ЖИТИЕ МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО 16 страница



О юноши болящемъ

О больном юноше

К сим же и сие повелѣно ми бяше новоявленное сие чюдо великаго милосердиа Божиа явьствено сътворити. Бысть, рече, юноша нѣкый среброкузнец, лѣт 20 или мало вящше, псковитинъ родом, имя ему бяше Стефанъ; отца благочестива именем Феодора Клѣщева зовома, таже ему ремества и купованиа имуще. Отшедшу же ему от родитель своих и в далних странах скитающуся, сему же юноши приложися болѣзнь тяжка — опроказися рука деснаа ему и бысть толико тяжка, яко желѣзо нѣкое, и мало можаше владѣти ею. И видѣ себе въ мнозѣй скорби и болѣзни, и недоумѣашеся, что бы сътворити ему. Начат Всесилнаго Бога молити и Пречистую Богородицю на помощь призываа бяше, дабы исцѣление получилъ, и обѣщася по святымъ чюдотворцемъ ходити, призываа бяше на помощь святых и молитвы къ Всесилному Богу, якоже и многым человѣком обычай бывает. Егда въ скорби бываем, тогда съ многым желаниемъ и вѣрою Бога взыскуемъ, аще обрящемся въ благоденьствѣ и здравии, тогда вмалѣ к нему вѣрою прилагаемся и егоже от нас изыскует — душевнаго глаголю спасениа — нимало печемся, акы бесмертни мнимся ходяще. Такожде и съ юноша: обумѣвся и обшед многа мѣста, и не обрѣте никоеаже ползы.

Повелено мне было вдобавок к тем и это новоявленное чудо великого Божьего милосердия сделать известным. Был, говорят, некий юноша, серебряных дел мастер, двадцати лет от роду или чуть больше, пскович родом, по имени Стефан; благочестивого его отца звали Федор Клещев, и он занимался теми же ремеслом и торговлей. Уйдя от своих родителей и скитаясь в дальних странах, этот юноша заболел тяжелой болезнью — на его правой руке появилась проказа, и рука стала такой тяжелой, словно какое-нибудь железо, и он с трудом мог ею владеть. Увидев себя во многой скорби и болезни, он не знал, что ему делать. И начал он молить Всесильного Бога и призывать на помощь Пречистую Богородицу, чтобы получить исцеление, и обещал ходить по святым чудотворцам, призывая святых на помощь и на молитвы к Богу, как то обычно у многих людей. Ведь когда мы оказываемся в беде, тогда с большими желанием и верой ищем мы Бога, а когда пребываем в благоденствии и здоровье, тогда мало верой к нему прилагаемся и ничуть о том, что он у нас ищет — я говорю о спасении души, — не беспокоимся, будто воображаем себя бессмертными. Также и этот юноша: образумившись, обошел многие места, но не нашел он никакой пользы.

Таже прииде в пресловушую лавру святаго чюдотворца Кирила, нищим питателя, и ту помолися, такожде и в Ферапонтовъ монастырь къ гробу преподобнаго Мартиниана, и по сем отиде в волость, глаголемую Сяму, и тамо помолися Пречистые Богородици иконѣ, от неяже милость многым бывает с вѣрою приходящим. Яко не бысть ему легчае, тъ же поразумѣ о себѣ и взятъ от нѣкыхъ ризы иноческыа и положи на ся и пакы възвратися въ обитель к чюдотворцу Кирилу и тамо нача молити игумена Афонасиа[74] и старцевъ, дабы его причли стаду Христову. И не благоволяше игуменъ за прокажение болѣзнь рукы его. И пребысть въ странноприемницѣ внѣ монастыря съ инѣми болящими седмици 3.

Пришел он затем в преславную лавру святого чудотворца Кирилла, нищих питателя, и тут помолился, также и в Ферапонтов монастырь ко гробу преподобного Мартиниана, а после этого отошел в волость, называемую Сяма, и там помолился перед иконой Пречистой Богородицы, от которой милость бывает многим с верою приходящим. Но ему легче не стало, и он, подумав о себе, взял у каких-то людей иноческие одежды, облачился в них и вновь пришел в обитель к чудотворцу Кириллу и начал там умолять игумена Афанасия и старцев, чтобы причли его к стаду Христову. Но игумен не давал благословения из-за его пораженной проказой руки. И пребывал он в странноприимнице вне монастыря вместе с другими больными три недели.

