СКАЗАНИЕ О ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ 5 страница



Той же убо предиреченный Федоръ от чюднаго того видѣниа въспрянув, по сугубому ихь завъщанию скоро в манастырь прииде и повѣда игумену вся сиа. Игумен же въпроси предиреченнаго старца Ипатиа, егоже повелѣ сиа святии въпросити. Онъ же рече, яко на полуденнѣй странѣ близ гостинныа келии до пожара ту крестъ въдружен стоя. Повѣдаша же прежнии многолѣтнии старци, яко ту первоначалнаа церкви стоя. Игуменъ же, сиа слышав, удивися, хвалу святым и преподобным отцем всылаа, яко неотступно о мѣсте томъ пекущеся; и по повелѣнию их тако устрои.

Тот же вышеназванный Феодор, очнувшись от того чудесного видения, по их двойному приказанию быстро пришел в монастырь и рассказал обо всем игумену. Игумен же расспросил вышеназванного старца Ипатия, которого велели расспросить святые. Он же сказал, что до пожара на южной стороне близ гостиничной кельи стоял водруженный крест. Рассказывали раньше многолетние старцы, что здесь стояла самая первая церковь. Игумен же, услышав это, удивился, воссылая хвалу святым и преподобным отцам, которые неотступно пекутся об этом месте, — и сделал все по их повелению.

Третие еже съдѣанное ими чюдо повѣмь, таже слово препокою, да не слухы ваша отяготят множество повѣстей. Бысть убо пред малыми лѣты преже реченнаго игумена Пимина, в святей обители той игумен Кирил.[51] Случи же ся ему диаволим съвѣтом враждовати на всѣх ту живущих о Христѣ братию, и тако игуменства отречеся. И къ архиепископу в Великый Новъград иде, и тамо многые клеветы изнесе на живущую в манастыри том братию. И посланника испроси, да с нужею онѣх старцовъ на суд приведет,[52] и свое оболгание оправдает, и святей той обители пакость и сторомъ сътворит. Сицеваа умысли предиименитый игуменъ Кирил, надѣя бо ся мимо правды на власти смертныа, многыи бо стяжа пособникы от боляр святейшаго архиепископа.

Расскажу и третье сотворенное ими чудо и на этом дам словам успокоение, чтобы множество историй не отяготило вашего слуха. Был в той обители незадолго до упоминавшегося игумена Пимина игумен Кирилл. По дьявольским проискам стал он враждовать со всей живущей здесь во Христе братией и из-за этого отрекся от игуменства. И пошел к архиепископу в Великий Новгород и там возвел много клеветы на живущую в том монастыре братию. И упросил, чтобы отправили посланника, который принуждением приведет тех старцев на суд, чтобы выдать свою ложь за правду и сотворить пакость и срам той святой обители. Вот такое замыслил вышеназванный игумен Кирилл, надеясь в обход справедливости на земную власть, так как стяжал много пособников из числа бояр святейшего архиепископа.

Но великые онѣ своей обители бессмертныа заступникы вышнему Царю предстояще, съвѣт того игумена тлѣнный празден и поруганъ показаша. Егда бо той игуменъ Кирил повелѣ посланнику вяще 40 старцов монастыря того въ Великий Новъград привести, не точию бо державных манастыря того, но и многолѣтных, иже никакоже вѣдущих о волнении том, но точию преданнѣй молитвѣ внимающе. Бысть же превеликъ ужасъ на всѣх живущих в манастыри том, и плач от святых онѣх многолѣтных старцовъ, иже никакоже от обѣщаниа своего к мирскым изыдоша. И тако к шествию готовяхуся.

Но предстоящие Вышнему Царю великие бессмертные заступники своей обители показали гибельное злоумышление того игумена напрасным и обманным. Когда тот игумен Кирилл повелел посланнику привести в Великий Новгород более 40 старцев того монастыря — не только главных в монастыре, но и стариков, ничего не знающих о том волнении и только предающихся глубокой молитве, то все живущии в том монастыре были в превеликом ужасе, и стоял плач тех святых многолетних старцев из-за того, что не могли пойти в мир, не нарушив обета. И так готовились к путешествию.

