Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой 13 страница



И вновь отпустила его болезнь, и стал он присутствовать на службе. И по Пасхе на четвертой неделе в пятницу понял, что вскоре окончательно отойдет к Господу, и повелел вести себя в церковь к Божественной литургии. По окончании службы причастился блаженный Святых и Животворящих Тайн и вновь в субботу начал крайне изнемогать телом, душой крепкий. Пришли же к нему игумен Лаврентий и вся братия и, видя его изнемогающим и собирающимся отойти к Господу, сильно скорбели: если могли бы, умерли бы вместе с ним от великого усердия и любви, которую имели к святому. Говорили же некоторые из его учеников, рыдая: «Так как оставляешь нас, отче, и к Господу отходишь и не будет тебя с нами, многие из нас переселятся из места сего». Святой же, утешая их, говорил: «Не скорбите, братья и дети мои, мне бо пришло время почить о Господе, предаю же вас Богу и Того Пречистой Богоматери, Тот да сохранит вас от всех искушений лукавого. И ученик мой игумен Лаврентий да будет вам вместо меня, и чтите его, как меня, он ваши недостатки исправит». Это и другое многое, утешая их, говорил, и о сем молил, да не будет в них никаких раздоров и свар, об этом много пекся и когда еще был здрав. Вся же братия к нему приходила и целовала его со слезами, прося последнего у него благословения. Он же как чадолюбивый отец всех целовал, всех миловал, всем оставлял последнее благословение и сам просил у всех прощения. И молил их, говоря: «И о мне грешном, господа мои, Бога молите, да вашими молитвами получу от Христа Бога милость в день славного его пришествия». И повелел некиим из братии читать часы и канон Иисусов и Пречистой благодарственный канон акафист, и к тому еще канон великомученице Екатерине. По совершении же правила встал, взял кадильницу с фимиамом и покадил святые иконы и всю братию, туда пришедшую. И снова лег, молясь о своем исходе и нисколько не печалился, но более надеждою о будущих благах веселился. И святую и трудолюбивую душу мирно и тихо Господу предал, в то время как была молитва на устах его, и так от здесь пребывающих перешел он в вечную жизнь. Братья же, тогда на уход отца с умилением взирая, оплакивали то, что лишаются учителя, все со скорбью здесь предстояли. Было же лицо его светло, будто бы не умер святой, но спит, ибо непорочное имел житие.

Престави же ся блаженный Корнилие по Пасцѣ в пятую неделю въ время заутрении въскресныа, на память святаго священномученика Патрикиа Прусийскаго.[57] Игумен же Лаврентие съ всею братиею того священныа мощи на одрѣ положивше честно и на своих главах въ церковь несоша, съ всякою подобающею честию и псалмопѣниемъ отца провожаху съ многыми слезами, и мало нѣчто от печали премѣнившеся, въскресную службу съврьшиша.

Преставился же блаженный Корнилий по Пасхе в пятую неделю во время воскресной заутрени, на память святого священномученика Патрикия Прусийского. Игумен же Лаврентий со всей братией его священные мощи на одр с честью положили и внесли на своих главах в церковь, со всей подобающей честью и псалмопением отца провожали, со многими слезами, и, немного оправившись от горя, совершили воскресную службу.

Слышано же бысть игуменом въ окрестных обителех преставление блаженаго Корнилиа, и наутриа в понеделник снидошася и съвръшивше Божественую литургию, и съ прилучившимися игумены надгробное пѣние съ многою честию скончавше, и гробъ ископавше своима рукама и землею покрыша многострадалное и трудолюбное отца тѣло близ храма Введениа Пречистые в честнѣм его монастыри, егоже многым трудом снискав, лѣта 7046-го месяца маиа въ 19 день,[58] добрѣ упасшаго Богом врученную ему паству и на пажити животныа наставивъ. Таковии блаженнаго Корнилиа подвигы и исправлениа и чюдес дарованиа и исцѣлениа. Бяше же блаженый Корнилие тогда, егда приидѣ на мѣсто то, четыредесяти и единым лѣтом, и пребысть на мѣсте том четыредесять и едино лѣто; и събра множество братии, бѣ же их яко до девятидесят; научи же их благочестию и иночьскому житию, по преданию святых и блаженных и преподобных отець; и за едино лѣто преставлениа своего избра от них единаго ученика именем Лаврентиа и игуменом того постави; и пожит всѣх лѣт блаженый осмьдесят и двѣ лѣтѣ, в старости съвръшенѣ преставися к Богу.

