Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 2 страница



Умножившу же ся стаду Христову словесных овець, сирѣчь братиямъ, церковца же мала бѣ преже. Святый же старець съвѣтъ з братиею сотвори, създати понужаше их болшюю церковь. Они же с радостию обѣщашяся тако быти. Блаженный же старець молитвы со слезами присно къ Господу Богу принося, глаголющему: «Без Мене ничтоже можете творите»,[17] да некако начало положатъ основания, къ свершению ослабѣютъ. «Господь волю боящихся творитъ и молитву их услышит»,[18] и овому даст художество къ взграждению стѣнамъ церковънымъ, другимъ же мудрость писати образы святыхъ иконъ, инем же рѣзати честныя кресты, другим же писати книги, здѣ благовремянно есть рещи, якоже древле Веселеилу и прочимъ, иже при Моисеи къ составлению сѣни.[19] И поспешениемъ Божиимъ и помощию Пречистыя Богородица и молитвами старца Корнилия и труды блаженных его ученик, паче же постомъ и слезами, создана бысть церковь превелика. И освяти олътарь въ имя Пресвятыя Владычица нашия Богородица и Приснодевы Мария честнаго ея Введения, в лѣто 7023-го, при дръжавѣ великого князя Василья Ивановича всея Русии, и благословениемъ преосвященного Варлама митрополита,[20] всея Русии, по пришествии старца Корнилиа на мѣсто в 19 лѣто. И украсиша ю благолѣпотнѣ, яко невѣсту предобру, образы святых иконъ и книгами. И служителя церковныя устави: священики, и диаконы, и четца, и певца, и еклисиярхъ,[21] и весь чинъ, якоже лѣпо быти в великихъ лаврах.[22] И по том създа и другую церковь, с трапезою, и освяти алтарь во имя преподобнаго и богоносного отца нашего Антония Великаго Египетского.[23] И по сем наченъ здание келейное, и устроивъ четвороуголенъ образъ монастырю, келью къ кельи совокупивъ, ихже посреди стоятъ церкви, якоже нѣкия очи зряще всюду. И потом постави болницу, и хлѣбопечницу, и поварню, созда же и богадѣлню внѣ монастыря, страннымъ на покой. Устави монастырьскому строению кѣларя и прочая служебники, хлѣбопечца и повары, и нарядники дѣлатаремъ.[24] Сам же болма подвизашеся день и нощь, и во вся службы призираше, и всѣхъ обхожаше видети тружающихся в монастыри и на нивахъ, и всѣхъ посещаше и утѣшение подаваше противу труду своему когождо ихъ. О прочих же самотворении его нѣсть мощно исповѣдати, сказания бо дѣло се, а не жития повѣсть.

И в то время как умножалось стадо словесных Христовых овец, то есть братии, церковка оставалась поначалу маленькой. Святой же старец посоветовался с братией, убеждая их воздвигнуть большую церковь. Они же с радостью обещали это сделать. И блаженный старец возносил постоянно молитвы к Господу Богу, говорящему: «Без меня ничтоже можете сделать», дабы, положив начало основанию, не ослабели бы для завершения. «Господь волю боящихся творит и молитву их услышит», и одному дал он способности к воздвижению стен церковных, другим же — умение писать образа святых икон, иным — вырезать честные кресты, другим — писать книги, — здесь уместно сказать, как в древности Веселеилу и прочим, бывшим при Моисее, для составления сени. И по милости Божией и с помощью Пречистой Богородицы, и молитвами старца Корнилия, и трудами блаженных его учеников, более же всего постом и слезами, создана была превеликая церковь. И освятил алтарь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного ее Введения, в 7023 <1515> году, при правлении великого князя Василия Ивановича всея Руси и по благословению преосвященного митрополита всея Руси Варлаама, в 19-е лето по пришествии старца Корнилия на <то> место. И превосходно украсили ее, как прекрасную невесту, образами святых икон и книгами. И поставил церковных служителей: священников, дьяконов, чтецов, певцов, екклесиархов и весь чин, как и подобает быть в великих лаврах. После этого создал и другую церковь, с трапезой, и освятил алтарь во имя преподобного и богоносного отца нашего Антония Великого Египетского. Вслед за тем начал строить келии и устроил монастырь в виде четырехугольника, приставив келью к келье, посреди которых поставлены церкви, будто глаза, взирающие на все. И потом построил больницу, и хлебопекарню, и поварню, создал же и богадельню за пределами монастыря для устройства странников. Поставил над монастырским хозяйством келаря и прочих служащих, хлебопека и поваров, и начальников над работниками. Сам же больше всех подвизался день и ночь, и о всех службах заботился, и все обходил, чтобы видеть трудящихся в монастыре и на полях, и всех посещал, и ободрял всех в меру трудов каждого. О прочих же его делах невозможно поведать, так как это дело сказания, а не жития.

