Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой 13 страница



 

И оттолѣ начатъ на болий подвигъ себе простирати, труды къ трудом прилагая, ово в поварнѣ, иногда же в пекарнѣ, и поряду вся службы обхожаше, трудолюбезное свое тѣло изнуряя. Послушание его ко всѣм, свою же волю до конца от себе отверже, не точию ко блаженному Корнилию, но и к прочым братиямъ повиновение и послушание творяше. Страхом Божиимъ ограждаяся и упражняяся от всякого лукаваго дѣлания, богатѣющися смирениемъ в преимущеи мудрости, алканиемъ и жаждою тѣло свое изнуряше. Безпрестани же бѣ ему во уОТѣх паче меда и сота услажающа Божия словеса,[22] в нощи же и во дни псалмы Давыдовы славословя. И въ молитвѣ, и в почитании внимаше преподобныхъ отецъ жития, и сих словеса во умѣ держа, и желаше всѣх дѣломъ исполнити. Слезы же от очию беспрестанно испущая, воспоминая смертный час и страшный онъ и праведный судъ ожидая, хотящий быти, и воздаяние гръшнымъ, комуждо противу дѣлъ его, и тако напояшеся слезами, «яко древо насажденно при исходищихъ водъ, иже плод свой дастъ во время свое, и листъ его не отпадетъ».[23] Даяше убо и сий плод Богови на всяко время в добродѣтелехъ подобно: во время святаго пѣния съ благоговѣниемъ в церковь входя, со страхомъ и трепетом яко пред лицем Божиимъ предстояше. Братиям же всѣм удивляющимся о добром его изволении и просвѣщеннем разума его боголюбии явѣ, яко на великий успѣхъ им бываше. Блаженный же Кирилъ преспѣваше в добродѣтелехъ, благою кротостию, и разумною простынею, и смирением обложися, и от всякиа печали земныя свободися, едину печаль имѣя, како угодити Богу, тако ему добре направляему.

И с тех пор начал он к большему подвигу устремляться, труды к трудам прилагая, иногда в поварне, а иногда в пекарне, и по порядку обошел все <монастырские> службы, трудолюбивое свое тело изнуряя. Послушный всем, свою же волю до конца от себя отвергая, послушание и покорение имел не только блаженному Корнилию, но и остальным братьям. Страхом Божиим ограждаясь и сопротивляясь всем действам дьявольским, богатея смирением в умножающейся мудрости, изнурял тело свое голодом и жаждой. И беспрестанно были у него на устах слаще меда и сотов Божии словеса, ибо ночью и днем славословил псалмы Давидовы. И в молитве, и в чтении внимал житиям преподобных отцов, и в уме держа поучения их, желая их делом исполнить. Слезы всегда были на глазах его, ибо помнил он смертный час, и ожидал будущего страшного и праведного суда и воздаяния грешникам, каждому по делам его, и так наполнялся слезами «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет». Приносил же Богу постоянно и этот плод добродетели: во время молитвенного пения входил в церковь с благоговением, словно пред лицем Божиим предстоя со страхом и трепетом. Братия же вся удивлялась доброму его изволению и разумному боголюбию, которые приносили им величайшую пользу. Блаженный же Кирилл преуспевал в добродетелях, окружив себя благою кротостию, разумной простотою и смирением, и освободившись от различных земных забот, имел одну заботу, как бы угодить Богу, его к добру направляющему.

 

О отшествии блаженнаго Кирила

Об уходе блаженного Кирилла

 

Нача помышляти, еже изыти от тоя обители, и обходити вся росийская земля, и поклонитися всѣм святым мѣстомъ, и достигнути пустыню, и вселитися, идѣже Господь наставитъ. И повѣда мысль свою блаженному Корнилию. Корнилий же наказавъ его доволно, и поучивъ от Божественых Писаний, и благословив его, отпусти.[24]

И начал он думать о том, чтобы уйти из той обители, и обойти все российские земли, и поклониться всем святым местам, и добраться до <какой-нибудь> пустыни, и поселиться там, где Господь укажет. И поведал мысль свою блаженному Корнилию. Корнилий же дал ему напутствие достаточное, и поучил его от Божественных Писаний, и, благословив его, отпустил.

