Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой 9 страница



 

Бысть же нѣкий человѣкъ, именемъ Мелентей, живый во окрестныхъ мѣстехъ близ обители святаго, в Замошие, и сему человеку случися злая та болѣзнь кашель, и злѣ недугомъ одержим бяше: зѣло захлипающи и не могущи воздохнути. И тако стражущу в томъ зломъ недузѣ, и конець живота приближашеся ему, и своя согрѣшения исповѣдуетъ священнику, и тако Святых Таинъ причащается. И повелѣ себе вести въ святую обитель къ честной рацѣ блаженнаго Кирила, и созва весь соборъ тоя обители, и молебенъ начаша пѣти у гроба святаго. И сей человѣкъ, преждереченный Мелентей, в той час прощен бысть от тоя болѣзни, и бысть здрав, якоже и прежде, и отиде в дом свой радуяся и славя Бога и святаго Кирила. Такоже и вси прославляху блаженнаго угодника Божия.

Некий же человек по имени Мелентий жил в окрестностях обители святого, в Замошие, и этому человеку случилось заболеть той тяжелой болезнью, кашлем, и тяжело страдал он от того недуга: часто захлебывался и не мог дышать. И страдая от тяжелого того недуга и приблизившись к концу жизни, исповедает он свои согрешения священнику и причащается Святых Тайн. И повелел он привести себя в святую обитель к честной раке блаженного Кирилла, и созвал весь собор <монашествующих> той обители, и молебен стали петь у гроба святого. И сей человек, вышеназванный Мелентий, в тот же час избавился от той болезни, и стал здоров, как и прежде, и ушел в дом свой, радуясь и славя Бога и святого Кирилла. Также и все прославляли блаженного угодника Божия.

 

Чюдо 15, о отрочати, како исцѣле у гроба святаго

Чудо 15, о ребенке, как исцелился у гроба святого

 

И паки же сей младенецъ именемъ Иванъ принесенъ бысть материю во обитель святаго на память святаго Кирила того же году преждереченнаго, иже исповѣдающе о немъ.[74] От двою лѣтъ одержиму бывшу ему от общаго сопостата врага: возметнымъ недугомъ злѣ мучимъ бѣ, и немилостивно напружаем, и от устъ его пѣны текущи, и тако лице ему и очи изовратишася опако, неподобно зрѣти лица его никому. Родители же его слышавше яже о чюдесех святаго, бывающих у гроба его, принесоша в монастырь преподобнаго отца Кирила. И припадши ко гробу святаго со отрочатем, и начат отець его плакати и рыдати со гласом, вопиющи: «Помилуй мя, рабе Божий, яко сынъ мой злѣ мучимъ есть многихъ ради грѣховъ нашыхъ». И приложив же сына своего ко гробу святаго, таже и ко образу Пречистыя Богородици, честнаго и славнаго Ея Одегитрия, и абие в той час исцѣление получивъ, и никакоже болѣзни сея очютивъ, и бысть здравъ, яко николиже болѣвъ. И тако молебная пѣвше, и отиде в дом свой радуяся и славя Бога и преподобнаго отца Кирила, яко молитвами его исцѣление получивъ.

Еще же и этот младенец по имени Иван принесен был матерью во обитель святого на память святого Кирилла в том же прежде упомянутом году, о котором уже говорили. С двух лет он страдал от общего супостата врага: тяжело мучался от падучей болезни, и безжалостно напрягался, и с губ его пена стекала, и так лицо и глаза его внешне извратились, что никто не мог смотреть на лицо его. Родители же его, услышав о чудесах святого, бывающих у гроба его, принесли его в монастырь преподобного отца Кирилла. И припав ко гробу святого с ребенком, начал отец его плакать и громко рыдать, вопия: «Помилуй мя, раб Божий, ибо сын мой тяжело мучится за многие грехи наши». И приложил сына своего ко гробу святого, также и к честному и славному образу Пречистой Богородицы Одигитрии, и в тот же миг получил исцеление, и никак уже не ощущалась эта болезнь, и стал здоров, словно никогда и не болел. И так молебен отпели, и ушли в дом свой, радуясь и славя Бога и преподобного отца Кирилла, ибо его молитвами получили исцеление.

