СКАЗАНИЕ О ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ 2 страница



Сей убо священый предивный отець Ефрѣмъ подвижется, с нимъ же другый преславный священноинокъ премудрый Сергие съ инѣми вкупочинными своими, к предреченному великому и чюдному оному острову Валамскому приходят. И нѣкый островъ с восточныа страны окрестъ великого того острова обрѣтают зѣло чюден и превысокъ, да яко бы стогъ сътворенъ, равенъ от низу даже и до верху; высотою вяще 50 саженъ, единокаменнъ сущь, и един въсход на себе имущь. Верхь же острова того гладко суще, и неизглаголанною красотою сиаемо. Величество же мѣсто того яко бы сажен 50, кругло суще, и пренарочито от всѣх съдѣтеля предивне сътворено, и пещера ту каменна зѣло чюдна.[19]

И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священный инок премудрый Сергий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят. И находят некий остров с восточной стороны от большого того острова — прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, из единого камня состоящий и только один подъем имеющий наверх. Верх же того острова гладкий и неизреченной красотою сияющий. Место же это круглое, величиной как будто бы сажен 50, искусно и предивно сотворено Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная.

Тако убо преподобный онъ Ефрем съ своими к малому тому и высокому острову пришед и ту начало полагают, царское знамение Животворящий Крестъ водружають,[20] таже и церковь поставляют въ имя преславного боголѣпнаго святого Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа; таже поспѣшением всемогущаго Бога множитися начаша. Нужу же свою ограды на инѣх островѣх саждаху. Живущии же чюдь на велицѣмъ том островѣ зѣло яряхуся на святых онѣх старцовъ, единодушно з бѣсы чарованием нападаху, и многыи пакости творяху.

Так преподобный Ефрем со спутниками приходят к тому малому и высокому острову и здесь полагают начало: водружают царское знамение — Животворящий Крест и поставляют церковь во имя преславного боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа; и с помощью всемогущего Бога братия умножаться числом начинает. Для своих же нужд и на других островах свои огороды садили. Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости.

Предреченный же началникъ старець Ефрем от мѣста того отходить, Богу хотящу, на Илмене Перековскую обитель създа; и доволна лѣта пребывъ, къ Господу отъиде. Прежеименованный же Сергие, зря поспѣшение Божие, въ изообиловании благых умноженаго ему яже о Христѣ братства, и тѣсноты ради мѣста не вмѣщахуся, — таковыя же ради вины преподобный Сергие болшему дѣлу касаетца. О строении манастырском усердие имѣа, и о просвѣщении оныа тмошественыа заблуджшиа чюди велми печашеся, къ архиепискому Великого Новаграда приходит. И о бѣсослужителной оной чюди корѣлской възвѣщает, и преподобнаго Ефрѣма многотрудное начало о здании манастырьском в просвѣщение о нѣмъ по ряду исповѣдует.

Вышеименованный же зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать; и многие годы там прожив, к Господу отошел. Вышеназванный же Сергий, видя помощь Божию в изобиловании благ умножившегося вокруг него во Христе братства, которое уже не умещалось на тесном месте, — по этой причине преподобный Сергий к большому делу приступает. Заботясь об устройстве монастырском и имея большое попечение о просвещении той живущей во тьме заблудшей чуди, к архиепископу Великого Новгорода приходит и возвещает о той почитающей бесов чуди карельской; и о многотрудном начале создания монастыря Ефремом по порядку повествует, чтобы знали о нем.

Сиа же архиепископъ слышав и рад бысть зѣло, проразумѣ бо, яко въспомянул Богъ свое заблуджьшее създание, и хощет погыбших взыскати, иже подвиже к таковой своей велицей службе своих избранных рабъ. Скоро к посадником и к тысячскым[21] и к державнымъ града посылает, да вещь ону по Господни воли устроять. Тогда же украшаше престол великиа премудрости Божиа слова Съфеи[22] Иоан достопаметный, иже възведен бысть на великий престол Великого Новаграда в лѣто 6896, и на двадесят семь лѣтъ церковь Божию окорми.[23]

Архиепископ же, услышав это, был очень рад, так как понял, что вспомнил Бог свое заблудшее создание и хочет погибших спасти, раз подвигнул на такую великую службу своих избранных рабов. Посылает он скоро к посадникам, и к тысяцким, и к правителям города, чтобы они дело это по Господней воле устроили. Тогда украшал престол великой Премудрости Божьего Слова Софии Иоанн достопамятный, который был возведен на великий престол Великого Новгорода в 6896 (1388) году и двадцать семь лет церковью Божией управлял.

