Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой 2 страница



После того преподобный Кирилл весь предался Богу и взял на себя большие подвиги: трудом изнуряя плоть свою всякий день, бодрствуя и молясь неленостно в славословии всякую ночь, сонную леность отгоняя. И для воздержания плоти трудился руками своими, работая каждый день, вспоминая псаломское слово: «Виждь смирение мое и труд мой и отпусти все грехи мои». И так преподобный воздержанием смирял душу свою, а тело свое томил трудами и подвигами, что и преподобный Корнилий, и вся братия удивлялись великому его смирению и покорности, и такому в юности благонравию, и крепости, и бодрости, и много прославляли за все Бога. Преподобного же Кирилла, как ангела Божия между собой почитали, как светильник некий проносили; все его хвалили: одни — говоря о его смирении, другие же — рассказывая друг другу о великом его воздержании и посте. Но он, уже и в юности не желавший славы, предпочел подобно Аврааму уйти из земли своей и от рода своего, и идти в землю, где его никто не знал бы, и там прожить оставшиеся годы, никем незнаемый. Так, этим помыслом устраивал Бог его спасение.

 

О взыскании отрока

О взыскании отрока

 

Родителя же блаженнаго отрока много искавше во градѣ Галиче, и в ыныхъ градѣх, и во окрестных странах и весехъ, и не обрѣтше его, и плакастася о нем лютѣ, яко и по мертвомъ, в перси своя биюще. И заповѣдано же бяше по всей странѣ той, идѣже аще кто гдѣ видѣвъ или слышавъ таковаго отрока, да пришедши возвѣстят о немъ отцу его и мзду приимутъ о возвѣщении его.

Родители блаженного отрока много искали его в граде Галиче, и в иных городах, и во окрестных сторонах и весях, и, не найдя его, как о мертвом плакали о нем горько, в грудь себя ударяя. И приказано было по всей стороне той, если кто-нибудь где-нибудь увидит этого отрока или услышит о нем, то, придя, пусть известят отца его и получат вознаграждение за известие о нем.

 

Се убо минувши 7 лѣт не очютивше нигдѣже, аки нѣкоему бисеру, изгибшу и не обрѣташеся.[13] Пишетъ бо Лука во Святѣм Евангелии: «Никтоже свѣтилника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ или под одромъ полагаетъ, но на свѣщникъ возлагает, да входящеи видятъ свѣтъ. Нѣсть бо тайно, еже не явленно будетъ; ниже утаенно, еже не познается и въ явление приидетъ».[14] И не по мнозѣ же времени прииде старець Корнилиева монастыря, повѣда отцу его о блаженном отрокѣ, како прииде в монастырь ко преподобному Корнилию и приятъ иноческий чинъ, «житие же его бысть чисто и свято, имѢяху же его вси аки аггела Божия, всѣми хвалимо трудолюбезное его житие, по Бозѣ любовь имѣетъ ко всей братии, и послушание, и покорение, к тому же постъ и молитву.

Вот уже семь лет не могли его нигде найти, как бисер некий, пропал и не находился. Пишет же Лука в Святом Евангелии: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом или ставит под кровать, но ставит на подсвечник, чтобы входящии видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». И некоторое время спустя пришел старец из Корнильева монастыря, сообщил отцу его о блаженном отроке, что пришел он в монастырь к преподобному Корнилию и принял иноческий образ, жизнь же его чиста и свята, почитают его все за ангела Божия, все хвалят усердную его жизнь, в Боге любовь имеет ко всей братии, и послушание, и покорность, к тому же пост и молитву.

 

Отець же, яко услыша о блаженномъ отрокѣ, сынѣ своем, како случися ему, скоро тече к женѣ своей и сказа ей вся, како «сынъ наю „мертвъ бѣ и оживе, изгиблъ бѣ и обрѣтеся”».[15] Жена же рече к мужу своему: «Прости мя, господине, Бога ради. Скрыхъ от тебе и не повѣдах до сего дне о рождествѣ сына наю. Еще ему во утробѣ нерождену бывшу, во время божественаго пѣния вопиялъ три краты: „Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваофъ, исполнь небо и землю славы Твоея”.[16] И нападе на мя страхъ велий, и не повѣдах никомуже, уже бо нынѣ не могу терпѣти, раскалается утроба моя без чадия моего. Сыну мой драгий, како отиде от дому отца своего и не повѣдалъ матери своей, да не погубила бых доброты лица своего! Уже бо ми нанесе скорбь, матери своей, толико лѣтъ приятъ иноческий чинъ и не повѣдах ся, да не злѣ бы погибох. Нынѣ слышахъ о тебѣ, яко остави миръ и вся, яже в мирѣ сем, а возлюби аггельское житие, уже бо ми нынѣ нанесе радость таковую, и азъ послѣдую тебѣ, прииму аггельский чинъ, да причтена буду избранному стаду Царствия Небеснаго».

