Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 14 страница



Другое чудо. Инок по имени Корнилий, два года страдавший зубной болезнью, пришел из Владимира в обитель Пречистой Корнилиев монастырь. И, когда пришел он в обитель, начал его <недуг> еще сильнее мучить, так что он не мог много дней ни есть, ни пить, ни спать. Лицо же его и голова так отекли, что все смотрящие на него ужасались. И многих он спрашивал, не знают ли какое средство для лечения такой болезни, но никто не мог помочь ему. И пришло ему на ум, так как слышал от многих, что у гроба блаженного старца Корнилия многие больные молитвами его исцелились. И уверовал в это и, утаившись после нефимона, глубоким вечером пришел он к гробу блаженного старца Корнилия и там долгое время молился, говоря: «Преподобный отче Корнилий, имееши дерзновение к Богу, молитвами твоими избави меня от этой болезни». И так с болезненной душой и сокрушенным сердцем много молившись и приложившись к гробу святого старца, вернулся в свою келью, сильно томим болезнью, и кричал всю ночь, так что и брат, живущий с ним, не смог вытерпеть криков его и вышел из кельи. Немощный же брат, сильно томимый болезнью, сидел на лавке. И внезапно в тот час напал на него ужас, и явился в келье его яркий свет, и увидел он старца Корнилия с жезлом, который молвил ему: «Ляг на постель твою, помилует тебя Бог». Немощный же брат отказывался, ибо из-за болезни не мог он прилечь. Святой же старец во второй раз сказал ему то же: «Ляг и отдохни немного, помилует тебя Бог». Он же ответил с горечью блаженному старцу: «О, отче, взгляни на лицо и главу мою, каков отек. Как могу я прилечь на постель?» Святой же третий раз сказал ему: «Помилует тебя Бог, ляг». И перстом указал ему место. Немощный же брат с трудом повиновался преподобному старцу Корнилию и опустил голову свою на постель, и тотчас же объял его сон, и он уснул. По немногом же времени начали звонить к заутрене, и пришел к нему брат, живший с ним, начал его будить, ругая его и говоря: «Всю ночь не дал мне спать, и ныне к заутрене звонят, а ты спишь». Больной же услышал поношения брата и встал с ложа своего, и начал щупать руками свое лицо и зубы, и голову, и не ощутил никакой болезни. И пошел в церковь на службу, радуясь. И от того времени не донимала его зубная болезнь больше. И, услышав это от него, прославили все Бога и угодника его святого старца Корнилия.

Не следует умолчать и о таком чуде. Некий христианин, по имени Мокий, жил вблизи монастыря, и отнялась у него нога, и много дней не мог он встать с постели и из-за боли ночью не спал. И начал молиться, говоря: «Святой Корнилий, молитвами твоими избави меня от этого недуга и даруй мне здравие ногам, да пойду поклонюсь гробу твоему и принесу тебе дар по силе своей». И так долгое время молился с верой от всей души и той же ночью выздоровел. И, утром встав, пришел в обитель Пречистой, и поклонился гробу преподобного старца Корнилия, и принес дар, который обещал. И сие нам рассказал, и мы, услышав (об этом) от него, прославили Бога и угодника его преподобного старца Корнилия.

Не следует умолчать и о таком чуде. Некий христианин, по имени Мокий, жил вблизи монастыря, и отнялась у него нога, и много дней не мог он встать с постели и из-за боли ночью не спал. И начал молиться, говоря: «Святой Корнилий, молитвами твоими избави меня от этого недуга и даруй мне здравие ногам, да пойду поклонюсь гробу твоему и принесу тебе дар по силе своей». И так долгое время молился с верой от всей души и той же ночью выздоровел. И, утром встав, пришел в обитель Пречистой, и поклонился гробу преподобного старца Корнилия, и принес дар, который обещал. И сие нам рассказал, и мы, услышав <об этом> от него, прославили Бога и угодника его преподобного старца Корнилия.