О приходящих ко святому ползы ради

О приходящих к святому ради <душевной> пользы

Множество же людей от многихъ странъ к нему прихожаху, овии благословение хотя получити, овии же въпросити о нихже имяху недоразумных, инии же раздрѣшение ищуще различных нѣкоих душевныхъ и телесных. Корнилие же, дарованиемъ Божиимъ, приходящих к нему с вѣрою вся раздрѣшаше, и вся сказываше и всѣхъ благословяше и утѣшаше, и ни единаго скръбна отпущаше. И обаче сия добрѣ имяхуть ему, начатъ прочее полагати церковныя уставы и образы благочиния, и законъ и правила душеполезна, по заповѣди Христове, и по преданию святых апостолъ и преподобных и блаженных отець, и по Уложению Великаго Василия,[25] — когда пѣти Бога лѣпо есть бдением въ дневных и нощныхъ службах, и еже не оставляти кого бесѣдовати въ славословии или празднословити и не пѣти, но ниже часто входити и исходити коему егда любо хощетъ, ни дѣяти кому что множае повелѣнных, но коемужьдо въ свое время довлѣтися своею служебною властию, и всякия работы монастырьския творити по благословению настаящаго. Всяческую же добродѣтель тщашеся преже сам исправити, сице и братию учаше, еже призирати плоть, преходитъ бо, всякое же тщание и прилѣжание о души творити, о вещи бесмертней. И ни в чем же воля своея не творити и тѣснымъ и прискорбнымъ путемъ шествовати, ведущимъ в животъ вѣчный, широкого же и пространного пути всяческии удалятися, ведущаго в пагубу.[26]

Множество же людей из многих краев приходили к нему, одни желая получить благословение, другие же — спросить о том, что не понимают, третьи же — ища лечение от разных душевных и телесных <болезней>. Корнилий же, по дару Божию, всем приходящим к нему с верою помогал, и все рассказывал, и всех благословлял, и утешал, и ни одного скорбящего не отпускал, и, поскольку ему это удавалось, стал, продолжая начатое, устанавливать церковные уставы и образцы благочиния, и душеполезные законы и правила, по заповеди Христовой и по преданию святых апостолов и преподобных и блаженных отцов и по Уложению Василия Великого, — когда следует воспевать Бога во время бдения в дневных и ночных службах, и о том, как не позволять кому-либо беседовать во время богослужения, празднословить, и не участвовать в богослужении, а также не позволять часто входить и выходить кому-либо, когда он захочет, ни делать кому-либо больше, чем повелено, но каждому в свое время довольствоваться тем, что ему поручено, и всякие монастырские работы делать по благословению настоятельскому. И прежде всего всяким добродетелям сам старался следовать, также и братию учил презирать плоть, ибо наступило время для всяческого усердия и прилежания о душе, о вещи бессмертной. И <учил> ни в чем по воле своей не поступать, и тесным и прискорбным путем шествовать, ведущим в жизнь вечную, широкого же и пространного пути, ведущего к гибели, всячески избегать.

