ЖИТИЕ МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО 3 страница



Преподобный подумал, посоветовался с людьми и решил переселиться с ними на реку, называемую Унжа. Малолюдный то был край, был там лишь небольшой городок. И он сделал так с Божьей помощью. И так он пустился в путь, а народ шел за ним, как родные дети идут за своим отцом. Блаженный много поучал народ о божественных заповедях и утешал от Святого Писания: «Не горюйте, детки, о случившейся с нами за грехи наши беде: видит Господь печаль нашу и даст нам помощь как захочет». Народ же радовался его словам, радовался и тому, что блаженный шел с ними.

И сице продолжащеся путное шествие, зане бѣ мѣсто то яко отстояния имать от оного мѣста, идѣже чающе блаженный преити шествие свое на рѣку глаголемую Уньжю, и еже глаголю быти 240 и множащая поприщь. Нутренею пустынею и непроходными болотами идяху страха ради поганыхъ.

Долгим был их путь. Более 240 поприщ отделяло их от того места на реке Унже, куда хотел прийти блаженный. Шли «внутренней пустыней», непроходимыми болотами — из-за страха перед нападением поганых.

Богу же прославляющу угодника своего. Бысть же недостатка хлѣба въ народе томъ, има же гладом тающая и бѣ има скорбь велия, яко ни у единаго что снедну обрѣстися. И абие Божиимъ мановениемъ обретоша народи дивия звѣря глаголемый лось. И яша его жива молитвами преподобнаго, и благословение прося от святаго, хотяща его заклати на пищу. Святый же возбраняюще имъ, не бѣ бо тогда приспѣ время християном мяса ясти, якоже бысть тогда постъ святыхъ апостолъ Петра и Павла,[22] еще же не прешедшу 3 дни святаго поста. Преподобный же глаголюще има: «Днесь не скорбите, чада моя. Аще Господь хощетъ, и той препитаетъ ны въ пустыни сей, токмо не разрѣшайте святаго поста до дни святых апостолъ». И тако заповѣдуя народу: «Отрешити ухо лосю и пустити его во своя жилища». И рече: «Якоже хощет Богъ, в день той зверь ваю будет вама». Люди же те сотвориша по словеси святаго, отрешающе ухо и пусти его во своя жиры.

Тогда-то Бог снова прославил угодника своего. Кончился у идущих хлеб, люди таяли от голода и были в великой скорби: ни у кого не нашлось никакой еды. И тогда Божьим мановением нашли люди дикого зверя, называемого лось. По молитве преподобного поймали его живым и стали просить благословения у святого, желая употребить лося в пищу. Но святой запретил им, так как еще не наступило время, когда христианам можно было есть мясо: был пост святых апостолов Петра и Павла, не прошло еще трех дней поста. Сказал при этом преподобный людям: «Не скорбите, чада мои. Если Господь захочет, он прокормит вас в этой пустыне — только не прерывайте святого поста до дня святых апостолов». И так заповедал народу: «Отрежьте ухо лосю и отпустите. Зверь будет ваш, когда захочет того Бог». Люди так и поступили: отрезали зверю ухо и отпустили его пастись.

Преподобный же щедритъ, но еже паче ихъ зѣло оскорбляяся, яко не могий видѣти томимыя гладом, и моляшеся Богови, яко да поможетъ им Господь избавиться, дние тѣ без порока преити от глада того. Народи же моляше святаго, яко да о нихъ молитву сотворит Богу и не злѣ гладом погибнутъ въ пустыни сей. И тако идяща 3 дни и 3 нощи, ничесоже кому что въкушающа. Святый же утѣшая их глаголя: «Не скорбите, чада моя, но паче молите благодать Божию, яко прекоръмивыи Богъ Израиль 40 лѣтъ въ пустыни манною,[23] понеже тако и нынѣ ваю может Богъ препитати от глада въ пустыни сей, вся бо сия сотворена от живодательныя десницы Божия».

Преподобный жалел людей и очень скорбел, видя их, томимых голодом, и молился Богу, да поможет Господь спастись и прожить эти дни голода без ущерба. Народ же просил святого: пусть он молится за них Богу, да не погибнут они злою смертью в этой пустыне. И так шли они три дня и три ночи без еды. Святой утешал их, говоря: «Не скорбите, дети мои, но молите благодать Божию: Бог, прокормивший весь народ Израильский в пустыне манною в течение 40 лет, и вас прокормит в этой пустыне — все сотворено живодательной десницей Божией».

