ЖИТИЕ МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО 6 страница



Принесли ее ко гробу святого, и игумен по обычаю начал молебен. Она же лежала и не могла шевельнуть ни единым членом своим, только плакала и молила преподобного о прощении. И понемногу стали освобождаться члены ее, она, не вытерпев боли, заплакала еще сильнее. Тут все окружающие услышали, как затрещали ее сухожилия, и весьма удивились этому. После окончания молитвенного правила игумен по обычаю окропил Марию водою чудотворца Макария. С того часа она полностью выздоровела молитвами святого, встала сама с ложа своего, получив прощение от святого, отошла от гроба, никем не поддерживаемая. Отправилась она в обратный путь, радуясь и хваля Бога и угодника его чудотворца Макария.

Чюдо святаго Макария о нѣкоем боляринѣ

Чудо святого Макария о некоем боярине

Бѣ нѣкто сынъ болярский Галическаго града именем Алексѣй зовомъ Коровин, 3 лѣта лежа на одрѣ своемъ в рослаблении, никимъже удомъ владѣя собою. Слышано же есть всюду о чюдесѣхъ преподобнаго отца нашего Макария Желтоводцкаго. Той же Алексѣй моляше отроки своя, да въскорѣ везета его во обитель святаго. Отроком же его по обычаю скончавъ повелѣние господина своего, привезе его въ монастырь и отнесе его въ церковь ко гробу святаго.

Некто Алексей Коровин, сын боярский из города Галича, 3 года лежал парализованным на своем одре, не владея ни единым своим членом. В те времена разнесся слух о чудесах преподобного отца нашего Макария Желтоводского. Алексей тогда начал молить своих слуг, чтобы отвезли его поскорее в обитель святого. Слуги, как всегда, выполнили повеление своего господина, привезли его в монастырь и отнесли в церковь ко гробу святого.

Игумену же нача по обычаю молебная пѣти. Ему же воставъ и со слезами моляшеся, прощения прося от преподобнаго. Бысть преславно чюдо видѣти, яко 3 лѣта нимало не воста со одра своего, и носимъ бывая рукама человеческима. Нынѣ же молитвами преподобнаго прощение приимъ, и бысть здравъ. И отиде от гроба святаго ни кимъ водимъ бывая. И тако идый в путь свой со отроки своими радуяся, славя Бога и угодника его чюдотворца Макария.

Игумен начал по обычаю петь молебен. И тут Алексей встал и со слезами просил преподобного о прощении. Это было славное чудо, ибо 3 года он не вставал с одра, и носили его на руках. Ныне же молитвами преподобного он получил прощение и выздоровел. Отошел он от гроба святого сам, без поддержки. И возвратился домой со своими слугами, радуясь, славя Бога и угодника его чудотворца Макария.

Слово о нѣкоемъ християнине како его избавилъ святый Макарей прелютаго недуга

Слово о некоем христианине, как святой Макарий избавил его от лютого недуга

Бѣ человекъ во граде Унежестемъ именем Карпъ, зѣло прелюто боляи пияньственным недугом (емуже азъ не сужю, но общий Владыка нашъ Господь Исусъ Христосъ судя во всѣмъ нам). Паче еже и злобивъ сый. Жену имѣя себѣ именемъ Елену, яко быти добродѣтельну и благоговѣиную жену, паче же вѣру имый ко преподобному. На память святаго на кийждь годъ свѣтло память чтуще преподобнаго, свѣщу и фимиянъ ко церкви приносяще, иерею же повелѣвающе святую безкровную жертву приносити Господови Богу нашему. Такоже въ дому своемъ трапезу уготовляющу ерѣю и страждущим нищетою за имя Христово, по трапезѣ же нищих надѣляя. И въ честь день той преподобному творяще.

Некий человек по имени Карп из города Унжи сильно страдал пьянственным недугом (я не осуждаю его, но судит нас всех и во всем общий Владыка наш Иисус Христос). Кроме того, был тот Карп очень злобен. Жена Карпа, Елена, была добродетельной и боголюбивой женщиной и имела великую веру ко преподобному Макарию. Каждый год в день памяти святого приносила Елена в церковь свечи и ладан и заказывала иерею принести святую и бескровную жертву Господу нашему. Дома же в этот день устраивала трапезу для иерея и для страждущих нищетою во имя Христово, а после трапезы оделяла нищих подарками. И все это она делала в честь преподобного Макария.

