Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой 20 страница



[33] ...Герасима, иже на Иердани. — Преподобный Герасим, основатель обители на берегах Иордана (475).

[34] ...церковь малу во имя Воскресения... Ея Одигитрия... — Никаких других документов о времени создания церквей не сохранилось, известно лишь, что уже после преставления преподобного в 1542 г. в монастыре действительно было две указанные церкви: Воскресения Христова и Богородицы Одигитрии (названы в жалованной грамоте Ивана Грозного. См.: РГАДА, ф. 1606, оп. 1, № 1). Одигитрией на Руси называли Смоленскую икону Божией Матери (принесена из Царьграда в 1046 г.), празднование ей совершается 28 июля.

[35] ...ти воставше и падоша... — Ср.: Пс. 19, 9.

[36] «На Того... помощникъ ми бысть». — Пс. 32, 20.

[37] ...старцѣ Никифорѣ... — По-видимому, речь идет о преподобном Никифоре Важеозерском (1557, память 9 февраля), ученике преподобного Александра Свирского.

[38] ...Александра Сверьскаго чюдотворца. — Преподобный Александр Свирский (1533, память 30 августа), основатель Троицкого монастыря на р. Свири.

[39] ...на обычном его правилѣ... — Монашеское правило — последовательность молитвословий, совершаемых монахом в течение дня.

[40] ...канонъ Акафисту... — Один из канонов, посвященных Богородице, соединенный с Акафистом, читающимся по 6-й песни. Его используют как в общественном богослужении (читается на Утрени в субботу четвертой седмицы Великого поста, «Субботу Акафиста», в чинопоследовании службы Акафиста), так и для келейного чтения. Среди других канонов включен в Следованную Псалтирь, которая согласно церковному преданию принадлежала преподобному Кириллу Новоезерскому (Череповецкое Музейное объединение 9—64; 361/373. Псалтирь с восследованием. Перв. четв. XVI в., л. 423 об.—429).

[41] ...кондакъ Богородице... «О, Всепѣтая Мати!»... — Это последний, 13-й кондак Акафиста, который прочитывается трижды.

[42] Челн — лодка-однодеревка, долбушка.

[43] С началом... — Начало или начал — определенная последовательность молитв при семи поклонах, которыми предваряется и завершается всякое молитвенное чинопоследование.

[44] ...зрѣтися во ономъ блаженствѣ... с преподобнымъАлександромъ». — Это пророческое утверждение о грядущем пребывании преподобных Кирилла Новоезерского и Александра Свирского «во оном блаженстве» по смыслу соотносится с описанным в Житии Александра Свирского «видении Даниила», который просил ангелов открыть ему посмертную участь преподобного Александра, и те показали его в раю.

[45] ...Богъ отецъ наших: Авраамовъ, и Исааковъ, и Яковль... — Ср.: Исх. 3, 16.

[46] ...Великий Четвертокъ. — Четверг Великой, или Страстной, седмицы. В этот день Церковь совершает воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено таинство Евхаристии.

[47] ...в трапезу и ставшу близ дверей церковных... — Церковь Одигитрии была соединена с трапезой, т. е. с трапезной палатой.

[48] ...с «Богородицею»... — Имеется в виду Панагия — просфора, из которой на Литургии была вынута частица в честь Богоматери. Эту просфору после Литургии с молитвенным пением переносят из храма в трапезную, там полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвой к Богородице просфору «возвышают» (поднимают над иконами) и вкушают от нее.

[49]...блаженному Антонию и Феодосию. — Антоний (1073) и Феодосии (1074) Киево-Печорские — основатели русского монашества.

[50] ...горнягоИерусалима... — Гал. IV, 26.

[51] ...обительв тебѣ сотвори. — Ср.: Ин. 14, 23.