Преспѣвшу же дни тому честному празднику святыхъ апостолъ, и тако блаженный уклонився внутрь пустыни и воздѣвъ на нѣбо руцѣ свои и рече: «Хвалю тя, Господи Исусе Христе, благословенный Боже! Призри с высоты святыя твоя! И воистину, „всяко дыхание благословитъ тя"[24] и всяка тварь славитъ тя! Услыши моление недостойнаго раба твоего и по множеству милости твоея призри. Ты убо, Господи, прекоръмивый пять тысящь въ пустыни народу пятию хлѣбом и двѣма рыбома, избытков наполниша 20 кош.[25] Нынѣ же, милостивыи Боже царю, призри на людии своя въ пустыни сей». Господь же готовъ во услышание молящихъся ему, призирая на рабы своя и не забывая творящихъ заповѣди его, и паки прославляя угодъника своего.

А когда наступил день честного праздника святых апостолов, блаженный ушел в пустыню и, воздев руки к небу, промолвил: «Хвалю тебя, Господи Иисусе Христе, благословенный Бог! Призри с высоты святой своей! Воистину, „все дышащее да хвалит Господа”, и все, сотворенное тобой, благословляет тебя! Услышь моление недостойного раба твоего и по великой милости твоей исполни его. Ты, Господи, накормил 5 тысяч человек в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами и при этом в избытке были 20 коробов пищи. Ныне же, милостивый Боже, взгляни на людей своих в этой пустыне». Господь же, готовый услышать молящих его и помочь своим рабам, не забывает живущих по его заповедям. И снова прославляет он угодника своего.

Народи же от глада зѣло изнемогающа, и тако по пророчеству святаго чающе въ день той пищи. И абие молитвами святаго внезапу во утрия празднику святыхъ апостолъ ураниша зверь той дивий лось обрѣтеся въ народе. И паки народи яша его жива, и познаста его яко той же лось: бѣ ухо имый отрешено. И чюдишася преподобному, яко збысться проречение святого! И тако ведоша его ко блаженному. Святый же благословивъ его и повелѣ заклати народу на пищу. И глаголя има святый: «Чада моя, отселе не имате скорбѣти, яко Господь препитаетъ вы». Народи же возрадовашася радостию велею и вси насытишася, похвалиша Бога и угодника его преподобнаго Макария. И оттоле же не токмо то едино творяще народи, но по вся дни обрѣтающе пищу народи молением и молитвами святаго, овогда лося, иногда же еленя. И тако доидоша мѣста, питаеми молитвами преподобнаго, радующеся и славяще Бога и угодника его преподобнаго Макария.

Народ изнемогал от голода, но по пророчеству святого ожидал в тот день пищи. И вот, по молитвам святого, поутру в день праздника святых апостолов встали рано, и вдруг тот дикий лось снова оказался среди них. Люди же поймали его живого и увидели, что тот самый лось: у него было отрезано ухо. И удивлялись они преподобному: сбылось его предсказание! И привели они лося к блаженному. Святой благословил зверя и велел заколоть его и употребить в пищу. И произнес при этом: «Дети мои, не скорбите более, вас пропитает Господь!» Народ возрадовался великой радостью, все насытились и хвалили Бога и угодника его преподобного Макария, и с тех пор каждый день народ обретал пищу молением и молитвами святого; иногда это был лось, иногда — олень. И так, питаемые молитвами, радуясь и славя Бога и угодника его преподобного Макария, дошли все до конца пути.

Прииде же святый от пленения ко граду глаголемей Уньжи. Народи же града того с велиею честию срѣтоша его, понеже вѣдыи его мужа свята и честна, и житием по Бозѣ преходяй. И тако гражане зѣло возрадовашеся радостию велиею о пришествии к ним блаженнаго. Преподобный же от младыхъ ноготъ любяше безмолвное пребывание, яко пустыннолюбивая горлица. По Лѣсьтвичникову словеси:[26]* «Вкусивыи горняя и удобь преобидитъ дольняя».

Пришел святой из плена к граду, называемому Унжа. Жители города встретили его с великими почестями: знали его как мужа святого и честного, ведущего жизнь по Богу. Все горожане сильно обрадовались приходу к ним блаженного. Преподобный же от младых ногтей любил безмолвие и жизнь, подобную той, которую ведет пустыннолюбивая горлица. Как говорил Иоанн Листвичник: «Вкусивший горнего — легко отвергает дольнее».