О крестѣ и мнисе Анании

О кресте и монахе Анании

Егда же прииде преподобный Корнилие на мѣсто се, тогда сътвори крестъ и постави его вдалѣ от монастыря единого поприща[27] на дорозе. Мимоходящии же и недужнии приходяще с вѣрою, покланяющеся ему, и молящееся насъ ради распятому Господу нашему Исусу Христу и Пречистой его Матери, и святаго старца молитвы призываху на помощь. И приемляху здравие душевное и телесное и облегчение путешественое, и полагаху милостину на препитание пустыни, и отхожаху. Нѣкоему же брату, именемъ Анании, повелѣнно бысть от святаго принимати милостыню ту и относити в монастырьскую казну. Он же даяная приемля, и ова приношаше в казну, иная же сокрываше себѣ, другая же отдаваше, ямо же онъ хотяше, без благословения святаго Корнилия, бѣ бо заповедано от него всѣй братьи ничтоже принимати или даяти без благословения настоящаго. Въ время же Божественыя литоргия, егда хотящимъ братиям приимати святую дору,[28] — преже приходяще и покланяющеся Пресвятей Богородици, на иконѣ написаннѣй, на руку имущи Господа нашего Исуса Христа, и целующе святую икону и приимаху дору от руку преподобнаго. Предреченный же братъ Анания, о немже нам слово предлежитъ, поправъ свою совѣсть, и страха Божия не убоявся, и заповѣди святаго ни во что же вмени, прииде съ прочею братиею целовати святую икону. И абие икона вверх возвысися от него. Ему же мало отступльшу, прочая братия невозбранно целоваху. Ему же зрящу сия, и начатъ покушатися второе на целование иконы, и паки икона от него возвышашеся. Он же позна свое согрѣшение, отшедъ, начатъ плакати горко, и пришед къ старцу Корнилию, покаяся и исповѣда ему вся сия. Святый же наказавъ его къ тому таковая не творити, и прости его, и повѣда инемъ преподобны ползы ради. Мы же о семъ извѣсто испытавше того самого брата Ананьи, сказа намъ такоже, яко же и святы намъ исповѣда. Мы же сия и писанию предахомъ.

Когда же преподобный Корнилий пришел на это место, то сделал крест и поставил его на расстоянии одного поприща от монастыря, на дороге. Проходившие же мимо и больные приходили с верой и кланялись ему, и молились распятому за нас Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери, призывая молитвы святого старца на помощь. И получали здоровье душевное и телесное и облегчение в пути, и клали милостыню на пропитание пустыни, и уходили. Некоему же брату, по имени Анания, повелено было святым брать эту милостыню и относить в монастырскую казну. Он же, беря даваемое, часть приносил в казну, часть же скрывал у себя, часть же отдавал, куда хотел, без благословения святого Корнилия, а было им повелено всей братии ничего не брать и не давать без благословения настоятельствующего. И вот во время Божественной литургии, когда братья собирались принять святую дору, — <они> перед тем приходили и кланялись написанной на иконе Пресвятой Богородице, держащей на руках Господа нашего Иисуса Христа, и целовали святую икону, и принимали дору из рук преподобного, — упомянутый брат Анания, о котором мы рассказываем, поправ свою совесть, и не испугавшись страха Божия, и ни во что вменив заповеди святого, пришел с другими братьями целовать святую икону. И внезапно икона поднялась вверх от него. Когда же он второй раз попытался поцеловать икону, опять икона вознеслась от него. И он понял свое согрешение, отошел, и начал горько плакать и, придя к старцу Корнилию, покаялся и исповедал ему все это. Святой же повелел ему впредь так не поступать, и простил его, и рассказал другим пользы ради. Мы же об этом подробно расспросили того самого брата Ананию, и он сказал нам также, как и святой нам поведал. Мы же это и предали писанию.

О хлѣбопечце

О хлебопечце

Иногда же нѣкоему брату от преподобнаго повелѣнно бысть болшину имѣти над хлѣбники. Единою же запять ему врагъ, не восхотѣ благословитися у старца Корьнилия и спече хлѣбы. Сие же увѣде старець, восхотѣ брата ползовати, да и прочии страхъ имут: повелѣ хлѣбы тии в сани вкласти и испроврещи на пути мимоходящимъ, и бѣ ихъ два воза. Сице рек: «Да ниже пси снедятъ нашия ограды неблагословеннаго сего хлѣба». Братъ позна грѣхъ свой, прииде ко святому, и покаяся съ слезами и прощения прося. Святый же поноси ему впредь не дерзати, и поучи его сице не творити, и просьти его.

