Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой 5 страница



 

Чюдо 4-е преподобнаго отца Кирила о дияконѣ Николаи

Чудо 4-е преподобного отца Кирилла о дьяконе Николае

 

Древле убо бывшая знамения, и преславная чюдеса и явления богоносным отцемъ нашымъ Кириломъ, списано прежними творцы, иже люботруднѣ в сем потрудишася. Боголюбивый диаконъ Николай из града Бѣла-озера хотя блаженнаго видѣти в пустыни и приати от него благословение...[53] Да не забвени пребудут многаго ради времени преславная чюдодѣйствия Божия, иже сотворяетъ Богъ своими угодникы, нынѣ убо видимъ толика содѣваемая в послѣдняя времена велия чюдеса.

Прежде бывшие знамения, и преславныя чудеса и явления богоносного отца нашего Кирилла записаны прежними писателями, усердно в том потрудившимися. Боголюбивый дьякон Николай из града Бело-озера желая увидеть блаженного в пустыни и принять от него благословение... Да не забудутся за давностью преславные чудодействия Божии, которые сотворяет Бог своими угодниками, и ныне видим столь великие совершающиеся в последние времена чудеса.

 

Бѣ же времени велику минувшу, прииде къ преподобному преждереченный диаконъ Николай ползы ради душевныя и хотящу ему у святаго благословение приати. Святый же рече ему: «Что, чадо, прииде ко мнѣ, нищу старцу, и коея утѣхи ищеши в пустыни сей? Нѣсть ти потребы радования, но иди скоро в домъ свой и узриши младенца юнна мужска полу с материю лежаща, имаши утѣху сердца своего и радование». Диаконъ же рече: «Ни, отче, не имам в дому моем отрочати мужска полу, ни женьска в наслѣдие себѣ. И нынѣ изыдох в путь мой, якоже видиши мя, и подружие мое изыде в слѣд мене до врат дому моего и осташа с рабы моими здравы». Святый же начат ему глаголати: «Что мыслиши, чадо? Вѣруй ми и иди скоро в дом свой. Понеже, чадо, велик путь прейде трудившися, но вѣруй Богови и Пречистой его Матери, яко трудъ твой не вотще будет».

Спустя долгое время, пришел к преподобному прежденазванный дьякон Николай пользы ради душевной и хотел принять от святого благословение. Святой же сказал ему: «Что, чадо, пришел ко мне, убогому старцу, и какого утешения ищешь в пустыни сей? Не нужно тебя утешать, но ступай скорее к себе домой и получишь утешение сердцу твоему и радость, увидев лежащего с матерью младенца мужского пола». Дьякон же сказал: «Нет, отец, нет в доме моем наследника ни мужского, ни женского пола. И нынче, когда отправлялся в путь свой, чтобы предстать пред тобою, то жена моя проводила меня до ворот дома моего и осталась здоровая со слугами моими». Святой же стал ему говорить: «Что помышляешь, чадо? Веруй мне и иди скорей в дом свой. Хотя, чадо, и потрудился, пройдя большой путь, но веруй Богу и Пречистой его Матери, что труд твой не напрасен будет».

 

Диаконъ же прият благословение от святаго, и отиде в дом свой скоро, и видѣ отрока млада с материю лежаща по пророчеству святаго, и удивишася, како се увѣдано бысть? Но понеже познаша того человека Божия быти, и разумѣша истинну, реченную святымъ, и возвѣсти словеса святаго реченная ту всѣм слышащым, и величаху Бога, творящаго дивная и преславная чюдеса святым своим угодникомъ Кириломъ.

Дьякон, получив благословение святого, скоро ушел в дом свой, и по пророчеству святого увидел младенца, лежащего с матерью, и удивился, как об этом стало известно? Но поскольку убедился, что человек этот был Божий и сказанное святым истинно, то всем слушающим возвестил сказанные святым слова, и прославили Бога, творящего дивные и преславные чудеса святым своим угодником Кириллом.