И ту вопрошающе ему от граженъ, яко да извѣстно кто увѣсть мѣсто, идѣже аще потреба суть молъчанию. Гражане же повѣдаша ему мѣсто достойно молъчанию быти и отстоящу ему от града того 15 поприщь. Никтоже ту от живущихъ обрѣтахуся, но мѣсто гладко и ровно, красотою цвѣтуща, по скрай езера близъ рецѣ Уньжи. Блаженный же тоу водворивъ себѣ въ пустыню, благослови мѣсто то. И водрузи Крестъ Господа нашего Исуса Христа и помале ту кѣлию возградивъ себѣ, и тако во глубоцѣ старости подвизася противу невидимаго супостата диавола. Любяи же Господа своего, сей пребываетъ въ тисе безмолвнѣ местѣ, чающе Владыки своего пришествия.

Спросил Макарий горожан, нет ли в окрестностях места, которое бы подошло безмолвствующему монаху. И горожане показали ему подходящую местность в 15 поприщах от города. Это был берег озера вблизи реки Унжи, ровный и очень красивый; никто там не жил. Блаженный благословил эту пустыню и поселился в ней. И водрузил он Крест Господа нашего, и вскоре построил себе келью, и жил здесь до глубокой старости, борясь с невидимым врагом — дьяволом. Любя Господа своего, пребывал он в тихом и пустынном месте, ожидая пришествия своего Владыки.

О исходѣ души святаго преподобнаго чюдотворца Макария Желътоводъцкаго

О исходе души святого и преподобного чудотворца Макария Желтоводского

Егдаже блаженному сему отцу нашему Макарию ко Господу отити въ некончаемый вѣкъ (по пророческому словеси, «честна предъ Господѣмъ смерть преподобныхъ его»[27]), егдаже предастъ блаженный духъ свой в руцѣ Господови, тогда наполнишася благовония градъ той, не якоже бѣ единъ градъ той благаго дара пополнися, сущим же и по весемъ града того. Егда же гдѣ кто кождо идяше и стояше или седяще, то всяка душа тогда благия воня наполънися окрестъ града того, яко от кандила напояеми. И познаша преподобнаго отшествие ко Господу, и тако вси до единаго кождо ихъ стекошася во градъ на честное успение его. Тогда мнози аще кто одержимъ бѣ коею болѣзнию, и тако молитвами преподобнаго прияша прощение. И весь народъ идяше по нем со свѣщами и с кандилы плачющуся, яко таковаго свѣтильника лишистася и учителя. И тако честно на главахъ несоша святого народи въ пустыню, еже отстояние бѣ 15 поприщь от того града, идѣже самъ блаженный любляше безъмолъствовати и зъ братию. И тако погребоша его честно и разыдостася восвояси, славяще Бога и угодника его преподобнаго Макария. Житъ же святой 95 лѣт, ко Господу отиде месяца июля в 25 дни, чернечества его лѣтъ 63,[28] неуклонно работая день и нощъ.

Когда блаженный отец наш Макарий отошел ко Господу в нескончаемую жизнь (по словам пророков, прекрасна перед Господом смерть праведных), когда передал он свой блаженный дух в руки Господни — наполнился благовонием город, благим этим даром наполнились и окрестности. И душа каждого человека, пребывавшего в городе и поблизости от него, наполнилась благовонием, как из кадила. Все поняли, что это преподобный отходит ко Господу, и все до единого стекались в город, где было честное его успение. Тогда многие, одержимые какой-нибудь болезнью, приняли прощение молитвами преподобного. И весь народ шел за гробом со свечами и с кадилами, плача о том, что лишились такого светильника и учителя. Понесли святого со всеми почестями, на главах, в пустыню на расстоянии 15 поприщ от города, где блаженный любил безмолвствовать со своею братией. Там погребли его с почестями и разошлись, славя Бога и угодника Божия преподобного Макария. Жил святой 95 лет, к Богу же отошел 25 июля. Монашеская же его жизнь и неуклонная работа днем и ночью продолжалась 63 года.

О христианине, како избави от нечистаго духа святый Макарий дщерь его

О некоем христианине и о том, как его дочь была избавлена от нечистого духа святым Макарием

Бѣ нѣкто унежестей христианин именем Феодоръ, имѣя дщерь у себе единочадую. Божиим попущениемъ навѣту бывшу отроковице от диавола: многажды убо нечистому духу поражати ю, понеже и ослѣпи ю.

