ЖИТИЕ МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО 4 страница



Слышавъ же той Феодоръ о чюдесѣхъ преподобнаго Макария, скоро идый во церковь, и той падъ предъ образомъ святаго и моляшеся со слезами, сице глаголюще: «Заступниче, заступниче, скорый помощниче святый Макарие, избави градъ сей от поганых варваръ и в немъ, блаженне, люди своя соблюди от пленения, да некако поругаются нам погании и посмѣются чюдесемъ твоимъ, зане вѣдятъ тя, яко ты, господи, градъ сий много избавляя от нихъ. И паки нынѣ изъбави его и сонъмища ихъ посрами!»

Услышал Федор про чудеса Макария, тут же пошел в церковь, пал перед образом святого и стал молиться со слезами, повторяя: «Заступник, заступник, скорый помощник святой Макарий! Избавь город от поганых варваров и сохрани, блаженный, в нем своих людей от плена, да не поругаются над нами поганые, да не посмеются над твоими чудесами. Они ведь знают, Господин, что ты всегда защищал город. Защити его и ныне, а вражеские сонмища посрами!»

И сице тако молящеся ему, варвари же в то время приступивъ сотворше граду и зажже градъ той. И абие бысть пламя до полуграда. Оле, воистину страшно и ужасу исполнено бѣ видѣти огнь поядая, мячь посѣцая. Тако гражданя отчаявше жизнь свою и всѣ от страха того горцѣ плачущеся и единогласно вопиюще: «Святый Макарие, помози намъ, избави насъ от настояния сия бѣды!» И тако молящеся има сице, мнози от гражанъ видѣвше святаго на верстѣ града стояща и в руцѣ своей имѣя водоносъ тъ. И той на пламя лиюще воду. А погании же до единого кождо ихъ вси видѣвше святаго ово стрѣляюща ихъ, ова же видѣстася убо има пращами бияху ихъ преподобный от града. Бысть же преславно чюдесъ святаго убо имъ видѣти: християне видяще, яко воду лиюще на пламя и тако угасяще огнь, варвари же видѣвше я стреляюще ихъ и биюще от града.

Так он молился, а варвары в то время подступили к городу и зажгли его. И был огонь на полгорода. Увы, воистину страшное было зрелище: огонь пожирал, а меч сек. Граждане были в отчаянии и страхе, горько плакали и единогласно призывали: «Святой Макарий, помоги нам, избавь от этой беды!» И тут многие, молясь, увидели святого, стоящего над городом и держащего в руках кувшин, и лил он воду на пламя. А поганые все до единого видели святого, стреляющего в них стрелами или бьющего в них из пращи. Это было преславное чудо: христиане видели, как он лил воду на пламя и гасил огонь, варвары — как он стрелял и отбивал их от города.

И абие молитвами преподобнаго бысть в то же время велии дождь с небеси, яко восплыти граду тому, и еже угаситися пламя огненое. И тако страхъ велий нападе на варвари, и смятошася полки варъварьстии, и бысть зла сѣча межу има. Тогда же гражане множество живыхъ яша от варваръ и ведоша ихъ воеводе града того. Воевода же и сущим ту гражаном обычно вопрошаше варвари: «Зане како смятошася полки ваю?» Варвари же вся подробну сказующе, како преподобнаго на версѣ града видяще: «Нѣкто калугеръ на верху града вашего стояще и зѣло вамъ помогающе, ово стрѣляюще насъ, а овогда же пращами от града биюще насъ и много нам зла сотвори. И тако дождемъ угаситися пламени градному, и калугерю же в той часъ явитися въ полцех наю, имѣя подъ собою конь, яко велии зѣло сивъ. И тако смятошася полки наша. И намъ же хотяща яти его, а овемъ же хотяща посѣщи его, и не возмогоша ему сего сотворити». О великое Божие милосердие! И воистину поспѣшна бываетъ молитва преподобнаго: злѣ сами побишася и останцы ихъ не вемъ камо бѣжаху. И тако бысть радость велия во градѣ томъ, славяще Бога и угодника его преподобнаго Макария.