 

Чюдо 5-е преподобнаго отца Кирила Бѣлого, како исцѣли от болѣзни князя Ивана Василиевича Пинкова

Чудо 5-е преподобного отца Кирилла Белого, как исцелил от болезни князя Ивана Васильевича Пинкова

 

Бысть же нѣкий князь Иванъ Василиевичь Пинковь,[54] велию вѣру имѣя къ Пречистой Богоматери на Тихфинѣ,[55] посылаше на всяко лѣто на украшение церкви потребная свѣща и фимианъ,[56] и иная многа украшения. И сему убо князю Ивану в болѣзнь велию впадшу, и изнемогающу велми, и начат молити Пречистую Богоматерь, да облегчитъ ему болѣзнь. И тако молящуся ему, в сонъ тонокъ сведенъ бысть, и видитъ во снѣ свѣтоносну нѣкую жену, явльшуся ему, и старца нѣкоего, свѣтолѣпно ту стояща и глаголюща ко Ивану: «Изыди с миромъ къ Пресвятѣй Богородицы на Тихфину и моея пустыни достигнеши, Кирила Бѣлаго. Тако молитвами Пресвятыя Богородица и преподобнаго Кирила Бѣлаго исцѣлѣеши».

Некий князь Иван Васильевич Пинков, большую веру имея к <образу> Пречистой Богоматери на Тихвине, посылал каждый год необходимые для украшения церкви свечи, фимиам и много других украшений. И когда этот князь Иван тяжело заболел и сильно измучился, то стал молить Пречистую Богоматерь, чтобы она облегчила ему болезнь. И когда так молился, погрузился в сон тонкий и видит во сне некую светоносную женщину, явившуюся ему, и некого старца, во свете стоящего и говорящего Ивану: «Ступай с миром к <образу> Пресвятой Богородицы на Тихвину и дойдешь до моей пустыни, Кирилла Белого. Так молитвами Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла Белого исцелишься».

 

Воспрянув же той князь от сна и повѣда всѣм предстоящымъ явление бывшее, и тогда скоро изыде в путь свой со отрокы своими, и дойде града Бѣла-езера, и повелѣ испытати пустыни Кирила Бѣлаго. Мнози же мужы града того рекоша: «Мы, господине, вси знаемъ пустыню блаженнаго Кирила Бѣлаго на Ново-езерѣ, от града нашего 30 поприщ токмо преити». Князь же той воставъ и иде ко святому, и егда прииде во обитель святаго и от видѣния, явльшагося ему, по образу позна святаго. И пад, поклонися пред ногама его, и избавителя его нарицаше недугу своему, и начат же ему подробну повѣдати, како Пречистой Богородицы моляшеся о исцѣлении недуга своего. И явление бывшее сказа по ряду пред всею братиею.

Очнулся тот князь от сна и поведал всем предстоящим о случившемся явлении, и скоро отправился в путь свой со слугами своими, и дошел до града Бело-озера, и повелел разузнать о пустыни Кирилла Белого. Многие же люди града того говорили: «Мы, господин, все знаем пустынь блаженного Кирилла Белого на Ново-озере, от града нашего нужно только 30 верст пройти». Князь же тот встал и пошел к святому, и когда пришел в обитель святого, то узнал святого по образу, открытому ему в видении. И, упав пред ногами его, поклонился, и называл его избавителем от недуга своего, и стал ему подробно рассказывать, как молился он Пречистой Богородице об исцелении от недуга своего. И перед всею братией рассказал по порядку о случившемся явлении.

 

Тѣм же вси славяху согласно и благодаряху Бога и его Пречистую Богоматерь, яко вездѣ призывающим Его помогаетъ. Такоже и князь той молитъ Бога и святаго, еже служити божественую службу и воду святити, яко да причастится святыя воды. Святый же моления его не презрѣ, божественую службу служивъ и воду святивъ. Мразъ же тогда силен бяше, и немогущым ту всѣмъ стояти лютости ради мраза, святый же мразную студь ни во чтоже вмѣняше, босъ служаше и в раздраннѣй ризѣ.[57] Князьжето видѣвъ удивися, и вси прославиша Бога, и Пречисту его Матерь, и угодника Божия Кирила. Святый же помолився о нем и священною водою причастивъ, князь же, прием воду с великою вѣрою и усердием, вкушь ея, и абие болѣзнь его премѣнися, и бысть здравъ помощию Божиею и Пречистыя его Матери, и молитвами святаго Кирила.

