СКАЗАНИЕ О ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ 7 страница



Глаголют же старческыа сповѣсти, яко в древняа она лѣта посланныа Исусом Христом Богом нашим на проповѣдь въ вся языкы святыа священныа апостолы. От них же единъ от двоюнадесяти лика, Андрѣй брат Петровъ,[10] в нашем Русстем языце быв, и в преименитом Великом Новѣградѣ слово Божие проповѣда. И Невскым величайшим езеромъ[11] пловы, и на Корѣлскыа страны к сиверу възрѣвъ, сице рекъ: «Яко новыа хананеи[12] безбожнии языцы вълхвы жителствуют тамъ, но обаче два свѣтила просвѣтятся в них». Се же, глаголют, прорекъ апостолъ Христовъ о пречестных и великых обителех Валамѣ и Коневце.[13] Иже оба та манастыря на велицемъ томъ Невском езере на островѣх съгражени, в земли Корѣлстей, и велми просиаша в посническых добродѣтелех, якоже нынѣ всѣм знаемо есть по пророчьству святого Христова апостола Андрѣа. Нынѣ же и землю ту просвѣти Богъ святымъ крещениемъ.

Говорится же в рассказах старцев, что в древние времена посланы были Исусом Христом, Богом нашим, на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати — Андрей, брат Петров, — среди нашего русского народа был и в преименитом Великом Новгороде слово Божие проповедовал. И проплывая Невским огромнейшим озером, обратив взор к северу на Карельские земли, сказал так: «Как новые хананеи, безбожные народы волхвов живут там, но в будущем два светила просветятся среди них». Эти слова, как говорят, прорек апостол Христов о пречестных и великих обителях Валааме и Коневце. Поскольку оба этих монастыря на том великом Невском озере на островах построены в земле Карельской и просияли добродетелями постничества, как сейчас всем известно, — по пророчеству святого Христова апостола Андрея. Ныне же всю землю ту просветил Бог святым крещением.

Невское же то величайшее езеро величество должины имѣа 300 верстъ. Поперекъ же того езера от рекы величайшиа Свиры до Орѣхова града,[14] отнюду же великая река течеть Нева в море Бѣлое, егоже именують по прилежимой земли вкругъ (окрестъ) его Свие тоже и море Свисское называютъ.[15] Да якоже рѣхъ, поперекъ того езера меж предиреченныхъ рѣкъ 100 верстъ. Сивернаа же и глубочайшаа страна езера того горами превысочайшими каменными предивне Создателева пресилнаа Божиа премудрость яко стенами огради, да не бесчиннымъ шествием збежат воды от уставленых своих сънмъ. Полуденныя же мѣлкыа бреги езера того песком ограждени суть. Наполняет же ся таковое великое езеро 140 рѣкъ и тысящию ручьи (источник). Онѣжское же великое езеро, иже должину 300 верстъ имѣа и премногыми водами насыщаемо, в то же в Невское великое езеро Свирою великою рекою уклонено. Такоже и ильменевскыа воды Вълховом в то же езеро втичють. Немецкых же странъ множество водное от сивера Узярвою рекою[16] в то же езеро входять. Такову же велику сущу езеру и глубоку подобно морю быти; вода же его сладка и здрава, и премножественый неисчетный род рыбный в нем живущь, такоже и звѣрь.

Огромнейшее же это Невское озеро в длину имеет размер 300 верст. Поперек же то озеро — от величайшей реки Свири до града Орехова, откуда течет великая река Нева в Белое море, которое называют также Свизским морем — по имени лежащей вокруг него земли Свии, — да как я уже говорил, в ширину же то озеро между вышеназванных рек — 100 верст. Северная же глубочайшая часть того озера по удивительной великой Божьей мудрости Создателя ограждена каменными высочайшими горами как стенами, чтобы чинным шествием сбегали вниз воды, — все их установленное множество. Южные же мелкие берега того озера ограждены песком. Наполняется же столь великое озеро 140 реками и тысячью ручьями. Онежское же великое озеро, которое в длину 300 верст имеет и напоено многими источниками, в это великое Невское озеро через великую реку Свирь впадает. Так же и ильменские воды Волховом в то озеро втекают. С севера же в то озеро входят рекою Узярвою воды немецких стран. По своей же величине и глубине это озеро подобно морю; вода же в нем сладкая и здоровая; и живет в нем неисчислимое множество рыбы, а также и зверей.

