Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 8 страница



[30] Епитемья — епитимия (запрещение) — церковное наказание, назначаемое совершившему грех, состоит в покаянии, чтении молитв и совершении поклонов, ограничений в пище и т. п.

[31] Великая Елена — Елена Васильевна Глинская, вторая жена Василия III (с 1526 г.), ум. в 1538 г.

[32] Нѣкогда же гладу... обрѣтаху купити. — Очевидно, речь идет о голоде 1526 г. Близкое к имеющемуся в Житии описание голода на Вологодчине содержится в Вологодско-Пермской летописи (ср.: «Того же лета по Руским городом хлеб был дорог: на Москве четверть по шти алтын, а на Вологде и по иным городом по дватцати алтын и боле, а на Тотме купили четверть по рублю» — ПСРЛ. М., 1959. Т. 26. С. 313). Указанная цена действительно чрезвычайно высока и значительно превышает средние цены на хлеб для того времени. Четверть — древнерусская мера сыпучих тел, величина которой не была постоянной и насчитывала несколько пудов.

[33] ...к детемъ на дворец. — Имеется в виду специальное помещение для монастырских работников, которые в источниках XVI в. именуются «детьми», «детенышами». Ср.: Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977. Т. 4. Г—Д. С. 240.

[34] И написа пятнадесят главъ... о прочемъ строении монастыръстемъ. — Монастырский Устав св. Корнилия сохранился в довольно большом количестве рукописей, две из них почти современны созданию памятника: ИРЛИ, собр. В. Н. Перетца, № 29 (л. 427—449); РГБ, Рогожское собр., № 728 (л. 2—25 об.).

[35] ...избра от них дванадесять... — Вероятно, по образу 12 апостолов.

[36] Тое же зимы изволися великому князю Василию Ивановичю... шествовати на Бѣлоезеро в Кирилов и с великою княгинею Еленою... — Это паломничество имело место зимой 1528/29 г. В Вологодско-Пермской летописи сохранилось известие о том, что Василий III останавливался в Корнилиеве монастыре (см.: ПСРЛ. Т. 26. С. 314).

[37] ...пресвященного митрополита... — С 1522 по 1539 г. московским митрополитом был Даниил, известный также как плодовитый писатель.

[38] В то же время... родися... князь Иванъ. — Будущий царь Иван IV Грозный родился 25 августа 1530 г., следовательно, св. Корнилий пришел в Москву в конце августа—сентябре этого года.

[39] Сергиев монастырь — Троице-Сергиев монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским (ум. в 1392 г.) около 1335—1337 гг., с 1744 г. — лавра.

[40] ...празднику святых Богоявлений — 6 января 1531 г.

[41] Но не подобает свѣтилнику под спудом крытися... — Ср.: Мф. 5, 15; Лк. 8, 16.

[42] Тарханная грамота — документ, освобождавший его владельца от уплаты государственных налогов (частично или полностью). Обычно такие грамоты были «тарханно-несудимыми», т. е. помимо налоговых льгот они давали обладателю грамоты — светскому феодалу или духовной корпорации — право самостоятельно судить своих зависимых людей за их преступления, за исключением наиболее тяжких.

[43] «...далъ есмь сие... старцу Корнилию з братиею». — В Житии довольно точно цитируется текст тарханной грамоты (подлинник сохранился в РНБ, ОСАГ, оп. 1, № 102). Окончание текста с датой (18 сентября 1531 г.) в подлиннике утрачено, эта часть текста читается в копии XIX в. (РГБ, собр. Н. П. Румянцева, № 53, л. 3—5). Дата грамоты не противоречит сведениям, известным из Жития.

[44] Игумен Касьян — игуменом Кассиан назван в грамоте, выданной 30 ноября 1530 г., как бывший игумен он упомянут в грамоте 1532—1533 гг.

[45] «Внегда приступи къ Господу законник... весь законъ и пророци висят». — Мф. 22, 35—40.

[46] «...Не точна бо суть страданий нынѣшняго времени, хотящей славѣ быти подвизающемся». — Рим. 8, 18.

[47] «За всякъ празден глаголъ... в день судный». — Ср.: Мф. 12, 36.

