Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 15 страница



[10] Саватиева пустынь — Сретенская Савватьевская пустынь, основанная преподобным Савватием (ум. в 1434 г.) в 15 верстах от г. Твери. В конце XV в. св. Иосиф Волоцкий (ум. в 1515 г.) указывал, что эта пустынь славилась строгостью иноческих правил.

[11] Иван Васильевич — Иван III, великий князь Московский и Всея Руси в 1462—1505 гг.

[12] ...Симона митрополита, от негоже иерей бысть... — Симон находился на митрополичьей кафедре с 1495 по 1511 г. Сохранился подлинник ставленной грамоты Симона св. Корнилию, датируемый 1501 г.

[13] ...поткну кущу... — Ср.: Дан. 11, 45.

[14] ...начать тяжарь быти, Ной праведный по потопѣ... — Ср.: Быт. 9, 20.

[15] Василий Иванович — Василий III, великий князь Московский и Всея Руси в 1505—1533 гг.

[16] «Приходящего ко мнѣ не иждену вонъ». — Ин. 6, 37.

[17] «Без Мене ничтоже можете творити». — Ср.: Ин. 15, 5.

[18] «Господь волю боящихся творитъ и молитву их услышит». — Пс. 144, 19.

[19] древле Веселеилу... къ составлению сѣни... — Ср.: Исх. 31,1—5 и 35,30—35.

[20] Варлаам — митрополит Московский в 1511—1522 гг.

[21] ...еклисиярхъ... — Экклесиарх, должностное лицо, ответственное за порядок богослужения.

[22] Лавра — первоначально монастырь с устройством, представляющим собой нечто среднее между отшельничеством и общежитием. Впоследствии лаврами назывались большие и многолюдные монастыри. В Древней Руси лаврами иногда именовались многие крупные монастыри, в частности Кирилло-Белозерский.

[23] Антоний Великий Египетский — египетский подвижник, живший в промежутке между сер. III и сер. IV в. Основатель монашества в его отшельническом варианте.

[24] ...нарядчики дѣлатарем. — Лица, следившие за выполнением работ монастырскими работниками.

[25] ...по уложению Великаго Василия... — Василий Великий (ок. 329—379), архиепископ Кесарийский, один из наиболее почитаемых отцов Церкви, автор аскетических сочинений, предназначенных для регулирования жизни общежительного монастыря.

[26] ...тѣснымъ и прискорбнымъ путемъ шествовати... ведущаго в пагубу. — Ср.: Мф. 7, 13.

[27] ...поприще — мера длины, которая имела три значения: равная греческому стадию (ок. 185 м), равная греческо-римской миле (ок. 1480 м), или равная расстоянию в один день пути (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1991. Т. 17. П. С. 99—100).

[28] Дора — просфора, из которой на проскомидии была вынута частица для таинственного пресуществления Святых Даров.

[29] Обычай же имяше... что творяше. — Описание подобных ночных обходов настоятеля с последующим поучением широко представлено в агиографической литературе: в частности, в житиях таких русских святых, как Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский.

[30] Епитемья — епитимия (запрещение) — церковное наказание, назначаемое совершившему грех, состоит в покаянии, чтении молитв и совершении поклонов, ограничений в пище и т. п.

[31] Великая Елена — Елена Васильевна Глинская, вторая жена Василия III (с 1526 г.), ум. в 1538 г.

[32] Нѣкогда же гладу... обрѣтаху купити. — Очевидно, речь идет о голоде 1526 г. Близкое к имеющемуся в Житии описание голода на Вологодчине содержится в Вологодско-Пермской летописи (ср.: «Того же лета по Руским городом хлеб был дорог: на Москве четверть по шти алтын, а на Вологде и по иным городом по дватцати алтын и боле, а на Тотме купили четверть по рублю» — ПСРЛ. М., 1959. Т. 26. С. 313). Указанная цена действительно чрезвычайно высока и значительно превышает средние цены на хлеб для того времени. Четверть — древнерусская мера сыпучих тел, величина которой не была постоянной и насчитывала несколько пудов.

[33] ...к детемъ на дворец. — Имеется в виду специальное помещение для монастырских работников, которые в источниках XVI в. именуются «детьми», «детенышами». Ср.: Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977. Т. 4. Г—Д. С. 240.

