Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 9 страница



Таже и множество народа начаша к нему приходити ползы ради и пресѣцаху ему безмолвие; остави мѣсто то, отиде ко Твери и тамо въдворися в пустыню близъ Саватиевы пустыни.[10] Но и тамо познанъ бысть и не оставляше его безмолъствовати. Онъ же, боголюбець сый, и ненавидя славы человѣческия, и ту остави пустыню. Таже покусився не въ единомъ мѣсте безмолъствовати на пустех мѣстех, но не благоизволи Богъ, да соберутся к нему братия.

Затем и многие люди начали приходить к нему ради душевной пользы и мешали ему безмолвствовать; и <старец> оставил это место и отошел к Твери, и поселился в пустыни близ Савватиевой пустыни. Но и там узнали о нем и не оставляли его безмолвствовать. Святой же, будучи боголюбцем и ненавидя славу людскую, оставил и ту пустыню. Затем пытался он безмолвствовать и в других пустынных местах, но не благоизволил Бог <состояться тому>, чтобы собралась к нему братия.

Послѣди же, при державѣ великого князя Ивана Василиевича,[11] всея Русии, и благословениемъ преосвященного Симона митрополита, от негоже иерей бысть,[12] в лѣто 7005 прииде блаженный Корнилие на Комельский лѣс, бѣ бо тогда непроходимъ. И ту обрѣтъ храмину разбойническу и вселися в ню, и начатъ отребляти мѣсто то, и помощию Пречистыя Владычица нашея Богородица поткну кущу.[13] И ту всяку страсть претерпѣ, от бесовъ же, и от человѣкъ, и от разбойниковъ. «Отиди, — глаголаху, — от места сего, да не злѣ умреши». Началник же убо разбойникомъ мѣста того погибе, и дружина его исчезоша, молитвами святаго Корнилия. Иногда же безмолъствующу ему, нападоша нань разбойници, мняще имѣние у него обрѣсти, и ничтоже обрѣтоша развѣ книгъ. И вземше книги, отидоша, и блудиша всю нощь по лесу, и велми утрудившася, възлегше, почиша. И заутра, въсътавше, обрѣтошася близъ кельи преподобнаго, и познавше грѣхъ свой, пришед, отдаша книги, прощения от него просиша. Святый же паки прости ихъ и отпусти ихъ, отоидоша с миромъ. Отець же нашь оттудь отраду приимъ, начатъ прилѣжнѣе быти на мѣстѣ томъ, тружаяся велми. И помышляше труды питати себе и сущихъ с нимъ: начатъ тяжарь быти, якоже Ной праведный по потопѣ,[14] лѣсъ сѣкий и нивы насѣвая, и приходящая приемля и мимоходящаа кормляше. И помалу помалу Пречистыя помощию церковъ постави во имя Пречистыя Владычица нашея Богородица, честнаго и славнаго ея Введения. Братьи прибываше, и молитвъ множашеся.

Позднее же, при княжении великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Симона митрополита, которым <святой> и был поставлен в священники, в 7005 <1497> году пришел блаженный Корнилий в Комельский лес, был же этот лес тогда непроходимым. И там он отыскал хижину разбойников и поселился в ней, и начал очищать то место, и помощью Пречистой Владычицы нашей Богородицы устроил шалаш. И там пришлось претерпеть ему всяческие нападки: от бесов, и от людей, и от разбойников. «Отойди, — говорили они ему, — от этого места, да не умрешь злой смертью». Предводитель же разбойников того места погиб, и шайка его исчезла, по молитвам святого Корнилия. Как-то, когда он безмолвствовал, напали на него разбойники, думая найти у него имущество, но ничего, кроме книг, не обнаружили. Взяв книги, они ушли и всю ночь блуждали, не находя дороги, по лесу, и, очень устав, прилегли отдохнуть. А утром, встав, обнаружили, что они находятся вблизи кельи преподобного, и, осознав свой грех, пришли и отдали книги, и просили у него прощения. Святой же опять простил их и отпустил, и они отошли с миром. Отец же наш, получив с тех пор облегчение <от напастей>, стал еще настойчивее обосновываться на том месте и, много трудясь, помышлять стал о том, чтобы кормить ему своими трудами себя и бывших с ним. И стал он таким же тружеником, как и праведный Ной после потопа: рубил лес и обрабатывал поля, и принимал приходящих, и кормил проходивших мимо. И мало-помалу с помощью Пречистой поставил церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, честного и славного ее Введения. Увеличивалось число братьев, множились молитвы.