Отец же, когда услышал о блаженном отроке, сыне своем, что произошло с ним, тотчас пошел к жене своей и рассказал ей все о том, как «сын наш „мертв был и ожил, погиб и нашелся"». Жена же сказала мужу своему: «Прости меня, господин, Бога ради. Скрыла я от тебя и не рассказывала до сегодняшнего дня о рождении сына нашего. Еще до рождения, когда был он в моей утробе, во время церковного пения возопил он трижды: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, наполнил небо и землю славой Твоей”. И напал на меня страх великий, и не сказала никому, но теперь не могу терпеть, разрывается душа моя без чада моего. Сын мой дорогой, как же ты ушел из дома отца своего и не сказался матери своей, и не погубила бы я красоты лица своего! И тем причинил мне боль, матери своей, что столько лет принял иноческий образ и не поведал о себе, и я бы не погибла во зле. Ныне услышала о тебе, что оставил ты мир и все, что есть в мире этом, а возлюбил ангельское житие, и тем доставил мне ныне такую радость, что и я последую тебе, приму ангельский образ, чтобы войти в избранное стадо Царствия Небесного».

 

Паки рече жена к мужу своему: «Молю ти ся, господине, да возмеши от имѣния своего урочную часть сыну наю и на потребу братии и изыди, господине, в путь свой скоро в монастырь к преподобному Корнилию, и виждь сына своего». Христолюбивый же той мужь, слышавъ от жены своея таковая повелѣния, скоро въста, и взят часть от имѣния своего, и иде в путь свой, радуяся зѣло и славя Бога и Пречистую его Богоматерь. И прииде в монастырь той на взыскание сына своего, и повѣдаша ему мниси, яко «в монастырѣ сем сынъ твой прият аггельский образъ, Богу работаетъ, житие его свято, и всѣми любим бѣ добродѣтелнаго ради жития его». Слышав же мужь той скоро тече къ преподобному Корнилию, и припаде к ногама его, и рече: «Благослови мя, честный отче, се убо приидохъ помолитися Всемилостивому Спасу и Пречистой его Богоматери и твоей святыни поклонитися». Преподобный же рече: «Откуду, чадо, шествуеши долготу пути своего? Коего града и коей веси? И коея потребы ищеши во святѣй обители сей?» Уже бо видѣ его преподобный Корнилий таковаго мужа скорбна сердцем и дряхла лицем. И рече муж той: «Прости мя, отче святый, дерзнухъ приитти къ твоей святыни от града Галича, от дому своего принесох часть имѣния своего на потребу братии». И даде сребро свое, и прият благословение от преподобнаго Корнилия, и отиде в гостинницу.

Еще сказала жена мужу своему: «Прошу тебя, господин, возьми от имущества своего часть, положенную сыну нашему и на нужды братии, и пойди, господин, скорее в путь свой в монастырь к преподобному Корнилию, и повидай сына своего». Христолюбивый же тот муж, услышав от жены своей такие советы, быстро поднялся, и взял часть от имущества своего, и пустился в путь свой, радуясь весьма и славя Бога и Пречистую его Богоматерь. И пришел в монастырь тот на взыскание сына своего, и рассказали ему монахи, что «в монастыре этом сын твой принял ангельский образ, Богу работает, жизнь его свята, и всеми любим за добродетельную жизнь свою». Услышав, человек этот скоро отправился к преподобному Корнилию, и припал к ногам его, и сказал: «Благослови меня, честной отец, вот пришел я помолиться Всемилостивому Спасу и Пречистой его Богоматери и твоей святыне поклониться». Преподобный же сказал: «Откуда, чадо, держишь путь свой? Из какого города и какой области? И чего ищешь во святой обители сей?» Ибо уже увидел преподобный Корнилий этого человека со скорбью в сердце и печалью на лице. И сказал человек тот: «Прости меня, отец святой, дерзнул прийти к твоей святыне из града Галича, из дома моего принес часть имущества своего на нужды братии». И отдал серебро свое, и принял благословение от преподобного Корнилия, и ушел в гостиницу.

