ЖИТИЕ МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО 11 страница



«Вечеру же бывшу, тяжекъ сонъ объятъ мя шествия ради путнаго и непристаннаго воздыхания моего, на земли поверже себѣ и крепцѣ спя. Тоя же нощи видѣвъ возглавия моего мужа честна и страшна видѣниемъ, сѣдинами украшена стояху, одежду имѣя иноческаго чину багровидну. И глаголя ми: „Жено, не скорбѣй, азъ есми Макарие. Поне восстани и идеве восвояси”. И емь мя за руку, и тако косънувся десницею своею сердцу моему, и от тоя годины утишитися болѣзни сердца моего. И паки второе рече ми: „Жено, востани, послѣдъствуй ми". Азъ же воскочихъ от ложа своего, ужасохъся и убояхъся зѣло, паче же мня ся яко во видѣнии видѣхъ. Онъ же идохъ, азъ же послѣдовахъ ему; варвари же не видѣвше и не слышавше сего. Утру же хотящу быти, оттолѣ не видѣхъ его, мнѣ же яко от сна видѣния мняшася и недомышляшуся, камо и гдѣ бѣ, оскорбися зѣло, яко пусто мѣсто бѣ: ни християнъ виде, ни варваръ. Возрѣвшу же мнѣ сѣмо и овамо, видѣвъ же градъ сей свой, егоже есми предѣлъ жена. И нача плакатися от радости моея, како приидохъ нощию ко граду сему и абие кто приведе мя долготу пути моего, яко 3 дни идох тамо, единую нощию въспять возвративъся. Мнѣ же смиреннѣй и ко вратом града пришедши и нача неосьлабно бити во градъныя врата. Стражи же града того слышаху толцания моя и течаху ко вратом и нача вопрошати мя: „Кто се есть у вратъ?”»

«Вечером после трудного пути и непрестанного плача объял меня тяжкий сон. Я легла на землю и крепко заснула. В эту ночь у своего изголовья увидела я величественного и прекрасного мужа, украшенного сединами и облаченного в иноческую одежду багрового цвета. Молвил он: „Жена, не скорби, я Макарий. Встань, и мы пойдем домой”. Взял он меня за руку, а десницей своей коснулся моего сердца, и тут же затихла моя сердечная боль. И снова сказал он мне: „Женщина, встань и иди за мной”. В великом волнении я вскочила с земли, но тут же подумала, что все это лишь сонное видение. Он пошел, и я последовала за ним; варвары не увидели и не услышали ничего. Но едва началось утро, как он исчез, а я будто очнулась ото сна, недоумевая о том, где я очутилась, и сильно испугалась: место было пустынным, нигде ни варваров, ни христиан. Огляделась и увидела, что попала к родному городу, в котором я живу. Заплакала я от радости, что за ночь пришла к городу и что кто-то привел меня, так что прошла я трехдневный путь за одну только ночь. Тогда я подошла к городским воротам и начала бить в них, не переставая. Городские стражники услыхали мой стук, подошли к воротам и стали спрашивать: „Кто там у ворот?”»

Она же не могии провѣщати рыдания ради слезного, но едва возможе проглаголати и прозва себѣ сношеницею быти предиреченному мужю Ивану.

Женщина сквозь слезы едва могла выговорить, что приходится снохой вышеназванному Ивану.

И Иванови же тоя нощи бдяще и молящеся ко Господу Богу со слезами, и преподобному Макарию обѣты пологающе ему, и на помощь призываху о плененой женѣ той. Ему же аще не скончавъ молитвы, се вѣстникъ прииде стражъ града того, и повѣда ему сынове его жену у градныхъ вратъ стоящу. Онъ же слышавъ сия словеса и от радости зѣло прослезися, и поиде ко вратомъ града, нача благодаръныя пѣсни Богу возсылати и преподобному Макарию, яко теплу помощнику и избавителю, глаголя себѣ: «Святыи Макарие, кии дар принесу тебѣ или что воздам противу помощи твоея и заступления? Зане ничто мое приношение противу милости твоея, яко таковая милость к рабом твоимъ, „на тя бо уповахъ душа моя и не посрамися”,[33] но паче преславно чюдо сотворилъ еси».

