Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой 8 страница



И стали приходить к нему монашествующие братья, желая вместе с ним жить. Преподобный же говорил им: «Братья, видите, Господне место пусто, отовсюду беды, отовсюду недостатки — чего ни помяни, того нет. Как будете терпеть находящие беды на месте этом безлюдном?» Они же отвечали: «Святой отец, молим твою святость — только не изгоняй нас от себя. С молитвами святыми твоими помогающими сможем терпеть». И тогда преподобный с радостью принимал их, как Богом посланных. И стал преподобный труды к трудам прилагать и подвиги к подвигам: начали лес рубить и кельи ставить. Лес же носили на плечах своих сам преподобный и вся братия. Преподобный же всякое дело прежде всех начинал с молитвой и слезами и основал этот монастырь многими слезами и пбтом своим.

По мале же времяни поставиша церковь теплую с трапезою во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородица, честного и славнаго ея Введения. Пребываше же преподобный в нощи убо на бдѣнии в слезах, во дни же на трудех на строении монастырском, овогда на братию меляше и хлѣбы печаше, и воду и дрова сам на раму своею ношаше в пекарню и в поварню, и сочиво на братию варяше, и свитки на братию мыяше, и около болных работаше, и на прочих трудех безпрестани пребываше в нощи и во дни; мало же сна приимаше, стоя или седя, на ребрѣх же своих не опочиваше до конца жития своего; и ко всѣмъ имѣя любовь велию, к посту же убо и к труду крѣпокъ добрѣ и силен. И начаша многия христолюбцы посещати преподобнаго, и много потребная подавающе на строение монастырское, и пищу подаваше доволну братии. И тако день от дне распространяшеся монастырь благодатию Христовою и молитвами преподобнаго отца нашего Герасима. Понеже убо яже слышахом о скорбѣхъ преподобнаго, и мало нѣчто написахом, и елико возмогохом, обаче же ни сие умолчано будет, еже дарует Богъ угодником своим, работающим Ему всѣмъ сердцем, еже сам рече Господь: «Славящая мене прославлю».[14]

Через некоторое время поставили теплую церковь с трапезной во имя честного и славного Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И пребывал преподобный Герасим ночью на бдении в слезах, днем же в трудах на строительстве монастырском, иногда на братию зерно молол и хлебы пек, а воду и дрова сам на плечах своих носил в пекарню и в поварню, еду на братию варил, одежду стирал, за больными ходил и на прочих работах беспрестанно пребывал ночью и днем; спал же мало, и то стоя или сидя, а лежа не почивал до конца жизни своей; и ко всем имел любовь великую, на пост же и труд крепок был и силен. И начали многие христолюбивые люди посещать преподобного, подавая нужное на строение монастырское, и пищи братии довольно подавали. И так день ото дня рос монастырь благодатию Христовой и молитвами преподобного отца нашего Герасима. Хотя немного мы написали, насколько смогли, о страданиях преподобного, как слышали о них, однако пусть не будет сокрыто то, что дарует Бог угодникам своим, служащим ему всем сердцем, как сам Господь сказал: «Славящих меня прославлю».

О украдении монастырских лошадей

О краже монастырских лошадей

Бысть убо во дни тыи у преподобнаго на послужение братии двое лошадей токмо. Мимоходящии же путем тѣмь и украдоша тѣ лошади и поѣхаша путем прочь. Приставленый же брат, много поискавъ, и не обрете лошадей. Мимоѣздяи же повѣдаша ему, яко стрѣтиша на таковых лошадех дву человекъ, бегуще скоро от монастыря путем. Брат же оскорбися велми, хотя вслѣдъ их гнати, но нѣ на чем, а пѣшему не догнати; паче же бояся старца, без его вѣдома гнати. И приде к старцу Герасиму уныв, и бояся исповѣдати старцу. Святый же, видевъ его унывша, и разумѣ бывшее, глагола брату: «Брате, не скорби, ни унывай о сем. Попомни, брате, Иева праведнаго, глаголюща: „Богъ дал — Богъ и взял”».[15] Брат же, разумѣв, яко глагола ему о погибших, и удивися о сем, како святый уразумѣ, аки кто же ему повѣда о том, — и паде на ногу преподобнаго, прощения прося. Святый же прости его. Брат же прошаше у преподобнаго благословения гнати за татьми. Преподобный же глаголаше: «Брате, гонящей убо бежащаго не постигнет, бежащии же гонящаго в сий час постигнут вскоре». Брат же усумнѣся о сем, и не разумѣ, еже глагола святый, воспросити же не смѣяше.