На другого человека, крестьянина угольских князей по имени Семен, напал нечистый дух, и был он мучим им долгое время. И близкие его связали его веревками, и били его, а дух нечистый еще больше нападал на него. И потом привели его в дом Пречистой, и у гроба преподобного Корнилия пели молебен, и водою того освятили, и он сразу же выздоровел. Близкие же пошли с ним к себе домой, радуясь. И, когда отошли они еще недалеко, снова напал на него нечистый дух, и начал мучать его сильнее, чем раньше, и родные вновь возвратились с ним в монастырь, и велели ему молиться у гроба блаженного Господу Богу и Пречистой его Матери, и призывать святого на помощь, и держали его связанным несколько дней. И едва пришел он в чувство, стал молить, чтобы остаться ему в монастыре безысходно и принять иноческий образ. И с того времени выздоровел. И молил игумена и братию той обители, и возложили на него иноческий образ, и нарекли ему имя Серапион. И с того времени не досаждал ему более нечистый дух, и был он инок искусный, и подвизался во всех службах монасты[63]рьских, моля Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца нашего Корнилия.

На другого человека, крестьянина угольских князей по имени Семен, напал нечистый дух, и был он мучим им долгое время. И близкие его связали его веревками, и били его, а дух нечистый еще больше нападал на него. И потом привели его в дом Пречистой, и у гроба преподобного Корнилия пели молебен, и водою того освятили, и он сразу же выздоровел. Близкие же пошли с ним к себе домой, радуясь. И, когда отошли они еще недалеко, снова напал на него нечистый дух, и начал мучать его сильнее, чем раньше, и родные вновь возвратились с ним в монастырь, и велели ему молиться у гроба блаженного Господу Богу и Пречистой его Матери, и призывать святого на помощь, и держали его связанным несколько дней. И едва пришел он в чувство, стал молить, чтобы остаться ему в монастыре безысходно и принять иноческий образ. И с того времени выздоровел. И молил игумена и братию той обители, и возложили на него иноческий образ, и нарекли ему имя Серапион. И с того времени не досаждал ему более нечистый дух, и был он инок искусный, и подвизался во всех службах монастырских, моля Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца нашего Корнилия.

Некто из белозерских детей боярских[64] шел на царя и великого князя службу в Казань и по пути повредился умом, и привезли его в обитель Пречистой, и у гроба преподобного отца нашего Корнилия помолился он Господу Богу и Пречистой его Матери, и призвал на помощь святого. И в тот же час выздоровел, и ум к нему вернулся, и остался в монастыре на тот день и на ночь. И утром вновь совершил молебен и молился Богу, призывая отца нашего Корнилия на помощь. И, взяв благословение у игумена, отправился в путь свой, радуясь. Некие же братия из обители той это помнили, но отчества же и имени его не ведали из-за того, что прошло много лет.

Некто из белозерских детей боярских шел на царя и великого князя службу в Казань и по пути повредился умом, и привезли его в обитель Пречистой, и у гроба преподобного отца нашего Корнилия помолился он Господу Богу и Пречистой его Матери, и призвал на помощь святого. И в тот же час выздоровел, и ум к нему вернулся, и остался в монастыре на тот день и на ночь. И утром вновь совершил молебен и молился Богу, призывая отца нашего Корнилия на помощь. И, взяв благословение у игумена, отправился в путь свой, радуясь. Некие же братия из обители той это помнили, но отчества же и имени его не ведали из-за того, что прошло много лет.