[34] И написа пятнадесят главъ... о прочемъ строении монастыръстемъ. — Монастырский Устав св. Корнилия сохранился в довольно большом количестве рукописей, две из них почти современны созданию памятника: ИРЛИ, собр. В. Н. Перетца, № 29 (л. 427—449); РГБ, Рогожское собр., № 728 (л. 2—25 об.).

[35] ...избра от них дванадесять... — Вероятно, по образу 12 апостолов.

[36] Тое же зимы изволися великому князю Василию Ивановичю... шествовати на Бѣлоезеро в Кирилов и с великою княгинею Еленою... — Это паломничество имело место зимой 1528/29 г. В Вологодско-Пермской летописи сохранилось известие о том, что Василий III останавливался в Корнилиеве монастыре (см.: ПСРЛ. Т. 26. С. 314).

[37] ...пресвященного митрополита... — С 1522 по 1539 г. московским митрополитом был Даниил, известный также как плодовитый писатель.

[38] В то же время... родися... князь Иванъ. — Будущий царь Иван IV Грозный родился 25 августа 1530 г., следовательно, св. Корнилий пришел в Москву в конце августа—сентябре этого года.

[39] Сергиев монастырь — Троице-Сергиев монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским (ум. в 1392 г.) около 1335—1337 гг., с 1744 г. — лавра.

[40] ...празднику святых Богоявлений — 6 января 1531 г.

[41] Но не подобает свѣтилнику под спудом крытися... — Ср.: Мф. 5, 15; Лк. 8, 16.

[42] Тарханная грамота — документ, освобождавший его владельца от уплаты государственных налогов (частично или полностью). Обычно такие грамоты были «тарханно-несудимыми», т. е. помимо налоговых льгот они давали обладателю грамоты — светскому феодалу или духовной корпорации — право самостоятельно судить своих зависимых людей за их преступления, за исключением наиболее тяжких.

[43] «...далъ есмь сие... старцу Корнилию з братиею». — В Житии довольно точно цитируется текст тарханной грамоты (подлинник сохранился в РНБ, ОСАГ, оп. 1, № 102). Окончание текста с датой (18 сентября 1531 г.) в подлиннике утрачено, эта часть текста читается в копии XIX в. (РГБ, собр. Н. П. Румянцева, № 53, л. 3—5). Дата грамоты не противоречит сведениям, известным из Жития.

[44] Игумен Касьян — игуменом Кассиан назван в грамоте, выданной 30 ноября 1530 г., как бывший игумен он упомянут в грамоте 1532—1533 гг.

[45] «Внегда приступи къ Господу законник... весь законъ и пророци висят». — Мф. 22, 35—40.

[46] «...Не точна бо суть страданий нынѣшняго времени, хотящей славѣ быти подвизающемся». — Рим. 8, 18.

[47] «За всякъ празден глаголъ... в день судный». — Ср.: Мф. 12, 36.

[48] Горе бо... съблазнъ приходит. — Мф. 18, 7; Лк. 17, 1.

[49] ...друг друга честию болша себе творяще. — Фил. 2, 3; ср.: Рим. 12, 10.

[50] ...съ страхом и трепетом свое спасение съдѣвающе... — Ср.: Фил. 2, 12.

[51] ...приатбысть... от игумена... — Очевидно, речь идет о игумене Досифее, который возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь в 1533—1539 гг.

[52] ...Лаврентие да будет игумен. — Лаврентий стал игуменом не ранее 1534 г. и оставался на игуменстве до 1548 г. Его имя впервые упоминается в купчей грамоте 1526 г., возможно, он же назван в разъезжей грамоте 1532—1533 гг. как «Лаврентие уставщик».

[53] ...нашествие безбожных татаръ... — Имеется в виду нашествие казанских татар на Вологду зимой 1538 г. (см.: ПСРЛ. Т. 26. С. 318).

[54] Якоже и Христос... бѣжа въ Египетъ... — Реминисценция евангельского рассказа о бегстве в Египет Иосифа и Марии с младенцем Иисусом. Ср.: Мф. 2, 13—15.