И яко видѣ себе ничтоже от сего ползующася, но паче болѣзнь его на горшее въсхождаше — сие же смотрение Божие бысть, не яко чюдотворцемъ не могущемъ исцѣлити, но да накажет стражущаго вѣрнѣ и богоугоднѣ от Бога милости просити, еще же и трьпѣти съ благодарениемъ и прилучыпаася — и се по съвѣту нѣкии пакы прииде въ обитель Пречистыа Богородица Ферапонтова и Мартинианова монастыря в постъ Рождества Христова.

Когда же увидел он, что нет ему от этого никакой пользы и что болезнь его больше усиливается, — а это было не оттого, что чудотворцы не могли его исцелить, но Божиим промыслом — чтобы научить страждущего богоугодно с верой просить у Бога милости и с благодарностью терпеть происходящее, тогда, по совету неких людей, вновь пришел он в обитель Пречистой Богородицы Ферапонтова и Мартинианова монастыря, в пост перед Рождеством Христовым.

Игумену же Гурию[75] отшествие хотящу творити въ Царствующий град потребъ ради монастырскых. Тъ же чернець нача молити игумена и братию въ причтении стада Христова. И нѣции, ему знаемии, къ игумену моление о нем творяху, тѣм же умоленъ бывъ от братии, и приатъ его яко иноческаа носяща и вдасть его в келию старцу от знаемых ему, понеже тъ и испоречение о нем вдасть. И яко пребысть въ обители близъ 12 седмиц, рука же его толико съгни, яко не възмощи с ним никомуже в келии жити, ни близъ его стоати смрада ради, бывающего от него. Он же поразумѣвъ свою нужную жизнь, — яко нѣсть ему от прокажениа ослабы, наипаче боашеся и извержениа от обители, вси бо братиа и старци, видящи его в толицей нужней болѣзни, смущаахуся о нем, велику бо недостатку быти в немъ въ служении телеснем, не точию бо можаше поклонениа сътворити пред образомъ Божиимъ, но и самого того пресладкаго имени, глаголю, честнаго и страшнаго знамениа Животворящаго Креста на прьсѣх сътворити, но лѣвою рукою мало крестяшеся. Служениа же его бяше крылоснаа от среднихъ в чину.

Игумен же Гурий собирался уйти в Царствующий город по монастырским делам. И тот чернец начал умолять игумена и братию причесть его к стаду Христову. И некоторые монахи, знавшие его, просили о нем игумена, и тот, будучи умолен братией, принял его как иноческие одежды носящего и отдал его в келью к одному из знавших его старцев, поскольку тот и поручение о нем дал. Но когда пробыл он в обители около двенадцати недель, рука его настолько сгнила, что никто не мог ни жить с ним в одной келье, ни стоять поблизости от него по причине смрада, исходившего от него. И он, размышляя о своей тяжелой жизни, — что нет ему облегчения от проказы, особенно же боясь изгнания своего из обители, поскольку все братья и старцы, видя, что он в такой тяжелой болезни, смущались, глядя на него, ибо его великий недостаток был препятствием для него в телесном служении, так как не мог он не только поклона перед образом Божиим сотворить, но и самого его пресладкого имени помянуть, я имею в виду — сотворить на груди честное и страшное знамение Животворящего Креста, и левой рукой едва крестился. Служба же его была в чину средних на клиросе.

И се нѣкогда смысливъ в себѣ, с великою вѣрою вниде въ гробницу къ гробу преподобнаго Мартиниана и начатъ плакатися многыми слезами, прикладаа себе к рацѣ святаго и молящеся, яко да исцѣлитъ его от тяжкаго того недуга, святыми к Богу молитвами, и обѣщавается поработати у гроба его въ вся дни живота своего въ обители Пречистыа Богородица. И, положивъ обѣтъ свой, прииде того же дни г келарю и начат молити его и старцевъ, исповѣдаа, яко не постриженъ есть, но такъ просто облечеся въ иноческый образъ приатиа ради, моляшеся, яко да съвръшат его. Келарь же и старци по съвѣту повелѣшя его острищи священнику нѣкоему Симону и умолишя его и попечение о немъ старчества имѣти, и нарекошя ему имя Сергие. Священникъ же тъ намнозѣ отрицашеся и мало о нем попечение хотяше имѣти, наипаче предниа ради вины, о нейже выше помянухом.

