Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 3 страница



Как-то подошел праздник — память Антония Великого; старец же Корнилий имел обыкновение на праздники Введения Пречистой и преподобного Антония раздавать милостыню нищим — каждому по деньге, а кроме того, по просвире и хлебом их оделял. Бог же захотел испытать веру раба своего, и случилось в монастыре большое оскудение. А подошел праздник Антония Великого; множество же нищих, как обычно, собрались в навечерие праздника, у блаженного же не было ничего, чем подать им милостыню. И он благодарил и молился об этом Господу Богу и Пречистой его Матери и преподобному Антонию Великому, да не презрели бы его молитв, но послали свою милость на братию его, на нищих. Когда же наступило утро, на рассвете пришел от самодержавного государя всея Руси великого князя Василия Ивановича посланник и дал святому послание от государя с повелением молить Господа Бога и Пречистую его Матерь и великих чудотворцев о его здравии и о его великой княгине Елене, и дал милостыню: двадцать рублей и еще рубль. Блаженный же, взяв это, возблагодарил Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного Антония Великого, ибо не презрели молитвы его. И помолился за государя, и наделил милостыней нищих с любовью, как посланной от Бога ради них. Мы же видели скорую Божью милость и неизменную веру святого, и прославили Бога, и об этом написали.

О гладу

О голоде

Нѣкогда же гладу превелику належащу на Вологдѣ и въ предѣлех вологоцких. Толма дорого цениша рожь, — по рублю четверть и свыше, — но и тою великою ценою едва обрѣтаху купити.[32] И в то въ гладное время мнози прихожаху от многихъ странъ в домъ Пречистыя, страннии и нищии, и окрестъ ту живущии, удручимыи от глада того превеликаго. Отець же нашь Корнилие всѣмъ подаваше без осъкудѣния пищу и милостину по вся дни. И мнози приношаху младенца своя и пометаху под стенами монастыря, святый же всѣхъ приемля и отсылаше к детемъ на дворец,[33] и тамо учрежаше их покоемъ всякимъ. И в то нужное время Пречистые обитель не оскудеваше, наипаче множася потребных в монастыри, молитвами Пречистыя Богородица и преподобнаго Антония и отца нашего Корнилия.

Как-то был сильный голод на Вологде и в вологодских пределах. Настолько дорого стоила рожь, — по рублю четверть и более, — но и за такую великую цену едва можно было ее купить. И в то голодное время многие приходили с разных сторон в дом Пречистой, странники и нищие, и окрестные жители, мучимые этим страшным голодом. Отец же наш Корнилий не прекращал подавать всем пищу и милостыню каждый день. И многие приносили своих младенцев и бросали их под монастырскими стенами, святой же всех принимал, и посылал на двор к монастырским слугам, и там всячески обустраивал их. И в то тягостное время обитель Пречистой не беднела, но все более множилось необходимое в монастыре, молитвами Пречистой Богородицы и преподобного Антония и отца нашего Корнилия.

О видѣнии святаго

О видении святого

Память творящу блаженному Корнилию, преподобнаго Антония Великого, нищих множество събравшихся. И по обычаю ему делящу ихъ милостынею своею рукою по просвирѣ и по дензе, к сим же хлѣбъ и колачи. Нѣции же от нищих не единою, но и вторицею взимаше, инъ же и до пяти кратъ взятъ. Святому же Корнилию не зрящу на лица, но токмо руку простершему даяше. Приставници же, видѣвше взявших множае, повѣдаша блаженному. Он же глаголаше: «Не дѣйте ихъ, того бо ради пришли». Дню же к вечеру преклоншуся, и по соборъномъ пѣнии, в вечеръ глубокъ, стоящу святому на обычномъ своемъ правилѣ, и сѣде на лавице, мало ногам опочинути, и сведенъ бысть в сонъ тонокъ. И зритъ пришедша к нему старца святолѣпна, сединами украшена, во объразе Антония Великаго, и емше его за руку и рече: «Корнилие, гряди по мнѣ». И изведе и́ на нѣкое полѣ равно и показа ему на единой странѣ поля просвиры, а на друзей колачи. Рече ему: «Се твои просвиры и колачи, ихже далъ еси нищимъ, простри одеяние свое», ему же простершу. И нача класти в припол просвиры и колачи, дондеже начаша пресыпатися от преисполнения. Он же возбнувъ, и в себѣ бывъ, и дивляхуся чудному видѣнию. И повѣдаше намъ сам сия старець Корнилие со слезами, и заповѣда нам не токмо при своемъ животѣ творити милостина несъкудно нищимъ, но и по своемъ преставлении. Мы же написахомъ сия памяти ради, аще будеть угодно Богу житие старца Корнилия, да и сия незабвена буди.