А Иван в ту ночь не спал, но молился со слезами Господу Богу и преподобному Макарию, давая обеты и призывая спасти женщину от плена. Не успел он кончить молитву, как прибежал вестник от стражников и сказал ему, что жена его сына стоит у городских ворот. Иван, услышав это, прослезился от радости и пошел к городским воротам, благодаря Бога и преподобного Макария, помощника и избавителя: «Святой Макарий, какой дар принести тебе и чем воздать за твою помощь и заступничество? Нет у меня ничего, столь прекрасного. Велика твоя милость к рабам твоим, и „на тебя уповала моя душа и не ошиблась”, ибо сотворил ты преславное чудо».

И ведоша же внутрь града жену и нача вопрощати ю: «Како избѣже от поганыхъ или кто сѣмо приведе тя?» Она же от многия радости нача со слезами повѣдати, како видѣ преподобнаго, и како ми повелѣ въ слѣдъ себѣ шествовати, якоже есть преди писанно.

Ввел он женщину в город и стал расспрашивать, как смогла она бежать от поганых и кто привел ее в город. Она же, плача от радости, поведала, как видела она преподобного и как он повелел ей идти за собой (как написано прежде).

Воистину преславна чюдеса твоя, святый Макарие, яко трема деньми вѣдома во плѣнъ, твоею же помощию единою нощию въспять обрѣтеся! Слава давшему ти таковая чюдеса преславно творити! И тако славяще Бога и угодника его чюдотворца Макария.

Воистину преславны чудеса твои, святой Макарий! Три дня ее вели в плен, с твоею же помощью она вернулась обратно за одну ночь. Слава Богу, давшему тебе творить такие чудеса! Так славили они Бога и угодника его чудотворца Макария.

Чюдо о нѣкоемъ християнине, яко избави его святый Макарий от недуга

Чудо об одном христианине, как избавил его от недуга святой Макарий

Человекъ бѣ нѣкто именем Григорие от града Юрьевца,[34] иже есть на Волъзе, два лѣта нѣмъ ходяй. Никакоже кому бесѣдуя, или что слово проглаголя, понеже прильпѣ языкь той во главѣ. Слышавъ же человекъ той Григорей о богоноснѣмъ отцѣ нашемъ Макарие Желтоводцком Унежеском чюдотворце, яко велия чюдеса изливаетъ рака преподобнаго. Глусии слышатъ, нѣмии громогласуютъ, прокаженнии очищаютъ, и сице вѣрою ко гробу святаго приходяще, и тако здрави бываху.

В городе Юрьевце, что на Волге, один человек по имени Григорий два года был нем. Ни единого слова никому не мог сказать — язык его прилип к гортани. Услыхал однажды тот Григорий о богоносном отце Макарии Желтоводском и Унженском чудотворце и великих чудесах, происходящих у гроба преподобного. Глухие там начинали слышать, немые — говорить, прокаженные очищались, и все, приходя с верою ко гробу святого, исцелялись.

Человекъ же той Григорей прииде во обитель святаго, и ведоша его ко гробу чюдотворца, и начаша обычно молебная пѣти. Ему же стояще, припадая на колѣну чудотворца, толъцая в перси съвоя плачущеся.

Тогда Григорий пришел в обитель святого. Привели его ко гробу чудотворца и начали, по обычаю, молебен. Григорий же, припав на коленях к чудотворцу, бил себя в грудь и плакал.

И тако игумену наченше святое Евангелие чести, и абие простреся языкъ нѣмаго молитвами чюдотворца Макария, и бысть тако ясенъ, яко первие глаголахъ. И тако отиде в путь свой радуяся, славя Бога и угодника его чюдотворца Макария.

И в то время, когда игумен начал читать святое Евангелие, разрешился язык у немого по молитве чудотворца Макария. И стал он говорить так же хорошо, как говорил прежде. После этого пошел он домой, славя Бога и угодника его преподобного Макария.

Чюдо святаго Макария о изъбавлении болѣзни нѣкоего христианина

Чудо святого Макария о избавлении от болезни некоего христианина

Бѣ нѣкто от синъглита сана именем Иванъ, пореклом Выродковъ, почтенъ бысть от царя воеводъскою честию, бѣ зѣло велию болѣзнию нутренею одержим бе, велию веру имы ко преподобному. Сему же во мнозей болѣзни бывшу, прииде ему послание от царя, яко да скоро изыдетъ на брань противу зловѣрныхъ казаньскихъ варваръ. И сице во мнозей печали бывшу ему, и недоумѣвахуся, како бяше мощно на брань изыти, зане люта бѣ зѣло нутреняя болѣзнь его: яко первие того бѣ ему на брани уязвену быти от варваръ стрелою. И болящу велие утробѣ его, да иже и всѣм удомъ его ослабитися от болѣзни тоя.

