Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой 17 страница



И упал он пред образом Владыки Христа Бога нашего, который носил святой, и молился ему, говоря: «О, Владыко Господи, Творец неба и земли, как отблагодарю Тебя за все благое, что даровал нам не по нашему недостоинству, но по Твоему неизреченному милосердию». Также и к чудотворному гробу приклонясь, хвалебные слова говорил со слезами: «О, скорый помощник, о, горячий молитвенник, о, блаженный Кирилл, содействующий мне, недостойному, святыми твоими молитвами ко Христу Богу нашему! Как похвалить и отблагодарить тебя, как назвать тебя, — не знаю: источником ли вечнотекущим живительных вод, который, изливаясь, — еще больше изобилует, из которого черпаем, — нисколько не оскудевает, богатство ли неистощимое или сокровище неоскудеваемое?» И такими словами много помолившись, радуясь, пошел он в дом свой, славя Бога и угодника Божия блаженного Кирилла.

 

Не токмо бо ту сущым дивнаго сего мужа прикосновением честнаго гроба, но и на одѣяния кроплениемъ от священныя воды бываютъ исцѣления, и далече сущым, иже с вѣрою святое его имя призывающым, якоже рече Господь: «Прославляющаго мя прославлю».[66] И паки рече: «Аще вы умолчите о благодѣянии Божии, то камение возопиет»,[67] тѣмже надѣющися на милость Божию и молитвы преподобнаго поспѣшествующа ми, потщахся, елико по силѣ нашей, написати отчасти избранныхъ святых чудесъ въ славу и благодарение Христу Богу нашему и угоднику его и молебнику о гресѣх нашыхъ блаженному Кирилу чюдотворцу.

Исцеления получают не только те, кто, находясь здесь, прикасаются к честному гробу дивного сего мужа, но и от кропления на одежду святой водой, и те, кто, находясь вдалеке, с верою призывают имя его святое, ибо сказал Господь: «Прославляющего меня прославлю». И еще сказал: «Если вы умолчите о благодеянии Божьем, то камни возопят», потому, уповая на милость Божию и молитвы преподобного, сопутствующие мне, подвигся я, насколько это было в наших силах, написать нечто от избранных святых чудес в славу и благодарение Христу Богу нашему и угоднику его и молитвеннику о грехах наших, блаженному Кириллу чудотворцу.

 

Чюдо 3-е святаго Кирила, о женѣ

Чудо 3-е святого Кирилла, о женщине

 

Полезно же есть и сие повѣдати. Бысть убо нѣкий мужь именем Никита Текутовъ,[68] жилище имѣя во градѣ на Белѣ-езере, сего же убо жена бяше, именемъ Елена, в болѣзнь велию впаде, и толико болѣзнь ея множашеся, и утроба растяше, яко мнѣти ей, всѣм костемъ ея сокрушатися. И тако на много время стражущи ей, и много имѣния своего врачем раздаяху, и нимало пользы от врачевъ приимаше, но и злѣе болѣзнь воздвизашеся. И во едину же нощь немощная она жена помянувъ блаженнаго Кирила и его чюдеса, колика исцѣления подает Господь угодникомъ своим просящим у Него с вѣрою. И во единъ убо от дний помышляше, како бы ей ити в монастырь святаго и к чюдотворному его гробу приложитися и благодарение воздати святому. И тако день от дни помышляющи ей, и в забвение прииде, якоже и въ мнозѣхъ человѣцѣхъ случается: егда в нужди есмы, тогда къ Богу прибѣгаемъ и помощи Его просимъ, и получивше избавление, благодѣяния не воспоминаемъ, — такоже и сие бысть во множествѣ мирскых попечений.

Полезно же и о сем поведать. Некий человек по имени Никита Текутов жил в городе на Бело-озере, и была у него жена, по имени Елена, которая тяжело разболелась, и болезнь ее усиливалась, и сама она располнела, так что думала, что не выдержат ее кости. И долгое время так она страдала, и многое от имущества своего раздала врачам, и не получила от врачей никакой помощи, но болезнь ее нарастала. Однажды ночью немощная та жена вспомнила о блаженном Кирилле и его чудесах, какие исцеления подает Господь через угодника своего просящим у Него с верою. И в один из дней подумала о том, чтобы пойти ей в монастырь святого и к чудотворному его гробу приложиться и воздать хвалу святому. И так день ото дня размышляла она, и со временем забыла об этом, как это и со многими людьми случается: когда мы в нужде, тогда к Богу прибегаем и помощи у Него просим, а получив избавление, благодеяний не вспоминаем, — так и это произошло от множества мирских попечений.