 

Чюдо 16 святаго Кирила Бѣлаго, о изступившемъ ума

Чудо 16 святого Кирилла Белого, над обезумевшим

 

Добре есть Божие человѣколюбие чюдеса святых, угодившых Ему, воспоминати присно. Еже быша в послѣдняя лѣта во многыхъ избранных святаго чюдесех, се новѣйшее преславное чюдо, еже видѣти очию нашею.

Добро есть Божие человеколюбие и чудеса святых, угодивших Ему, вспоминать непрестанно. Из бывших в последнее время многих избранных чудес святого вот новейшее преславное чудо, которое мы видели своими глазами.

 

Человѣкъ нѣкий именемъ Данило Текутовъ от града Бѣла-езера, от многаго пияньства изступившу ему ума, и тако начат несмыслити, яко и люди бияше. И егда же много томленъ бываше, связанъ приводим бываетъ в монастырь блаженнаго Кирила. И преведоша его ко гробу святаго, онъ же много несмысленая и коснаа глаголаше. И начаша у святаго раки молебная пѣти, и по отпѣтии приложиша его ко гробу блаженнаго, и священною водою окропиша. И абие в том часѣ прииде в чювство, и бысть здравъ и смысленъ, и отиде в дом свой радуяся и славя Бога и Пречистую его Богоматерь, и угодника их преподобнаго Кирила.

Человек некий по имени Данило Текутов из града Бело-озера от многого пьянства лишился рассудка и так обезумел, что и людей стал бить. И когда он был сильно измучен, связанным привели его в монастырь блаженного Кирилла. И привели его ко гробу святого, он же много говорил бессмысленного и невнятного. И начали у раки святого молебен петь, и после молитв приложили его ко гробу блаженного, и святою водою окропили. И в тот же миг пришел он в чувство, и стал здоров и разумен, и ушел в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую его Богоматерь, и угодника их преподобного Кирилла.

 

Чюдо 17 преподобнаго отца нашего Кирила Бѣлаго, о женѣ болѣвшей

Чудо 17 преподобного отца нашего Кирилла Белого, о больной женщине

 

Бысть убо нѣкий человѣкъ именем Иванъ Евсевиевъ, жилище имѣя во градѣ на Белѣ-езере. Сего же Ивана жена именемъ Мария,[75] ейже приспѣ время дѣтородия, еже разрѣшитися от узъ чрева ея. И немогущи ей на многи дни, и стражущи таковою болѣзнию, и многия бабы дѣтородныя приводиша к ней, чающи помощи от них, и не бысть помощи, но и горши недуг воздвизашеся. И вси уже во отчаянии быша и ничтоже о здравии ея помышляющим, но точию смертная ей и погребалная готовяху. И тако внесоша ю въ храмину чисту[76] и положиша ю на одръ, уже бо видѣвше ю к концу приближающуся — не могущи ей ни мало дыхати.

Некий человек по имени Иван Евсевиев жил в городе на Бело-озере. У Ивана же этого была жена по имени Мария, которой пришло время родов, чтобы разрешиться от бремени. И в немощи пребывала она много дней, и мучалась от такой болезни, и много баб повивальных приводили к ней, надеясь на их помощь, но не получала помощи, и болезнь только усиливалась. И все уже отчаялись, и никто уже не думал об ее выздоровлении, но только готовили для нее необходимое к смерти и погребению. И так внесли ее в помещение чистое, и положили на одр, ибо видели ее уже приблизившейся к концу — она совсем уже не могла дышать.

 

Муж же ея Иванъ видѣвъ ю умирающу, и скоро принесе образъ Пресвятыа Богородици, и водрузивъ над нею, и нача молитися Пресвятѣй Богородицы на долгъ час со слезами сице глаголя: «Пресвятая Госпоже Богородица, Мати Христа Бога нашего, умоли Сына своего и Бога нашего, да не бы разлучитися ми от жены своея, да не бы причтену быти третиему браку».[77] И потом помянувъ блаженнаго Кирила Бѣлаго, глаголя: «Святче Божий, помози ми в скорби сей».

Муж же ее Иван, увидев, что она умирает, скоро принес образ Пресвятой Богородицы, и поставил над нею, и стал долго молиться Пресвятой Богородице со слезами, говоря так: «Пресвятая Госпожа Богородица, Мать Христа Бога нашего, умоли Сына своего и Бога нашего, чтобы не разлучиться мне с женой своей и не вступить в третий брак». И потом вспомнил блаженного Кирилла Белого, говоря: «Святой Божий человек, помоги мне в скорби сей».