Был некто Иван, по прозванию Выродков, человек знатного рода, почтенный от царя воеводским чином и веру имевший к преподобному Макарию; сильно страдал он внутренней болезнью. Однажды, когда болезнь особенно донимала Ивана, пришло ему от царя послание с приказом выйти на брань против зловерных казанских варваров. Опечалился воевода, не зная, сможет ли пойти в бой, так сильна была его лютая внутренняя болезнь, ведь до этого в битве он был ранен варварской стрелою. Болела утроба его, ослабли от боли мышцы.

Разумѣвъ же Иванъ сия в послание цареве написание, ити ему во страну казаньских варваръ противу собрания ихъ, яко же да и воевати предѣлы Казаньския. И паки вѣдый Иван, бѣ бо тамо близъ страны Казаньския чюдоносный гробъ преподобнаго отца нашего Макария Желтоводъцкаго чюдотворца, велия убо бысть чюдеса от гроба святаго. Вѣруще же Иванъ, яко исцѣление прияти хощет от святаго, и понеже и сия разумѣвъ, яко нѣсть лѣпо воеводе ослушатися царя его, ни воину воеводе своего, и сице съпрошающе ему повелѣния царева. И изыде на брань от дому своего, еще же носим бяше от отроковъ своихъ за болѣзнь ону.

В царском послании Ивану было велено идти в страну казанских варваров против их войска на завоевание Казанских пределов. Слышал воевода, что близ страны Казанской имеется гроб преподобного отца нашего Макария, Желтоводского чудотворца, и великие чудеса происходят от того гроба. Иван верил, что примет исцеление от святого; знал он и то, что нельзя воеводе ослушаться царского приказа, как нельзя воину ослушаться воеводу. Потому отправился он из дому к войскам, но из-за болезни несли его слуги.

Иванови же пришедшу во уреченная мѣста, идѣже градъ Уньжа повелѣниемъ царевымъ собирахуся воини во граде томъ. Бѣ же отстоящу от града того обитель Макария преподобнаго 15 поприщ. Видяще же Иванъ инии воеводы, братия его, зѣло болѣзнию одержима суще, отнюдъ ни ядуще ни пияху; и глаголюще ему воевода глаголемый Семион Конъстянтиновичь Заболотский: «Брате Иване, како хощеши изыти на брань или кою достойную похвалу принесеши цареви твоему? Видѣхомъ бо тя велию болѣзнию одержимъ, яко да конечныя ради болѣзни твоея возвратися въ жилища твоя, и себѣ без вреда соблюдеши».

Тогда прибыл Иван в назначенное место, в город Унжу, куда по царскому повелению собирались все воины. Город этот отстоял от обители преподобного Макария на 15 поприщ. Иван был так болен, что не ел и не пил. Увидели это другие воеводы, сотоварищи Ивана, и сказал ему тогда воевода Симеон Константинович Заболоцкий: «Брат Иван, как же ты пойдешь в бой, какую же славу ты принесешь своему царю? Мы видим, что ты сильно болен, так что возвращайся домой из-за крайней своей немощи: так ты убережешь себя».

Слышавъ же Иван той таковая глаголы от воеводъ братии своей, глаголюща има: «Не имате увѣщати мене, дондеже не видѣхъ обители преподобнаго Макария чюдотворца или не осязахъ чюдоноснаго гроба его, не имам возъвратитися. Или аще не скончавъ повелѣния царя моего, то како хощу возвратитися?» И рекоста ему воевода, яко зрачнѣй сего во гробъ полагается. «Или что ти есть многия потребы, яже на пути хощеши умрети?» Иванови же глаголюща има: «Рцыте ми, воини, вы ли залогъ приясте отецъ своихъ, посланная вами царем на брань и не сотворше повелѣния царева возвратитися въспять, отнюдуже исходъ сотворихом? Таковии кую похвалу приимутъ, зане достойную ярость изнесутъ на ся? Мнѣ же навыкохъ от родителей моих заповѣданная царем сохраняти. Дерзновенно убо ми есть гонзнути живота моего въ повелѣнии цареве, нежели въспять возвратитися» — и тако не возмогоста увѣщати его.