Бысть же сице: яви нощию нѣкоему духовну старцу и многолѣтнему, яко бы въ велицей той церкви святаго Преображениа, идеже нетлѣнное тѣло святаго Германа лежа — бо тогда въ церкви бысть преподобный Герман. Зрит убо самого того святаго от своего гроба въставша и съ жезлом изъ церкви грядуща и сице глаголюща: «Не терплю прочее слезъ чад своих, но иду с ними к брату моему Сергию, да избавимь их от належащиа бѣды». И тако невидим бысть. Бѣ бо еще тогда мощи святаго Сергиа въ Велицем Новѣграде. Старець же от видѣниа того вспрянув, чюдяся бывшему, и възвести таковое прочим братиамъ.

Случилось же так: ночью некоему духовному и многолетнему старцу было явление — как будто стоит он в той большой церкви святого Преображения, где лежит нетленное тело святого Германа (так как тогда только преподобный Герман был в церкви). Видит, что сам тот святой встает из своего гроба, выходит с жезлом из церкви и говорит следующее: «Не могу больше терпеть слез моих чад, но пойду к брату моему Сергию, чтобы избавить нам их от напавшей беды», — и с тем стал невидим. Тогда еще мощи святого Сергия были в Великом Новгороде. Старец же воспрял от того видения, удивляясь случившемуся, и возвестил об этом прочим братьям.

Егда же приидоша въ Великый Новъград, предиименитаго же игумена Кирила ложное его оболгание и прочиа его мятежи явственѣ открышась пред архиепископомъ же и боляры. Онъ же посрамленъ и поруган въ словесѣх своих явись, архиепископъ же сущую ту братию с миромъ отпусти. Скоро приидоша вси въ свой им манастырь без никоея же пакости, благодаря... и угодников его Сергиа и Германа.

Когда же они пришли в Великий Новгород, то архиепископу и боярам явственно открылись ложный навет и прочие беззакония вышеименованного игумена Кирилла. Его речи оказались посрамлены и поруганы, а находящуюся там братию архиепископ отпустил с миром. Скоро все вернулись в свой монастырь безо всякого вреда, благодаря Господа Бога и угодников его Сергия и Германа.

...убо точию три чюдеснаа их въспомянухъ въ славу прославлшему их въ Троици славимому Богу, ему же буди слава и честь и покланяние въ вся въкы и на вѣкы. Аминь.

...упомянул только три их чуда во славу прославившему их в Троице славимому Богу, ему же слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь.


[1] егоже не сказани пути и не ислѣдовани суди... — Рим. 11, 33.

[2] ...вышняго Бога давшего имъ честь измѣниша, на бездушныя твари... възложиша... — Ср.: Рим. 1, 23.

[3] Немецкое Свизское море — Балтийское море (Свизское, или Шведское).

[4] ...наченъ яж в Ливонстѣй земли даже и до Каргаполя... — Дается расстояние с юга на север. Ливонская земля — территория современных Латвии и Эстонии. Если наложить описание границы расселения чуди в Сказании на археологическую карту, то можно увидеть, что автор Сказания называл чудью племена ливов, эстов, води, карелов, веси, сумь и емь.

[5] ...в Немецкую же землю... — Т. е. на запад.

[6] ...полной великой рекы... — Южная часть Ботнического залива Балтийского моря или пролив, соединяющий Ботнический залив с Балтикой. На карте середины XVII в. под названием «Чертеж ветхой городам русским и шведским до Варяжского моря» у входа в Ботнический залив показано: «по сему месту ходу морем 60 верст».

[7] Каенскиа губы моря... — Ботнический залив Балтийского моря. «Каянской землей» русские источники XIV—XVII вв. называли современную Северную Финляндию, область к востоку от северной части Ботнического залива, где до сих пор находится город Каяни (Каянеборг). Упоминается и топоним «Каяно море» (например, в Ореховском договоре 1323 г. и новгородской берестяной грамоте № 286), обозначающий Ботнический залив. Выражение, употребленное в Сказании — Каннская губа моря, — ни в одном источнике больше не встречается, хотя и более точно определяет географическую реальность.

