Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой 10 страница



И возгорелся духом святой, желая утвердить благочестие, и начал он строить на том месте монастырь. Как смогу подробно написать я о том, какие страдания испытал преподобный от того боярина, ибо многими способами пытался он прогнать святого с того места, надеясь на силу свою! Святой же говорил тому боярину: «Бог и государь удостоили тебя чести, и должен ты быть творцом благочестия, а не нечестия. Ибо так только нечестивые поступают, а ты христианин, и следует тебе быть в делах твоих христианином. Уразумей, что сказал пророк Давид: „Человек, в почести пребывающий, но не разумеющий, причисляется к животным неразумным и уподобляется им”». И еще сказал преподобный: «Сильный сильнее и испытан будет. Вы же должны быть довольны пожалованным вам царем поместьем, а это земля государева, а не твоего поместья». И еще больше разгневался Яков Салтыков и, надеясь на могущество свое, стал всеми средствами причинять преподобному всякие беды, чтобы прогнать его с места того и самому этой землей владеть.

Преподобный же Герасим, о благочестии подвизаяся, разгорѣся Святым Духом, глаголаше: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать».[31] Поиде к Москве и возвести благочестивому царю государю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Руси на того боярина и воеводу, на Якова Ондрѣевича Салтыкова, о нечестии его. Благовѣрный же царь, сияя благочестием, слышав таковая о нечестии того боярина, и государь царь велми браняше. Преподобному же на том мѣсте повелѣ благочестивый царь государь монастырь поставити и грамоту свою царскую повелѣ дати, что к тому мѣсту бысть угодия. Преподобный же оттоле Богу помогающу и строя монастырь, церковь постави во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, честного и славнаго ея Введения, и теплую церковь постави с трапезою во имя святого чюдотворца Николы, и кѣлии поставив, и вся благолѣпно устроив, якоже и в прочих общежителных мѣстех бываше, и братию собра.

Преподобный же Герасим, ратуя за благочестие и наполняясь Святым Духом, говорил: «Господь от гордых отвращается, смиренным же дает благодать». Пошел он в Москву и возвестил благочестивому государю царю всея Руси и великому князю Ивану Васильевичу о том боярине и воеводе, Якове Андреевиче Салтыкове, о беззаконии его. И благоверный царь, сияющий благочестием, услышав такое о беззаконии того боярина, порицал его сильно. Преподобному же повелел благочестивый царь государь на том месте монастырь ставить и грамоту свою царскую повелел дать о прилегающих угодьях. И с тех пор преподобный с Божией помощью стал строить монастырь, церковь поставил во имя честного и славного Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и теплую церковь с трапезной во имя святого чудотворца Николы, также и кельи поставил, и все благолепно устроил, как и в других общежительных обителях бывало, и братию собрал.

Боярин же той, Яков Салтыков, по преставлении преподобного Герасима остави мир и все богатество, и раб своих надели и отпусти их, и пострижеся в монастырѣ Живоначалныя Троица в Болдине, и поживе во всяком благочестии, исповѣдании. Исповѣдание же его бысть сицево до скончания живота его. Егда в церковь на пѣние, прежи прихождаше ко гробу преподобного и глаголаше сице со многими слезами и воздыханием молитва преподобному: «Отче Герасиме, прости мя Бога ради, еже согреших к Богу и к тебѣ, прогнѣвах тя и раздражих зело, и великии скорби нанесох ти, но ты то претерпѣ, ныне имѣеши дерзновение к Богу много — помолися о мнѣ, грѣшнем». И сия глаголя, слезы от очию его, аки источники, течаху, яко всех видящих слезами своими сокрушаше, и плачася на долгъ час и время, яко и землю слезами своими мочаше. Поживе же в добрѣ исповѣдании и преставися с миром, и погребен бысть близ гроба преподобного Герасима чюдотворца.