И вот, однажды, подумав о себе, с великой верою вошел он в гробницу ко гробу преподобного Мартиниана и начал плакать горькими слезами, прижимаясь к раке святого и молясь, чтобы исцелил он его от этого тяжелого недуга святыми к Богу молитвами, и обещал поработать у гроба его все дни жизни своей в обители Пречистой Богородицы. А дав свой обет, в тот же день пришел он к келарю и стал умолять его и старцев, признавшись, что он не пострижен, но просто так облекся по-иночески ради того, чтобы они его приняли, и умолял совершить над ним пострижение. Келарь же и старцы повелели некоему священнику Симону постричь его и уговорили того взять на себя старческое попечение о нем, и нарекли его именем Сергий. Этот священник долго отказывался и не очень хотел брать на себя попечение о нем, особенно по той причине, о которой мы упомянули.

Брат же тъ въ мнозѣй скорби прииде въ другый день, еже от дней неделя, къ преподобнаго гробу, акы залогъ нѣкий имѣа обѣщаниа своего. И съ многою жалостию и слезами намнозѣ моляшеся, прилагаа и руку свою болящую к раце святаго и сим назнаменуа болѣзнь сердца своего.

Брат же тот на другой день, бывший воскресеньем, во многой скорби пришел ко гробу преподобного, словно некий залог имея свое обещание. И со многими жалобами и слезами долго молился он, прикладывая свою больную руку к раке святого, этим выказывая болезнь своего сердца.

И се в нощь от дни того, въздремавшу ему, и видѣ, якоже нѣкто, пришед, двигъ его и рече: «Въстани и молися». Он же от страха възбнувъ, и не видѣ никогоже, и ощути лехкость безмѣрную от сущиа ему болѣзни, бѣ бо рука его обвита портищемъ. И толико съгни плоть его, яко едина рана от мышца и до пръстъ, и в четырех мѣстех кости видѣтися, и такова сущи проказа неисцѣлна. Божиею же благодатию и Пречистыа Богородица и преподобнаго отца Мартиниана молитвами обрѣтеся въ единъ часъ всяческы здрава, ни мала же вреда имущи. Отпадшу бо портищу, яко лубъ, и се, тѣло явися яко отрочате младу.

И вот, ночью после того дня, задремав, он увидел, как кто-то, подойдя, пошевелил его и сказал: «Встань и молись». Он от страха проснулся, и не увидел никого, и ощутил безмерную легкость от отсутствия своей болезни, рука же его была завязана тканью. Плоть его сгнила настолько, что одна рана тянулась от мышцы до его пальцев, и в четырех местах виднелись кости, и эта проказа была неизлечимой. Божией же милостью и Пречистой Богородицы и молитвами преподобного отца Мартиниана в один момент оказался он совершенно здоров, никакого не имея изъяна. Отпала, как кора, повязка, и обнажилось тело, чистое, как у маленького ребенка.

Старци же и братиа, сиа видьвъ и самого того болнаго отнюд здрава суща, сказашя игумену, пришедшу от царьствующаго града. И игумен же сие извѣстно опытавъ и от того самого, о немже чюдо сие бысть, прославихомъ Бога и Того Пречистую Богоматерь и его угодника чюдотворца Мартиниана.

Старцы же и братия, увидев это и самого того больного совершенно здоровым, сказали игумену, пришедшему тогда из царствующего города. И игумен внимательно проверил это на самом том, с кем это чудо произошло, и мы прославили Бога, и Его Пречистую Богоматерь, и угодника Его, чудотворца Мартиниана.

Богу нашему слава нынѣ и присно.

Богу нашему слава ныне и присно.


[1] ...якоже иногда древле... пещися ими и промышляти. — Имеются в виду события, изложенные в библейских книгах Втор. 34, 1—12; Чис. 14, 29—31; 34—35; 27, 18—23.

[2] Мартинианъ родися ...... — Мартиниан родился ок. 1400 г.

[3] ...Олеш Павловъ, диакъ монастырскый. — Олеш, или Алексей Павлов, известен как писец некоторых книг, дошедших до нас в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря.

[4] И повелѝему святый книгамъ поучатися. — О работе Мартиниана с книгами свидетельствуют рукописи с подписью «Мартиниан» из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, хранящиеся теперь в Российской национальной библиотеке и в Русском музее.

