КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ



Основные этапы развития этнополитической конфликтологии

Хотя интерес к этническим конфликтам возник с древней­ших времен, этнополитическая конфликтология как самостоя­тельное направление конфликтологической науки начала фор­мироваться сравнительно недавно (в 1970-е гг.) и в целом пред­ставляет собой молодую, хотя и быстро развивающуюся отрасль знания. С одной стороны, возникновение этнополитической конфликтологии было подготовлено интенсивным взаимодей­ствием двух появившихся в послевоенный период новых науч­ных дисциплин — общей конфликтологии и этнополитологии. С другой стороны, ее формирование стало ответом на объектив­ную потребность общества глубже понять растущую роль поли­тизированной этничности в конфликтах, которая предельно от­четливо проявилась на мировом уровне и достигла первого пика на рубеже 1960—1970-х гг.

В первые два послевоенных десятилетия происходил интен­сивный процесс формирования обшей конфликтологии как ком­плексной отрасли обществоведческого знания. Это было связа­но в первую очередь с публикацией в 1950—1960-е гг. работ пле­яды ученых-социологов (Л. Козера, Р. Дарендорфа, И. Гальтунга, Д. Бертона, Э. Азара), заложивших основы общей теории соци­ального конфликта. К лому же времени относится открытие в Западной Европе и Северной Америке ряда научных институ­тов и исследовательских центров по проблемам изучения конф­ликта, войны и мира, а также основание двух наиболее автори­тетных международных конфликтологических журналов — «Жур­нала по разрешению конфликтов» (.Гоигпа! оГСопШс! Ке$о1ииоп) в 1957 г. и «Журнала исследований мира» (,)оигпа1 оГ Реасе КезеагсЬ) в 1964 г.

На начальном этапе становления конфликтологического зна­ния этнические конфликты еще не являлись приоритетным пред­метом исследования и чаще всего трактовались как вторичное явление, производное от других мезо- и макросоциальных кон­фликтов, прежде всего экономических. Это было связано во многом с тем, что в тот период в общественных науках домини­ровал ранний, во многом механистический и наивный вариант теории модернизации, которая рассматривала этничность как не характерное для современности явление, как пережиток тра­диционного общества, обреченный либо на отмирание, либо на постепенное затухание в обществах современного типа. Широ­кое распространение получили упрощенные теоретические пред­ставления о том, что этнические конфликты (шире — этничес­кие проблемы) отойдут на задний план по мере того, как стра­ны «третьего мира» будут вовлекаться в модернизационный процесс (напр., 75). Этнические конфликты рассматривались в Западной Европе как явления, в целом не характерные для ин­дустриального мира. Хотя в Северной Америке даже идеологи­чески ангажированные ученые не могли, в отличие от европей­цев, закрыть глаза на острые проблемы этнорасового конфлик­та, в подавляющем большинстве они оценивали их как анахронизм, который обречен на исчезновение в «плавильном котле» модернизации. В целом этничность трактовалась по ана­логии с суицидом как проявление социальной аномии в модер­низирующихся обществах, хотя и допускалось, что она может на какое-то время возродиться как побочное следствие соци­альной напряженности на начальном этапе модернизации (255).

Решающий импульс к зарождению специальных научных ис­следований в области этнических конфликтов и научной поста­новке проблем их регулирования возник в связи с неожиданно интенсивным ростом политизированной этничности и связан­ных с ней конфликтов, которые охватили политическую жизнь как в странах «модернизированного» Запада, так и в разви­вающихся странах «третьего мира» в конце 1960-х середине 1970-х гг.

Во всех странах Северной Америки появились острая этно-расовая напряженность и связанные с ней конфликты. Мошная волна движений чернокожего населения за гражданские права возникла в южных штатах США. В крупных городах на севере и западе страны произошли массовые насильственные беспоряд­ки, бунты и погромы, отмечался рост террористической дея­тельности экстремистских движений ку-клукс-клан и «Черные пантеры». Неотъемлемой чертой политической жизни Канады стал устойчивый рост экстерриториального сепаратизма среди франкофонов Квебека. Возникшая в 1968 г. Квебекская партия стала требовать независимости, что привело к введению чрез­вычайного положения в регионе в октябре 1970 г., после чего вся Канадская конфедерация вступила в полосу затяжного кон­ституционного кризиса. К этому же периоду относится начало масштабной нелегальной этнической миграции из Мексики в США.