Услышали же игумены в окрестных обителях о преставлении блаженного Корнилия и с утра в понедельник сошлись, и совершили Божественную литургию, и с прилучившимися игуменами со многою честью надгробное богослужение совершили, и выкопали своими руками могилу, <и положили туда гроб>, и землей покрыли многострадальное и трудолюбивое отца тело вблизи храма Введения Пречистой в честном его монастыре, который он сам создал многими трудами, 1538 года месяца мая в 19 день, хорошо упас Богом врученную ему паству и на пажити жизни наставив. Таковы подвиги и деяния, и чудотворения, и исцеления блаженного Корнилия. Было святому Корнилию сорок один год, когда пришел он на место то, и оставался он на том месте 41 год, и собрал он множество братий, было же их до 90 человек; научил он их благочестию и иноческому житию, по преданию святых и блаженных и преподобных отцов, и за год до преставления своего избрал одного из них, по имени Лаврентий, и поставил игуменом; и пожил блаженный всех лет восемьдесят и два, и в старости глубокой преставился к Богу.

О игумене Лаврентии

О игумене Лаврентии

По преставлении же блаженаго Корнилиа ученикъ его игуменъ Лаврентие з братиею молиша Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобнаго отца Корнилиа на помощь призываху, глаголюще: «О, преблажене отче Корнилие, аще получилъ еси дръзновение къ Богу, не забуди нас, чад своих, еже и събрал еси». По сем же игуменъ Лаврентие, яко же блаженый Корнилие заповѣда ему, еще сый живъ, тѣм съй вся елика видѣ отца своего собою и дѣлы исправити тщашеся. Поживе же въ всяком благочинии и смирении, съблюдаа своего житиа любомудрие, доволну преподавая зрящим ползу, и велико опасение и тщание имѣаше, яко да ничтоже разорится от законоположениа святых отець и отчя преданиа, въздержание же въ всем зѣло имѣаше и прочаа благаа исправлениа. И врученное ему о Христѣ стадо упасъ добрѣ, к вышним подвизатися сътворивъ, и отца своего блаженаго Корнилиа преданиа съблюдаа невредима, якоже наученъ бысть от него, ничтоже разорися им. Но тако бяше пребываа в постѣ и в молитвах и бдѣниих, безмлъствуа, к сим же и многы книгы написа своею рукою. И бяше видѣти житиа его образ доволенъ къ извѣщению того добродѣтели, понеже смиренаа гоняше въ всем, къ Божии любви весма себе издавша, тѣмже и вся о Христѣ възможе. Жив же в том добром настоятелствѣ по преставлении преподобнаго Корнилиа десять лѣт, къ Господу отиде, егоже от юности възлюби, месяца маиа въ 16 день.