 

Во едину же убо от нощий урани, восхотѣ востати на молитву, тогда вси уди телеси ея разслабишася, яко не мощи ей от одра своего никакоже двигнутися, уже бо отчаявшися ей живота своего и ожидающи смертнаго часа. Абие же мало успе, и внезапу просвѣтися свѣтъ велий во храминѣ той, и явися ей преподобный Кирилъ, нося в сосудѣ священную воду и крестъ в руцѣ своей, и благослови ея, таже и крестомъ оградивъ, и, священною водою окропивъ, рече ей: «Востани, чадо, иди в монастырь мой и помолися Воскресению Господа нашего Исуса Христа и Пречистой его Богоматере, и прощение получиши у гроба моего». И к тому невидимъ бысть.

Однажды ночью, когда захотела она встать на молитву, тогда все тело ее так ослабло, что никак не могла она привстать со одра своего, и уже отчаялась в жизни своей и ожидала смертного часа. Скоро она немного уснула, и внезапно просиял в той горнице свет великий, и явился ей преподобный Кирилл, неся в сосуде святую воду и крест в руке своей, и благословил ее, также и крестом осенил, и, окропив святой водой, сказал ей: «Вставай, чадо, иди в монастырь мой и помолись Воскресению Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой его Богоматери, и прощение получишь у гроба моего». И после того стал невидим.

 

Она же скоро воставъ от сна своего и в велицѣ страсѣ бывъши о необычном видѣнии, и в той час здрава бысть от болѣзни тоя, и начатъ повѣдати се мужу своему Никитѣ, како явися ей блаженный Кирилъ и повелѣ приити во обитель свою и гробу его поклонитися. Мужь же ея и прежде державъ велию вѣру къ блаженному Кирилу, и сице слышавъ от жены своея, таковое чюдо в дому своем, и рече: «Явися благодать Божия на нас». И возрадовашася зѣло, и скоро поятъ жену свою, и тако привед ю в монастырь, и приложишася у раки святаго, и начат молитися со слезами о согрѣшении своем. И абие в той час не очютися болѣзнь ея, и здравие прият, яко ничтоже пострадавъ, и молебная совершивше, и тако мужь ея вся исповѣдаетъ бывшая на ней болѣзни, и отиде в дом свой, хваля Бога и благодарение велие воздая святому.

Она же скоро очнулась от сна своего и пребывала в великом страхе от необычного видения, и в сей же миг выздоровела от болезни той, и стала рассказывать мужу своему Никите, как явился ей блаженный Кирилл и повелел прийти в обитель свою и гробу его поклониться. Муж же ее и прежде имел большую веру к блаженному Кириллу, и, услышав от жены своей о таком чуде в доме своем, сказал: «Явилась благодать Божия на нас». И возликовал, и быстро собрал жену свою, и привел ее в монастырь, и приложились у раки святого, и начала она молиться со слезами о согрешении своем. И в тот же миг перестала она ощущать болезнь свою, и выздоровела, как будто никогда и не болела, и молебен совершили, и поведал муж ее все о приключившейся с ней болезни, и ушли в дом свой, хваля Бога и воздав святому благодарение великое.

 

Тако Богъ прослави угодника своего и поклоняющымся вѣрою мощем его милостивно прощение подаетъ, и небрегущыхъ наказуетъ прочее боятися Бога. И о сем тако бывшу.

Так Бог прославил угодника своего и милосердно прощение подает поклоняющимся с верою мощам его, а нерадивых учит сильнее бояться Бога. И это было так.