Потом все вместе хвалили и благодарили Бога и Пречистую его Богоматерь, ибо призывающим Его всюду помогает. Также и князь тот молит Бога и святого отслужить божественную службу и освятить воду, чтобы причаститься святой водой. Святой же не пренебрег его просьбой, отслужил божественную службу и освятил воду. Мороз тогда сильный был, и никто не мог стоять там из-за лютого мороза, святой же, не ощущая морозной стужи, служил босой и в разодранной ризе. Увидев то, князь удивился, и все прославили Бога, и Пречистую его Матерь, и угодника Божия Кирилла. Святой помолился о нем и причастил святой водой, князь, приняв воду с великой верой и усердием, выпил ее, и тотчас болезнь его прекратилась, и выздоровел помощью Божией и Пречистой его Матери, и молитвами святого Кирилла.

 

Егда же устрабися от болѣзни, и тогда князь той написа грамоту своею рукою: «Даяти по вся лѣта от дому своего 40 мѣръ жита,[58] да 20 спуд[59] соли, да два спуда масла, да 20 сыровъ на потребу братье». Якоже написа грамоту — вдастъ святому, святый же приятъ грамоту в руку свою и повелѣ вкусити брашна от святыя трапезы. Той же князь Иван вкусив от трапезы святаго сущаго хлѣба и воды, яже святый вкушаше. И милостыню многу давъ монастырю, и прият благословение от святаго, и отиде в дом свой, благодарение воздавъ Богу и Пречистой его Матери, творящым преславная святымъ своим угодником Кирилом.

Когда же тот князь излечился от болезни, тогда написал он грамоту своею рукою: «Давать каждый год на нужды братии от дому своего 40 мер жита, да 20 пудов соли, да два пуда масла, да 20 сыров». Как написал грамоту — отдал святому, святой же принял грамоту в руки свои и предложил отведать еды за святой трапезой. Князь же тот Иван отведал от трапезы святого сущих хлеба и воды, которыми он питался. И милостыню большую дал монастырю, и получил благословение святого, и пошел в дом свой, благодарение воздав Богу и Пречистой его Матери, творящим преславное святым своим угодником Кириллом.

 

Чюдо 6-е, о женѣ, оком болящей

Чудо 6-е, о женщине с больными глазами

 

По сих же приведена бысть нѣкая жена именемъ Анна, той болящи окомъ 2 лѣта и ничтоже ей видящи, и молиша святаго, да помолится о ней. Святый же помолися о ней и священною водою помазавъ очи тоя, и в той час здрава бысть от недуга очнаго молитвами Пресвятыя Богородици и преподобнаго Кирила. И якоже прозрѣ и видѣ той островъ, и церковь, и лѣсъ на немъ, и езеро, и люди ходяща, — и тако вся просто начат глядати и видѣти, и бысть здрава молитвами святаго Кирила. Святый же видѣ, яко помилова ю Богъ и прозрѣ, и благодать велию Богу воздааше и Пречистой его Богоматери.

После этого приведена была некая женщина по имени Анна, у которой 2 года болели глаза, и ничего она не видела, и просила святого, чтобы помолился о ней. Святой же помолился о ней и святой водой помазал ей глаза, и в тот же миг выздоровела она от глазного своего недуга молитвами Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла. И когда прозрела от слепоты и увидела тот остров, и церковь, и лес на нем, и озеро, и передвигающихся людей, — то стала на все смотреть и ясно видеть, и выздоровела молитвами святого Кирилла. Святой же, увидев, что помиловал ее Бог и прозрела, великое славословие воздал Богу и Пречистой его Богоматери.

 

Много же и иных слѣпых приводяще ко святому, святый же прием токмо священное масло от благоуханнаго кандила и помазаше тѣх очи во имя Исус Христа, и тако прозираху и отхождаху в домы своя, славяще и благодаряще Бога и угодника его Кирила.

Много же и других слепых приводили ко святому, святой же только брал священное масло от благоуханной лампады и помазывал им глаза с призыванием имени Иисуса Христа, и так они прозревали и возвращались в свои дома, славя и благодаря Бога и угодника его Кирилла.

 

Чюдо 7-е, о Евдокимѣ

Чудо 7-е, о Евдокиме

 

Прииде на островъ нѣкий человѣкъ, живый во окрестныхъ от обители святаго, именем Евдокимъ, и начат рѣзати древеса липовыя, и вложивъ в мало судно, и отплывъ от брега острова того. И се внезапу опровержеся судно его, и нача утопати. Узрѣвъ же се старець именемъ Кириакъ погибель человѣка того, и скоро тече къ преподобному, и сказуетъ ему погибель человѣка того, яко въ езере утопаетъ. Святый же, яко услыша, и скоро въставъ, и крестъ в руцѣ вземъ, течаше на брегъ езера того, знамение крестное над езером сотворивъ крестомъ, егоже ношаше. И в той час человѣкъ той ятся за судно, и узрѣвъ святаго Кирила на брегу стояща и крестъ в руцѣ держаща, и нача вопити: «Святче Божий, угодниче Христовъ Кириле, спаси мя от утопления». Святый же помолися, и в той час обратися вѣтръ на брегъ, и скоро принесе его къ острову.