Градстии же держатели архиепископову словесе усердне повинуются, Богу поспѣшествующу, скоро посланных от себе съ епистолиами отрядиша. Такоже и архиепископъ свою епистолию с посланнымъ посла, да великий той остров Валам преподобному Сергию отдадут, и живущих ту людей изгонять. Архиепископъ же много злата и потребных в манастырское строение преподобному Сергию подасть; такоже и держатели града, и христолюбивый именистый народ многочисленых потреб преподобному подаста. И тако архиепископъ с предреченными посланникы преподобного Сергиа отпускаеть.

Правители же города, прилежно повинуясь словам архиепископа — Бог им помощь оказывал, — быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками.

Святый же правителством вседѣтелнаго Бога, здрави и немедлено пучину того великого езера преплывше, и к великому острову Валамскому пришедше. Посланнии же заповѣлѣнное им от архиепископа и посадьник съвершаху: живущих ту людей от острова того отсылати начаша. И тако онѣ бѣсооружьне себе ополчивше, рать противу посланных сътвориша. И многое падение бысть онѣмъ скверным вълхвом, рукою же всесилнаго Христа Бога их одолѣша и многых избиша, и тако посланнии скоро их от острова изгнаша. Ту же и нѣким от благоговѣйных инокъ смертнее уязвени скончашася.

Святой же, направляемый вседетельным Богом, спокойно и быстро глубины того великого озера переплыл и к великому острову Валааму пришел. Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены — рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались.

И тако по преславной той побѣдѣ преподобный Сергие мѣсто манастырю, идѣже Богу хотящу, избра зѣло прекрасно и превысоко на горѣ каменнѣ, яко град видим от всѣхъ, и пренарочитое великое тихое пристанище под собою имуще, яко да тмочисленое множество караблей может съхранитися от ярости свирѣпаго волнениа.

Итак, после той преславной победы преподобный Сергий место для монастыря по воле Божьей избрал — весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань, в которой многотысячное число кораблей могло бы укрыться от ярости свирепых волн.

Церковь же по благословению святейшаго архиепископа въздвизает въ имя боголѣпнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, и духовное о Христе братство съвокупляет. И тако Христу пособъствующу многочислено братии бысть, и в гобзовании неоскудное множество потребных всѣм изообиловася. Таже уясниша мѣсто от стоящих лѣсов, велику и зѣло прекрасну и превысоку церковь предиреченную поставляет, и в предѣлех устрояеть великого богословца и евангелиста Иоана и чюднаго чюдотворца Николу. Потом же и другую церковь воздвизает въ имя еже по плоти Рождества Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа с трапезою зѣло чюдну и преславну. Манастырь же крестообразно четырестѣнно огради, от въстока же и полудня, от запада и сивера. Великаа же врата на полуденней оградѣ учини — тамо бо подобает имь быти. Прихожение же к манастырю тому от сиверныа страны на полдень по праву манастыря.[24] Великая же та и прехитрая превысокаа церкви среди манастыря равным разстояниемъ от всѣх странъ утвержена, яко древняа она куща меж полки Израилевыми[25] въдружена всѣм видима, яко солнце луча красоты испускает.

И воздвигает по благословению святейшего архиепископа церковь во имя боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, и собирает духовное во Христе братство. И так, с помощью Христовой, братия стала многочисленной и обладала неоскудевающим обильным множеством всего потребного. Также, расчистив место от стоящего леса, большую и весьма красивую и высокую церковь (о которой раньше говорилось) ставит и строит приделы во имя великого богослова и евангелиста Иоанна и предивного чудотворца Николы. Потом и другую церковь воздвигает во имя Рождества во плоти Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа с трапезою, весьма чудную и преславную. И монастырь крестообразно четырьмя стенами оградил — с востока и юга, с запада и севера. Большие же ворота в южной стене сделал — там, где им и подобает быть. Проход же к монастырю тому от северной стороны к югу — справа от монастыря. А та большая искусная и высокая церковь поставлена посреди монастыря на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя скиния между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты.