 

Скорый же на помощь скоро явися женѣ его Марие. Прииде, — рече, — въ храмину ту, в нейже лежаше, нѣкий старец высокъ и благообразенъ, имѣя браду бѣлу малу и приступи близ одра ея, и прекрестивъ чрево ея, рече: «Мария, имѣйвѣру къ блаженному Кирилу Бѣлому и буди здрава от болѣзни сея». И невидимъ бысть. И в той час разрѣшися соузъ чрева ея, и бысть здрава, и нача ту всѣм предстоящымъ повѣдати, како ей явися преподобный Кирилъ и прощение дарова ей. И то слышавъ мужь ея и вси ту предстоящии таковое чюдо, прославиша Бога, и Пречистую его Матерь, Пресвятую Богородицу, и угодника Божия Кирила.

И скорый в помощи скоро явился жене его Марии. Она говорила, что пришел в то помещение, в котором она лежала, некий старец высокий и благообразный, с небольшой белой бородой, и подошел к одру ее, и перекрестил ей живот, говоря: «Мария, имей веру блаженному Кириллу Белому и выздоровеешь от болезни этой». И невидим стал. И в тот же миг разрешилась она от бремени, и выздоровела, и стала рассказывать всем находившимся рядом, как ей явился преподобный Кирилл и прощение даровал ей. И услышав о таком чуде, муж ее и все там стоящие прославили Бога, и Пречистую его Матерь, Пресвятую Богородицу, и угодника Божия Кирилла.

 

Чюдо 18 преподобнаго отца нашего Кирила Бѣлаго, о заблужшем в лѣсу

Чудо 18 преподобного отца нашего Кирилла Белого, о заблудившемся в лесу

 

И сего же убо да не умолчим о новоявленномъ чюдеси. Бысть нѣкий человѣкъ именем Симеонъ Кѣмския страны,[78] живый во обители блаженнаго Кирила, и сему убо Симеону случися изыти на лѣсъ для овощу, ягодъ и губъ — земнаго плода на потребу братии. И абие очи его удержевахуся, и никакоже пути позна, имже прииде, и многи дни трудися по лѣсомъ ходящи, и не знающу ему, камо изыти, или кою страну достигнути, кои ли мѣста хождаше; и ничтоже успѣвшу. По многом же истомлении от глада и труда, и абие сяде под древомъ, плачася горко на долгъ час, и ничтоже помышляя о житейских мира сего, но токмо смерти чая себѣ.

И этого не умолчим о новоявленном чуде. Некий человек по имени Симеон из Кемской страны жил во обители блаженного Кирилла, и этому Симеону случилось пойти в лес за плодами, ягодами и грибами — земными плодами на нужды братии. И вдруг глаза его затуманились, и никак не мог узнать пути, по которому пришел, и много дней ходил по лесам, и не знал, как выйти, и в какую сторону пойти, и по каким местам ходит; и ничего не достиг. Сильно утомившись от голода и труда, сел он под деревом и долгое время плакал горько, не думая уже о житейских <заботах> мира сего, но только смерть свою ожидая.

 

Абие прииде в память, нача молитися Всемилостивому Спасу и Пречистой его Матери, Пресвятѣй Богородицы, и преподобному Кирилу Бѣлому, да избавитъ его от блудящаго лѣса и от злыя смерти. И абие в той час явися ему нѣкий старець благолѣпенъ и рече: «Въстани, чадо, иди въ слѣдъ мене». Онъ же скоро воставъ и иде въ слѣд блаженнаго старца, той же доведе скоро брега езера того, идѣже бѣ и до нынѣ крестъ стоит. «И показа ми островъ той, на немже монастырь преподобнаго Кирила, и показуетъ церкви, и кресты, и все строение монастырьское, и рече ми: „Иди, чадо, с миромъ ко блаженнаго гробу, да не горѣе ти того будетъ”. Тогда и невидимъ бысть».

Вдруг он очнулся и стал молиться Всемилостивому Спасу и Пречистой его Матери, Пресвятой Богородице, и преподобному Кириллу Белому, чтобы избавили его от блуждания по лесу и от злой смерти. И тотчас явился ему некий старец благолепный и сказал: «Вставай, чадо, иди вслед за мной». Он тут же встал и пошел вслед за блаженным старцем, который скоро довел его до берега озера, где до сих пор стоит крест. «И показал мне остров тот, на котором монастырь преподобного Кирилла, и показал церкви, и кресты, и все монастырские постройки, и сказал мне: „Иди, чадо, с миром ко гробу блаженного, чтобы не было тебе хуже”. Тогда и невидим стал».