[52] ...и мы его молитвами к Богу пребываем... Славу и благодарение возсылаемъ Отцу и Сыну и Святому Духу, нынѣ и присно. — Похвала святому целиком заимствована из Жития Зосимы и Савватия в I Стилистической редакции (Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI—XVIII вв.). Тексты. Т. II. М., 2001. С. 145—146).

[53] Боголюбивый диаконъ... от него благословение... — По смыслу это предложение не соотносится со следующим. По-видимому, это чтение возникло в связи с попыткой переработать предисловие к «новосотворенным» чудесам Жития Зосимы и Савватия для настоящего текста.

[54] ...князь Иванъ Василиевичь Пинковь... — Упоминаемую в этом чуде грамоту обнаружить не удалось, однако сам князь Иван Васильевич Пинков — реальное историческое лицо (победитель местнического спора с князем А. Б. Горбатым в феврале 1547 г. См.: Эскин Ю. М. Местничество в России XVI—XVII вв. Хронологический реестр. М., 1994. С. 46).

[55] ...Пречистой Богоматери на Тихфинѣ... — Имеется в виду чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери. В 1383 г. икона появилась над водами Ладожского озера и осталась на реке Тихвинке, где для нее был построен храм Успения Богородицы.

[56] ...фимианъ... — Фимиам, ладан — душистая смола, употребляемая для каждения в церкви. В качестве пожертвований на храм чаще всего употребляли ладан, воск и лампадное масло (или деньги на них) — согласно символике, принятой Православной церковью, каждение, горение свечи или лампады являются образами возносимой к Богу молитвы.

[57] ...служаше и в раздраннѣй ризѣ. — Ризой могли называть как одежду вообще, так и часть церковного облачения — верхнюю одежду священника при богослужении. В первом значении «раздранные ризы» являются сквозным образом многих житий. Но здесь «ризы», по-видимому, выступают во втором значении, так как описание внешности относится именно к моменту богослужения. Кроме того, эпитет «раздранная» употребляли вообще по отношению к церковному облачению преподобного Кирилла, которое спустя 100 лет после его преставления сохранялось в монастырской ризнице — «ризы самого чюдотворца Кирилла Белого ветхи и драны». (Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1632 г. СПбИИ РАН, колл. 115, д. 663, л. 89 об.).

[58] ...40 мѣръ жита... —Жито — зерновой, немолотый хлеб (пшеница, рожь и т.д.). Мера — официальной мерой сыпучих тел в конце XVI в. была «четверть» — емкость, вмещавшая четыре пуда ржи. Впрочем, весовое содержание этой меры было различным в разных регионах и для разных зерновых культур. Согласно смете, составленной в Кирилло-Белозерском монастыре писцами Бориса Годунова, одному монаху требовалось 9 четвертей хлеба в год. (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2. С. 247). Т. е. этого вклада было достаточно для того, чтобы в течение года прокормить четырех человек.

[59] ...20 спуд соли... — Спуд — то же, что и пуд, т. е. мера веса, равная приблизительно 16 килограммам.

[60] «Не к тому живу азъ, живет же во мнѣ Христос...» — Гал. 2, 20.

[61] ...пяди... — Пядь — мера, равная длине между оконечностями растянутых пальцев, большого и указательного.

[62] «Братия моя и отцы... царство наше устроено Богомъ». — Это пророчество воспринималось в XVII в. как сбывшееся предсказание нестроений Смутного времени. Иногда в составе рукописных сборников Пророчество выступает в качестве самостоятельного текста. «Будетъ бо бѣда... во вся языки»... — Лк. 21, 23—24.

[63] «Братия моя и отцы... царство наше устроено Богомъ». — Это пророчество воспринималось в XVII в. как сбывшееся предсказание нестроений Смутного времени. Иногда в составе рукописных сборников Пророчество выступает в качестве самостоятельного текста. «Будетъ бо бѣда... во вся языки»... — Лк. 21, 23—24.

[64] ...«будете съвершени... совершен есть»... — Мф. 5, 48.