Законъ же манастырскый по святым священым догъматом изложи, елико нужнѣйшая потребе человѣческаго естества, сиа точию в манастырскых съкровищех имѣти и о сих пещися, излишных же никакоже искати, яко лихоимцем сущим. Ядь убо нужнийшее вариво, еже подасть Богъ, пестротных же и многокозненых многоцѣнных брашен съ ухищьрением — таковых отнюдь отрече, аще и распространит Господь мѣсто то. Медотворных же и пианственых розных питей никакоже не повелѣ, но единъ нужнийший квас своимъ же и приходящим. В праздники же излишных брашен или избранным квасом сему никако же не именоватися, но духовное съвершати веселие о Дусе Святе, яко отнюдь плотское веселие и гортанное наслаждение отсѣче. Одежда же иноческаа немногою цѣною умножена, ниже красотою видима, но во образ иночества нужу точию имущи покровению; такоже и общу слугам же нужнѣйшая сермягу и шубу, и инаа потребнаа ко страданию сиа точию имѣти. Излишных же и дражайших портищь отнюдь не имѣти. Праздныхь же и величавых слуг никакоже не держати, но всѣм общаа страда и дѣло в манастырскую потребу съвершати — инокомъ же и слугам. И единаго от братии старца нарядника имѣти, тому въ всѣх страдах и дѣлех повиноватися, еже аще что повелит. Общаа же страданиа всѣм, такоже и равенство в трапезе же, и въ одѣже всѣмъ равно от послѣднихь же и до первых, едино вариво в рыбе же и въ прочем, и един квас, и едина одежда — от игумена даже и до послѣдняго белца и до пастыря, всѣмъ благое о Христѣ равенство подаваемо. Непокоривыхь же бесчинникъ мучити никакоже повелѣно, хлѣбъ таковому подавъ в целомудрие ему, и тако из манастыря изсылати, да не прочии ему поревнують по реченному слову, яко «мал квас все вмѣшение квасит».[26] Сие же его священное законоположение даже и доселѣ цѣло съблюдается, аще и преумножил Господь благыми своими мѣсто то молитвами их. У постригаемых же великых вкладовъ отнюдь отрече просити, но с вѣрою желающаго ангельскаго святого житиа туне (даромъ) стрищи повелѣ, аще и от простых людей есть.[27] Ихь же молитвами нынѣ вяще 100 братовъ обрѣтается в святей обители ихь, оно святое житие имущи.

И изложил <Сергий> закон монастырский в соответствии со священными догматами о том, чтобы лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам. Еду есть самую простую — какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, — такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только необходимейший квас — и для своих, и для приходящих. В праздники никогда же не просить дополнительных блюд или лучшего кваса, но предаваться духовному веселью во Святом Духе, когда совершенно отсечено плотское веселье и чревоугодие. Одежда же иноческая не должна ни большой цены стоить, ни на вид быть красивой, но в иноческом образе служащая только для того, чтобы прикрыться; также и простейшая шуба и сермяга, как у слуг; а иметь что-то другое — только на будущее страдание послужит, лишних же и очень дорогих одежд вовсе не иметь. Бездельничающих же и важничающих слуг ни в коем случае не держать, но всем общие труды и дела на пользу монастырю совершать — и инокам, и слугам. И иметь эконома — одного старца из братии: ему во всех трудах и делах повиноваться, что он ни повелит. Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем равная — от последних до первых по званию, единая еда (рыбная и другая), единый квас и единая одежда — начиная от игумена и кончая последним мирянином или пастухом — всем дается благое равенство во Христе. Повелено также непокорных нарушителей порядка никоим образом не мучить; а подав такому хлеба для его здоровья, высылать из монастыря, чтобы другие ему не подражали; ибо сказано, что «малая закваска квасит все тесто». Это его священное законоположение и до сих пор в целости соблюдается, хотя по их молитвам и преумножил Господь своими благами то место. Совершенно запретил просить у постригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает приобрести ангельскую святую жизнь, — хоть бы и из простых людей был. И по их молитвам более 100 братьев обретается ныне в их святой обители, такой святою жизнью живущих.

Мы же пакы на повѣствуемую повѣсть възвратимся, яже о преподобнем Сергие. По семь же грѣху творець лукавый диаволъ нѣкых неутверженных в разумѣ от инокъ обрѣтаеть, на вражду святому и великому игумену Сергию въздвизаеть. Сию же рать диаволю преподобный видѣвъ, и вълнение своих ему ощути, по Господню слову гнѣву мѣсто дасть,[28] игуменства сана уступает, и в глубочайшую пустыню великого того острова отходить. И тамо Предтечево и Илиино житие подражаеть, с дивиами водворяемь, единому Богу безпрестанными молитвами бесѣдуя. Несытный же диавол, всегда оскорбляемый от него, недоволенъ бывъ первою крамолою, но тщася от своего перваго жилища изгонити святого. Аще уже и оттято бысть от него волное его селение, но паче держа гнѣвъ на преподобнаго, яко той началникъ изгонителству его, еще своим злокозньством ину брань на преподобнаго напускаеть зелнымь оскорблением, да яко нужею и бесчестиемь святаго съ острова згонити.