 

Уже бо приспѣвъшу божественому пѣнию, и всей братии вшедшымъ в церковь к божественому пѣнию, и ставшым по мѣстомъ своим, и сему мужю пришедшу, и ставшу на обычном мѣсте. И взем благословение у преподобнаго Корнилия, и начат сребро свое давати в руцѣ братии по единому, всѣм равно. Обхождаше всю церковь, раздаяше сребро свое, и не обрѣте сына своего.[17] Преподобный же Кирилъ приемъ сребро от руки отца своего, и возвед очи свои горѣ, и прослезився, глаголаше: «Слава Тебѣ, Боже нашъ, Слава Тебѣ, яко сподоби мя приати сребро от руки отца моего». И изшед из церкви, и разда сребро отца своего нищымъ. И вниде в кѣлию свою преподобный Кирилъ, и паде на колѣну свою пред образомъ Владычици нашея Богородици моляшеся, глаголя: «О, Премилостивая еси Госпоже, Дево, Богородице, ты еси упование наше, и покровъ, и прибѣжище всѣм христианомъ. Тѣмже и азъ, грѣшный, на тя надѣюся, молися, Госпоже, Сыну своему и Богу нашему за родителя наю, да не отлучени будутъ Царствия Небеснаго и восприимутъ иноческий образъ, да причтени будутъ избранному стаду». Богъ же услыша молитву угодника своего, о сем бо пророкъ глаголаше: «Близъ Господь призывающимъ И воистинну, и волю боящихся Его сотворитъ, и молитву их услышитъ, и спасетъ я».[18]

Уже пришло время церковной службы, и вся братия вошла в церковь к божественной службе, и стали все по местам своим, и этот человек пришел, и встал на обычном месте. И взял благословение у преподобного Корнилия, и стал серебро свое давать в руки каждому из братий отдельно, всем одинаково. Обошел он всю церковь, раздавая серебро свое, и не нашел сына своего. Преподобный же Кирилл, получив серебро из рук отца своего, возвел очи свои к небу и прослезился, говоря: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе, ибо сподобил меня принять серебро из рук отца моего». И, выйдя из церкви, раздал серебро отца своего нищим. И вошел в келию свою преподобный Кирилл, и упав на колени свои пред образом Владычицы нашей Богородицы, стал молиться, говоря: «О, Премилостивая Госпожа Дева Богородица, ты упование наше, и покров, и прибежище всем христианам. Так и я, грешный, на тебя надеюсь, помолись, Госпоже, Сыну своему и Богу нашему за родителей наших, да не отлучатся Царствия Небесного и воспримут иноческий образ, чтобы войти в избранное стадо». Бог же услышал молитву угодника своего, ибо об этом пророк говорил: «Близко Господь призывающим Его истинно, и волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их».

 

Паки же во вторый день отець блаженнаго прииде въ церковь и ста на обычномъ своем мѣстѣ, плачася горко пред образомъ Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа и Пречистыя его Матери, моляшеся и бия в перси своя, и рече: «Горе, горе и лютѣ мнѣ будетъ». И мысля в сердцы своем: «Како отиду от святыя обители сея, и кою радость принесу подружию своему? Что к тому сотворю? Лучши есть ми умрети, неже живу быти». Блаженный же Корнилий видѣ плачь таковаго мужа и умилися, скоро призвавъ к мѣсту своему, и ятъ его за руку, и введе его во скровенно мѣсто, и воспроси его тихимъ и умиленнымъ гласомъ, глаголя: «Чадо, повѣжь ми вреды душевныя, иже врежаютъ душя нашя, да Богъ ти подастъ цѣльбу мною грѣшнымъ». И глаголаше к нему: «Человѣче, что печалуешися? Нѣстьдобро, в безмѣрную печаль предавшися, изнемогати, но смиритися пред Богомъ пришедшая ради печали. „Возверзи бо, — рече, — на Господа печаль свою, и Той тя препитаетъ”.[19] Не даждь печали души твоей, многи бо погуби печаль, и нынѣ нѣсть успѣха — от печали бо приходит смерть, печаль бо жжетъ сердца крѣпость, якоже бо моль в ризѣ и червь в древѣ, сице печаль мужу вреждаетъ сердце. Тѣмъ о собѣ самъ не скорби, но Бога моли въ слезах и в воздыханиихъ, и люботруднѣй молитвѣ, и крѣпцемъ бдѣнии, и тако приимеши от Бога помощь и избавление печали твоея».