И тут же молитвами преподобного начался столь великий дождь, что город затопило; пламя угасло. И тут напал на варваров великий страх, началось смятение в их полках, и случилась между ними злая сеча. Граждане многих из них захватили и отвели к городскому воеводе. Стали воевода и граждане расспрашивать варваров: «Почему смешались полки ваши?» Варвары подробно рассказали, как увидели преподобного над городом: «Некий монах, — говорили они, — стоявший над городом, помогал вам: он стрелял в нас, бил пращой и много зла нам сотворил. В то время, когда дождь гасил пламя, монах явился среди наших полков верхом на огромном сивом коне. Тогда и вышло смятение в рядах наших. Одни хотели схватить его, а другие — посечь его мечом, но никто ничего не мог ему сделать». О великое Божие милосердие! Воистину быстра молитва преподобного: жестоко побили они сами себя, а остатки их бежали неведомо куда. И была в городе великая радость, и все славили Бога и угодника его преподобного Макария.

Тоя рати 300 варваръ вне реце Уньжи бѣжаху, и тако доидоша убо има обители преподобнаго. Видѣвше же погании варвари обитель святаго, и тако нача окаянии ти злѣ умышляти, яко да разбиют обитель преподобнаго. Господь больма хотяще прославити угодника своего, и тако нападоша погании на обитель святаго, Богу же попущающу за грехи наша.

Из той рати 300 варваров бежали за реку Унжу, и так оказались варвары у обители преподобного. Увидели поганые варвары обитель святого и стали помышлять разорить ее. Господь за наши грехи, а также еще более желая прославить угодника своего Макария, позволил им захватить монастырь.

Сия же варвари видѣвше церковный крестъ, бѣ бо утворенъ от бѣлаго желѣза, и паки мня себѣ погании, яко быти велии корысти. Единъ же от нихъ нѣкто варваръ злодѣйственъ сыи, дияволомъ наученъ бѣ, възыде на церковь. И тако возлѣзшу ему, нача церковный крестъ подъсѣцати, чающе множество сребра. И абие же варваръ той напрасно съпаде съ церкви и злѣ окаянне во преисподняя аду душю свою испусъти. А инии же от нихъ варвари вънидоста во церковь и начаша раку святаго обоимати. И тако молитвами преподобнаго вси во церкви варвари ослѣпоша, и до единаго кождо ихъ. И бысть страшнии, зѣло ужаса велия исполнени бѣ, ни единъ же от нихъ что возмогоша възяти от раки преподобнаго. Воистинну преславно чюдо видѣти: сѣмо и овамо варвари ходяща и стезя своихъ не познаша. И тако христиане успѣша и побиша ослѣпленыя варвари. Нѣции же от нихъ конечнаго страха наполнени бяше, и мнози ту оружия своя оставльше, и бѣжаща въ подолия к рецѣ Уньжи яко нѣкимъ гоними бываху. И тако мнози от нихъ ту в реце истопоша молитвами преподобнаго. И останцы посрамлени от той идоша восвояси, дивястася чюдесем преподобнаго.

Увидели варвары, что церковный крест сделан из белого железа, и решили, что от него будет большая корысть. Один из них, злодей, подученный дьяволом, влез на купол и начал подсекать крест, думая, что в нем много серебра. И тут же этот варвар внезапно упал с крыши, ужасно и бесчестно отдав свою душу аду. А остальные вошли в церковь и ухватились за раку святого Макария. Но тут молитвами преподобного все они ослепли, все до единого. Испугались они, преисполнились великого ужаса, и ни один из них ничего не смог взять от раки. Воистину явилось преславное чудо: ходили варвары по церкви туда и сюда, не видя ничего вокруг. Тут подоспели христиане и стали бить ослепленных. Варвары, исполненные смертного ужаса, побросали оружие и побежали к реке, как будто кто-то их гнал. И многие из них молитвами преподобного утонули. А оставшиеся в живых ушли восвояси, дивясь чудесам святого Макария.

Отнеле же варвари не токмо что сами хотяща зло содѣяти обители преподобнаго, яко да иным варваром заповѣдающе ходити ко обители святаго. Аще случитася има злодѣйсътвеныма варваромъ ратию итти мимо обитель преподобнаго и той же яко мнози варвари сътрегуща у вратъ обители преподобнаго. И тако милуя обитель святаго.

С тех пор поганые не только сами не творили зла обители, но и другим варварам заповедали не приближаться к обители святого. А если случалось злым варварам идти ратью мимо монастыря, то отряжался большой отряд стеречь ворота обители. Так была помилована обитель святого.