Мы же опять возвратимся к рассказываемой повести о преподобном Сергии. Потом же творец греха — лукавый дьявол — находит некоторых из иноков, разумом некрепких, и подбивает их на вражду со святым и великим игуменом Сергием. Видя же это дьявольское войско, преподобный почувствовал волнение монахов и, по Господнему слову, допустив место гневу, отрекается от игуменского сана и в глубочайшую пустынь на том большом острове уходит. И там подражает жизни Иоанна Предтечи и Илии, находясь среди диких зверей и беседуя беспрестанными молитвами с единым Богом. Ненасытный же дьявол, всегда терпящий от Сергия оскорбления, недоволен был первой смутой, но старался выгнать святого из того жилища, которое раньше ему принадлежало. Хотя и лишен дьявол был уже свободного поселения, — но держа еще более сильный гнев на преподобного, дьявол, который начал изгонять его, напускает на преподобного своим злокозненством и колдовским оскорблением вторую брань, чтобы выгнать святого с острова принуждением и бесчестием.

Преподобный же Сергие в преименитый Великий Новъград прииде в манастыри святого великого богословца и евангелиста Иоанна,[29] молча многолѣтную свою и многотрудную глубочайшую старость накончаваа, жды любезнаго своего желаемаго преселениа в небесныа кровы. И тако ту жителствуя тружаяся, священыа святыа книгы пиша въ просвѣщение вѣрным; да яко зѣло преславно быти его трудолюбное писание, за лежащую в немь пучину божественыа философиа. Даже и доселе писанные его книгы в манастыри том съблюдаются, ихьже нарицають «Сергиевъ перевод».[30] И тако лѣта нѣколика пожить в старости маститѣ, к Господу отъиде. Святое же его и многотерпеливое тѣло в том манастыри положено у церковных стѣн святаго Богословца.

Преподобный же Сергий в преименитый Великий Новгород пришел в монастырь святого великого богослова и евангелиста Иоанна, безмолвно заканчивая свою многолетнюю и многотрудную жизнь, ожидая желанного и милого сердцу переселения в небесное жилище. И, живя здесь, трудился, переписывая священные святые книги на просвещение верным; и было его трудолюбивое писание весьма хорошим из-за хранящейся в нем глубины божественной философии. И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и называют их «Сергиев перевод». И так прожив несколько лет в почтенной старости, отошел к Господу. Святое же его и многопретерпевшее тело похоронено было в том монастыре у церковных стен святого Богослова.

В предреченном же Валамском манастыри по преподобнем игумене Сергие Германъ приснопаметный игуменом бысть, иже въ всѣхъ первых трудѣхъ общий бысть с преподобнымъ Сергием, священства чинъ на себѣ имѣа. Той убо великий Германъ добрѣ пася порученное ему стадо Христово словесных овець, и свою жизнь непорочне имѣа; елико довлѣеть телесной немощи.[31] И въ многолѣтных сединах на своей паствѣ в созданнѣм от них манастыри от житиа сего к Богу отъиде, и ту погребен бысть.

В вышеназванном же Валаамском монастыре после преподобного игумена Сергия игуменом стал приснопамятный Герман, который, имея священнический чин, во всех первых трудах был вместе с преподобным Сергием. Тот великий Герман прилежно пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах при своей пастве в созданном ими монастыре; тут же и погребен был.

По лѣтехь же мнозѣх, яко бы от създаниа манастыря лѣт 100 и вяще, умноженым сущим грѣхом, человѣколюбивый Богъ свое наказание попусти, да безакониа своа въспомянув, уцѣломудрятся. Сице же грѣх ради наших бысть пожаръ на манастырь той, да яко згорѣша обѣ церкви и казна, и весь манастырь. Гробъ же блаженнаго Германа под церковию бысть, от великыа же тоя огненыа ярости цѣлъ Христомъ съблюденъ бысть. Святое же его священное тѣло нетлѣнно обрѣтеся, бѣ бо мѣсто каменно неудобь капаемо, но на верхь земли положен бѣ. Оттолѣ же святое его нетлѣнное тѣло в велицѣй церкви положено бысть, всѣми видимо на поклонение вѣрным. Пребысть же ту въ церкви преподобный Германъ вяще 40 лѣт,[32] дондеже мощи святаго Сергиа от Великого Новаграда принесоша. И тако обоих вкупѣ положиша за олтарем великиа церкви близ святого жертвеника, иже даже и доселе святаа их чюдотворнаа рака всѣми видима.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!