 

Блаженный же Кирилъ, пад на землю, помолися со слезами, глаголя: «Стопы моя направи по словеси Твоему и да не одолѣет ми всяко беззаконие. Избави мя от клеветы человѣческия и сохраню заповѣди Твоя».[25] И въставъ, изыде из монастыря не явѣ и не лѣпым образомъ, в раздраннѣ ризѣ, и ничтоже взем развѣ ризы, юже ношаше, и поиде в путь свой радости многы исполнився, и слезам от очию его многим изливающимся, и помолися на долгъ час Всемилостивому Спасу и Пречистой его Богоматере. Господу поспѣшествующу ему, пути касается, и отиде к морю-окиану, и тамо обхожаше вся поморския страны, «скитаяся в пустынях и горах, и в пещерахъ, и в пропастех земных».[26] Ядь же бысть его трава вахта,[27] и сосновая кора, и губы всякия, живяше же со звѣрми 20 лѣтъ.

Блаженный же Кирилл, припав к земле, помолился со слезами, говоря: «Путь мой направь по слову Твоему и да не обладает мною всякое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои». И, встав, ушел из монастыря скрытно и не торжественно, в рваной одежде, и ничего не взял, кроме одежды, которую носил, и пошел в путь свой, радостью преисполненный, и слез множество изливалось от глаз его, и долго молился Всемилостивому Спасу и Пречистой его Богоматери. С Божией помощью отправившись в путь, ушел он к морю-океану и там обходил все поморские области, «скитаясь в пустынях, и в горах, и в пещерах, и в пропастях земных». Пища же его была трава вахта, и сосновая кора, и грибы всякие, жил же он так со зверями 20 лет.

 

О оттуду исходящу ему в московскую землю и тамо обхожаше вся святая мѣста и грады и веси. И доиде великаго Новаграда и Пскова, и тамо всѣм святым мѣстомъ поклонися. Нигдѣже в домы мирския не вхожаше и не взимаше ни у кого ничтоже, развѣ вкушениа мало; скитаяся по улицам: в день страньствоваше, а в нощи псалмы Давыдовы беспрестани изо устъ пояше; а к церквамъ Божиимъ прихожаше к началу, церковнаго правила николи не отлучаяся, молитвы Богу беспрестани воздаяше. И тѣло свое изнуряше постом, и жаждею, и мразомъ, и зноемъ, от солнца не укрывашеся и от дождя; иногда же плоть свою даваше на снѣдение комаромъ, и мшыцамъ, и пауком; и ризу многошвену ношаше, и босъ хожаше, зимную студь ни во что же вмѣняше, томяше плоть свою; отревая от себе вся злыя помыслы, сердца своего хотѣние, умертви уды на земли, блудъ и нечистоту, страсть, злобу, помышление злое. Тѣм всякимъ оружием огражденъ бысть от пакости бѣсовския, наступаетъ на бѣсовскую злобу и на всю силу вражию — и ничтоже его вреди, огражашеся крестнымъ знамением и всѣми добрыми дѣлы, и благая содѣявши хотѣния сердца своего.

И ушел он оттуда в московскую землю, и там обходил все святые места, и города, и веси. И дошел до Великого Новгорода и Пскова, и там всем святым местам поклонился. Нигде же не входил он в дома мирские и не брал ни у кого ничего, разве немного еды; скитался по улицам: днем странствуя, а в ночи псалмы Давидовы беспрестанно держа на устах; а в церкви Божии приходил он к началу <службы>, церковного правила никогда не нарушая, молитвы Богу беспрестанно возносил. И тело свое изнурял постом, и жаждою, и холодом, и зноем, от солнца не укрываясь и от дождя; иногда же плоть свою отдавал на съедение комарам, и мышам, и паукам; и одежду рваную носил, и босой ходил, зимний холод презирая, утруждал плоть свою; отвергая от себя все злые помыслы, сердца своего желания, умертвил уды еще в земной жизни, блуд и нечистоту, страсть, злобу, помышление злое. Потому, будучи огражден всем этим оружием от пакостей бесовских, наступает он на бесовскую злобу и всю силу вражию — и остается невредим, ограждаясь крестным знамением и всеми добрыми делами, и благими соделав желания сердца своего.