Лѣто 7040-го месяца геньваря во 18 день

18 января 1532года

Прииде рать велия поганых въ Галическия предѣлы, 14 тысящь идоста же ко граду глаголемѣй Галичестей Соли.[29] Идоша же убо има варваром и хваляхуся градъ той яти с высокою гордостию, зѣло величахуся, наущени быша отцѣмъ своим сатаною диаволом на святые Божия церкви, на провославныя християне пакость творити. А не вѣдый агарьское сѣмя своея погибели, о семъ пророкъ свидѣтельствует: «Да постыдятся вси кланяющеися истуканным, и хвалящеися о идолѣхъ своихъ погибънуть[30]». И паки апостолъ глаголя: «Вѣруяй въ Господа Исуса Христа не погибнемъ[31]».

Огромная рать поганых вторглась на Галицкую землю, войско в 14 тысяч человек подошло к городу Солигаличу. Величались варвары и похвалялись в великой своей гордыне взять город: научены были своим отцом сатаной творить зло святым Божьим церквам и православным христианам. И не ведали сыны агарянские о близкой гибели, хотя еще пророк предупреждал: «Да постыдятся все, поклоняющиеся истуканам, и похваляющиеся идолами своими погибнут». И Апостол говорил: «Веруя в Господа нашего Иисуса Христа, не погибнем».

И тако безвѣстно убо нападоша варваромъ, въсюду облекше окрестъ града. И невѣрныи же врази истинии зѣло на градъ належаще, и овии хотяху сожещи градъ той, и тако друзии стреляюща. Ужасу же бывшу велию во градѣ томъ и сѣтования, плачю же и вопля всюду исполнися. И тако граждане 3 дни и 3 нощи биющеся с варвары.

Варвары напали на город внезапно и обложили его со всех сторон. Враги веры и истины жестоко нападали на город: одни пытались его поджечь, другие обстреливали. А в городе были великий ужас и печаль, плач и стоны наполнили все. Три дня и три ночи бились горожане с варварами.

Бѣ бо во граде томъ храмъ всеславное Успение Пречистые Владычицы нашея Богородицы, в немже бѣ убо образъ Макария чюдотворца Желтоводъцкаго, велия убо бѣ прежде быша чюдеса от образа того, даиже и до нынѣ. Иереомъ же Божия тоя церкви начатъ повѣдати всему народу бываемая чюдеса от чудотворныя иконы Желтоводъскаго Макария чюдотворца, и тако иереи служители Христовы повелѣваетъ народу молити Бога и Пречистую его Матерь Богородицу деву и угодника ихъ преподобнаго отца нашего Макария въ помощь и на заступление призывати.

Был в городе храм во имя всеславного Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы, где находился образ Макария Чудотворца, от которого прежде происходили великие чудеса, да и сейчас происходят. И вот иереи того храма, служители Христовы, поведали народу о прежних чудесах от иконы и повелели народу молить Бога и Пречистую его Мать Пресвятую Богородицу, призывать на помощь и защиту угодника их преподобного Макария.

Слышавше же сия граждане и паки ведыи его, яко заступникъ бѣ Галичю и предѣлом его, и ища его вездѣ помощника, ельма же аще молятъ предъстателей Христовых, яко да видѣние народу вънѣ церкви изнесутъ образ чюдотворца Макария, и паки да во священная иереи облекутся и въкупѣ молитву сотворятъ с народом. И тако иерей повелѣваше въ проповѣдники ударяти, и абие единодушне граждане же начаху съ женами и съ сущими младенцы на рукахъ матеръниихъ, сълышаху проповѣдника гласъ вопиющаго у святыя церкви. Презвитеры же Христовы во священная облечеся, и нача съ [проповедником] Господа Бога молити: «Помилуй насъ Боже по велицѣй милости твоей, изми насъ от врагъ наших. Господи, къ тебѣ прибѣгохъ, и погубиши вся стужающыя нам». И овии же канонъ благодарственѣ поюще Святѣй Богородицѣ. И народу же окрестъ церкви стояху и единогласно вопиюще: «Господи, помилуй нас и рождьшия тебѣ ради, и молитвъ ради святаго Макария, помощника нашего и теплаго заступника». Жалостно со слезами вопиюще ко образу: «Святый Макарие, избави градъ сей от поганыхъ!» Жены же с сущими младенцы, умильными гласы взывающе, младенцы своя на рукахъ воздымаху и ко образу святого приношаху, яко живу сущу показоваху ему, и тако глаголюще: «Тѣхъ ради, преподобне, ущедри градъ сей. Поне убо нѣкоея ради свѣта сего приобщахуся, и нынѣ же внезапу хотяща яко класы незрелы пожатися. Бѣдно убо нам видѣти младенцы наю предъ нами побивающа. Полезне убо нам воистину преже ихъ умрети, да не смятется от горести утроба наша!» И так молящимъся им во ужасѣ, въ кипѣлицахъ же внѣ града неослабно борющеся съ погаными.