Пришел на остров некий человек, живший в окрестностях обители святого, по имени Евдоким, и стал рубить деревья липовые, и положил их в небольшое судно, и отплыл от берега острова того. Но внезапно перевернулось судно его, и стал он тонуть. Старец же по имени Кириак увидел гибель человека того, и быстро побежал к преподобному, и рассказал ему о беде человека того, что тонет он в озере. Святой же, когда услышал об этом, быстро встал, и, взяв в руки крест, отправился на берег того озера, и знамение крестное над озером сотворил крестом, который нес с собою. И в тот же миг человек тот ухватился за судно, и, увидав стоящего на берегу святого Кирилла, держащего в руках крест, начал вопить: «Святой Божий человек, угодник Христов Кирилл, спаси меня от потопления». Святой помолился, и в тот же час обратился ветер к берегу, и скоро принесло его к острову.

 

Человѣкъ же той от истопления спасенъ бысть, и на сушу взыде, и скоро притече къ святому, и припаде на ногу его, глаголя: «Прости мя, отче Кириле, согрѣших Богу и твоей святыни, приходих на островъ сий, рѣзахъ древие, пакости творях. И како первѣе и второе прихождах, но Богу попущающу, нынѣ, отче, молитвами твоими избавленъ быхъ от смерти, к тому же не сотворю пакости святому мѣсту сему».

Человек тот, спасенный от потопления, вышел на сушу, и быстро подошел к святому, и припал к ногам его, говоря: «Прости меня, отец Кирилл, согрешил я пред Богом и твоею святостью, приходя на остров этот, срубая деревья, разоренье творя. И когда в первый и во второй раз приходил, то Бог попускал, ныне, отец, молитвами твоими избавлен я был от смерти и больше не стану причинять вреда святому месту сему».

 

Блаженный же Кирилъ утѣшивъ его, и наказавъ от божественаго Писания, еже не посѣкати древесъ на семъ острове, и отпустивъ его. Паче же помощи Божией бывши на нем, отиде в дом свой, глаголя: «Благодарю тя Господи Человѣколюбче, яко не остави мене грѣшнаго врагом уловлену быти ми и не попусти мене оскорбити твоего угодника». Оттолѣ же той Евдоким стяжа велию вѣру къ святому Кирилу, не яко человѣка имѣаше его, но яко аггела Божия, тѣмже ходяше ко святому благословения ради.

Блаженный Кирилл утешил его, и наказал ему от Божественного Писания не рубить деревьев на сем острове, и отпустил его. Он же с Божьей помощью ушел в дом свой, говоря: «Благодарю тебя, Господи Человеколюбец, ибо не дал врагу уловить меня, грешного, и не позволил мне оскорбить твоего угодника». С тех пор Евдоким обрел большую веру к святому Кириллу, считая его не человеком, а ангелом Божиим, и приходил к святому за благословением.

 

Чюдо 8-е, о покрадении колоколовъ

Чудо 8-е, об украдении колоколов

 

По сих же нѣции злии человѣцы покрадоша колокола у церкви Воскресения Господа нашего Исус Христа и у блаженнаго Кирила на островѣ. И егда же поидоша въ своя си, абие очи ею удержевахуся и никакоже пути не познаша, имже приидоша, и много по лѣсомъ бродящи утрудившеся, ничтоже успѣша. И по многомъ истомлении паки къ езеру оному на брегъ приидоста, идѣже и до нынѣ крестъ стоит. Блаженному же изшедшу на брегъ езера того, аки ничтоже вѣдущу, абие зритъ их предстоящих на брегу езера и зрящих на островъ.

После этого какие-то злые люди украли колокола у церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа у блаженного Кирилла на острове. И когда отправились они восвояси, тотчас очи их закрылись, и никак не могли они узнать путь, по которому пришли сюда, и, много блуждая по лесам, утомились, но так ничего и не добились. И в сильном изнеможении снова пришли они на берег озера того, где и доныне стоит крест. Блаженный же вышел на берег озера того, как будто бы ничего не зная, и тотчас увидел их, стоящих на берегу озера и глядящих на остров.