Мужъ же той Карп ослѣпленъ сый многимъ пияньством, и от безмернаго того пияньства яко несвоеумие стяжаша ему, по много различныя бѣсовъския сѣти падающе. Паче же зѣло не любляше подружию свою, и многия муки налагающе на ню, якоже от многаго мучения того костемъ ея троскотати. И тако на многа дни неослабно мучащу ю. Женѣ той недостоточно являюще терпѣние свое, искони еже диаволъ ненавидяй нашего спасения. И тако жена та нача умышляти себѣ, яко да обѣситися ей или же утопитися, понеже не могии терпѣти зельнаго мучения того. И сице умысли себѣ яко да утопитися ей. И тако воставъ нощию иде ко кладязю, идяще же и плачущеся ко Господу Богу со слезами, и умильно имя святаго Макария призывающе.

Ее муж Карп был ослеплен пьянством, и от того безмерного пьянства лишился он ума, часто попадая в бесовские сети. Невзлюбил он жену свою, мучая ее разными муками, да так, что от побоев трещали кости. Много дней он мучил ее, не переставая. У женщины той истощилось терпение, да еще вмешался тут дьявол, искони ненавидящий род человеческий. Стала женщина замышлять на себя, чтобы повеситься или утопиться: не могла она больше терпеть мук. И однажды она решилась наконец утопиться. Встала она ночью и пошла к колодцу, плача горько Господу Богу, призывая благоговейно святого Макария.

«И той же пришедъше ми ко кладезю и видящя на кладезе мужа честна и сѣдолѣпна сѣдяща, во иночестѣм образѣ оболченна».

«Когда же подошла я к колодцу, то увидела там честного мужа в прекрасных сединах, облаченного в иноческую одежду».

И сице ужасна бысть жена, недоумѣвашеся и не смѣяше приближитися ко кладязю.

Ужаснулась женщина, недоумевая и не смея приблизиться к колодцу.

«И не вѣдѣ, что глаголати ми. Мнѣ же съмиренней, от многаго страха того едва возмогохъ проглаголати к нему, и вопрошахъ его: „Кто есть, господи, ты отче?” Емуже отвѣща ми глаголя: „Жено, отыди от кладязя сего, да не горѣе оного постражеши. И отселе не имаши скорьбѣти. Азъ есмь Макарей Желътоводъцкий, приидохъ избавити тя от потопа сего". И тако падъ поклонити ми ся ему, и абие к тому не видѣ его. И наполънися радостию сердце мое, возвратитися въ домъ свой, повѣда мужеви своему и окрестъ живущимъ сосѣдомъ нашим ведѣние бывшее».

«И не знала я, что сказать. Едва поборов страх, смогла я спросить у него: „Кто ты, господин отец?” Он же отвечал мне: „Женщина, отойди от колодца, чтобы не пострадать тебе горче прежнего. С этого времени не будет у тебя больше скорби. Я Макарий Желтоводский, пришел избавить тебя от потопления”. Я поклонилась ему земным поклоном, и с той минуты он стал невидим. Наполнилось радостью сердце мое, возвратилась я домой и рассказала мужу и соседям о том, что видела».

И оттолѣ пременися скорбь ея на радость, и тако обоя въкупѣ славяще Бога и угодника его чюдотворца Макария.

С тех пор переменилась скорбь этой женщины на радость, и вместе с мужем восславила она Бога и угодника его чудотворца Макария.

Сказание о чюдѣсѣхъ преподобнаго отца нашего Макария Желтоводцкаго и Уньжескаго чюдотворца

Сказание о чудесах преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского чудотворца

Благослови, отче!

Благослови, отче!

Многа суть и различна милость Божия, и человеколюбие Господа нашего Исуса Христа, и благодать Святого Духа, дарованную обильно человеческому роду. Сказуя вамъ, братие доблии, христолюбивии послушницы, чада церковная, сынове свѣта и причастницы царства небеснаго, не от своего бо сердца изношю словеса, въ души бо грѣшне не раждается ни дѣло добро, ни слово полезно, — но творимъ повѣстъ сию о чюдесѣх преподобнаго отца нашего Макария.