Жил в Унже некий христианин по имени Федор, и была у этого Федора единственная дочь. Божиим попущением эта отроковица была подвержена козням нечистого духа: много раз дьявол поражал ее и в конце концов ослепил.

По днехъ убо нѣкихъ мужъ той Феодоръ, бысть же ему отшествие от дому своего прецарствующему граду Москвѣ, и тамо ему куплю творяше, помышляя же себѣ, яко да купитъ утвари отроковицѣ на исцѣление очию ею. И возъдохнувъ же, убо ему глаголющу себѣ: «Кий нам успѣхъ будетъ, яко да от твари и дѣла рукъ человеческихъ помощи требуя? Аще ли от того поможения ищу, то како от Владыки Христа милость обрящу? Увы мнѣ, грѣшному, согрѣшивый предъ Господемъ Богомъ моимъ. Вѣмъ бо азъ, яко да близъ веси нашея въ пустыни живетъ великий отецъ Макарий Желтоводъскии. Аше отселѣ прейду путная шествия къ дому моему, и тако приведу отроковицу ко преподобному, и яко да за ню молитву сотворитъ къ Богу, исцѣлѣтъ дщерь моя». Супругѣ же его того дни тоя годины начатъ себѣ тако же помышляти, яко: «Да господин мой приидетъ от путнаго шествия, и тако ведем я ко святому старцу отроковицу. И да за ню молитву сотворитъ къ Богу, и абие исцѣлеетъ отроковица наю».

Однажды Федор отправился из дома в царствующий град Москву по торговым делам; надеялся он купить там средство для исцеления очей отроковицы. Но, вздохнув, сказал он себе: «Какая может быть помощь от сотворенного и от дела рук человеческих? Если ищу я помощи от людей, то найду ли я помощь у Владыки Христа? Увы мне, согрешил я перед Господом Богом моим. Ведь знаю я, что недалеко от нашего города в пустыне живет великий отец Макарий Желтоводский. Когда приеду домой, то поведу отроковицу к преподобному; он сотворит молитву Богу, и исцелится моя дочь». И супруге его в тот же час пришла эта мысль: «Когда приедет господин супруг мой из своей поездки, отведем мы дочь ко святому старцу. Пусть он за нее помолится Богу, и исцелится девочка наша».

Прииде же мужъ той Федоръ въ домъ свой и воспомяну обѣтъ свой, еже обѣщавеся ко блаженному вести отроковицу на исцѣление. Сия же слышавъ супруга его таковая глаголы от мужа своего и нача повѣдати ему день той и часъ годины тоя, и яко же она къ себѣ помышляше молитвъ ради ко преподобному вести отроковицу на исцѣление.

Вернулся Федор домой и вспомнил о своем обете — отвести дочь к святому на исцеление. Услышала об этом супруга и поведала ему, что в тот же час и день и ей пришла мысль отвести отроковицу для излечения к преподобному, чтобы он помолился за нее.

Мужъ же той Федоръ разумѣвъ сия, яко Божию промышлению быти, хотяи Господь угодника своего прославити. И повелѣ супруге своей дары учредити преподобному; въземъ дары и отроковицу с материю и всади я на свой скотъ, и пойдеве ко блаженному въ пустыню.

Понял тогда Федор, что это Божий замысел, желает Господь прославить своего угодника. Приказал он супруге собрать дары преподобному; взял он эти дары, посадил на повозку отроковицу и ее мать и поехал ко блаженному в пустыню.

Достигше убо има въ пустыню и благословения сподобистася от святого, и паки нача молити преподобнаго о отроковице тоя, яко за ю молитву сотворитъ къ Богу. Преподобный же смирена повѣда себѣ быти и глаголя има: «Азъ рабъ грѣшенъ есмь». Има же наипаче съ прилежаниемъ святого моляше. И повѣда вся бывшая о отроковицѣ, како беснуется и како ослѣпи ю диявол девицу. Святый же приклонися на милость, въземъ крестъ и знамена отроковицу, глаголя има: «Вѣру ваю спасета, чадца моя». И абие въ той часъ отпаде от очию ея яко чешуя велия, и дастъся свѣтъ очию еи молитвами преподобнаго. И тако же бысть здрава от недуга своего от того часа молитвами святаго.