 

Чюдо 4-е, о разслабленомъ

Чудо 4-е, о расслабленном

 

Ниже сего умолчим чюдеси святаго. Бысть убо нѣкий скомрахъ именем Стефанъ, жилище имѣя во градѣ на Белѣ-езере, от обители токмо преити 30 поприщь. Сему же убо Стефану случися болѣзнею разслабления одержиму быти два лѣта, к сему же и сонъ безмѣрный належаше ему, яко и забытися ему от великия болѣзни и сна. И во единъ же убо от дний прииде в чювство умъ его, и восхотѣ поити во обитель блаженнаго Кирила, слышавъ яже от святаго бывающая преславная чюдеса у гроба его святаго. И помышляше в себѣ, како бы ему достигнути во обитель святаго отца Кирила и у гроба его исцѣление получити.

Да не умолчим и об этом чуде святого. Был некий скоморох по имени Стефан, живший в городе на Бело-озере, от обители пройти всего 30 верст. И этому Стефану случилось заболеть, в расслаблении пребывал он два года, к тому же и сон непомерный находил на него, так что стал впадать в забытье от тяжелой болезни и сна. И в один из дней пришел он в сознание, и захотел пойти в обитель преподобного Кирилла, ибо слышал о преславных чудесах святого, бывающих у гроба его святого. И размышлял в себе, как бы ему попасть в обитель святого отца Кирилла и у гроба его получить исцеление.

 

И поиде во обитель преподобнаго, и еще же ему не дошедшу 12 поприщь до обители святаго, и изнемогъ велми, и въстужився, и преклонься мало, хотя преопочинути от великия болѣзни и труда. И недомыслящу же ся ему о сем, что сотворити возможетъ, и начат призывати скораго на помощь, глаголя: «Преподобный Кириле, помози ми и избави мя от недуга сего. И к тому не возвращуся вспять от гроба твоего святаго, но прииму аггельский образъ и причтуся избранному стаду». О великое чюдо! Токмо в мысли своей помянувъ святаго и обѣщавъся — и абие явися ему преподобный Кирилъ, глаголя: «Человѣче, аще хощеши исцѣление получити, то иди в монастырь к Воскресению Господа нашего Исуса Христа,[69] и у гроба моего приложися, и желаемое получиши иноческаго жития». И к тому невидим бысть.

И пошел в обитель преподобного, и когда ему оставалось идти до обители святого еще 12 верст, он совсем обессилел, и опечалился, и прилег немного, желая отдохнуть от тяжелой болезни и труда. И, находясь в недоумении о том, что сможет он сделать, стал он призывать скорого в помощи, говоря: «Преподобный Кирилл, помоги мне и избавь меня от недуга сего. И тогда не стану возвращаться обратно от гроба твоего святого, но приму ангельский образ и присоединюсь к избранному стаду». О великое чудо! Только в мысли своей вспомнил святого и дал обещание — и сразу же явился ему преподобный Кирилл, говоря: «Человече, если хочешь исцеление получить, то ступай в монастырь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и ко гробу моему приложись, и получишь желаемое иноческое житие». И после того стал невидим.

 

Той же скоморохъ, немогий преже двигнутися, и в том часѣ здравъ бысть, и радостенъ зѣло таковому видѣнию, и приходитъ в монастырь блаженнаго, и к чюдотворному гробу притекъ, и со слезами прощения просяше. И тако остризаетъ власы главы своея, и сподобляется аггельскому образу, вкупѣ же со отъятием власъ отлагает и долу влекущая мудрования, и нарекоша имя ему Сергий — их же получи благодатию Христовою и молитвами преподобнаго Кирила, бысть здравъ и тако пребываше, и служаше в той обители во всяком послушании, и в вѣчный покой отиде.

Тот же скоморох, который прежде не мог пошевелиться, в тот момент выздоровел и, обрадованный весьма таким видением, пришел в монастырь блаженного, и к чудотворному гробу устремился, и со слезами просил прощения. И принял иноческий постриг, и сподобился ангельского образа, вместе же с отъятием волос оставил и к низменному влекущие помышления, и нарекли имя ему Сергий, — все это получил он благодатию Христовою и молитвами преподобного Кирилла, выздоровел и жил, служа той обители в различных послушаниях, и отошел в вечный покой.