В другой раз некоему брату было преподобным повелено стать старшим над хлебниками. Как-то же подбил его враг, и не захотел он благословиться у старца Корнилия, и испек хлеб. Старец же это узнал, и решил поучить брата, чтобы и прочии страх имели: повелел он эти хлеба в сани положить и выкинуть на путь для прохожих, а было <того хлеба> два воза. И так сказал: «Да не съедят даже псы в нашей ограде неблагословенного сего хлеба». Брат же, осознав свой грех, пришел к святому, со слезами покаялся и просил прощения. Святой же упрекнул его <и велел> ему не решаться на такое впредь, и поучал его не делать так, и простил его.

О нарядницѣхъ

О работниках

Инѣма же двема братома порученно бысть от святаго за дѣлатари наряд. И симъ вложи дияволъ ненависть на святаго, и зѣло ненавидяху его, и восхотѣша убити его, святому же отцу нашему не вѣдущу сего. Они же изысковаху времяни и мѣста, еже сотворити злое свое желание. И бѣ мостъ близъ монастыря чрезъ рѣку Нурму, святый же обычай имяше всегда посещати на нивах дѣлающих и начасте шествоваше мостъмъ за рѣку Нурму. Ти же съвѣщавшеся на злое свое дѣло, и сташа под мостом, ждуще святаго, да сотворятъ злое свое дѣло. И зря преподобнаго со множеством людии грядуща на мост. Они же от страха крыющеся, да не ощютитъ их святый; блаженный же преходя их единъ. Онѣмъ же зрящимъ, яко людие мнози с нимъ, и въслѣдъ его идущи на порученное има дѣло, и видяху старца Корнилия единаго пришедшаго, и почюдишяся. И сие не единою, но и до трищи творяху, и то же видяще, Богу хранящу своего угодника молитвами Пресвятыя Богородица. Послѣди же нападе на них ужас и страх велий и убоявшеся Божия суда, и свое согрѣшение познавши, и видяще незлобие святаго, и припадоша к нему со слезами, и покаяшася, и исповѣдаша бывшая вся по ряду. Блаженный же поучи ихъ от Святых Писаний и прости имъ грѣхъ, и прочее утѣши их, и отпусти их с любовию, которогождо их на свою службу. Послѣди же тѣ два брата послушание имяху со всяцемъ тщаниемъ к наставнику своему, и молитвами его избавлени быша ненависти злыя. Сия же мы от самого отца нашего слышахомъ и писанию предахомъ.

А другим двум братьям святым было поручено присматривать за работниками. И вложил им <в души> дьявол ненависть к святому, и возненавидели его, и решили его убить, святой же отец наш этого не знал. Они же изыскивали время и место, чтобы совершить задуманное. А близ монастыря был мост через реку Нурму, святой же обычно всегда посещал трудившихся на полях и часто ходил через тот мост за реку Нурму. Те же, сговорившись совершить злое свое дело, стали под мостом, ожидая святого, чтобы совершить злодеяние. И увидели преподобного, идущего на мост со множеством людей. Они же от страха спрятались, чтобы не увидел их святой; блаженный же прошел мимо них один. Они же видели, что много людей идут с ним, и пошли вслед за ним на порученное им дело, и увидели, что старец Корнилий пришел один, и удивились. И так было не раз, но три раза так поступали, и то же видели, ибо Бог хранил своего угодника молитвами Пресвятой Богородицы. Потом же напал на них ужас и сильный страх, и испугались Божьего суда, и осознали свое согрешение, и видя незлобивость святого, бросились к нему со слезами, и покаялись, и исповедали по порядку все случившееся <с ними>. Блаженный же поучил их от Святых Писаний и простил им грех, и потом утешил их, и отпустил их с любовью каждого на свою службу. Позднее же те два брата несли послушание со всяким тщанием по отношению к своему наставнику, и его молитвами были избавлены от злой ненависти. И это мы от самого нашего отца слышали и написали.