Боярин же тот, Яков Салтыков, после преставления преподобного Герасима оставил мир и все свое богатство, отпустил рабов своих, наградив их, и постригся в монастыре Живоначальной Троицы в Болдино, где и жил во всяческом благочестии и покаянии. Покаяние же его было до конца жизни такое. Когда приходил он в церковь на службу, прежде всего шел ко гробу преподобного и говорил со вздохом и слезами молитву преподобному: «Отец Герасим, прости меня Бога ради, что согрешил я пред Богом и тобою, разгневал тебя и огорчил сильно, и многие беды причинил тебе, ты же все это претерпел и ныне можешь просить у Бога многое — помолись о мне, грешном». И когда он так говорил, слезы из очей его ручьями текли, слезами своими сокрушал он сердца всех, видевших это, и плакал он долгое время, так что и землю орошал слезами. Пожил он в истинном покаянии и преставился с миром, и погребли его близ гроба преподобного Герасима чудотворца.

Сицеви убо труды преподобного Герасима, сицево страдание, яже подъят по различным мѣстом. И егда созда по пустыням монастыри и во граде в Вязме, и братию собра, и весь чин монастырский устрои, якоже подобает во общеживущих монастырех: в Вязме убо на посаде устроися монастырь чюдне, и братию собра числом до четыредесяти и двою, и постави им игумена ото ученик своих, имянем Семена;[32] и в пустыни на Брынском лесу на Жиздре рекѣ такоже устроив чюдне, и братию собра числом тому же подобно, и преда ученику своему, имянем Петру Коростелеву; и такоже устроив чюдне в пустыни во Сверковых Луках, и братию собра числом до тридесяти и пяти, и предав ученику своему, имянем Сергию.

Таковы труды преподобного Герасима, таковы страдания, испытанные им в разных местах. И когда создал преподобный по пустыням и в городе Вязьме монастыри, тогда и братию собрал, и весь порядок монастырский устроил, как подобает в общежительных монастырях: в Вязьме на посаде устроил монастырь чудесно и братию собрал числом до сорока двух, и поставил им игумена из учеников своих, именем Семена; в пустыни в Брынском лесу на Жиздре реке также монастырь устроил чудесно и братии собрал столько же числом, и поручил ученику своему, именем Петру Коростелеву; также чудесно устроил все и в пустыни в Свирковых Луках, братию собрал числом до тридцати пяти и поручил их ученику своему, именем Сергию.

О посещении преподобного отца нашего старца Герасима о созданных ему своя монастыри еже о Христе и всю братию

О посещении преподобного отца нашего Герасима созданных им монастырей и всей братии о Христе

Посеща же преподобный Герасим монастыря своя выну, иже созда по пустыням и во граде, укрепляя и наказуя братию, глаголя им: «Не обленимся, братия, к подвигу постному. Плачемся нынѣ грехов своих и не устрашимся маловремяннаго сего подвига постнаго, да страшнаго Геонскаго мучения избѣгнем и получим от Господа милость в день Судный». И паки глаголаше: «Братие и чада, не унывайте и не оскорбляйтеся, но вниманием почитания Божественных Писаний утешайтеся, попомните реченное: „Брань воину мала, а иноку — до отшествия своего яже к Богу, ибо лутче есть в трудѣ умрети, нежели в падении жити”».

Посещал всегда преподобный Герасим монастыри свои, что создал он по пустыням и во граде, укрепляя и поучая братию, говорил им: «Не поленимся, братья, совершать подвиг поста. Поплачем ныне о грехах своих и не убоимся кратковременного сего постнического подвижничества, зато от страшного мучения в Геенне огненной избавлены будем и получим от Господа милость в день Суда». И еще говорил: «Братья и чада, не унывайте и не скорбите, но утешайтесь слушанием чтения Божественного Писания и помните изреченное: „Быстротечна битва для воина, а для инока — до отшествия его к Богу, ибо лучше в трудах умереть, нежели в грехопадении жить”».