[8] ...двема языкомъ поработани — руси и нѣмцам... — Автор Сказания хорошо знал и политическую реальность, так как западные чудские племена находились на территории Швеции («немцы» здесь выступает как обобщенное обозначение иноземцев, в данном случае — шведов).

[9] ...яко от всѣх «вълхвы проклятыа» нарицаютца... — Для XVI в. еще устойчив образ «чудских племен» как не только язычников в прошлом, но и колдунов, «волхвов». Известно четыре послания середины XVI в. новгородских архиепископов об искоренении языческих обрядов и обычаев карел; так что во времена написания Сказания задача борьбы с язычеством местного населения стояла остро.

[10] ...Андрѣй брат Петровъ... — Апостол Андрей, галилеянин и брат апостола Петра, живший в I в. н. э. (Мф. 4, 18—20; Ин. 1, 40—42). Помимо канонических сведений, на Руси было популярно и апокрифическое сказание об апостоле Андрее Первозванном: оно вошло во многие летописные своды, а также в церковные службы и памяти. Так, уже в Лаврентьевской летописи мы читаем, как апостол Андрей путешествовал по территории Руси, посетив места будущих Киева и Новгорода, пророчествуя о принятии Русью христианства. Особой популярности культ апостола Андрея как крестителя Руси достигает в середине XVI в. при Иване Грозном. Поэтому неудивительно, что автор Сказания о Валаамском монастыре «продляет» маршрут апостола Андрея из Новгорода до Ладожского озера. Отметим, однако, что автор Сказания говорит об этом достаточно осторожно, ссылаясь на «старческие оповести».

[11] Невское (Нево) озеро — Ладожское озеро.

[12] ...яко новыа хананеи... — Хананеи — первоначальные жители земли Ханаанской, потомки Хама. В Ветхом Завете олицетворяли язычников, волхвов, нечестивцев (ср.: Исх. 23, 32; 34, 15—16).

[13] Коневец — Коневский (или Коневецкий) монастырь Рождества Богородицы, основан преподобным Арсением Коневским на острове Коневец на Ладожском озере после его возвращения с Афона. Житие Арсения (см. наст. изд., с. 156—183) называет 1399 г. как дату прихода преподобного на остров и сообщает год его смерти: по разным спискам жития — 1444 или 1447 год. Следовательно, и Валаамский, и Коневский монастыри возникли примерно в одни и те же годы неподалеку друг от друга на Ладожском озере; оба возникли сразу же как монастыри нового типа — общежительные и играли важную миссионерскую роль в Карельской земле.

[14] Град Орѣхов — город Орешек (позже — Нотебург, Шлиссельбург, современный г. Петрокрепость).

[15] ...море Бѣлое... тоже и море Свисское называютъ... — Из контекста понятно, что «Белым морем» здесь названо Балтийское море. Во избежание недоразумений автор Сказания приводит и более распространенное его наименование — «Свисское» (Шведское). Примеры названия Балтийского моря Белым по другим источникам мы привести не можем. С другой стороны, и современное Белое море в середине XVI в. еще не носило это название.

[16] ...от сивера Узярвою рекою... — Современная река Вуокса, впадающая в Ладожское озеро не с севера, а с запада (северо-запада), к тому же южнее самого Валаама. Эту фразу Сказания следует понимать, скорее всего, в таком смысле: через Узярву в озеро Нево втекают воды северного бассейна.

[17] ...яко да Валам мѣсто то именуют въ образъ древняго лестца и пророка Валама... — Эта ложная этимология основана на созвучии названия острова и имени библейского Валаама — мага и прорицателя времен Моисея. Автор Сказания обыгрывает известный библейский сюжет: Моавитский царь Валак призвал к себе Валаама, чтобы тот проклял народ Израиля, вышедший из пустыни во главе с Моисеем. Но каждый раз, когда Валаам должен был произносить проклятия Израилю, Бог вкладывал в его уста слова благословения (Чис. 22—24).