Близь обители Пречистыя весь зовома Комела, на нейже бысть пожалован от самодержавнаго всея Русии князь Семен Иванович Гагарин и впаде в болѣзнь и повелѣ себе вести въ обитель Пречистыа Корнилиева монастыря. И помолися Господу Богу и Пречистой его Матери и блаженаго Корнилиа на помощь призывая, и приложися къ гробу его. И бысть здравъ, и оттолѣ начат велию вѣру дръжати и положи на гробъ блаженаго Корнилиа покровъ камчат и свѣщу мѣстную[65] у гроба постави. Игуменъ же повелѣ свѣщу ту въжигати у гроба святаго на въскресениа Христова, и на праздникы владычни,[66] и на памети великых святых. И сему тако твориму на многа время, и последи бысть въ обители оскудѣние воском, и оставиша свѣщу ту у гроба святаго невжигаему. И по преставлении преподобнаго отца нашего Корнилиа въ осмое на десять лѣто, сентября въ осмый день, на Рожество Пресвятыа Богородица, в день недельный, свѣща та у гроба святаго о себѣ възжеся. И мимо шедшу казначѣю именем Иеву на первом часу дни. И вадѣ у гроба блаженаго Корнилиа свѣща горяше, преже бѣ за много время невжигаема, и страхом обиатъ бысть, и шед, повѣда игумену и братии. Игумен же вѣры не ятъ, помысли: нѣкто възже, и повелѣ испытати всея братии, кто свѣщу възже. И никтоже обрѣтеся вжигаяй. Кѣларь же и казначѣй и нѣкыа от братъи текоста скоро къ гробу святаго, и видѣвше свѣщу горящу, и сътвориша достойно, и молитву съврьшивше, и помолишася съ слезами. И свѣща пред ними о себѣ угасе на втором часу дни. Они же, шедше, сие повѣдаша игумену, яже видѣша, игумен же повелѣ звонити. И снидошася къ гробу святаго вся братиа, и молебенъ пѣвше, и воду святивше, и на многъ часъ помолившеся, славу възсылаа Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, славимому въ Троици, творящему таковая чюдеса своими угодникы. И послѣди, того же лѣта мимошедшим осми месяцем, по Пасцѣ в девятый пятокъ, июня въ 5 день, въ время вечерни та же свѣща възжеся о себѣ второе у гроба Корнилиева. И снидошася вся братиа, испыташа всѣх, кто възже свѣщу, и никто же обрѣтеся. И помолишяся долговременнѣ и понахиду соборнѣ пѣвше над гробом преподобнаго отца Корнилиа. И от того времени на предреченныа праздникы начаша свѣщу ту възжигати.

Близ обители Пречистой — весь, называемая Комела, которой был пожалован от самодержца всея Руси князь Семен Иванович Гагарин. Заболел он и велел вести себя в Корнилиев монастырь, в обитель Пречистой. И помолился он Господу Богу и Пречистой его Матери и, призвав блаженного Корнилия на помощь, приложился к гробу его. И выздоровел, и с того времени сильно уверовал, и положил на гроб блаженного Корнилия камчатый покров, и свечу местную у гроба поставил. Игумен же повелел ту свечу зажигать у гроба святого по воскресениям Христовым и на господские праздники, и на памяти великих святых. И делали так в течение многого времени, а потом не стало в обители воска, и оставили ту свечу у гроба святого незажженной. И по преставлении преподобного отца нашего Корнилия в восемнадцатое лето, сентября в восьмой день, на Рождество Пресвятой Богородицы, в день воскресный, свеча та у гроба святого зажглась сама по себе. Шел же мимо казначей по имени Иов в первый час дня. И увидел у гроба блаженного Корнилия горящую свечу, которая до того многое время не зажигалась, и охватил его страх, и, пойдя, рассказал о том игумену и братии. Игумен же не поверил тому, подумал, что кто-то зажег, и повелел узнавать у всех братьев, кто зажег свечу. И никто не нашелся, кто зажег. Келарь же и казначей и некоторые братья пришли быстро ко гробу святого и, увидав горящую свечу, сотворили <все по чину>, и совершили молитву, и помолились со слезами. И свеча перед ними сама по себе погасла во второй час дня. Они же пошли и рассказали игумену о том, что видели, игумен же велел звонить. И сошлась ко гробу святого вся братия, и пели молебен, и святили воду, и долгое время молились, воссылая славу Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, славимому в Троице, творящему такие чудеса через своих угодников. И потом, прошло того же года восемь месяцев, по Пасхе в девятую пятницу, 5 июня во время вечерни та же свеча у гроба Корнильева зажглась сама по себе во второй раз. И сошлись все братья, и дознавались у всех, кто зажег свечу, и никого не нашли. И помолились долго, и пели соборно панихиду над гробом преподобного отца Корнилия. И с того времени на названные праздники начали свечу ту зажигать.