О бдѣнии же преподобного и молитвах и трудѣхъ мало выше воспомянухом, ныне же о разсудителном его воздержании воспомянем. Ядяше бо преподобный единою днем, и бѣ ему кормля хлѣбъ и соль и питие вода едина, и сие вмѣру, но по вся дни аки начало имый воздержанию.

О бдении преподобного, молитвах его и трудах мы уже вспоминали, теперь же вспомним о мудром его воздержании. Вкушал преподобный один раз в день, и были ему пищей хлеб и соль, а питьем — одна вода, и все это умеренно, ибо всегда основой всего было у него воздержание.

О преставлении преподобного Герасима

О преставлении преподобного Герасима

И поживе убо преподобный Герасим лѣта довольна по пустыням. По сем разумѣ отхожение свое к Богу, и созывает братию изо всѣх монастырей своих в болшей монастырь Болдин, идѣже лежит честное его тѣло. И егда снидошася братия из монастырей, и начат святый глаголати к братии: «Се уже, братия, конец жития моего приближается, и аз убо отхожу от вас, а духом с вами неотступен буду. О сем да будет вам разумно, аще обретохом благодать пред Богом, то монастырь сей по моем преставлении ничимже не оскудѣет, но паче разпространится; и прочих монастырей, ихже з Божиею помощию создах, — аще и скорбная восприимут, но скорбь в радость претворится, и ти не оскудѣют ничимже, аще любовь будет между вами».

Прожил преподобный Герасим в пустынях лет довольно. Поняв, что скоро отойдет к Богу, созвал он братию изо всех монастырей своих в большой монастырь Болдин, где ныне лежит честное его тело. И когда собрались братья из монастырей, стал святой говорить им: «Вот уже, братья, конец жизни моей приближается, и я ухожу от вас, но духом с вами неотступно буду. И пусть будет вам известно, что если обрели мы благодать пред Богом, то монастырь этот после моей смерти ничем не оскудеет, но еще увеличится; также и другие монастыри, которые я с Божией помощью создал, — если и постигнут их несчастья, то беда эта в радость обратится, и те монастыри не оскудеют ничем, если любовь будет среди вас».

И паки глаголаше игумену Иосифу[33] и всей братии: «Братие и чада, молю убо вас, якоже при мнѣ не бысть хмелнаго пития во обители сей, тако и по моем преставлении никакоже да не будет; и миряном бы со братиею во единых кѣлияхъ не жити никогдаже; и имѣния по кѣлиям не держати, кромѣ одежда и обуища, и то бы было все общее; а пищи по кѣлиям не держати, питатися трапезною пищею, чем Богъ пошлет, а пища бы была равна всей братии. А приходящих братий из монастыря не изжденути, а ропотником и расколником не попущати, смиряти их монастырским смирением и наказывати их в кротости, а непослушающих наказания от обители отгнати, да и прочии страх имут таковая не творити. А спутников и нищих не оскорбляйте, накормите их и на путь подайте, чем Богъ пошлет. И игуменов ваших почитайте и повинуйтеся о Бозе во всем, якоже пишет: „Иже аще повинуется старѣйшине, рекше, игумену, сей ангелы подражает, а противляяся дьявола веселят в себѣ”. А учнет игумен жити не по мѣсту и не по чину монастырскому, и вы бы его, игумена, не обещестили, послали в кѣлию незлобиво в кротости. А игумен бы без соборных старцов,[34] опричь духовного дѣла, совѣта ничего не дѣлати, а соборных бы старцов было у вас дванадесят непремѣнно, кромѣ игумена. А старцом такоже без игумена ни о каковѣ о монастырском дѣле не соборовати, но всѣм вмѣсте, опричь того, которой будет во отъѣзде на монастырской службе. А игуменов бы своих пострижеников держали, занеже закон вѣдают в пустыни. А хто Живоначалныя Троица в пустыни сей закон поруших, игумен или соборныя старцы которой ни буде, то судятся со мною пред Богом. Аще ли, господине, поживете по сему нашему закону, ино, господине, васъ Богъ направит на путь ко спасению».