Но кто доволенъ словесы обличити и сказати повестми, яже сотвори труды и подвиги на мѣсте томъ. Ово убо от злодѣй биенъ бысть, едва дыша прииде, ово же древо паде нань без вѣтра. Братия бо вси без вреда мимо идоша то древо, оному же яко пастырю, вслѣдъ братьи идущи, падеся на него древо дияволимъ дѣйствомъ, и болѣзнуя близъ смерти дванадесят седмиць, со одра недвижимъ пребысть. И едва устрабися от болѣзни тоя, прииде же некогда к дѣлателемъ, и сѣде на стромнинѣ, и абие внезаапу падеся долѣ, и възболи паче перваго, и от сего едва смерти гонзну. Иногда же приведенъ бысть зѣлне главу язвену имѣя от древа падшаго нань. Что навѣти от зависти и ненависти, от чюжих и от своихъ клеветы и досады, и до самого державнаго доидоша нань. Он же яко камень адамантъ пребыше, въ злых пребываше благодарьсътвуя. Скудость же и поношение и прещение како могу исписати.

Но кто сможет достойно описать и рассказать о всем, что он совершил трудами и подвижничеством на том месте. Раз, будучи избит злодеями, пришел, еле жив, в другой же раз в безветренную погоду упало на него дерево. Вся братия прошла мимо этого дерева невредимой, он же как пастырь шел вслед за всеми братьями, и устроил дьявол так, что упало на него дерево, и он сильно болел и был при смерти 12 недель, и лежал без движения. И едва оправившись от той болезни, пришел он как-то к трудившимся, и сел на обрыве, и вдруг внезапно упал вниз, и разболелся еще больше, чем в первый раз, и из-за этого чуть не умер. В другой раз привели его с тяжелыми ранами на голове от дерева, на него упавшего. Что же <говорить> о наветах, сделанных на него из зависти или ненависти, о клевете и досаждении, <наносимых ему> чужими и своими, дошли они и до самого самодержца. Он же оставался как алмаз, среди бед пребывая в благодарении Богу. Как смогу описать скудость, поругание и противодействие, творимые ему.

Братьи же множася, нужа есть мѣсто распространити. Корнилие же, Вышняго положивъ прибѣжище, начатъ елика сила дѣлу касатися. И Богу помагающю ему, молитвами Пречистыя Владычица нашия Богородица, распространи мѣсто и собра множество братии. Увѣдено же бысть боголюбивому великому князю Василию Ивановичю[15] всея Русии о старци Корнилие добродѣтелное и трудолюбное его житие, и чтяше его велми. Таже и ото всѣх познанъ бысть, и начаша отвсюду приходити к нему и моляху его прияти иноческий образъ. Он же приимаше с вѣрою приходящих, поминая слово Господне, глаголющее: «Приходящего ко мнѣ не иждену вонъ».[16] И постризаше их, съчетааше з братиею, и печашеся о нихъ, яко отець чадолюбивъ и истинный пастырь, радяше о овцахъ.

Братия же увеличивалась, и пришлось место <монастыря> расширить. Корнилий, полагаясь на Всевышнего, начал, насколько хватало сил, заниматься этим. И с Божией помощью и молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы расширил <то> место и собрал множество братьев. И стало известно боголюбивому великому князю Василию Ивановичу всея Руси о добродетельной и трудолюбивой жизни старца Корнилия, и стал <он> весьма почитать его. Также и все узнали о нем и начали отовсюду приходить к нему и просить его, <дабы дал им> принять иноческий образ. Он же принимал с верою приходящих, памятуя слово Господне, гласящее: «Приходящего ко мне не иждену вон». И постригал их, и принимал в число братии, и пекся о них как чадолюбивый отец и как истинный пастырь заботился об овцах.