По смерти же блаженного Корнилия ученик его игумен Лаврентий с братией молили Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца Корнилия на помощь призывали, говоря: «О, преблаженный отче Корнилие, если получил <милость у> Бога, не забудь нас, чад своих, которых сам собрал». Потом же игумен Лаврентий, как и заповедал ему блаженный Корнилий, когда еще был жив, старался поступать сам и дела свои совершать так, как и отец его. Пожил же во всяком благочинии и смирении, соблюдая в житии своем любомудрие, в полноте показывал видящим его пользу, и великое опасение и тщание имел, чтобы не нарушилось ничего от законоположений святых отцов и отеческого предания, воздержание же во всем имел большое и прочие благие деяния <совершил>. И врученное ему о Христе стадо хорошо упас, научив их стремиться к вышнему, и отца своего блаженного Корнилия предания соблюдал невредимыми, как и научен был от него, ничего он не нарушил. И так пребывал он в посте и в молитвах и в бдении, безмолвствуя, вдобавок же и многие книги написал своей рукой. Достаточно было видеть образ его жития, чтобы получить понятие о его добродетели, ибо был смирен во всем, предав себя полностью Божией любви, потому и все мог о Христе. Жил же тот добрый настоятель по преставлении преподобного Корнилия десять лет и отошел к Господу, которого от юности возлюбил, месяца мая в 16 день.

Многа же чюдеса, при животѣ бывшая блаженаго Корнилиа, множества ради иже многими лѣты бывшее писанию не предашася. Сиа мало нѣчто отчасти налисана быша токмо, да не вконець умолчана будут святаго повѣсти.

Многие же чудеса, при жизни бывшие блаженного Корнилия, из-за большого их числа и по прошествии многих лет не были записаны. Только это немногое написано было, чтобы не было окончательно забыто в рассказе о святом.

По преставлении же блаженаго Корнилиа в четвертое лѣто прослави Богъ своего трудоположника чюдесы, от нихже и написахом вмалѣ яже пред нами бывшая

По смерти блаженного Корнилия в четвертое лето прославил Бог своего трудоположника чудесами, из которых мы и написали немного, чему сами свидетелями были.

Нѣкый христианинъ монастырскый, живый близъ монастыря Корнилиева, именем Михаилъ, зовомый Дубовикъ, имѣяше сына именем Андрѣй, лѣт двадесяте и пяти. Внезаапу наиде на него духъ нечистый, начат же отрокъ онъ не смыслити. Отець же позна сына своего несмысляща и тужаше о нем. И по малѣ времени явися стражущему отроку блаженый старець Корнилие, глагола ему: «Что, небоже, не смыслиши, се бо ти прииде от нахожениа бѣсовъскаго, и много томимъ будеши. Но иди в дом Пречистыа Богородица в нашь монастырь, будет ти от Бога посѣщение ради Пречистыа Богородица. Способствуем же ти и мы». Отрок же онъ яко от ужаса начат сказовати отцу своему. Поат же отець отрока, приведе его в монастырь Корнилиевъ и умоли игумена и братию, да пребудет сынъ его в монастыри. Игумен же повелѣ пребыти. Нападоша же на него множество бѣсовъ, мучаще его и биюще, веляще ему въпити. Он же велием воплем кричаще и странны и страшны гласы испущаше. Приставници же его въдяще его въ церковь и къ гробу святаго старца, веляще ему молитися Богу и призывати в помощь старца Корнилиа, многажды и биюще его, дабы молился Богу. Он же преизлиха кричаше и неподобны и хулны глаголы вѣщаше. И глаголаше: «Что мя биете, не послушаю вас, ибо множество много людии биют мя лютѣ, не велят ми молитися, глаголюще: аще не послушаеши нас, то убием тя. Того ради не молюся, да не горцѣ уморят мя». И пребысть же в монастырѣ днии яко двадесят, велми томим, и помалѣ начат кротитися, и утишися, и здравъ бысть, и умом съвершен, и пребысть в монастыри нѣколико дний, отиде в дом отца своего, славя Бога и Пречистую его Матерь и блаженаго старца Корнилия.