[65] ...к рацѣ мощей его. — Мощи святого были обретены при строительстве каменного храма 7 ноября 1649 г. В январе 1919 г. по распоряжению местной власти рака была вскрыта и произведено медицинское освидетельствование мощей, с тех пор об их судьбе ничего не известно. (Курдюмов М. Г. Отчет об археографической поездке в Белозерский край в августе 1919 года / Памятники Отечества. Вып. 30. Северная Фиваида. М., 1994. С. 52—53).

[66] «Прославляющаго мя прославлю». — 1 Цар. 2, 30.

[67] «Аще вы умолчите о благодѣянии Божии, токамение возопиет». — Ср.: Лк. 19, 40.

[68] Никита Текутовъ — Текутовы особенно часто упоминаются в чудесах, явленных преподобным Кириллом (16-е чудо повествует о спасении Данилы Текутова, 5-е — об исцелении его сына). Представители этого рода были вкладчиками Новоезерского монастыря — Максим Текутов пожаловал монастырю в городе Белозерске двор на посаде (сведения о его продаже в 1612 г. См.: Приходная денежная книга. СПбИИ РАН, колл. 115, д. 662, л. 80).

[69] ...в монастырь к Воскресению Господа нашего Исуса Христа... — Монастыри называли обычно по посвящению главной церкви, в Новоезерском монастыре такой была церковь Воскресения Христова.

[70] ...Сѣнново монастыря... — Сенной монастырь находится на острове Хейнясенмаа на Ладожском озере, расположенном неподалеку от устья реки Вуоксы, между островами Валаам и Коневец. Согласно «Сказанию о Валаамском монастыре» время его основания — кон. 1470-х—1480-е гг. (Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 104).

[71] ...жезлъ... — Возможно, имеется в виду игуменский посох. Известно, что в XVII в. посох преподобного Кирилла Новоезерского хранился в монастыре как святыня («У правого крилоса посох чюдотворцов» (Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1632 г. СПбИИ РАН, ф. 115, д. 663, л. 82)).

[72] Ефиопы — это слово в средневековой книжности употреблялось для обозначения бесов — из-за их нравственной нечистоты.

[73] ...о смертоноснѣй железѣ. — Железа — моровое поветрие, чума.

[74] ...на память святаго Кирила того же году преждереченнаго, иже исповѣдающе о немъ. — Первое свидетельство того, что праздновался день памяти святого. События эти, по-видимому, следует относить к 1581 г., так как именно эта дата указана в предшествующем чуде.

[75] ...человѣкъ именем Иванъ Евсевиевъ... жена именемъ Мария... — Чудо, произошедшее с белозерцем Иваном Евсиевым и его женой Марией, следует датировать временем не позднее 1563 г., так как в этом году в Денежной книге Кирилло-Новоезерского монастыря фиксируется два вклада — 30 денег пожаловал Иван Евсивнев, а его жена 64 деньги (Приходная денежная книга СПбИИ РАН, колл. 115, д. 662, л. 8 и 5 об.).

[76] ...храмину чисту... — Роды обычно происходили в «нечистых» пограничных местах избы или нежилых помещениях (баня, клеть, стойло), поэтому после того как близкие отчаялись в благополучном разрешении родов и ожидали смерти женщины, стало возможным перенести ее в «чистое» помещение.

[77] ...третиему браку». — Церковь не поощряла повторные браки, второбрачникам и третьебрачникам полагались епитемьи.

[78] ...Симеонъ Кѣмския страны... — Этого Симеона, по-видимому, можно идентифицировать с Симеоном Каргопольцем, вклады которого упоминаются в Денежной книге Новоезерского монастыря в 1563 г. (См.: Приходная денежная книга СПбИИ РАН, колл. 115, д. 662, л. 8 и 5 об.). Эта запись соседствует с записями о денежных вкладах упомянутых в предшествующем чуде о Иване и Марии Евсиевых.