[18] ...Ефрѣмъ зовомый, иже послѣди монастырь на Перековском островѣ на Илмене велицем езере съгради... — Появление имени Ефрема Перекомского (Перекопского, Перековского) в Сказании несколько неожиданно, поскольку ни в одном из других источников его имя с Валаамом никак не связано. Видимо, и здесь автор пользовался местным монастырским преданием. Ефрем был канонизирован на церковном соборе 1549 г., хотя его местное почитание началось раньше.

Судя по тексту Жития, Ефрем родился в 1413 г., основал Перекомский монастырь на р. Веренде в 1450 г. (именно эта дата и вошла во все издания как год основания Перекомского монастыря); дату же его смерти можно высчитать по противоречивому тексту Жития от 1486 до 1552 г. Наиболее вероятно, что Житие Ефрема могло быть написано во второй половине XVII в., когда Перекомский монастырь был возрожден из запустения при помощи боярина Романа Федоровича Бобарыкина (к этому времени относится большинство чудес Жития, героем одного из которых является сам Бобарыкин).

В то же время в Новгородской III летописи под 1407 г. сохранилось известие: «...постави владыка Иоанн Новгородский церковь каменну святаго Николая чудотворца на Веренде, и монастырь устроиша» (ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Как мы видим, это подтверждается текстом Сказания о Валаамском монастыре, в котором основание Перекомского монастыря также отнесено ко времени владычества Иоанна П. Поэтому именно 1407 г., а не середину XV в., скорее всего, следует считать началом истории Перекомской обители, а следовательно, удревнить годы жизни и самого Ефрема.

[19] И нѣкый островъ с восточныа страны... пещера ту каменна зѣло чюдна. — Судя по точному описанию островка, — это тот, который сейчас называется Святым (или островом Александра Свирского) и где со второй половины XVIII в. находился скит и часовня Александра Свирского, а пещеру связывали с именем этого святого. Вообще, в любой популярной литературе XIX—XX вв. можно прочесть, что «судя по тексту жития преподобного Александра», он несколько лет подвизался не только в самом Валаамском монастыре, но и в пещере Святого острова. Откуда взяты такие сведения — неизвестно, поскольку в многочисленных рукописных списках Жития Александра XVI—XVII вв. подробно рассказывается о его пострижении и жизни на Валааме, но о Святом острове и пещере ничего не говорится.

С другой стороны, в XIX в. было известно наименование «Старый Валаам» применительно к Святому острову; капитан Я. Я. Мордвинов, посетивший Валаам в 1777 г., передает сведение о том, что в данной пещере жили Сергий и Герман, а не Александр Свирский. В довершение этой путаницы современные исследования лихенологов показывают, что камни, которыми выложена пещера, не могут датироваться старше, чем XVIII в. Во всяком случае предание (или знание?) третьей четверти XVI в. связывало начало Валаамского монастыря с этим маленьким островом и какой-то пещерой, на нем находящейся.

[20] ...и ту начало полагают, царское знамение Животворящий Крестъ водружають... — Поставленный на пустом месте крест традиционно служил символом основания новой обители.

[21] Посадники и тысячские — представители новгородской администрации. По наблюдениям В. Л. Янина, с середины XIV в. в Новгороде начинают править одновременно шесть посадников — по одному от каждого конца и еще один главный, степенный. С первой половины XIV в. появляются сведения и о нескольких тысячских.

[22] ...украшаше престол великиа премудрости Божиа слова Съфеи... — Собор Софии Премудрости Божией — кафедральный собор Новгорода. Это выражение обозначает, что Иоанн был архиепископом Великого Новгорода.

[23] ...Иоан достопаметный... церковь Божию окорми. — Архиепископ Иоанн занимал новгородскую кафедру в 1388—1415 гг. (при этом в течение трех лет и трех месяцев в 1401—1404 гг. он находился в Москве в заточении). Известен тем, что за годы его архиепископства и по его инициативе было основано большое число монастырей как в самом Новгороде, так и в Новгородской земле. Годы правления Иоанна II автор Сказания почерпнул, скорее всего, из летописного источника.