 

Тойже человѣкъ прииде на островъ, и скоро тече къ блаженнаго Кирила гробу, и моляся со слезами на долгъ час. И тогда братия начаша вопрашати вины плача его, той же начатъ всѣм исповѣдати бывшее, како ему зашедшу на лѣсъ и много дней трудившуся, и невѣдущу, камо изыти, или кою страну достигнути. «И много бысть скорбий сердцу моему, и помолихся Господу Богу и Пречистой его Богоматери и угоднику их блаженному Кирилу. И абие вскоре явися преподобный во образѣ старца, и доведе мя брегу езера того, и показа ми монастырь, той же невидим бысть».

Тот же человек пришел на остров, и сразу пошел ко гробу блаженного Кирилла, и долго молился со слезами. И тогда братия стала вопрошать о причинах плача его, он же начал всем рассказывать о случившемся, как он зашел в лес и много дней ходил, и не знал, как выйти или в какую сторону пойти. «И много было скорби в сердце моем, и помолился Господу Богу, и Пречистой его Богоматери, и угоднику их блаженному Кириллу. И тотчас явился преподобный в образе старца, и довел меня до берега озера того, и показал мне монастырь, сам же стал невидим».

 

Братия же слышавъше таковое чюдо и прославиша Бога и Пречистую его Матерь, Пресвятую Богородицу, и угодника Божия Кирила, преславнаго в чудесѣх.

Братия же, услышав о таком чуде, прославила Бога и Пречистую его Мать, Пресвятую Богородицу, и угодника Божия Кирилла, преславного в чудесах.

 

Чюдо 19 святаго Кирила Бѣлаго, о Дмитреи

Чудо 19 святого Кирилла Белого, о Димитрии

 

Того же лѣта, месяца ноября въ 9 день, нѣкий человѣкъ именемъ Дмитрий от града Ростова прииде в монастырь ко блаженному Кирилу. И нападе на него болѣзнь злая, разслабѣша его вси состави, и не могущу ему ни мало двигнутися, и утроба его затече, и малу воздуху его, и не можаше дыхати. И Божественыхъ Таинъ причастися, и прииде в чювство боляй, и помянувъ преподобнаго Кирила, и бысть чюдо велие — преже не могий двигнутися ни мало, в той час воспрянувъ на нозѣ свои, и скоро тече къ гробу блаженнаго Кирила, и припаде, и кричаше гласомъ велиимъ, плакашеся горко, и исцѣлителя себѣ нарицаше, скораго помощника. И абие стекошася вся братия тоя обители на бывшее чюдо, и видѣвше вси, и удивишася, и прославиша Бога и Пречистую его Матерь и угодника его Кирила.

В том же году 9 ноября некий человек по имени Димитрий из града Ростова пришел в монастырь к блаженному Кириллу. И напала на него болезнь тяжкая, ослабли все части тела его, и не мог он нисколько пошевелиться, и грудь его затекла, и мало стало ему воздуха, и не мог дышать. И причастившись Божественных Тайн, больной пришел в чувство, и вспомнил преподобного Кирилла, и случилось великое чудо — тот, кто прежде не мог пошевелиться немного, в тот же час встал на ноги свои, и скоро пошел ко гробу блаженного Кирилла, и припал, и кричал громким голосом, плача горько, исцелителем его своим называя и скорым помощником. И тотчас собралась вся братия той обители, и увидели случившееся чудо, и удивились, и прославили Бога и Пречистую его Мать и угодника его Кирилла.

 


[1] ...преподобнаго отца нашего Исидора Пилусийскаго. — Исидор Пилусиот (ок. 436—440 гг.), ученик Иоанна Златоустого. Указание на то, что в тот или иной день годового круга празднуется память и более древних раннехристианских святых, часто встречается в заглавиях житий.