В край же сиверный того езера в земли Корѣлстей островъ превеликъ Валамъ именуемъ, о немьже нынѣ нам слово настоит. Той же остров расстоание имый от бреговъ сиверных 30 верстъ, от въстока же и запада по 40 верстъ. Великий же той островъ Валамъ зѣло прекрасенъ и превысокъ от Сътворителя сътворение; естеством каменнъ, многолѣсенъ и многоводен, глушицы и салмы в нем бесчислени, въкругъ же его 30 верстъ мѣра обдержит. Окрестъ же его малых островковъ 70, да якобы около кокоша чада, сице около того великого острова малые онѣ островкы сътворени зѣло прекрасни и чюдни, единокаменни сущи, ови лѣсни суть, а друзи голы; мали же зѣло, а ини велици. Часты же меж себя сущи, яко о единой верстѣ 20 и вящем быти, яко хлѣбы лежаще зѣло чюдно.

У северного же края того озера в земле Карельской — большой остров, называемый Валаам, о котором нам сейчас и рассказ предстоит. Этот остров расстояние имеет от северных берегов — 30 верст, а от востока и от запада — по 40 верст. Великий же этот остров Валаам сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчисленные; окружность же его расстоянием 30 верст. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки — так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие. Между собой они настолько часты, что на одну версту их приходится 20 и больше, удивительно лежащие — как хлеба.

Первое же искони въ островѣ том бесослужителная корѣла живяху, и по первоименству той островъ «Валам» нарицаху. Кто же не удивится Божии пресилной премудрости — откуле тѣм диким людем вложено есть перъскаго древняго языка именование: Валам нарицаху остров той, ниже въ их языце отнюдь таковое речение обрѣтается. Но он, всѣхъ Творець и Владыка, и вѣдый вся преж бытиа, ихь скверными усты изволение своеа славы преже многыхъ лѣт прояви, иже хощет в мѣсте томъ светилище своему великому пресвѣтлому имени сътворити ради многых хотящих спастися, таковое именование ихъ языком именова, яко да Валам мѣсто то именуют въ образъ древняго лестца и пророка Валама,[17] иже неволею превратися языкъ его на благословение древнему Израилю, сице бо и здѣ бысть, егда прежеименованнаа бесодохновеннаа корѣла съ мнозѣм своим скверным вълхвованием в том островѣ живяху.

Искони же на том острове жили язычники карелы, и они первые назвали тот остров «Валаам». Кто же не удивится великой Божьей премудрости — откуда было дано тем диким людям название из древнего персидского языка: ведь назвали они остров тот Валаам, хотя в их языке вовсе нет такого слова. Но тот, кто всему Творец и Владыка, знающий все прежде бытия, их языческими устами изволение своей славы за много лет заранее проявил, что хочет Он в том месте святилище своему великому пресветлому имени создать ради всех хотящих спастись, и такое название их языку дал, чтобы называли то место Валаам в честь древнего мага и прорицателя Валаама: как его речь невольно обратилась на благословение древнему Израилю, чтобы так и здесь было, когда жила на том острове упоминавшаяся выше одержимая бесами корела, занимающаяся языческим волхвованием.

Безъмѣрное же и бесконечное неисчетное крайнее милосердие человѣколюбие Божие, иже всегда всѣм человѣком хощет спастися и в разум истинный приитти, и по пророчеству своего апостола съвершаа, подвиже нѣкых от святоученных священых инокъ от Великого Новаграда. В них же единъ Ефрѣмъ зовомый, иже послѣди манастырь на Перековском островѣ на Илмене велицем езере съгради,[18] и о Святемъ Дусе христоподобное братство съвокупи, и съвоимъ величайшим трудом явствену мзду на ползу нам притежа. Священное бо его и трудолюбное тѣло нетлѣнно возлюбленный от него Христос съблюде, всѣми видимо даже и доселѣ. И паметь его свѣтле с похвалою съвершается и не кончаетца от рода в род.