 

И на болшее подвизашеся — како ему достигнути и в кое ли мѣсто вселитися, и, ставъ, на долгъ часъ моляшеся со слезами Всемилостивому Спасу и Пречистой его Матери, да открыетъ ему мѣсто в покой старости его. И абие слышитъ глас с Небеси: «О, блаженне Кириле, возлюбленниче мой, уже вся благая восприалъ еси, моим заповѣдем былъ еси хранитель, тѣсный и скорбный путь прошелъ еси. И нынѣ гряди на Бѣло-езеро, тамо убо уготовах ти мѣсто, в немже можеши спастися». И абие со гласом онемъ свѣт велий сияющь зрит к полунощным странам Бѣла-езера, и гласомъ онемъ, яко перстомъ, показаше мѣсто то, идѣже нынѣ монастырь стоитъ.

И стал он стремиться к большему — <разыскивая>, в каком месте ему поселиться и как <туда> добраться, и, остановившись, долго молился со слезами Всемилостивому Спасу и Пречистой его Матери, чтобы открыли ему место в упокоение старости его. И тотчас слышит голос с Небес: «О, блаженный Кирилле, возлюбленный мой, уже все благое получил, мои заповеди исполнил, тесный и скорбный путь прошел. Ныне иди на Бело-озеро, там приготовлено тебе место, на котором сможешь спастись». И вместе с гласом этим видит он свет яркий, сияющий <в направлении> к полунощным областям Бело-озера, и гласом тем, словно перстом, ему было показано место то, где ныне монастырь стоит.

 

Тѣмже святый Кирилъ от гласа оного и видѣния радости многы исполнися, разумѣвъ от самаго того святаго видѣниа, яко не презрѣ Господь прошения его. И скоро въставъ, изыде в путь свой, и дойде Тихфины, до обители Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария,[28] и пребысть в паперти[29] три нощы молящися, глаголя: «Пречистая Мати Христа Бога моего, ты вѣси, яко всю мою надежду по Бозѣ на тебе возложих от юности и до взятия преданного ми Духа от Сына твоего, Господа моего Исус Христа, телеси моему грѣшному». Блаженный же Кирилъ по молитвѣ в паперти почи от труда бдѣннаго, и абие в сонъ тонокъ сведенъ бысть, и явися ему во снѣ Пречистая Богомати Владычица, и рече ему тихимъ гласомъ: «Угодниче Пресвятыя Троица, рабе мой, поиди на восточную страну к Бѣлу-езеру, и явит тобѣ Господь, Сынъ мой и Богъ, покой старости твоей».

Святой Кирилл от того голоса и видения исполнился великой радости, ибо понял по тому святому явлению, что не отверг Господь прошения его. И, скоро поднявшись, отправился он в путь свой, и дошел до Тихвины, до обители Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и провел в паперти три ночи, молясь и говоря: «Пречистая Мати Христа Бога моего, ты знаешь, что всю мою надежду по Богу на тебя возложил я от юности и до отшествия Духа, преданного телу моему грешному от Сына твоего, Господа моего Иисуса Христа». И почил блаженный Кирилл после молитвы в паперти от труда бодрствования, и тотчас был в сон тонкий сведен, и явилась ему во сне Пречистая Богоматерь Владычица, и сказала ему тихим голосом: «Угодник Пресвятой Троицы, раб мой, пойди на восточную сторону к Бело-озеру, и покажет тебе Господь, Сын мой и Бог, покой старости твоей».

 

Возбнув же блаженный от сна и пристрашенъ бывъ, вкупѣ же и радости многы исполнися, помоливъся со слезами, яко не презрѣ Господь прошения раба своего. И пойде в путь свой, радуяся, на восточную страну к Белу-езеру из великия лавры Пречистыя Богоматере, честнаго ея Одигитрия, с Тихфины. И дойде блаженный уезда Бело-озерскаго, и пройде Андо-езеро,[30] и паки пути касается. Прииде же близъ Нова-езера, на Кобылину гору взыде, и озрѣвъ сѣмо и овамо, видѣ на восточнѣй странѣ посредѣ езера островъ велми древесы украшен, и с того острова, идѣже нынѣ монастырь стоитъ, столпъ огненъ исходящь от земли до небеси.[31] Блаженный же Кирилъ потече скоро съ предреченныя горы на то мѣсто, идѣже видѣ огненый столпъ. Паче же непщеваше во умѣ своем, яко быти мѣсту тому, иже ему Богомъ обѣщанно бысть и Пречистою его Богоматерию.

