ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ СРЕДИ ДРУГИХ ТИПОВ КОНФЛИКТА



АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

3.1. Исторические источники этнического плюрализма

3.2. Этнополитические конфликты в современном мире

СТРУКТУРА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

4.1. Содержательный аспект: анализ конфликта

и менеджмент конфликта

4.2. Функциональный аспект: теоретическая и прикладная

конфл и ктол огия

КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

5.1. Основные этапы развития этнополитической

конфликтологии

5.2. Этнополитическая конфликтология в России

Основные понятия

Предмет и объект этнополитической конфликтологии , анализ конфлик­та ( конфликтологическая аналитика ), менеджмент конфликта ( конф­ликтологический менеджмент ), теоретическая и прикладная конфлик­тология , этнический плюрализм , социальный конфликт , реалистичный и нереалистичный типы конфликта , симметричный и асимметричный типы конфликта , этнический конфликт , политический конфликт , этнополи - тический конфликт .

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Этнополитическая конфликтология среди обществоведческих дисциплин

Этнополитическая конфликтология представляет собой осо­бую дисциплину в рамках конфликтологии — науки о причи­нах, формах проявления, динамике и последствиях социальных конфликтов в жизни человеческого общества, а также путях их разрешения и предупреждения. Этнополитическая конфликто­логия занимается комплексным изучением этнополитического конфликта и связанной с этим проблематики.

Конфликт — одно из проявлений социального взаимодей­ствия, которое протекает в форме противостояния, столкнове­ния, противоборства личностей или общественных сил, интере­сов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Исходные положения конфликтологии обусловлены представлением о со­циальном характере конфликтов в обществе, их тесной связи с социальной средой. Во-первых, это признание конфликта в ка­честве повседневного естественного явления в жизни любого общества, неотъемлемой части человеческого существования. Конфликты играют важную роль в поступательных процессах развития, перемен и трансформации, порождаемых природой общественной жизни. Нет бесконфликтного бытия, как нет и бесконфликтного развития. Конфликт предстает как осознание отдельным индивидом или социальной группой противоречи­вости процесса взаимодействия, различий и несовместимости интересов или ценностей. Во-вторых, конфликтология рассмат­ривает конфликты как явления прогнозируемые и поддающие­ся конструктивному воздействию. Иными словами, их причи­ны, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию, а следовательно, и управлению подходящими вы­зовам ответами общественных институтов.

В связи с этим, конфликтология ставит перед собой двуеди­ную задачу, предполагающую как анализ конфликта, так и рас­смотрение проблем его регулирования, трансформации и пре­дупреждения его деструктивных проявлений и последствий. Эт­нополитическая конфликтология рассматривает эти же вопросы под иным углом зрения — в контексте полиэтнического обще­ства, включающего различные этнические группы и возника-

ющие между ними отношения соперничества и сотрудниче­ства.

Как самостоятельная отрасль конфликтологического знания этнополитическая конфликтология сформировалась сравнитель­но недавно, в 1980—1990-е гг., на основе интенсивно развиваю­щихся междисциплинарных исследований на стыке конфлик­тологии с политологией и этнологией.

С политологической точки зрения конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкретного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспарива­ющих друг у друга распределение властных полномочии или ресурсов. Политика может определяться «как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и ис­пользования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов» (129, 53)*. В этом смысле политику понимают как результат столкновения разнонаправ­ленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже составляет особую группу и по­тому защищает не только общественные, но и собственные ин­тересы. Для этнологического подхода характерно фокусирова­ние на конфликтном поведении этнических групп как специ­фических сторон конфликта и на выявлении особенностей природы этничности и этнической идентичности в различного рода конфликтах.

Этнополитические конфликты так или иначе рассматрива­ются в рамках и других общественных наук. Помимо этнологии и политологии отдельные аспекты их проблематики также изу­чаются в рамках истории, социологии, антропологии, экономи­ки, правоведения, социальной психологии, страноведения, дип­ломатии и теории переговоров, исследования проблем безопас­ности, а также науки о войне и мире. В отличие от всех этих дисциплин специфика конфликтологического подхода состоит в комплексном характере анализа этнополитического конфлик­та и проблем его регулирования и предупреждения. Опираясь на результаты научных исследований, полученные в рамках той или иной обществоведческой дисциплины, этнополитическая конфликтология стремится к междисциплинарному синтезу, чтобы на этой основе получить максимально полное и целост­ное знание о феномене этнополитического конфликта и спосо­бах управления им.