Сиа при животѣ преподобнаго отца нашего Корнилиа бывшаа чюдеса, послѣди же повѣдаша нам сами о себѣ, имже быша, тѣмже послѣди и написахомъ

Эти, при жизни преподобного отца нашего Корнилия случившиеся чудеса, потом поведали нам о себе сами те <люди>, с кем они произошли, потому и написали мы их после

Брат именем Иевъ, и нѣкто зубы угрызну пръст рукы его, и нача лютѣ болѣти. И много врачеваху, и не успѣша ничтоже. И послѣди прииде къ преподобному Корнилию, емуже стоящу на обычном своем правѣлѣ, и показа ему руку свою, зѣлнѣ болящу. Корнилеи же възрѣ на язву, и сътвори молитву о нем, и в той час облегча болѣзнь и бысть рука его здрава молитвами святаго.

Брату по имени Иов кто-то укусил палец на руке, и начал он сильно болеть. И много лечили его, и ничего не смогли сделать. И потом пришел он к преподобному Корнилию, тот же стоял на обычном своем правиле, и показал ему руку свою, сильно болевшую. Корнилий же взглянул на язву и помолился о нем, и тотчас отступила боль и выздоровела его рука молитвами святого.

Человекъ монастырьскый именем Василие посланъ бысть от святаго на орудие нѣкое, и тамо нѣкто уязви его ножем. И принесоша его в монастырь еле жива, близ смерти, и повѣдаша о нем Корнилию. Святый же повелѣ его священнику поновити. И послѣди прииде сам Корнилие посѣтити болящаго, и видѣ язвы на нем, и ткнуего въ язву пръстом своим и отиде, болный же рыкну, и съдрогнувся, и бысть здравъ. И пакы прииде священникъ посѣтити болящаго и обрѣте его здрава. И въпроси его — рече: «Корнилие мя исцѣли». И наутриа съ прочими на дѣло изыде, благодаря Бога и блаженаго Корнилиа.

Человек монастырский по имени Василий послан был святым на некое дело, и там кто-то ранил его ножом. И принесли его в монастырь еле живого, при смерти, и сказали о нем Корнилию. Святой же повелел священнику его поновить. И потом пришел сам Корнилий посетить больного, и увидел он раны на нем, и коснулся раны пальцем, и ушел; больной же вскрикнул, и содрогнулся, и выздоровел. И вновь пришел священник навестить больного, и обнаружил его здоровым. И на вопрос <больной> ответил: «Корнилий меня исцелил». И наутро с прочими вышел на работу, благодаря Бога и блаженного Корнилия.

Потреба же есть и се сказати. О съставлении монастыря от ученика блаженаго, Генадиа именемъ.

Нужно же и об этом рассказать: об устройстве монастыря учеником блаженного по имени Геннадий.

Сей убо юнъ сый възрастомѣ, прииде къ блаженому отцу в монастырь, иноческаго житиа сподобляется от него и многа лѣта пребывъ у него въ съвершеном послушании и всякими добродътельми украшенъ сый. Тѣм и святый зѣло любляше его, ради добраго благаго его произволениа и цвѣтущих в нем добродѣтелей, и моляше Бога о нем отець, еже съвершити ему добрѣ течение. И по многих лѣтех сей убо Генадей желаниемъ побѣжаемъ, еже наединѣ безмолствовати. Святый же преже ошествиа его к Господу впаде в болѣзнь и повелѣ прежереченному Генадию у себе служити. Он же обрѣт время, открываетъ свою мысль и молитъ преподобнаго, глаголя: «Отче святый, издавна душа моа желаетъ наединѣ безмолствовати. Благослови мя убо после твоего живота въ пустыни твоей пребывати». Отвѣща старець, рече ему: «Не можеши мѣста того строити, безъкнижьну ти сущу». Он же съ слезами начат глаголати: «Отче чесный, азъ не строити желаю, но грѣх своих плакати, благослови мя убо, отче». Видѣ же святый, яко с вѣрою просит, благослови его, рече: «Господь Богъ и Спасъ нашь Исус Христос с тобою и Пречистая Богородица помощница ти буди. Имѣсто то въздвигнется, и ты от многъ познанъ будеши». И по преставлению святаго и по благословению игумена, отиде Генадие в пустыню. И милостию Всемилостиваго Спаса и помощию Пречистыя и молитвами старца Корнилиа създа монастырь чюденъ.[67]