О позднохожении святаго

О позднем хождении святого

Обычай же имяше преподобный в вечеръ глубокъ молкомъ кельи обходити, слушая кто что творяше.[29] И аще киих ощущаше от братеи на молитвѣ стоящихъ или книги почитающихъ, или во псалмѣхъ поучающихся, или плачущихся о грѣсех своихъ, или поклоны творящих, о сих благодаряше Бога, млъком отхожаше. Аще ли кыя обрѣтая бесѣдующихъ и глаголющих не на ползу души и празднословящих, о сих негодоваше и ударяя перъсты во оконце, симъ назнаменуя свой приходъ.

Имел же преподобный обыкновение глубоким вечером обходить молча кельи, слушая, кто что делает. И если слышал, как кто-либо из братии на молитве стоит, или читает книги, или учит псалмы, или плачет о своих грехах, или творит поклоны, то, благодаря за тех Бога, тихо уходил. Если же обнаруживал, что кто-то ведет беседу или разговаривает не на пользу души и празднословит, на тех негодовал и стучал в окошко, этим указывая на свой приход.

О поучении святаго

О поучении святого

Многажды же, егда поучаше на соборѣ, въспоминаше им и о семъ, к тому тако не творити, а не на имя коегождо обличаше. Но кождо вѣдый себе такова суща, мняше его ради поучение се бысть и обличение. Глаголя имъ: «Чада, елика есть крѣпость ваша, подвизайтеся о своемъ спасении, прежде да же не приидет время, в неже хощем неутѣшно плакати, аще нынѣ обленимся». Они же, припадающе к ногам святаго, прощения прося. Он же наказавъ их доволно, прости их; аще видевъ кыихъ ожестѣвающихся, епитемьею[30] тѣхъ възъдражаше. И тако Божиею помощию и Пречистыя Богородици, и молитвами преподобнаго Корнилия братия исправляхуся, плод приношаху благопотребенъ, боящеся, да не к тому поношаеми будутъ от святаго.

Много же раз, когда поучал на соборе, напоминал им об этом, чтобы впредь так не делали, но никого по имени не называл. Каждый же знал, что он так поступает, и считал, что ради него <говорится> поучение и обличение. Говорил же им: «Дети, насколько хватит вам крепости, заботьтесь о своем спасении прежде, чем придет время, когда будем безутешно плакать, если теперь обленимся». Они же, припадая к ногам святого, просили прощения. Он же, достаточно наказав их, прощал, если же видел кого-либо ожесточившимся, тех воздерживал епитимьей. И так Божьею помощью и Пречистой Богородицы, и молитвами преподобного Корнилия братья исправлялись, и приносили достойные плоды <покаяния>, боясь, чтобы святой не стал бы их вновь ругать.

О даянии милостины на празники

О раздаче милостыни на праздники

Иногда же празднику пришедшю — Антония Великаго память; обычай же имяше старець Корнилие на пъраздникы Введения Пречистыя и преподобнаго Антония нищимъ милостину даяти по рукамъ, коемуждо по дензе, к сим же и по просвирѣ, и хлѣбомъ одѣляше. Богъ же хотяше искусити вѣру раба своего, оскудѣнию бывшу велию в монастырѣ. И приспѣвшу празднику Антония Великаго; нищим же по обычаю собравшимся множеству в навечерии праздника, блаженному же не имущу милостыня что дати имъ. И о семъ благодаря и моляшеся Господу Богу и Пречистой его Матери и преподобному Антонию Великому, не презрѣти моления его, но послати милость свою на братию свою, на нищих. Утру же бывшу, освитающю дни, прииде от самодержавнаго государя великого князя Василия Ивановича всея Русии посланникъ и подасть святому писание от государя, повелѣвая молити Господа Бога и Пречистую его Матерь и великих чюдотворьцевъ о его здравии и о его великой княгинѣ Еленѣ,[31] и милостину вдасть — двадесятъ рублевъ с рублемъ. Блаженный же сия приимъ, и благодаряше Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобнаго Антония Великаго, не презряще моления его. И молебная сотвори за государя и милостинею нищихъ обдели с любовию, яко от Бога посланная их ради. Мы же сие видѣхомъ скорое Божие посѣщение и неуклонную святаго вѣру, и прославихомъ Бога, и сие писанию предахомъ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!