Было в те дни у преподобного и братии для работы только две лошади. Проходившие же мимо по дороге люди украли тех лошадей и уехали прочь. Брат, которому были поручены лошади, долго искал их и не нашел. Проезжавшие же мимо поведали ему, что встретили на таких лошадях двух человек, быстро ехавших по дороге от монастыря. Брат очень огорчился, ибо хотел пуститься им вслед, но было не на чем, а пешему не догнать; кроме того, боялся он старца, без его ведома отправиться в погоню. И пришел он к старцу Герасиму удрученный, боясь поведать ему обо всем. Святой же, увидев опечаленного брата, понял, что произошло, и сказал ему: «Брат, не скорби и не печалься об этом. Вспомни, брат, Иова праведного, сказавшего: „Бог дал — Бог и взял”». Брат, уразумев, что старец говорит ему о пропавшем, удивился тому, как святой узнал об этом, словно кто то ему поведал обо всем, — и пал к ногам преподобного, прося прощение. И простил его святой. Тогда брат стал просить у преподобного благословения пуститься в погоню за ворами. Преподобный же сказал: «Брат, догоняющий убегающего не настигнет, убегающие же догоняющего достигнут вскоре». Брат же недоумевал, не понимая, о чем ему сказал святой, спросить же не посмел.

По трех убо днех по проречению преподобного бежащии они татие постигоша в монастырь на тех лошадех и, притекше к преподобному, падше на ногу его, прощения просяще, глаголя: «Отче святый, прости нас Бога ради, согрешихом пред тобою — украдохом лошади твоѣ. И много трудихомся, три дни и три нощи, хотяще отъѣхати от тебе, и не возмогохом. И уже от глада изнемогохомъ, и разумѣхом, яко молитва твоя не отпустит нас от тебе, и возвратихомся к тебѣ. Возми убо свое и нас отпусти Бога ради». Старец же наказав их чюжаго не взимати, но от своих трудов доволным быти и праведным имѣнием владѣти, и дав имъ потребная доволно, и отпусти их с миром. Они же идоша в путь свой, радуяся и славя Бога, и преподобнаго отца Герасима кротости и милосердию дивящеся.

А через три дня по пророчеству преподобного убегавшие те воры прибыли в монастырь на тех лошадях, пришли к преподобному, пали к ногам его и, прося прощения, сказали: «Святой отец, прости нас Бога ради, согрешили мы пред тобой — украли лошадей твоих. Три дня и три ночи изо всех сил старались мы отъехать от тебя и не смогли. Уже изнемогши от голода, поняли мы, что молитва твоя не отпустит нас от тебя, и возвратились к тебе. Возьми свое и отпусти нас Бога ради». Старец же наказал им чужого не брать, а довольствоваться тем, что получено своим трудом, и честно нажитым имением владеть, дал им все необходимое и отпустил их с миром. И пошли они своей дорогой, радуясь, славя Бога и удивлялись кротости и милосердию преподобного отца Герасима.

О преподобнем отцѣ нашемъ Герасиме

О преподобном отце нашем Герасиме

Ниже сие умолчано будет о преподобнем Герасиме.

Пусть и это не сокрыто будет о преподобном Герасиме.

Бысть убо нѣ в кое время преподобному идущу в Переславль град Залѣский, в Данилов монастырь, посетити братию. Идущу же ему путем, а с ним три ученика его, с ними же точию едина лошадь в санех. Обычай же бѣ преподобному Герасиму всегда пѣшу ходити, аможе потреба будетъ, на конех же никакоже не ѣздяше до скончания живота своего, бѣ убо крѣпокъ и силен велми, якоже выше рекохом. Ученицы же его трие отсташа на лошади подалее от преподобного. Идущу же ему в Переславской области, хотя нѣкую весь минути путем своим. И абие обыдоша его пси мнози, хотяху его разтерзати. Людие же веси тоя, стояще, смеяхуся и ругающеся преподобному, и понужающе псов своих на преподобного. Ученицы же его едва наѣхаша на нь и начаша бранити людем тѣмъ, глаголюще: «Что тако творите?» Святый же запрети учеником своим, глаголя: «Чада, не браните, не видят бо ся, что творятъ». И глагола преподобный людем тѣмъ: «Господие, увидите, яко не от нас убо насытятся пси ваши, но от скот ваших, и сий смѣхъ вашъ обратится на плачь по сих ваших». Они же, несмыслении, мечуще на святого укоризны и поругание. Преподобный же Герасимъ иде в путь свой со ученики своими, и абие по отшествии преподобнаго в веси той внезапу вси скоти их изомроша. И уразумѣша, что бяше им глагола преподобный, и начаша каятися о согрешении своем ко преподобному.