Житие Кирилла Новоезерского относится к самому распространенному в XVI в. типу житий — житию устроителя монастыря, и посвящено Кириллу Белому (ум. 4 февраля 1532 г.), основателю Воскресенского монастыря на озере Новом под Белозерском. Оно было написано в 80-е гг. XVI в., спустя полвека после преставления преподобного и почти за полвека до его канонизации (местное почитание было установлено около 1628 г., общерусское — в 40-е гг. XVII в.). Такое стечение обстоятельств во многом определило характер Жития. Во-первых, автор, вероятнее всего, уже не мог знать подвижника лично, он опирался на церковное предание и недостаток непосредственных сведений компенсировал использованием этикетных формул, заимствованных из других житий. Во-вторых, созданный в 80-е гг. XVI в. текст не был представлен церковным властям, имел неофициальный характер и, вероятно поэтому, мало тиражировался — пока он известен лишь в одном списке.

Когда в 20-е гг. XVII в. монастырь стал предпринимать попытки к прославлению своего святого, выяснилось, что существовавшее Житие не отвечает «духу времени» и имеет большие недостатки: недостает предисловия, которое к этому времени стало обязательной частью композиции, а также отсутствуют новые чудеса, несмотря на то что в тексте говорится о «непрестанных» чудесах (14-е посмертное чудо). Эти недостатки восполнила новая редакция, которая была представлена церковным властям и одобрена ими, вследствие чего получила широчайшее распространение, она же легла в основу всех последующих переработок Жития. Мы называем эту редакцию Основной, в отличие от Первоначальной, созданной в 80-е гг. XVI в. В течение XVII в. Житие еще дважды редактируется: в сильно сокращенном виде оно входит в состав Прологов, в том числе и печатных (с 60-х гг. XVII в.), а чуть позже обрабатывается в контексте государственной истории и приобретает характер Исторической редакции (третья четверть XVII в.).

Вообще, в XVII в. святой стал намного известнее, чем прежде. Успешная хозяйственная деятельность монастыря способствовала прославлению его основателя и создавала материальные условия для распространения Жития преподобного. Эта известность могла быть связана и с тем, что Пророчество о судьбах русского царства, которое святой оставил при преставлении, после событий Смутного времени многими воспринималось как сбывшееся. Тем дороже сведения, представленные в Первоначальной редакции, когда еще не было создано «канонического» образа святого. Особенно это относится к Пророчеству, которое в самой ранней записи носит характер прикровенности и свободно от предвзятого отношения.

Единственный источник наших сведений об авторе Жития — это упоминание в заглавии Первоначальной редакции — «списано бысть игуменом тоя обители Пименом». К сожалению, о нем удалось узнать лишь то, что он был назначен в Новоезерский монастырь в июле 1581 г. По-видимому, с кратким периодом его настоятельства (до 1583 г.) и необходимо связывать составление Жития, так как последняя группа описанных в Житии чудес относится именно к 1581 г.

В качестве образца для своего повествования автор Жития Кирилла Новоезерского использовал сразу несколько житийных текстов — Жития Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Александра Свирского, Макария Калязинского, Саввы Вишерского и, возможно, Исидора Твердислова (подробнее об этом см.: Карбасова Т. Б. О литературных источниках Жития Кирилла Новоезерского // ТОДРЛ. Т. 58).