 

Чюдо 5, о нѣкоем отрочати, како исцелѣ молитвами святаго

Чудо 5, о некоем ребенке, как он исцелился по молитвам святого

 

Нѣкий человѣкъ именем Данило Текутовъ, живяше во градѣ, и сему сынъ бяше единороденъ, именемъ Симеонъ. Сему же убо отроку болѣвшу утробою и огробатѣвшу. И сего же убо отрока отець, вѣрою влекомъ,привезе отроча во обитель святаго. Возвѣстиша же о семъ священнику и всей братии, яко да поют о нем молебная и помолятся о здравии. Принесши же отець отрока, и положи на гробъ святаго Кирила, и припаде ко гробу его молящися, глаголаше: «Вѣмъ бо всяко, отче преподобне, яко егоже аще просиши у Бога, то подати тебѣ имать благодать. И к тому же убо да не презриши наю въ скорби суще велицѣй о сем». К сему же и ина многая изрече, якоже и всю надежю возложи на святаго.

У некоего человека по имени Данило Текутов, жившего в городе, был сын единственный по имени Симеон. И этот отрок разболелся утробою и огорбател. Отец же этого отрока, верою влекомый, привез ребенка в обитель святого. Известили об этом священника и всю братию, чтобы пели о нем молебен и помолились о здравии. Отец же принес отрока, и положил на гроб святого Кирилла, и припал ко гробу его, молясь, говоря: «Знаю, преподобный отец, что если о чем-нибудь попросишь у Бога, то непременно подаст тебе благодать. Потому не оставляй нас в сей скорби великой». И еще много говорил о том, что всю надежду возложил на святого.

 

По пѣнии же нача отроча на гробу востягатися, и молитвами святаго Кирила не бысть горба у отрочати. Отець же взем отрока и къ образу Пресвятѣй Богородици приложи, и водою покропивше его святою. И абие в том часѣ здраво бысть отроча и, на нозѣ свои ставъ, хождаше сѣмо и овамо. О великое чюдо, яко въскорѣ исцѣление получивъ молитвами преподобнаго Кирила! И отець того отрока вземъ, и отиде в дом свой радуяся, и благодарение о семъ Богу воздающе и Его угоднику, великому в чюдесѣх Кирилу.

После пения стал ребенок на гробе потягиваться, и по молитвам святого Кирилла не стало горба у ребенка. Отец же взял отрока и приложил его к образу Пресвятой Богородицы, и водою покропили его святою. И тотчас выздоровел ребенок и, встав на свои ноги, смог ходить туда и обратно. О великое чудо, как быстро исцеление получил по молитвам преподобного Кирилла! И, взяв того отрока, ушел отец в дом свой, радуясь и благодаря об этом Бога и Его угодника, великого в чудесах Кирилла.

 

Чюдо 6-е, о бѣснующемся

Чудо 6-е, о беснующемся

 

Нѣкоим же временемъ минувшымъ, и нѣкоего человѣка именем Кондрата сынъ именем Амбросий, сей убо от лютаго бѣса мучимъ бяше лютѣ, связанъ рукама же и ногама. Толико же бяше мучение и злое бѣшение того Амбросия, елико очи закрывше привести его великою нужею в монастырь. Очи же его бяху отолъстѣша и кровавы быша аки звѣрины, и страшащымся от него, глаголы же злыя вопиющи, овогда же рыкающи аки скотъ, иногда же аки звѣрю ревущу, и много бѣсовскимъ гласомъ вопиющю, и много несмыслено глаголющу и шепчющу, сего ради страненъ и страшенъ позоръ всѣм бяше. Но что многа глаголати, и на самого Господа Бога нашего Исуса Христа хулу возлагаше, не той бо глаголаше, но жилище бѣсовское в нем бысть, усты его глаголющи и вопиющи.

Через некоторое время у некоего человека по имени Кондрат сын по имени Амвросий был так люто измучен лютым бесом, что его связали по рукам и ногам. Таким сильным было мучение и злое бешение того Амвросия, что, только закрыв ему глаза, с большим трудом смогли привести его в монастырь. Глаза же его опухли и были окровавлены, как у зверей, и боялись его, он же вопил слова скверные, иногда рыкал как скотина, иногда ревел как зверь, и много вопил бесовским голосом, и много бессмысленно говорил и шептал, потому представлял для всех нелепое и страшное зрелище. Но что много говорить, и на самого Господа Бога нашего Иисуса Христа возносил хулу, ибо не сам говорил, но было в нем жилище бесов, которые говорили и вопили его устами.