[48] Горе бо... съблазнъ приходит. — Мф. 18, 7; Лк. 17, 1.

[49] ...друг друга честию болша себе творяще. — Фил. 2, 3; ср.: Рим. 12, 10.

[50] ...съ страхом и трепетом свое спасение съдѣвающе... — Ср.: Фил. 2, 12.

[51] ...приатбысть... от игумена... — Очевидно, речь идет о игумене Досифее, который возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь в 1533—1539 гг.

[52] ...Лаврентие да будет игумен. — Лаврентий стал игуменом не ранее 1534 г. и оставался на игуменстве до 1548 г. Его имя впервые упоминается в купчей грамоте 1526 г., возможно, он же назван в разъезжей грамоте 1532—1533 гг. как «Лаврентие уставщик».

[53] ...нашествие безбожных татаръ... — Имеется в виду нашествие казанских татар на Вологду зимой 1538 г. (см.: ПСРЛ. Т. 26. С. 318).

[54] Якоже и Христос... бѣжа въ Египетъ... — Реминисценция евангельского рассказа о бегстве в Египет Иосифа и Марии с младенцем Иисусом. Ср.: Мф. 2, 13—15.

[55] ...уклонися в бѣлозерскиа предѣлы на Ухтому... — Согласно жалованной грамоте Ивана IV в Корнилиев монастырь от 17 июля 1538 г. на реке Ухтоме монастырь владел несколькими деревнями (по сведениям этой же грамоты, эти деревни тоже были разграблены, но не татарами, а бежавшими от татар — «бежью»).

[56] ...окрестъ ту многиамѣста и честныа обители пожгоша... — В 1538 г. были разорены Павлов Обнорский, Арсениев Комельский и Иннокентиев Комельский монастыри.

[57] Престави же ся... на память священномученика Патрикиа Прусийскаго. — Т. е. 19 мая.

[58] ...лѣта 7046-го месяца маиа въ 19 день... — Т. е. 19 мая 1538 г. В рукописной традиции Жития имеются разночтения в указании на год смерти святого. В пользу датировки смерти св. Корнилия 1538 г. говорит то, что из 9 рукописей конца XVI — начала XVII в., содержащих Житие, в 8 указан 1538 г. и только в одной (РГБ, Рогожское собр., № 176) смерть св. Корнилия датирована 7045 (1537) г. Перед рассказом о предсмертной болезни святого в Житии описано упомянутое нашествие казанцев на Вологодчину, датированное в Вологодско-Пермской летописи 1538 г. и известное по житиям св. Павла Обнорского (20-е чудо) и св. Арсения Комельского. Кроме того, в Житии говорится о преставлении святого «по Пасце в пятую неделю, въ время заутрении въскресныя». В Древней Руси от Пасхи до «недели всех святых» неделя (седмица) считалась начинающейся с Воскресения, первой неделей после Пасхи была «светлая седьмица». См.: Пентковский А. М. Календарные таблицы в русских рукописях XIV—XVI вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 1. С. 146. Согласно этой системе счета пятой «неделей» (воскресением) после Пасхи было 19 мая 1538 г.; в 1537 г. 19 мая было субботой 7-й недели (седмицы) по Пасхе.

[59] ...уголскых князей... — Имеется в виду одна из ветвей чрезвычайно разросшегося рода Белозерских князей.

[60] Неделя всех святых — первая неделя после праздника Троицы.

[61] Инок именем Корнилие прииде из Володимеря... — Во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря в ряду других вкладчиков из Корнилиева монастыря упоминается инок Корнилий Володимерец, судя по упоминанию имени игумена Ионы, вклад датируется 1560-ми гг.

[62] ...нефимон... — Великое повечерие.

[63] ...монастырьских моля Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца нашего Корнилия... Близь обители Пречистыя весь зовома Комела, на нейже бысть пожалован от самодержавнаго всея Русии князь Семен Иванович Гагарин... — В рукописи утрачен лист, текст восстанавливается по списку РГБ, собр. А. Н. Попова, № 94, л. 345—345 об.

[64] дѣтей боярских... — Низший слой служилых людей «по отечеству» (т. е. служивших из поколения в поколение).