И еще говорил игумену Иосифу и всем братьям: «Братья и чада, молю вас, как при мне не было хмельного пития в этой обители, так и после моей смерти пусть не будет; мирянам в одних кельях с братьями никогда не жить; и имущества в кельях не держать, кроме одежды и обуви, и то бы было все общее; и пищи в кельях не хранить, а питаться в трапезной общей пищей, чем Бог пошлет, и пища должна быть одинакова для всех братьев. Приходящих братьев из монастыря не изгонять, тем же, кто ропщет и вносит раскол, не уступать, а смирять их монастырским смирением и кротко поучать, если же не слушают наказания — из обители изгонять, чтобы и другие страх имели и так не делали. Путников и нищих не обижайте, накормите их и на путь подайте, что Бог пошлет. Игуменов ваших почитайте и повинуйтесь по воле Бога им во всем, ибо написано: „Повинующийся старейшине, то есть игумену, ангелам подражает, а противящиеся дьявола в себе веселят”. Если же станет игумен жить не так, как в этом месте следует, и не по правилам монастырским, вы его не позорьте, а отошлите в келью кротко, без злобы. Игумен же без совета с соборными старцами ничего, кроме духовного дела, делать не должен, а соборных старцев пусть будет у вас неизменно двенадцать, не считая игумена. И старцы также без игумена ни о каком монастырском деле пусть не совещаются, но все вместе, если только какой нибудь старец не окажется в отъезде по монастырским делам. А игуменов выбирайте из своих пострижеников, потому что они порядок обители этой знают. А кто в обители Живоначальной Троицы этот порядок нарушит, игумен или из соборных старцев кто нибудь, те будут судиться со мною перед Богом. Если же, братья, будете жить по этому нашему закону, то направит вас Бог на путь спасения».

И паки рече: «Братие и чада, якоже преже глаголах вам, и паки глаголю. Се убо отхожу от жития сего, а вас оставляю в руцѣ Божии и Пречистыя Богородица, и преподобного Сергия чюдотворца, и в руцѣ государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Руси самодержца, и преосвященного Макария,[35] митрополита Киевского и Московскаго и всеа Руси, занеже, господине, бил есми челом царю государю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Руси и преосвященному митрополиту Макарию о брежении монастырском от находящих скорбей по преставлении моем. И царь государь и митрополит пожаловали, изустную памятцу взяли у меня о брежении монастырском. И будет, господине, которыя скорби постигнут вас, — и вы бы есте о всем уповали на Бога и на Пречистую Богородицу, и на помощь бы естя призывали Сергия чюдотворца, и били бы есте челом царю государю и великому князю, имярекъ, и преосвященному митрополиту о всяком брежении монастырском».

И еще сказал: «Братья и чада, как прежде говорил вам, так и опять говорю. Вот уже отхожу от жизни этой, вас же оставляю в руках Божиих и Пречистой Богородицы, и преподобного Сергия чудотворца, и предаю в руки государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и преосвященного Макария, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, потому что, братья, бил я челом государю царю всея Руси и великому князю Ивану Васильевичу и преосвященному митрополиту Макарию о том, чтобы после смерти моей берегли они монастырь от находящих бед. И царь государь, и митрополит изволили записанное с моих слов прошение о защите монастыря взять у меня. И если, братья, случится, что какие нибудь беды постигнут вас, — надейтесь во всем на Бога и на Пречистую Богородицу, призывайте на помощь Сергия чудотворца да бейте челом царю государю и великому князю, который в то время править будет, и преосвященному митрополиту о всяческой защите монастыря».