 

Священникъ же и братия к молебному пѣнию простирашеся, и крестомъ ограждаше и, и водою священною окропиша, и ко гробу святаго приложиша, и всѣм молитвовавшемъ о стражущем. Тѣмъже благодатию Христовою, и помощию Владычица нашея Богородица и Приснодевы Марии, и молитвами блаженнаго Кирила помалѣ престааше болѣзнь человѣка того, и бысть кротокъ и смысленъ, и в чювство прииде, и бысть здравъ, якоже и преже болѣзни, и отиде в дом свой, славя и благодаря Бога и преподобнаго угодника Христова Кирила.

Священник же с братией начал молебное пение, и крестом осенил его, и водою святою окропили, и ко гробу святого приложили, и все молились о страждущем. После того, благодатию Христовою, и помощью Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами блаженного Кирилла понемногу прекратилась болезнь человека того, и стал кроток и разумен, и в чувство пришел, и стал здоров, как и был до болезни, и ушел в дом свой, славя и благодаря Бога и преподобного угодника Христова Кирилла.

 

Чюдо 7, о болѣвшем зубами

Чудо 7, о болевшем зубами

 

Нѣкий священноинокъ именемъ Мартемианъ, тоя же обители блаженнаго Кирила Бѣлаго, случися ему зубною болѣзнию одержиму быти на много время. И толико от того лютаго недуга злѣ страждущи изнеможе, елико и не познати его, но паче близъ, яко рещи, не толико животъ, елико смерть чаяти. По прилучаю же нѣкоему инок именем Тихонъ, того же монастыря блаженнаго Кирила, видѣвъ того лежаща и тако стражуща, и начат ему повѣдати, како «исцѣле братъ нашъ Аникей да Геронтей. И азъ такоже болѣвше и исцѣление получиша от гроба блаженнаго. И всяко бо, — рече, — аще с вѣрою приидеши — исцѣлееши,

Некоему священноиноку по имени Мартиниан из той же обители Кирилла Белого случилось долгое время страдать от зубной боли. И так изнемог, тяжело мучаясь от того злого недуга, что нельзя было и узнать его, и, как говорится, уже ждал не жизни, а смерти. И так случилось, что инок по имени Тихон из того же монастыря блаженного Кирилла, увидев его лежащего и страдающего, стал рассказывать ему, что «исцелились братья наши Аникий да Геронтий. И я так болел и исцеление получил от гроба блаженного. И всегда, — сказал, — если с верою придешь — исцелишься».

 

Вѣровавъ же той инокъ словесем старца, скоро притече ко гробу святаго, и падъ у гроба, моляся со слезами на долгъ часъ, и знаменався у гроба, и воду священную во уста своя вложивъ. И абие помощию самого того Господа нашего Исус Христа и молитвами святаго преста болѣзнь и, здравие получивъ, радуяся возвратися в кѣлию свою, славя Бога и его угодника блаженнаго отца Кирила.

Поверил же тот инок словам старца, быстро пришел ко гробу святого, и, упав у гроба, молился со слезами долгое время, и крестное знамение налагал у гроба, и воду святую принял в уста свои. И тотчас помощью самого Господа нашего Иисуса Христа и молитвами святого прекратилась болезнь, и, здравие получив, радуясь, возвратился он в келию свою, славя Бога и его угодника блаженного отца Кирилла.

 

Чюдо 8 преподобнаго Кирила, о нѣкоем старце именем Макарии

Чудо 8 преподобного Кирилла, о некоем старце по имени Макарий

 

Бяше же убо нѣкий старець имянемъ Макарий от Корѣльския страны, постриженикъ Сѣнново монастыря,[70] прииде с вѣрою в монастырь блаженнаго Кирила. В той же обители вся братия тружающеся на вся потребная, той же старець свѣреп сый не хотя терпѣти скорбных Бога ради, и изыде от обители святаго во град, в мирский монастырь, и не могий терпѣти трудовъ монастыря того, еже братия добре терпяще Бога ради тружаются. Сему же убо Макарию нѣкогда случися в болѣзнь велию впасти, якоже на многи дни ни пищи, ни сна причаститися, ниже на одрѣ двигнутися можаше, ни сердоболя себѣ в помощь не имѣя, никтоже послужити ему можаше, но вси от него отвращахуся, и сему бывшу на много время.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!