Безмерно же и бесконечно неисчислимое милосердное человеколюбие Бога, который всегда хочет, чтобы все люди спаслись и обрели разум истинный, и совершая по пророчеству своего апостола, устремил на подвиг неких святоученых священных иноков из Великого Новгорода. Один же из них — по имени Ефрем, который после построил монастырь на Перековском острове на великом озере Ильмень, и собрал во Святом Духе христоподобное братство, и своим величайшим трудом зримую награду на пользу нам приобрел. Его же священное и трудолюбивое тело возлюбленный им Христос нетленным сохранил — всеми оно видимо до сих пор. И светлая его память с похвалою совершается и не кончается из рода в род.

Сей убо священый предивный отець Ефрѣмъ подвижется, с нимъ же другый преславный священноинокъ премудрый Сергие съ инѣми вкупочинными своими, к предреченному великому и чюдному оному острову Валамскому приходят. И нѣкый островъ с восточныа страны окрестъ великого того острова обрѣтают зѣло чюден и превысокъ, да яко бы стогъ сътворенъ, равенъ от низу даже и до верху; высотою вяще 50 саженъ, единокаменнъ сущь, и един въсход на себе имущь. Верхь же острова того гладко суще, и неизглаголанною красотою сиаемо. Величество же мѣсто того яко бы сажен 50, кругло суще, и пренарочито от всѣх съдѣтеля предивне сътворено, и пещера ту каменна зѣло чюдна.[19]

И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священный инок премудрый Сергий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят. И находят некий остров с восточной стороны от большого того острова — прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, из единого камня состоящий и только один подъем имеющий наверх. Верх же того острова гладкий и неизреченной красотою сияющий. Место же это круглое, величиной как будто бы сажен 50, искусно и предивно сотворено Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная.

Тако убо преподобный онъ Ефрем съ своими к малому тому и высокому острову пришед и ту начало полагают, царское знамение Животворящий Крестъ водружають,[20] таже и церковь поставляют въ имя преславного боголѣпнаго святого Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа; таже поспѣшением всемогущаго Бога множитися начаша. Нужу же свою ограды на инѣх островѣх саждаху. Живущии же чюдь на велицѣмъ том островѣ зѣло яряхуся на святых онѣх старцовъ, единодушно з бѣсы чарованием нападаху, и многыи пакости творяху.

Так преподобный Ефрем со спутниками приходят к тому малому и высокому острову и здесь полагают начало: водружают царское знамение — Животворящий Крест и поставляют церковь во имя преславного боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа; и с помощью всемогущего Бога братия умножаться числом начинает. Для своих же нужд и на других островах свои огороды садили. Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости.

Предреченный же началникъ старець Ефрем от мѣста того отходить, Богу хотящу, на Илмене Перековскую обитель създа; и доволна лѣта пребывъ, къ Господу отъиде. Прежеименованный же Сергие, зря поспѣшение Божие, въ изообиловании благых умноженаго ему яже о Христѣ братства, и тѣсноты ради мѣста не вмѣщахуся, — таковыя же ради вины преподобный Сергие болшему дѣлу касаетца. О строении манастырском усердие имѣа, и о просвѣщении оныа тмошественыа заблуджшиа чюди велми печашеся, къ архиепискому Великого Новаграда приходит. И о бѣсослужителной оной чюди корѣлской възвѣщает, и преподобнаго Ефрѣма многотрудное начало о здании манастырьском в просвѣщение о нѣмъ по ряду исповѣдует.

