Инструменталистская парадигма



В отличие от примордиалистской парадигмы в центре вни­мания инструменталисте ко го подхода находятся не генетические или эмоциональные аспекты этнической идентичности, а ее рациональные аспекты и те функции, которые она выполняет в политической жизни общества. Инструменталисты трактуют этничность не как естественную «данность» бытия, а как поли­тический артефакт, как инструмент и вопрос «рационального выбора», возникающий в динамике соперничества политичес­ких элит.

Инструментализм опирается на социологический структур­ный функционализм, в частности на идеи Макса Вебера о том, что представления о сходстве членов группы лишь облегчают процесс формирования социальной группы, но сами по себе еще недостаточны для возникновения коллективной идентич­ности группы. Другим необходимым компонентом для форми­рования представления об этнической общности является осоз­нание политической общности членов группы (299).

Развивая эти положения Вебера, инструменталисты утверж­дают, что физические и культурные характеристики этнической группы образуют ресурс (инструмент), при помощи которого группа людей может выдвигать и реализовывать свои интересы. Группа конституирует себя как этническая потому, что ее чле­ны осознают, что это политически выгодно, а не потому, что испытывают какую-то иррациональную, врожденную психологическую связь между собой. Иными словами, этническая принадлежность рассматривается инструменталистами в одном ряду с принадлежностью индивида к заинтересованным груп­пам или партийной принадлежностью. Поэтому как средство политического действия этничность не является чем-то прин­ципиально отличным от других типов социальной связи, ис­пользуемых в политических целях, а следовательно, для ее ана­лиза и объяснения необходимо хотя бы частично использовать категории и методы анализа смежных обществоведческих дис­циплин, таких, как социология, политология, социальная пси­хология.

Одними из первых работ в рамках инструменталистской па­радигмы стали исследования П. Брасса по проблемам мобили­зации этнических групп на основе манипуляций этническими символами и связями со стороны элит (33; 34). Другой методо­логической основой инструментализма являются социально-пси­хологические теории «рационального выбора», которые счита­ют этничность продуктом этнических мифов, создаваемых эли­той общества и используемых ею для достижения определенных выгод и получения власти (напр., 16; 17). Инструменталистские концепции зачастую опираются на социально-психологические теории, которые трактуют этничность как эффективное сред­ство для преодоления отчуждения, восстановления утраченной коллективной гордости как средство для лечения социальных травм. Использование этничности позволяет политическим ли­дерам (антрепренерам от этнической политики) эффективно проводить политическую мобилизацию больших групп людей по этническому признаку, особенно в тех случаях, когда в об­ществе слабы классовые связи. Ради реализации на практике идей равенства, справедливости и человеческого достоинства эт­нические массы поддерживают национальную элиту и ее про­грамму действий.

Общим для всех разновидностей инструмента! изма является акцент на роль этничности как средства реализации потребнос­тей индивида или группы. Этничность трактуется как инстру­мент (отсюда название парадигмы), как создаваемый на основе элементов культуры социальный и политический ресурс, исполь­зуемый индивидами, группами и элитами для достижения своих целей, как наступательных, так и оборонительных. Инструмен­тализм не занимается поиском объективных оснований этнич­ности: раз этносы и этничность существуют, значит, они служат определенным целям и конкретным интересам человека, облег-

чая его жизнь в обществе. Существование этничности мыслится как способ достижения более комфортного состояния, в катего­риях пользы, поэтому инструменталистскую трактовку этнич­ности также называют «утилитарной».

Отличия инструментализма от примордиализма четко обнару­живаются и в трактовке этнической идентичности. С точки зре­ния инструментализма этническая идентичность представляет собой не фиксированную, а подвижную и ситуативно обуслов­ленную характеристику. Она определяется структурным контек­стом и изменяется под действием контекстуальных переменных, включая способности и умение антрепренеров от этнической политики манипулировать этническими мифами.

К. Янг (303, 65) разъяснил это новое понимание этничности как контекстуально обусловленную идентичность, которая мо­жет создаваться и воссоздаваться вновь для того, чтобы служить новым, конкретным экономическим и политическим обстоя­тельствам:

«Культурные идентичности следует описывать не как при-мордиапьные (раз и навсегда данные и неизменные), а как по большей части новые и весьма расширенные в своем масшта­бе... Они сфокусированы на определенных условиях, при кото­рых культурные характеристики становятся политически акту­альными... Идентичность, по сути, это субъективный кониепт социальной роли, которая изменчива и ситуационна, часто пе­реплетается с другими социальными ролями...»

