монастырек, ночевал в монастырской трапезной, прямо с собаками, потому что место там безлюдное, как следует остановиться негде. Услышав о таком деле, преподобный сильно огорчился, что такой великий боярин, будучи православным, поступает, как нечестивый, — с собаками в трапезной ночует.

Святый же возгорѣся духом о благочестии, начат строить монастырь на том мѣсте. И како имам подробну писати, каковы скорби подъят преподобный от того боярина, многими обычаи покушашеся отогнати от мѣста того, надеяся силе своей! Святый же глаголаше болярину тому: «Богом и государем почтен еси, подобает ти благочестию дѣлателю быти, а не нечестию. Тако убо нечестивии творят, ты убо крестиянин, подобает ти быти в дѣлех християнину. Разумѣй, что пророкъ Давыд[28] глаголет: „Человекъ, в чести сый, не разумѣ, приложися скотом несмысленным и уподобися им”».[29] И паки глагола преподобный: «Силный и силнейши истязан будет.[30] Вам же подобает царским жалованием доволным быти помѣстием, а то земля государева, а не твоего помѣстия». И Яков же Салтыков но и паче разгорѣся и, надѣяся величеству своему, всякими обычаи нанося преподобному всякия скорби, чтобы его согнати с мѣста того и владѣти мѣстом тѣмъ.

И возгорелся духом святой, желая утвердить благочестие, и начал он строить на том месте монастырь. Как смогу подробно написать я о том, какие страдания испытал преподобный от того боярина, ибо многими способами пытался он прогнать святого с того места, надеясь на силу свою! Святой же говорил тому боярину: «Бог и государь удостоили тебя чести, и должен ты быть творцом благочестия, а не нечестия. Ибо так только нечестивые поступают, а ты христианин, и следует тебе быть в делах твоих христианином. Уразумей, что сказал пророк Давид: „Человек, в почести пребывающий, но не разумеющий, причисляется к животным неразумным и уподобляется им”». И еще сказал преподобный: «Сильный сильнее и испытан будет. Вы же должны быть довольны пожалованным вам царем поместьем, а это земля государева, а не твоего поместья». И еще больше разгневался Яков Салтыков и, надеясь на могущество свое, стал всеми средствами причинять преподобному всякие беды, чтобы прогнать его с места того и самому этой землей владеть.

Преподобный же Герасим, о благочестии подвизаяся, разгорѣся Святым Духом, глаголаше: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать».[31] Поиде к Москве и возвести благочестивому царю государю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Руси на того боярина и воеводу, на Якова Ондрѣевича Салтыкова, о нечестии его. Благовѣрный же царь, сияя благочестием, слышав таковая о нечестии того боярина, и государь царь велми браняше. Преподобному же на том мѣсте повелѣ благочестивый царь государь монастырь поставити и грамоту свою царскую повелѣ дати, что к тому мѣсту бысть угодия. Преподобный же оттоле Богу помогающу и строя монастырь, церковь постави во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, честного и славнаго ея Введения, и теплую церковь постави с трапезою во имя святого чюдотворца Николы, и кѣлии поставив, и вся благолѣпно устроив, якоже и в прочих общежителных мѣстех бываше, и братию собра.

Преподобный же Герасим, ратуя за благочестие и наполняясь Святым Духом, говорил: «Господь от гордых отвращается, смиренным же дает благодать». Пошел он в Москву и возвестил благочестивому государю царю всея Руси и великому князю Ивану Васильевичу о том боярине и воеводе, Якове Андреевиче Салтыкове, о беззаконии его. И благоверный царь, сияющий благочестием, услышав такое о беззаконии того боярина, порицал его сильно. Преподобному же повелел благочестивый царь государь на том месте монастырь ставить и грамоту свою царскую повелел дать о прилегающих угодьях. И с тех пор преподобный с Божией помощью стал строить монастырь, церковь поставил во имя честного и славного Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и теплую церковь с трапезной во имя святого чудотворца Николы, также и кельи поставил, и все благолепно устроил, как и в других общежительных обителях бывало, и братию собрал.

Боярин же той, Яков Салтыков, по преставлении преподобного Герасима остави мир и все богатество, и раб своих надели и отпусти их, и пострижеся в монастырѣ Живоначалныя Троица в Болдине, и поживе во всяком благочестии, исповѣдании. Исповѣдание же его бысть сицево до скончания живота его. Егда в церковь на пѣние, прежи прихождаше ко гробу преподобного и глаголаше сице со многими слезами и воздыханием молитва преподобному: «Отче Герасиме, прости мя Бога ради, еже согреших к Богу и к тебѣ, прогнѣвах тя и раздражих зело, и великии скорби нанесох ти, но ты то претерпѣ, ныне имѣеши дерзновение к Богу много — помолися о мнѣ, грѣшнем». И сия глаголя, слезы от очию его, аки источники, течаху, яко всех видящих слезами своими сокрушаше, и плачася на долгъ час и время, яко и землю слезами своими мочаше. Поживе же в добрѣ исповѣдании и преставися с миром, и погребен бысть близ гроба преподобного Герасима чюдотворца.

Боярин же тот, Яков Салтыков, после преставления преподобного Герасима оставил мир и все свое богатство, отпустил рабов своих, наградив их, и постригся в монастыре Живоначальной Троицы в Болдино, где и жил во всяческом благочестии и покаянии. Покаяние же его было до конца жизни такое. Когда приходил он в церковь на службу, прежде всего шел ко гробу преподобного и говорил со вздохом и слезами молитву преподобному: «Отец Герасим, прости меня Бога ради, что согрешил я пред Богом и тобою, разгневал тебя и огорчил сильно, и многие беды причинил тебе, ты же все это претерпел и ныне можешь просить у Бога многое — помолись о мне, грешном». И когда он так говорил, слезы из очей его ручьями текли, слезами своими сокрушал он сердца всех, видевших это, и плакал он долгое время, так что и землю орошал слезами. Пожил он в истинном покаянии и преставился с миром, и погребли его близ гроба преподобного Герасима чудотворца.

Сицеви убо труды преподобного Герасима, сицево страдание, яже подъят по различным мѣстом. И егда созда по пустыням монастыри и во граде в Вязме, и братию собра, и весь чин монастырский устрои, якоже подобает во общеживущих монастырех: в Вязме убо на посаде устроися монастырь чюдне, и братию собра числом до четыредесяти и двою, и постави им игумена ото ученик своих, имянем Семена;[32] и в пустыни на Брынском лесу на Жиздре рекѣ такоже устроив чюдне, и братию собра числом тому же подобно, и преда ученику своему, имянем Петру Коростелеву; и такоже устроив чюдне в пустыни во Сверковых Луках, и братию собра числом до тридесяти и пяти, и предав ученику своему, имянем Сергию.

Таковы труды преподобного Герасима, таковы страдания, испытанные им в разных местах. И когда создал преподобный по пустыням и в городе Вязьме монастыри, тогда и братию собрал, и весь порядок монастырский устроил, как подобает в общежительных монастырях: в Вязьме на посаде устроил монастырь чудесно и братию собрал числом до сорока двух, и поставил им игумена из учеников своих, именем Семена; в пустыни в Брынском лесу на Жиздре реке также монастырь устроил чудесно и братии собрал столько же числом, и поручил ученику своему, именем Петру Коростелеву; также чудесно устроил все и в пустыни в Свирковых Луках, братию собрал числом до тридцати пяти и поручил их ученику своему, именем Сергию.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!