Достигнув пустыни и удостоившись благословения святого, начал просить его, чтобы помолился он Богу об отроковице. Преподобный же со смирением сказал им: «Я грешный раб». Тогда стали просить его еще более настойчиво. Поведали все, что было с отроковицей: как бесновалась она и как ослепил ее дьявол. Святой пожалел девицу. Взял он крест, перекрестил ее и сказал: «Верой вашей спасется, дети мои». И тотчас же от глаз отроковицы отпала как бы чешуя, и вернулось к ней зрение. Помогли отроковице молитвы преподобного. И с того часа выздоровела она от своего недуга.

Мужъ той Федоръ съ супругою и со дщерию своею благодаря Бога и угодника его преподобнаго Макария идоста въ домъ свои, радуяся и славяще Бога.

Федор с супругой и дочерью отправились домой с радостью, благодаря Бога и угодника его преподобного Макария.

Лѣта 7 тысяч тридесятого, месяца июля въ 5 день на память преподобнаго отца нашего Афанасия Афоньскаго

5 июля 1522 года в день памяти преподобного Афанасия Афонского

Бысть за умножение ради грѣхъ нашихъ велие належание от поганыхъ варваръ Унежескому граду. Прииде велия рать поганыхъ ко граду тому и хваляхуся истиннии врази креста Христова град той взяти. И объступившу же убо има всюду погании градъ той, бѣ бо числомъ их 20 тысящь.

В этот день, в наказание за множество наших грехов, городу Унже случилась великая напасть от язычников. Подошла к городу большая рать поганых, и хвалились враги Христовы взять его. Окружили они Унжу, а числом их было 20 тысяч.

Малъ бѣ градъ той, но зѣло велика и крѣпка помощьника себѣ имѣя блаженнаго отца нашего Макария Желътоводъцкаго и еже градъ той возлюби и къ нему прииде и в нем же отдастъ дух свой в руцѣ Господеви.

Невелик город Унжа, но имеет великого и крепкого помощника — блаженного отца Макария Желтоводского, который возлюбил этот город, пришел сюда, здесь же и передал душу свою в руки Господа.

Сия же погании, велия безъстудъство имѣя, напрасно ко граду приступая: овогда стрѣляюща, а овии зажигающе. И тако 3 дни и 3 нощи неослабно борющеся со града съ варвары. Бысть же страху и ужасу велию во градѣ томъ.

Эти дерзкие варвары стремительно подступали к городу; некоторые из них стреляли, некоторые поджигали дома. Три дня и три ночи неослабно сражались с ними защитники Унжи. Наступил в городе великий страх и ужас.

Воеводе же Феодору именемъ Супоневу совѣтъ сотворше со гражены, вопрошающе гражанъ, какъ избыти налѣжащия сия бѣды от варваръ. Гражане же повѣдаша ему о чюдесехъ преподобнаго Макария, како изъбавляетъ градъ той от варваръ: «Довольно, господине Феодоре, о чюдесѣх святаго писанию предати, яко первие того бысть намъ велие належание от варваръ, и тако много приходяще варвари ратию ко граду тому и покушающеся ему многа зла сотворити, но никакоже возмогоша, молениемъ и молитвами чюдотворца Макария. Овогда минуя градъ нашъ, иногда же мало стояше, и тако бѣжаще. Намъ же нѣкогда от нихъ яху воини ихъ и вопрошахъ ихъ, зане что одаль града наю ходяща, и почто невозмогоста подъ градом быти? И тако варвари повѣдаху нам: овогда градъ той видѣху в руцѣ святаго держаща, а овогда же во облацѣ видяста его, иногда же яко на кони преподобнаго ѣздящя, и тако от града отсылающе варъвари».

Воевода города Федор Супонев созвал тогда горожан на совет, спрашивая, как избыть им беду варварского нашествия. Тогда горожане поведали ему о чудесах преподобного Макария и о том, что ранее уже избавлял он город от варваров: «Достойны, господин Федор, чудеса святого того, чтобы их записать, ибо уже и прежде нападали на нас варвары, хотели сотворить много зла, но не могли: святой Макарий молился за город. Иногда враги проходили мимо Унжи, иногда осаждали, но все равно бежали; мы же от них не бежали никогда. Однажды взяли в плен мы их воинов и спросили, почему их войско ходит вдали, почему не подходит? Варвары отвечали, что видят они, как святой либо держит город в руках, либо на облаке видят его, а иной раз преподобный ездит на коне и так отгоняет варваров от города».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!