Услышал Иван эти слова от сотоварищей своих воевод и ответил им: «Не уговаривайте меня. Пока не увижу обители преподобного Макария Чудотворца и не дотронусь до чудоносного гроба, не возвращусь. И как же я могу возвратиться, не выполнив повеление царя моего?» Ответил ему воевода: «Краше тебя в гроб кладут. Что тебе за нужда умереть в дороге?» Но Иван возразил: «Скажите-ка мне, воины, разве давали вам отцы завет: если царь посылает вас на брань, не выполнив повеления, возвращаться назад, откуда пошли? Какой похвалы такие удостоятся, кроме того, что навлекут на себя заслуженный гнев? Я же приучен родителями своими выполнять царевы приказы. Уж лучше я лишусь жизни, выполняя повеление, нежели вернусь назад». Так и не смогли уговорить его.

По малехъ же убо днехъ идый Иванъ ко обители преподобнаго, и еще носимъ бывая от отроковъ своихъ. И абие со страхом Божиимъ совершающе вѣру ко святому, и тако обѣщася: яко да узритъ обитель преподобнаго, и сице от мѣста того ногама своима приидетъ до обители его. Отроки же его ведуща, Иванови же труды ко блаженному прилагающа со мъногимъ трудом, идяще и моляшеся Богу и святого Макария тѣпло на молитву призывающе, чающе от святого прощения прияти.

Через несколько дней отправился Иван к обители преподобного; как и прежде, несли его слуги. Исполненный веры в святого, со страхом Божиим дал он обет: как только увидит обитель преподобного, то станет на ноги и пешком пойдет к ней. И вот слуги же вели его, а Иван шел с огромным трудом и горячо молился Богу и преподобному Макарию, надеясь принять прощение от святого.

И тако приведоша его ко обители преподобнаго и введе его по обычаю въ трапезу. Ждуще молебнаго пѣния, и абие вожжадався от труда того, и видѣ ту водочерпия воду черплюща, и глаголя водочерпию: «Принеси ми мало воды тоя, яко утолю си жажду мою». Водочерпий же принесе ему воды, Иванови же пия довольно воду, яже въторый и третицею приносяще ему пити воды. Елико же онъ пияше воду, толико же желающе. Даже до седми крат пиюще воду. Отроком же его дивисътася, яко николи ино что Иванъ тако пиюща. Иванови же вопрошающе водочерпия: «Откуду вода сия и что бѣ сладка зѣло? Сладость явимися во устѣхъ моихъ, сладчайши бо ми „паче меда и сота”».[35] И глаголя ему водочерпий: «Имамы, господи, зде студенецъ, ископана рукама преподобнаго отца нашего Макария Желътоводцкаго чюдотворца; якоже и мы, господи, пияхомъ воду от студенца того, и тако молитвами святаго здраве бываем».

Так привели его в обитель преподобного и ввели, по обычаю, в трапезную. Ожидая молебна, Иван после тяжкого пути возжаждал, и увидел он черпающего воду водочерпия и попросил: «Принеси мне немного воды утолить мою жажду». Водочерпий принес ему воды, и Иван выпил всю воду, потом во второй и третий раз принес ему воды. Сколько бы ни пил он той воды, ему хотелось еще. Семь раз пил он воду. Слуги Ивана дивились: их господин никогда ничего другого так не пил. Спросил Иван водочерпия: «Откуда вода и почему она так сладка? На устах моих сладость „слаще меда и сот медвяных”». Ответил ему водочерпий: «Есть здесь колодец, выкопанный руками преподобного отца нашего Макария Желтоводского; мы пьем воду от колодца того и молитвами святого излечиваемся от болезней».

Иванови же от того часа не бысть во утробѣ его огненыя болѣзни, молитвами святого велие облегчение приятъ. И тако приспѣ молебная пения, Иванъ же той идяше въ путь свой радуяся, молитвами преподобнаго чюдотворъца Макария, давшаго ему исцѣление.

С того времени прекратилось у Ивана воспаление внутренностей, и принял он молитвами святого великое облегчение. Начался молебен, после которого Иван отправился своим путем, вознося радостные молитвы Макарию, давшему ему исцеление.