Таким образом, с точки зрения инструментализма политизи­рованная этничность не является принципиально отличной и от других форм политической ассоциации, а представляет со­бой лишь одно из средств для маскировки (камуфляжа) матери­альных, экономических и властных интересов группы.

В рамках инструменталистского подхода совершенно иную трактовку (по сравнению с примордиализмом) получает и при­рода этнического конфликта. Этнический конфликт — это лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия сопер­ничающих групп, которое камуфлирует в сфере политики про­явление других конфликтов (экономических, политических, со­циальных). Сама же по себе этничность не является причиной конфликта. Этнический конфликт рассматривается не как ре­зультат несовместимости групповых идентичностей, а скорее как следствие, с одной стороны, межгрупповых различий в темпах и моделях модернизации, а с другой — межгруппового соперни­чества за обладание экономическими или природными ресурсами в тех ситуациях, когда группы различаются по доступу к власти, богатству и социальному статусу. Поэтому недоволь­ные группы могут попытаться использовать политический ре­сурс этничности для выравнивания межгрунповых различий.

В современной литературе критика инструментализма каса­ется в основном тезиса о принципиальной ситуативности и аб­солютно подвижном характере этнических связей. При этом обращается внимание на то, что выбор индивидом этнической принадлежности, в отличие от других видов групповой иден­тичности, нельзя рассматривать как целиком свободный и все­цело находящийся в его руках. В рамках последовательно инст-рументалистской парадигмы невозможно дать удовлетворитель­ное объяснение таким важным вопросам, как относительная устойчивость (хотя и не жесткая фиксированность) этнических идентификаций, которая формируется в процессе социализа­ции личности, в результате чего в реальной действительности большинство людей практически никогда не сталкиваются с возможностью или необходимостью произвольного выбора эт­нической принадлежности. Кроме того, критики справедливо отмечают, что эффективность этничности в качестве инстру­мента политической мобилизации зависит отнюдь не только от чистого интереса, но и от эмоционального восприятия и осоз­нания индивидами своей этнической принадлежности. Только на основе «рационального выбора» нельзя объяснить готовность людей идти на жертвы и лишения ради утилитарных интересов своей этнической группы.

Хотя в целом объяснительные возможности инструментали-стской парадигмы намного шире, чем у примордиализма, сла­бым местом инструменталистов является недоучет социальной природы этнических идентичностей и того факта, что этнич-ность невозможно понять вне системы социальных взаимоот­ношений. Попытки преодолеть эти недостатки отразились в парадигме конструктивизма.

Конструктивистская парадигма

В 1990-е гг. наиболее распространенной теоретической па­радигмой, используемой при анализе природы этничности и этнического конфликта, стал конструктивизм. Его рамки ока­зываются достаточно широкими для синтеза наиболее про­дуктивных идей как примордиалистского, так и инструмента-листского подхода. Основы конструктивистского подхода были

изложены в работах Б. Андерсона (5; 9), В. Домингеза (81), Дж. Ротшильда (237), М. Эсмана (86; 88), Р. Брубейкера (40; 41), Т. Эриксена (85), Р. Ставенхагена (275; 276), Д. Лейка и Д. Ротшильда (177). В российской науке приоритет в научной критике примордиализма и утверждении конструктивистского подхода к этничности принадлежит В. А. Тишкову (149; 150; 152; 154; 155; 159; 161).

Конструктивистская парадигма утверждает социальный ха­рактер происхождения и природы этничности, которая рассмат­ривается как форма организации культурных различий в обществе. Данное положение восходит к работам известного норвежского этнолога и социолога Ф. Барта, впервые пред­ложившего рассматривать в качестве самого главного крите­рия этничности границы группы, которыми она отграничивает себя от других подобных групп. Он определяет этничность как наиболее широкую категорию социальной идентичности, си­туативный феномен, создаваемый средствами символического различения, а также подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями. Согласно Барту, «централь­ным моментом в научном анализе этничности является этни­ческая граница, которая определяет группу, а не сам по себе содержащийся в пределах этих границ культурный материал» (18, 15). По его мнению, в основе определения этнических гра­ниц лежат процессы самокатегоризации и категоризации. Вы­бор этнической границы в качестве основного критерия эт­ничности объясняется тем, что этнические границы направля­ют социальную жизнь в определенное русло, следствием чего становится сложная организация поведения и социальных от­ношений. По этой причине в этнических границах наблюда­ются различные культурные явления, демонстрируемые члена­ми той или иной группы.