Пошел однажды преподобный в город Переславль Залесский, в Данилов монастырь, навестить братию. Шел он по дороге, а с ним три ученика его, и была у них только одна лошадь с санями. Имел преподобный Герасим обыкновение всегда пешком ходить, куда нужно было, на лошадях же никогда он не ездил до скончания дней своих, ибо был он крепок и силен, о чем мы и прежде сказали. А три ученика его на лошади отстали и ехали в отдалении от преподобного. И когда шел он уже по Переславской земле, проходил он одно селение по пути. И вдруг обступило его множество псов, готовых его растерзать. Жители же селения того стояли, смеясь и оскорбляя преподобного, и натравливали псов своих на него. Ученики преподобного, как только доехали до него, стали укорять тех людей, говоря: «Зачем так делаете?» Святой же запретил ученикам своим, сказав: «Чада, не браните их, ибо не ведают они, что творят». И сказал преподобный тем людям: «Хозяева, увидите сами, что не нашей плотью насытятся псы ваши, но вашей домашней скотиной, и этот смех ваш обратится в плач о том, что делают ваши псы». Они же, неразумные, бросали преподобному укоры и оскорбления. А преподобный Герасим продолжил путь с учениками своими, и тотчас же по отшествии преподобного в селении том вдруг вся домашняя скотина пала. И поняли тогда жители, что им сказал преподобный, и начали раскаиваться в согрешении своем.

Преподобный же пребысть в Данилове монастырѣ время доволно и паки пойде во свой ему монастырь. И приближающися к веси той, в нейже пси хотяще его разтерзати, людие же увидевше издалеча преподобного Герасима, изыдоша во стрѣтение ему з женами и з детми и падоша на ногу святого со слезами, глаголюще: «Отче святый, прости нас Бога ради, грѣшных. Согрешихом предтобою во оно время безумием своим». И повѣдаша преподобному случьшаяся скотом и псом их. Преподобный же прости их и наказав их ктому не глумитися иноческому чину и не укоряти, и не поношати, — «Да паки умножатся вам скоти ваши паче прежняго».

Преподобный же, пробыв в Даниловом монастыре достаточное время, пошел назад в свой монастырь. И когда подходил он к тому селению, в котором псы хотели его растерзать, жители, издалека увидев преподобного Герасима, вышли навстречу ему с женами своими и детьми, и пали к ногам святого со слезами, и сказали: «Святой отец, прости нас, грешных, Бога ради. Согрешили мы пред тобою тогда из за безумия своего». И поведали преподобному все, что случилось с их скотиной и собаками. Преподобный же простил их и дал им наказ впредь не оскорблять иноческий чин, не укорять и не унижать, (и прибавил): «И тогда еще больше прежнего будет у вас скота».

Паки же нѣ в кое время преподобный Герасим посла инѣхъ ученикъ своих в Данилов монастырь нѣкоего ради орудия. И случися им в той же веси препочити. Людие же тѣ покоиша их добрѣ и почесть им воздаша велию, и повѣдаша им подробну вся сия о преподобнем. И отпустиша их, с великою радостию глаголюще: «Господие наши, повѣдайте старцу вашему о нас, яко дарова нам Богъ его молитвами умножение скотом и всякого обилия паче перваго». Ученицы же, пришедше в монастырь, повѣдавше преподобному. Преподобный же запрети им и не повелѣ повѣдати никомуже. Они же тогда умолкоша, по преставлении же преподобного вся сказаше и дивишася, како Богъ творит полезная угодники своими.