На следующий день отец блаженного снова пришел в церковь и встал на обычном своем месте, рыдая горько перед образом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой его Матери, молился и ударял себя в грудь, и говорил: «Горе, горе и беда мне будет». И размышлял в сердце своем: «Как уйду из святой обители сей и какую радость принесу жене своей? Что мне теперь делать? Лучше мне умереть, чем живым оставаться». Блаженный же Корнилий, увидев плач этого человека, сжалился, и скоро позвал его к себе, и взял его за руку, и отвел его в уединенное место, и стал расспрашивать его тихим и ласковым голосом, говоря: «Чадо, поведай мне скорби душевные, которые ранят души наши, да Бог подаст тебе исцеление через меня, грешного». И говорил ему: «Человече, что печалишься? Неполезно изнемогать, предавшись безмерной печали, но смириться подобает пред Богом от нашедшей печали. „Возложи, — сказано, — на Господа печаль твою, и Тот поддержит тебя". Не пускай печаль в душу твою, ибо многих погубила печаль, и ныне не принесет она пользы — от печали приходит смерть, печаль прожигает сердца крепость, как моль в одежде и червь в дереве, так печаль повреждает человеку сердце. Потому о себе сам не скорби, но Бога проси в слезах и воздыханиях, в прилежной молитве и усердном бдении, и так получишь от Бога помощь и избавление от печали твоей».

 

Мужь же той слышавъ от блаженнаго Корнилия вся реченная ему, слово Божие учителнѣе, ко спасению влечаше на исправление сердце его, от суетнаго мира сего Царствие Небесное показуетъ, уже бо не може терпѣти и, прослезився, рече: «Прости мя, отче Корнилие, исповѣдаю ти вся, реченная мною. Изгубихъ сына моего юнна зѣлоинеобрѣтохом лѣтъ 12, скорбяхом и плакахомся с подружиемъ своим без чадиа своего и до сего дне. И много раздахъ имѣния своего, аще кто гдѣ ощутит, и повѣсть намъ таковаго отрока, но никакоже не обрѣтоша. Нынѣ же слышахомъ пришедшаго къ твоей святынѣ и приемша от руку твоею иноческий образъ, хотящу ему спастися и наслѣдити Царствие Небесное. И азъ скоро въстах от дому моего и приидох къ твоей святыни на взыскание сына моего, хощу видѣти доброту лица его. Того ради приидох во обитель сию, токмо да вижу сына моего, и тако возвращуся в дом свой». Корнилий же рече: «То, аще хощеши видѣти, да видиши сына своего». Се слышавъ и отиде в гостинницу, радуяся зѣло о глаголанныхъ ему, и глаголаше в себѣ: «Обрѣтох сына моего», чающи его видѣти во 2 день.

Человек же тот услышал от блаженного Корнилия все сказанные ему слова Божии учительные, влекущие на исправление сердце его ко спасению, от суетного мира сего Царствие Божие показывающие, и не смог больше терпеть, и, прослезившись, сказал: «Прости меня, отец Корнилий, как на исповеди прими все, сказанное мною. Пропал сын мой, совсем юный, и 12 лет не можем его найти, страдаем и плачем с женой моей без чада своего и до сего дня. И много раздал я имущества своего, чтобы если кто-нибудь где-нибудь его увидит, то сказали бы нам о таком отроке, но никак не находили его. Теперь же услышали, что пришел он к твоей святыне и принял от рук твоих монашеский постриг, желая спастись и наследовать Царствие Небесное. И быстро пошел я из дома моего и пришел к твоей святыне на взыскание сына моего, хочу видеть красоту лица его. Того ради пришел я во обитель сию, чтобы только увидеть сына моего, и потом вернуться к себе домой». Корнилий же сказал: «Если желаешь, то увидишь сына своего». Услышал он это и ушел в гостиницу, обрадованный сказанными ему <словами>, и говорил сам себе: «Обрел я сына своего», надеясь его увидеть на второй день.

 

Блаженный же Корнилий, вшед, возвѣсти вся блаженному Кирилу, и егда же сия услышавъ от Корнилия, сжаливси велми того ради, яко не возможе от родителю утаитися. Корнилий же много блаженнаго увѣщеваше, да видитъ отца своего. Блаженный же Кирилъ не хотяше оскорбити блаженнаго и иде скоро къ отцу своему. Отець же видѣвъ сына своего в таковѣ скорби суща, бѣ бо лице его измѣнилося от многаго труда и воздержания, скоро въста и стрѣте сына своего, и паде на выю его, и облобызастася, и плакашася горко, и едва мало утѣшишася. Блаженный же Кирилъ пад на нозѣ отца своего и облобыза нозѣ его, благословение и прощение приятъ от родителю своею, и рече отцу своему: «Что мя, отче, хощеши видѣти, странна и нища старца? Азъ бо отвергохся мира и всѣх, яже суть в мирѣ, а возлюбих Царство Небесное, вѣчное и безстрастное, егоже ждутъ работающеи Господу, иже отвергошася мира и всѣхъ похотей его; и не достоитъ нам поминати тѣхъ, иже оставихом заповѣди ради Божия, да не, паки временная возлюбивше, вѣчный покой погубим».

