Значение теоретических парадигм этничности и поиски полипарадигмального синтеза
Оценивая значение рассмотренных выше трех парадигм этничности для этнополитической конфликтологии, следует отметить, что они не носят взаимоисключающего характера, а, напротив, дополняют друг друга, ибо по сути рассматривают различные стороны одного и того же явления. Кроме того, у разных авторов в рамках каждого из этих широких подходов существует большое разнообразие нюансов его применения к анализу конкретных ситуаций. Поэтому с точки зрения как анализа конфликта, так и конфликтного менеджмента наиболее правильно рассматривать природу этничности и этнического конфликта как сложную, включающую несколько субстанциальных компонентов, каждый из которых рассматривается той или иной парадигмой этничности, и лишь все вместе они могут дать синтетическое знание. Хотя вряд ли возможны плодотворные попытки достичь обобщений, которые были бы приемлемы для всех случаев, в литературе справедливо отмечается, что интеграция наиболее значимых аспектов этих парадигм в целостную теорию этничности наиболее перспективна на основе конструктивистского синтеза. Это связано с тем, что конструктивизм наиболее чувствителен к социальному контексту проявлений этничности, что позволяет рассматривать переменчивость этнических солидарностей в прошлом и в настоящем и трактовать этничность как один из нескольких типов коллективной идентичности, который может мотивировать поведение индивидов (155).
|
|
Вместе с тем мера, в которой ученые рассматривают этничность как неизменную данность и как прирожденную характеристику людей (примордиалисты) или, напротив, как политический артефакт (инструменталисты), или же как социальную конструкцию (конструктивисты), влияет на выработку представлений о том, какой тип политической системы может наилучшим образом смягчить деструктивные проявления и последствия конфликта, развертывающегося по линии этничности. Например, чем более жесткими и застывшими представляются этнические идентичности, тем меньше вероятность того, что возможна какая-либо эффективная их трансформация. Если рассматривать этнические отношения как переменные, способные изменяться со временем, то логично предположить, что эти отношения могут быть объектом эффективного регулирования при помощи механизмов политической и социальной инженерии. В каждом конкретном случае этнический конфликт проявляется в уникальном контексте, который формируется в результате особенностей исторического развития каждой из конфликтующих этнических групп, структурных условий (прежде всего структуры межгрупповых политических и экономических отношений), а также конкретного регионального и международного контекста.
|
|
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет применение той или иной теоретической парадигмы этничности для анализа природы этнического конфликта?
2. Изложите основное содержание каждой из парадигм этничности.
3. В связи с чем возникает необходимость в выработке полипаралиг-мальных подходов к анализу природы современного этнополити-ческого конфликта?
4. Что представляет собой научная методология? Какие основные груп пы методов используются этнополитической конфликтологией при изучении своего предмета?
Задания дм самостоятельной работы
А. Сравните основные положения трех парадигм этничности по ряду критериев, заполнив соответствующие графы в предложенной ниже таблице.
Критерии Примордиализм Инструментализм Конструктивизм
для сравнения
Влияние теоретического направления классической социологии
Трактовка этнической группы
Существующие варианты подходов внутри парадигмы
Трактовка этнической идентичности
Трактовка причин этнокон-фликтов
Трактовка возможностей регулирования этнокон-фликтов
Сильные стороны парадигмы
|
|
Слабые стороны парадигмы
Б. Попытайтесь рассмотреть ситуацию того или иного современного этнополитического конфликта (на ваш выбор) сначала под углом зрения каждой из трех парадигм этничности. Возможно ли адекватное понимание конфликта в рамках только одной из парадигм? Попробуйте обобщить наиболее существенные, на ваш взгляд, характеристики этого конфликта с учетом положений всех трех парадигм этничности.
Рекомендуемая литература
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.
Арутюнов С. А. Этничность — объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5.
Винер Б. Е. 'Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. № 4.
Гумилев Л. //. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1999.
Конов В. И. Проблематика этничности // Этнографическое обозрение. 1995. № 4.
Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999.
Садохин А. Этнология. М., 2002. Гл. 3. С. 78-93.
Садохин А., Грушевицкая Т. Основы этнологии. М.. 2003. Гл. 3. С. 67-98.
Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология. СПб., 2002. С. 3—10, 40-61.
Соколовский С. В. Российская этнография в конце XX века: Библиометричес-кое исследование // Этнографическое обозрение. 2003. № I.
Тишков В. А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. №4. С. 4-15.
|
|
Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. Гл. 3. С. 95-133.
Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. Boston: Little, Brown, 1969.
Brass P. Ethnic Groups and the State. L.: Croom Helm, 1985.
Lake D. A. and Rothschild D. The International Spread of Ethnic Conflict: Fear,
Diffusion, and Escalation. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. Ch.l,
P. 5-9. Sokolovskii S., Tishkov V. Ethnicity // Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology /
Ed. J. Barnard. Cambridge, 1996. Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. N.Y.: Elsevier, 1981.
Часть I
АНАЛИЗ
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО
КОНФЛИКТА
Глава 3
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 660; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!