Некий крестьянин монастырский, живший вблизи монастыря Корнильева, именем Михаил, по прозвищу Дубовик, имел сына по имени Андрей, 25 лет. Внезапно нашел на него дух нечистый, перестал он понимать что-либо. Отец же, увидев сына своего лишившегося ума, печалился о нем. И вскоре явился страждущему отроку блаженный старец Корнилий и сказал ему: «Что, небожий <человек>, не понимаешь, это пришло на тебя от нашествия бесов, и много страдать будешь. Иди же в дом Пречистой Богородицы в наш монастырь, <там> будет тебе от Бога посещение ради Пречистой Богородицы. Поможем тебе и мы». Отрок же тот, словно от страха, стал рассказывать отцу своему. Взял же отец отрока и привел его в монастырь Корнилиев, и умолил игумена и братию, да побудет сын его в монастыре. Игумен же повелел, чтобы побыл. Напало же на него множество бесов, и мучили его, и били, веля ему кричать. Он же сильно кричал и странные и страшные звуки испускал. Приставленные же к нему водили его в церковь и к гробу святого старца, веля ему молиться Богу и призывать в помощь старца Корнилия, часто же и били его, дабы молился Богу. Он же еще больше вопил и неподобные и хульные словеса выкрикивал. И говорил: «Что меня бьете, не послушаю вас, ибо множество людей бьют меня еще сильнее, не велят мне молиться, говоря: если не послушаешь нас, то убьем тебя. Из-за того не молюсь, чтобы еще больше не уморили меня». И оставался он в монастыре дней двадцать, сильно томим, и понемногу начал успокаиваться, и утих, и выздоровел, и ум к нему возвратился, и, побыв в монастыре несколько дней, отошел в дом отца своего, славя Бога и Пречистую его Матерь и блаженного старца Корнилия.

И се другое чюдо. Иного человека приведоша в монастырь, от христианъ монастырскых же, именем Прокопиа, зовомый Шестакъ, мучима от духа нечистаго. И не молящася Богу и не глаголюща ничтоже, но токмо лютѣ растерзаа себе и нападаше на водящих его. И приведоша его въ церковь, игумену же съ священиком и съ диаконом и о нем поющу молебенъ, и веляще и ему молитися. Оному же никакоже молящуся, ни глаголющу. Водящеи же его биаху велми, он же ухвати пръсты своя въ уста своа и грызяше. От церкви же его ведоша едва в келию. И се в нощи видит пришедша к нему старца Корнилиа съ крестом, и осѣнивша его крестом и рече к нему: «Прокопие, молися Господу Богу, и не будет ти зла от неприазнена духа, и не велю бити тя». Въскочи же болный онъ от видѣниа, повѣда водящим его, они же възрадовашася и на утренюю приведоша его в трапезу, бѣ бо зима. И прииде игуменъ навѣстити болящаго, изнемоглъ бо бѣ от многа томлениа бѣсовскаго и неядениа, и биениа, едва сѣдяше. И видѣ игумена, въскочи, начат глаголати: «Молю ти ся, не вели мя, господине, бити, уже бо молюся Богу, и Корнилие бо мя не велѣл бити». И сказа игумену, како явися ему старець Корнилие и крестом осѣни его. По заутреней же игуменъ съ всею братиею съборнѣ молебенъ пѣли. Человекъ же он здравъ бысть и съврьшен весь умомъ, отиде в дом свой, радуася, славя Бога и Пречистую Богородицу и блаженаго старца Корнилиа.