Умножившу же ся стаду Христову словесных овець, сирѣчь братиямъ, церковца же мала бѣ преже. Святый же старець съвѣтъ з братиею сотвори, създати понужаше их болшюю церковь. Они же с радостию обѣщашяся тако быти. Блаженный же старець молитвы со слезами присно къ Господу Богу принося, глаголющему: «Без Мене ничтоже можете творите»,[17] да некако начало положатъ основания, къ свершению ослабѣютъ. «Господь волю боящихся творитъ и молитву их услышит»,[18] и овому даст художество къ взграждению стѣнамъ церковънымъ, другимъ же мудрость писати образы святыхъ иконъ, инем же рѣзати честныя кресты, другим же писати книги, здѣ благовремянно есть рещи, якоже древле Веселеилу и прочимъ, иже при Моисеи къ составлению сѣни.[19] И поспешениемъ Божиимъ и помощию Пречистыя Богородица и молитвами старца Корнилия и труды блаженных его ученик, паче же постомъ и слезами, создана бысть церковь превелика. И освяти олътарь въ имя Пресвятыя Владычица нашия Богородица и Приснодевы Мария честнаго ея Введения, в лѣто 7023-го, при дръжавѣ великого князя Василья Ивановича всея Русии, и благословениемъ преосвященного Варлама митрополита,[20] всея Русии, по пришествии старца Корнилиа на мѣсто в 19 лѣто. И украсиша ю благолѣпотнѣ, яко невѣсту предобру, образы святых иконъ и книгами. И служителя церковныя устави: священики, и диаконы, и четца, и певца, и еклисиярхъ,[21] и весь чинъ, якоже лѣпо быти в великихъ лаврах.[22] И по том създа и другую церковь, с трапезою, и освяти алтарь во имя преподобнаго и богоносного отца нашего Антония Великаго Египетского.[23] И по сем наченъ здание келейное, и устроивъ четвороуголенъ образъ монастырю, келью къ кельи совокупивъ, ихже посреди стоятъ церкви, якоже нѣкия очи зряще всюду. И потом постави болницу, и хлѣбопечницу, и поварню, созда же и богадѣлню внѣ монастыря, страннымъ на покой. Устави монастырьскому строению кѣларя и прочая служебники, хлѣбопечца и повары, и нарядники дѣлатаремъ.[24] Сам же болма подвизашеся день и нощь, и во вся службы призираше, и всѣхъ обхожаше видети тружающихся в монастыри и на нивахъ, и всѣхъ посещаше и утѣшение подаваше противу труду своему когождо ихъ. О прочих же самотворении его нѣсть мощно исповѣдати, сказания бо дѣло се, а не жития повѣсть.

И в то время как умножалось стадо словесных Христовых овец, то есть братии, церковка оставалась поначалу маленькой. Святой же старец посоветовался с братией, убеждая их воздвигнуть большую церковь. Они же с радостью обещали это сделать. И блаженный старец возносил постоянно молитвы к Господу Богу, говорящему: «Без меня ничтоже можете сделать», дабы, положив начало основанию, не ослабели бы для завершения. «Господь волю боящихся творит и молитву их услышит», и одному дал он способности к воздвижению стен церковных, другим же — умение писать образа святых икон, иным — вырезать честные кресты, другим — писать книги, — здесь уместно сказать, как в древности Веселеилу и прочим, бывшим при Моисее, для составления сени. И по милости Божией и с помощью Пречистой Богородицы, и молитвами старца Корнилия, и трудами блаженных его учеников, более же всего постом и слезами, создана была превеликая церковь. И освятил алтарь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного ее Введения, в 7023 <1515> году, при правлении великого князя Василия Ивановича всея Руси и по благословению преосвященного митрополита всея Руси Варлаама, в 19-е лето по пришествии старца Корнилия на <то> место. И превосходно украсили ее, как прекрасную невесту, образами святых икон и книгами. И поставил церковных служителей: священников, дьяконов, чтецов, певцов, екклесиархов и весь чин, как и подобает быть в великих лаврах. После этого создал и другую церковь, с трапезой, и освятил алтарь во имя преподобного и богоносного отца нашего Антония Великого Египетского. Вслед за тем начал строить келии и устроил монастырь в виде четырехугольника, приставив келью к келье, посреди которых поставлены церкви, будто глаза, взирающие на все. И потом построил больницу, и хлебопекарню, и поварню, создал же и богадельню за пределами монастыря для устройства странников. Поставил над монастырским хозяйством келаря и прочих служащих, хлебопека и поваров, и начальников над работниками. Сам же больше всех подвизался день и ночь, и о всех службах заботился, и все обходил, чтобы видеть трудящихся в монастыре и на полях, и всех посещал, и ободрял всех в меру трудов каждого. О прочих же его делах невозможно поведать, так как это дело сказания, а не жития.