И тако наказав их преподобный и от Божественнаго Писания немало и дав братии послѣднее целование о Христе, и одарив их молитвами своими, и воздвиже на небо руце, и молитву сотворивъ, конечное слово изрекъ: «Господи, в руцѣ твои предаю духъ мой».[36] Бѣ же в то время пояху заутренню[37] и праздноваху преподобному Пафнотию Боровскому чюдотворцу. И егда начаша чести Святое Евангилие, и чтуще: «Придѣте ко мнѣ, вси труждающеся и обременении, и аз покою вы»,[38] — и тако предасть честную свою душю в руцѣ Божии в лѣто 7062 году месяца маия въ 1 день в седмый час нощи.[39] И абие храмина исполнися благоухания велия, и бысть лице его светлѣе живаго. И тако погребоша его честно, с кандилы и со свещами, в созданнем от него монастырѣ у Живоначалныя Троицы, зовомо Болдино, у предѣла Сергия чюдотворца от полуденныя страны. И тако братия разыдошася с миром по своим монастырем, гдѣ кои живяше.

И так, немало поучив их по божественному Писанию и последнее целование братии о Христе подав, одарил их преподобный молитвами своими, воздел руки к небу, сотворил молитву и последнее свое слово изрек: «Господи, в руки твои предаю душу мою». В это же время пели заутреню, и был день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. И когда начали читать Святое Евангелие, во время чтения слов: «Придите ко мне, все утружденные и обремененные, и я дам вам покой», — предал преподобный Герасим честную душу свою в руки Божии в год 7062 (1554) в первый день месяца мая в седьмом часу ночи. И тотчас келья наполнилась благоуханием сильным, и было лицо преподобного светлее, чем у живого. Погребли его с честью, с кадилами и свечами, в созданном им самим монастыре Живоначальной Троицы, называемом Болдино, у придела Сергия чудотворца с южной стороны. И разошлись братья с миром по своим монастырям, кто где жил.

Поживе же преподобный Герасим в различных пустынях двадесят шесть лѣтъ, а пострижеся трехнадесяти лѣт, а у старца в кѣлие поживе двадесят лѣт, а в кѣлие шесть лѣтъ; убо преставися преподобный Герасим, а братии было тогда во Болдине монастырѣ живущих сто двадесят седмь братов, живяста же по заповедех Господних и по обещанию преподобного отца нашего Герасима, славяще Бога и в молитвах призывающе преподобного Герасима чюдотворца; поживе лет всех 65.

Прожил же преподобный Герасим в разных пустынях двадцать шесть лет, а постриг принял в тринадцать лет, у старца своего в келье прожил двадцать лет и в (своей) келье шесть лет; и когда преставился преподобный Герасим, было братьев, живущих в Болдинском монастыре, сто двадцать семь человек, жили же они по заповедям Господним и по завету преподобного отца нашего Герасима, славя Бога и преподобного Герасима чудотворца в молитвах призывая; прожил же он всего шестьдесят пять лет.

Чюдо преподобного отца нашего Герасима о старце Васьяне Швалѣ[40]

Чудо преподобного отца нашего Герасима о старце Вассиане Швале

Бысть по преставлении преподобного Герасима в Вязме в монастырѣ его строении у Предтечи, и спорушилися часы в том монастырѣ, починити их нѣкому.Иприѣхал из болшаго монастыря з Болдина в Вязму к Предтече в монастырь починивати часов ученик преподобного Герасима имянем Васьян, прозвище Шваль. Бѣ же с ним два коня болших. Татие же тѣ кони украдоша у него. Он же много искавше и не обретоша лошадей. И бывшу ему в скорби и печали...

После преставления преподобного Герасима случилось так, что в Вязьме в Предтеченском монастыре, построенном преподобным, сломались часы, починить же их было некому. И приехал из большого монастыря из Болдина в Вязьму в Предтеченский монастырь для починки часов ученик преподобного Герасима именем Вассиан, по прозвищу Шваль. Было же при нем два больших коня. И украли у него тех коней воры. Долго искал он лошадей и не нашел их. И в то время как пребывал он в скорби и печали...


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!