[55] ...уклонися в бѣлозерскиа предѣлы на Ухтому... — Согласно жалованной грамоте Ивана IV в Корнилиев монастырь от 17 июля 1538 г. на реке Ухтоме монастырь владел несколькими деревнями (по сведениям этой же грамоты, эти деревни тоже были разграблены, но не татарами, а бежавшими от татар — «бежью»).

[56] ...окрестъ ту многиамѣста и честныа обители пожгоша... — В 1538 г. были разорены Павлов Обнорский, Арсениев Комельский и Иннокентиев Комельский монастыри.

[57] Престави же ся... на память священномученика Патрикиа Прусийскаго. — Т. е. 19 мая.

[58] ...лѣта 7046-го месяца маиа въ 19 день... — Т. е. 19 мая 1538 г. В рукописной традиции Жития имеются разночтения в указании на год смерти святого. В пользу датировки смерти св. Корнилия 1538 г. говорит то, что из 9 рукописей конца XVI — начала XVII в., содержащих Житие, в 8 указан 1538 г. и только в одной (РГБ, Рогожское собр., № 176) смерть св. Корнилия датирована 7045 (1537) г. Перед рассказом о предсмертной болезни святого в Житии описано упомянутое нашествие казанцев на Вологодчину, датированное в Вологодско-Пермской летописи 1538 г. и известное по житиям св. Павла Обнорского (20-е чудо) и св. Арсения Комельского. Кроме того, в Житии говорится о преставлении святого «по Пасце в пятую неделю, въ время заутрении въскресныя». В Древней Руси от Пасхи до «недели всех святых» неделя (седмица) считалась начинающейся с Воскресения, первой неделей после Пасхи была «светлая седьмица». См.: Пентковский А. М. Календарные таблицы в русских рукописях XIV—XVI вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 1. С. 146. Согласно этой системе счета пятой «неделей» (воскресением) после Пасхи было 19 мая 1538 г.; в 1537 г. 19 мая было субботой 7-й недели (седмицы) по Пасхе.

[59] ...уголскых князей... — Имеется в виду одна из ветвей чрезвычайно разросшегося рода Белозерских князей.

[60] Неделя всех святых — первая неделя после праздника Троицы.

[61] Инок именем Корнилие прииде из Володимеря... — Во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря в ряду других вкладчиков из Корнилиева монастыря упоминается инок Корнилий Володимерец, судя по упоминанию имени игумена Ионы, вклад датируется 1560-ми гг.

[62] ...нефимон... — Великое повечерие.

[63] ...монастырьских моля Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца нашего Корнилия... Близь обители Пречистыя весь зовома Комела, на нейже бысть пожалован от самодержавнаго всея Русии князь Семен Иванович Гагарин... — В рукописи утрачен лист, текст восстанавливается по списку РГБ, собр. А. Н. Попова, № 94, л. 345—345 об.

[64] дѣтей боярских... — Низший слой служилых людей «по отечеству» (т. е. служивших из поколения в поколение).

[65] Свѣща мѣстная — местная свеча устанавливалась перед образом святого или праздника, которому посвящен храм.

[66] ...праздники владычни... — Господские праздники, установленные в воспоминание важнейших событий земной жизни Иисуса Христа.

[67] Потреба же есть... създа монастырь чюденъ. — Рассказ о св. Геннадии Костромском отсутствует в Ранней редакции Жития. Судя по всему, он был специально добавлен в 1589 г. в Основную редакцию, по-видимому, как ответ на изложение обстоятельств возникновения Геннадиева монастыря, рассказанных в Житии св. Геннадия. В Житии св. Геннадия, созданном учеником последнего игуменом Алексеем между 1584и1587г., говорится, что св. Корнилий ушел вместе с Геннадием на Сурское озеро из-за «ропота» братии (а не из желания безмолвствовать, как сказано в Житии св. Корнилия). Согласно Житию св. Геннадия с того времени он остался в основанной на Сурском озере пустыни. Поскольку этот рассказ также датируется XVI в., он включен в данное издание. Текст приводится по рукописи: РНБ, собр. Погодина, № 787, л. 150—152.

Житие св. Корнилия Комельского — памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456—1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей — общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI—XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60—70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию.

Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1—73 об.

ЖИТИЕ КИРИЛЛА НОВОЕЗЕРСКОГО


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!