Очнувшись от сна, блаженный был в страхе, но вместе с тем исполнился великой радости и молился в слезах о том, что не отверг Господь прошения раба своего. И отправился в путь свой, радуясь, на восток к Бело-озеру из великой лавры Пречистой Богоматери, честного <образа> ее Одигитрии, с Тихвины. И дошел блаженный до уезда Белозерского, и прошел Андо-озеро, и дальше в путь двинулся. Дойдя же до Нова-озера, взошел он на Кобылину гору и, осмотревшись по сторонам, увидел на восточной стороне посреди озера украшенный деревьями остров, и с того острова, где ныне монастырь стоит, столп света, исходящий от земли до неба. Блаженный же Кирилл устремился с вышеназванной горы на то место, где видел огненный столп. Еще же помышлял во уме своем, что нашел то место, которое ему было обещано Богом и Пречистой его Богоматерью.

 

Прииде же блаженный средѣ Нова-езера на Красной островъ, и похождаше на нем, радуяся душею и трепещущи, и обрѣте на восточнѣй странѣ острова того древо велие, имянуемо ель, и вселися ту, под тѣмъ древомъ, в лѣто 7020-е марта в 4 день,[32] на память преподобнаго отца нашего Герасима, иже на Иердани.[33] И сотвори себѣ хижицу под тѣм древомъ прежереченным, елию, от того же древа вѣтвия угибавъ.

И вот пришел блаженный на Красный остров среди Нова-озера, и прошел по нему, радуясь душою и трепеща, и нашел на восточной стороне острова того дерево огромное, называемое ель, и поселился здесь, под этим деревом, в лето 7020-е <1512> марта в четвертый день, на память преподобного отца нашего Герасима Иорданского. И сделал себе хижину под тем древом вышеназванным, елью, того же дерева ветви пригнув.

 

И опочинувъ от путнаго шествия на том Красном острову в хижицѣ, и явися ему аггелъ Господень во снѣ во образѣ мужа блага в бѣлахъ ризах, и глагола ко блаженному: «Отче Кириле, обходилъ еси близъ окиана-моря, и псковския, и новгородския страны, и в тѣх странах не обрѣте себѣ мѣста покойна, ту убо уготова тебѣ Господь мѣсто и покой мощем твоим, на сем островѣ средѣ Нова-езера». И возбнувъ от сна своего, и пойде по острову, и видѣ от хижа своея стопы человеческия, а человекъ сей невидимъ бысть.

И заснул после долгих странствий на том Красном острове в хижице, и явился ему ангел Господень во сне в образе человека благообразного в белых одеждах, и сказал блаженному: «Отец Кирилл, ты обошел окрестности моря-океана, и псковскую, и новгородскую земли, и в тех землях не нашел для себя места успокоения, ибо здесь приготовил тебе Господь место и упокоение мощам твоим, на этом острове среди Нова-озера». И очнулся он от сна своего, и пошел по острову, и увидел от хижины своей следы человеческие, а человек этот невидим был.

 

Блаженный же Кирилъ моляся глаголаше: «Господи Творче небу и земли, Владыко Вседержителю, услыши молитву и моление раба своего, укрѣпи мя на мѣесте сем». По молитвѣ же пойде в весь Андопальскую, в Шиднемъ, и прошаше у християн острова того, у Дѣя, да у Григория, и у Давыда. Они же посовѣтоваша между собою о том Красном острову и повелѣша ему кѣлию поставити. Блаженный же Кирилъ от трудовъ своих постави кѣлейцу малу и другую кѣлию близъ тоя на собрание братии. Во приидущее же лѣто постави церковь малу во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Исус Христа и вторую церковь во имя Пречистыя Богоматери, честнаго и славнаго ея Одигитрия,[34] идѣже пѣния и молитвы безпрестани всылая Христу Богу и Пречистой Богоматери.

Блаженный же Кирилл молился, говоря: «Господи, Творец небу и земли, Владыка Вседержитель, услышь молитву и моление раба своего, укрепи меня на месте сем». И после молитвы отправился он в деревню Андопольскую, в Шиднем, и просил тот остров у крестьян Дия, Григория и Давида. Они же посоветовались между собою о том Красном острове и позволили ему поставить келью. Блаженный же Кирилл своими руками устроил келейку малую и другую келью рядом с ней для собирания братии. На следующий год устроил он церковь малую во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и вторую церковь во имя Пречистой Богоматери, честного и славного <образа ее> Одигитрии, в которых пение и молитвы беспрестанно возносились Христу Богу и Пречистой Богоматери.