Услышали об этом горожане (знали они, что святой был небесным заступником Галича) и, желая помощи святого, стали просить предстателей Христовых, чтобы для всеобщего обозрения вынесли они из церкви образ чудотворца Макария, облеклись в священнические одежды и вместе с народом сотворили молитву. Тогда иереи приказали ударить в «проповедники», и все единодушно стали молиться; молились и жены, держа на руках грудных младенцев, слыша звон колоколов-«проповедников» у святой церкви. Пресвитеры же оделись в церковное облачение и стали с «проповедниками» молить Бога. «Помилуй нас, Боже, по великой милости твоей, изыми нас из рук врагов наших. Господи, к тебе прибегаем: погуби всех, враждебных нам». А иные пели в это время канон благодарственный Святой Богородице. Народ стоял вокруг церкви и единогласно молил: «Господи, помилуй нас ради родившей тебя, ради молитв святого Макария, помощника нашего и горячего заступника». Все жалостно взывали к образу: «Святой Макарий, избавь наш город от поганых!» Жены же поднимали младенцев своих, показывали их образу, как живому человеку, и с благоговением взывали к святому: «Ради них, преподобный, будь щедр к нашему городу. Едва они появились на свет, а уж их хотят срезать, как незрелые колосья. Тяжко нам видеть, как младенцев наших убивают на наших глазах. Лучше уж нам умереть прежде них, чтобы не сжимались от горя наши сердца». Так они молились в великом ужасе, а за городскими стенами, в солеварнях, шел неутихающий бой с погаными.

Свѣту же пятку сияющу, внезапу градъ той отворися, мнози же видѣша (а не вси — боящеися Бога и просвѣщенными душами) во градныхъ вратѣхъ мужа честна, многолѣпными сѣдинами украшена; и одежда бѣ ему огнеобразна, иночесъкаго чину багровидну. Конь же имѣя подъ собою сивъ, яко начертанъ. И внѣ града ѣздяща, и поганым тако глаголюще: «Беззаконницы и злодатели, аще не отступите, то имате побѣждени быти!» Варвари же слышавше же и видяща его, и нача полки поганыхъ мястися, и зѣло страхъ велий нападе на нь и не вѣдаху камо бежати. Пудари же ис кипѣльницы множество побивающа варваръ.

Наступила Святая Пятница, и вдруг ворота города отворились, и многие (но не все, а лишь боящиеся Бога и просвященные душами) увидели мужа, украшенного сединами; одеяние на нем было иноческого чину, огненное, багрового цвета. И был под этим старцем прекрасный сивый конь. Выехал старец из города и так обратился к поганым: «Беззаконники и злодеи, если вы не отступите, то будете побеждены!» Услышали это варвары, и началось смятение в их полках, напал на них великий страх, и не знали они, куда бежать. А пудари из солеварен во множестве убивали варваров.

О великое Божие милосердие, онемъ же имамы избавление! И воистинну поспѣшно бываетъ молитва праведнаго. Невооруживыися вооруженыхъ, нагия окованыхъ побиша. А инии с велиимъ трудом посрамлении отидоша.

О великое Божье милосердие, избавляющее от бед! Воистину быстро исполняется молитва праведного. Невооруженный победил вооружившихся, нагой — закованных в латы. А оставшиеся едва ушли, посрамленные.