Блаженный же Корнилий пришел и рассказал обо всем блаженному Кириллу, и когда он услышал об этом от Корнилия, то сильно опечалился тем, что не смог утаиться от родителей. Корнилий же много увещевал блаженного, чтобы он увиделся с отцом своим. Блаженный же Кирилл не захотел опечалить блаженного и скоро пошел к отцу своему. Отец же, увидев сына своего в таком скорбном виде, ибо лицо его изменилось от многого труда и воздержания, быстро встал и встретил сына своего, и припал к груди его, и расцеловались, и плакали горько, и едва смогли немного утешиться. Блаженный же Кирилл упал перед ногами отца своего, и целовал ноги его, и, получив прощение и благословение от родителей своих, сказал отцу своему: «Зачем, отец, хочешь видеть меня, чужого и нищего инока? Ибо ушел я от мира и всего, что есть в мире, а возлюбил Царство Небесное, вечное и бесстрастное, которого ждут все работающие Господу, отвергшиеся мира и всех похотей его; и не нужно нам вспоминать того, от чего освободились, ради Божией заповеди, чтобы не погубить вечный покой, привязавшись снова к временному».

 

Рече же отець ко блаженному Кирилу: «Возлюбленное мое чадо, уже добре сотворилъ еси и благая восприялъ, а нас сирых сътворилъ. Кто уже старость нашу поддержитъ, от кого покой восприимемъ, на кого ся кому прибѣгнем, кто намъ заступникъ, и от кого помощи просим? Кто нашу старость возвеселитъ, и кто слезы нашя утолит, и кто нам послужитъ, и от кого утѣху имамы, чадо мое возлюбленное? Толико лѣтъ нас в скорби сотвори и не утѣшихомся? Нынѣ же что сотворю? Аще в дом свой возвращуся, то болшую скорбь и плачь сотворю матери твоей. И к тому не могу возвратитися в дом свой от святыя обители сея, но да и азъ восприиму аггельский образъ, да причтен буду къ избранному стаду. Сыну мой возлюбленный, иди скоро ко блаженному Корнилию и моли его и о мнѣ грѣшнемъ, да благословенъ буду». Слышав же блаженный Кирилъ обѣщание отца своего и возрадовася зѣло таковому его смирению, скоро иде ко блаженному Корнилию и извести вся о обѣщании отца своего. «Уже бо, — рече, — приходитъ к добродѣтелному житию». Слышавъ же Корнилий таковое обѣщание и почюдися, како оставилъ дом свой и прииде в чювство, и повелѣ ему приитти пред ся. И скоро течаше, радуяся, блаженный Кирилъ, и рече отцу своему: «Аще хощеши совершити доброту старости своея и наслѣдити Царствия Небеснаго, востани и иди, зовет тя Корнилий».

Говорил же отец блаженному Кириллу: «Возлюбленное мое чадо, ты уже сделал доброе и благое воспринял, а нас сиротами сотворил. Кто теперь старость нашу поддержит, от кого получим упокоение, на кого нам надеяться и к кому обращаться, кто нам будет заступником и у кого помощи попросим? Кто нашу старость возвеселит, и кто слезы наши утолит, и кто нам послужит, и кто нас утешит, чадо мое возлюбленное? Столько лет скорби нам сотворил, и не утешимся? Теперь что же мне делать? Если в дом свой вернусь, то еще большую скорбь и плач принесу матери твоей. И потому не могу я возвратиться в дом свой из святой обители сей, но пусть и я приму монашеский образ, чтобы войти в избранное стадо <Царствия Небесного>. Сын мой возлюбленный, иди скорее к блаженному Корнилию и проси его о мне, грешном, чтобы благословил меня». Услышав обещание отца своего, весьма обрадовался блаженный Кирилл такому его смирению, скоро пошел к блаженному Корнилию и рассказал все об обещании отца своего. «Уже, — сказал, — приходит к добродетельному житию». Услышал же Корнилий об этом обещании и удивился, как оставил он дом и пришел в такое расположение, и велел ему прийти к себе. И быстро пошел, радуясь, блаженный Кирилл, и сказал отцу своему: «Если хочешь довершить красоту старости своей и наследовать Царство Небесное, встань и иди, зовет тебя Корнилий».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!