 

Блаженный же Кирилъ молитвою и постом плоть свою изнуряя, купно же и ручнымъ дѣломъ: овогда землю копаше, иногда же древеса на устроение монастырское готовяше. Видѣвши же бѣси поругаемы себе и уничижаемы от раба Божия Кирила и от приходящыхъ к нему сожительствовати и тружающыхся со блаженным, смущение много ему приношаху всякыми козньми и лаяниемъ, и многы пакости преподобному начашя творити.

Блаженный же Кирилл изнурял плоть свою молитвою и постом, а также ручным трудом: иногда копал он землю, иногда же готовил лес для монастырского строительства. Бесы же, увидев себя поругаемыми и уничижаемыми от раба Божия Кирилла и от приходящих к нему жить и трудящихся с блаженным, сильно тревожили его различными кознями и клеветой, и много стали творить преподобному зла.

 

Приежжаху на Ново-езеро ловцы рыбы ловити и оскорбляху блаженнаго, он же глаголаше: «Что ми многы скорби и пакости наносите, людие? Се есть бѣсовское научение». И глагола ему старець Дионисий: «Потреба терпѣнию и молитвамъ». Бѣси же, видѣвше свою погибель, ти воставше и падоша,[35] раб же Божий Кирил вооружився на враги благодатию Христовою, день и нощь присно во псалмѣх и пѣниих, и в пѣснехъ духовныхъ, поя въ сердцы своем: «На Того, — рече, — упова душа моя и помощникъ ми бысть».[36] И тако братьство собрася о Христѣ, и пустыни распространися молитвами преподобнаго Кирила. Богу нашему слава, нынѣ и присно и во вѣкы вѣком.

Приезжали на Ново-озеро рыбаки ловить рыбу и оскорбляли блаженного, он же говорил: «Что мне много скорбей и зла творите, люди? Все это от бесовского научения». И сказал ему старец Дионисий: «Нужны терпение и молитвы». Бесы же, увидев свою погибель, востали и низверглись, раб же Божий Кирилл, вооружившись на врагов благодатию Христовою, день и ночь постоянно проводил в пении псалмов и песнях духовных, воспевая в сердце своем: «На Того, — сказано, — уповает душа моя и помощник мне есть». И так братство собралось о Христе, и пустыня распространилась молитвами преподобного Кирилла. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

 

Чудо 1-е преподобнаго Кирила Бѣлого о нѣкоемъ старцѣ Никифорѣ,[37] посланном от Александра Сверьскаго чюдотворца[38]

Чудо 1-е преподобного Кирилла Белого о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Свирского чудотворца

 

Многа от многыхъ слышахъ о сем преподобномъ Кирилѣ Бѣломъ и о пустыни его, за 30 поприщъ от града Бѣла-езера живуща среди Нова-езера, блаженный преподобный отець нашъ Александръ Свѣрский посла изъ обители Живоначалныя Троица брата именемъ Никифора, мудра и духовна, ко блаженному Кирилу повѣсти ради духовныя. Пришедшу же старцу на брег Нова-езера во 2-й час нощы, блаженному же Кирилу стоящу в кѣлии своей на обычном его правилѣ,[39] моляся Богородице, глаголя со слезами канонъ Акафисту,[40] и нача кондакъ Богородицѣ, со умилениемъ возопи радостно: «О, Всепѣтая Мати!»[41] И по скончании въстрепетася сердцемъ блаженный и прозрѣ духомъ пришествие старца от сѣверныя страны, у езера на брегу стояща.

Многое от многих слышав об этом преподобном Кирилле Белом и о пустыни его в 30 верстах от града Бело-озера среди Нова-озера, послал блаженный преподобный отец наш Александр Свирский из обители Живоначальной Троицы брата по имени Никифор, мудрого и духовного, к блаженному Кириллу для духовной беседы. Когда же во 2-м часу ночи пришел старец на берег Нова-озера, блаженный Кирилл стоял в келье своей на обычном своем правиле, и молился Богородице, читая со слезами канон Акафиста, и начав кондак Богородице, со умилением воззвал радостно: «О, Всепетая Мати!» И по окончании вострепетал сердцем блаженный и духом узнал о пришествии из северных земель старца, стоящего на берегу озера.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!