Вышеименованный же зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать; и многие годы там прожив, к Господу отошел. Вышеназванный же Сергий, видя помощь Божию в изобиловании благ умножившегося вокруг него во Христе братства, которое уже не умещалось на тесном месте, — по этой причине преподобный Сергий к большому делу приступает. Заботясь об устройстве монастырском и имея большое попечение о просвещении той живущей во тьме заблудшей чуди, к архиепископу Великого Новгорода приходит и возвещает о той почитающей бесов чуди карельской; и о многотрудном начале создания монастыря Ефремом по порядку повествует, чтобы знали о нем.

Сиа же архиепископъ слышав и рад бысть зѣло, проразумѣ бо, яко въспомянул Богъ свое заблуджьшее създание, и хощет погыбших взыскати, иже подвиже к таковой своей велицей службе своих избранных рабъ. Скоро к посадником и к тысячскым[21] и к державнымъ града посылает, да вещь ону по Господни воли устроять. Тогда же украшаше престол великиа премудрости Божиа слова Съфеи[22] Иоан достопаметный, иже възведен бысть на великий престол Великого Новаграда в лѣто 6896, и на двадесят семь лѣтъ церковь Божию окорми.[23]

Архиепископ же, услышав это, был очень рад, так как понял, что вспомнил Бог свое заблудшее создание и хочет погибших спасти, раз подвигнул на такую великую службу своих избранных рабов. Посылает он скоро к посадникам, и к тысяцким, и к правителям города, чтобы они дело это по Господней воле устроили. Тогда украшал престол великой Премудрости Божьего Слова Софии Иоанн достопамятный, который был возведен на великий престол Великого Новгорода в 6896 (1388) году и двадцать семь лет церковью Божией управлял.

Градстии же держатели архиепископову словесе усердне повинуются, Богу поспѣшествующу, скоро посланных от себе съ епистолиами отрядиша. Такоже и архиепископъ свою епистолию с посланнымъ посла, да великий той остров Валам преподобному Сергию отдадут, и живущих ту людей изгонять. Архиепископъ же много злата и потребных в манастырское строение преподобному Сергию подасть; такоже и держатели града, и христолюбивый именистый народ многочисленых потреб преподобному подаста. И тако архиепископъ с предреченными посланникы преподобного Сергиа отпускаеть.

Правители же города, прилежно повинуясь словам архиепископа — Бог им помощь оказывал, — быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками.

Святый же правителством вседѣтелнаго Бога, здрави и немедлено пучину того великого езера преплывше, и к великому острову Валамскому пришедше. Посланнии же заповѣлѣнное им от архиепископа и посадьник съвершаху: живущих ту людей от острова того отсылати начаша. И тако онѣ бѣсооружьне себе ополчивше, рать противу посланных сътвориша. И многое падение бысть онѣмъ скверным вълхвом, рукою же всесилнаго Христа Бога их одолѣша и многых избиша, и тако посланнии скоро их от острова изгнаша. Ту же и нѣким от благоговѣйных инокъ смертнее уязвени скончашася.

Святой же, направляемый вседетельным Богом, спокойно и быстро глубины того великого озера переплыл и к великому острову Валааму пришел. Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены — рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались.

И тако по преславной той побѣдѣ преподобный Сергие мѣсто манастырю, идѣже Богу хотящу, избра зѣло прекрасно и превысоко на горѣ каменнѣ, яко град видим от всѣхъ, и пренарочитое великое тихое пристанище под собою имуще, яко да тмочисленое множество караблей может съхранитися от ярости свирѣпаго волнениа.

Итак, после той преславной победы преподобный Сергий место для монастыря по воле Божьей избрал — весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань, в которой многотысячное число кораблей могло бы укрыться от ярости свирепых волн.