Сходным образом крупный отечественный теоретик конст­руктивизма В.А. Тишков отмечает, что этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым связаны люди или с которым они идентифицируются другими как члены определенной этнической группы. Поэтому «этни­ческую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем как выражение определенного культурного комплекса» (161, 61). Как и Барт, Тишков исходит из того, что центральным моментом порождения этничности, а значит, и появления этнической группы является категория гра­ницы, задаваемая типом социальной организации. Все представители конструктивизма подчеркивают, что эт-ничность — это социальное явление, а не характеристика инди­вида. Как и примордиалисты, они исходят из того, что этниче­ские признаки (различия в языке, культуре, обычаях, традициях и др.) существуют объективно и находятся вне пределов свобо­ды выбора и контроля индивида. Вместе с тем, в отличие от примордиалистов, конструктивисты обращают внимание на то. что каждый из этнических признаков в той или иной степени может быть характерен и для других типов социальных связей, а не только для этнических. Этничность использует социальные маркеры как признанные средства дифференциации групп, со­существующих в более широком поле социального взаимодей­ствия. Конструктивисты справедливо отмечают, что в конечном счете наиболее важное значение имеет не то, является ли эт­ничность врожденной характеристикой или приобретенной (а потому поддающейся манипуляции), а то, что члены этничес­кой группы воспринимают этническую группу как реальность (88). Этничность формируется окружающей группу средой, теми угрозами и теми возможностями, которые содержатся в этой окружающей среде. Весьма редко этничность изобретается или конструируется на пустом месте: как правило, культурные отли­чия и наличие опыта подтверждают этничность и делают факт солидарности реальностью для аутсайдеров, с которой они дол­жны считаться.

Как замечает Тишков (155), отличительной особенностью конструктивизма по сравнению с другими концепциями явля­ется не добавление в определение этноса и этничности новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Этничность в таком пони­мании предстает как процесс социального конструирования во­ображаемых общностей, основанных на вере в то, что они объе­динены естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхожде­ния и общей истории. То. в какой мере эти признаки соединя­ются в одно целое, называемое «этичностью», зависит от мно­гих социальных факторов, и прежде всего от «спроса» на этнич­ность, порождаемую эпохой и отдельными людьми.

В.А. Тишков определяет этническую группу как общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях (155. 62). Этими «другими» могут быть необязательно контакти­рующие культурные общности, но и более широкие социальные

и культурные коалиции, как, например, государственное обра­зование. Самоидентификация может осуществляться как через взаимоисключающую оппозицию («мы эстонцы, и даже не быв­шие советские» или: «мы были, есть и будем русскими»), так и через осознаваемую отличительность как один из элементов мно­жественной идентичности (татарин, но и россиянин). Поэтому этническая идентичность может быть латентной, а может актуа­лизироваться в определенные моменты в зависимости от измене­ний в типах и содержании социального взаимодействия. На смену интегративной идентичности может приходить партикуляристская, и наоборот.

«По сути, основным в феномене этничности является поня­тие идентичности (здесь и ниже в цитате курсив мой. — Л. А.), близкое по смыслу понятию этническое (само)сознание в рус­скоязычной литературе, но опять же с некоторыми значитель­ными коррективами. Мы рассматриваем групповую этническую идентичность как операцию социального конструирования "во­ображаемых общностей", основанных на вере, что они связаны естественными и даже природными связями. Именно перенесе­ние акцента на процессуальность, а не на процесс позволяет нам выявить состязательную и множественную природу идентично­сти, выстраиваемую в итоге диалога и властных отношений между группами, между группой и государством или между государ­ствами» (161, 116).