[65] Свѣща мѣстная — местная свеча устанавливалась перед образом святого или праздника, которому посвящен храм.

[66] ...праздники владычни... — Господские праздники, установленные в воспоминание важнейших событий земной жизни Иисуса Христа.

[67] Потреба же есть... създа монастырь чюденъ. — Рассказ о св. Геннадии Костромском отсутствует в Ранней редакции Жития. Судя по всему, он был специально добавлен в 1589 г. в Основную редакцию, по-видимому, как ответ на изложение обстоятельств возникновения Геннадиева монастыря, рассказанных в Житии св. Геннадия. В Житии св. Геннадия, созданном учеником последнего игуменом Алексеем между 1584и1587г., говорится, что св. Корнилий ушел вместе с Геннадием на Сурское озеро из-за «ропота» братии (а не из желания безмолвствовать, как сказано в Житии св. Корнилия). Согласно Житию св. Геннадия с того времени он остался в основанной на Сурском озере пустыни. Поскольку этот рассказ также датируется XVI в., он включен в данное издание. Текст приводится по рукописи: РНБ, собр. Погодина, № 787, л. 150—152.

Житие св. Корнилия Комельского — памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456—1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей — общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI—XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60—70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию.

Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1—73 об.

ПЕРЕВОД

МЕСЯЦА МАЯ В 19 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО КОРНИЛИЯ, ОСНОВАВШЕГО НА КОМЕЛЬСКОМ ЛЕСУ ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И В НЕМ ОБЩЕЕ ЖИТИЕ СОЗДАВШЕГО

Разумъ убо православнымъ християномъ духовных мужь жития ползы ради испытовати и словесы онех ползу приимати, по реченному: духовнымъ духовная прилагаютца, и онѣхъ поучение во умѣ имуще помалу помалу ревнующе ихъ въ плоти пребывания, на ревность душю по возможному възводяще. Мы убо, здѣ в монастыри сѣдяще, от многих слышимъ помышляющимъ и глаголющим: како в малое время сей святей обители цветущей и впредь поступающей; паче же видяще чинъ, и устроение, и благочиние велие. И просяще кождо их: дадите намъ житие написано святаго старца вашего, господина нашего Корнилия, слышимъ бо от многих окрестъ живущихъ знамениемъ нѣкимъ бывающим от гроба святаго старца Корнилия. Мы же, вѣдуще нравъ старца своего, яко въсѣми образы укланяющеся похвалы от человѣкъ, взираше бо на болшее мздовъздаяние, и сего ради аще и мы желаемъ писанию предати, яже видехомъ и слышахом ото устъ святаго старца, но обаче ленивѣйше бываем, аще неугодна будетъ отцу нашему и вмѣсто от него помощи съпротивное обрящемъ. Ибо и в Лѣствице[1] писано: еже убо святых жития похваляти добро, а еже ревновати спасению ходатайствено, а еже единицею подобитися безсловесно и немощно.[2] Но обаче подобаетъ намъ в памяти имѣти наказание и предание старца Корънилия, не яко оному хотящю от насъ славиму быти, но мы своея ради ползы понудихомся написати. Аще и грубе зѣло, но обаче помыслъ зритъ на исправление душамъ, вѣрующим житию и поучению святаго. Мы бо аще и недостоини есьмы ученици его нарещися, но убо рукоположению от святаго сподобихомся, не въ извѣстныхъ словесѣхъ память держимъ жития святаго старца, но между собою, въ обители его пребывающе, глаголемъ о немъ и пишемъ, поощряюще свою совѣсть, и просвѣщаемъ душа наша памятию отца нашего.