Наиболее острый характер этнополитическая ситуация при­обрела в так называемых цивилизованных странах Западной Европы, многие из которых в конце 1960-х и в 1970-е гг. на­крыла мрачная тень этнической вражды и смертоносного на­силия. Этнические сюжеты отчетливо присутствовали в рито­рике протестного движения «новых левых» и студенческих «ре­волюций» 1968—1969 гг., которые захлестнули Францию, Германию и Италию. В течение 60-х гг. в большинстве евро­пейских стран неуклонно росла напряженность, вызываемая обострявшейся межэтнической конкуренцией на рынке труда из-за роста доли этнических мигрантов в составе рабочего клас­са, развращаемого политикой «государства всеобщего благосо­стояния» и социального иждивенчества. Кроме того, на сере­дину 70-х гг. пришелся подъем движений экономического национализма и рост массовых этнонационалистических и эт-норегиональных движений и партий в отсталых национальных окраинах Франции (Бретань, юг страны, Корсика) и Соеди­ненного Королевства (Шотландия, Уэльс), которые официаль­ная пропаганда первоначально стыдливо окрестила «этническим возрождением». С начала 1970-х острота этнополитического кон­фликта в Бельгии поставила под вопрос само существование это­го государства и выдвинула на повестку дня коренной пере­смотр основных положений ее Конституции. Южный Тироль (Италия), Корсика (Франция) и Северная Ирландия (Великоб­ритания) стали полем кровавых столкновений и непрекраща­ющихся актов этнического терроризма, умножавших число жертв. Вооруженные межэтнические столкновения в Северной Ирландии на рубеже 1960—1970-х гг. привели к крушению де­мократических политических институтов на этой части терри­тории Соединенного Королевства и стали прологом продолжа­ющегося и поныне затяжного насильственного конфликта. Сразу же после падения диктатуры Франко в Испании в сере­дине 70-х вышли на поверхность загнанные вглубь и тлевшие

десятилетиями этнополитические конфликты в Стране Басков и Каталонии, причем террористическая деятельность баскских сепаратистов, не признающих легитимность испанского госу­дарства, приобрела затяжной характер.

В странах Азии и Африки рубеж 60—70-х гг. ознаменовался пиком процессов деколонизации и национально-освободитель­ных движений. В большинстве постколониальных стран исто­рия их независимости началась с острых этнополитических кон­фликтов, часто приобретавших форму этнических гражданс­ких войн. Израильско-палестинский конфликт, гражданские войны в Ливане, Нигерии, Шри-Ланке и на Кипре, вооружен­ный конфликт между Индией и Пакистаном, образование Бан­гладеш, этнические погромы в Малайзии — все эти события не оставляли ни малейшего сомнения в том, что политизиро­ванная этничность и национализм представляют для «модер­низирующегося» общества гораздо более острую проблему, чем это предполагалось. Таким образом, сама жизнь опровергла сим­волы веры и околонаучную догматику старшего поколения те­оретиков модернизации, поставив новое поколение ученых-обществоведов лицом к лицу с настоятельной необходимостью дать адекватное объяснение обозначившимся во всем мире процессам политизации этничности и этнизации политики, а также предложить научно обоснованные принципы обеспече­ния устойчивого этнического мира и безопасности. В резуль­тате на рубеже 1960—1970 гг. этнополитический конфликт пре­вращается в самостоятельный предмет научного анализа и воз­никает этнополитическая конфликтология как особая область междисциплинарных исследований, вызванная к жизни потребно­стями развития человеческого сообщества.

На сегодняшний день этнополитическая конфликтология прошла в своем развитии три этапа и вступает в четвертый.

Первый этап охватывает период с конца 1960-х до конца 1970-х гг. Это этап формирования этнополитической конфлик­тологии как междисцишинарной области научных исследований. Его основным содержанием был интенсивный процесс накоп­ления знаний об этнополитическом конфликте, который про­исходил еще в рамках тех или иных смежных дисциплин. Пред­ставители различных общественных наук (прежде всего соци­ологи, политологи, конфликтологи, социальные психологи, этнологи и антропологи) обращаются к специальному система­тическому изучению межэтнических отношений в их связи с проблемами политической нестабильности и конфликта. Наиболее значительными публикациями этого периода стали рабо­ты социологов, изучавших межэтнические и межрасовые отно­шения. В центре их внимания находились этнические границы, системы этнической стратификации, модели этнических и эт-норасовых отношений, межэтническая конкуренция на рынке труда, проблемы «внутреннего колониализма»1". Внимание по­литологов привлекали проблемы отношений этнических групп и государства, политической истории национализма и нацио­нальных движений, также особая роль этничности в процессах модернизации, проблемы политической стабильности многосо­ставных (плюральных) сообществ и возможность укрепления демократии в полиэтничных системах2. В работах социальных психологов особое внимание уделяется роли социальной иден­тичности в процессах межгруппового взаимодействия3.