[24] Монастырь же крестообразно четырестѣнно огради... от сиверныа страны на полдень по праву манастыря. — Как мы видим, современная планировка Валаамского монастыря (XVIII—XIX вв.) практически повторяет первоначальную планировку: прямоугольное каре, ориентированное по сторонам света, с храмами в центре. Традиция монастырского строительства каким-то образом сохранилась, несмотря на более чем столетний перерыв в XVII в.

[25] ...куща меж полки Израилевыми... — См.: Чис. гл. 1, 2.

[26] ...«мал квас все вмѣшение квасит». — 1 Кор. 5, 6.

[27] Законъ же манастырскый по святым священым догъматом изложи... аще и от простых людей есть. — «Закон монастырский Сергия» носит характер вставки — видимо, автор Сказания включил в свой текст готовое произведение, пересказав его своими словами. Сравнение «закона монастырского Сергия» с известными древнейшими уставами общежительных монастырей (Евфросина Псковского, Иосифа Волоцкого, Корнилия Комельского, Герасима Болдин-ского, Павла Обнорского) показывает, что по своей форме он не является монастырским уставом в общепринятом смысле (скорее всего — это краткая «выжимка» из устава или же форма устава-завещания основателя монастыря), хотя также проповедует принципы общежительства, а в некоторых вопросах значительно опережает их. Так, например, только Стоглавый собор (1551 г.) принял пункты о принятии пострижеников без вкладов и о совместной трапезе игумена и всей братии. Отличие проявляется и в отношении к провинившимся — в монастырских уставах других монастырей оно значительно более суровое.

Трудно сказать, действительно ли «закон монастырский» был сочинен самим Сергием или же авторство приписано ему более поздней традицией. Известно лишь, что Валаамский монастырь пользовался устойчивой репутацией обители с древними общежительными устоями, хотя как общая мера общежительство утвердилось в новгородских монастырях с начала XVI в.

Благодаря «закону монастырскому» и дальнейшему описанию жизни валаамских иноков можно утверждать, что Валаамский монастырь принадлежал к числу древнейших русских общежительных монастырей — обителей нового типа, традиция которых связана с мощным религиозным, духовным ренессансом XIV—XV вв., идущим от Сергия Радонежского и его учеников, а в Новгородских землях — непосредственно с Афона.

[28] ...гнѣву мѣсто дасть... — Ср.: Рим. 12, 19.

[29] манастыри святого великого богословца и евангелиста Иоанна... — Судя по контексту Сказания, Богословский монастырь находился или в самом Новгороде, или в его ближайшем пригороде и у воды. В Новгороде в это время известен только один монастырь, более или менее подходящий на эту роль, — на Торговой стороне, на р. Витке у ее впадения в Волхов находился монастырь Иоанна Богослова, основанный в середине XIV в.; каменная церковь (самая маленькая среди всех новгородских), существующая и поныне, была выстроена в 1383—1384 гг. (НПЛ. С. 379,380). Таким образом, можно предположить, что последние годы своей жизни Сергий провел в Витковском Богословском монастыре — монастыре маленьком и не очень известном, но занимался почетным делом и оставил там память о себе.

[30] ...«Сергиевъ перевод». — Слово «перевод» может пониматься двояко: и как «список, снимок, копия», и в современном смысле слова как «текст, переведенный с одного языка на другой». Таким образом, остается неясным, занимался ли Сергий в Богословском монастыре перепиской книг или же их переводом.

[31] ...Германъ приснопаметный игуменом бысть... елико довлѣеть телесной немощи. — Столь общая «книжная» характеристика преподобного Германа указывает на то, что автор Сказания располагал о нем очень бедной конкретной информацией: он был вторым игуменом монастыря и имел сан священноинока.

[32] ...от създаниа монастыря лѣт 100 и вяще. ...Пребысть же ту въ церкви преподобный Германъ вяще 40 лѣт... — Следовательно, со времени основания монастыря до перенесения мощей Сергия прошло более 140 лет, что полностью соответствует косвенным датировкам этих событий, приводимых в Сказании.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!