Был он юн возрастом, когда пришел к блаженному отцу в монастырь, и был пострижен им и многие лета находился в совершенном послушании у него, и был украшен всяческими добродетелями. Оттого и святой его очень любил, из-за доброго его произволения и превосходных его добродетелей, и молил о нем Бога отец, чтобы как следует совершил он свой путь. И через много лет одолело этого Геннадия стремление наедине безмолвствовать. Святой же перед отшествием своим к Господу впал в болезнь и повелел названному Геннадию служить у себя. Тот же улучил время и открыл свой замысел, и молил преподобного, говоря: «Святой отче, давно желает моя душа безмолвствовать наедине. Благослови же меня после твоей кончины остаться в твоей пустыни». Старец же ответил ему: «Не можешь места то обустраивать, ты ведь неграмотен». Он же со слезами начал говорить: «Честной отец, я не хочу строить, но оплакивать грехи свои, благослови меня, отец». Увидел же святой, что с верою просит, и благословил его, сказав: «Господь Бог и Спас наш Исус Христос с тобой, и Пречистая Богородица помощницей тебе да будет. И место то застроится, и многие узнают о тебе». И по смерти святого и по благословению игумена отошел Геннадий в пустынь и милостью Всемилостивого Спаса и помощью Пречистой, и молитвами старца Корнилия создал чудный монастырь.


[1] Лѣствица — аскетическое сочинение св. Иоанна Лествичника (VI—VII вв.), адресованное инокам Раифского монастыря близ Синая. «Лествица», или «лестница морального восхождения», разделена на 30 глав, или «степеней» (по числу лет жизни Иисуса Христа до крещения и начала проповеди), первые 23 главы посвящены грехам, остальные — добродетелям.

[2] Ибо и в Лѣствице писано: еже убо святых жития... безсловесно и немощно. — Лествица, 4, 42.

[3] ...великия княгиня Марии, послѣди же Марфы... — Мария Ярославна, дочь серпуховского князя Ярослава Владимировича, с 1433 г. жена великого князя Московского Василия II Васильевича. После смерти мужа (1462 г.) получила в удел «половину» Ростова. В 1478 г. постриглась с именем Марфа.

[4] Брату же его Лукияну... диячески чинъ державшу... — Сохранилась купчая грамота, датированная издателями 70—90-ми гг. XV в. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV—начала XVI в. М., 1952. Т. 1. № 487. С. 367), в которой в числе свидетелей упоминается «великие княгини дьяк Лукьян». А. А. Зимин отождествил его с Лукианом, дядей св. Корнилия (Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России второй половины XV—первой трети XVI в. // ИЗ. М., 1971. Т. 87. С. 250).

[5] ...Кириловъ монастырь... — Кирилло-Белозерский монастырь основан св. Кириллом Белозерским в 1397 г. на Сиверском озере в северо-западной части современной Вологодской области.

[6] Анфим — в Синодике Корнилиево-Комельского монастыря 2-й четв. XVII в. поминание рода св. Корнилия начинается так: «Феодосия. Варвары. Анфима». Отсюда можно сделать вывод, что отец св. Корнилия также постригся, приняв в монашестве имя Феодосия.

[7] ...к сим же... в Кирилове и нынѣ. — Сведения о книгописной деятельности св. Корнилия находятся в различных источниках. Описи библиотеки Корнилиева монастыря XVII в. фиксируют несколько книг его письма. Не исключено, что автографом св. Корнилия является рукопись РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 2/258 (см.: Понырко Н. В. Корнилий Комельский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 2. С. 486).

[8] ...по лѣствичному послѣдованию... — Т. е. совершает духовный подвиг в соответствии с учением, содержащимся в «Лествице» (см. выше). «Лествица» была весьма популярна в заволжских монастырях, в частности в Кирилло-Белозерском монастыре, так что св. Корнилий был хорошо осведомлен о «лествичном последовании».

[9] Геннадий — архиепископ Новгородский в 1484—1504 гг. Организованный Геннадием кружок активно занимался литературной и переводческой деятельностью. При Геннадии был составлен первый в России полный кодекс библейских книг (1499 г.).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!