Подобает православным христианам <себе> на пользу исследовать жития святых мужей, и из тех словес извлекать пользу, по сказанному: духовное к духовному прилагается и помня, чему те <жития> учат, стараться понемногу подражать земной их жизни, возводя душу, насколько возможно, к ревности <по их подвигам>. Здесь в монастыре пребывая, мы слышим, что многие помышляют и говорят: «как за <столь> малое время эта святая обитель столь процвела и устроилась»; особенно же <говорят об этом>, видя порядок, благоустроение и великое благочиние. И каждый из них просит: дайте нам написанное житие святого старца нашего, господина нашего Корнилия, так как слышим от многих, живущих вокруг, о знамениях, бывающих от гроба святого старца Корнилия. Мы же знаем нрав старца своего, который всячески избегал людской похвалы, ибо надеялся на боóльшее вознаграждение, и потому, хотя мы и желаем написать все, что видели и слышали от святого старца, однако медлим, вдруг это будет неугодно отцу нашему и вместо помощи от него получим обратное. Ибо и в Лествице написано: хорошо хвалить жития святых, желание же им подражать есть путь ко спасению, но невозможно полностью уподобиться <святым>. Но подобает нам помнить поучение и завет старца Корнилия, и не потому, что он желает от нас похвалы, а для своей пользы постарались мы написать <писание это>. И хотя оно весьма неискусно, но все же стремились мы, <да послужит оно> совершенствованию душ, верующих житию и поучению святого. Пусть мы и недостойны называться учениками его, однако удостоились от святого рукоположения, не по рассказам храним память о жизни святого старца, но живя в обители его, беседуем о нем между собой и пишем, обострив свою совесть, и просвещаем души наши памятью об отце нашем.

О рожении святаго

О рождении святого

От славънаго града Ростова, от благочестиваго корени израсте доброплодная розга, от славныхъ родителей, иже многимъ богатствомъ цветущеи паче всѣхъ въ градѣ Ростовѣ. Сей святый чюдный отрокъ родися от отца Феодора и матере Варвары. Той же Феодоръ не незнаемъ сый и самодеръжавному всея Русии, еже и преселитися ему от Ростова повеленно бысть во имя великия княгиня Марии, послѣди же Марфы,[3] еяже имя имянито паче всѣх прежде ея бывших благочестиемъ и милостиею. Сего ради убо обрѣтши того Феодора, благочестива мужа и житие незазорно имуще. Брату же его Лукияну преже его за много время диячески чинъ державшу[4] сея блаженныя и приснопамятныя великия княгини Марии, во инокинях Марфы. Всякъ духовный съвѣтъ Лукиянъ вѣдый и всегда на добро совѣтуяй, сего Феодора, брата его, с детми пресели на Москву, егоже сынъ четвертый, отець нашь, еще сый въ юности, в написании бысть единъ от всѣхъ двора сея благовѣрныя великиа княгини Марьи.

Из славного города Ростова, от благочестивого корня выросла доброплодная ветвь, от именитых родителей, которые славились богатством более всех в городе Ростове. Родился этот святой чудный отрок от отца Федора и матери Варвары. Федор же тот был известен и самодержцу всея Руси, так что и повелено ему было переселиться из Ростова для служения великой княгине Марии, позже <нареченной> Марфы, имя которой славно благочестием и милостью более, чем всех живших прежде нее. Поэтому она и нашла этого Федора, человека благочестивого и ведущего праведную жизнь. Брат же его Лукьян уже за много лет до него был дьяком сей блаженной и приснопамятной великой княгини Марии, во инокинях Марфы. Лукиан, будучи сведущ в делах духовных и всегда имея добрые намерения, переселил в Москву брата своего Феодора с детьми, четвертый сын которого, отец наш <Корнилий>, один из всех еще в юности причтен был ко двору благоверной великой княгини Марии.

О пострижении святаго

О пострижении святого

Лукиянъ убо, стрый ему, оставль миръ и иде в Кириловъ монастырь,[5] и бысть мних. С нимъже и сей отець нашь Корнилие бысть мних вкупе въ единомъ монастыри, еще сый тогда двою десяти лѣтъ. И горящимъ желаниемъ божесътвеныя любве присно расъпалаемъ, своему наставнику, Генадию именемъ, без лѣности повинуяся и всяку службу работъную прошед. И по седмих лѣтехъ из монастыря изыде и, шед во свое отечество в Ростовъ, и увѣща своего по плоти брата именемъ Акинфия, и приведе и́ в монастырь, и инока сотвори, и нарекоша имя ему Анфим.[6] Сам же болшимъ трудомъ касашеся, великими работами монастырьскими дручаше тѣло. Кто бо не вѣсть Кириловския хлѣбни?! Не токмо свой черед провожаше, но и за братию с любовию страдаше. И желѣзы тяжкими связываше тѣло. И нѣкто бо от ту сущих братъ поругася сему и обольсти его коварствомъ: виною благоговѣйною вземше у него ихже ношаше желѣза и повелѣ в них прековати топоры. Он же, по службамъ тружаяся, такову тягость на себѣ имѣя, к сим же и книги писаше в церковь, свидетели же симъ книги его в Кириловѣ и нынѣ.[7]