 

Бѣ же и нѣкая сила Божия удержа ихъ и не отпусти, святый же повелѣ взяти их на островъ. Сии же людие познаша свое согрѣшение и скоро приидоша къ блаженному, носяще и колокола в кошмах своих. Блаженный же нача вопрашати вины пришествия ихъ и что ради принесоша благовѣстная сия. Они же аки мертви падоша пред ногама блаженнаго и ничтоже ино провѣщати можаху, токмо: «Прости ны, прости, господине, согрѣшихом», — глаголюще. Благоразсудная же глава воздвиже ихъ с тихостию и рече им: «Чадца, никтоже от вѣка похищая чюжая обогатися, множицею и своя погубиша». Онем же от многаго ужаса, паче же рещи срама, ни очима возвѣсти могущим. Святый же запретивъ им к тому таковая не творити, и повелѣ дати им пищу доволну, и отпусти ихъ с миромъ.

И была некая сила Божия, которая держала их и не отпускала, святой же повелел взять их на остров. Люди же эти раскаялись в своем согрешении и скоро пришли к блаженному, принеся колокола в мешках своих. Блаженный же стал расспрашивать о причинах прихода их, и зачем принесли благовестные сии <колокола>. Они же как мертвые упали пред ногами блаженного и ничего другого не могли вымолвить, лишь: «Прости нас, прости, господин, согрешили», — говорили. Благомыслящая же глава поднял их с тихостью и сказал им: «Детки, никто от века, похищая чужое, не обогатился, многие же и свое погубили». Они же от многого ужаса, а лучше сказать срама, не могли и глаз поднять. Святой же запретил им впредь поступать так, и велел накормить их хорошо, и отпустил их с миром.

 

Зѣло бо доблии стяжа смиреномудрие и кротость, беззлобиемъ же украшенъ, милосердъ же равно ко всѣм, наипаче же ко врагом, еже пакости ему творящымъ, сихъ миловаше и наказоваше яко присная чада. Вся же сия творяше Христовы ради любве, удобнѣе же рещи по писанному: «Не к тому живу азъ, живет же во мнѣ Христос,[60] емуже и послѣдова, всѣх отвергъся», сие бо дѣло есть мнишескаго пребывания. Отнелиже вселися в пустыню, николиже измѣни правила своего, ни праздну обрѣстися дѣланий духовныхъ, храняше бо негасиму свою теплоту от начала даже до конца.

Стяжавший добродетельные смиренномудрие и кротость, украшенный беззлобием, милосердный одинаково ко всем, больше же всего к врагам, причинявшим ему зло, он миловал их и учил как родных детей. Все же сие творил он ради любви Христовой, проще сказать по писанному: «Больше не живу я, но живет во мне Христос, которому следуя, всего я отвергся», ибо это есть монашеское делание. С тех пор, как вселился он в пустыню, никогда не изменил правила своего и никогда не был празден от трудов духовных, но сохранил неугасимое свое тепло от начала даже и до конца.

 

Чюдо 9-е, о бѣснующемся

Чудо 9-е, о беснующемся

 

Человѣкъ нѣкий бывый купець в Великом Новѣградѣ, именем Феодор, добра рода, имѣя велию вѣру къ блаженному Кирилу. Случися ему ехати съ дружиною своею в путь на Бело-езеро купли ради. Бывшу же ему на пути на рекѣ Колпѣ, и восхотѣвшу пити, и паде ниць на воду, и пиаше, и абие нападоша бѣси и лютѣ мучаху его, и несмыслено глаголаше. Сердоболи же его вязаху путы желѣзными и привезоша в монастырь Воскресения Христова и ко блаженному Кирилу, и едва с нуждею введоша и въ церковь: зѣло вопиюща и лающа злѣ, взоромъ яко звѣрь ревый, языкъ свой долѣ пяди[61] извѣсивъ. Того видѣвъ блаженный Кирилъ Злѣ мучима бѣсы и милосердовавъ о немъ, помолися на долгъ час со слезами Воскресению Господа нашего Исус Христа и Пречистой его Богоматери. И по молитвѣ знаменавъ болящаго крестомъ и священною водою покропивъ, и благодатию Божиею, и силою крестною, и молитвами святаго изыдоша бѣси из него, и бысть здравъ, и цѣломудренъ, и благочестивъ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!