Когда блаженный Корнилий как-то праздновал память преподобного Антония Великого, собралось множество нищих. И как обычно, он из своих рук оделял их милостыней: <каждому> по просфире и по деньге, сверх же того <милостыню> хлебом и калачами. Некоторые же из нищих не один, но и второй раз брали, один же и пять раз взял. Святой же Корнилий не смотрел на лица, но только давал в протянутые руки. Приставленные же для надзора монастырские служители, видя бравших больше, сказали блаженному. Он же ответил: «Не трогайте их, для того пришли». И когда день склонился к вечеру, после соборного пения, поздним вечером, когда стоял святой на обычном своем правиле, присел на лавку, чтобы немного отдохнули ноги, и был сведен в тонкий сон. И видит пришедшего к нему почтенного старца, украшенного сединами, по образу похожего на Антония Великого, который взял его за руку и сказал: «Корнилий, иди за мной». И вывел его на некое ровное место, и показал ему по одну сторону просфиры, а по другую — калачи, и сказал ему: «Это твои просфиры и калачи, которые ты дал нищим, простри же одеяние свое». Он же простер. И стал класть в подол просфиры и калачи, пока не стали они высыпаться от избытка. Вздрогнул он и очнулся, и удивился чудному видению. И поведал нам это сам старец Корнилий со слезами, и заповедал нам не только при жизни своей подавать неоскудно милостыню нищим, но и по его преставлении. Мы же написали это на память, если богоугодно будет житие старца Корнилия, чтобы и это не забылось.

О уставѣ монастырьстемъ и о молитвѣ братстѣй

О монастырском уставе и братской молитве

По сих же блаженый Корнилие устави всѣмъ братиямъ, сущимъ в ручных дѣлехъ и во всѣхъ служьбахъ, не празднословити, но пѣснословити или молитву Исусову глаголати непрестанно, и благодарити Бога и любовъ имѣти межу собою. Такоже и приходящая приимаше и наказоваше жити по преданию и по правиломъ святых отець. И всѣхъ поучаше страху Божию и трудолюбию, яко праздну никомуже не быти и своея воля не творити никакоже, но вся с повѣлѣниемъ настоящаго. И сей уставъ положи нерушимъ не точию внутръ обители седящеи и дѣлающеи что, но и внѣ где служащимъ, или жито из житници приносящимъ, или муку с мелници, или иная кая служащимъ, — вся сия не празднословиемъ, но с пѣниемъ и с молитвою, да благодарится Богъ, питаяй и окоръмляа насъ, и дѣло благословится, и душа освятится.

И затем блаженный Корнилий установил, чтобы все братия, находящиеся на работах и на всех службах, не празднословили, но песнословили или молитву Исусову беспрерывно повторяли и благодарили Бога и жили в любви. Так же принимал и приходящих и наказывал жить по преданию и правилам святых отцов. И всех учил страху Божию и трудолюбию, чтобы никто не оставался праздным и своею волей ничего не делал, но все с разрешения настоятеля. И этот устав положил нерушимо не только для тех, кто пребывает в обители и трудится там, но и тем, кто вне монастыря служит: приносит ли зерно из житницы, или муку с мельницы, или иначе как-либо служит, — все это не празднословя, но с пением и с молитвою <делать>, да возблагодарится Бог, питающий и направляющий нас, и благословится дело, и освятится душа.