К этому же периоду относится начало интенсивных страно­ведческих и региональных исследований, рассматривающих про­блемы анализа и регулирования этнических конфликтов на при­мере конкретных случаев (сазе 8(исНе$), особенно получивших международный и региональный резонанс, таких, как на Кип­ре, Шри-Ланке, Северной Ирландии, Квебеке, Бельгии, Испа­нии (Каталония и Страна Басков), Италии (Южный Тироль), израильско-палестинский конфликт, события в Малайзии, Ни­герии и др. Большую роль сыграли специальные выпуски на­чавшего выходить с 1978 г. международного журнала «Этничес­кие и расовые исследования» (Е1пшс апа" Кжла! 5шше$).

Нельзя сказать, что большинство указанных выше работ были полностью посвящены изучению этнополитических конфлик­тов. Они имели более широкий спектр направленный на рас­смотрение проблем этнических (а не только этнополитичес­ких) отношений. Вместе с тем именно этот более широкий угол рассмотрения стимулировал в том числе и теоретический анализ проблем этнополитического конфликта. Важную мето­дологическую роль в этом сыграли продолжавшиеся научные разработки в области обшей теории социального конфликта, в которых особое внимание обращалось на проблемы динамики конфликта, условий его завершения и аспекты конфликтного менеджмента4.

Второй этап в развитии этнополитической конфликтологии приходится на 1980-е гг. Его можно охарактеризовать как этап становления, когда она перестает быть просто междисципли-

нарной областью исследований смежных общественных наук и превращается в самостоятельную конфликтологическую дисцип­лину. Эта трансформация была связана прежде всего с разработ­кой теоретического фундамента и методологических оснований анализа этнического конфликта.

Наиболее важную роль в этом процессе сыграло появление обобщающих (так называемых рамочных) работ по теории эт­нополитического конфликта. К ним относятся в первую оче­редь «Этнополитика: концептуальная рамка» Джозефа Ротшильда (Ко(Н$сЫШ, 1982), «Этнические группы в конфликте» Доналда Горовица (Ного\уй2, 1985), «Управление затяжным социальным конфликтом: теория и случаи» Эдварда Азара (Агаг, 1990), кол­лективная монография «Конфликт и миротворчество в этни­ческих отношениях» под редакцией Д. Монтвилля, включаю­щая главы, написанные Э. Смитом, М. Хейслером, Д. Дарби, М. Эсманом, А. Липхартом и др. (МопгуШе, 1990). В этот же период появляется ряд фундаментальных новаторских исследо­ваний по теории национализма и национальных движений, та­ких, как «Нации и национализм» Эрнста Геллнера (СеНпег, 1983; Геллнер, 1991), «Этническое возрождение в современном мире» (8пи(Н, 1981) и «Этнические истоки наций» (ЗтНЬ, 1986) Энто­ни Смита, «Нации и национализм с 1780: программа, миф, ре­альность» Эрика Хобсбауна (НоЬ$Ъа\Уп апд Капает, 1983; НоЬвЪа^п, 1992; Хобсбаум, 1998), «Воображаемые сообщества» Б. Андерсона (АгкЗегеоп, 1983; Андерсон, 2001), «Национализм и государство» Джона Брейли (ВгеиШу, 1986), «Новые национализ-мы на развитом Западе» Э. Тирякяна и Д. Роговского (Ттакуап апс! Ко§о\У5кК 1985) и др.

Во-первых, принципиальное значение данных работ связа­но, с их фундаментальным и комплексным характером. В них совершился переход от монофакторных объяснений этническо­го конфликта (которые преобладали на предыдущем этапе, ког­да этнополитический конфликт изучался еще в рамках той или иной смежной дисциплины) к многофакторным теоретическим моделям. Во-вторых, серьезной критической переработке под­верглась теория модернизации, что значительно повысило ее методологические возможности при анализе проблем этнопо­литического конфликта. В-третьих, именно в этот период наме­тилась тенденция синтеза проблематики анализа конфликта и конфликтологического менеджмента3.