Церковь же по благословению святейшаго архиепископа въздвизает въ имя боголѣпнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, и духовное о Христе братство съвокупляет. И тако Христу пособъствующу многочислено братии бысть, и в гобзовании неоскудное множество потребных всѣм изообиловася. Таже уясниша мѣсто от стоящих лѣсов, велику и зѣло прекрасну и превысоку церковь предиреченную поставляет, и в предѣлех устрояеть великого богословца и евангелиста Иоана и чюднаго чюдотворца Николу. Потом же и другую церковь воздвизает въ имя еже по плоти Рождества Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа с трапезою зѣло чюдну и преславну. Манастырь же крестообразно четырестѣнно огради, от въстока же и полудня, от запада и сивера. Великаа же врата на полуденней оградѣ учини — тамо бо подобает имь быти. Прихожение же к манастырю тому от сиверныа страны на полдень по праву манастыря.[24] Великая же та и прехитрая превысокаа церкви среди манастыря равным разстояниемъ от всѣх странъ утвержена, яко древняа она куща меж полки Израилевыми[25] въдружена всѣм видима, яко солнце луча красоты испускает.

И воздвигает по благословению святейшего архиепископа церковь во имя боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, и собирает духовное во Христе братство. И так, с помощью Христовой, братия стала многочисленной и обладала неоскудевающим обильным множеством всего потребного. Также, расчистив место от стоящего леса, большую и весьма красивую и высокую церковь (о которой раньше говорилось) ставит и строит приделы во имя великого богослова и евангелиста Иоанна и предивного чудотворца Николы. Потом и другую церковь воздвигает во имя Рождества во плоти Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа с трапезою, весьма чудную и преславную. И монастырь крестообразно четырьмя стенами оградил — с востока и юга, с запада и севера. Большие же ворота в южной стене сделал — там, где им и подобает быть. Проход же к монастырю тому от северной стороны к югу — справа от монастыря. А та большая искусная и высокая церковь поставлена посреди монастыря на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя скиния между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты.

Законъ же манастырскый по святым священым догъматом изложи, елико нужнѣйшая потребе человѣческаго естества, сиа точию в манастырскых съкровищех имѣти и о сих пещися, излишных же никакоже искати, яко лихоимцем сущим. Ядь убо нужнийшее вариво, еже подасть Богъ, пестротных же и многокозненых многоцѣнных брашен съ ухищьрением — таковых отнюдь отрече, аще и распространит Господь мѣсто то. Медотворных же и пианственых розных питей никакоже не повелѣ, но единъ нужнийший квас своимъ же и приходящим. В праздники же излишных брашен или избранным квасом сему никако же не именоватися, но духовное съвершати веселие о Дусе Святе, яко отнюдь плотское веселие и гортанное наслаждение отсѣче. Одежда же иноческаа немногою цѣною умножена, ниже красотою видима, но во образ иночества нужу точию имущи покровению; такоже и общу слугам же нужнѣйшая сермягу и шубу, и инаа потребнаа ко страданию сиа точию имѣти. Излишных же и дражайших портищь отнюдь не имѣти. Праздныхь же и величавых слуг никакоже не держати, но всѣм общаа страда и дѣло в манастырскую потребу съвершати — инокомъ же и слугам. И единаго от братии старца нарядника имѣти, тому въ всѣх страдах и дѣлех повиноватися, еже аще что повелит. Общаа же страданиа всѣм, такоже и равенство в трапезе же, и въ одѣже всѣмъ равно от послѣднихь же и до первых, едино вариво в рыбе же и въ прочем, и един квас, и едина одежда — от игумена даже и до послѣдняго белца и до пастыря, всѣмъ благое о Христѣ равенство подаваемо. Непокоривыхь же бесчинникъ мучити никакоже повелѣно, хлѣбъ таковому подавъ в целомудрие ему, и тако из манастыря изсылати, да не прочии ему поревнують по реченному слову, яко «мал квас все вмѣшение квасит».[26] Сие же его священное законоположение даже и доселѣ цѣло съблюдается, аще и преумножил Господь благыми своими мѣсто то молитвами их. У постригаемых же великых вкладовъ отнюдь отрече просити, но с вѣрою желающаго ангельскаго святого житиа туне (даромъ) стрищи повелѣ, аще и от простых людей есть.[27] Ихь же молитвами нынѣ вяще 100 братовъ обрѣтается в святей обители ихь, оно святое житие имущи.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!