[5] Сяма — село на пути из Вологды в Кирилло-Белозерский монастырь.

[6] Посемъ преподобный клирика его сътворяет... — Т. е. рукополагает в низший чин церковного клира, дьячка.

[7] ...Вожь езеро зовомо. — Озеро Воже в 100 км к северо-востоку от Кириллова монастыря.

[8] Тамо убо пустынное и безмлъвное начинает житие. — Вожеозерский Чарондский Спасо-Преображенский монастырь был основан Мартинианом между 1427 и 1438 гг., упразднен в XVIII в.

[9] ...и книгами украсивъ... — Опись книг Вожеозерской церкви сохранилась (РНБ, ОСРК, Q. IV, № 391, л. 7—7 об.).

[10] ...князю Михаилу Андреевичю... — Михаил Андреевич Верейский (ум. в 1486 г.), младший сын Андрея Дмитриевича Можайско-Верейского, внук Дмитрия Донского. В середине XV в. Белоозеро входило в его вотчину.

[11] ...и сродникомъ его... — В 1-й редакции Жития Мартиниана вместо «сродников» называется «Иван Андреевич» — князь Иван Андреевич Можайский, брат Михаила Андреевича, известный как союзник Дмитрия Шемяки в борьбе с Василием Темным.

[12] «Аще дано будет много, много и взыщется от него». — Лк. 12, 48.

[13] ...добродúтелныя плоды... якоже земля благоплоднаа... — Ср.: Мф. 13, 8; Мк. 4, 3; Лк. 8, 5.

[14] ...и очьчинныя земли дающе с крѣпкыми грамотами и печатьми... — Эти грамоты сохранились.

[15] ...на игуменствѣ болѣ 20 лѣтъ... — По-видимому, это описка, и следует читать «12» лет.

[16] ...князю Василию Василиевичю... — Великий князь Московский и всея Руси Василий II Васильевич Темный (1425—1462). В 1446 г. в ходе борьбы за великое княжение был по приказу Дмитрия Шемяки схвачен в Троице-Сергиевом монастыре, привезен в Москву и ослеплен (отсюда его прозвище Темный). В качестве гарантий отказа от притязаний на Московский престол Шемяка взял у него так называемые «проклятые грамоты», в которых Василий Темный призывал на себя проклятие в случае, если возобновит борьбу против него. Особое благоволение Василия Васильевича к Кирилло-Белозерскому монастырю объясняется тем, что игумен этого монастыря Трифон освободил его от этой клятвы. Это развязало Василию руки, и он в союзе с Борисом Александровичем Тверским, а также отрядами литовцев и татар вернул себе московский великокняжеский престол.

[17] ...к Живоначальнѣй Троици в Сергиевъ монастырь... — Монастырь, основанный в 1340 г. преподобным Сергием Радонежским; один из самых значительных духовных и культурных центров Древней Руси, ныне — Троице-Сергиева лавра.

[18] ...Каинъ братоубийца... — Убийца своего брата Авеля, о котором рассказывается в Библии, см. Быт. 4, 2—8.

[19] ...князь Димитрей Шемяка... — Князь Дмитрий Юрьевич Большой Шемяка, — сын Юрия Дмитриевича Галицкого, дяди Василия Васильевича, князь Галицкий. После смерти Юрия (1434 г.) поддержал Василия Васильевича против своего старшего брата Василия Косого, а с 1446 г. активно повел собственную борьбу с Василием Васильевичем за великокняжеский престол. В 1552 г. бежал в Новгород, где и был при посредстве московского дьяка Степана Бородатого отравлен собственным поваром.

[20] Углич — древний город, расположенный недалеко от Ярославля; после 1434 г. был во владении Димитрия Шемяки.

[21] ...с великою княгинею и з дѣтьми. — Великая княгиня Мария Ярославна, дочь серпуховского князя Ярослава Владимировича, великая княгиня московская (1433—1485); дети — сыновья: старший — Иван, будущий великий князь Иван III (1462—1505), второй — Юрий, удельный князь Дмитровский (1462—1473); третий — Андрей Большой, родился в Угличе в 1446 г., с 1462 г. удельный князь Угличский и Звенигородский, погиб, заточенный Иваном III, в 1493 г.