Елико же множашеся стадо его, толико и подвигомъ болшим приимашеся, воздержанию присному прилежа, и бдѣнию вящшему и посту протяженному, и вкратце рещи, вся жизнь его постъ бяше. Желание присно имѣя упразднитися, наединѣ безмолствовати, еже есть мати безгрѣшию. И написа пятнадесят главъ о церковнемъ благочинии, и о соборнѣй молитве, и о благоговѣиньствѣ, и благочинии трапезномъ, и о пищи и о питие, и о одежах и о обущах, и не просити кому что от мирских, и не имѣти особнаго стяжания, и не взимати нигдѣже что без благословения игумена, и не приходити безвременно в трапезу и во служебныя келия. И вкупе братиям сходящимся на дѣло, творити с молчаниемъ и молитвою, и из монастыря нигдѣже без благословения не исходити, и не приимати братиямъ милостины по рукамъ себѣ ни от когоже, и не быти питию пияньственому ни от когоже, и о прочемъ строении монастырьстемъ.[34] И сия написания предасть братии, заповѣдая имъ, яко да ничтоже разорится от законаположения общаго жития по написанию его, много бо велми печашеся о семъ, и устроивъ монастырь всякими потребами душевными и телесными ко спасению иноческаго жителства. К сим же и пруды ископа велии. По сих же призываетъ весь ликъ ученикъ своих своеа ограды, и избра от них дванадесять,[35] и тѣмъ вручаетъ монастырское строение и с ними всей братие, и прося от них отпущения наединѣ безмолъствовати. Братия же с плачемъ моляху блаженнаго, еже не оставити ихъ сирыхъ, но пребывати с ними. Онъ же, утѣшая их, глаголаше: «Братия, аще и тѣломъ кромѣ васъ буду, а душею всегда с вамиесмь».

Сколь же увеличивалось стадо его, столь и за большие подвиги он принимался, в воздержании постоянном усердствуя и во все большем бдении и в длительном посте и, вкратце сказать, вся жизнь его была постом. Всегда же имел желание, отойдя от дел, наедине безмолвствовать, ибо <безмолвие> — мать безгрешности. И написал он пятнадцать глав о церковном благочинии, и о соборной молитве, и о благоговейности, и благочинии в трапезе, и о еде и о питии, и об одежде и обуви, и о том, чтобы не просити никому что-либо у мирских людей, и не иметь отдельного имущества, и не брать нигде ничего без благословения игумена, и не приходить не вовремя в трапезную и в служебные кельи. И когда братья соберутся вместе на дело, совершать его с молчанием и молитвой, и никуда не выходить из монастыря без благословения, и ни от кого не брать милостыни братьям себе, и чтобы никто не предавался пьянственному питию, и о прочем монастырском устройстве. И все написанное отдал братии, заповедав им, да не разорится ничто от общежительного законоположения по его написанию, много о том заботился, устроив монастырь всем необходимым для души и для тела, нужным для сохранения иноческого жительства. К тому же и большие пруды выкопал. После этого созывает всех учеников своих своего монастыря и, избрав двенадцать из них, вручает им, и с ними всей братии, монастырское строение, прося у них, чтобы отпустили его безмолвствовать наедине. Братия же с плачем умоляли блаженного, чтобы не оставил их осиротевшими, но остался с ними. Он же, утешая их, сказал: «Братья, если и телом вдали от вас буду, душою же — с вами».

О отшествии блаженнаго в пустыню

Об уходе блаженного в пустынь

Блаженный Корнилие взятъ мало от братии, отиде вдале от монастыря яко 70 поприщь, на мѣсто пусто зовомо Сурьское езеро, на лѣсъ близъ Костромы рѣки. И ту начатъ со всяцемъ тщаниемъ и усеръдиемъ Господеви работати в безмолвии. Братия же съвѣтъ сотвориша, послаша нѣких от братия ко отцу своему Корнилию в пустыню, молити его, дабы не оставилъ их, чадъ своих сирых, яже собра. Святый же отречеся им, они же отоидоша, ничто же получивше. Святому же старцу безмолствующу в пустыни.

Блаженный Корнилий, взяв с собой некоторых из братии, отошел от монастыря примерно на 70 поприщ, к безлюдному месту, называемому Сурское озеро, в лес поблизости реки Костромы. И там начал со всяческим старанием и усердием служить в безмолвии Господу. Братия же, посовещавшись, послала нескольких из них к отцу своему Корнилию в пустынь, молить его, дабы не оставил их, осиротевших своих детей, им собранных. Святой же им отказал, и они ушли, ничего не получив. Святой же старец безмолвствовал в пустыни.