Однажды преподобный Герасим послал других своих учеников опять в Данилов монастырь по некоему делу. И случилось им в том же селении заночевать. Жители же те приняли их хорошо, почесть великую им воздав, и поведали им подробно все это о преподобном. Провожая же их, с великой радостью сказали: «Господа вы наши, расскажите старцу вашему о нас, что даровал нам Бог его молитвами умножение скота и изобилие всего больше прежнего». И ученики, придя в монастырь, поведали преподобному. Преподобный же велел им никому ничего не рассказывать. И они тогда об этом умолчали, а после преставления преподобного все рассказали, удивляясь, какие Бог творит полезные дела угодниками своими.

О обретении татьбѣ нѣкоему селянину

О том, как некий поселянин обрел украденное у него

Бысть в нѣкое время, в не же землю воздѣловаху ради плодов житных, и украдоша у нѣкоего селянина во области монастырской трое лошадей. И много ему ищущу по лесом и по полем, и по многим мѣстам и не обретше, и бывшу ему в велицей печали, понеже нивы его не воздѣланы суть, и монастырския нивы такоже, еже ему уреченное дѣло. Он же о сем горко плакаше, розмышляше в собѣ, глаголя: «Чѣмъ хощу дѣлати монастырское и свое, чѣм впредки питатися!» Сице ему скорбящу и в недоумѣнии ходящу, и въ седмый день по украдении лошадей тѣхъ притече ко преподобному Герасиму и припаде к ногама его, плачася, и повѣда святому случишаяся ему. Старец же не поскорбѣ о том нимало и рече ему: «Человече, не скорби о сем, тлѣнном, ни о чем, но скорби о гресех своих и пекися о спасении душа своея, и остави всяку неправду, и буди нищелюбив, и молися Богу и Пречистой Богородице, и о всем возложи упование на Бога и на Пречистую Богородицу, и призывай на помощь преподобного отца нашего Сергия чюдотворца, — и утѣшит тя Богъ от скорби сея. Иди с миром в дом свой и обрящеши свое». Он же иде в дом свой.

Однажды, в то время, когда возделывают землю, чтобы сеять хлеб, украли у одного крестьянина из монастырской вотчины трех лошадей. Долго искал он лошадей по лесам, полям и многим другим местам и не нашел, и был в великой печали, потому что нивы его остались невозделанными, также и монастырские нивы, назначенные ему на обработку. И горько плакал крестьянин об этом, размышляя про себя: «Как теперь я буду делать монастырскую работу и свою и чем впредь кормиться!» Так он сокрушался, пребывая в растерянности, и на седьмой день после кражи лошадей пришел он к преподобному Герасиму, припал к ногам его, плача, и поведал святому о случившемся с ним. Старец же нисколько не огорчился и сказал ему: «Человек, не скорби ни о чем этом, тленном, но скорби о грехах своих и заботься о спасении души своей, оставь всякую неправду, будь нищелюбив, молись Богу и Пречистой Богородице, возложи надежды все на Бога и на Пречистую Богородицу и призывай на помощь преподобного отца нашего Сергия чудотворца, — и избавит тебя Бог от скорби этой. Иди с миром в дом свой и обретешь свое». И отправился поселянин домой.

Идущу же ему по пути лѣсом, и узрѣ против себе ѣдущи дву человекъ на его краденых лошадех. И абие сметавшеся с лошадей, скоро противу его течаху. Он же устрашися их, мня, яко хотят его убити. Татие же, пришед, поклонишася ему до земля, глаголя: «Человече, прости нас Бога ради, яко украдохом у тебя лошади сия. И много трудиховеся седмь дней, хотѣхом вдаль ѣхати от мѣста сего, и не возмогохом, и пути не обретохом, — возбраняюще нам молитва старца вашего. Человече, возьми свое и отпусти нас». Он же с радостию взят лошади свои и смирися с ними. Татие же идоша в путь свой стройне, дивишася и блажаще старца.

Когда же шел он по дороге лесом, вдруг увидел двух человек, ехавших ему навстречу на украденных его лошадях. Вдруг сошли они с лошадей и быстро направились к нему. Испугался поселянин, решив, что они хотят убить его. Воры же, приблизившись, поклонились ему до земли и сказали: «Человек, прости нас Бога ради за то, что украли мы у тебя этих лошадей. Семь дней мы изо всех сил старались, чтобы уехать подальше от этого места, и не смогли, и дороги не нашли, — запрещает нам молитва старца вашего. Человек, возьми свое и отпусти нас». И поселянин с радостью взял своих лошадей и помирился с этими людьми. И пошли воры своей дорогой беспрепятственно, удивляясь и восхваляя старца.