Велика и разнообразна милость Божия, и человеколюбие Господа нашего Иисуса Христа, и благодать Святого Духа, дарованные обильно человеческому роду. Говорю вам, братья доблестные, христолюбивые послушники, чада церковные, сыновья света и причастники Царства Небесного, и не от своего сердца изношу слова, — в душе грешной не рождается ни дела доброго, ни слова полезного, — но творю повесть эту о чудесах преподобного отца нашего Макария.

Неизмѣрна суть небесная высота, неисъпытана преисподняя глубина, елика неизчетна множество песка въ скрай моря, сице и множество звѣздъ. Тако и Божия смотрения таиньства, велика бо неизреченна милость его на человѣческомъ родѣ, еюже помиловани быхом, того бо ради и мы днесь, братие, должни есмы пѣти и прославляти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, исповѣдающе великая его чюдеса, яже творити святымъ своимъ, якоже и симъ блаженнымъ отцемъ нашимъ Макариемъ. О немъ же намъ къ похвалению языкъ движетъ восъпомянути сие преславное чудо сие.

Неизмерима небесная высота, неиспытана преисподняя глубина, как несчетно песчинок на морском берегу или число звезд. Таково же и таинство Божественного домостроительства: велика и неизреченна милость Божия на человеческом роде, помилованы мы были ее ради, и поэтому должны сейчас, братья, петь и прославлять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исповедуя великие его чудеса, которые он творил через своих святых, среди которых и блаженный отец наш Макарий. Желание похвалить его ныне движет нашим языком и заставляет вспомнить это преславное чудо.

Бысть въ лѣто 1615 во дни благочестиваго и христолюбиваго царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, во въторое лѣто царства его. Человек нѣкий Варфоломѣй именемъ, живый на Кинешме на посаде, имяше дщерь трилѣтну сущу. И внезапу нападе на ню очная болѣзнь люта зѣло, дондеже отъяся свѣтъ очею ея. И пребысть семнадцать лѣтъ не видѣ солнца, ни ино что. И хожаше осязая своима рукама, и водима бываше.

Было это в 1615 году, во дни благочестивого и христолюбивого царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, во второе лето его царствования. В Кинешме на посаде жил человек по имени Варфоломей, и была у него трехлетняя дочь. И внезапно случилась с ней лютая глазная болезнь, так что свет пропал из очей. Семнадцать лет она не видела солнца и ничего другого. Ходила, осязая вокруг руками, или с провожатым.

И нѣкогда убо отецъ ея слыша о чюдесѣхъ преподобнаго отца чюдотворца Макария Желтоводъцкаго и Уньжескаго, вземъ дщерь свою и прииде во обитель Святыя Троицы къ цѣлебноносному гробу чюдотворца Макария на преставление его, июля въ 25 день. И во время молебнаго пѣния постави ю близъ раки святаго, она же убо теплою вѣрою начатъ молитися со слезами глаголаше: «О рабе Божии преподобне Макарие, тя убо нынѣ молю и въ помощь призываю. Буди ходатай и молебникъ ко Христу Богу нашему и ко Святѣй Богородици о мнѣ грѣшней. Азъ есмь овца ограды истиннаго пастыря Исуса Христа. И не вѣмъ, како отлучихъся и заблудихся от пути истиннаго и в ровъ погибельный въпадохъ. И воста буря вѣтреняя и возвѣя песокъ и ослѣпи ми очи. Уже бо имамъ 17 лѣтъ не видя свѣта не ино что. Но ты убо, о преподобне, умилосердися на мою нищету, направи мя на путь спасения своими ко Христу молитвами. Уже бо языкъ мой оцѣпене всегда вопрошающи, когда день, когда нощь, да и руцѣ мои ослабѣша от сътѣннаго осязания, и глава ми изнеможе от разбиения ово от стѣны, ово о столпие ударяющеся, и нозѣ мои одревянеша от каменнаго претыкания, уже бо и очию моею изсохша слезнии потоцы. Но нынѣ, святче Божии Макарие, аще восхощещи, можеши умолити Всемилостиваго Бога, дающаго свѣт всякому дыханию, да твоими молитвами и мнѣ отверзетъ зеницы, да поне бых узрѣла твоихъ многоцѣлебныхъ мощей раку».