О шествии великого князя в Кирилов молитися

О том, как великий князь ходил в Кириллов молиться

Тое же зимы изволися великому князю Василию Ивановичю всея Русии шествовати на Бѣлоезеро в Кирилов и с великою княгинею Еленою,[36] молити Господа Бога и Пречистую Богородицу и великаго чудотворца Кирила, въ еже датися има чадородию в наслѣдие роду самодержавства ихъ всеа Русии. И мимо грядый, прииде во обитель Пречистыя, Корнилиева монасътыря, старцу же Корнилию не сущу во обители. Великодержавный же государь и с великою княгинею долговременнѣ помолися Пресвятей Богородици, и великому Антонию молебна съвершивши. Послѣди же вопрашаше братию: «Коее ради вины отиде Корнилие в пустыню, благочистивым ли помысломъ или нѣкоего ради неусътроения, рците ми». Братия же глаголаше: «Любве ради Христовы отоиде». И молиша самодержавнаго государя со слезами понудити отца нашего, дабы не оставилъ насъ сирых, не терпяху бо таковаго пастыря и учителя своего лишаеми быти. Самодръжавный же послуша моления и слезъ их и абие посла своего посланника в пустыню к старцу Корнилию, повелѣ ему быти в монастырь свой и ждати себе, дондеже возвратится ис Кирилова, сам же дасть братии милостину доволну, и учредивъ брашны, и поиде в Кириловъ. И тамо ему молебная съвершившю, и паки възвратися князь великий з Белаезера ис Кирилова. Отець же нашь Корнилие по повелѣнию великого князя прииде ис пустыни в монастырь свой, и взят с собою трех братовъ, и срѣте великодръжавнаго государя на Вологдѣ, и поклонися ему до земля. Князь же великий велми радовашеся о пришествии старца Корнилия и много почте его, и бесѣдова с ним о полѣзных доволно. И моли его о семъ, да молит Господа Бога и Пречистую его Матерь, въ еже дароватися ему чадородию в наслѣдие роду, и отпусти его в монастырь, послѣди же и самъ касашеся путному шествию во царьствующий град Москву. И прииде второе в Корнилиевъ монастырь и помолися Пресвятей Богородици на многъ час, потом же глагола отцу нашему Корнилию, еже не оставити братии, но с ними пребыти в монастыри своем, яже многимъ трудомъ собралъ еси, глаголя. Блаженный же старець Корнилие, предлагая старость и немощь, и не могущу ему строити монастыря, глаголя и моляше великаго князя, и моляше, да отпуститъ его в пустыню плакатися грѣх своих. Благочестивый же князь велики, вѣдый извѣстно старца Корнилия добродѣтелное и трудолюбное его житие, положи на воли его, бѣ бо милостивъ и зѣло почиташе его. И дасть ему милостину доволну и отпусти его в пустыню и тамо повелѣ ему и сущимъ давати с нимъ на препитание хлѣбъ оброчной. В монастырь же братии вдасть 50 рубьлевъ, повелѣ церковъ Антония Великаго с трапезою дъсками обити. И приимъ благословение от старца Корнилия, и прочее касашеся пути; послѣди же и Корнилие отиде в пустыню и тамо пребываше, безмолствуя и моля Господа Бога и Пречистую его Матерь и великихъ чудотворцовъ за государя самодръжавнаго великаго князя Василия Ивановича всея Русии и за великую княгиню Елену, во еже датися има чадородию в наслѣдие роду самодержавства их всея Русии, и за вся православныя князи и христолюбивое воинство и за вся християне. И пребывающе в пустыни, и собрашася к нему братии числомъ шесть, и постави кельица мало. И потомъ помысли създати церковьцу малу, и о семъ моляшеся Господу Богу, да устроитъ вещь, якоже годѣ имени Его святому.