[2] Кирилъ Бѣлый — высказывалось мнение, что прозвание Белый было дано преподобному по имени Белого озера, в области которого он жил, чтобы отличать его от другого знаменитого подвижника тех мест Кирилла Белозерского (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга дополнительная. Вторая. М., 1916. С. 203). Более вероятной представляется другая точка зрения, согласно которой Белые — это родовое имя, в конце XVI в. Белые значились среди «патриарших детей боярских» по Галичу (Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1981. С. 61—62, 84). Кирилл — монашеское имя святого (имя, данное при крещении, неизвестно), которое он получил, вероятно, в честь святого Кирилла Александрийского (445), так как именно его образ находился среди других икон в часовне Кирилла Новоезерского тогда, когда еще не была написана икона самого преподобного («Образ на беле, пядница Афонасей и Кирил Александрийские» — Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1581 г. СПбИИ РАН, колл. 115, д. 663, л. 7 об.—8).

[3] ...на Новом озере въ Красномъ острову. — Новое озеро находится в 30 верстах к юго-западу от Белозерска, имеет несколько островов, самые крупные из которых «Красный» и «Сладкий».

[4] ...игуменомъ Пиминомъ. — Игумен Новоезерского монастыря предположительно в период с 1581 по 1583 г. (8 июля 1581 г. монастырь был «отписан» игумену Пимену. См.: Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1581 г. СПбИИ РАН, колл. 115, д. 663, л. 2—2об. Через два года в монастыре был уже новый настоятель — жалованная грамота Ивана IV от 15 сентября 1583 г. адресована строителю Ефрему с братией. См.: РГАДА, ф. 1606, оп. 1, № 5).

[5] ...преподобнымъ Корнилиемъ... — Преподобный Корнилий Комельский (ок. 1456—1538 гг.), поселился в 1496—1497 гг. на юге Вологодского края в Комельском лесу и основал там пустынь, которая вскоре переросла в монастырь. (См. Житие Корнилия Комельского в наст. изд., с. 304).

[6] ...80 попршцъ... — Поприще — мера пути, близка по значению версте (1066 м).

[7] ...старца... — Слово «старец» имело два значения: во-первых, оно могло обозначать «старого человека», во-вторых, «монаха, инока».

[8] «Добро, чадо, и блажено... быти инок». — Цитируется чинопоследование монашеского пострига (фрагмент, общий для чинопоследований пострига в «великую» и «малую» схиму).

[9] ...великаго аггельскаго образа... — «Ангельский образ», «ангельский чин» — в точном смысле — схима, в расширительном толковании — эпитет, употребляемый в отношении к монашествующим.

[10] ...сосуд избранъ — Деян. 9, 15.

[11] «Виждь смирение мое ... вся грѣхи моя». — Пс. 24, 18.

[12] ...по Аврааму, изыти... от рода своего... — Ср.: Быт. 12, 1.

[13] ...аки нѣкоему бисеру, изгибшу и не обрѣташеся. — Ср.: Мф. 13, 45—46.

[14] «Никтоже свѣтилника вжегъ... в явление приидетъ». — Лк. 8, 16—17.

[15] …«мертвъ бѣ... и обрѣтеся». — Лк. 15, 32.

[16] «Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваофъ, исполнь небо и землю славы Твоея». — По свидетельству Исайи-пророка — слова ангельской песни (Ис. 6,3), автор Жития приводит их в варианте чинопоследования Литургии.

В Житии Сергия Радонежского описана сходная ситуация — святой возвещает о своей богоизбранности тремя «криками» из чрева матери. Комментируя это событие, исследователи предполагают, что «...чревовещание младенцев идет от образа взыгравшего во чреве матери св. пр. Иоанна Предтечи, когда к ней пришла Дева Мария: свт. Иоанн Златоуст трактует „играние" Крестителя Иисуса Христа как его слово» (Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2001. С. 231).

[17] И взем благословение... и не обрѣте сына своего. — Раздача милостыни «по рукам» в Корнильевом монастыре была строго запрещена, объяснению этого правила посвящена 12 глава Устава Корнилия Комельского «о еже не принимати братиам милостыни себѣ по рукам ни от кого» (Сергеев А. Г. Рукописная традиция Устава Корнилия Комельского // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 242—243). Рассматривая этот эпизод, необходимо учитывать следующее: во-первых, описанные события относились к периоду, когда монастырские порядки еще до конца не оформились (Кирилл основал собственный монастырь, согласно его Житию, в 1512 г., а Устав Корнилия Комельского возник между 1515 и 1528 гг. — См. там же. С. 227—228); во-вторых, автор Жития Кирилла Новоезерского был плохо знаком с устройством Корнильева монастыря (в написанном им Житии не обнаруживается следов знакомства с Житием Корнилия Комельского, вероятнее всего не был автор Жития знаком и с Уставом).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!