Однажды услышал ее отец о чудесах преподобного чудотворца Макария Желтоводского и Унженского, взял дочь свою и пришел к обители Святой Троицы к целительному гробу святого. Было это 25 июля, в день памяти святого. Во время молебна поставили слепую девушку близ раки, и начала она молить с теплой верой и со слезами: «О раб Божий преподобный Макарий! Молю тебя и призываю себе на помощь. Будь ходатаем и молебником ко Христу Богу нашему и ко Святой Богородице обо мне, грешной. Я овца из ограды истинного пастыря Иисуса Христа. Не знаю, где я заблудилась, и отошла от пути истинного, и впала в ров погибели. Восстала буря ветреная, взметнулся песок и ослепил мне глаза. Уже 17 лет не вижу я ни света, ни чего-либо другого. Но ты, преподобный, умилосердься, глядя на мое убожество, направь меня на путь спасения своими ко Христу молитвами. Онемел язык мой, постоянно вопрошая: „Ночь сейчас или день?” Ослабели руки от осязания стен, и голова моя болит от ударов об углы или о столпы, ноги мои одеревенели, спотыкаясь о камни, очи же иссохли от потоков слез. Святче Божий Макарий! Если ты захочешь, то сможешь умолить Всемилостивого Бога, дающего свет всякому дыханию, чтобы твоими молитвами отверз он мне зеницы, чтобы могла я узреть твоих мощей многоцелебную раку».

Игумену же съ клиросы молебная сотворяющу. И внезапу Милосердый Господь молитвами преподобнаго свѣтъ ей дарова. Она же возопи со слезами глаголя: «О великое Божие милосердие, о пресвѣтлый свѣтильниче, пресвѣтлое свѣтило чюдотворче Макарие, яко на мнѣ убозей скоро показалъ еси великое свое и преславное чюдо въ мегновении ока. Ибо 17 лѣтъ не видѣхъ свѣта, ни солнца, нынѣ же твоею помощию свѣтло зрю твою многоцѣлѣбную раку».

Игумен с клирошанами сотворил молебен. И внезапно Милосердный Господь по молитвам преподобного даровал девице свет. Возопила она со слезами: «О великое Божие милосердие, о пресветлый светильник, о пресветлое светило чудотворец Макарий! На мне, убогой, во мгновение ока сотворил ты свое преславное чудо. Семнадцать лет я не видела ни света, ни солнца, ныне же, с твоей помощью, вижу твою многоцелебную раку».

Родителя же ея такоже от радости слезы изливающе и преподобному велехвальныя пѣсни воспѣвающе Давыдъскую: «Сии день, иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимъся в онъ».[37] И тако отидоша въ домъ свой радуяся.

Родители тоже проливали от радости слезы и воспевали хвалебные песнопения преподобному, повторяя слова Давида: «Сей день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в этот день». И, радуясь, пошли домой.

Здѣ скончашася о Господѣ преподобнаго отца нашего Макария чюдеса его предивныя.

Здесь кончается повествование о предивных чудесах преподобного отца нашего Макария.


[1] ...церковный глас проповедника... — здесь «проповедником» назван церковный колокол.

[2] Печерский монастырь — Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь был основан в 50-х гг. XIV в. Дионисием.

[3] Поприще — мера расстояния, равная 1000 шагам.

[4] Архимандрит Дионисий — выходец из Киево-Печерского монастыря, основатель Нижегородского Печерского монастыря; впоследствии — епископ Суздальский. Поощрял в монастыре работу книжников и иконописцев.

[5] «Никтоже возложитъ... Царствие Божие». — Лк. 9, 62.

[6] «Приходящая... иждену вонъ». — Ин. 6, 37.

[7] «Постящу ти ся... явб». — Ср.: Мф. 6, 16; 6, 2; 6, 18.

[8] «Аще кто... достоин». — Ср.: Лк. 14, 26.

[9] ...сладкого молчания желая... — На Руси было широко известно учение греческого православного монашества о достижении еще при жизни приобщения к Богу путем особого образа жизни, монашеских подвигов (непрерывная молитва, пощение, внутреннее самоуглубление и сосредоточение). Последователей этого учения называли «исихастами», от греческого «исихия» — молчание, безмолвие. К исихастам принадлежал и Дионисий Печерский со своим учеником Макарием Желтоводским. Нежелание славы — обычный в житиях монахов-исихастов мотив, объясняющий смену монастырей, мест жительства.