О приходящих ко святому ползы ради

О приходящих к святому ради <душевной> пользы

Множество же людей от многихъ странъ к нему прихожаху, овии благословение хотя получити, овии же въпросити о нихже имяху недоразумных, инии же раздрѣшение ищуще различных нѣкоих душевныхъ и телесных. Корнилие же, дарованиемъ Божиимъ, приходящих к нему с вѣрою вся раздрѣшаше, и вся сказываше и всѣхъ благословяше и утѣшаше, и ни единаго скръбна отпущаше. И обаче сия добрѣ имяхуть ему, начатъ прочее полагати церковныя уставы и образы благочиния, и законъ и правила душеполезна, по заповѣди Христове, и по преданию святых апостолъ и преподобных и блаженных отець, и по Уложению Великаго Василия,[25] — когда пѣти Бога лѣпо есть бдением въ дневных и нощныхъ службах, и еже не оставляти кого бесѣдовати въ славословии или празднословити и не пѣти, но ниже часто входити и исходити коему егда любо хощетъ, ни дѣяти кому что множае повелѣнных, но коемужьдо въ свое время довлѣтися своею служебною властию, и всякия работы монастырьския творити по благословению настаящаго. Всяческую же добродѣтель тщашеся преже сам исправити, сице и братию учаше, еже призирати плоть, преходитъ бо, всякое же тщание и прилѣжание о души творити, о вещи бесмертней. И ни в чем же воля своея не творити и тѣснымъ и прискорбнымъ путемъ шествовати, ведущимъ в животъ вѣчный, широкого же и пространного пути всяческии удалятися, ведущаго в пагубу.[26]

Множество же людей из многих краев приходили к нему, одни желая получить благословение, другие же — спросить о том, что не понимают, третьи же — ища лечение от разных душевных и телесных <болезней>. Корнилий же, по дару Божию, всем приходящим к нему с верою помогал, и все рассказывал, и всех благословлял, и утешал, и ни одного скорбящего не отпускал, и, поскольку ему это удавалось, стал, продолжая начатое, устанавливать церковные уставы и образцы благочиния, и душеполезные законы и правила, по заповеди Христовой и по преданию святых апостолов и преподобных и блаженных отцов и по Уложению Василия Великого, — когда следует воспевать Бога во время бдения в дневных и ночных службах, и о том, как не позволять кому-либо беседовать во время богослужения, празднословить, и не участвовать в богослужении, а также не позволять часто входить и выходить кому-либо, когда он захочет, ни делать кому-либо больше, чем повелено, но каждому в свое время довольствоваться тем, что ему поручено, и всякие монастырские работы делать по благословению настоятельскому. И прежде всего всяким добродетелям сам старался следовать, также и братию учил презирать плоть, ибо наступило время для всяческого усердия и прилежания о душе, о вещи бессмертной. И <учил> ни в чем по воле своей не поступать, и тесным и прискорбным путем шествовать, ведущим в жизнь вечную, широкого же и пространного пути, ведущего к гибели, всячески избегать.