Дядя его Лукиан оставил мирскую жизнь и отправился в Кириллов монастырь, и стал иноком. И вместе с ним в том же монастыре стал иноком и отец наш Корнилий, было ему тогда еще только двадцать лет. И постоянно разгораясь жаждой божественной любви, <святой> без лености повиновался своему наставнику, по имени Геннадий, и прошел через исполнение всех работ <на послушании>. По прошествии семи лет он вышел из монастыря и, придя к себе на родину в Ростов, убедил <постричься> своего родного брата по имени Акинфий, и привел его в монастырь, и сделал его иноком, и нарекли его Анфимом. Сам же <святой> принялся за бóльшие труды и смирял свою плоть тяжелыми монастырскими работами. Кто же не знает Кирилловской пекарни?! Там Корнилий работал не только в свой черед, но и за братию с любовию трудился. Еще и тело свое отягчал он веригами. Один из бывших там братий надсмеялся над этим и коварно обманул его: под благочестивым предлогом взял железные оковы, которые носил святой, и приказал перековать из них топоры. А он, трудясь на <монастырских> службах, нося на себе такую тяжесть, кроме того писал еще и книги для церкви, свидетельствуют об этом книги его, <хранящиеся> в Кириллове и поныне.

Таже по томъ изыде блаженный ис Кирилова монастыря и, по лѣствичному послѣдованию,[8] вдасть себѣ страничеству, искый ползы отвсюду. И обшед монастыря и пустыня и когождо добрыя нравы и житие смотривъ, и от всѣхъ приплоди сѣмя вѣры, дѣлъ добрыхъ и въ своей души вложивъ. Потомъ прииде в Великий Новъград ко архиепископу Генадию[9] и пребысть у него время немало. Архиепископъ же позна святость старчю, яко премудростию духовною и разумом и словомъ украшенъ, възлюби его велми, послѣди же и священьству сподобити его хотя, аще тому и не хотящу, непщеваниемъ яко да держитъ его у себе. Старець же от архиепископа священический санъ прияти сподобитися и священнодѣйствовати и жити же у него не восъхотѣ, но умоли его, да безмолъствуетъ в пустыни. И отпущенъ бысть от него, и пребывая в пустыни близъ Великого Новаграда. Много же потребныхъ архиепископъ посылаше к нему в пустыню, самого же старца призываше к себѣ часто бесѣды ради духовныя. Послѣди же и самъ прииде архиепископъ в пустыню къ старцу посѣщения ради, старцу же тяжко сие быти помышьляя.

Затем, после <всего> этот блаженный ушел из Кириллова монастыря и, как и следует по Лествице, принялся странствовать, ища повсюду <духовной> пользы. И обойдя монастыри и пустыни, и наблюдая в каждой <обители> добрые нравы и <обычаи>, от всего <этого> приумножил для своей души семена веры и добрых дел. Затем он пришел в Великий Новгород к архиепископу Геннадию и долго оставался у него. Архиепископ же, видя святость старца, что исполнен он духовной премудрости и разума, и красноречия, весьма полюбил его, и, надеясь удержать его у себя, хотел впоследствии рукоположить <Корнилия> в священнический сан, хотя тот и не желал <этого>. Старец же не захотел принять священнический сан от архиепископа, <не захотел> священнодействовать и жить у него, но упросил его разрешения ему безмолвствовать в уединении. И, будучи отпущен <архиепископом>, <святой> поселился в пустыни недалеко от Великого Новгорода. Архиепископ посылал к нему в пустынь многое из необходимого, часто же и самого старца призывал к себе для духовной беседы. Спустя некоторое время и сам архиепископ пришел в пустынь посетить старца, полагая, что самому старцу тяжело <приходить к нему>.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!