А вот иное чудо. Другого человека из монастырских крестьян привели в монастырь, именем Прокопия, по прозвищу Шестак, мучимого нечистым духом. И не молился Богу, и не говорил ничего, но только страшно терзал себя и нападал на водивших его. И привели его в церковь, когда игумен же со священником и с дьяконом о нем пели молебен, велели и ему молиться. Он же никак не молился, не говорил. Водившие же его сильно били его, он же запихнул себе пальцы в рот и грыз их, едва довели его из церкви в келью. И вот ночью видит он пришедшего к нему старца Корнилия с крестом, и осенил тот его крестом и сказал ему: «Прокопий, молись Господу Богу и не будет тебе зла от вражьего духа, и не велю бить тебя». Очнулся же тот больной от видения и поведал водящим его, они же возрадовались и на утреню привели его в трапезу, была же зима. И пришел игумен навестить болящего, изнемог бо тот от многого томления от бесов и неядения, и биения, едва сидел. И, увидев игумена, вскочил и начал говорить: «Молю тебя, господине, не вели меня бити, уже бо молюсь Богу, и Корнилий не велел меня бити». И рассказал игумену, как явился к нему старец Корнилий и осенил его крестом. По заутрени же игумен со всей братией соборно совершил молебен, человек же тот здрав был и совершен умом и отошел в дом свой, радуясь, славя Бога и Пречистую Богородицу и блаженного старца Корнилия.

Ин же человекъ Тарасие, уголскых князей[59] христианинъ, приведе сына своего, емуже имя Ефрѣм, боляща, в монастырь блаженаго старца Корнилиа, и не смысляща ничтоже, и стращащяся. Въ церкви же игумен молебен пѣлъ, и повелѣ его ко гробу вести преподобнаго отца Корнилиа молитися. Пребысть же отрок онъ три дни в монастыри, моляся в церкви и у гроба Корнилиева. И бысть здравъ и цѣлъ умом, отиде в дом къ отцу своему, славя Бога и Пречистую его Матерь и святаго Корнилиа.

Другой же человек Тарасий, крестьянин угольских князей, привел сына своего, именем Ефрем, больного, в монастырь блаженного старца Корнилия, и не понимал тот ничего, и пугался. Игумен же пел в церкви молебен и повелел вести его ко гробу преподобного отца Корнилия помолиться. Пробыл же отрок тот в монастыре три дня, молясь в церкви и у гроба Корнильева. И выздоровел, и стал цел умом, отошел в дом к отцу своему, славя Бога и Пречистую его Матерь и святого Корнилия.

Инъ христийнин именем Сапсонъ, живый близ Корнилиева монастыря, и лежа боленъ огницею, и изступи ума, нача несмыслити и уродовати в дому своем, мучим многими бѣсы, якоже послѣди нам сам исповѣда, глаголя: приидоша к нему многыя бѣсы и начаша его страшити и глаголати: «Приидутъ из монастыря многыа люди стрѣляти тебе». Он же начат износити ис клѣтей своих рухло, и метати посрѣди двора, и потом шед, ввержеся в кладязь, и хоти ся утопити. И по Божию смотрению увидѣ жена его, с плачем въскричала, и стекошася братиа его и иныа нѣкыа и едва извлекоша его ис кладязя. И всадиша и́ на скот, и привезоша его в монастырь Пречистыа, честнаго еа Введениа. И приводят его в церковь и къ гробу преподобнаго Корнилиа и с нужею веляху ему молитися, он же худѣ моляшеся. И немноги дни бывъ в монастыре, в суботу пред неделею всѣх святых[60] сведенъ бысть в сонъ тонокъ. Явися ему блаженый старець Корнилие, нося кресть, и знаменавъ его честным крестом, повѣлѣ ему встати и молити Христа Бога и Пречистую его Матерь призывати на помощь. Он же възбну от сна и абие в том часѣ измѣнися ему разум и бысть смыслен и начат познавати всѣх, бѣ бо преже не зналъ никого, и повѣдает разумно, яже видѣ. Слышавши же вси, прославиша Бога и Пречистую его Матерь и преподобнаго отца нашего Корнилиа. Человекъ же той мало ногами поболѣ, пребысть нѣкыа дни в монастыри, бысть здравъ, якоже и преже, и отиде в дом свой, радуяся.