[10] ...реку... Лухъ. — Правый приток р. Клязьмы. Протекает по территории Костромской и Владимирской областей. Местоположение первого монастыря, основанного Макарием, неизвестно.

[11] ...нутренюю пустыню... — «Внутренней», или Скитской, пустыней называлась в Египте отдаленная пустыня с тяжелыми для жизни природными условиями. С IV в. там селились первые христианские монахи, искавшие тяжелых испытаний для умножения духовной силы.

[12] Желтые Воды — Желтоводское озеро в настоящее время покрыто водами Волги. Еще в начале XIX в. оно существовало напротив Желтоводского Макарьевского монастыря, на правом берегу реки Волги.

[13] ...«невозъможно ... во храминѣ суть». — Мф. 6, 14.

[14] «Приходящая... вонъ». — Ин. 6, 37.

[15] «Любяй... составитася». — Ин. 16, 21.

[16] «Аще кто хощет... всѣмъ рабъ». — Мф. 20, 26.

[17] ...аще право сѣдиши... о потребѣ твоей. — Ср.: Мф. 6, 7—8.

[18] ...бысть брани велий... Момотяком. — Великий князь Василий Васильевич княжил в Москве с перерывами с 1425 по 1462 г. В борьбе за власть с Дмитрием Шемякой был ослеплен по приказу соперника и получил прозвище «Темный». Золотоордынский хан Улу-Махмет (Бахмет) принимал участие в русских междоусобных распрях. В 1445 г. он даже занял Нижний Новгород.

[19] Варвары — так в Житии (по византийскому образцу) названы татары — нехристиане.

[20] Сарацины — в средневековой Европе так называли мусульман.

[21] ...на реку глаголемую Уньжу... градъ единъ. — Город Унжа находится на берегу реки Унжи, притока Волги. Расположен на территории современной Костромской области. Впервые упомянут в Воскресенской летописи под 1219 г.

[22] ...пост святыхъ апостолъ Петра и Павла... — Начинается через неделю после Троицы и кончается 29 июня (по новому стилю 12 июля), в день памяти апостолов Петра и Павла.

[23] ...яко прекоръмивыи... манною... — В библейской книге Исход (16, 15—31) рассказывается о том, как Бог в течение 40 лет кормил скитавшийся по пустыне еврейский народ падающей с неба манной.

[24] ...«всяко дыхание... тя»... — Ср.: Пс. 150, 6.

[25] ...прекоръмивыи... 20 кош. — Имеется в виду евангельский эпизод (Мф. 14, 19—20), когда Иисус накормил двумя рыбами и пятью хлебами пять тысяч человек. Однако, по Евангелию, оставшихся кусков набралось не на 20, а на 12 коробов.

[26] ...по Лѣсьтвичникову словеси... — Иоанн Лествичник, или Иоанн Синайский, — византийский писатель-монах VI—VII вв. Его сочинение «Лествица» было очень распространено на Руси. Особой популярностью пользовалось у монахов-исихастов.

[27] ...«честна перед Господѣмъ... его»... — Пс. 115, 6.

[28] ...чернечества его лѣтъ 63... — Если Макарий умер в 95 лет, а монахом стал в 12 лет, то число лет его монашеской жизни должно равняться 83. Очевидно, в рукописи допущена ошибка.

[29] Галичская Соль — Солигалич, Соль Галицкая, Галич — город, известный с 1335 г. Сейчас — районный центр Костромской области. Знаменит окружавшими его соляными месторождениями.

[30] «Да постыдятся... погибънуть». — Пс. 96, 7.

[31] Вѣруяй... погибнемъ. — Евр. 32; Рим. 9, 33; Ин. 3, 15.

[32] Спаслъ... посрамилъ еси. — Пс. 43, 9.

[33] ...«на тя бо уповахъ... посрамися»... — Пс. 30, 1; 56, 1.

[34] Юрьевец — город на правом берегу Волги, ныне районный центр.

[35] ...«паче меда и сота». — Ср.: Пс. 118, 103.

[36] ...Чухломскова града... — Чухлома — в настоящее время районный центр Костромской области.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!