В целом формы проявления этничности и этнического кон­фликта разнообразны и охватывают разные уровни человече­ских взаимоотношений и взаимодействий. На межличностном уровне это могут быть такие виды индивидуального поведения, как избегание контактов с представителями другой нации, пре­небрежительное к ним отношение, негативные этнические сте­реотипы и предрассудки, которые обычно изучаются в рамках психологии личности и социальной психологии.

На межгрупповом уровне это вопросы межэтнического взаи­модействия, групповых стереотипов и предрассудков, процессы аккомодации и конфронтации, соперничество групп в сфере экономики, борьба за приоритет или исключительность в полу­чении возможностей социального продвижения, конкуренция этнических групп на рынке труда, социальные последствия миг­раций и др. Основное внимание уделяется уровню межгруппо­вых отношений, где государство является удаленным или же пассивно присутствующим субъектом, в рамках антропологи­ческого, социологического и экономического подходов к ана­лизу этнических отношений.

На институциональном уровне (т.е. на уровне политических организаций и политической системы в целом) этнический кон­фликт может принимать формы этнически окрашенного поли­тического действия, как, например, движения за автономию или сецессию (отпадение), за признание государством особых прав этнического большинства или этнических меньшинств. Инсти­туциональный уровень выступает на передний план тогда, когда в этнических отношениях возникают противоречим и напряжен­ность, которые не могут быть урегулированы ни самими конф­ликтующими сторонами, ни местными властями, когда конф­ликты подрывают социальный порядок или даже угрожают по­литической системе в целом.

Когда этнические конфликты бросают вызов социальному порядку и существующему режиму баланса и распределения политической власти, правительство вынуждено вмешиваться в межэтнические отношения, предлагая программу действий или публичную политику, учитывающую требования политически организованных этнических акторов. Институциональный уро­вень отношений этнических групп к правительству и другим

институтам государственной власти стоит в центре внимания политологии и политической социологии.

Кроме того, следует учитывать, что реалии современного мира не позволяют рассматривать государства как абсолютно автономные и закрытые системы, способные эффективно кон­тролировать любые внешние влияния. Транснациональные и интернациональные факторы, связанные с межгосударствен­ными отношениями и движение через государственные грани­цы капитала, товаров, людей, оружия и особенно идей и норм, усложняют как протекание, так и регулирование этнического конфликта со стороны государства. Внутренние этнические кон­фликты могут выходить за пределы государственных границ, а внешние события и влияния могут воздействовать на этнопо-литические процессы внутри страны, на политическое поведе­ние этнических групп и на реакцию правительства. В между­народной политике полиэтничность состава населения может являться источником уязвимости для одних государств и по­тенциальным преимуществом для других. Часто этнические группы пытаются мобилизовать дипломатическую или ресурс­ную поддержку своих этнических родственников, проживаю­щих за пределами государства. Правительства одних государств могут пытаться влиять на этнические споры в других странах из-за испытываемого со стороны общественного мнения своих стран давления или же с целью реализовать собственные стра­тегические интересы. Нередки случаи, когда международные организации пытаются вмешиваться в ход внутреннего этни­ческого конфликта, чтобы способствовать прекращению наси­лия, соблюдению прав человека и облегчению страданий лю­дей. Поэтому в изучение этнополитического конфликта зна­чительный вклад вносят также политология и социология международных отношений.

Следует отметить, что этнополитическая конфликтология изучает не все многообразие межэтнических отношений и даже не всякий этнический конфликт, а лишь те из них, которые проявляются в сфере политики на межгрупповом и институци­ональном уровнях. Этнические проблемы на уровне личности и гражданского общества (т.е. в сферах экономики, культуры, быта и др.) представляют для политологов интерес лишь в той мере, в какой они затрагивают ресурсы и внимание государства. Более подробно специфика этнополитических конфликтов и крите­рии их выделения среди других типов конфликта рассматрива­ются ниже, в разделе 2 этой главы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!