Другой крестьянин именем Самсон, живший близ Корнильева монастыря, лежал, больной огневицей, и сошел с ума, стал безумствовать и юродствовать в доме своем, мучимый многими бесами, как потом сам нам поведал, говоря: пришли к нему многие бесы и начали его пугать и говорить: «Прийдут из монастыря многие люди застрелить тебя». Он же начал выносить из клетей своих вещи и бросать посреди двора и потом пошел и бросился в колодец, желая утопиться. И по Божию смотрению увидела жена его, с плачем закричала, и сбежались его братья и другие люди и едва извлекли его из колодца. И посадили его на скотину, и привезли в монастырь Пречистой, честного ее Введения. И привели его в церковь и ко гробу преподобного Корнилия, и силой заставили его молиться, он же плохо молился. И, пробыв несколько дней в монастыре, в субботу перед неделей всех святых, сведен был в тонкий сон. Явился ему блаженный старец Корнилий, держа крест, и, осенив его честным крестом, повелел ему встать и молить Христа Бога и Пречистую его Матерь призывать на помощь. Он же пробудился и сразу в то время вернулся ему разум, и стал все понимать, и начал узнавать всех, прежде же никого не узнавал, и рассказал разумно, что видел. Слышавшие же все прославили Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца нашего Корнилия. Человек же тот немного ногами болел, оставался несколько дней в монастыре и стал здоров, как и прежде, и отошел в дом свой, радуясь.

Ино чюдо. Инок именем Корнилие прииде из Володимеря[61] въ обитель Пречистыа Корнилиева монастыря, обдержим болѣзнию зубною два лѣта. И егда прииде въ обитель, начат его лютѣ мучити, злѣе прежняго, якоже ему многы дни ни ясти, ни пити, ни почивати. Лице же его и з главою отекло, яко всѣм зрящим на него ужасатися. И многых пыташе, аще свѣдят нѣкое художество къ врачеванию таковыя болѣзни, но никтоже възможе помощи ему. Прииде ему въ умъ, понеже слышал от многых, яко у гроба блаженаго старца Корнилиа мнози молитвами его недужнии исцѣлишася. Вѣру приимъ в сердци своем и, утаився после нефимона,[62] в вечеръ глубокъ прииде къ гробу блаженаго старца Корнилиа и тамо на многъ час помолися, глаголя: «Преподобне отче Корнилие, имаши дръзновение к Богу, молитвами твоими избави мя от болѣзни сеа». И тако болѣзненою душею и съкрушеным сердцем много молився и приложився къ гробу святаго старца, отиде в келию свою, томим лютѣ болѣзнию, и кричаше всю нощь, якоже и брату, живущему с ним, не могый трьпѣти вопля его и изыде ис келии. Немощный же брат, много томим болѣзнию, сѣде на лавици. И абие в тъи час нападе на него ужасъ, и явися свѣт велий в келии его, и видит старца Корнилиа с жезлом и глаголюща к нему: «Възляги на постелю твою, помилует тя Богъ». Немощный же брат отрицашеся, яко немощи ему възлѣщи болѣзни ради. Пакы же святый старець второе глаголеть ему то же: «Възляги и почий мало, помилует тя Бог». Онъ же, отвѣщав, рече с болѣзнию къ блаженому старцу: «О, отче, виждь лице и главу мою, каковъ отокъ. Како ми мощно приклонитися на постелю?» Святый же третицею рече ему: «Помилует тя Богъ, възляги». И пръстом показуа ему мѣсто. Немощный же брат егда повинуся преподобному старцу Корнилию, приклони главу свою на постелю, и в тъй час нападе на него и он уснул. По немногом же времени начали звонить к заутрене, и пришел к нему брат, живший с ним, начал его будить, ругая его и говоря: «Всю ночь не дал мне спать, и ныне к заутрене звонят, а ты спишь». Больной же услышал поношения брата и встал с ложа своего, и начал щупать руками свое лицо и зубы, и голову, и не ощутил никакой болезни. И пошел в церковь на службу, радуясь. И от того времени не донимала его зубная болезнь больше. И, услышав это от него, прославили все Бога и угодника его святого старца Корнилия.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!