Вопросы анализа и разрешения этнополитических конфлик­тов стали важным предметом исследования в деятельности но­вых конфликтологических центров и институюв исследования проблем мира, таких, как Центр Картера при Университете Эмо-ри в США (1982), Группа по исследованиям мира в Найроби (1984), Институт мира США (1984), Международная тревога (Ве­ликобритания, 1985), Копенгагенский институт исследований мира (1985), Программа исследования переговорного процесса при Гарвардской школе права (1986), Институт анализа и разре­шения конфликтов при Университете Д. Мейсона в США (1988), Австрийский центр по изучению мира и разрешению конфлик­та (Европейский институт мира) (1988), центр по разрешению конфликтов Бредфордского университета в Великобритании (1990) и др.

Одновременно с этим продолжалось изучение проблематики этнополитического конфликта в рамках теоретических и срав­нительных исследований проблем этнополитических отношений и политических аспектов этнических миграций, а также прово­дились многочисленные исследования конкретных случаев эт­нополитических конфликтов и проблем их регулирования.

Третий этап в развитии этнополитической конфликтологии приходится на 1990-е гг. Он характеризуется интенсивным рос­том этноконфликтологических исследований в связи с осмыслени­ем новых реалий современного мира, прежде всего, развернувшихся на рубеже 1980—1990-х гг. процессов глубокой политической и со­циально-экономической трансформации в ряде регионов мира, и коренными изменениями в международных отношениях после окон­чания «холодной войны».

Трансформационные процессы конца 1980 — начала 1990-х гг. в СССР, Восточной Европе, на юге Африки и в странах Юго-Восточной Азии сопровождались ростом этнополитической на­пряженности и конфликтов в условиях политической нестабиль­ности. Некоторые страны Африки (Бурунди, Намибия, Ангола, Мозамбик, Руанда, Кения и др.) и многие посткоммунистичес­кие страны (Хорватия, Босния, Косово, Грузия, Молдова, Тад­жикистан, Нагорный Карабах) пережили опыт этнических граж­данских войн или вооруженных столкновений между централь­ным правительством и этническими мятежниками. В целом процесс политических и социально-экономических изменений в России проходил мирно, но были и отдельные проявления этнического насилия (осетино-ингушский конфликт, контртер­рористическая операция в Чечне). Серьезные, хотя и ненасиль­ственные по форме, этнополитические конфликты проявились в ряде посткоммунистических государств в связи с дискримина­цией этнических меньшинств и несоблюдением их политичес-

ких и гражданских прав (положение русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, цыган в Центральной Европе, и прежде всего в Чехии, венгерского меньшинства в Словакии и Румы­нии, турецкого меньшинства в Болгарии).

В 1990-е гг. не прекращалось насилие в регионах затяжных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Страна Басков в Испании, Шри-Ланка, Пенджаб и Кашмир в Индии, Ближний Восток). Кроме того, по-прежнему весьма сложной и драматич­ной оставалась этнополитическая обстановка и ситуация с на­рушением прав человека и этнических меньшинств в странах Западной Европы. С одной стороны, в 1980—1990-е гг. там был достигнут определенный прогресс в регулировании ряда затяж­ных этнополитических конфликтов в связи с еврорегиональной политикой (например, в Каталонии) как через деволюцию цен­тральной власти (Шотландия, Уэльс, Каталония, Бретань), так и при помощи политики жесткого международного давления (как было в случае с Южным Тиролем, когда условием приня­тия Австрии в Евросоюз стало категорическое требование от нее отказа от всех территориальных притязаний к Италии и от всякой поддержки немецкоязычного меньшинства в Италии). Но с другой стороны, острый этнический конфликт (в том чис­ле этническое насилие в форме терроризма или периодических вооруженных беспорядков) продолжал определять характер по­литической жизни в других регионах (Северная Ирландия, Стра­на Басков, Корсика). Более того, возникли новые формы инто-лерантного этнорегионального национализма (деятельность Лиги Севера в Италии). Серьезный, хотя и ненасильственный, этно-политический конфликт по-прежнему определял основное со­держание внутриполитической жизни Бельгии. Значительно усу­губились проблемы межэтнических отношений в Германии, Австрии и особенно во Франции, где на протяжении всего де­сятилетия отмечались последовательный и устойчивый рост ксе­нофобии и этнорасизма, спорадические акты насилия по отно­шению к этническим мигрантам из стран Африки, Передней Азии и Восточной Европы. Гражданское общество европейских стран далеко не всегда радушно принимало распространяемую по официальным каналам идеологию политкорректное™, более того, эрозия межэтнической толерантности продолжала нарас­тать. Если до середины 80-х гг. во Франции ультраправая, от­кровенно расистская, националистическая партия Ле Пена не имела сколько-нибудь серьезного политического влияния и не могла собрать даже 1% голосов избирателей, то в 1986 г. Она получила почти 10% голосов, а на парламентских и президент­ских выборах 2002 г. ее поддержал почти каждый пятый голосо­вавший, так что она стала второй по популярности политичес­кой силой страны. В Италии и Австрии в конце 1990-х гг. мо­дернизированные ультранационалистические и неофашистские партии вошли в состав правительств.