О юноши, како окраде медъ из улия

О юноше, укравшем мед из улья

Бѣ нѣкто юноша, живый во обители преподобнаго отца Макария, именем Алексѣй клирикъ сый. Той же юноша Алексѣй наученъ сый, бѣсовскою лестию наусти его диаволъ, окраде медъ из улия преподобнаго, от того же на память святаго свѣщу и понахиду приносяхъ. Сущу же ту игумену свѣдый, яко юноша той бѣ окраде медъ из улия, игумену же истязаше того юношу Алексѣя. Ему же нача отрицатися, никако сего сотвори, и зѣло нача клестися именемъ чюдотворца Макария. И тако клятъся юноша, и въ той часъ отяся свѣтъ от очию его, и бысть слѣпъ. И жесточися сердце его не покаятися, и отиде от обители преподобнаго.

В обители преподобного Макария жил некий юноша клирошанин по имени Алексей. Однажды этот Алексей, прельщенный бесовским обманом, похитил мед из монастырского улья, из которого брали воск на свечи к иконе святого и для панихид. Игумен узнал, что украл мед Алексей, и начал расспрашивать его. Отрицая свою вину, тот поклялся именем Макария чудотворца. И в тот же миг померкли его глаза, и стал он слеп. Ожесточившись сердцем, но так и не раскаявшись, покинул Алексей святую обитель.

По нѣких же днехъ сий юноша позна своя согрѣшения и нача каятися, прииде во обитель преподобнаго, моляше ту игумена, и повѣдая грѣхъ той, и прощения прося. Игуменъ же веде его ко гробу чюдотворца Макария, и по обычаю молебная поюще. И нача юноша со слезами плакатися у гроба святаго и прощения прося, и тако дастъся ему свѣтъ очию его. Алексѣй же той юноша славя Бога и угодника его чюдотворца Макария, и ту во обители живый радуяся.

Через несколько дней, осознав свои прегрешения и раскаявшись, юноша вернулся в обитель и исповедался в грехе своем перед игуменом, прося прощения. Настоятель тогда привел его ко гробу преподобного Макария и стал служить молебен по обычаю. Начал юноша плакать у гроба и просить прощения, и был возвращен свет глазам его. Восславил Алексей Бога и угодника его чудотворца Макария и остался с радостью жить в обители.

Чюдо святаго Макария о нѣкоей боляринѣ о избавлении болѣзни

Чудо святого Макария о избавлении от болезни некоей боярыни

Болярыни нѣкая вдова именем Мария, Чюхломскова града,[36] одержима бѣ болѣзнию коръчию. Извѣсто же всюду убо слышано и вѣдый бо яко велия чюдеса бываютъ от гроба чюдотворца Макария, и тако велѣ себѣ отвести рабом своим во обитель чюдотворца Макария. И тои же привезоша ю.

Жила в городе Чухломе некая боярыня, вдова по имени Мария. Она сильно страдала от болезни, сопровождавшейся судорогами. Узнала она однажды, что у гроба Макария происходят великие чудеса, и повелела слугам своим отвезти ее в обитель чудотворца Макария. И они привезли ее.

И несе ю ко гробу святаго, и игумену же по обычаю начаша молебная пѣти, ей же лежаще и не въладѣюще ни едином удом своимъ, плачющуся и прощения прося от преподобнаго. И тако помале нача простиратися удомъ ея, сия же лютѣ плакашеся, не могии терпѣти оноя ради болѣзни тоя. Сущимъ же ту всѣм слышати троскотанием жилам ея, яко дивитися има. И паки по скончании молитвенаго правила и по обычаю игумену окропивъ ю водою чюдотворца Макария. И абие от часа того бысть здрава молитвами святого, яко воста от ложа своего. Сице прощение прия от святого, иде от гроба преподобнаго, ни кимъ водима бывая. И тако отиде въ путь свой радуяся, хваля Бога и угодника его чюдотворца Макария.

Принесли ее ко гробу святого, и игумен по обычаю начал молебен. Она же лежала и не могла шевельнуть ни единым членом своим, только плакала и молила преподобного о прощении. И понемногу стали освобождаться члены ее, она, не вытерпев боли, заплакала еще сильнее. Тут все окружающие услышали, как затрещали ее сухожилия, и весьма удивились этому. После окончания молитвенного правила игумен по обычаю окропил Марию водою чудотворца Макария. С того часа она полностью выздоровела молитвами святого, встала сама с ложа своего, получив прощение от святого, отошла от гроба, никем не поддерживаемая. Отправилась она в обратный путь, радуясь и хваля Бога и угодника его чудотворца Макария.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!