Той же зимой решил великий князь Василий Иванович всея Руси отправиться на Белоозеро в Кириллов вместе с великой княгиней Еленой, молить Господа Бога и Пречистую Богородицу и великого чудотворца Кирилла, да даруется им чадородие, чтобы был наследник роду его, самодержца всея Руси. Проезжая мимо, заехал он и в обитель Пречистой, в Корнилиев монастырь, в то время как старца Корнилия в обители не было. Великодержавный же государь с великой княгиней долго молились Пресвятой Богородице и совершили молебен великому Антонию. Потом же спросил братьев: «Почему ушел Корнилий в пустынь, по благочестивому ли помыслу или из-за каких-то беспорядков, скажите мне». Братья же ответили: «Ради любви ко Христу». И молили самодержавного государя со слезами, дабы уговорил отца нашего не оставить нас осиротевшими, ибо не в состоянии они были оставаться без такого пастыря и учителя. Самодержец же внял их молениям и слезам и тотчас отправил своего посланца в пустынь к старцу Корнилию, и повелел ему вернуться в свой монастырь и дождаться его возвращения из Кириллова, сам же дал братии много милостыни и, угостив трапезой, отправился в Кириллов. И там совершив молебствие, князь великий вновь вернулся с Белоозера из Кириллова. Отец же наш Корнилий по повелению великого князя пришел из пустыни в свой монастырь и, взяв с собой трех братьев, встретил великодержавного государя в Вологде, и поклонился ему до земли. Князь же великий очень обрадовался приходу старца Корнилия и почтил его, и долго беседовал с ним о полезных <для души вещах>. И просил его о том, чтобы молил <Корнилий> Господа Бога и Пречистую его Матерь, чтобы даровалось бы ему чадородие и наследие роду, и отпустил его в монастырь, потом же сам отправился в путь к царствующему граду Москве. И во второй раз пришел в Корнилиев монастырь и долго молился Пресвятой Богородице, потом же велел отцу нашему Корнилию не оставлять братию, но остаться с ними в монастыре своем, «который ты многими трудами собрал», говоря <ему>. А блаженный старец Корнилий, указывая на свою старость и немощь и на то, что нет <уже> у него сил заниматься устроением монастыря, молил великого князя, да отпустит его в пустынь оплакивать свои грехи. Благочестивый же великий князь, хорошо зная добродетельное и трудолюбивое его житие, разрешил ему поступать, как захочет, так как был милостив и очень чтил его. И дал ему достаточно милостыни и отпустил его в пустынь, и повелел ему и пребывающим с ним там давать на пропитание оброчный хлеб. В монастырь же братии дал 50 рублей и повелел обить церковь Антония Великого досками. И, приняв благословение от старца Корнилия, отправился дальше в путь; тот же после этого отошел в пустынь и пребывал там, безмолвствуя, моля Господа Бога и Пречистую его Матерь и великих чудотворцев за государя самодержавного великого князя Василия Ивановича всея Руси и за великую княгиню Елену, да даруется им чадородие в наследие самодержавному роду их всея Руси, и за всех православных князей и христолюбивое воинство и за всех христиан. Во время же пребывания его в пустыни собралась к нему братия, числом шесть человек, и поставили несколько кельиц. И потом решил <святой> воздвигнуть маленькую церковку, и о сем молился Господу Богу, да устроит все, как будет угодно имени Его святому.

О пошествии святого ис пустыни въ царствующий градъ Мосъкву

О том, как святой ходил из пустыни в царствующий град Москву

Поимъ с собою единаго брата, и поиде в пресловущий град Москву, молити самодръжавнаго всеа Русии и пресвященного митрополита[37] да повелятъ ему создати церковь в пустыни. В то же время боголюбивому великому князю Василию Ивановичю, всея Русии самодръжцу, родися сынъ и нареченъ бысть въ святомъ крещении князь Иванъ.[38] И о семъ велми радовашеся радостию великою зѣло, и благодарение всылая Богови и Пречистой его Матери и великимъ чудотворцемъ, за яко услыша Господь молитву его и не презрѣ моления его, и от радости тоя великия прииде в Сергиевъ монастырь[39] помолитися Живоначалной Троицы и великому чудотворцу Сергию. Блаженному же Корнилию приспѣвшу ис постыни в то время ту и поклонися самодръжавному государю до земля. Князь же велики радъ бысть о пришествии старца Корнилия и почти его велми и приимъ благословение от него, и посылаше его преже себе въ царствующий град Москву, да шед, благословитъ и великую княгиню, и Богомъ дарованнаго има сына, и сему бывшю. Великому же князю помолившуся Живоначалной Троицы и великому чюдотворцу Сергию и възвратившюся в пресловущий град Москву, и призываше блаженного Корнилия всегда на обѣдъ к себѣ, и на домъ потребная ему посылаше доволно по вся дни. Он же сия нищимъ и маломощным подавая тай, многовремянно же учрежаем и любимъ самодръжавным. Святому же старцу Корнилию молящу боголюбиваго великаго князя, да повелит ему создати церковь в пустыни. Князь же велики помяну моление и слезы братьи, еже моляху его в монасътыри понудити отца их Корнилия пребывати с ними в монастыри, и сего ради не повелѣ ему в пустыни церкви созидати, но понужаше й с прилежанием, дабы былъ в прежних своих трудѣх во своемъ монастыри со ученики своими. Отцу же нашему тяжко сие вменися, желание бо имяше еже наединѣ безмолствовати, изъбежати житѣйских молвъ и славы человѣческыя.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!