О крестѣ и мнисе Анании

О кресте и монахе Анании

Егда же прииде преподобный Корнилие на мѣсто се, тогда сътвори крестъ и постави его вдалѣ от монастыря единого поприща[27] на дорозе. Мимоходящии же и недужнии приходяще с вѣрою, покланяющеся ему, и молящееся насъ ради распятому Господу нашему Исусу Христу и Пречистой его Матери, и святаго старца молитвы призываху на помощь. И приемляху здравие душевное и телесное и облегчение путешественое, и полагаху милостину на препитание пустыни, и отхожаху. Нѣкоему же брату, именемъ Анании, повелѣнно бысть от святаго принимати милостыню ту и относити в монастырьскую казну. Он же даяная приемля, и ова приношаше в казну, иная же сокрываше себѣ, другая же отдаваше, ямо же онъ хотяше, без благословения святаго Корнилия, бѣ бо заповедано от него всѣй братьи ничтоже принимати или даяти без благословения настоящаго. Въ время же Божественыя литоргия, егда хотящимъ братиям приимати святую дору,[28] — преже приходяще и покланяющеся Пресвятей Богородици, на иконѣ написаннѣй, на руку имущи Господа нашего Исуса Христа, и целующе святую икону и приимаху дору от руку преподобнаго. Предреченный же братъ Анания, о немже нам слово предлежитъ, поправъ свою совѣсть, и страха Божия не убоявся, и заповѣди святаго ни во что же вмени, прииде съ прочею братиею целовати святую икону. И абие икона вверх возвысися от него. Ему же мало отступльшу, прочая братия невозбранно целоваху. Ему же зрящу сия, и начатъ покушатися второе на целование иконы, и паки икона от него возвышашеся. Он же позна свое согрѣшение, отшедъ, начатъ плакати горко, и пришед къ старцу Корнилию, покаяся и исповѣда ему вся сия. Святый же наказавъ его къ тому таковая не творити, и прости его, и повѣда инемъ преподобны ползы ради. Мы же о семъ извѣсто испытавше того самого брата Ананьи, сказа намъ такоже, яко же и святы намъ исповѣда. Мы же сия и писанию предахомъ.

Когда же преподобный Корнилий пришел на это место, то сделал крест и поставил его на расстоянии одного поприща от монастыря, на дороге. Проходившие же мимо и больные приходили с верой и кланялись ему, и молились распятому за нас Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери, призывая молитвы святого старца на помощь. И получали здоровье душевное и телесное и облегчение в пути, и клали милостыню на пропитание пустыни, и уходили. Некоему же брату, по имени Анания, повелено было святым брать эту милостыню и относить в монастырскую казну. Он же, беря даваемое, часть приносил в казну, часть же скрывал у себя, часть же отдавал, куда хотел, без благословения святого Корнилия, а было им повелено всей братии ничего не брать и не давать без благословения настоятельствующего. И вот во время Божественной литургии, когда братья собирались принять святую дору, — <они> перед тем приходили и кланялись написанной на иконе Пресвятой Богородице, держащей на руках Господа нашего Иисуса Христа, и целовали святую икону, и принимали дору из рук преподобного, — упомянутый брат Анания, о котором мы рассказываем, поправ свою совесть, и не испугавшись страха Божия, и ни во что вменив заповеди святого, пришел с другими братьями целовать святую икону. И внезапно икона поднялась вверх от него. Когда же он второй раз попытался поцеловать икону, опять икона вознеслась от него. И он понял свое согрешение, отошел, и начал горько плакать и, придя к старцу Корнилию, покаялся и исповедал ему все это. Святой же повелел ему впредь так не поступать, и простил его, и рассказал другим пользы ради. Мы же об этом подробно расспросили того самого брата Ананию, и он сказал нам также, как и святой нам поведал. Мы же это и предали писанию.

О хлѣбопечце

О хлебопечце

Иногда же нѣкоему брату от преподобнаго повелѣнно бысть болшину имѣти над хлѣбники. Единою же запять ему врагъ, не восхотѣ благословитися у старца Корьнилия и спече хлѣбы. Сие же увѣде старець, восхотѣ брата ползовати, да и прочии страхъ имут: повелѣ хлѣбы тии в сани вкласти и испроврещи на пути мимоходящимъ, и бѣ ихъ два воза. Сице рек: «Да ниже пси снедятъ нашия ограды неблагословеннаго сего хлѣба». Братъ позна грѣхъ свой, прииде ко святому, и покаяся съ слезами и прощения прося. Святый же поноси ему впредь не дерзати, и поучи его сице не творити, и просьти его.

В другой раз некоему брату было преподобным повелено стать старшим над хлебниками. Как-то же подбил его враг, и не захотел он благословиться у старца Корнилия, и испек хлеб. Старец же это узнал, и решил поучить брата, чтобы и прочии страх имели: повелел он эти хлеба в сани положить и выкинуть на путь для прохожих, а было <того хлеба> два воза. И так сказал: «Да не съедят даже псы в нашей ограде неблагословенного сего хлеба». Брат же, осознав свой грех, пришел к святому, со слезами покаялся и просил прощения. Святой же упрекнул его <и велел> ему не решаться на такое впредь, и поучал его не делать так, и простил его.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!