[22] ...великую княгиню Съфию... — Софья Витовна, дочь великого князя Литовского Витовта, жена Василия I Дмитриевича, великая княгиня Московская (1392—1453), мать Василия II Васильевича.

[23] ...на Чюхлому отсла... — Чухлома, город в Галицком уезде, владение галицких князей, в то время Димитрия Шемяки.

[24] «Аще не Господь съзиждеть дому, всуе трудится зиждяй». — Пс. 126, 1.

[25] Вологда — город Вологда впервые упоминается в летописи под 1147 г., с конца XI в. находился под властью московских князей.

[26] ...милостивъ бо Господь Богъ, кротким и смиренным сръдцы дает царство и власть... — Ср.: Пр. 3, 34; Иак. 4, 6.

[27] ...ис Черкасъ приидошя з двема царевичи... — Сыновья татарского хана Махмета (Улу-Мухаммеда), Касым и Якуп, с которыми у Василия Темного завязались дружественные отношения, когда он был в плену у их отца и обещал значительный выкуп (1445).

[28] ...книгу Лѣтописчиа Русскыа земля... — Об этих событиях повествуется в нескольких летописных сводах.

[29] Нѣсть бо, нѣсть лзѣ... заточену быти... — Цитата из летописи, восходящей к Московскому летописному своду 90-х гг., возможно Вологодско-Пермской летописи.

[30] ...«Ты, Господи, сердцевидче»... — Деян. 1, 24.

[31] ...«аще бы врагъ поносилъ ми, претръпѣлъ бы ему убо, аще бы ненавидяй мя на мя велерѣчевал, укрылъ бых ся от него». — Пс. 54, 13.

[32] ...«Господь умудряетъ слѣщаь... — Пс. 145, 8.

[33] ...«дает премудрость»... — Пр. 2, 6.

[34] ...великому князю Тферскому Борису Александровичю... — Борис Александрович, великий князь Тверской (1425—1461), в борьбе за великокняжеский престол союзник сначала Дмитрия Шемяки, затем — Василия Темного.

[35] ...великаго князя Иоанна... — Иван III Васильевич, сын Василия Темного, с 1462 г. великий князь Московский, проявил себя как умный политик и талантливый военачальник; добился больших успехов в централизации вокруг Москвы великорусского государства.

[36] ...и укрѣпишася между собой. — Князь Иван был обручен с малолетней дочерью Бориса Тверского Марией, ставшей затем его первой женой. Это обручение как условие помощи Василию Темному Бориса Александровича Тверского отмечает и Устюжский летописец.

[37] ...благословляеть его и повелѣваетъ итти противу супостата... — Мартиниан благословил Василия Темного на борьбу с Димитрием Шемякой следом за игуменом Кирилло-Белозерско-го монастыря Трифоном (о благословении князя игуменом Трифоном говорит летопись).

[38] ...на Волоцѣ стоит. — Т. е. у города Волоколамска.

[39] Галич — город, после 1441 г. принадлежавший Димитрию Шемяке.

[40] Новъградъ Великий — Новгород, в то время столица самостоятельного государства, из двух претендентов на московский стол предпочитал галицкого князя Димитрия Шемяку.

[41] ...и тамо... смерть бѣдную приать. — Схожую трактовку причины смерти Димитрия Шемяки дают Ермолинская и Львовская летописи.

[42] ...в Юрьеве монастырь. — Монастырь в 3 км к югу от Новгорода, основанный в 1030 г.

[43] ...пятому по Сергии чюдотворцѣ. — Пятый игуменом Троице-Сергиева монастыря после Сергия Радонежского был Досифей (1446—1447).

[44] ...и дасть ему игуменство... в Сергиевѣ монастыри. — Мартиниан стал игуменом в Троице-Сергиевом монастыре в 1447 или 1448 г.

[45] В него же мѣсто... владычьство дръжалъ. — Неточность автора: игуменами в Ферапонтовой монастыре после Мартиниана были Герман и Иоаким. Ученик и постриженник Мартиниана Филофей стал епископом Пермским в 1471 г.

[46] ...не помяну Иоанна Златоуста... лвовѣ подобися... — Иоанн Златоуст (IV—V), один из отцов Церкви, проповедник, автор слов и поучений, один из творцов Литургии. Его сочинения пользовались на Руси большой популярностью. В данном случае — цитата из книги Притчей Соломона 19, 12.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!