Человек же той с великою радостию возвратися к старцу Герасиму, глаголя: «Отче святый, по проречению твоему обретох лошади». И сказа все по ряду, како бысть и како татие пути не обретоша седмь дни. И начят селянин с великою радостию блажити старца. Преподобный же, ненавидя славы человеческия, глаголя: «Человече, прелстился еси, — како единому дву одолѣти?» Он же наипаче клятвою глаголати, яко тако бысть. Старец же запретив ему много никомуже повѣдати сего, глаголя: «Аще сия кому повѣдаеши, велию беду к себѣ наведеши». Он же убоявся и отъиде в дом свой, радуяся и славя Бога, и втайне блажаше преподобного Герасима.

А поселянин с великой радостью возвратился к старцу Герасиму и сказал: «Святой отец, по пророчеству твоему обрел я лошадей своих». И рассказал по порядку все, как было и как воры не могли найти дороги семь дней. Затем стал крестьянин с великой радостью восхвалять старца. Преподобный же, ненавидя славу человеческую, сказал: «Человек, обманулся ты, — как один может двоих одолеть?» Поселянин же еще более с клятвами стал заверять, что так и было. Тогда старец строго наказал ему никому про это не рассказывать и сказал: «Если кому нибудь поведаешь про это, большую беду на себя наведешь». И, устрашенный, ушел поселянин домой, радуясь и славя Бога, втайне прославляя преподобного Герасима.

О Предотечеве монастырѣ[16] в Вязме и о посланице цареве

О Предтеченском монастыре в Вязьме и о царском посланнике

Бывшу нѣкогда преподобному Герасиму во граде в Вязме, строящу ему монастырь Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и Усекновение честныя главы святого и славнаго пророка и Предтечи Иванна.

Пребывал некогда преподобный Герасим в городе Вязьме, ибо строил он там монастырь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Усекновения честной главы святого и славного пророка Иоанна Предтечи.

Воспомянем же нѣчто мало, что бысть прежде того на мѣсте том. Бысть убо мѣсто то пусто, лѣсъ, зовомый Олешняго, на рѣчке на Бебреи. Бѣ же на мѣсте том преже сход корчемником и зерныциком, и блудником, и съѣздъ разбойником, и прочим играм бѣсовским, и душегубство великое, и убийство, и кровопролитие.[17] Аще убо подробну начну писати, что бысть на мѣсте том и каковы скорби подъят преподобный сей муж, то постигнет мя лета повести дѣюще. Но мало нѣчто реку на увѣрение и на ползу слышащим.

Вспомним же немного о том, что было прежде на месте этом. А было это место безлюдное — лес, называемый Олешник, на речке Бебри. И собирались там прежде барышники, игроки в кости, блудники, сходились разбойники, и были там игры бесовские, душегубство великое, убийство и кровопролитие. Если подробно начну писать о том, что было на этом месте и какие страдания пережил преподобный сей муж, то не хватит мне дней моих, чтобы окончить повесть. Поэтому только немного расскажу на уверение и на пользу слышащим.

Устроил бо бѣ преподобный Герасим около монастыря того слободку, с нея же никоторыя царския подати не даяше царским жалованием, ни намѣстники, ни посланики царския ни в чем не вступаютца. Бысть же в Вязме нѣкто царской посланик о цареве дѣле[18] до всего града, и восхотѣ ту монастырскую слободку привлещи к посаду в царском дѣле. Емше же от жителей тоя слободки и повелѣ их бити. Преподобный же Герасим посла к нему с великим молением о сем с любовию и смирением. Он же, свирѣпъ, старцовых послаников отосла бездѣлны, и старца поношаше и укоряя, жителей же слободки тоя повелѣ бити без милости, ругающеся преподобному и укоряюще. Пришедше же послании в монастырь и повѣдаша преподобному свирѣпство и немилосердие посланничие. Преподобный же рече: «По мале убо имамы здѣ видетися с ним, ту и оправдимся». И паки посла к нему преподобный с молением, сам же святый ста на молитве на долгъ час плачася.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!