И тако избавлен бысть градъ той молениемъ и молитвами чюдотворъца Макария. Сице же людие псаломскую пѣснию воспѣвающе: «Спаслъ есть насъ от стужающихъ намъ, и ненавидящихъ насъ посрамилъ еси».[32] Народи же достойную мзду прияша: въмѣсто плача радования, и в сѣтование же веселие, и сотвориша праздникъ честенъ. Тако заложиша церковь во имя чюдотворца Макария, и бысть радость велия во граде томъ. Овии яко побѣдителю вопиюще, другие яко защитителя, инии яко помощника тепла именоваху: «Радуйся, святый Макарие, соблюдше градъ невредимъ от поганыхъ! Радуйся, преподобне Макарие, воисътину ниже погрѣшитъ нарицати тя заступника граду нашему. Радуйся, доблии воинѣ Христовъ преподобниче, подавый нам доброе утешение: и нынѣ паки и мы радуемся, ужики твоя, и младенца наю. Слава Богородицѣ, Христу, одаривый тя богатно чюдесы!»

Так молением и молитвами чудотворца Макария город был избавлен от врагов. Воспели тогда люди псалом: «Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас». Народ получил заслуженную награду: вместо плача радость, вместо печали веселие, и устроил большой праздник. И была заложена в городе церковь во имя чудотворца Макария, и большая радость была в городе. Одни восхваляли святого как победителя, другие как защитника, третьи помощником именовали: «Радуйся, святой Макарий, сберегший город невредимым от врагов! Радуйся, преподобный Макарий, воистину не будет ошибкой назвать тебя заступником нашего города. Радуйся, доблестный воин Христов, преподобный, давший нам доброе утешение: ныне радуемся мы, родственники твои, и дети наши. Слава Богородице и Христу, одарившим тебя щедро чудесами!»

И тако славяще Бога и угодника его чюдотворца Макария.

Так славили Бога и угодника его чудотворца Макария.

Чюдо святаго Макария о нѣкоем христианине како избави сношеницу его

Чудо святого Макария о некоем христианине, как спас сноху его

Бѣ нѣкто унежестей христианинъ, именем Иванъ, близ живый обители чюдотворца Макария, велию вѣру имый ко святому. Плодовитъ бѣ добрыми дѣлы, и въ нынѣшнѣм богатьствѣ кипяи; паче же чада многа имый въ дому своемъ.

Близ обители чудотворца Макария в Унже жил некий христианин по имени Иван, имевший великую веру ко святому. Щедр был Иван на добрые дела, обладая земными богатствами; но главным его достоянием были дети.

Бысть же нѣкогда часто нахождение от казаньских варваръ. Тогда погании велию пакость християном творяху, овии посѣцаху, а инии плѣниша. С предиреченнаго того мужа Ивана сношеницу его плениша, сына его жена именем Марию, добровидну и добронравну.

Нападали тогда часто на Унжу казанские варвары. Творили поганые христианам великое зло: кого убивали, кого в плен брали. А у того Ивана взяли в плен жену его сына, Марию, женщину красивую и добронравную.

Егда же плѣниша ю погании и ведоша ю во своя предѣлы; ведома же быша, и плакася зѣло горцѣ. Первое плакася о сохранении чистотѣ плоти ея, второе плакася да свободитъся от плѣна. И на помощь призывая преподобнаго Макария, и паки надежу и упование всю на него возложиша, вѣдый бо его яко пленным помощникъ и заступникъ.

Пленили ее поганые и повели в свою землю; ее вели, а она горько плакала. Во-первых, печалилась о сохранении своей женской чистоты; во-вторых, желала освободиться от плена. С надеждой и упованием призывала она преподобного Макария, ибо знала, что святой помогал попавшим в плен.

Трема же деньми ведома быша, неослабно плакася, ни пия, ни ядый, яко и поганым дивитися плача ея. Ово любезно, ова же велиим плачем преподобному плакася и глаголя себѣ: «Святый Макарие, измы рабу твою от поганыхъ, не дай же имъ въ поругание рабу твою. Вѣмъ бо тя, господи мой преподобниче, яко многия избавилъ еси от плѣнения, мене ли едину рабу твою не хощеши помиловати. Да некако похулится от поганых чюдотворения твоя, яко да и не посмѣются погании християном, занеже тя, господи, и поганыи вѣдятъ, яко ты всей Галичестѣй странѣ помощникъ и заступникъ. Аще помилуеши мене, убогую рабу, и паки удивиши погании варвари чюдесы твоими, въпредь убоятся и ужаснутся, и проповѣдят тя, яко ты еси помощникъ и избавитель плѣнным!» — сицевыми же молебными гласы вопиющу.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!