Другое важное положение конструктивистского подхода, ко­торое располагает эту парадигму между примордиализмом и инструментализмом, является признание относительной подвиж­ности этнической идентичности, ее, по определению Тишкова. так называемого дрейфа.

«Этническая идентичность или принадлежность к этносу есть произвольно (но не обязательно свободно!) выбранная или пред­писанная извне одна из иерархических субстанций, зависящая от того, что в данный момент считается этносом/народом/на-циональностыо/нацией (в этническом смысле, ибо в каждый данный момент рынок культурных маркеров для формирования этнического целого чрезвычайно разнообразен) т. о., "вместо возрождения, формирования, перехода, исчезновения этносов имеет место совсем другой процесс — это путешествие индиви­дуальной/коллективной идентичности по набору доступных в данный момент культурных конфигураций или систем, причем в ряде случаев эти системы и возникают в результате дрейфа идентичности"» (155, 69—71). Конструктивистская трактовка природы этничности хорошо согласуется с результатами сравнительных исследований этно-политических процессов и отношений. Так, исследование этно-политической активности меньшинств как групп риска за пери­од 1945—1989 гг., проведенное Т. Гурром и Б. Харфф, подтвер­дило, что любые виды коллективной идентичности, независимо от того, относятся ли они к этнической группе или к нацио-н&тьному государству, являются в определенной степени ситуа­тивными и подвижными. При этом резко выраженные внутри-этнические разделения (идентификации с кланом, племенем, фракцией внутри этнической группы) могут иметь большее по­литическое значение, чем идентификация с более широкой об­щностью (125; 129).

Как и инструменталисты, сторонники конструктивизма об­ращают особое внимание на ключевую роль, которую в конст­руировании этничности играет политика этнического предпри­нимательства, т.е. мобилизация членов этнической группы на коллективные действия со стороны лидеров, которые преследу­ют политические цели, а не выражают культурную идеологию группы или «волю народа» (18). Тишков в связи с этим замеча­ет, что этническая идентичность — это не только постоянно меняющиеся представления о том, что есть группа, но это все­гда борьба за контроль над данным представлением, за дефини­цию, за то, что составляет главные черты и ценности группы (154,72).

Конструктивистская трактовка этнического конфликта сходна с инструмент&чистским пониманием в том, что она также утверж­дает, что сама по себе этничность не порождает конфликта. Высо­кий уровень осознания этнической принадлежности необязатель­но автоматически приводит к этническому конфликту. На воз­никновение конфликта шшяют действия элит, которые мобилизуют этничность и используют ее как политический ресурс для реализа­ции собственных целей. Вместе с тем, в отличие от инструмента­листов, конструктивисты допускают возможность того, что опре­деленные конфликты могут порождаться так называемым патоло­гическим (иррациональным) состоянием социальной системы в целом, которое не контролируется индивидами, в том числе и эли­тами (236). Однако и в этом случае источник конфликта лежит в типе социальной системы, которая порождает насильственный конфликт, а не в узко «рационально выбранных» действиях инди­видов и не в «примордиальном» факте существования этнических различий самих по себе.

Именно социально конструируемая природа этничности вы­зывает конфликты, которые способны быстро выйти из-под контроля и скатиться к тотализации, вовлекая в противостоя­ние почти всю этническую группу (177). Таким образом, с кон­структивистской точки зрения нельзя принимать в качестве ак­сиомы ни того, что острые формы этнического конфликта все­гда рациональны, ни того, что они, наоборот, иррациональны по внутренней природе. Напротив, именно это и должно яв­ляться предметом изучения — определить те типы социальных систем и те условия, при которых возрастает вероятность воз­никновения межгруппового конфликта и насилия.

Как и любая теоретическая парадигма, конструктивизм име­ет не только сильные, но и слабые стороны. Критики обращают внимание на то, что даваемые конструктивистами объяснения источников и природы этнического конфликта применимы не ко всем типам конфликтов, а лишь к тем из них, которые осно­ваны на социально-конструируемых группах и разделениях об­щества (т.е. клановые, религиозные, региональные, нацио­нальные). Поэтому конструктивистская парадигма непримени­ма к конфликтам, базирующимся на материальных интересах (например, к классовым конфликтам), ибо в основе последних лежат индивидуальные, а не групповые характеристики.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!