Развернувшиеся в 1990-е гг. исследования в области анализа этнополитического конфликта охватили ряд принципиально новых проблем, важнейшими из которых стали отношения де­мократизации, нациестроительства и этнополитического конф­ликта6. Продолжалось изучение теоретических и сравнительных аспектов этнополитического конфликта и национализма7. Важ­ной особенностью этого периода стало широкое подключение к исследованиям этноконфликтов специалистов по проблемам международных отношений и стратегических исследований в связи с рассмотрением международного измерения этнополи­тического конфликта, особенно последствий этноконфликтов для глобальной и региональной безопасности8.

Важным событием стала публикация результатов глобально­го по масштабу охвата случаев сравнительного исследования этнополитических конфликтов, проведенного по программе Меньшинства как группы риска группой ученых под руковод­ством Теда Гурра (125; 128; 129). Количество же конкретных исследований случаев этнополитических конфликтов в разных регионах мира стало почти астрономическим.

К середине 1990-х гг. этнополитические конфликтологи уде­ляют внимание проблематике регулирования этнополитических конфликтов и управления ими. Среди наиболее важных направ­лений исследования данных проблем следует назвать стратегии и методы регулирования этнополитических конфликтов, про­блемы выхода из насильственного этноконфликта, его транс­формации и постконфликтного миростроительства, способов и механизмов предотвращения насильственных этноконфликтов и их деструктивных последствий. Кроме того, опубликованы результаты многочисленных исследований конкретных случаев этноконфликтного регулирования и прикладных конфликтоло­гических исследований.

Среди возникших в 1990-е гг. специализированных конфлик­тологических научно-исследовательских центров, в деятельнос­ти которых этнополитическая проблематика занимала важное место, можно упомянуть такие, как Центр по разрешению кон­фликтов Кейптаунского университета (ЮАР, 1992), Институт

многоуровневой дипломатии в Вашингтоне (США, 1992), Перу­анский институт разрешения конфликтов и переговоров (1992), Бергхоф-центр по конструктивному управлению конфликтом в Берлине (1993), Институт ОАЕ по предотвращению, регулиро­ванию конфликтов и управлению ими (1993), Инициатива по проблемам разрешения конфликтов и этничности Университе­та ООН и Университета Ольстера (ИНКОРЕ) (1993), Програм­ма ЮНЕСКО по культуре мира (1994), Европейский центр по предупреждению конфликтов в Голландии (1996), Форум по ран­нему предупреждению конфликтов и раннему реагированию (ФЬЮВЕР) в Лондоне (1996), Европейский центр по пробле­мам этнических меньшинств во Фленсбурге (1996), и др. Воз­никли новые специализированные международные журналы, наиболее известными из них стали Национализм и этническая политика (№попаП$т апс! Еппптс Ро1Шс§), Нации и национализм (№1юп8 апс1 №1юпаН$т), Проблемы этнополитического разви­тия (РгоЫетз оГ Е1Ьпоро1Шса1 Оеуе1ортеп0.

Можно сказать, что с началом XXI в. этнополитическая конф­ликтология вступает в новый, четвертый этап развития. Это связано с новыми вызовами современного мира, такими, как международный терроризм, обострение ксенофобии и этнора-сизма в Западной Европе. Ответом на эти вызовы стали попыт­ки консолидации полиэтничных демократий в странах Цент­ральной и Восточной Европы, первые шаги по созданию меж­дународных и региональных режимов защиты прав меньшинств и предупреждению деструктивных конфликтов.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 962; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!