Иногда Пимен включал в свой текст фрагменты других житий без существенных изменений (из Жития Зосимы и Савватия Соловецких таким образом заимствована похвала святому и короткий рассказ о том, как досаждали святому люди, приезжавшие на остров для рыбной ловли; из Жития Александра Свирского — описание прихода отрока в монастырь и большая часть главы о преставлении), но чаще всего мы обнаруживаем заимствования уже в переработанном виде, приспособленные к новому содержанию. Так, например, взятое из Жития Кирилла Белозерского чудо о спасении рыболовов, попавших в бурю на озере, в Житии Кирилла Новоезерского становится чудом о спасении на озере человека, который тайно рубил и вывозил с монастырского острова «древеса липовыя», и смысл его теперь состоит не в «спасении от истопления», а в том, что человек покаялся в грехе воровства (седьмое прижизненное чудо). Если в Житии Александра Свирского говорится о том, что «некая сила Божия» наказывает женщину за нарушение обета прийти в монастырь святого, то в текстуально близком ему чуде Жития Кирилла Новоезерского (третьем по преставлении) святой помогает нарушительнице обета попасть в его монастырь, где и происходит исцеление. Таким образом, несмотря на обильное цитирование чужих текстов, автору удалось передать характер святого, который никогда никого не наказывал, а, напротив, силой своей молитвы и незлобия обращал людей к покаянию.

Особого внимания заслуживает вопрос хронологии. Житие является единственным источником наших сведений о начальном этапе истории монастыря: о дате его основания, о строительстве и освящении храмов. В Житии названы две «абсолютные» даты (другие заданы относительно времени рождения святого или основания монастыря): дата преставления святого — 4 февраля 1532 г., которая не вызывает сомнений, и дата основания монастыря — 4 марта 1512 г., которая требует отдельного обсуждения. Основанию пустыни, согласно Житию, предшествовало 20-летнее странствие Кирилла и 15-летнее его ученичество у Корнилия Комельского; значит из Комельского монастыря преподобный ушел в 1492 г., а пришел учеником к Корнилию в 1477 г. Но сам преподобный Корнилий поселился в Комельском лесу и основал там пустынь лишь в 1496—1497 гг. Таким образом, мы должны признать, что внутренняя хронологическая система Жития Кирилла Новоезерского не выдерживает сопоставления с хорошо документированным Житием Корнилия Комельского и требует более осторожного к себе обращения.

Автор Жития Кирилла Новоезерского создал гармоничное и очень строгое по композиции произведение, единственным недостатком которого можно считать лишь упоминавшееся уже отсутствие предисловия. Среди чудес только одно датированное — описываемые события произошли в январе 1581 г. Интересно, что это чудо не последнее, а 14-е по счету, после него стоят чудеса (17-е и 18-е), которые можно отнести к 1563 г. Это наблюдение позволяет предположить, что при описании чудес автор придерживался не столько хронологического принципа, сколько стремился отразить в композиции многообразие проявлений милосердия святого (исцеление телесных немощей, врачевание душевных недугов, помощь в родах, спасение «заблужшего в лесу», чудесный улов рыбы ко дню памяти святого) и показать распространение его почитания (из самого монастыря, в котором происходят первые чудеса, в ближние веси, и затем уже в епархиальный центр — город Ростов — именно там происходит последнее чудо).

Трудно назвать автора Жития изощренным литературным мастером — текст его не изобилует риторическими приемами и обильными цитатами из Священного Писания или святых отцов. Однако после выявления примерного круга источников обнаружилось, что все наиболее выразительные эпизоды (сцены с раздачей милостыни, узнавание отцом своего сына, плач и рассказ матери о трехкратном чревовещании младенца) принадлежат перу игумена Пимена и свидетельствуют о его незаурядном даре повествователя. К числу заслуг автора Жития следует отнести и то, что он дает возможность читателю разглядеть личный характер святости преподобного Кирилла Новоезерского, который последовательно представлен автором на протяжении всего текста, но сформулирован лишь однажды: «...беззлобиемъ же украшенъ, милосердъ же равно ко всѣмъ, наипаче же ко врагом, еже пакости ему творящымъ».

Текст Первоначальной редакции Жития публикуется по единственному известному списку (кон. XVI в.) — РНБ, ОСРК F.I.894, л. 502—551 об.

ЖИТИЕ КАССИАНА БОСОГО


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!